Панченко Григорий Константинович : другие произведения.

Лед и пламень. Обзор основной номинации Ск-8

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Ну, леди и джентльмены, "пьянка удалась".
В основной номинации повторен рекорд конкурса количественно - но явно превзойден качественно. Причем и за счет "конфеток" (выросшего количества рассказов высшего уровня), и за счет ощутимо более высокого качества как среднестатистических, так и, чего уж, слабейших из конкурсных рассказов (такие есть всегда, иначе невозможно). В этом смысле нынешние Кирзачи оказались самыми сильными за всё время нашей истории...
Внеконкурсная номинация количественно уступила основной, что для нас редкость - но все же в пределах "статистической флуктуации". Но вот качественно она тоже по меньшей мере одна из сильнейших, а скорее именно сильнейшая.
С другой стороны, налицо изнеможение судейской бригады. Мы, как теперь ясно, действительно работаем на пределе сил - и это видно не только по тому, что судейская номинация оказалась беднее, чем обычно. Надо будет с этим что-то делать...
Итак, сам обзор. Название групп распределено по "ледниковым периодам": чем ближе к современности, тем лучше (на мой субъективный вкус, конечно). Порядок рассказов в группах произволен. Количество слов, посвященное разбору каждого текста - тоже: далеко не всегда оно прямо пропорционально выставленной оценке. Даже скорее наоборот: многие из лучших рассказов обозрены очень кратко...
Разница между оценками 9 и 10 не принципиальна. Обычно я на конкурсе ставлю одну десятку (и одну единицу), на сей раз десяток оказалось две - и обе по субъективным причинам.
Вне зависимости от того, какие тексты пройдут в суперфинал, участие в сборнике предлагаю следующим авторам:

Снежная Бабка "Суб-Марина"
Медвежадина "Холодеет кровь"
Помор "Чижик-пыжик"
Антарктидыч "Парадокс жизни и нежизни"
Морозов "Мечтатель"
Кума "Мёрзлые"
Кассини "Путь пингвина"
НеЛюрик "Люрики во все времена" (после некоторой доработки)
Истратов "Подлекарь Ероха" (тоже после доработки)
Знаменитый порнограф "Геотелегония и кальсоны капитана Беллинсгаузена" (аналогично после доработки)

Еще несколько под вопросом. Ну и с внеконкурса несколько, но это в следующем обзоре.
Если одному автору под разными никами принадлежат два рассказа (кажется, такое есть) - это может создать проблему выбора. Решим ее в рабочем порядке.
Пожалуйста, уважаемые авторы, вычитывайте свои тексты, дорабатывайте в тех случаях, когда это нужно - и присылайте мне на адрес электронной почты ранее конца января.
А теперь - разбивка по группам:


1. Малый ледниковый период (XIV-XIX вв.)

Снежная Бабка "Суб-Марина"
Класс! Тараканам верю. Особенно приятно видеть, что перед нами недалекое будущее, т. е. налицо как бы "фантастика ближнего прицела", но без того уничижительного оттенка, который ранее вкладывался в это понятие.

Медвежадина "Холодеет кровь"
Несмотря на определенное "замутнение" - жирнейший плюс.

Помор "Чижик-пыжик"
Рассказ хорош, особенно после того, как были учтены замечания. Тем не менее местами север по-прежнему чуть слишком сибирский, а не саамский. И финал показался немного перефольклоренным, недофантастиченным, выходящим на "нулевую сумму". Автор свое отношение цивилизованного горожанина невольно придает и "этноперсонажам", от собак-олешек до шаманки и, увы, любимого дедушки. Первое требует спасать умирающего ребенка, даже если он превращается в "родоплеменной тотем" - а для второго это естественная и необходимая деталь "круговорота воды в природе", осознающаяся как благо, почти или полностью забивает личные чувства даже у ближайшей родни (у остальных они при таком раскладе просто невозможны).
Отсюда и спотык на эмоциональности. Шаманка будет думать не о том, как спасать мальчика, а как наилучшим образом обеспечить его переформатирование в необходимого народЕ и природУ обновленного Мяндаша. И олешки. И любимый дедушка (пускай со слезами). Разве что любимая собачка и не слишком приятный (но хоть поверхностно вестернизированный) дядюшка могут быть против - но люди, духи и тундра их всем миром принудят или нейтрализуют...

Антарктидыч "Парадокс жизни и нежизни"
Сильный рассказ, неожиданный поворот сюжета - и вдобавок об Антарктиде. (Потом, правда, у нас появилось изрядное число антарктических рассказов, но этот был первым!)
Чуть ли не единственное замечание: сомневаюсь, что даже до зомбификации в настолько экстремально-замкнутом мирке были бы две дамы, причем цветущего возраста. Уж слишком они "точки напряженности", даже в нынешнем феминокорректном мире. Но и невозможным это не назову, а уж в сюжете им место точно находится.

Морозов "Мечтатель"
Все замечания, которые были, высказал в комментариях к рассказу. Десятку поставил из моей любви к мамонтам: повторюсь - все рассказы этой группы оцениваю как высшую категорию.

Кума "Мёрзлые"
Тут десятку поставил по вовсе необычной причине: наш второй координатор традиционно ставит кол всем рассказам, содержащим мат. Это тот риск, на который авторы конкурса идут сознательно (а Вы, так понимаю, у нас не впервые) - но они вправе рассчитывать на "дополнительное сочувствие" других судей (не обязательно :)).
Кстати, я с коллегой Богдановым не то чтобы совсем не согласен, хотя и проявляю меньшую категоричность. В варианте, предназначенном для сборника, наверно, попрошу Вас, елико возможно, снизить откровенно матерный градус некоторых фраз.
Возможно, чуток "страшилковато". И не все продумано по внутренней логике (не очень понятно, как и с чего вдруг зомби-магия позволила тому, кто занял место Борга, что бы то ни было делать со своими вторичными убийцами). Тем не менее готов в такую неизвестность поверить.
Я, думаю, Вас угадал - в т. ч. и как автора внеконкурсного рассказа, одного из тех, что "под маской". Сообщите мне, пожалуйста, так ли: нужно для соображений по суперфиналу...

НеЛюрик "Люрики во все времена"
Безусловно высокая оценка. Насчет того, что надо "разбить" объяснения, уже сказано, такие вещи всегда поправимы. Но все же продолжаю настаивать, что со внутренней логикой чуток намудрено и запутано. Та причина, которую обозначила начальница, вполне достаточна, чтобы равнодушно отказать в помощи, оставить на гибель - но, имхо, недостаточна, чтобы вот так убить своими руками. Такое заставляет все-таки допускать, что она спасает свое время от "парадокса". А это значит - и предшествующий эпизод с сообщением спасателям режет последующее авторское объяснение

Кассини "Путь пингвина"
Несмотря на "подвешенность" и непроясненность финала, этот рассказ - в когорте сильных. Я как читатель в данном случае готов согласиться с тем, что мне становится известно не больше, чем персонажам...


2. Малый ледниковый период переселения народов (он же "Позднеантичный": VI-VII вв.)

Неспящая_в_берлоге "Раб своего раба"
Тут у автора явно хороший потенциал, но с формой промашка: рассказу надо бы быть поменьше, идеальное сочетание формы и содержание сидит внутри него нынешнего, как тюлень внутри моржа. Или уж это заготовка для крупной формы (конечно, не в рамках нашего конкурса). Сомневаюсь, что в теле моржа можно хоть что-то сделать с тем дневником, не понимаю, почему ГГ отказался от мысли перевести стрелки на осужденного преступника (ему вроде предлагали - и он не ощущал это как невозможное, но лишь как "бесполезное") и как рука лежащего в отключке гада может продолжать на кого-то указывать... Но это уже "комментарии" к плюсу.
В целом текст сырой. Логика кое-где шалит, формулировки спотыкаются: "с не до конца", "клубилась толпа"...

Бердыев "Твари"
Определенный перебор не столько с хоррором, сколько с физиологизмами вначале. Не без дыр по сюжету, натуралистичность диалогов, при всей ее возможности, литературно не слишком оправдана; смущают прыжки фокала; финал предсказуем. И, имхо, остаюсь при своем мнении насчет "штата Мэн": даже если автор знаком с тамошней молодежью, рассказ получился почти не северный. Если заменить некоторые второстепенные детали, отсылающие к Якутии, то я раньше неоднократно читал довольно близкие аналоги этого ужастика без "северного" колорита, только с "зимним", "новогодним".
Но при всем этом - таки весьма неплохо написано!

Мир Ясень "Скела о Битве Равноденствия"
Ну, не то чтобы я по именам и названиям не узнавал, из какого мира эта история... А в том мире есть и более подходящие сюжеты. Например, из легенд о Вэгомисе. Что-то из них я, наверно, и попрошу для сборника.
Плюс все же довольно жирный, хотя мог бы он быть и пожирнее. Налицо достаточно часто встречающаяся проблема с соответствием формату. Это не "четырехметровая шпага" (типовой вариант нарушения, при котором текст, при несомненных достоинствах структуры, становится совершенно "небоеспособным", т. к. с малыми средствами замахивается на слишком многое), а скорее наоборот: "полуметровый эспадон". Им можно сражаться как кинжалом, но при этом не проявляются многие достоинства и даже проявляются определенные недостатки по сравнению с классическими кинжалами, рассчитанными на ближнюю схватку: он-то рассчитан на дистанцию взмаха двуручным мечом, и уменьшение формата с "мечевого" до "кинжального" нарушает оптимальность боевых движений...
Тем не менее мир интересен, язык глубок (хотя и труден), а сюжет в определенном смысле завершен (не меньше, чем допустимо при стилизации под саги и скьолы, которые сплошь и рядом "без начала и конца")

Эскимоска "Под взором Иситока"
Плюс-то жирный, и оценка довольно высокая, но...
Нет, это не плагиат Симмонса (даже при учете выживания Крозье: он и по результатам исследований мог остаться последним, мог даже реально у эскимосов "натурализоваться" - конечно, не рядом с кораблями, а уже на материке, куда они таки дошли), но скорее полемика с ним, перекладывающая на "белых чужаков" еще большую долю вины. Ну да ладно, хотя это извечный штамп.
По мелочам все в коммах к рассказу сразу сказал. Но, массаракш, даже при том, что та конкретная экспедиция Франклина наглядно продемонстрировала: на Север надо идти "по-эскимосски", а не "как офицеры и джентльмены" - меня с души воротит от вечных песен во славу аборигенов и в позор пррроклятой западной цивилизации, экологически чистой аж от ануса до темени: "Ты слаб, ты безвреден, ты жалок"... "Твои братья пришли сюда, принеся с собою великое зло, - произнес подошедший. - Зло от непонимания - и непочтенья к тому, что нас всех окружает, - рукой он обвел окрест. - И они расплатились сполна, за все, что наделали, зло вернулось к свершившим его..."
Ну совершенно непохоже, чтобы они убивали и грабили эскимосов: наоборот, скорее не смогли их найти... а найдя - поладили бы. Кстати, это в Англии не захотели верить в каннибализм, а нашедшая останки (некоторые) экспедиция все поняла правильно и истерик не закатывала.

Южанин "Вразвес"
Плюс тоже жирный, написано хорошо... оценку ставлю высокую... но в сборник не помещу, хотя для других проектов иметь в виду буду. Все же тема - на едва допустимой грани. Будь текст слабее, я бы даже мог с почти чистой совестью сказать, что за гранью...
Из замечаний: все-таки чуть слишком убоги признаки "доупадочной" цивилизации, чтобы поверить в то, что это космическая колония. Оно, надо полагать, намеренно сделано, для создания впечатления, что здесь земной регресс с не очень жестким постапком. Маскировка удалась, но за все приходится платить: некоторый диссонанс налицо.

Вёльва "Проект "Ясень""
Очень сильно, но... даже боюсь, слишком: требуется серьезное понимание скандинавской эддической мифологии, чтобы разобраться во всех парафразах. Сильно подозреваю, что для потенциальных читателей сборника уж слишком специфично... Ну кто из них просечет, что тут разворачивается игра на тему эддической мифологии: Бледд=Бальдр, Хейт=Хёд, Ангелокер=Локи (со злокозненно- "ангельским" намеком), Оттон=Один и т. д.
Поэтому и снизил балл, увы.
А теме в широком смысле, для конкурса, соответствует: антураж НФ-постапка в мире, природа которого чем-то напоминает "Игры престолов" (многолетняя зима вот-вот сменится весной, которая может убить "зимнерожденных" детей с их ослабленной иммунной системой), реалии соответствуют высокотехнологическому био-, точнее, медпанку - а сюжет вертится вокруг гибели Бальдра, на сей раз, как и положено в медпанке, сраженному не стрелой, а аллергией.

Истратов "Подлекарь Ероха"
Стиль автора узнаю. Рад видеть, что этот рассказ не несет на себе тех огрехов крупной формы, которые я у автора ранее встречал почти во всех образцах малой формы - кроме того, который публиковал :). И все же местами очень небрежно написано: это хоть и "техника", но досадно. Все замечания по мелочам изложил в коммах; на доработке рассказа для сборника (да, рассказ в сборник хорошо вписывается) настаиваю.
При всем при этом впечатлило сочетание глубокой безжалостности с очень светлым финалом, да и дух эпохи схвачен. И вправду: врачу - врачево, он может спастись только через соблюдение клятвы Гиппократа, даже если она требует самопожертвования... и вот тогда получит от местных магических сил не только индульгенцию, но и благословение.

Знаменитый порнограф "Геотелегония и кальсоны капитана Беллинсгаузена"
Сильный рассказ (несмотря на чуть слишком открытый конец... хм, в духе "порнографа" заговорил...), хотя опять скорее показан "кусок мира" без заметной литературной сверхзадачи... и доля антарктического по сравнению с космическим, возможно, не оптимальна для именно этого сборника... Ну, посмотрим. В коммах Вам, автор, четко наметили желательные направления доработки - и Вы согласились... Действуйте же; доработанный рассказ я предметно рассмотрю на предмет помещения в сборник.
Мне вообще показалось, рассказ чуток (а скорее - сильно) не уместился в требования к конкурсному объему. Например, не хватило хоть нескольких фраз такого типа, что для чего-то (и пусть мельком, но подчеркнуть, ДЛЯ ЧЕГО) необходимо найти "материальный носитель", связанный со всеми этими геотелегонистическими трассами: допустим, он послужит той "точкой приложения сил", через которую можно на нечто важное повлиять. М. б., не для улучшения будущего этого будущего, а для сохранения его прошлого: чтобы линия развития реальности осталась той же, что есть сейчас. И для этого вполне годятся кальсоны Крузенштерна...
Насчет телегонии: да не введет Вас в заблуждение та ссылка, которой поделилась в обзоре Агата Бариста. Это "насекомый" поворот, характерный для мелких и короткоживущих, у которых вся эволюция учитывает вероятность того, что первая кладка окажется и единственной. В результате яйцеклетки следующей кладки в гораздо большей степени "почти готовы", т. е. могут принять осколки ДНК сперматозоидов; кроме того, у насекомых существует механизм длительного сохранения сперматозоидов в теле самки - в полной мере он проявляется у долгоживущих маток общественных насекомых вроде пчел и муравьев, но если учесть, что у термитов он, пусть в иной форме, тоже есть, то его зачатки должны сохраняться чуть ли не у всех других (термиты в мире общественных насекомых - "инопланетяне", эволюционно они к остальным не ближе, чем мухи).
Т. е. все же предлагаю или заменить термин, или ввести по его поводу какое-нибудь ироническое объяснение.

Мутировавший кактус "Потом они пустили снег..."
Рассказ хорош, несмотря на некоторую "подвешенность" (что становится на конкурсе чуть слишком распространенным явлением). Для конкурса соответствие теме достаточное, для сборника же, именно этого... сомневаюсь.
Но почему столь многие путают "ванную" и "ванну"? И странно, что не идет речь о попытках дозвона по мобильнику: даже если подзарядить негде и аккумуляторы ни разу не сбрасывали - сперва могли, пока все не разрядилось! Да если отключать на все время, кроме звонка - надолго хватит! И что, совсем ни у кого нет часов: хоть не механических, а кварцевых? Батареек доже надолго хватит: они же там не год сидят, а месяцы пока...

Злостный Дедлайнщик "Проталины"
Хорошо! Хотя тот самый случай: рассказ понравился, но не уверен, что он впишется в сборник...


3. Климатический пессимум железного века (примерно X-II вв. до н. э)

Неспящая_в_берлоге "Воплощение"
Уровень - ну, выше среднего, но соответствия теме почти нет: СЕВЕР (и вообще ХОЛОДНЫЙ МИР) - не НОВЫЙ ГОД и даже не ЗИМА (если она в нашем обычном мире). Будь рассказ по уровню едва-едва на проходной грани - голосовал бы против.

Эскимоска "Играть в человеков"
Милая зарисовка на избитый сюжет. Плюс, хотя не очень умело, очень выспренне, с привлечением "одноногих собачек". Тем не менее явно в пределах неплохого уровня. Это скорее постапок с ядерной зимой - и не так чтобы совсем по теме сборника...

Vel_76 "Дырокол"
Как преном поставил жирный плюс, как судья оценю... ну, выше среднего, т. к. текст, что называется, добротный. Вот только он "не блещет" - что особенно желательно при столь максимальном объеме. В результате мы имеем растекание несколько унылой мыслью по чуть слишком суковатому древу. Тот самый случай, когда каких-то ферментов не хватает... О таких вещах можно и нужно писать куда интересней.

Тоширо "Лора"
Скажу примерно то же, что о "Дыроколе": как преном плюсую без колебаний, как судья оценю ненамного выше среднего. Текст добротный, но без каких-то нужных ферментов, поэтому "не блещет". Возможно, ему бы стать компактней надо: и не на тот 1 Кб, который требуется для приема - а этак почти вдвое...
Необъезженное какое-то литературное пространство. Элементы тягомотности присутствуют - и существенно портят впечатление. И мелкие корявости: "Суровый как чеснок"; "где и когда попало"; "оставив после себя лишь трещины от опор в базальтовой породе"- не верю; "перепахавшие его лицо от подбородка до бритого скальпа" - аналогично.

Белый_Шшшшш "Ночь"
Так. Во-первых, плюс. Во-вторых, это "холодный мир" - настолько неарктический, что на конкурс да, а в сборник такое может попасть лишь при безупречно высоком уровне. В-третьих, хорошо написано, но к такому сюжету нужна особо четкая "картинка" - а я ее местами вижу плохо, порой же вообще почти ничего не различаю. В-четвертых, это, конечно, слишком похоже на отрывок из куда более крупного произведения, даже если сам автор уверен в обратном.
Все вместе это означает "штрафные санкции" при голосовании, несколько баллов долой. И вообще, получается, все события - это сон или бред героя? Нельзя же так: лиричное вступление сомнительной уместности, действие - почти сплошная прямая речь, финал - не финал, теме соответствует условно...

Айна "Якутяночка"
Оцениваю не низко, но для сборника слишком сюрреалистично, нетрадиционно озабоченно... и чересчур открытый финал (замысел романа, что ли?).

Коматик "Земля вечной охоты"
В коммах к рассказу уже обсуждалось, вроде и автор признал: перебор с диалогами (особенно с перепоя) и любование деталями, в т. ч. подаваемыми через описания в диалогах: картинка-то создается, но все же рассказ - не сценарий по схеме "американка". Местами путаница
А смысл рассказа-то каков? "А поутру они проснулись"? У нас уже не один такой...
Жаль: очень вкусно могло быть написано, на конкурсе ему самое место, но для публикации надо радикально переделывать, превращать в рассказ из сценарного фрагмента. А пока - длинный текст фактически ни о чём. Вернее, автор не сформулировал толком, о чем - хотя явно в силах.
К чему были все эти речи? Ну, узнали мы кое-что новое (даже если и достоверное) про росомаху, и про северных оборотней, и в чём провозят "Хеннеси". Читателю это зачем? Особенно если у рассказа нет финала (опять!!!)...

Морра "Песнь альва"
Преноминаторский плюс был вполне жирный, а судейская оценка скромнее, т. к. ОПЯТЬ похоже на зачин романа. А вот роман может быть хорош: условно "викингски-пришельческий", с альвами как потомками инопланетян.

Холодец "Антарктопельта необыкновенная"
Забавная сказочка и написано прилично. Я уж ждал, что в традициях некоторых наших авторов, ГГ проснется - и обнаружит себя обычным полярником...
Антарктический колорит вообще-то на сюжет сверху намазан, запросто можно было почти то же в Гоби (с небольшой заменой) или в Альпах (там даже "подснежников" на "подбарханников" менять не надо). Интересно, какая война идет в Антарктиде, раз уж так нужен мир? И как это там воспринимают как должное кучу "чужих" людей и псов? И что там за рыбный рынок? Ну ладно, сказка...

Aurora B. "Полунощное море"
Плюс-то плюс, но... Майн готт: я когда первые страницы читал - думал, это намеренная стилизация под неуклюжую манеру немецкоязычного студента пушкинских времен, который записки ведет на русском, но несколько механически. Потом оказалось, что ГГ как раз русский, просто это автор вот так пишет... Нет, ничего пишет, даже хорошо, со внимательностью к деталям и чувству эпохи, но все равно "ди эрсте колонне марширт". Многословно, с повторами, с бедноватым лит. языком, с фантастическим инструментарием времен Одоевского...
В общем, от столь прилежно написанного произведения я ожидал большего.

Пингвинчик-28 "Под пологом пьяного леса"
Поджанр довольно специфический, но в нем как раз допустимы и менее "рассказные" вещи, т. е. более в стиле фельетона или анекдота, да под водочку. Даже канон есть: "алкаши и пришельцы". Тут - ничего так, лучше многих. Хотя для произведения с явными признаками анекдота все же чуток затянуто...
Прорыв укр. мовы напомнил старую книжицу в том же стиле: "Зорянi мандри капiтана Небрехи". К счастью, на политику сейчас не свернуло, а то бы жанр сменился с хохмы на хоррор...

Ось "Путеводная"
Тема конкурса тут присутствует лишь формально: вместо ночи, льда и звезды мог быть самум, жара и мелодия... или туман и черная кошка... Разговоры местами чуть книжны. Но хорошо.

Эффект пингвина "Белый магнит"-
Ну не люблю я собственно мистику, лишь формально "офантастиченную". За это и на конкурсе оценку снижу. Жаль: написано со знанием дела...

Додо "Перья"
А вот весьма неплохо, хотя даже после доработки не все понятно - и не совсем ясно, есть ли фантдоп вообще. За это оценка снижается - но... автор, дерзайте: уже получается прилично, а будет еще лучше!

Непервый "Первородство"
С трудом увидел соответствие теме. Все же увидел, хотя "холодный мир" скорее вокруг действия, чем в нем самом. Но реализовать потенциал можно только в масштабах большой повести, если не романа.
Критику из-за "негритянки" я все же считаю слишком резкой... но в итоге, с учетом коммов к рассказу, вынужден признать, что она более заслужена, чем казалось в начале. Давайте не будем закрывать глаза на очевидное: бОльшая часть комментаторов, может, и не задавалась целью генерировать расово-оскорбительные формулировки, но непокобелимо (это не очепятка) настаивала на своем праве не заботиться о том, будут они восприниматься оскорбительно или нет. Вдобавок пребывая в уверенности, что это-то и есть подлинная свобода и величие.
Так что это реально болевая точка, даже и в русскоязычном культурном пространстве.


4. Бореал (примерно совпадает с мезолитом, хотя и докерамический неолит местами захватил)

Выдум Поляр "Арктические виражи"
Неплохо прописаны чувства (если я правильно угадал автора, то для него это плюс!), но собственно фантастическая линия, даже в сочетании с детективной, выглядит как-то... не совсем дотянутой, в общем.

Неприкаянный Кай "Зона холода"
Технически довольно умело, хотя и перебор с диалогом. Но, имхо, очень странно прописана внутренняя логика, да и сюжет шаблонен (даже при явной попытке вывернуть финал поперек шаблона).

Марганцовчик "Нерассказанная притча".
Замысел серьезно больше и интересней исполнения, особенно такого, каким оно было в начале (потом текст раскачался - зато финал опять несколько смазан). В итоге получилось от силы средне. Но на конкурсе быть достоин. Сказочная легенда. Куда ж без них? Если любовь - то пламенная, если дыхание - то горячее, если объятия - то сладкие...

Ёжик "Сердце Севера"
Экий ежик из тумана. Полное впечатление, что читаешь ужасный перевод не отличной, но довольно сносной западной фантастики - гренландской, к примеру. Не без штампов: все тех же, не Симмонсом продиктованных, но его мастерством, возможно, запущенных в пространство северной фантастики по второму кругу, хотя сам он их абсолютно избежал. Итоговое впечатление - сперва было ниже среднего, но после доработки не ниже... Очень неплохо работает фантазия. Думаю, тут хороший потенциал при пока минимальном опыте.

Куры гриль недорого "Спасение"
Ну и псевдоним! Правда, он позволяет связать рассказ с "Промёрзшим троном" (а лучше бы не позволял). Теме в целом соответствует... но впечатление, что эту вещь писал какой-то второстепенный в литературном смысле современник Чапека, да и в то же время... Максимум в 60-х... И сюжет такой, и стилистика, и неумелости вроде куда-то ведущих, но никуда не приведших намеков: "женщина поняла, что на родине полковника случился какой-то чудовищный катаклизм, о котором командиру крейсера совершенно не хотелось говорить" - такое или развить прежде несколькими доп. штришками, более весомыми, чем упоминание "Новой Праги", или уж не трогать.
"Вы" пишется с заглавной лишь при личной переписке. А звания офицеров, думаю, стандартизировали бы, раз космофлот един...
О прочих недостатках: цифры в прямой речи, ни одной детали по портретам персонажей, диалоги без индивидуальности, картинка стремится к нулю, сопереживание тоже... Откровенно "ниачём".

Борей "Северная сага"
Можно было не дублировать приключения похитителей полностью: лучше бы через раз - то одного, то другого... то объяснения вождей/шаманов... Как-то я не совсем поклонник такого юмора, хотя то, что он оказался черным, повышает ставку: я уж опасался, что все предсказуемо закончится братанием или даже свадьбой, если один из воинов окажется, э-э-э...
Сказал бы, что оленеводство с серьезным морским промыслом (вроде добычи моржей) несовместимо, но это ведь другой мир. Поэтому даже сочетание "предка-моржа" с эксклюзивной оленьей упряжкой тут допустимо, равно как и отход от канона внешности северных монголоидов: "глазки-бусинки на плоском лице".
Идея понятна, но мелка, что ли... Вместо саги - почти байка.

"Ледяные псы Павла Добжеча"
Красиво... романтично... с чувством... Но невольно хочется сказать: "красивенько, романтичненько"... Пожалуй, не идеально совмещена реалистичная "изячность", реалистические же признаки обширного времени "вне" и "до" с местовременем действия рассказа - раз, и с почти - притчеобразным антуражем - два.

Диод "Ледяная бездна"
Классический образец того, что "для графа де ла Фер слишком мало, а для Атоса слишком много". И как это оценивать конкурсному судье? С сожалением (люблю сюжеты с разумными динозаврами!), но невысоко...

Лед Тронулся "Чтоб птицы летали как прежде"
Опять с той же самой формулировкой. Все-таки, имхо, автор не совсем определился, анекдот он рассказывает или рассказ пишет. Для их совмещения - несколько затянуто... хотя в принципе приемлемо.

Кумонохито "Арктический метод"
Все равно, даже после доработки, получился скорее политический памфлет, чем сатирический рассказ.

Неко "Разные жизни Нойко"
Рассказ сперва обещал быть куда проникновенней и вообще лучше, но потом поплыл, растекся мыслию по насту, оброс сносками...

59 секунда "Медная шаль"
Вот если можно написать текст отстранённо, не вкладывая в него ничего, кроме сюжета, то тут яркий пример. Абсолютно безэмоциональный рассказ, холодный, как и тот мир, что там описан. Словно средний пересказ среднего перевода неплохого рассказа.

Неприкаянный Кай "Зона холода"
Странно, что ученый не подумал о таком сразу, еще страннее, что ему хоть что-то сказали, прежде чем взять под колпак... Но совсем плохо, что друг это "идеальное оружие" в Сеть выложил, пусть даже не открыто.


5. Верхний дриас (это то, чем завершается последний собственно Ледниковый период)

Сиртя "Синдбад фон Крузенштерн"
Ну, плюс. Хотя на языке и вертелся вопрос: "Что это было, Пух?" Эту фантазию бы в мирных (т. е. просто литературных) целях...

Энмелен "Вот такое оно... Провидение!"
С сожалением скажу, что это очередной текст образца "ничто ниачем", хотя литературный уровень позволял надеяться на большее.

Инкаритэ "Живое пламя Арзи"
Ох, ну плюсовал как преноминатор, ладно, но скорее потому, что минусовать вроде не за что. Хотя у меня сильное подозрение, что это какая-то эзотерическая настойка без литературного эффекта остранения. Затянуто, нудновато, с повторами, с нелепицами в языке героя.
Белый дятел там смотрится как раз на месте. И маленький пушистый белый лисец тоже...

Сомов "Стать людьми"
Очень слабое исполнение. А вот сюжет достоин много большего. Главная неудача - пристегивание столь глобального замысла к в общем-то локальной загадке: гибели экспедиции Андрэ. Она совершенно ничего не добавила к истории вампиров: с тем же успехом это могли быть рядовые тюленебои на промысле...
У нас ранее "Неспящая в берлоге" провела повествование через похожий эпизод - но там-то он был нужен для развития сюжета!

сНежныйЧеловек "Шаман"
Опять эзотерическая подача. И, конечно, канцелярит. Плюс еще сюжет неоригинален и неинтересен - в отл. от кое-каких других рассказов конкурса, даже еще менее умело исполненных. В общем, низкий балл - и бледный плюс: условия соблюдены... Читая, вспомнил Дивова и его шамана в "Переговорах на самом верху" (этот рассказ, кстати войдёт в сборник). Почувствуйте, какгрится, разницу... Она не только с этим шедевром заметна, но и с рядом довольно неплохих текстов, тоже использующих шаманскую тему не по-хорошему традиционно. И на внеконкурсе у нас такие есть...

Белое Безмолвие "Тени на снегу"
Но что за разлюли-квазиефремовщина ("квази" - потому что сам И. А. такого не писал, а вот подражатели...). Забег в производственный соцреализм победившего коммунизма. Настолько слабо, что неохота в частности влазить. "Техника - молодежи" в свои худшие годы такое взять... ну, могла, но у меня сильное подозрение, что Вы, автор, были у нас во "Времени экзотов" - и проявили себя лучше. Намного.

Эвенка Зоя "Тайна озера Себян - Кюель"
Честно говоря, плюсую с натяжкой: почти очерк, почти без фантдопа...

Выдум Поляр З. "Арктические виражи"
Опять утомительный, гм, оптимизм с детективным уклоном... Автор, если я Вас правильно расшифровал - ну что ж Вы очередной раз убеждаете меня, что хорошо у Вас получаются только миниатюры!


6. Вюрм (ну, строго говоря, весь последний Ледниковый период - это разные фазы Вюрмского оледенения и есть)

Морозко Иваныч "Ледяной Король"
У меня этот рассказ (автор которого упорно носит мужскую маску) вызывает настолько сильное этическое отторжение, что я не рискнул ставить кол, опасаясь, что оно повлияло и на литературное восприятие. Потому безбожно завысил до 2 баллов.
Категорически недобрая вещь, хотя, конечно, с уси-пуси по самое не могу, безоблачным наивом, красивостями сказки вначале и "пасть закрой" потом.
Что до остального... См. Нашу полемику вот тут: http://samlib.ru/comment/n/nejman_n_n/2a-nadzor?PAGE=4, мои коммы 9, 11, 14, 19, 33, 43. Автору благоугодно раз за разом не воспринимать эти доводы - но суть от того не меняется.
Если же говорить об оригинальности, то у меня сходу возникла стилистическая ассоциация с этим внеконкурсным рассказом:http://samlib.ru/w/werbowaja_o_l/snezhnajakorolewa.shtml. Прошелся я по творчеству - и, конечно, сразу наткнулся на сюжет, где политически неприятный автору субъект аналогичным образом магически умерщвляется (чтоб светлоликой героине можно было оказаться в роли невинной жертвы нападения и не пришлось его, злодея, кончать самолично: он все же отец), а потом от носителя этих магических способностей звучит точно такая же формулировка: мол, его не спасти, он уже не человек, он уже был мертв фактически...

Болеутолитель кошачий "Промёрзший трон"
Вот и слабейший. Даже чуть странно, что второй рассказ (если я правильно провел связь) скорее средне-слабого уровня.
С момента обнаружения железного, пардон, ледяного трона уровень проваливается особо резко, идет фактически пересказ замысла: похоже, автор едва дотянул до этого рубежа - и оттуда к финалу уже ползет, замерзая, из последних сил. И по внутренней логике то же: не сумел разбить кристаллы сам Илья на месте - значит, едва он приведет со станции помощь, это будут как минимум пытаться делать всеми возможными силами, с подключением всех технических возможностей... коих много.

Седой "Снега"
Авторство сомнений не вызвало. Хотя рассказ принят со второй попытки, но я рад, что мой прогноз насчет "99 лет" не сбылся. Автор реально ухитрился прыгнуть выше головы - и некий нерв передать смог. Из-за этого, кстати, "оборванность" финала тоже работает лучше, чем если бы он был доведен. Хотя с внутренней логикой местами швах. А ошибок и ошипяток по-прежнему тьма. Трудно поверить, что к нам регулярно приходят авторы, закончившие 2 класса церковно-приходской школы... но иногда верить приходится.
Тем не менее фантазия работает лучше, чем техника исполнения. И мысль достаточно неробкая: после даже самых оправданных убийств на войне надо успеть какое-то время "отработать" добрыми делами, а не то в чистилище. Кстати, совпадает с догматами православия, за вычетом неприятия чистилища: 3 года к исповеди не допускают, если умрешь за это время - то из ада придется "отмаливать" живым. Правда, на практике эти постулаты всегда игнорировались, ну так как же иначе: когда церковь на гос. службе, она ведь никак не должна внушать постоянно воюющей пастве сомнения насчет шанса попасть в рай.

Седой "Весна в Городе"
Не вижу оснований ставить минус, к сожалению. Зато с большим трудом не увидел оснований поставить еще одну единицу...
Но двойки рассказ заслуживает: и по общей технике, и, на сей раз, по... сюжету, если его можно так назвать. Основные замечания - см. обзор Агаты, со всем согласен. И уменьшив число трупов, тональность не изменишь...
Одна из многих мелочей: "Мороз пробирал до костей, несмотря на шубу, толстые штаны и валенки. Термометр показывал минус двадцать два" - ох, автор, ну совсем это не серьезный мороз, особенно при столь крепком утеплении :))



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"