"Война не отпустит"
ЛнС, Аз, ФА
Ох уж мне эти философствования на ядерном пепелище... Все эти изыски ораторства, приправленные сократическими беседами и автоматными очередями, никакого отклика в душе не вызывают. Я ещё могу понять (хоть и с трудом) дезерторов, изливающих восьмилетнему ребёнку свои экзистенциальные воззрения, но в самого ребёнка, серьёзно внимающему этим лекциям и даже вставляющим ответные реплики (этакое "Профессор, но как же в таком случае...") - не верю категорически! Три дня - мало, чтобы повзрослеть, тем более такие три дня. Скажете - потрясение и всё такое, но потрясение на самом деле не так уж велико. Он ведь даже не знает о смерти родителей - они просто ушли, тут гораздо достовернее предположить (для ребёнка), что родители его бросили. И он не успел увидеть ничего такого, что сделало бы его этаким маленьким мудрым старичком. Да и само повествование нереалистично, исходя из того, кто его ведёт: двадцатилетний мальчишка, большая часть жизни которого прошла под знаком войны, наверняка найдёт что вспомнить, помимо натужного философствования случайно встреченных солдат. Тем более что наверняка эти пустые красивые фразы тысячи раз подтвердились гораздо более яркими и страшными событиями, а следовательно, наверняка стёрлись бы из памяти. Словом, не верю я во всё это.
"Я пойду с тобой"
ЛнС, Аз.
Брат с сестрой, удирающие на машине от страшнющего монстра, припоминание старых обид и нежная любовь друг к другу (по-родственному), последняя приводит в итоге к дивному самопожертвованию, и всё равно всё плохо... Автор, вы "Джипперс Крипперс" давно смотрели? Такое впечатление, что недавно. Впрочем, я могу и ошибаться, и Вы просто изобрели не самый луший велосипед, почти скопировав - и сюжетно, и атмосферно - заурядный голливудский ужастик. Только не страшно.
"Дрогг"
ЛнС.
"Хм," - подумала я, дочитав эту работу. Странно, странно... Столько человеколюбия... Абсолютно надуманного причём. Что-то тут не так. Какая-то уж слишком добрая сказочка про то, что всё будет хорошо. Такая добрая, такая чистенькая, что иначе как сказочка и не воспринимается. Что бы там ни случилось, в крайнем случае прилетят хорошие инопланетяне, нарушат устав и спасут всех нас. Хуже всего карамельные дети в финале, словно вышедшие из рекламы йогурта. Вот именно из-за этих детей я не понимаю: зачем всё это было сказано? ЧТО вообще было сказано?.. Ощущение абсолютной пустоты - что читала, что не читала. Может, потому, что избалованы мы злыми сказками, от добрых отвыкли совсем.
"Третий ангел"
АТ, Аз, ФА, ЯВП
О месте человека в новом мире, о проблеме этического выбора между звериным и человеческим состоянием на конкурсе уже рассуждали. Теперь подошёл черёд религиозно-нравственных дилемм. Правда, постановка вопроса "смогу ли я остаться христианином" в этом случае ничем не отличается от вопроса "смогу ли я остаться человеком", не раз обыгранной, так что ничего нового сказано не было. С точки зрения психологической достоверности вроде и придраться не к чему, а не цепляет. Как-то блекло. Не считая позабавившего меня эпизода, когда пастор, только что сокрушавшийся действиями мародёров, "обследует" тайник Джексонов. Ну и язык - ниже среднего.
"Вавилон"
No., Аз, ФА
Верю. Верю, верю, верю! И надо же: сюда ведь тоже затесалась философия Армагеддона, но автор так ловко перемежает её с живописным экшеном, что невольно признаёшь: так быть может. Ещё как может. Плюс - очень живой и даже обаятельный герой. И отменный язык. Один из немногих рассказов, которые я читала с настоящим удовольствием. Похоже, правда, на отрывок из чего-то большего, сюжет так и просится.
"Как я спас Землю"
ММ, Аз.
Да, этот текст мог написать только наш человек. Наша, так сказать, большая русская душа. Загадочная... В этой работе в полной мере отобразился своеобразный (не рискну употребить слово "литературный") стиль, появлению которого мы обязаны сети - так называемый "постинговый". Небрежность, шутливость, демонстративная деланная неграмотность ("энтот", "чегой-то"), монолог в виде псевдодиалога ("Ну, так вот, опять вы меня сбиваете, о чем это я?") и т.д. благополучно перекочевали в самостоятельные... нет, всё же не рискну сказать "литературные" произведения. Скажу сразу: мне такой способ изложения категорически не нравится. Потому что разговорная речь на то и разговорная, чтобы на ней разговаривать, уж простите за такой консерватизм. Это ещё уместно в прямой речи, но когда весь текст построен как этакий панибратский частный комментарий (на тему "как я провел лето"), лично меня это несказанно раздражает. Знаю, скажете: герой такой. А всё равно - есть элементарные нормы письменой речи. С ними всё-таки надо считаться. И искусство создания героя заключается именно в умении сочетать эти нормы с живым языком. Автору данного рассказа этому искусству ещё учиться и учиться.
"Шагая вперёд"
ММ, ОДиН.
Воистину народная любовь к "Herous of Might and Magic" способна вызвать слёзы умиления. И куда уже только наши авторы не умудрялись впихивать упоминание о стратегии их сердца... Но это так, к слову. Рассказ какой-то детский. Словно написан то ли ребёнком, то ли для детей. Этакая чистая, аки водица родниковая, наивность в сочетании с подкупающей непосредственностью и зелёным-презелёным слогом. Ну, летели инопланетяне, смели случайненько пол-планеты, сели, затылок почесали, лапкой махнули - а, фиг с вами, забирайте, у нас тут завалялась одна... Всеобщее щастье, ура. Кучка подростков, возгавляющая куцую армию выживших, вопит от восторга. Аминь. Несерьёзно это всё. Точнее, небрежно, а подобная небрежность всегда преступна.
"Когда заканчиваются сказки"
Аз
Конец света здесь заменён на конец привычного мира, что тоже неплохо. Жанр фэнтези даже привнёс в эту перемену намёк на метафоричность - безусловный плюс работы. Несколько страдает композиция: повествование ведётся от первого лица при неоднократной смене рассказчика, но переход от героя к герою крайне аморфен, порой приходится возвращаться и перечитывать предыдущий абзац, чтобы понять, старый это повествователь или уже новый. На мой взгляд, не слишком удачный приём (если это приём, а не ошибка автора). Не могу сказать, что эта работа вызвала во мне бурю эмоций - отнюдь, - но вцелом тест довольно приятный.
"Эпилог"
ЧЧ, Аз, ЖуС, No.
Рассказ оставил двойственое впечатление. С одной стороны, есть очень удачные моменты: например, образ старика с гармонью - живой, яркий, оттенённый мелкими, достоверными и нетривиальными деталями. Встречаются сильные яркие описания - сюрреалистичная панорама площади, например. Но плюсы единичны, а весь текст - минус. Пафосно, тяжеловесо, и в то же время сумбурно, сбивчиво. Вместо того, чтобы остановиться на удачном образе, автор всё время скачет с картинки на картинку, превращая текст в что-то вроде поломанного калейдоскопа. Полностью описательна первая половина текста, во второй совершенно на пустом месте возникуае теория о воскресших образах, поворачивающая восприятие текста на 180 градусов. В итоге заканчиваешь читать вовсе не тот рассказ, который начал. Общее впечатление: бестолково, но не без потенциала.
"Волосы Вероники"
Аз.
Осталось одно чёткое впечатление: это явно часть чего-то большего. Отличная, живая, крепкая середина с абсолютно голым началом и концом. Образы яркие, достоверные (хоть и совершенно непривлекательные), намеченные резкими чёткими штрихами, но - только намеченные. Чувствуется, что за кадром осталось очень много, и эта недосказанность не столько интригует, сколько раздражает. Если говорить о чисто эмоциональном впечатлении - текст очень агрессивный, несмотря на отсутствие откровенно "чернушных" сцен. Особенно резануло троекратное (!) "Убить бы тебя" - какая-то в этом напористая, почти демонстративная злоба, несмотря на то, что один раз фраза была произнесена "незло".
"...Тьма покроет всю землю и люди перестанут быть людьми"
ВС
После столь вязкого и пафосного названия что-то подобное и ожидалось. Буквально с первых строк перед глазами прочно устанавливается картинка в духе Бориса Валеджо, где мускулистый хлоп и не менее мускулистая дивчина в железном бикини с выражениями туповатой сосредоточенности на лицах секут живописных монстров. И даже информация о том, что эта сладкая парочка - секретные агенты ужасно секретного агентства, не способна от этой картинки избавить. Сильные, злые и, главное, очень глупые люди (ну кто в нынешнем мире, скажите на милость, купится на дешёвые трюки, которыми пытаются сразить друг друга герои?), укокошив монстров, стараются укокошить друг друга. Один из них в конце таки оказывается очень хорошим и, разумеется, побеждает. Всё. При всём при этом написано довольно живенько, и - если бы не потрясающе недалёкие и картонные герои - даже приятно. Если бы в тексте наличествовала хоть капля юмора, в рассказе можно было бы заподозрить вполне удачный стёб (тогда беру назад все свои слова). Но как раз юмора там нет. Или я его просто не вижу.
"Последний шанс или проклятье"
ММ, Аз.
Достаточно интересный сплав фэнтези и фантастики. Начало вышло довольно затягивающим, в первую очередь благодаря не очень оригинальному, но тем не менее интригующему саспенсу. Но это прошло быстро. Остальная часть текста (с того момента, когда герой выходит из корабля) - скучноватый и довольно примитивный экшн, сдобренный простенькими описаниями и неестественными диалогами. Правда, в отличие от большинства конкурсных работ, финал построен неплохо. А вот язык оставляет желать лучшего.
"Вечер не наступит"
ЛнС, ФА
Текст начинается как диалог, так же он и продолжается. Правда, на седьмой или восьмой реплике автор спохватывается и начинает изредка добавлять ремарки, видимо, чтобы самому не запутаться, кто когда говорит. А говорят много и совершенно не о том, о чём следует говорить людям на третий день после конца света. Однако, если верить большинству наших авторов, в том числе и этому, люди чинно усядутся и, попивая кофе, начнут рассуждать о том, как они дошли до такой жизни. Очевидно, насущные проблемы вроде поиска питьевой воды, оружия и спичек волнуют их гораздо меньше. Впрочем, в данном рассказе наши философы додумываются до вполне интересной теории, по крайней мере, новой. Кроме этой теории, по-своему даже красивой, ничего примечательного в тексте нет.
"Quid scribis?"
ЛнС, ММ, К, ЯВП
Сложно сказать, на что рассчитывает автор, называя в тексте членов жюри "сумасшедшими маньяками", "убийцами" и даже "врагами всего человечества". Если это лесть, то какая-то уж очень изощрённая... Говоря серьёзно, эта шутка понравилась мне гораздо меньше, чем первая, реализованная в рассказе "Тринадцатое число", главным образом благодаря посредственному исполнению. Написано очень сбивчиво, опять-таки, недостоверно с точки зрения дневниковой записи.
"Экспериментальная палеонтология"
Это, конечно, всего лишь моё субьективное мнение (как и всё выше- и нижесказанное), но не люблю я голых теоретизирований. Всё это было бы - и есть - интересно в качестве научно-популярной статьи, но как рассказ - абсолютно несостоятельно. Запомнилась только смертельная скука, обуревающая полупрозрачного и достаточно условного героя, не говоря уж о его собеседнице, которой отводится примерно та же роль, что и несуществующей секретарше Дейла Купера из "Твин Пикса" - делать вид, будто слушает, дабы герой не подтвердил читательских опасений за состояние его рассудка разговорами с воображаемой мухой. Скука эта передана достаточно удачно. Действительно стало скучно.
"Свет в себе"
ЛнС, ПА, ЖнС
Просто хорошо. Интересно, толково, грамотно, эмоционально. Один из редких текстов, за который хочется сказать автору спасибо.
"Здравствуй, Валерк"
ЯВП, ЧЧ
Сильно. Вот чего не отнять - сильно. Почти до мороза по коже. Но всё-таки почти. Наверное, слишком мало - хотелось бы посмотреть на эту ситуацию в развороте, чувствую, у автора это получилось бы очень хорошо. Но, с другой стороны, возможно, имено такая скупость переживаний делает их настолько достоверными и даже... да, наверное - страшными. На мой взгляд, это самая жуткая вещь из всех конкурсных работ.
"Кошмар продолжается"
ЛнС, ЧЧ
Вероятно, автор делает первые шаги в литературе. Похоже на набросок сценария к малобюджетному голливудскому ужастику. Несмотря на отсутствие отдельных грубых стилистических ошибок, вобщем язык ниже среднего: "Обернувшись, он с ужасом увидел женщину, бьющуюся в лапе монстра, и немедленно выстрелил в него. Раненый монстр бросил Лолу и отбежал в сторону, обиженно взревев. Минк подбежал к ней и с облегчением убедился, что она жива". Примитивно, безлико, плюс элементарная последовательность действий. Страдает достоверность (герои мочат монстров, потом, вместо того чтобы уносить ноги, чинно садятся в кружок и обсуждают, кто и как провел вечер). То же и с языком: довольно сложно представить винтовку, одетую в комбинезон, похожий на скафандр. Сюжет вторичен, никакой оригинальности в старую идею привнесено не было. Не скажу, что очень слабо - но близко к этому.
"Homo erectus"
ММ
Текст фактически полностью построен на условностях, начиная крайне скудным законом о полной легализации оружия (реально такое постановление растянулось бы страниц на двести, включаю кучу ограничений) и заканчивая представителями тупиковой ветви эволюции, выскакивающими перед читателем, словно чёртик из табакерки. Однако благодаря неплохому языку и легкой, полупрозрачной атмосфере абсурдности происходящее воспринимается как ирония, а не авторский порсчёт. Это впечатление, правда, портит псевдосерьёзный настрой последнего диалога. Как-то всё слишком стремительно, гротескно и скомканно для серьёзного текста и слишком напыщенно - для шутки.
"Великая Смена"
ШЮ, Аз, К?
Текст преувеличенно экзальтированный. Даже для стёба. Особенно для стёба. Попытка интриги, по-моему, не удалась: буквально с первых строк понятно, что речь идёт о долларе. Я, правда, грешным делом подумала, что его оппонент - евро... Вцелом идеи интересная, но реализована очень небрежно. Многочисленные эпиграфы и пояснения в конце текста дисгармонируют как с юмористическим характером рассказа, так и с его объёмом.
"Матрица вечной жизни"
К подобным текстам лично я отношусь без интереса. Но - с уважением. Потому что это нормальная, добротная НФ, к тому же не обделённая жизнью. Герой-"вещатель", как и герой-слушатель, достаточно выпуклы - по крайней мере для текста с такой фабулой. Язык на уровне. Словом, по технике у меня никаких претензий к рассказу (ксати, это действительно рассказ) нет. А раз так, думаю, найдутся люди, которые его оценят.
"Я теперь не один"
ЯВП, ПА
Задумайтесь, господа, задумайтесь, каково было бы на третий день после Армагеддона Дункану Маклауду. Идея вроде бы и очевидна, а что-то никто до сих пор её не использовал. Автор додумался, молодец. А вот обыграть тему переживания бессмертного на фоне всеобщей гибели можно было и получше. Вяло получилось, неискренне. А финал - и вовсе из категории deus ex machina. "Вы не имеете права загнать героя в угол комнаты, а потом вдруг убрать и стены, и пол" (с) Найджел Воттс.
"Роковая ошибка"
BС
Банальная идея, тривиальные размышления, шаблонный персонаж, старый сюжет... Многочисленные и многословные описания разнообразных тварей и способов их умерщвления. Плюс множесто стилисических, орфографических и пунктуационных ошибок. Словом, я вполне понимаю Кристину, посвящение которой почему-то вынесено в post scriptum. Автору ещё работать и работать.
"Начало света"
БК
У рассказа двойное название: "Начало света. Фантастический апокриф". По-моему, вторая его часть гораздо точнее отображает суть. Это именно апокриф, и как апокриф работа практически безупречна. Однако если воспринимать её как фантастический рассказ, то всё впечатление портит менторский тон автора. Сам же сюжет притчи попросту пересказывает древние сказки и предания, довольно гармонично компилируя библейский материал со славянским фольклором, но ничего революционного в них не привносит.
Ну и напоследок - мой ТОП-10:
1. Завтра безоблачно
2. Проклятье Мастера
3. Здравствуй, Валерк
4. Центурионы надежды
5. Вавилон
6. Bungey Roger
7. Вилтигай Велд
8. Когда крушится мир
9. Патриот
10. Свет в себе
Также хочется отметить - неофициально - следующие рассказы, которые я с удовольствием включила бы в топ, но которым банально не хватило места:
В эпицентре
После боя
Десять дней до конца полёта
Матрица вечной жизни
Начало странствий