Островский Николай Юрьевич. : другие произведения.

Демонизм как сущность творчества. /теория визионерского искусства Г.К. Юнга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ДЕМОНИЗМ КАК СУЩНОСТЬ
   ТВОРЧЕСТВА.
  /Теория визионерского искусства К. Г. Юнга. / /1/
  1.
  Карл Густав Юнг /1875-1961/, всемироно известный психиатр,психоаналитик, создатель аналитического пси- хоанализа, существенно отделившего его от школы Фрейда, всю жизнь, как известно,разрабатывал пробле- матику духа. В контексте учения о коллективном бессоз- нательном и учения о самости, понятие о духе оказалось главным, центральным и объединяющим,звеном теории и
  практики жизни. На этой основе формируется и теория Юнга о творчестве и особенно о творчестве поэтическом. Дух - вечный "демон" личности. Кажется, что термин "демон" безнадёжно устарел, но смысл данного явления, важного и актуального всегда, вполне соответствует наз- ванию. Собственно, "демон" - это и есть "дух", "дуно -вение", т. е. особая животворящая, отчасти субъективная
  отчасти объективная, исходящая из глубин космоса или
  подсознания сила. Понятно, что чисто религиозное пред-
  ставление о ней должно поменяться на психологическое.
   Дело не в словах, а в сути. Поскольку понятия "дух", "ви-
  зионерство", "демонизм" у Юнга почти совпадают, то эстетически можно говорить о "демонизме" в творчестве.
   Насёт этого вообще имеется богатый материал. Конечно,
  это гипотеза, но такая, от которой трудно отмахнуться. Особенно же наглядно "демонизм" проявляется именно в
  поэзии. Сама по себе идея не нова. Юнг лишь обосновы -вает её логически и психологически, иллюстрирует приме
  рами. Творец - передатчик сокровенного. Не он, в целом,
  владеет своим творчеством и произведением, а они им.
  Исток этой идеи - магическое и религиозное отношение древних к поэту как к одержимому духом-демоном или
  богом, как к магу, чародею, провидцу. Поэт был шаманом
  культуры и красоты. Но религиозный и мистический опыт
  выражают на своём языке, в своей системе символов и образов, опыт практический, психологический, опыт самого человечества. В самом человеке обнаружтвают силу сверх-человеческую, истинную и глубинную основу
  реальности, нечто абсолютное, божественное, точку
  перехода сверх-живого в живое, сакрального в профан-
  ное. Эта сфера Абсолюта фактически совпадала со сфе-
  рой человеческого бессознательного - этой бездны всех
  бездн и начала всех человеческих начал. Все мы чувству-
  ем в себе бессознательное, не умея его толком опреде-
  лить. Оно то кажется нам чем-то чудовищным, то самим
   Логосом земли и творчества, -- возможно, оно сразу всё.
   Таким образом, "демоническое-дух" эстетически более
  всего понимается, как сфера разумного и творческого бес-
  сознательного, часть общего процесса переплетенья ирра
  ционального и рационального начал. Понятие "дух" шире,
  включает в себя и ряд сознательных процессов в созна-
  нии, особенно в связи с познанием. К. Юнг в своих рабо-
  тах даёт блестящую сводку смыслов этого явления. Тако-
  ва, например, работа "О феноменологии духа в сказках" /2/. Для целей нашей темы достаточно и 10 определений духа. Итак, согласно Юнгу, дух это...
  1. Образ мыслей человека, народа или обновление образа мыслей /"новый дух"/.
  2. Высокий дух - одухотворённая жизнь личности, её творческая, этическая активность и т.п.
  3. Сознательное намерение, установка; разум, рассудок,
  рациональное начало, идеи и системы идей, идеалов, метод.
  4. Олицетворение чуткости, ясновиденья, способность к прогнозированию /"Дух-демон" Сократа... /
  5. Бессознательная сила в самых разных её аспектах, как в плане вреда, так и в плане пользы, даже в смысле "спасения в критической ситуации". Юнг часто говорит об отколовшейся от целого части души, -- автономном комплексе, которое ведёт себя как особое живое сущес-
  тво, личность в личности. Это сказывается на деятельно- сти и относится как к патологии поведения и мышления, так и к норме и высшему расцвету всех существенных сил человека.
  6. Дух родовой. Та же область сознательной и культурной деятельности, но с акцентом на общем, на духе народа и коллектива /исторический, социальный дух - и вплоть до коллективного бессознательного, опыта человечества, в недрах психики каждой индивидуальности. Имеется в виду момент проявления этих тайных сил, в том или ином облике, в самом сознании и поведении индивида и группы. Такой дух имеет как положительное, так и отрицательное значе -ние /"Богатый опыт и мудрость поколений" или "дух пощлости, моды", "обывательский дух", "дух войны",
  "дух отрицания и утверждения" и т.д.
  7. Дух как символ - примерное выражение таинственного и непознаваемого.
  8. Дух как руководящая судьба, смесь воли и необходи- мости, то, что может развить человека или уничтожить.
  9. Дух в его отличии от "души", как "подлинный, внутренний человек", его самость, точка слияния суб- ъективности и объективности-космоса. То, что принад-
  лежит отчасти человеку и его рациональному познанию,
  сознательной компоненте творчества, отчасти Природе или Абсолюту.
  10. Дух как Бытие, онтологическая энергия, Природа, Космос, Абсолют, Сверх-сознание, Бог, идеальное начало как сущность и смысл материи.
  Все указанные явления равно принадлежат всем сферам жизнедеятельности человечества и человека, в том числе и к сфере творческой, сфере искусства, проявляясь везде несколько специфически. Данного материала вполне достаточно, чтобы получить представление о разнообра- зии, полифонии смыслов понятия "дух", о многозначно- сти и важности этого начала в жизни людей. Из всех этих определений можно вывести две основополагающие идеи
   Первая.: Дух может быть всяким - добрым и злым, созида
  ющим и разрушающим, светлым и мрачным, нашим дру- гом и врагом. Вместе с тем он всегда основополагающая стихия жизни человека и человечества, то, что придаёт целостному существованию существа или группы опреде- лённый Смысл, определяет всю логику развития жизни от нашего рождения до смерти. Вторая идея.: Если душа есть в психологии индивидуальности личное субъекта достоя- ние, основа его индивидуальности, дух больше всего пред- и сверх-личное. Его участие в мире личности может осуществляться лишь в плане "одержимости человека ду- хом" - и особенно это верно для творчества. Попутно можно ометить, что существует таким образом два типа рациональной сознательности - рассудочная, исходящая, хотя бы по видимости, из "души" и то, что называют "ра- зумом", порождаемое творческим духом. Дух всегда есть некий авторитарный принцип, внешне или внутренне опре
  деляющий наше значение, ценность, деятельность. Он ро- довой или исходящий из нашего бессознательного импе- ратив, запретитель и разрешитель, то, что овладевает нами, подчиняет нас, или, как пишет Юнг, "распоряжается нашей жизнью. /3/. Нашего личного участия в таком сос- тоянии и деятельности минимум, выбора нет, свобода воли --иллюзия и коварство Духа, в лучшем случае тожде
  ство "хочу" и "надо". Но в творчестве это ведёт к духов- ной и моральной пользе творца и человечества. Данный процесс имеет ряд форм проявления - обнаружения инди
  видом в себе некой сверх-силы. Одни люди совершенно не замечают влияния на них Духа и считают себя совершенно свободными деятелями. Другие сполна познают иго Духа и все неприятности с этим связанные, неприятно сти именно для эмпирической личности. Одних Дух леле- ет - обычно это ничтожества, бездари, графоманы и малые таланты. Других Дух истязает, ломает им всю жизнь, отчуждает их от социума, обрекает на страдания и чудачества, делает из них гениев - и ввергает в безумие, как Гёльдерлина, Ницше или Канта. Дух выразитель родового начала и враг эмпирического. Творец победитель в смысле родовом и жертва в смысле эмпирическом. Дух возвышает, чтобы сбросить в пропасть и унижает, чтобы возвысить или погубить окончательно. Дух связан с траги
  ческим, не столь существенно трагедия это героя или тра- гедия мещанской жизни, её бессмысленности. В поэзии поэт для Духа то же, что для поэта перо. Ясно, что всё в нас протестует против такого хода вещей. Но желаемое не всегда действительное. Вопрос в том, можем ли мы сами, без Духа, подняться на должную творческую, моральную, интеллектуальную высоту и можем ли пребывать на ней не страдая от несовершенств собственной природы, других людей и среды?! Когда Дух обретает нас, мы обре- таем себя-подлинных. Свеча сгорает, но СВЕТИТ, светит, но СГОРАЕТ...
  
  2.
   Красота движет нами, а не мы создаём красоту.
   К. Юнг, "Человек первозданный".
  
  Есть область нашей жизни и культуры, в которой Дух, в конечном счёте, создаёт положительные, вечные ценности эпохи, -- вечные не по своему существованию, а по своему значению для развитого человеческого сознания и поведения. У обывателя тоже есть свои "вечные ценно-
  сти, но уже объективно негативные. Дело творца-чело-
  века -- передать, отразить, выразить то, что ему "дано" высшим началом реальности. Если в этом процессе много "слишком человеческого", когда сознательность индивида преобладает над бессознательным творчест -вом, т. е. вдохновением, становится ведущим, то появ-
  ляется уже смысл говорить о графоманстве и лже-искус- стве. Обычно в творческом процессе наше "хочу" и "надо" сливаются и проблема "рабства у духа" перестаёт иметь практическое значение. Даже трагический человек искусства находит в своём "зле" жизненных неурядиц и трудностей творчества благо. Он учится посреди своего страдания наслаждению. Трудный путь возвышеннее и почётнее. Но один и тот же человек является и творцом и человеком обыденности, смотря в какое время и в каком деле. Порочный и ничтожный в жизни, он, в часы одержи- мости свеим "демоном" может становиться высокомо- ральным гением, родовым сознанием. Теперь ясна причи- на этого в общем известного факта. Понятно, что не у всех творцов имеется такая дисгармония сущностей. Люди иного склада часто руководимы Духом и в обычной жизни
  Парадоксально графоманы в творчестве оказываются самыми свободными /сознательными, рациональными/ людьми. Они также лишены почти раздвоения сущностей,
  но их обыденное сознание во многом определяет качест-
  во творчества. Они "хотят", но Дух их не посетит. Другие никогда бы не возвысились до действительного созида- ния, хотя нмеют в потенции все способности для этого. Таких Дух стегает "кнутом" и "заставляет". Они лишь средство, главное результат. Их желание творить -
  вынужденное: без выброса творческой энергии вовне, в творения,без изложения спонтанно проникающих в них образов и идей, они болеют физически и психически, вплоть до невроза и патологии. Третьи находят свои радо
  сти в своих печалях. Они познают глубины реальности и души человеческой, создают красочные миры воображе- ния, развивают свой ум, чувство, опыт, становясь извест- ными или пропадая в неизвестности. Произведению всё равно, прочтут ли его и как оценят. Для него главное само- реализоваться. Часть души приобретает внешнее бытие, бессознательное воплощается в "тело" сознательности. Для самого произведения-Духа важен факт самореализа- ции, а не судьба произведения или творца. Уничтожаясь в одном, Дух вновь реализуется в другом и иначе. Дух само разнообразие собственных воплощений. Высшая цен- ность для Духа - он сам /божественный эгоизм Высшего /. И всё же, попутно, в творчестве, Дух нас возвышает, даже убивая. Это рабство, как форма Свободы.
  3.
  Юнг отрицал мнение, согласно которому творчество есть вид болезни, безумия, патологии, невроза. "Ошибочно - пишет Юнг - переносить особенности личности творца на его произведение" /4/. Творчество - вдохновенье всех сил личности, высшее проявление эстетических способно- стей под руководством Духа. По Юнгу, творец лишь пита- тельная среда для самосущности, которая распоряжается его силами, в соответствии со своими законами и делая себя тем, чем хочет стать. "Произведение" выходит в реальность как нечто цельное, готовое, оно голос глубин Самости. Но воплощается оно в факт рукописи по частям,
  через творца, согласно диалектике целого и частей. В целом Произведение навязывает себя его создателю, "во- дит его рукой" /5/. Оно "диктует свою форму" подчас и на- перекор автору. Творящее бессознательное - это как бы "живое существо в душе автора" /7/. "Мы уже не индиви- ды", сам Род говорит в нас. /8/. Это искусство как самовы- ражение, как самодостаточная красота, как мир идеальной реальности. В соответствии с опытом, Юнг допускает два типа творчества - "психологический", более личностный и сознательный и "визионерский", до- и сверх-человечес- кий. Разница между ними - в степени осознания влияния Духа. Но если первый тип творчества в своей оптимально
  сти есть прежде всего поэтизация и одухотворение обы- денности, связь с более привычными и обычными для среднего человека явлениями, визионёрство предпочти- тельнее.Пусть оно нечто более чуждое для нас, порою странное, порою выражающее вещи предельно трагич- ные, неприятные, возвышенные, символические, глобаль
  ные, глубинные и таинственные. Визионеры плохо при- спосабливаются к обычному миру с его ценностями, рас- трачивают своё время и психическую энергию в основ-
  ном на творчество, "создают образы страшные, гротеск-
  ные, фантастические" /9/. Через них говорит Прапережива ние, хаос истины и истина хаоса. Визионеры это не толь- ко люди искусства, но и вообще духовидцы, пророки, бе- зумцы /не все/, злодеи-интеллектуалы, не только созида- тели, но и разрушители. Истинный демонизм опасен для жизни и нравственных устоев творца, но в творчестве он созидает всё великое. Поэтами-визионёрами были Данте, Гёте, Вагнер, Ницше... Визионером-писателем был Фло- бер... Как бы там не было, но в искусстве плоды визионёр ства наиболее этичны. К тому же, автор, формируя вели- кие образы, сам формируется ими как личность. Напри- мер, Гёте становится психической составной "Фауста, сим
  вола, начала немецкой Души" /10/. Так само Творчество созидает нас, созидая через нас.
  
   Библиография.
  /1/. Карл Густав Юнг. Статья "О феноменологии духа в сказках, 1. О слове "дух", стр.298; пер. Т. А. Ребеко. // "Божественный ребёнок: аналитическая психология и воспитание. - сб., М., "Олимп", ООО,
  "изд-во АСТ-ЛТД", 1997.
  /2/. Там же, с.292-293. Неточ. цитир.
  /3/ У Юнга много высказываний такого типа - в его статьях
  посвящённых искусству. Например, в сб. - К. Г. Юнг, "Дух в человеке, искусстве и литературе", науч. ред-р перевода В. А. Поликарпова, - Мн.: ООО "Харвест", 2003.
  В статье из этого сборника "Отношение психологии к поэ- тическому творчеству" Юнг прямо говорит, что вообще в жизни "мы лишь воображаем, что обладаем и управляем нашими душами" /с.101/.
  /4/. Сб. "Дух в человеке..." Ст. "Аналитическая психология и поэтико-художественное творчество". /с.71/
  /5/. Там же, с.76.
  /6/. там же, с. 76-77, 79.
  /7/. Там же, с.87.
  /8/. Там же, ст. "Отношение психологии к поэтическому творчеству", с.98.
  /9/. Там же, с. 101.
  /10/ Там же, с. 111.
  
   ----------------
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"