Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.61.Ценность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Ценность
  
   Одиночество - не редкость, но уникально для каждой личности, поэтому одиночество- уход от общих ценностей.
  
   Дар напрасный, дар случайный,
   Жизнь, зачем ты мне дана?
   Иль зачем судьбою тайной
   Ты на казнь осуждена?
  
   Кто меня враждебной властью
   Из ничтожества воззвал,
   Душу мне наполнил страстью,
   Ум сомненьем взволновал?..
  
   Цели нет передо мною:
   Сердце пусто, празден ум,
   И томит меня тоскою
   Однозвучный жизни шум.
  
   Пушкин
  
   Почему неуловимый Джо неуловим? Потому что он на фиг никому не нужен.
  
   Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его "Я". - А. Шопенгауэр
  
   Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.
   Ф. Рабле
  
   Можно ли сформулировать ценности в одиночестве, в том числе и ценности одиночества?
  
   Мы все инстинктивно боимся цели. Многие из нас предпочли бы находиться в пути всю жизнь, так и не добравшись до места назначения. Мы судорожно хватаемся за средства и часто забываем о цели.
   Э.Хоффер
  
   В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение.
   Современный философский словарь. Н.Г. Севостьянова
  
   Аксиология (от el. -- ценность) -- теория ценностей, раздел философии.
   Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
   Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность -- полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.
   В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность
   Для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.
   Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае -- показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
   социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.
   Розов Н. С.. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. -- Новосибирск: НГУ, 1998.
   http://www.materialist.kcn.ru/appraciations.htm
   А. С. Хоцей Оценки и ценности
  
   Потребительская ценность одиночества определяется рациональным невежеством.
  
   http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00087/91600.htm
   Ценность в БСЭ
   Ценностные ориентации- элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации.
   Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ценностных ориентаций, преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. Непротиворечивость и цельность систем Ценностных ориентаций может расматриваться как показатель устойчивости и автономности личности.
   Современный философский словарь. В.Л. Абушенко
  
   "Людовику девятому было двенадцать лет, когда умер его отец, отравленный
   графом Тибо, любовником благочестивой королевы Бланки.
   Сын этой достойной женщины получил блестящее воспитание: никто не мог сравниться с ним в пении гимнов, в чтении "Житий святых" и в молитвах. Этим, правда, ограничивались все его познания, но много ли нужно знать для того, чтобы выполнить божественную миссию, то есть чтобы проливать кровь во славу Христа и его церкви. О некоторых подвигах Людовика мы уже говорили, добавим ещё несколько деталей.
   Достигнув совершеннолетия, Людовик девятый взял из государственной казны восемь тысяч унций золотом, чтобы купить у венецианцев терновый венец Иисуса Христа. Безграничная глупость Людовика девятого проявилась во всем блеске во время этой сделки. Монахи аббатства Сен-Дени утверждали, что подлинный терновый венец находится не у венецианцев, а в их руках: они ссылались на то, что шипы этого венца сохраняют зеленый цвет. Подобная аргументация смутила короля, и, прежде чем принять решение, он назначил экспертов, которые должны были проверить подлинность реликвии.
   Обман обнаружился очень скоро: венец, который монахи выставили для
   верующих и который приносил им огромные доходы, оказалось, был сделан из крашеного дерева. Тогда Людовик, гордясь своей проницательностью, срочно отправил посланцев в Венецию, приказав, не останавливаясь перед ценой, приобрести терновый венец, ибо, как он заявил своей матери и придворным, уж этот венец, конечно, подлинный, поскольку у монахов Сен-Дени - фальшивый.
   Сделка произвела сенсацию. Мелкие князья, как правило не слишком богатые, последовали примеру Венецианской республики и сыграли на невероятном суеверии Людовика. Ему наперебой стали предлагать самые удивительные реликвии, и Людовик все принимал с благодарностью. Он собрал у себя такие редкостные вещи, как перекладину животворящего креста, копье, губку, молот, гвозди и прочую бутафорию распятия. За все он платил огромные деньги, которые, разумеется, брал из государственной казны. Увидев, что торговля святыми реликвиями - весьма прибыльное дело, этим промыслом стали заниматься
   и другие подданные. Бойкую торговлю развернули во Франции греческие монахи и итальянские священники. Волосы, обломки костей, кусочки засушенной плоти шли за баснословную цену. Естественно, покупатели были убеждены, что эти остатки принадлежали какому-нибудь святому. Так, Генуя купила ослиный хвост, заплатив за него, не торгуясь, тысячу экю золотом. Хвост якобы принадлежал ослу, на котором Иисус въехал в Иерусалим. История с хвостом особенно ценна тем, что продавцом оказался один из церковных иерархов, которому нельзя было не верить. Другой прелат продал сено из яслей, которые будто бы служили колыбелью младенцу Христу.
   У порога лавочек, где продавались эти редкие товары, чужеземные монахи
   отчаянно зазывали покупателей.
   "Сюда! Сюда! - вопили они.- Смотрите: вот фиал, в котором кровь
   спасителя, собранная у подножия креста Марией! Вот сосуд со слезами Иисуса Христа! А вот молоко богородицы!"
   И верующие выворачивали кошельки. Французские клирики сначала завидовали чужестранцам, а потом и сами занялись изготовлением реликвий. Они вполне резонно решили, что подорвать конкуренцию можно лишь товарами, ещё более необычайными, и дали полную волю своей необузданной фантазии. На рынке стали появляться такие вещи, которые могут вызвать лишь гомерический смех. Рясники предлагали пустые коробки, в которых, по их словам, содержался... вздох Иисуса Христа, ларцы с невидимыми рогами Иосифа. А добрый король Людовик
   Святой усердно покровительствовал торговле, твердо уверенный, что господу ничего не может быть приятнее этого, если, конечно, не считать избиения еретиков".
   Таксиль. Священный вертеп.
  
   30 июля 1920 -- Принято постановление "О ликвидации мощей во Всероссийском масштабе".
  
  
   Существует парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?
   Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.
   Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.
   С точки зрения классической политической экономии никакого парадокса не существует. Цена товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Затраты на добывание стакана воды сопоставимы с затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены.
  
  
  
   Выдающийся русский мыслитель А.Зиновьев очень четко выделяет идеологическую составляющую ценности в современном мире. Он пишет:
   "Идеологический подход к социальным явлениям исходит из смысла слов и из абстрактных определений, а не из эмпирической реальности. Для него ошибочными бывают не априорные представления о реальности, а сама реальность...
  
   Одна из задач идеологии и заключается в том, чтобы объяснить людям, какими ценностями они обладают или могут обладать в их обществе и благодаря чему. Разумеется, объяснить не на уровне объективной науки, а именно идеологически, то есть идеализируя как сами ценности, так и пути их достижения...
  
   Индивидуальные ценности, которые восхваляет и пропагандирует западная идеология, общеизвестны. Это богатство, власть, слава, мастерство, собственность, комфорт, благополучие, сила, здоровье, удовольствия, предпринимательство, свободы, права и т. д. Оргия прославления их достигла апогея в конце "холодной войны", когда стали прославлять все то, что в течение многих веков считалось пороками и наихудшими проявлениями свойств человеческой натуры...
  
   Важнейшая производная ценность -- деньги и все то, что может быть превращено в деньги и принести деньги. Деньги суть универсальная ценность, то есть символ, аккумуляция и возможность реализации любых ценностей. Начиная с некоторого уровня они становятся самоценностью, придавая полностью извращенный характер всей системе ценностей.
  
   Вторая производная ценность, конкурирующая с деньгами, -- власть над другими людьми. И третья -- слава...
  
   Подобно тому, как в деловой сфере символическая и производная экономика берет верх над реальной и основной, в сфере ценностей символические и производные ценности приобретают доминирующее значение. Это имеет следствием извращение всей системы критериев оценки человеческой деятельности. Актеры, играющие роли выдающихся исторических личностей, становятся более известными и популярными, чем сами исторические личности. Исполнители чужих музыкальных произведений становятся известнее их сочинителей и зарабатывают больше, чем последние. Танцоры, боксеры, теннисисты, певцы и прочие развлекатели оттесняют далеко на задний план вьщающихся ученых и изобретателей. Парламентские процедуры по поводу законов становятся главнее самих законов. Ураганы в масс-медиа затмевают своими масштабами реальные события, послужившие поводом для них. Короче говоря, вторичные социальные явления начинают восприниматься людьми как более важные, чем те, на основе которых они возникли в качестве подсобных средств, а относящиеся к ним ценности начинают навязываться в качестве ценностей более высокого уровня, чем ценности фундаментальные. В самом жалком положении оказываются те, кто создает самые фундаментальные ценности, а в самом выгодном -- те, кто наслаждается жизнью за их счет. Это старо, как мир. От этой "несправедливости" законов социального бытия нет избавления. Каждому -- свое!"
   Запад. Феномен западнизма
   Александр Зиновьев
   http://royallib.ru/author/zinovev_aleksandr.html
  
  
  
  
   Человек подошел к двери Возлюбленного и постучал. Голос спросил:
   -- Кто там?
   Человек ответил:
   -- Это я.
   Голос произнес:
   -- Здесь нет места для меня и тебя.
   Дверь осталась закрытой.
   После года одиночества и лишений человек вновь постучался в дверь
   Возлюбленного.
   Голос изнутри спросил:
   -- Кто там?
   Человек сказал:
   -- Это Ты.
   Дверь открылась ему.
   Идрис Шах. Путь суфиев
  
   Потребность в одиночестве - фундаментальная необходимость в поисках смысла жизни.
  
   Смысл жизни, смысл бытия -- философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
   Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
   * "В чём состоят жизненные ценности?",
   * "Что является целью (чьей-то) жизни?" (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека ''вообще''),
   * "Зачем (Для чего) мне жить?".
  
   Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого -- душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством -- это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.
   Словарь античности. Пер. с нем. -- М.: Прогресс: 1989 .
  
   Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал -- жизнь в "укромном месте", в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, -- блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.
  
   Киники (Антисфен, Диоген Синопский) -- представители одной из сократических школ греческой философии -- считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.
  
   Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков -- невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
  
   По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества -- "Поднебесной империи", что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.
  
   Основатель Даосизма Лао-цзы провозглашал, что Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, -- любовь, умеренность и смирение.
  
   Христианство учит, что "Смысл земного этапа жизни -- в обретении личного бессмертия, которое возможно только через личное сопричастие жертве Христовой и факту Его воскресения, как бы "сквозь Христа".
   Смысл жизни -- это сам Иисус Христос: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь"
   http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=joh+14#joh14_6 Ин 14:6 ).
   Православие содержит учение о Церкви как обществе людей, принявших спасение от Бога (спасённых Им).
   "Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего". (Преподобный Серафим Саровский).
  
   http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=mt+5:1-12 Заповеди о блаженствах в Библии на сайте "Библия-Центр"
   Аверинцев С. С. Иисус Христос. Мифы народов мира // Энциклопедия. Т.
   1. - М., 1980 - С. 493.
  
   Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: "Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу" (Коран, 51:56).
  
   Ф.Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: "Человек -- это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком", -- что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.
  
   Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века -- Альбера Камю ("Миф о Сизифе"), Жан-Поль Сартра ("Тошнота"), Мартина Хайдеггера ("Разговор на проселочной дороге"), Карла Ясперса ("Смысл и назначение истории").
   О них мы поговорим в отдельной главе, посвященной экзистенции.
  
   Философы прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни -- это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: "Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её".
  
   "Жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников -- старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов -- этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни"
   C.Л. Франк.
  
   # ''Франк С. Л.''
   http://slovari.yandex.ru/dict/hystory_of_philosophy/article/if/if-0672.htm?text=%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80 История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002
  
   Философская антропология (философия человека) в широком смысле -- философское учение о природе и сущности человека; в узком -- направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века.
   Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера "Положение человека в космосе" (1928) .
   Макс Шелер (1874--1928) попытался соединить все свои предыдущие искания с главным -- изучением проблемы человека.
   Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек -- человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен.
   В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом -- поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, -- это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.
   Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы -- это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке.
   Корнеев П. В.'' Современная философская антропология. -- М., 1967
   Карлос Вальверде. http://www.krotov.info/libr_min/v/val/verde_00.html Философская антропология (пер. с испан. Вдовиной Г.). -- М.:"Христианская Россия". Серия: АМАТЕКА, 2001. -- 412 стр. -- ISBN 5-87468-076-4
   http://anthropology.ru/ru/index.html Интернет-проект "Философская антропология" факультета философии и политологии СПбГУ
  
  
   Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты утверждали: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Смысл -- это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из нее пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.
   Вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл -- это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только "в" жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области "внутри" области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.
  
   Каждый из нас одинок в этом мире. Каждый заключен в медной башне и может общаться со своими собратьями лишь посредством знаков. Но знаки не одни для всех, а потому их смысл темен и неверен. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают, как принять их, и потому мы одиноко бредем по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими.
   Моэм С.
  
   Человек, по Франклу, стремится обрести смысл и попадает в состояние фрустрации, если это стремление не реализуется.
   Франкл (Frankl) Виктор (р. 1905) - австрийский философ и психолог, специалист в области психотерапии; в 1930 получил степень доктора медицины, в 1949 - степень доктора философии; профессор Венского университета, Международного университета в Сан-Диего (Калифорния). Основные сочинения: "Психотерапия в практике" (1947), "Бессознательное божество" (1948), "Теория и терапия неврозов" (1956), "Врач и душа" (1955), "Человек в поисках смысла" (1962), "Психотерапия и экзистенциализм" (1967), "Воля к смыслу" (1969), "Антропологический фундамент психотерапии" (1975), "Неуслышанное обращение к смыслу" (1978) и др. В своей концепции человека Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации смысла рассматривается как врожденная тенденция, присущая всем людям. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире. В психологической структуре личности Франкл выделяет особое измерение, в котором локализованы смыслы.
   Выделяются три группы ценностей: творчества, переживания, отношения. Ценности творчества, основным путем реализации которых является труд, наиболее естественные и важные, но не необходимые.
   Из числа ценностей переживания Франкл особенно выделяет любовь. Любовь - это взаимоотношения на уровне духовного смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности.
   По словам Ф., человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода существенно ограничена обстоятельствами. По словам Франкла "Человек - это больше, чем психика: человек - это дух". Современный философский словарь. А.В. Ванчукевич
  
   http://frankl.hpsy.ru/biography.php
   http://www.lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt Человек в поисках смысла
  
   Смысл жизни // Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008
   http://zpsy.ru/ Смысл жизни- сайт создан в рамках проекта Экзистенциальная и гуманистическая психология.
  
   Потребность -- внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
   Потребность рассматривается как состояние индивида, отражение в психике человека через "напряжение", "неудовлетворённость" и "дискомфорт" несоответствия между внутренним и внешним состоянием. Толкая индивида на устранение такого несоответствия, потребность является побудителем активности, источником мотивации. В случае если у индивида отсутствуют реальные возможности для насыщения потребности, может произойти её замещение или подавление.
  
   Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков:
   #доминантность -- стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
   #агрессия -- стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
   #поиск дружеских связей -- стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
   #отвержение других -- стремление отвергнуть попытки сближения;
   #автономия -- стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
   #пассивное повиновение -- подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
   #потребность в уважении и поддержке;
   #потребность достижения -- стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
   #потребность быть в центре внимания;
   #потребность игры -- предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
   #эгоизм (нарциссизм) -- стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
   #социальность (социофилия) -- забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
   #потребность поиска покровителя -- ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
   #потребность оказания помощи;
   #потребность избегания наказания -- сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
   #потребность самозащиты -- трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
   #потребность преодоления поражения, неудачи -- отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
   #потребность избегания опасности;
   #потребность порядка -- стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
   #потребность суждения -- стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность "вечными вопросами", и пр.
  
   Шрейдер Ю. А. '' / Смысл. // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. 
  
   А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
   * Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности.
   * Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
   * Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах
   * Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
   * Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
   Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.
  
   Воспитание потребностей -- одна из центральных задач формирования личности.
  
   Маслоу рассматривает потребность в самотрансценденции (самоактуализации), в том числе и в первую очередь через одиночество, как стоящую более высоко в иерархии потребностей, чем потребность в самореализации и независимости. Большинство людей обладает способностью самоактуализации, но лишь у небольшого их меньшинства (менее 1% по оценке Маслоу) эта способность в какой-то степени реализуется. Психологический рост Маслоу рассматривает как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивид не освободиться от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье.
   Самоактуализация предполагает:
   1) полное, живое и беззаветное переживание своего внутреннего мира;
   2) выбор в пользу развития, а не безопасности;
   3) предоставление своему "Я" реальной возможности проявиться;
   4) честность и принятие ответственности за свои действия;
   5) развитие способности "лучшего жизненного выбора";
   6) постоянное развитие своих потенциальных возможностей ради естественной связи с миром, а не единичного достижения;
   7) "пик переживаний", ощущение себя более интегрированным, целостным, гармонично организованным, способным к творчеству;
   8) обнаружение своих границ и работу по их преодолению с целью раскрытия своего "Я".
  
   "Трансперсональность" мотивов, т.е. мотивов лежащих за сферой персональных интересов, самоактуализирующихся людей порождает гуманистический образ цивилизации, который предполагает не только требование индивидуальной самореализации (достижение личного успеха за счет потерь и неудач другого), но и требование "синергии", объединенного действия, кооперации и гармонии людей. При высокой социальной синергии культурная система ценностей усиливает кооперацию и позитивные чувства между индивидами, помогает минимизировать конфликты и разногласия между ними.
   http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm Абрахам Маслоу МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ
  

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

  
   Мигель де Унамуно-и-Хуго ( es. Miguel de Unamuno y Jugo; 29 сентября 1864, Бильбао -- 31 декабря 1936, Саламанка) -- испанский философ, писатель, общественный деятель, крупнейшая фигура "поколения 98 года".
   В семье получил традиционное католическое воспитание, некоторое время даже хотел стать священником.
   В 1924 г. за выступления против диктатуры Примо де Риверы Унамуно был сослан на Канарские острова, откуда отправился в добровольное изгнание во Францию.
   После религиозного кризиса 1897 г., вызванного смертью от менингита трёхлетнего сына, он отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Дон Мигель ощутил смерть сына как проявление вселенской трагедии, состоящей в том, что человек хочет, но не может жить вечно. Начиная с 1897 года и вплоть до последних произведений всё его творчество проникнуто раздумьями о вере и неверии, смерти и бессмертии, во всех его писаниях звучит трагическая нота.
   Центральная проблема философии Унамуно -- духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическая уверенность в конечности сущего, потребности в вере -- невозможность веры для современного разума. Унамуно вводит понятие "агонии" -- особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры ("О трагическом чувстве жизни у людей и народов", 1913 г.; "Агония христианства", 1924 г.).
   Унамуно утверждал личный, "экзистенциальный" характер философской истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности ("героическое безумие", "кихотизм") единственной возможностью выхода из тупика современного мира.
   http://vpn.int.ru/index.php?name=Biography&op=page&pid=557 Унамуно Мигель де -- Биография. Библиография. Афоризмы
   Силюнас В.Ю. Человек играющий и человек бунтующий (проблемы творчества и культуры в произведениях Мигеля де Унамуно и Хосе Ортеги-и-Гассета) // Западное искусство XX в. - М., 1978;
  
   Пио Бароха-и-Несси (28 декабря 1872 -- 30 октября 1956, Мадрид) -- испанский писатель, одна из ключевых фигур "поколения 1898 года".
   Бароха считал, что природой жизни является страдание, и страдание пропорционально интеллектуальному сознанию, и всякое действие лишь усиливает страдание. В старости он говорил, что жизнь не имеет ни смысла, ни цели. Глубоким чувством горечи и разочарования, вызванных жестокостью людей и несправедливостью общества полны "Vidas sombrias".
   Для Барохи жизнь была не просто трагической чередой дней, а жизнью человека с трагическим ощущением жизни. Этот принцип можно сформулировать и по-другому: жить и жить -- вот и все.
   Как же можно бороться с жизнью? Бароха пишет, что религия, то есть католицизм -- антижизненен. Он считает, что человек может уйти из искусства и заняться чем-нибудь "земным", может попробовать сохранить в себе жизненную энергию творца, а может жениться и построить семью. Бароха пытается вывести идеал нового человека, такого, который смог бы бороться с трудностями и получать от жизни лишь наслаждения, но он сам, Бароха, был совсем другим и этот идеал оказывается безжизненным.
   Испания ему кажется страной, подавляющей людей творческих, людей характера выдающегося и отличающихся от других. Есть выход: хочешь быть свободным, будь выше морали, будь аморальным.
   По Барохе, часто люди аморальные, порочные, но энергичные и деятельные, оказываются в итоге после "испытания жизнью" на стороне добра, порядка, закона и морали.
   Принять жизнь, найдя себя через борьбу, волю и стремления, невозможно по трем причинам. Отсутствие конечной цели -- в жизни нет такой главной вершины, к которой стоило бы стремиться всю жизнь. Немногие на земле имеют такую волю -- редко рождаются герои, способные волей победить жизнь. Такой образ жизни входит в противоречие с этикой -- нужно жить так, чтобы не мешать другим.
   Проблема Испании для Барохи -- проблема индивидуальная, и каждый должен сам решить ее для себя.
   Его герой просто живет, у него есть свои представления о лучшей стране и лучшей жизни, но он не пророк и не тот, кто способен в одиночку решать судьбы людей.
   Парадокс безумного времени: человек, который не хочет жить в обществе, хочет жить один, эгоист, а тот, кто стреляет и убивает подобного ему человека -- альтруист.
   Поэтому, пишет Бароха, все европейские революции закончились деспотизмом и диктатурой.
   Бароха пишет, что политики обманывают народ, говоря, что в обществе все счастливы и благородны, воспитаны и образованны. Это никакого значения не имеет, отмечает он, когда люди вынуждены убегать из страны или оказываются в тюрьме только за то, что не хотят жить в насквозь политизированном обществе.
   Революции служат лишь шарлатанам, людям нахальным, отчаянным, красноречивым, мнительным.
   Демократия же приносит власть масс, абсолютный режим, глупость и интеллектуальный снобизм. Народ правит, используя демократию как инструмент, а индивидуальность теряется.
   Бароха, который надолго оказался за границей, чувствует, что "родина" для молодых значит уже не то, что значила она для людей его поколения. Родина исчезает как понятие, как символ, потому что родными людям нового времени, людям будущего станут их фабрики и угольные разрезы. Можно добавить, что и фирмы, корпорации, в которых они трудятся, не чувствуя Родины. Все остальное кажется уже не важным, важно лишь зарабатывать деньги, чтобы прожить следующий день, а потом еще и еще. Когда зарабатываешь уже очень много, понимаешь, что тебя кроме денег со Временем уже ничего не связывает. Чтобы не чувствовать этого, ты работаешь все больше и больше, и так всю жизнь.
   30 октября 1956 г. Бароха уходит из жизни.
  
   Перес де Айала сказал о творчестве Барохе: "Роман Барохи похож на трамвай, с входящими и выходящими пассажирами, которые не знают, куда они едут"
   (Castillo-Puche J. L. "Azorin y Baroja. Dos maestros del 98". Madrid, 1998, p. 143).
   Shaw D. "La generaciСn del 98". Madrid, 1989
  
   Села К. Х. "Апельсины -- зимние плоды". М., 1965
  
   Но мне немного жаль и Вас, мне жаль и Вас
   За то, что суетно так жили, так спешили,
   Что и не знаете, чего себя лишили,
   И не узнаете, и в этом вся печаль.
   А впрочем, я Вам не судья. Я жил как все.
   Вначале слово безраздельно мной владело -
   А дело было после, было после дело,
   И в этом дело все, и в этом вся печаль.
   Мне тем и горек мой сегодняшний удел -
   Покуда мнил себя судьей, в пророки метил,
   Каких сокровищ под ногами не заметил,
   Каких созвездий в небесах не разглядел.
  
   Левитанский
  
   "Я сделал себя таким сам по доброй воле, изобретя для этого свою собственную систему жизни, неукоснительно следуя ей, тренируясь на это постоянно и превратив принципы своей системы в свою привычную натуру. Я научился счастливо жить в обществе нищеты, пошлости,
   подлости, грязи, насилия, зависти, стяжательства, скуки, злобы, серости,
   зависти и убожества. Я создал свой взгляд на мир и тем самым создал свой
   мир. Этот мир прекрасен. Я научу вас стать такими, как я сам, научу вас
   строить свой прекрасный мир и жить в нем счастливо, каким бы ни был тот мир, из которого вы пришли сюда. Я научу вас этому по-своему. Я говорю вам: если вы хотите стать такими и войти в этот мир, входите в него и идите рядом со мною...".
   Александр Зиновьев. Иди на Голгофу
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"