Озерова Екатерина Сергеевна : другие произведения.

Медея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одно из требований на сдачу экзамена по дисциплине "Античная история"


Трагедия Еврипида "Медея"

  
   "Весной 431г. До н. э. в Афинах была поставлена трагедия Еврипида "Медея", которая была частью трилогии, до нас не дошедшей. На соревнованиях поэтов трагедия была удостоена всего лишь третьего приза, видимо, потому, что некоторых зрителей шокировало изображение убийства матерью своих детей. Сегодня "Медея" - классика мирового театрального репертуара..."
   В основу своей трагедии один из трех величайших греческих трагиков Еврипид положил миф об "аргонавтах". Драматурги того времени часто обращались к героям мифов и преданий, так как жесткие структурные рамки произведения не располагали к пространному знакомству с героем. В случае же со всем известными действующими лицами, зритель будет сопоставлять созданный в своем воображении образ с действием на сцене, изменять его и делать выводы.
   Но миф этот используется лишь как предыстория, основное действо разворачивается много позже. После победоносного возвращения Ясон с женой нашли приют в Коринфе, у царя Креонта, и прожили там некоторое время. У них родилось двое детей. Но вот, Ясон решает оставить Медею и жениться на юной дочери своего царя - Главке. Медея глубоко оскорблена таким вероломным поступком и решает отомстить.
   Трагедия начинается с диалога Кормилицы с Воспитателем сыновей Медеи и Ясона. Как лица, наиболее приближенные к семье, и знающие все, что происходит за порогом этого дома, они вводят зрителя в курс дела, рассказывают о планах царя, и опасаются тяжелого нрава Медеи, того, что случится, когда она, не оправившись еще от одной беды, узнает о новой. Слова Медеи за сценой лишь подтверждают страхи слуг. Пронизанная гневом и обидой, словно копьем, она проклинает мужа и детей, и призывает себе гибель. Ну тут же забывает об этом и просит богов о мести, желает видеть изменника с новой женой погибшими. Она ослеплена горем и злобой.
   И вот, как будто мало бед в этой семье, приходит лично к ним Креонт с намерением тотчас же выдворить Медею с детьми за пределы города. Он наслышан о коварстве этой женщины и опасается за свою дочь. Отчаянные вопли Медеи достигли и его ушей, и таким образом он решил себя обезопасить. В ответ Медея умоляет его сжалиться и не прогонять их, но правитель остается непреклонен. Ей удается выпросить лишь день. Так Медея, одинокая в чужой стране и с двумя детьми на руках, остается без крыши над головой. Жесток Креонт, но и его опасения не напрасны - Медея решает жестоко отомстить.
   Во втором же эписодии нам показывают встречу мужа-изменника и покинутой жены. Ясон не признает своей вины и представляет свой новый брак, как лишь заботу о семье и детях. Так он хочет предоставить им обеспеченное будущее. И укоряет Медею из-за излишней ревности. Та же обвиняет его в предательстве семьи, в том, что он лишь хочет избавиться от "варварской царевны", так как считает ее себя недостойной. И не принимает его помощи - ни денежной, ни друзей: "От мужа бесчестного подарок руки жжет".
   Медея просит убежища у царя Эгея и приступает к составлению чудовищного плана мести. Она делает вид, что смирилась и просит прощения, и посылает царевне отравленное одеяние. Также она решается на чудовищный поступок - убить собственных детей - чтобы вырвать с корнем Ясонов дом. Корифей пытается отговорить Медею, но та непреклонна.
   Когда царевна погибает от яда, а вместе с ней и царь, Медея только рада. Собственных детей же ей убить гораздо сложнее. Терзается Медея, мечется между материнской любовью и желанием утолить обиду. Она уговаривает себя тем, что если этого не сделает она, то дети все равно погибнут от чужой руки из мести за царя с царевной, и за сценой убивает своих детей.
   Когда в этом доме вновь появляется Ясон, то они с Медеей меняются ролями. Теперь уже не он, а она представляется победительницей, восседающей в колеснице, запряженной крылатыми драконами. У Медеи на коленях трупы детей. Теперь она, внучка Гелиоса, бога солнца, торжествует, а Ясон, потерявший все, повержен горем. Он просит последний раз хоть коснуться своих детей, но Медея не позволяет ему, и улетает на своей колеснице.
   В этом конфликте, развертывающемся на глазах у зрителя, нет тех возвышенных героев, которые представали перед нами в мифе. Это люди, такие, какими могли бы быть в настоящей жизни и Ясон, и Медея. Нет храброго и честного воителя, отправившегося за золотым руном, но есть тот, кто решает из корысти оставить семью и заполучить не только молодую жену, но и солидное наследство. Нет той волшебницы, что, восхищенная смелостью героя, помогает добыть ему руно, пойдя наперекор отцу, но есть изменившаяся Медея, что за обиду способна страшно мстить. И ведь Ясон, зная, что из-за него Медея пожертвовала жизнь брата и дяди, мог ожидать, что в случае предательства с его стороны и с ним она не обойдется мягче.
   Здесь обе стороны хороши, и оба супруга виноваты. Ясон сам спровоцировал жену на месть, оставив ее. Царь Креонт же лишь усугубил положение, и Медея, та, что пожертвовала всем ради любви, и пошла за избранником в совершенно чужую ей страну, и родила ему двоих детей, теперь вероломно оставлена. Ей некуда идти и некуда возвращаться. Она унижена и оскорблена. Но и деяния Медеи ужасны. Ведь она убивает не только соперницу, повинную лишь в том, что приняла волю отца, и царя принявшего их, но и детей. А ведь нет преступления страшнее для матери. Медея терзается задуманным, до конца колеблется. И все же, уязвленная гордость перевешивает, чтобы уничтожить потомков Ясона, лишить его всего, как он недавно также лишил ее, стереть улыбку с его лица, Медея решается на преступление. И горе ее от потери детей скрашивает осознание того, что Ясон теперь страдает, а она обвиняет в смерти детей только его одного. Будто у них иного шанса именно из-за деяний отца. После чего Медее остается только гордо удалиться, так как эти двое, из-за обоюдного эгоизма, собственными руками разрушили все, что так долго создавали. Нет теперь счастья ни Ясону, желающему создать вторую семью, а потерявшему обе, ни Медее, вынужденной из мести убить собственных детей и жить с осознанием этого в одиночестве. Нет и детей их, что, невинные, пострадали только из-за глупости и жестокости родителей.
   Люди со временем меняются внешне, но не изменяются внутренне. И даже сейчас совсем не сложно понять мотивов и поступков героев, что создавались тысячелетия назад. Именно благодаря тому, что на сцене разворачивается действие, затрагивающее общечеловеческие ценности и проблемы, "Медею" можно смело ставить на сцене в любые времена в том числе, и в новом веке, веке информационных технологий...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"