Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.2 определения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


  
  
   У одиночества есть имя, отчество, фамилия, возраст, страна, историческая эпоха и даже пятая графа
  
   Вся человеческая жизнь, осознаёт это человек или нет, есть постоянный поиск путей преодоления трёх типов разладов: внутреннего (у каждого человека), между людьми и между людьми и внешним миром (космосом). Жизнь- это бегство от одиночества.
   Лишь в XX веке проблема одиночества настолько близко подступила к человеку, что Н.А.Бердяев счел уместным назвать ее основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 267
   "Почему все должны быть такими одинокими? Почему это необходимо - быть такими одинокими? Столько людей живет в этом мире, каждый из них что-то жадно ищет в другом человеке, и все равно мы остаемся такими же бесконечно далекими, оторванными друг от друга. Почему так должно быть? Ради чего? Может, наша планета вращается, подпитываясь людским одиночеством?"
   Харуки Мураками
  
   Проблема определения Одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Научная проблема одиночества -- это знание о незнании.
  
   Какова природа одиночества как такового? Является ли оно нормальным состоянием или это ненормальное состояние? Позитивный или негативный опыт оно представляет? Во-вторых, каковы причины одиночества? Находятся ли они внутри личности или же коренятся в ее окружении? Проистекают ли они из современного или исторически формирующегося поведения?
  
   "Теперь мое убеждение в жизни основывается на уверенности в том, что одиночество - это не уникальное явление, которое вызывает интерес у других людей... Это главный и неизбежный факт человеческого существования... Все скрытые сомнения, отчаяние и темные лабиринты своей души одинокий человек обязан знать, ибо у него нет связи ни с одной целостной идеей, которую бы он создал сам... Он не получает ни поддержки, ни одобрения, ни помощи у партии, он не находит прибежища в толпе, он не верит ни в кого, кроме самого себя. И зачастую эта вера его опустошает, вызывает у него дрожь и заставляет его чувствовать себя беспомощным" .
   Вульф Т.
  
   Одиночество- состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.).
   Английский философ Э. Бёрк дает определение одиночества: "Абсолютное и совершенное одиночество, то есть полное и постоянное исключение из всякого общения, представляет собой такое огромное безусловное неудовольствие, какое только можно себе представить... вся жизнь, проведенная в одиночестве, противоречит целям нашего существования, поскольку даже сама смерть вряд ли является идеей, внушающей больший ужас".
  
   "Знаешь ли ты, что по убеждению людей одиночество -- наихудший род страданий? И представление это универсально для всего мира. В Нью-Йорке так же, как и на Новой Гвинее, люди цепенеют от страха перед одиночеством и покинутостью. Известно ли тебе, что по одному из древнейших индийских мифов Создатель вызвал мир из небытия только лишь потому, что чувствовал себя одиноким? Известно ли тебе также, что американские учебники психиатрии квалифицируют отшельничество как форму психического расстройства?"
   Януш Вишневский. Одиночество в Сети
  
   Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
   Как явление социального порядка и проблема, Одиночество получило особое распространение в современном мире (феномены "толпы одиноких"), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного ("живого") общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения. Одиночество может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста, "бегства от действительности" и "внутренней эмиграции".
   Современный философский словарь. И.И. Овчаренко
  
   "В современном обществе одиночество - всеобъемлющее явление. Кризисное одиночество - главная проблема при решении общих задач психологического благополучия личности и ее социального здоровья. К сожалению, профессиональные исследователи, как и сами одинокие люди, поставлены в тупик его проявлениями, представляющими угрозу жизни человека или его счастью".
   Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. Феноменологический подход к познанию одиночества
  
   От 10 ДО 30% населения развитых стран, страдают от хронического одиночества, при котором человек ощущает себя отрезанным от остального мира, утверждают психологи.
   http://wciom.ru
  
   Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н.Е. Покровского. -- М.: Прогресс, 1989. --624 с.
   http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/lonethe1.htm Дэниел Перлман и
   Летиция Энн Пепло "Теоретические подходы к одиночеству" (часть книги Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989.
  
   "Одиночество. Это, безусловно, один из самых загадочных и интересных "объектов" социальной философии. Одиночество принадлежит к числу тех понятий, смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, ускользающее от рационального анализа. Каждая эпоха имеет свое лицо одиночества. Чем сложнее культура, тем "ветвистее", прихотливее проблематика одиночества, тем труднее прослеживается в ней его основной организующий стержень".
   Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/lonethe1.htm
  
   Д. Перлман и Л. Пепло в своей работе "Теоретические подходы к одиночеству", делят подходы к исследованию на восемь групп:
  
   психодинамические,
   феноменологические,
   экзистенциально - гуманистические,
   социологические,
   интеракционистские,
   когнитивные,
   интимные и
   теоретико-системные.
  
   Одиночество также предполагает его классификацию и разграничение со смежными категориями, такими как:
  
   изоляция,
   уединение,
   отчуждение,
   солитаризм,
   солипсизм,
   индивидуализм.
  
   Каждый тип одиночества - это форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности.
  
   Одиночество бывает
  
   космическим,
   культурным,
   социальным и
   межличностным.
  
   Космическое одиночество характеризуется чувством потери связи с бытием, своей обособленностью в мире. Космическое измерение одиночества применимо, по крайней мере, к трем различным формам самовосприятия: постижению себя как цельной личности, благодаря чему человек сотносится с миром и природой; причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; веры человека в уникальность своей судьбы.
   Космическое одиночество - это переживание человеком своей отдаленности от "всеобъемлющей" сущности, каковой может представляться
      -- природа, космос, мир;
      -- Бог, "высший разум""
      -- человеческая история.
   Культурное одиночество - переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания у окружающих людей. Культурное одиночество нередко испытывают эмигранты, переживающие отрыв от привычной культурной среды, или же люди, считающие, что общепринятые культурные ценности неприемлемы для их внутреннего мира. Одиночество в культурном измерении - частый гость мира ученых, пророков и реформаторов.
   Ситуации, в которых у человека возникают такого рода переживания, могут быть обусловлены следующими факторами:
      -- миграция (переезды людей на жительство в другую страну, город, деревню);
      -- быстрая переориентация общества на новые ценности (чаще всего в связи с революциями, крупными реформами. В таких ситуациях типичны "конфликты отцов и детей", представляющих старую и новую культуру);
      -- быстрое интеллектуальное развитие отдельной личности, делающее проблематичным общение с близкими прежде людьми .
   "День за днем небытие заполняло меня; не знакомое одиночество человека, у которого нет ни друзей, ни любимой, а именно небытие, духовная робинзонада, почти осязаемая, как раковая опухоль или туберкулезная каверна".
   Фаулз. Волхв
   Социальное одиночество испытывают люди, чувствующие себя непринятыми группой людей; особо острые формы такого одиночества называются "изгнанием", "неприятием", "остракизмом", "отставкой". Социальное одиночество - переживания человека, обусловленные исключением его из определенной группы или невозможностью вступления в группу. Такого рода ситуации чрезвычайно многообразны. Наиболее распространенные: увольнение с работы, отставка, выход на пенсию, исключение из команды, остракизм, неприятие коллективом по новому месту работы и т.п. Наиболее подвержены социальному одиночеству люди, относящиеся к двум возрастным группам - подростки ("тинейджеры") и старики: первые испытывают острую потребность впервые обрести друзей, но еще не имеют необходимых навыков общения; вторые, в силу преклонного возраста, покидают привычные и обжитые сферы деятельности, утрачивают прежних друзей.
  
   "Ни один человек не живет в полной изоляции; как правило, саморазрушение является результатом неспособности приноровиться к условиям окружающей среды. Известно, что жизнь, несмотря на все преимущества технического прогресса, день ото дня становится все сложнее, напряженнее и все больше ограничивает сферу свободного волеизъявления. В этой связи будет полезно рассмотреть иную точку зрения, согласно которой перемены в организации и структуре общества могли бы приносить пользу его членам, то есть исключать, или по крайней мере снижать потребность в саморазрушении личности. Эта предпосылка свойственна религиозным учениям и часто является краеугольным камнем многих политических программ, которые декларируют повышение экономической безопасности и ограждение общества от других страхов... Чем большее количество обездоленных получит социальные гарантии, тем лучше. Различные формы социальной реабилитации формируют программу, известную как движение умственной гигиены.
   Подобная общность интересов подразумевает объединение усилий этих ученых с усилиями представителей медицинской науки и особенно психиатров".
   Карл Меннингер. Война с самим собой
  
   Межличностное одиночество - переживание человеком утраты или недостатка духовной связи с другой конкретной, единственной и неповторимой личностью (близкий родственник, друг, любимый). Межличностное одиночество выступает как острое эпизодическое чувство беспокойства и напряжения, связанное с потребностью иметь дружеские или интимные отношения, для него характерно ощущение эмоциональной и социальной изоляции. Первое вызывается отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе - отсутствием доступного круга общения. Межличностное одиночество, становясь хроническим, переходит в безнадёжную апатию. Авторы сборника "Анатомия одиночества" справедливо отмечают, что многие люди испытывают наиболее мучительное состояние одиночества не в физической изолированности, а как раз в центре группы, в кругу семьи, и даже в обществе близких друзей.
  
   Вероятность одиночества возрастает у людей разведённых и овдовевших, находящихся в больнице или недавно изменивших место жительства. Холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее почувствует себя одиноким тот, кто ранее был женат. Определяющим одиночество моментом здесь становится отсутствие любовной привязанности. Одиночество более распространено в юности, чем в зрелом возрасте, и острее ощущается молодёжью. Разведённые и овдовевшие люди старшего возраста реже считают себя одинокими, чем разведённые и овдовевшие молодые люди.
   В разных демографических группах соотношение одиноких мужчин и женщин меняется, причём число одиноких женщин с возрастом увеличивается. Мужское и женское одиночество имеет свои особенности. Отсутствие семьи более трагично для женщины, но есть женщины, которые, не имея семьи, не страдают от одиночества. Такая женщина легко переходит от партнёра к партнёру, ни к кому не привязываясь и не стремясь узаконить отношения.
  
   Исследователи выделяют три типа одиночества: первый - хронический тип одиночества развивается, когда в течение длительного времени человек не может установить удовлетворительные социальные отношения; второй -ситуативный тип возникает в результате значительных стрессовых событий в жизни; и третий, преходящий тип переживания знаменует кратковременные приступы переживания одиночества. Хроническая форма переживается более мучительно, вызывает раздражение, ощущение безнадежности, снижает жизненные силы и изменяет структуру поведения.
  
  
   Современная социальная психология выделяет сегодня два вида одиночества 1) aloneness - одиночество как возможность индивида уединиться и быть одному, осмысляя и переживая события своей жизни. В данном случае одиночество носит позитивный характер.
   2) loneliness - одиночество как острое мучительное чувство, возникающее в том случае, когда человек находится один в результате отсутствия значимых для него связей и отношений.
   Убежденное одиночество. Человек, имеющий вердикт "убежденное одиночество" на самом деле не является одиноким. У него есть или в его жизни периодически появляются люди, которые могут стать его партнерами. Но собственное мнение, ощущение, действия, нейтрализуют все их попытки. То есть инициатива оставаться в одиночестве принадлежит самому человеку, а причина, по которой он так себя ведет, обычно заключается в том, что он считает, что "не готов", "не может", "не должен" и т.д.
  
   В ситуации острого переживания одиночества у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения.
  
   Следующая типология одиночества принадлежит к категории узких. Она описывает переживания вдовых людей, определяющих одиночество как серьезную проблему:
   1. одиночество, представляющее собой желание продолжить взаимодействие с кем-то, кого больше нет.
   2. одиночество, происходящее от ощущения, что тебя больше не любят.
   3. одиночество в силу отсутствия объекта заботы или любви.
   4. одиночество от ностальгии по отношениям, аналогичной глубины с утраченными связями.
   5. одиночество от отсутствия другого человека в одном доме.
   6. одиночество или грусть от невозможности совместной работы.
   7. одиночество или ностальгия по прежнему стилю жизни или деятельности.
   8. одиночество в форме отчуждения в силу понижения социального статуса.
   12 9. одиночество в результате утраты кого-либо, например, мужа, что может сказаться на взаимодействиях с другими и вызвать осложнения, тем самым усугубляя одиночество.
   10. одиночество, осложненное неумением заводить новых друзей или новые отношения.
   11. одиночество в виде сочетания любого количества перечисленных выше пунктов.
   Если мы сгруппируем выше перечисленные факторы в категории по типу одиночества, то получится следующая картина: пункты 1 ,2 ,3 и 4 соответствуют одиночеству с эмоциональной изоляцией, а 5 ,6 ,7 и 8 - с социальной. 9 и 10 факторы показывают взаимоотношение социального и эмоционального типов одиночества.
  
   Из 12 синдромов одиночества, отмеченных Янгом, можно выделить эмоциональные признаки, сопутствующие одиночеству:
   неспособность к уединению вызывает ощущения скуки и пустоты;
   из-за низкого самоуважения, неудачного прошлого опыта появляется хроническая печаль и чувство безнадежности, боязнь новых разочарований, чувство вины; "коммуникативная неуклюжесть" в сочетании с низкой эмпатией ведет к разочарованию, обманутым ожиданиям;
   недоверие к другим людям - к озлоблению и горечи;
   неспособность завязать глубокие личностные отношения переживается в виде бессилия и обреченности;
   стыд и беспомощность появляются в случае сексуальной тревожности;
   боязнь эмоциональной близости;
   неопределенность в оценке собственных чувств.
  
   Философский, психологический и социологический подходы дополняют друг друга и дают отображение феномена одиночества в его многомерности.
   ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
   В качестве основы этой классификации использована схема, предложенная в книге: Садлер У., Джонсон. Г. От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 21-51.
   Выделим те аспекты, в которых этот феномен рассматривается в философии:
      -- одиночество-"бездомность" - это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; отсутствие предустановленной гармонии человека с миром (Паскаль, Киркегор, Ницше, Бубер, экзистенциалисты);
      -- одиночество-неслиянность - это изначальная и неодолимая обособленность существования "я" от других существований (феноменология, экзистенциализм);
      -- одиночество-ответственность - это "обреченность" каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого (Сартр и другие экзистенциалисты);
      -- одиночество-уединение - это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе (Торо и др.).
   "Есть на свете люди, пользующиеся блаженной привилегией полного одиночества: ни впереди, ни позади, ни по сторонам - никого нет у них родных или близких, по которым бы сердце болело или существование которых вызывало бы думы и заботы в голове человека. Нет у него никого и ничего; стоит он себе в жизни, как веха в поле, один-одинешенек, беззаботно, беспечально: день да ночь - сутки прочь, и слава Создателю милостивому! Сломит веху бурею - начальство новую поставит; сломит одинокого человека житейскою грозой-непогодой - никто, по крайней мере, по нем хныкать не станет. А одно уже это, что некому по тебе плакать, скорбеть и сетовать, ей-богу, есть великое преимущество и утешение в жизни. Уж одно только это сознание может делать человека счастливым, беззаботным, довольным своей долей или по крайней мере равнодушным к собственной судьбе, какова бы она ни была".
  
   Крестовский Всеволод Владимирович. Очерки кавалерийской жизни.
  
   Одиночество- Уединение -подлинное благо, дарящее человеку осознание своей личности, реальности своего бытия, открывающее возможность любви; осознание одиночества как ценности.
   Я всегда искал уединённой жизни..., чтобы убежать от этих извращённых умов, которые утратили дорогу на небо
   Петрарка
  
   А.Б.Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
   Ж.В. Пузанова Вестник РУДН, серия Социология, 2003,N4-5,с.47-58
   Лабиринты одиночества. М., 1990.
   Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Вопр. философии. 1989 . Ж8 . С. 120-125
  
   "Человек одинокий, - сказал Экклезиаст, - и другого нет". Экклезиаст прав, но... Но... Хотя я еще молод, я в этом деле одиночества опытный специалист. Быть одиноким - моя судьба и мое призвание. Но бороться против, одиночества есть тоже мое призвание. Но не судьба, к сожалению.
   В одиночестве есть свои плюсы и свои минусы. Но не в них дело. Суть одиночества в другом. Твой жизненный путь пролегает так, что ты лишь внешне и случайно соприкасаешься с другими людьми, причем- без взаимного проникновения душ. Это самое мучительное состояние человека. Можно вынести любые страдания, кроме одиночества. Одиночество- главная причина смерти. И выход из одиночества есть лишь смерть. Для обычных людей самоубийство есть
   хорошее средство. Для богов же - лишь путь на Голгофу.
   Христос мог избежать Голгофы. Но не стал уклоняться от нее, - он был одинок, и он понимал, что иного выхода из одиночества у него не было...
  
   Более серьезным является другая форма одиночества. Это- состояние, когда человек окружен людьми, ни от кого не отделен, свободен в выборе знакомств, но при этом не имеет близких себе людей. Это- одиночество человека в любом коллективе, среди людей. Такое одиночество ужасно. Человек постоянно живет в состоянии обреченности, в ожидании конца. Никакой надежды, никакого просвета. Часто такие люди кончают жизнь самоубийством".
   Зиновьев. Путь на Голгофу
  
   Спустись пониже, спустись
   В мир бесконечного одиночества,
   Недвижный мир не от мира сего.
   Внутренний мрак, отказ
   И отрешенность от благ земных,
   Опустошение чувств,
   Отчуждение мира грез,
   Бездействие мира духа -
   Это один путь, другой путь -
   Такой же, он не в движении,
   Но в воздержании от движения
   В то время, как мир движется,
   Влекомый инстинктом, по колеям
   Прошлого или будущего.
  
  
   Сойди же, сойди только
   В мир одиночества,
   В этот не - мир не от мира сего:
   Внутренний мрак,
   Отрешенность, безличье,
   Увядание мира чувств,
   Опустошение мира любви,
   Бездействие мира души.
   Это путь первый, второй
   Путь - такой же: не движенье,
   Но отказ от движенья; пока движется мир
   Сам собою по торным дорогам
   Прошлого и будущего.
   Элиот
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
   Пасынков Александр Сергеевич. Контексты одиночества.
   2. Определения одиночества
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"