Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.48.Самоактуализация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Самоактуализация
  
   Доктор, я работаю как лошадь, ем как свинья, устаю как собака, что мне делать? - Не знаю, я не ветеринар.
  
   Жизнь -- это заглядывание в разные зеркала в поисках собственного лица.
   Войцех Бартошевский
  
   В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
   А. Шопенгауэр
  
   Автопортрет -- портрет самого себя.
   Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606--1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471--1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причем всего за два года. Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала саму себя 55 раз.
  
   "Если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе. Если рядом с тобой находится хотя бы один человек, то ты принадлежишь себе только наполовину или даже меньше, в пропорции к бездумности его поведения; а уж если рядом с тобой больше одного человека, то ты погружаешься в плачевное состояние все глубже и глубже", - писал Художник Леонардо да Винчи.
  
   Самоактуализация (от la. actualis -- действительный, настоящий) -- стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
  
   Маслоу А. Самоактуализация. http://www.lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciya.txt
  
   "Личностный рост" -- понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу. Личностный рост -- это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:
   Что такое личностный рост?
   Если у человека становится больше:
   -- интересов, а с тем и стимулов жить -- смыслового наполнения жизни,
   -- возможности анализировать -- отличать одно от другого,
   -- возможности синтезировать -- видеть связи событий и явлений,
   -- понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать,
   -- внутренней свободы и независимости,
   -- ответственности, взятой на себя добровольно,
   -- любви к миру и людям (к себе в том числе),
   то это и значит, что человек растет личностно.
   В. Леви из книги "Куда жить. Человек в цепях свободы."
   http://booknewlife.ru/ Собрание книг из категории о Личностном развитии
  
  
   Самооценка -- ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
   В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, -- регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
  
   Оценочная зависимость -- психологическое явление, открытое и понятийно сформулированное Владимиром Леви. Оценочная зависимость (''ОЗ'') -- один из основных мотивов поведения человека. Формируется как специфически человеческая психосоциальная надстройка над базисным механизмом поощрения и наказания, работающим у всех живых существ. У человека ОЗ формируется, начиная с раннего детства и служит основным инструментом первичной и последующей социализации. В самом простом виде проявляет себя стремлением к одобрению и страхом неодобрения со стороны окружающих, и особенно высоко значимых окружающих. ОЗ в достаточно равновесной пропорции с другими составляющими душевной жизни обеспечивает приспособление человека к окружающей его среде, к ее нормам поведения, менталитету и ценностям. В неуравновешенных же, "зашкаливающих" степенях является источником многочисленных неврозов, фобий и особенно социофобий, подоплекой многих депрессивных и психопатических состояний.
   К примеру, такой распространенный психоневротический недуг как заикание является в подавляющем большинстве случаев результатом чрезмерной ОЗ в отношении собственной речи. Такую же преобладающую роль чрезмерная ОЗ играет почти во всех случаях мужской импотенции. Огромную роль ОЗ играет и в любовных и супружеских отношениях и служит источником большинства разладов между оценочно-зависимыми друг от друга людьми.
   В акцентуированном виде ОЗ может стать чем-то подобным наркомании и приводить к глубоким деформациям личности со многими осложнениями, в частности, такими, как алкоголизм и собственно наркомания. Защитным психологическим механизмом от "зашкаливания" ОЗ нередко становится душевная тупость, бессовестность, бессердечие и разные формы асоциального поведения. Если на ранних этапах формирования личности умеренные степени ОЗ способствуют душевному и умственному развитию, то в дальнейшем ОЗ развитие личности все более тормозит. Личностный антоним ОЗ -- внутренняя свобода. Во многих книгах Владимира Леви ("Нестандартный ребенок", "Искусство быть другим", "Травматология любви", "Куда жить?", "Ошибки здоровья", "Одинокий друг одиноких", "Не только депрессия", "Наемный бог", "Направляющая сила ума", и другие).
   ОЗ рассматривается в практическом плане -- как явление, подлежащее осознаванию и личностной самокоррекции.
  
  
   Раскрашивание фломастерами ласточек повышает самооценку membrana , 6 июня 2008 .
   Чёрный маркер стоимостью шесть долларов сделал самых, казалось бы, "забитых" самцов ласточек Hirundo rustica erythrogaster преуспевающими дамскими угодниками и даже повлиял на их физиологию. Учёные отловили в начале сезона спаривания 63 мужских особи ласточек из шести колоний в Нью-Джерси. Затем они раскрасили грудку и перья 30 птиц тёмным нетоксичным фломастером, "подтянув" их таким образом до уровня более удачливых сородичей (подменив цвет ржавчины тёмно-красным). Через неделю птиц снова отловили и провели анализ крови подопытных. Оказалось, что подобное "переодевание" увеличило уровень тестостерона у самцов ласточек на 36% всего за неделю, да ещё и в тот период, когда он обычно снижается. В то же время у остальных 33 самцов количество полового гормона уменьшилось почти вдвое, отмечает доцент Ребекка Шафран ( Rebecca Safran ) из университета Колорадо в Боулдере ( University of Colorado at Boulder ). Как говорят сами учёные: "Мы сделали моментальный снимок эволюции в действии" . Кроме того, у раскрашенных Hirundo rustica erythrogaster наблюдалось снижение веса, но эта связь куда менее загадочна. Скорее всего, ласточки просто тратили больше времени на спаривание и меньше на поиски пищи. Учёные предостерегают людей сравнивать птиц и человека, даже учитывая, что ласточки моногамны и генетически разнообразны. Статья , опубликована в открытом доступе журналом Current Biology.
  
  
   Самоопределение (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Смысл жизненного Самоопределение - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности.
   Концептуальная схема Самоопределения описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном.
  
   А.Зиновьев характеризует современную Индивидуализацию в экономически развитых странах следующим образом:
  
   "Существует убеждение, будто западный человек стал безликим существом. Но по самому смыслу слова "стал" это означает, будто человек раньше не был таким. А каким же он был? Авторы, писавшие об обезличивании человека, предполагали, будто раньше человек был индивидуализированной личностью. Некоторые авторы даже утверждают, будто человек от рождения является индивидуализированной личностью, а в современном обществе стал утрачивать это качество. Такую концепцию развивали, например, Эрик Фромм, Олдос Хаксли, Конрад Лоренц.
   Я считаю такие убеждения просто вздорными. Западные люди и остались индивидуалистами в том смысле, в каком об этом говорилось выше, то есть "разумными эгоистами". Но они в подавляющем большинстве никогда не были индивидуализированными личностями. И тем более они никогда не были и не являются таковыми от рождения. Личностями люди не рождаются. Они становятся ими в силу обстоятельств их социального бытия, да и то в редких случаях. В том смысле, в каком люди индивидуализированы от рождения, индивидуализированы даже клопы и червяки. Проблема человека как индивидуальной личности вообще есть проблема социальная, причем современная.
   Лишь в современном западном обществе впервые в истории появилась возможность для формирования человека как индивидуализированной личности не в порядке исключения, а в массовых масштабах. Но именно сам факт массовости исключил реализацию этой возможности для подавляющего большинства людей. Если взять отдельного человека в отношении к возможностям, которые ему в принципе предоставляет современное общество, то он вроде бы должен быть индивидуальной личностью. Но таких людей слишком много, и это низводит их почти всех на уровень деиндивидуализированных единичек массы. Порождая у многих людей потребность в том, чтобы быть уникальной личностью, массовость этого явления исключает возможность удовлетворения потребности.
   Никому не запрещено становиться миллионером, президентом страны, кинозвездой и т. д., и пропаганда трубит о равных возможностях для всех на этот счет. А многим ли это удается?! Никому не запрещается становиться уникальной личностью, но лишь немногим это удается на деле. Для этого нужен такой "пустяк", как общественное признание человека в качестве личности. А общество имеет для этого свои критерии отбора. Индивидуализированные личности всегда были и останутся исключениями. Меняется лишь их тип и процент в массе безликих "единичек". В западном обществе этот процент выше, чем в других обществах, но не настолько велик, чтобы удовлетворить всех претендующих на статус личности".
  
   Запад. Феномен западнизма
   Александр Зиновьев
   http://royallib.ru/author/zinovev_aleksandr.html
  
  
   Можно говорить об этической автономии, т.е. этическом самоопределении человека на основе собственных разума и сил в соответствии со своей природой. По Канту, только такое самоопределение сообразуется с достоинством морально зрелой личности.
   Автономная мораль предполагает, что человеческая совесть, человек, сознание человека самостоятельно формулирует ему -- конкретному индивиду -- моральный закон, совесть, моральное сознание человека, но формулировка этого закона является единой для всех людей, общечеловечной.
   Автономия ( el.-- самозаконие: "autos" -- сам и "nomos" -- закон) -- индивидуальная свобода действия. В философии автономия -- самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант).
  
   Современная физика нелинейных явлений иллюстрирует механизмы самоактуализации и автономности личности посредством представлений о механизмах авторегуляции и самоорганизации сложных систем.
  
   Авторегуляция -- способность биологической и социальной системы индивидуума сохранять свой состав и свойства на относительно постоянном уровне независимо от меняющихся условий среды.
  
   Автоколебания -- незатухающие колебания в диссипативной динамической системе с нелинейной обратной связью, поддерживающиеся за счёт энергии постоянного, то есть ''непериодического'' внешнего воздействия. Автоколебания отличаются от ''вынужденных колебаний'' тем, что последние вызваны ''периодическим'' внешним воздействием и происходят с частотой этого воздействия, в то время как возникновение автоколебаний и их частота определяются внутренними свойствами самой автоколебательной системы. Диссипация (рассеивание энергии) в автоколебательной системе восстанавливается за счёт поступления в неё энергии из источника постоянного воздействия, благодаря чему автоколебания не затухают.
  
   Примерами автоколебаний могут служить:
   * незатухающие колебания маятника часов за счёт постоянного действия тяжести заводной гири;
   * колебания скрипичной струны под воздействием равномерно движущегося смычка
  
   Если колеблющийся элемент системы способен к собственным ''затухающим колебаниям'' (т.н. ''гармонический диссипативный осциллятор''), автоколебания (при равенстве диссипации и поступления энергии в систему за время периода) устанавливаются на частоте, близкой к ''резонансной'' для этого осциллятора, их форма становится близкой к гармонической, а амплитуда, в некотором диапазоне значений, тем больше, чем больше величина постоянного внешнего воздействия.
   Автоколебательные системы, не содержащие осцилляторов, называются ''релаксационными''.
   Физика. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. -- 4-е изд. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. -- С. 85--88. ISBN 5-85270-306-0 (БРЭ)
  
   Самоорганизация-- процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия.
  
   Характеристики системы:
   * открытая (наличие обмена энергией/веществом с окружающей средой)
   * содержит неограниченно большое число элементов (подсистем)
   * имеется стационарный устойчивый режим системы, в котором элементы взаимодействуют хаотически (некогерентно).
   Характеристики процесса:
   * интенсивный обмен энергией/веществом с окружающей средой, причём совершенно хаотически (не вызывая упорядочение в системе)
   * макроскопическое поведение системы описывается несколькими величинами -- параметром порядка и управляющими параметрами (исчезает информационная перегруженность системы)
   * имеется некоторое критическое значение управляющего параметра (связанного с поступлением энергии/вещества), при котором система спонтанно переходит в новое упорядоченное состояние (переход к сильному неравновесию)
   * новое состояние обусловлено согласованным (когерентным) поведением элементов системы, эффект упорядочения обнаруживается только на макроскопическом уровне
   * новое состояние существует только при безостановочном потоке энергии/вещества в систему. При увеличении интенсивности обмена система проходит через ряд следующих критических переходов; в результате структура усложняется вплоть до возникновения турбулентного хаоса.
   Для однозначности определения термина, его связи с характеристиками системы и процесса, как правило, делается ссылка на один из трёх стандартных примеров самоорганизации
   * лазер -- пространственное упорядочение
   * ячейки Рэлея-Бенара -- пространственное упорядочение
   * реакция Белоусова-Жаботинского -- пространственно-временное упорядочение
   По аналогии описания самоорганизующихся систем с фазовыми переходами диссипативная самоорганизация получила название фазового перехода в неравновесной системе.
  
   Междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных и социальных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем - Синергетика (от el. -- "совместно" и el. -- "действующий").
   Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б.'' http://spkurdyumov.narod.ru/KADOMCEV.htm Что такое синергетика.
   /Нелинейные волны. Самоорганизация -- М., Наука, 1983.
  
   Предмет синергетики распределился между различными направлениями:
   * теория динамического хаоса исследует сверхсложную упорядоченность, напр. явление турбулентности;
   * теория детерминированного хаоса исследует хаотические явления, возникающие в результате детерминированных процессов (в отсутствие случайных шумов);
   * теория фракталов занимается изучением сложных самоподобных структур, часто возникающих в результате самоорганизации, процесс самоорганизации также может быть фрактальным;
   * теория катастроф исследует поведение самоорганизующихся систем в терминах бифуркация, аттрактор, неустойчивость;
   *лингвистическая синергетика и прогностика.
   * Наука имеет дело с системами разных уровней организации, связь между ними осуществляется через хаос
   * Когда системы объединяются, целое не равно сумме частей
   * Общее для всех систем: спонтанное образование, изменения на макроскопическом уровне, возникновение новых качеств, этап самоорганизации. При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все системы ведут себя одинаково
   * Неравновесность в системе является источником появления новой организации (порядка)
   * Системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой
   * Процессы локальной упорядоченности совершаются за счет притока энергии извне
   * В сильно неравновесных условиях системы начинают воспринимать те факторы, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии
   * В неравновесных условиях независимость элементов уступает место корпоративному поведению
   * Вдали от равновесия согласованность поведения элементов возрастает. В равновесии молекула видит только своих соседей, вдали равновесия - видит всю систему целиком. Примеры: костная материя - коммуникация посредством сигналов, работа головного мозга.
   * В условиях, далеких от равновесия, в системах действуют бифуркационные механизмы - наличие точек раздвоения продолжения развития. Варианты развития системы практически не предсказуемы.
   Современная наука и синергетика объясняют процесс самоорганизации систем следующим образом.
   # Система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией.
   # Открытая система должна быть достаточно далека от точки термодинамического равновесия. В точке равновесия система обладает максимальной энтропией и поэтому не способна к какой-либо организации: в этом состоянии достигается максимум её самодезорганизации. В состоянии, близком к равновесию, система со временем приблизится к нему и придет в состояние полной дезорганизации.
   # Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации. Такие флуктуации, или случайные отклонения, системы от некоторого среднего положения, в самом начале подавляются и ликвидируются системой. Но в открытых системах благодаря усилению неравновесности эти отклонения со временем возрастают и в конце концов приводят к "расшатыванию" прежнего порядка и возникновению нового. Этот процесс обычно характеризуют как принцип образования порядка через флуктуации. Так как флуктуации носят случайный характер, то становится ясно, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.
   # Возникновение самоорганизации опирается на положительную обратную связь. Функционирование различных автоматических устройств основывается на принципе отрицательной обратной связи, т.е. на получение обратных сигналов от исполнительных органов относительно положения системы и последующей корректировки этого положения управляющими устройствами. В самоорганизующейся системе изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а накапливаются и усиливаются, что и приводит в конце концов к возникновению нового порядка и структуры.
   # Процессы самоорганизации, как и переходы от одних структур к другим, сопровождаются нарушением симметрии. Так, мы уже видели, что при описании необратимых процессов пришлось отказаться от симметрии времени, характерной для обратимых процессов в механике. Процессы самоорганизации, связанные с необратимыми изменениями, приводят к разрушению старых и возникновению новых структур.
   # Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры. В противном случае эффекты от синергетического взаимодействия будут недостаточны для появления коллективного поведения элементов системы и тем самым возникновения самоорганизации.
  
   Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. -- М.: Наука, 1994. -- 236 с.
   Хакен Г. Синергетика. -- М.: Мир, 1985.
  
   http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2/article/PS2/ps2-0115.htm?text=%D0%A1%D0%98%D0%9D%D0%95%D0%A0%D0%93%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90 Синергетика] / Общая психология. Словарь
  
   Конструктивное одиночество можно рассматривать как синергетический механизм самоактуализации личности.
  
   Человек преобразит мир и мир уничтожит, все совершит и все перетерпит -- при условии, что у него будет свидетель. История, поэзия, памятники заменяют ему такого свидетеля. Он неустанно ищет свидетеля. Его мысль возникает лишь для свидетеля и лишь поэтому является мыслью. Даже его одиночество -- это общение со свидетелем, и такое одиночество -- самое подлинное.
   Кароль Ижиковский
  
  
   Избирать самого себя для свершения великого и трудного дела - это или безумие тщеславия, или осознание своей гениальности.
   П. Буаст
  

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

  
   Блез Паскаль ( fr. Blaise Pascal, 19 июня 1623--19 августа 1662) -- французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
   В 1631 году, после смерти матери, семья переехала в Париж.
   Блез рос одарённым ребёнком. Его отец Этьен самостоятельно занимался образованием мальчика.
   В январе 1640 года семья Паскалей переезжает в Руан. В эти годы здоровье Паскаля, и без того неважное, стало ухудшаться. Тем не менее он продолжал работать.
   В 1651 году отец, Этьен Паскаль, умер. Сестра Жильберта вышла замуж, младшая сестра, Жаклин, ушла в монастырь Пор-Рояль. Привычная жизнь Паскаля закончилась. Ему вдруг захотелось вырваться из храма науки, чтобы вкусить "прелестей" жизни. Свет встретил прославленного учёного с распростёртыми объятиями. Знакомства с власть имущими, свободный вход в аристократические салоны, азартные игры, потакание всем своим прихотям и слабостям -- вот что занимало Паскаля на протяжении нескольких лет.
   Всё изменила одна роковая ночь.
   24 ноября 1654, в половине одиннадцатого ночи, Паскаль, по его словам, пережил мистическое озарение свыше. Придя в себя, он тут же записал откровение на кусочек пергамента, который был зашит им в подкладку своей одежды. С этой реликвией Паскаль не расставался до самой смерти. Это событие коренным образом изменило жизнь Паскаля. Он совершенно прекращает занятия наукой как греховные. Отныне он отдаёт все силы литературе, направив своё перо на защиту "вечных ценностей". Совершает паломничество по парижским церквям (он обошёл их все). Поселяется рядом с сестрой в монастыре (1655). Пребывает в одиночестве.
   С 1658 года здоровье Паскаля быстро ухудшается. Одолевает физическая слабость, появились ужасные головные боли. Гюйгенс, посетивший Паскаля в 1660 году, нашёл его глубоким стариком, хотя Паскалю было всего 37 лет. Врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать всё, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале. После смерти Блеза нашли целые пачки таких записок, перевязанных бечёвкой, которые были ими расшифрованы и изданы книгой под названием "Мысли". В основном они посвящены взаимоотношению Бога и человека, а также апологетике христианства в янсенистском понимании. "Мысли" вошли в классику французской литературы, а Паскаль стал единственным в новой истории великим литератором и великим математиком одновременно.
   Паскаль писал в своей последней книге:
   "Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны".
   9 августа 1662 года после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль скончался.
  
   Тарасов Б. Н. Паскаль М. Молодая гвардия серия = Жизнь замечательных людей. 2006
   http://zzl.lib.ru/catalog/15_p.shtml
  
   Непостижимая безмерность мира послужила для Паскаля тем зеркалом, в котором он увидел свое "я", возникшее однажды к бытию и падающее в бездну, перед которой человек одинок и ничтожен. Человек - всего лишь "мыслящий тростник" во Вселенной, и совсем не требуется всей ее невообразимой мощи, чтобы уничтожить его, - достаточно и ничтожнейшего ее движения. "Когда я размышляю о мимолетности моего существования, погруженного в вечность, которая была до меня и пребудет после, и о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мной, пространства, растворенного в безмерной бесконечности пространств, мне не ведомых и не ведающих обо мне, - я трепещу от страха и спрашиваю себя, - почему я здесь, а не там, ибо нет причины мне быть здесь, а не там, нет причины быть сейчас, а не потом или прежде. Чей приказ, чей помысел предназначил мне это время и место?"
   Паскаль Б. Из "Мыслей" // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы. М.: Политиздат, 1990. С. 192. (Фрагмент 205).
   Но, несмотря на все это, "человек велик, сознавая свое жалкое состояние. Дерево не сознает себя жалким. Следовательно, бедствовать -- значит сознавать свое бедственное положение, но это сознание -- признак величия". Называя человека мыслящим тростником, Паскаль добавляет, что достаточно самой малости, чтобы погубить его. "Но если бы Вселенная его уничтожила, человек все же оставался более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает".
   Вывод таков: "Все наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством и временем, которых нам все равно не заполнить. Будем же стараться хорошо мыслить вот начало нравственности"
   Ограниченность нашего познания он выводил из двойственной материально духовной сущности человека. Мы чересчур телесны, чтобы созерцать и понимать духовные субстанции, и не можем постичь материю, ибо наделены духовностью. "Всего же не достижимее для человека то, каким образом тело может соединиться с духом". И еще одно ограничение для познания природы: "Все части мира находятся в таком отношении сцепления между собой, что невозможно... узнать одну без другой и без целого".
   "Баландин Р. К. 100 великих гениев": Вече; М.; 2006
  
  
   Юкио Мисима ( настоящее имя Кимитакэ Хираока) (1925--1970) -- выдающийся японский писатель и драматург. В 1988 году издательством "Синтёся" была учреждена премия имени Юкио Мисимы.
   Дед Мисимы -Дзётаро Хираока в 1908--1914 годах был губернатором Южного Сахалина. Подал в отставку в после скандала, связанного со спекуляцией сахалинским лесом.
   Кимитакэ жил и воспитывался в доме бабушки Нацуко. Даже с матерью он мог видеться только с разрешения бабушки. Совместная жизнь с Нацуко, забравшей болезненного Кимитакэ у родителей и, оградив его от внешнего мира, ставшей воспитывать ребёнка в строгих и утончённых аристократических традициях, оказала на формирование будущего писателя огромное влияние. Изоляция Кимитакэ от сверстников своего пола привела к тому, что он стал говорить в свойственной женской речи манере. Склонная к истерии Нацуко, несмотря на психологические стрессы, которые вызывало её поведение у Кимитакэ, будучи тонким ценителем кабуки и но, привила Кимитакэ любовь к прозе и театру.
   Тяжелые болезни и постоянные недомогания, из-за которых Мисима не принимал участия в играх сверстников и часто пропускал школу, тоже наложили неизгладимый отпечаток на личность будущего писателя.
   Привилегированную школу он закончил с отличием, получив из рук японского императора серебряные часы.
   15 августа 1945 года капитуляцией Японии завершилась Война на Тихом океане. В потоке последовавшей за этим днём чередой самоубийств оказался и застрелившийся 19 августа в Малайзии лейтенант, а в прошлом литературный критик, Дзэммэй Хасуда, бывший в то время кумиром и духовным наставником Мисимы.
   После 1947 года Мисима некоторое время проработал в Министерстве императорского двора, после чего по рекомендации отца перешёл в Министерство финансов. Пытавшийся жить двойной жизнью чиновника и писателя Мисима, из-за истощённости организма чуть не погиб, упав с железнодорожной платформы и едва не попав под поезд.
   Успех многочисленных произведений Мисимы вывел его в лидеры японской послевоенной литературы.
   В декабре 1951 года по протекции своего отца и в качестве специального корреспондента газеты "Асахи симбун" Мисима отправился в кругосветное путешествие, откуда вернулся в августе следующего года.
   В 1952 г., совершая первое кругосветное путешествие, двадцатисемилетний писатель попадает в Грецию, которая производит настоящий переворот в его душе. "Греция излечила меня от ненависти к самому себе, от одиночества и пробудила во мне жажду здоровья в ницшеанском смысле," - вспоминал Мисима.
   Именно тогда Мисимой овладевает новая идея: "Создать прекрасное произведение искусства и стать прекрасным самому - одно и то же".
   Мисима решает "создать из себя полную свою противоположность" - как физически, так и духовно.
   Из своего кругосветного путешествия Мисима вынес, по его собственным словам, личное переоткрытие солнечного света, телесности и ощущений, что оказало огромное влияние на его дальнейшую литературную деятельность. Вернувшись в Японию, начиная примерно с 1955 года он взялся за радикальную перестройку собственного тела, став заниматься бодибилдингом. Мисима целенаправленно стал создавать в СМИ культ своего тела, сильного и преображённого после изнурительных тренировок.
   В декабре 1966 года Мисима познакомился с редактором националистического журнала nihongo("Спор"). Между Мисимой и группой активистов журнала завязались тесные отношения, натолкнувшие его на идею создания собственной военизированной группы. В 1968 году вышла пьеса "Мой друг Гитлер". 3 ноября того же года из активистов журнала "Спор" была сформирована военизированная группа "Общество щита".
   25 ноября 1970 года, под предлогом официального визита посетив вместе с четырьмя членами "Общества щита" базу сухопутных войск сил самообороны в Итигая, Мисима, взяв в заложники командующего базой, с балкона его кабинета обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Однако театрализованная попытка государственного переворота была преимущественно проигнорирована слушающими, после чего Мисима покончил с собой, совершив сэппуку.
  
   http://misima.felodese.org/
  
   "...Едва начались дни одиночества, как я сразу почувствовал, что безо всякого усилия
   возвращаюсь к жизни полного уединения и молчания. Суета и волнение больше не
   смущали мою душу. Каждый новый безжизненный день был мне одинаково приятен"...
   (Юкио Мисима. Золотой храм)
  
   Хелен Келлер родилась в городке Таскамбия, штат Алабама, США. Она потеряла слух и зрение в феврале 1882 в результате лихорадки, когда ей было 19 месяцев. Потеря возможности общаться в столь раннем возрасте стало большим ударом и в то же время вызовом для неё и её семьи.
   В первые полтора года жизни она была обычным здоровым ребёнком, пока в возрасте 19 месяцев её не поразила болезнь, которую врачи определили как "острая закупорка сосудов желудка и головного мозга". По видимому, речь шла о скарлатине либо менингите. Болезнь продолжалась недолго, однако лишила Хелен слуха и зрения. К семи годам она придумала более 60 различных знаков, чтобы общаться с семьёй.
   В 1886 её мать Кэйт Келлер, вдохновленная примером успешного обучения слепоглухой Лоры Бриджман, который описал Чарльз Диккенс в своих "Американских записках", отправилась в Балтимор к доктору, специализировавшемуся на проблемах слепоглухих. Он познакомил её со знаменитым учёным Александром Беллом, который в то время работал с глухими детьми. Белл посоветовал родителям Хелен связаться со Школой Перкинса для слепых в Бостоне, штат Массачусетс, в которой ранее обучалась Бриджман. Школа выделила для Хелен учителя Энн Салливан, которой тогда было всего 20 лет и которая сама страдала расстройством зрения. Их встреча открыла период совместной работы длиной в 49 лет. Салливан потребовала у отца, чтобы девочку изолировали от остальных членов семьи в маленьком доме в саду. Её первой задачей было внушить понятие о дисциплине непослушной Хелен. Прорыв в общении с ней случился, когда Хелен внезапно поняла, что особые прикосновения Энн к её руке, которые та совершала обливая её руку холодной водой, означают понятие "вода". После этого она буквально вымотала Салливан, требуя всё новые и новые названия для обозначения окружавших её предметов, включая подаренную ей куклу.
   под руководством Салливан Хелен научилась осмысленно думать и говорить по методу Тадомы: прикасаясь к губам говорящего человека, она ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони. Хелен также научилась читать по-английски, по-французски, по-немецки, по-гречески и по-латыни по методу Брайля.
   В мае 1896 года, Марк Твен и Генри Роджерс (английская статья о Роджерсе), бизнесмен и филантроп, увидели шестнадцатилетнюю Келлер впервые в Нью-Йорке, в доме писателя-редактора Лоуренса Хуттена. В 1900 году Марк Твен, поклонник способностей и одаренности Хелен, обратился в письме к супруге своего друга Эмиль Роджерс. Твен отозвался о Хелен как об "удивительном ребенке" и выразил надежду, что ей не придется оставить учебу вследствие бедности.
   В 1904 в возрасте 24 лет Хелен с отличием (''cum laude'') окончила Рэдклифф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование.
   Несмотря на то, что Келлер не могла писать самостоятельно, она является автором семи (!) книг.
   Одна из них -- автобиографическая повесть "История моей жизни" ("Story of my life"), в 2003 году издана по-русски.
   Хелен Келлер скончалась во сне 1 июня 1968, за 26 дней до своего 88-летия.
  
   http://scepsis.ru/library/id_960.html Александр Мещеряков "Познание мира без слуха и зрения"]
   http://zakharov.ru/index.php?option=com_books&task=book_details&book_id=240&Itemid=56 Елена Келлер. История моей жизни. М. : "Захаров", 2003, информация об издании
  
  
   Чаплин, Чарльз Спенсер (Чарльз Спенсер Чаплин en. Charles Spencer Chaplin; 16 апреля 1889 -- 25 декабря 1977) -- английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино -- образа бродяжки Чарли. Дважды лауреат премии Американской Киноакадемии (1929 и 1972).
   родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла. Его родители -- Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Герли), были эстрадными актерами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт -- Джильберта и Салливена. Отец -- обладатель приятного баритона -- был в середине 80-х годов очень популярен в лондонских мюзик-холлах. Ему неоднократно приходилось гастролировать в Европе, выступал он и в Нью-Йорке.
   Сценическая карьера Чарльза Спенсера Чаплина закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и умер в 1901 году в лондонском госпитале св. Фомы.
   Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. В 1896 году она потеряла рассудок. Братья Сид и Чарли (вместе с матерью) оказались в работном доме в Ламбете, а затем были отданы в школу для сирот и бедных детей. Ее сыновья, Сид и Чарли, вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь.
   Чарли впервые выступил на сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать.
   9 мая 1901 года в возрасте 37 лет умер отец Чаплина. Чарли редко посещал школу, работал продавцом газет, помощником врача, в типографии и т. д., но нигде подолгу не задерживался из-за малого возраста.
   В 1903 году он (в возрасте 14 лет) получил постоянную работу в театре и роль посыльного Билли в пьесе "Шерлок Холмс". В это время Чаплин был практически неграмотным. Когда ему вручили текст роли, он боялся, что его попросят прочитать вслух несколько абзацев. Роль ему помог выучить брат Сидни.
   С 16 лет регулярно играл на скрипке по 4--16 часов в день, брал уроки у театрального дирижёра, или его знакомых.
   23 сентября 1913 года Чаплин заключает контракт с "Кистоун Филм" с жалованием в $150 в неделю.
   Поначалу Чаплин пытается имитировать довольно грубый стиль сеннетовских комедий-экспромтов, однако успех ему приносит именно отход от этого стиля. Вскоре он становится знаменитым киноактёром и начинает формировать и оттачивать свой экранный образ. постепенно в нём появляется всё больше человеческой теплоты и лиризма, который зритель привык связывать с образом Маленького Бродяги. Чаплин в автобиографии писал о своём персонаже:
   "...Он очень разносторонен -- он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка в зад, -- но только под влиянием сильного гнева".
   Маленький Бродяга стал одним из самых тиражируемых образов в массовой культуре XX века.
   В 1917 году Чаплин заключает со студией "Фёрст Нэшнл" (First National Pictures) контракт на $1 млн, становясь по тем временам самым дорогим актёром в истории.До 1922 года Чаплин не имел собственного дома -- жил в арендованных домах, гостиницах и клубе. В 1922 г. Чаплин построил свой дом в Беверли-Хиллс. В доме, кроме 40 комнат, были кинозал и орган.
  
   В 1921 году Чаплин совершил путешествие в Европу. В Лондоне и Париже при его появлении собираются огромные толпы. За три первых дня в Лондоне Чаплин получил 73000 писем.
   Первой полностью звуковой картиной Чаплина стал "Великий диктатор" -- антигитлеровский фильм, снятый в 1940 году. Это был последний фильм, где используется образ бродяжки-Чарли.
   В 1952 году Чаплин создаёт фильм "Огни рампы" -- рассказ о судьбе творческого человека и о творчестве вообще. После выхода "Диктатора" на экраны нью-йоркская газета "Дейли ньюс" писала, что ''"Чаплин тыкал в зрителей "коммунистическим пальцем""''. Нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала расследование деятельности Чаплина, одним из пунктов расследования была его национальная принадлежность.
   17 сентября 1952 года Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру "Огней рампы", и глава ФБР Эдгар Гувер добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актёра в страну. Чаплин никогда не был гражданином США. Чаплин поселился в Швейцарии, в городке Веве.
   Артист скончался 25 декабря 1977 года в своём доме в Веве.
   Милдред Харрис (Mildred Harris 1901--1944) -- первая жена Чаплина. Свадьба состоялась 23 октября 1918 года. Чаплину было 29 лет, Харрис -- 16. Чаплин женился на Харрис из-за её беременности. Позднее беременность оказалось ложной. 7 июля 1919 года у них родился сын -- Норман Спенсер Чаплин. Ребёнок прожил всего три дня.
   В 1920 году во время монтажа фильма "Малыш" началась процедура развода. Адвокаты Харрис пытались арестовать фильм. Чаплин был вынужден вывезти около 140 000 метров плёнки (более 2 000 дублей) в другой штат. Фильм монтировался в гостиничном номере в Солт-Лейк-Сити.
   Развод сопровождался взаимными обвинениями. Позднее Чаплин в автобиографии написал об этом браке:
   "Милдред была не злой, но она была безнадёжно зоологична. Я никогда не мог добраться до её души -- она была у неё забита каким-то розовым тряпьём и всякой чепухой".
   Четвёртая жена Чаплина, была на 36 лет его младше. Последнего ребенка она родила, когда великому комику было 72 года.
   В 1978 года гроб с телом Чаплина был выкопан и похищен с целью получения выкупа .17 мая 1978 года Швейцарская полиция в Лозанне обнаружила останки Чарли Чаплина, похищенные из могилы за 11 недель до этого.
   Полиция арестовала преступников, и Чаплин был перезахоронен 17 мая 1978 года.
  
   Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги. По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии -- третье.
  
   "Одиночество отталкивает. Оно овеяно грустью и не может вызывать в людях ни интереса, ни симпатии. Человек стыдится своего одиночества. Но в той или иной степени одиночество - удел каждого", - горько замечал Чарли Чаплин.
  
   ''Чаплин Ч. С.'' Моя биография. Пер. с англ. З. Гинзбург. -- М.: "Вагриус", 2000. -- 520 с.
   http://contr.info/content/view/2294/44/ "Чарли Чаплин: гражданин Мира"
   http://www.kinomag.ru/author-auz1686.html Биография, фильмография режиссёра -- Чарлз Спенсер Чаплин
  
   Эрик Кэмпбелл ( en. Eric Campbell, 26 апреля 1878 -- 20 декабря 1917) -- британский актёр-комик, который стал известен благодаря участию в короткометражных фильмах Чарли Чаплина.
   Кэмпбелл как нельзя лучше соответствовал амплуа Гиганта -- постоянного противника героя Чаплина. Кэмпбелл был высоким (выше 185 см), крупным (более 110 кг) и мог выглядеть довольно устрашающе. Постоянным элементом его образа в фильмах Чаплина стали густые загнутые кверху брови, часто он играл также с длинной накладной бородой.
   За короткий срок Кэмпбелл сумел завоевать огромную популярность у зрителей. Чаплин также чрезвычайно его ценил, они прекрасно дополняли друг друга на экране, а в жизни тесно дружили. К лету 1917 года актёрское будущее Кэмпбелла выглядело соврешенно обеспеченным -- его пригласила сниматься в очередной фильм Мэри Пикфорд. Однако как раз в этот момент в жизни Кэмпбелла наступила полоса фатального невезения. 9 июля 1917 года во время обеда в ресторане от сердечного приступа внезапно скончалась его жена. На следующий день его 16-летняя дочь Уна, которая вышла, чтобы купить траурное платье, серьёзно пострадала в автомобильной аварии.
   Уже 17 сентября Кэмпбелл, ничего не сообщив находящейся на реабилитации дочери, женится на актрисе варьете Перл Гилман (Pearl Gilman), с которой познакомился всего лишь за пять дней до этого на вечеринке. Но семейная жизнь у них не сложилась, и уже через два месяца Гилман подала на развод. А ещё через месяц, 20 декабря 1917 года, Эрик Кэмпбелл, сидя за рулём автомобиля в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, не справился с управлением и погиб в автокатастрофе. Его автомобиль был так искорёжен при лобовом столкновении, что тело массивного актёра не могли извлечь из обломков в течение пяти часов.
   Несчастья не оставили актёра и после смерти -- после кремации урна с его прахом не была востребована и оставалась непохороненной до 1952 года, когда один из служащих крематория оплатил похороны. Однако при этом не было отмечено точное место захоронения и сейчас могилы Кэмпбелла практически не существует.
   http://www.kinomag.ru/
  
  
   Метеорист -- человек, который забавляет публику, испуская газы в музыкальной манере.
   Имеется ряд упоминаний об античных и средневековых метеористах, которые могли издавать разные ритмы кишечным ветром. Так, Блаженный Августин писал в книге ''De Civitate Dei'' об исполнителях, которые могли так управлять своими газами, что казалось, что будто они поют.
   Они приведены в списке исполнителей и музыкантов в банкетной программе XII века. Метеористы указаны наряду с бардами, поэтами и гуслярами.
   Искусство метеоризма также практиковалось в Японии, об этом упоминается в одном из рассказов, относящихся к периоду сегуната Камакура (1185--1333).
   Одним из популярных метеористов в Викторианской эпохе был Жозеф Пуйоль, известный как Ле Петоман, который жил и работал во Франции с 1887 года.
   О нём сохранилось следующее свидетельство его способностей:
   "Эти представления были единственными в "Мулен Руже", где зрители так смеялись, что было слышно на сотню метров в округе. По словам А. Бриссона, это был самый настоящий артист. Его осматривал доктор С. Рише и засвидетельствовал, что представление было подлинным. У виртуозного пердуна были, однако, завистники, которые пытались вставлять себе между ног причудливые инструменты и подражать ему. Из-за этого прогремели судебные процессы. Рассказывают, что истинный Петоман сразу же выводил на чистую воду мошенников благодаря одной неизвестной им хитрости: без каких бы то ни было трюков некоторые мелодии можно было выпердеть только в минорной тональности".
  
   Ле Петоман ( fr. Le Petomane) -- французский метеорист и артист эстрады, настоящее имя Жозеф Пюжоль ( fr. Joseph Pujol) (1 июня, 1857--1945).
   Он был известен своими феноменальным контролем мышц живота, что позволяло ему управлять метеоризм испусканием кишечных газов. Его сценический псевдоним образован комбинацией французского глагола''peter'', "испускать газы" с суффиксом-''mane'', который встречается в таких словах как ''токсикоман''и может быть переведен как "человек, испускающий газы". Его профессия также известна как "флатулист" или"метеорист".
   В некоторые моменты действа, он играл вместо флейты через резиновую трубку, вставленную в его задний проход, а также воспроизводил звуковые эффекты от пушечных залпов и грозы, а также воспроизводил
   Марсельезу. Он также мог задувать свечи в нескольких ярдах от себя. Его аудитория включала Эдуарда, принца Уэльского, короля Бельгии Леопольда II и Зигмунда Фрейда .
   Во время Первой мировой войны, Пюжоль, пришедший в ужас от бесчеловечности конфликта, ушёл со сцены и вернулся в Марсель. Позже, он открыл бисквитную фабрику в Тулоне. Он умер в 1945 году в возрасте 88 лет в одиночестве старости.
   http://www.ljhelms.com/pet/_pujol/thestory/retro.htm Странная жизнь Метеориста
   http://www.abc.net.au/science/k2/moments/s364725.htm Вперед с Ветром .
  
   Метрокл из Маронеи, брат Гиппархии, который сперва был слушателем Феофраста, но по слабости своей однажды во время занятий испустил ветер и от огорчения затворился дома, решив уморить себя голодом. Узнав об этом, Кратет пришел к нему без зову, нарочно наевшись волчьих бобов, и стал его убеждать, что по всему смыслу он не сделал ничего дурного, - напротив, чудом было бы, если бы он не предоставил ветрам их естественный выход; а под конец он взял и выпустил ветры сам, чем и утешил Метрокла: подобное исцелилось подобным. С этих пор Метрокл стал его слушателем и выказал немалые способности в философии.
   Сочинения свои он сжег (говорит Гекатон в I книге "Изречений") со словами:
  
   Се - привиденья преисподних снов!
   (то есть пустые, праздные); а другие говорят, что сжег он записи феофрастовых чтений, сказавши:
   Бог огня, поспеши, твоему ты надобен граду.
  
   Вещи, говорил он, покупаются или ценою денег, например дом, или ценою времени и забот, например воспитание. Богатство пагубно, если им не пользоваться достойным образом.
   Умер он от старости, сам задержав дыхание.
   Диоген Лаэртский. Жизнь и изречения знаменитых философов.
  
   Человек всегда остается один, если вздумает стать человеком.
   Александр Александрович Зиновьев
  
   То, к чему стремится высший человек, находится в нем самом, а то, что ищет низший, - в других.
   Конфуций
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"