Аннотация: Конкурс памяти Б.Н.Стругацкого. По ходу преноминации
Леди и джентльмены, суперфинал завершен, а у меня так и не хватило пороху на полноценный обзор конкурсных и внеконкурсных текстов. Так что просто выкладываю компиляцию на базе тех набросков, которые делал по ходу преноминации, чтобы объяснить самому себе свое же отношение к конкретному рассказу.
На приведение всех этих "рабочих заметок" в сколько-нибудь беловой вариант у меня сил и времени не хватит, лучше уж потрачу их на вычитку сборниковых текстов. Поэтому рассказы тут идут под псевдонимами, даже если кто из авторов уже открылся - и некоторые правки не учтены. В ряде случаев комментарии сверхкратки, в других достаточно развернуты - и не всегда это напрямую коррелирует с оценками. Тем не менее, возможно, авторы сумеют извлечь некую полезную для себя информацию.
ИТАК, САМИ НАБРОСКИ:
Фердинанд С. "Отказник"
Плюс-то плюс, но масса претензий и стилистических, и психологических, и сюжетных. Доп. бонус за относительную "редкость" темы
Рабия "Юродка"
Плюс (к моему собственному удивлению): долгое время, секунд 40 - что для скорочтения много, - я был уверен, что автор перестарался. Но потом раздумал, хотя ситуация "на грани" местами осталась. И, конечно, пышный ориентализм с элементами словесного самолюбования превращается в самоцель. Ох, маска, я ведь тебя знаю... трудно не узнать...
Митт "Круги на воде"
Плюс. Рассказ местами (многими) сыроват, но это ему чуть ли не на пользу: сохранились "первозданные" витамины живого чувства. Теперь бы его допечь, не разрушив их...
Кондратьев "Пушка для воробьёв"
Скорее плюс-минус. Слишком они все болтливы в начале - автор как бы демонстрирует: "СпЯшитЯ видеть! Вот как я воспроизвожу "стругацкие" диалоги!". (Не всегда к месту). Потом текствсе же раскачался. Да и переполнен юнит для десантного (Атос в свое время 3-м чуть не насильно напросился: ему иначе свое дело было не сделать!): они там словно туристы все... сидят, глазеют, болтают... Вдобавок Кондратьев раньше о себе точно понял, что космонавтику Полудня не потянет, а тут он, ать-два, на минуточку отлучился с китовой фермы - и уже среди лучших, всех спасает...
В общем, доработать надь. Жаль, ежели пропадет.
Сова "Благие намерения"
Плюс. Хотя и трактовка вызывает у меня сомнения, и реалии автор чуток подправил (в ТББ однозначно сказано, что Арата не был знаком с Руматой до похищения его из узилища - ктати, отнюдь не Веселой башни, где-то за окраиной его "хранили", как то для Средневековья и характерно)... и общий пафос мне достаточно чужд...
Надеюсь, псевдоним автора - это не написанное латиницей "Коба":).
Маняша "Дочь сталкера"
Чуток слишком дамский рассказ, но это уже при судействе учитывать (или нет). Быть на конкурсе он честно достоин. Ну да, не без Мэри Сью. Но я бы сказал, что грехи тут скорее не в корявости, а в гладкописи. И по сюжету, и по языку. Однако тема не самая юзаная, что при "сталкернутости" заслуживает награды; и не геймерская, что тоже заслуживает. Хотя бы только поэтому деффачго, на мой взгляд, имеет гандикап на фоне "мальчиков, играющих в сточкера". Причем достаточный, чтобы получить низкие баллы при судейском голосовании, а не быть до него недопущенной вовсе. Конечно, не мозг или сердце конкурсной номинации, но и не жир, а скорее мясо. Допустимый наполнитель. Правда, у них есть резерв совершенствования, местами изрядный, а "Дочь" свой маленький ресурс явно исчерпала до дна - но все-таки... Мы ведь учитываем не только потенциал, но и реализацию.
К тому же - да, это полезный элемент "внутрипопуляционного разнообразия". Амурчик-гламурчик на фоне босховсхих фигур. Принимать такое в больших дозах - чревато китчем, но нам это, похоже, не грозит.
Как по мне, мир Зоны (книжной, а не игровой) достаточно широк, чтобы вместить в себя и такую вот гламурненькую гостиную. Рюшечки и кружавчики тут не чрезмерны. Маша Юрковская самим АБС на раннем этапе их творчества казалась куда более отрицательным персонажем, чем Вузи, Алевтина и даже Лола - на зрелом.
Ино "Удачи всем нам"
Как ни странно, тоже плюс. Текст очень сырой, вдобавок неглубокий по мысли (все там такое одноплановое, поверхностное), однако весьма проникновенный. То, в чем автор не дотянул за счет техники и даже понимания, он искупает за счет чувства: не полностью, но весьма заметно. Прямая противоположность "Дочери сталкера": рассказ похож не на лаковую иминиатюру, а на рисунок в примитивистском стиле, выполненный прямо по мешковине. Неумело, но экспрессивно и с большой любовью к творчеству АБС, пускай и наивной. Думаю, отвергнуть такое - "непедагогично", пускай у нас тут и не семинар для МТА: подозреваю, БН принял бы. Вообще, кажется, и Ино, и Маняша - совсем молодые ребята (в смысле - девчата; ну да не мое дело). При этом небесталанные, хотя и "в разные стороны". Отбросив их, мы, подозреваю, крепко пойдем против духа конкурса, даже если буква окажется соблюдена. Так что - надо брать обо(е)их.
Бром "Неотправленное письмо Айзека Бромберга"
В новой версии - пусть будет плюс, несмотря на некоторую эссеобразность, некоторую стебность, некоторое стругацкоборчество (но все это "некоторое" не выходит за пределы) и не шибко высокий лит. уровень. Текст не стал сильным, но стал сильнее, причем заметно. В принципе его еще раза три переписать - и будет толк. По мне, когда он пройдет на конкурс - вот тогда и можно будет показать, где зимует пушной зверек; предпочел бы ставить ему 1 - 2 на судейском этапе, чем не допускать до него вовсе.
Егерь "Бунтарь"
Плюс. Хотя автор, думаю, даже собак не держал: иначе трудно ТАК не понимать волков. Но тут не конкурс зоопсихологов, так что это грех умеренный. Что до текста, то напряжение, пожалуй, выдержано, пускай даже стиль сперва казался чуток суконноватым.
Поезд-В-Огне "Корхо чихел?"
Плюс, причем с большим запасом.
Kar "Крик в тишине"
Плюс. С сожалением: для сборника этот рассказ бесполезен, его надо не то что до- или перерабатывать, но скорее писать на эту тему новый... однако, возможно, тому же автору: стиль небезнадежен.
Глумова М. "Деревья и лес"
Плюс. Хотя, как уже отмечено в комментариях, остается гадать, было это или будет более крупное произведение. Но даже в этом случае текст представляет собой не главу, а скорее "внутреннюю новеллу" - причем последняя фраза придает ей сюжетную завершенность. Во всяк. сл., "обрыв линии" тут намеренный - и выдержан в том же стиле, как финал ПиП. Парень выбирает направление в этом своем мире...
В.А.М. "Аквилонец"
Плюс. С сожалением и натяжкой. Странна там и форма, и содержание - и отношение к мирам АБС весьма условно (замена имен и названий вполне возможна и не обессмысливает текст). Жестоковат, конечно, этот десантник до тупости, до нее же инфантильны ученые и слишком "заадминистрированы" отношения - но в принципе "играющее" человечество (по схеме из "Беспокойства") могло создать почву для подобного сюжета без радикального выхода за реалии миров АБС. Другое дело, что автор с задачей скорее не справился.
Stranger "Свидание с чудом"
Плюс, хотя и читал я такое не раз (не все фрагменты вместе, но все же), и вообще тут замысел обещал много больше, чем позволила техника исполнения. Автор демонстрирует изрядную начитанность (мало кто из рядовых "пользователей АБС" обращает внимание на Денеб) и в принципе неплохую масштабность мышления. Вот к этим качествам приложить бы еще и толику брата краткости... Но, думаю, "по совокупности" Stranger заработал право попасть на конкурс - и получить там один из самых низких баллов. Четырёхмерные шахматы упоминаются в "Полдне" как игра традиционными фигурами и без экранов: все в воображении надо было держать (как бы один из принципов одновременной игры на многих досках вслепую, что и в нашем мире известно). Здесь автор, конечно, погнался за простотой и красочностью, да еще у Булгакова и Ж. Клейна чуток скоммуниздил. Но не до плагиата и даже не факт, что осознанно.
beautiful_duckling "Прекрасный утёнок"
Предпочту дать скорее плюс-минус и озадачить автора стилистическими правками. Но, по-моему, уровень приемлемый для прохода на конкурс...
Ванюша К. "Второй уход марсиан"
Плюс, хотя и с "Новые времена" Клугера есть перекличка (с разницей не в пользу автора), и манера речи Феба скорее фермерская, чем учительская ("Сразу чем-то на того лейтенанта стал похож, что нас с Полифемом в молодости в атаку на танки повел и звезду за это потом получил"), и выведен он что-то уж совсем не "нейтралом", а откровенной гнидой. И "полежалость" чувствуется (в шутке насчет премьера).
Разбойница Яна "Из всех возможных решений..."
Плюс, хотя эпизод 2 (тот, где действует "юный лаборант Иван") выглядит перебором из времен как минимум "как закалялась сталь", даже не СБТ - да и вряд ли в том мире есть отделы кадров нашего типа. И ряд мелких "глюков" по конкретике. Реально ощущается дух АБС - хотя, увы, с ревнивым авторским отрицанием. Язык только плох настолько, что выглядит торопливым переводом (с какого языка на какой? Боюсь, со стругацкого на сетературный...). Очень жаль!
Снеговик "Первый год после конца света"
Если финал тут не скомкан, то я - вепрь Ы.
Фамилия "Активное вмешательство"
Три основных претензии: 1) грамотность; 2) Это что, пролог? Как-то совсем дело без кульминации и финала обходится. Если пролог - нельзя резать так по-живому: даже авторы текстов гораздо более высокого уровня "закругляли" свои отрывки куда более логично (иначе они, несмотря на уровень, вряд бы получили плюсы)... 3)Опять стругацкоборчество: А и Б, вы неправы, люди Полудня отлично могут отступиться от всех принципов своуй цивилизации и от нее самой ради того, чтобы пойти в местные революционеры - и так и надо, уря!!!
Вместе с тем и откровенный минус ставить не хотелось бы. Но пусть автор при правке учтет хотя бы 1 и 2. О, он эти доработки учел - пусть будет от меня плюс. Я не стану уж делать доп. замечания, что тут нет финала, да и вообще сюжета.
Вертер "Триста спартанцев"
Странно на такое дело Малянова перебрасывать и не так чтобы логически все увязывалось там, и финал, по обыкновению, скомкан - но язык весьма неплох!
Castel "Цена счастья"
Плюс, хотя и повторов многовато, и выглядит текст скорее отрывком-наброском-зарисовкой, чем полноценным рассказом.
Крысакан_Семён Ск-2: "И все-таки он был прав"
Это не лучшая вещб АБС (они на тот момент уже поняли, что им тесно в рассказах), но насколько же менее интересно это "альтернативное продолжение"... плюсую за смелость (в смысле - за попытку поэкспериментировать с относительно малоизвестной вещью).
Шмель "Вторая весна"
Без удовольствия. Стругацкоборчество тут своеобразное и не дошедшее до апогея (хотя, конечно, предполагать, будто мир "Полудня" вот так прямо явится и в открытую раздавит как государственные структуры, так и духовную самостоятельность плюс даже физику местную - это надо АБС через особые фильтры читать...). Стиль в целом более ладненький, чем мысль: внутренняя логика регулярно спотыкается.
Кофе Белый "День Посещения"
Невысокий лит. уровень и опять, будь все проклято, отрывок из гл. 1 более крупного текста (судя по этому отрывку - не идеально написанного), отрубленный по живому и рассказом не являющийся.
Адитья "Родной дом", оно же "Мой дом", оно же снова "Мой дом"
С большим сожалением готов принять на конкурс. А вообще-то написано сероватенько, да и ЗАДОЛБАЛИ уже "величания" Гага (и пр. ротмистров Чачу) как он есть, фактически на "докорнеевском" этапе. То есть ясно, что пипл сейчас отождествляет "нас" с этими гитлерюгендовцами и группенфюрерами, а Корнея и Максима - с "проклятыми пиндосовскими миротворцами", но нельзя же так ронять мысль Стругацких...
Серый Штурмовик "Я иду до конца"
Плюс. Ряд внутренних нестыковок (если уж Румата был в том доме, где отец разбирает старинные документы, а дочь читает стихи и играет на клавесине - то он этих людей будет, пускай не афишируя, спасать: никакие они для него не "камушки", таких в Арканаре вообще мало, даже если вынести за скобки явную барочность антуража и связанный с ней клавесин), но хороший рассказ!
"Деловая встреча"
Плюс. Главное, что меня удивило - это почему в достаточно качественном рассказе изложение от 1-го лица вдруг переходит в от 3-го: долго искал скрытый смысл, но вынужден думать, что это скорее "глюк". И еще: какое-то время я надеялся, что сталкеры, сидящие в колонии - это те, кто отбывает срок за написание книг серии С.Т.А.Л.К.Е.Р. как преступление против литературы... :)
Кот В. "Карусельный Лев"
Странненько, недостаточно состыковано - но вот тут я плюсую без сожаления и колебаний.
Алессандра Ск-2: "тараканья немочь"
Плюс, хотя опять ситуация, когда до самостоятельного короткого рассказа текст не дотягивает (точнее, "перетягивает" через него за счет сюжета, мыслей, эмоций и пр.), а крупной вещи, в которую он бы мог войти как гл. 1, нет - и непонятно, какой она была бы...
Грейс "В рай без очереди..."
Ну вот опять Зона от лица Мартышки и, видимо, "от женской руки" автора - но зато совсем без гламура! А вот лучше ли?
Рагнар О. Ск-2: "В две стороны"
Плюс. Хотя опять, кажется, гл. 1 крупной повести. "В русской тюрьме оказалось не хуже чем в родной" - ну, это, видать, главный фантастический посыл...
sloven "До конца света еще далеко"
С опаской отношусь к ситуации, когда авторы вводят в сюжет лично АБС, но здесь это не прозвучало бестактно, несмотря на общую обстановку "капустника".
Привал О. Ск-2: Суета вокруг "Алдана"
Опять плюсую с удовольствием: тут с миром ПНвС вопросов нет, хотя местами допущены странные небрежности, я бросил комм в гостевую. Ну, править их некогда - и не радикальные они.
Иван-да-Марьян "Вергилий"
Плюс. Крайне неожиданное преломление сталкерства...
Карина "Оправдание Ривы"
Как-то совсем уж простенько и, по мне, не совсем чисто написано.
Минусовать неохота, т. к. ОЗ на нашем конкурсе не пользуется заметной популярностью - вроде как только судейский рассказ им посвчщен...
Четверг "Пятый элемент"
Плюсую, хотя, конечно, актуальность превратила рассказ фактически в памфлет.
Искатель "Для всех. Даром"
Ну и шокотерапия... Такое с "Дочерью сталкера" как раз под одной обложкой издавать, м-да.
Археолог "Базилевс из питомника элитных кошек имени кота Василия"
После двух "обломов" по ПНвС с их натужным хохмачеством - плюсую без колебаний, пускай сюжет на ПНвС опирается лишь самым краешком (но ведь и не менее того!). Что, такой текст сочинит любой литератор, работающий с журналами, за полчаса левой ногой? Ну, не любой, не левой и не за полчаса... А что довольно многие, правой и за день - то таки да :). Но теплота - живая, и кошколюбство, и родительский опыт, и любовь к Стругацким.
Fillippgost "Всего лишь слово"
Плюс. Хотя почти что "пирожок с ничем", разве что испечен сравнительно умело. Усиленно работая челюстями, сьесть и не подавиться можно.
автор 2 "Где нет асфальта"
Хотя и Мери Стью, и опять создается впечатление, что это гл. 1. - тем не менее приятно читать подряд несколько удачных вещей по ПНвС после такого количества "дублей"...
Ким С. "Дорога домой" - плюс, хотя рассказ, тоже будучи по раннему этапу творчества, ОЧЕНЬ не чета тому, который подан в судейскую.
С.И.Кондратьев "Пастыри"
Хорошо! Хотя с биологической точки зрения странненько: 100 м. размер - и для ныряния на сверхглубину, и для пастырьского сопровождения китовых стад... К тому же вырос он быстро... Это как в анекдоте про скперкрутой авиалайнер: "...А теперь мы со всей этой фигней попытаемся взлететь!". Левиафанушка Абалкин. Но - лучше, чем попытка "Кондратьева"-однопсевдонимника: и по качеству, и по вписанности в миры АБС.