Панченко Григорий Константинович : другие произведения.

Детское время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов основной номинации "Стоптанных кирзачей-10"

Леди и джентльмены, дамен унд херрен, товарищи и товарищи, в этом обзоре осуществлена "примерная разбивка" по впечатлениям. Оценкам она, конечно, соответствует - но с учетом плюс-минус один балл. Произведения из первых двух групп, а выборочно и из третьей, в принципе рассматриваю и как кандидатуры для сборника (другой вопрос, что лоббировать их буду с разной силой - насколько это вообще в моих возможностях), и в плане публикаций: тут, кроме "Горизонта", возможны разного рода книжные проекты, пока более чем гипотетические.


1. Двое с площади катапульт

(В общем-то тут я столкнулся с ситуацией, когда многим рассказам хочется поставить 9 баллов не на грани 10 и 8 на грани 9 - а вот на десятку неожиданно кандидатур не оказалось. Все же выбрал, но на уровне трудноопределяемых ощущений. Поэтому в данном разделе, можно считать, собраны тексты, оцененные на 8-9 баллов. Порядок текстов в разделе скорее произволен, в следующих тоже: во всяком случае, к оценкам он четко не привязан.)


Петрушин "Лемминг в короне"
Вот как раз тот рассказ, которому решил поставить 10. Авторство подозреваю без хайли лайкли.

Бронзовый мальчик "Все двери мира"
Хотя не все висящие на стене ружья стреляют: напр., необычность Эль (в частности, ее "драчные" навыки) остается подвешенной, - но сильно!

Домовой "Рысьи глаза"
Сильно, хотя тут у меня некоторое расхождение с коллегами по судейской. Воспринимаю все "странности" сюжета как начинающуюся подводку к законам взрослого мира.
Этот ключ отпирает дверь к тому, что кажется багами. Напр., в качестве механического носителя мог и кто-нибудь из киберов выступить: или дополнительных (это ведь на краткий срок, не как постоянные спутники, учитель с девочкой), или даже из задействованных в его привычной жизни, но под иной "маской". В момент нападения ведь никого из них рядом нет... во всяк. сл., открыто.
Ну ладно, все это в комментариях к рассказу изложено.

Длинная Коса "Сказочная жужужуть"
Интересно и даже публикабельно (там, где любители воцерковленных трактовок не составляют значительную часть ЦА): абсурд хорошо укладывается в выбранную форму. Тут "учительская сущность" автора не менее зрима, чем во втором предполагаемом рассказе, но проявляется гораздо "теплей".

Пилигрим "Где обрывается тропинка"
На самом деле тут фактически без фантдопа: это дед такое объяснение дал, а потом и Игорь присоединил свою версию. "Сон скалы" - скорее возможная трактовка, чем непреложно существующий факт... Но хороший рассказ - и чёрт с ним, с фантдопом.

Ф. Таймер "Соскочить с подножки"
Хорошо написано, хотя когда пошла расшифровка - несколько заморочно: это на ГГ, физика, рассчитано - а тут ведь любители фантастики, поверят и за меньшие деньги... Дух Крапивина тоже есть, в широком смысле.

Чертяка "Чертовы качели"
При всех возражениях (см. коммы к рассказу) понравилось сильно. Хотя Крапивин такой постановки вопроса избегал.

Эльза "Друг Крылатого Короля"
Странный мир, выписанный уверенной рукой. Кое-что "подвешено", но воспринимается как данность. Многие, кажется, упустили важный нюанс: "заяц" - не друг, он монстр межмировых пространств (нечто условно-незнакомой формы, мальчик сам проводит ассоциации). Пусть не конкретно злобный, но "бессмысленный и беспощадный", как трикстер. Задруживается он с мальчиком для того, чтобы суметь оттуда выбраться в более "сытный" мир. Ну и потом снова - когда становится ясно, что из этого мира мальчика сотрут... А так ему хоть какое развлечение и напарник: он же, повторюсь, не "зло", а скорее "энтропия", причем не только в совсем уж отрицательном смысле.

Роден "Статуя Командора"
Наконец-то не только дух, но и буква крапивинских миров, пускай слегка закамуфлированная. За такое на этом конкурсе повышаю балл. Политика... ну что ж, поскольку она тоже закамуфлирована, можно сделать вид, что ее нет или она "о другом". И в любом случае с ней не перебор.

Крош "По лунной дорожке"
И опять не только дух, но и буква крапивинских миров. При этом для меня литературные достоинства особенно высвечены при сопоставлении с рассказом "Берег левый, берег правый" (хотя он по совокупности судейских баллов вышел вперед) и примыкающими по впечатлениям.

Первокурсник "Город без фильтра"
Хорошая взрослая такая проза для старших тинейджеров. Крапивинского, жаль, практически ничего, а то бы сдвинул рассказ куда ближе к лидерскому месту.

Конкистадор "Конкистадор и феи"
Рассказ очень любопытен и хорошо сделан, хотя, конечно, он антикрапивинский по духу... но это конкурсу не помеха (а со сборником - "будем посмотреть"). Единственный баг - предсказуемость. Как-то судьи не проявили интереса угадывать автора - пожалуй, это указывает на оригинальность...

Терция "Кольцо и зеркало"
Весьма сильно, хотя обстановка скорее гриновская и меня вообще-то несколько раздражает восхищение такими "медленными" мирами, сопровождающееся вздохами по поводу нашей "суетности". Когда без выхода за пределы нашего мира, только со сдвигом по времени - это называется "булкохрустство"... и заслуживает многих штрафных баллов. Впрочем, тут выход за пределы есть, поэтому штраф меньше...


2. Выстрел с канонерки

(Здесь "то же самое, но со сдвигом на балл ниже" - т. е. пересечение с гр. 1 есть)


Имх "Иммортарий Скорпиона"
Было бы совсем хорошо, но затянуты и мечтами пустоваты диалоги. О финале я бы сказал, что возвращение настраивает не на "спасибо", а на пугающий исход: как в "Городе" Саймака, когда именно вернувшийся создал ситуацию, когда все население Земли "эмигрировало", переселившись в тела скакунцов.

Парикнахер "Пыщь!"
Какое-то время не видел, откуда автор тему достанет, кроме имени Крапивина. Но автор ее достал, причем умело, как фокусник кролика... То-то и оно: чуток "по-цирковому". Не то чтобы стеб, но сюр и абсурд: ассоциации скорее с "Город Зеро", пусть и упомянуто имя Крапивина. Полезно для широты спектра, но сюр лично меня не слишком привлекает, хотя юмор доброкачественный.

Фантазёр "Хранитель Тарги"
Снова не только дух, но и буква крапивинского мира: "Оранжевый портрет в крапинку" (далекий сиквел). Кто читал, оценит, а вот кто не - для того скорее мимо... что рассказу не в плюс: ни Фаддей не самодостаточен как лит. персонаж рассказа, ни сюжет не таков без отсылки к повести Крапивина. Вообще же написано прилично, хотя и не очень сверх того. Песню лучше бы ограничить меньшим объемом и пунктуация досадно хромает.

Ездок "Анфилада"
Рука уверенная, и тема, в широком смысле, соблюдена. Кое-какие соображения я в коммах кинул. А еще - меня сильно напрягло, что при всех прочувствованных рассуждениях о подростках (которые, может, действительно "крапивинские мальчики", если не "стругацкие") их в рассказе... фактически не видно. И не реализован намек, согласно которому ВЗРОСЛЫЕ не слышат (кроме одного) - т. е. ребятишки вроде должны... и что? Хоть бы этот педагог с кем-то из них пообщался, чтобы закрепить свои ощущения. И вообще сплошные педагоги там в кадре, а насчет того, что это аналог школы будущего из Полудня - мы типа как на слово должны поверить...

Маркиз де Рибас "День города"
Написано весьма крепко, да и в тему, но в целом до бестактности политизированный рассказ. Эта чертова сверхзадача и на литературный уровень влияет: напр., финала нет. То есть вообще. А зачем он там нужен? Главное было донести политическую идею о том, что в России становится всё хреновей и хреновей. Автор и донёс. Что он и делает каждый раз, швыряя свое вИденье в физию читателей и размазывая оное по оной. И без нюансов, заставляющих увидеть картину в ином ракурсе - или оценить многообразие авторского подхода. Ещё и финал придумывать? Увольте!
Что до финала - то я скорее вижу "альтернативный постфинал", в рамках которого эти положительные персонажи, начиная с младшего, через некоторое время жгут так хорошо освоенными ими зажигательными смесями... уже кое-что другое. И, главное, других. Особенно если в ходе той акции, которую они проводили в рассказе, кто-то прямо тогда и погиб (как оно и задумывалось, но автор решил "не бросать тень": а то ведь читатель начнет чесать репу на тему "слезинки ребенка" и рассуждать, кто больше виновен в том, что она пролилась, причем вместе с жизнью: гад-предприниматель или кристально-чистые наследники дела Командора?), дав тем самым им право на "священную месть". Как там в старом анекдоте: "Но как он отомстил за брата!"...
Тем не менее не отрекаюсь от вышесказанного: написано сильно. И матчасть хороша. И крапивинским духом почти осенено (было бы без "почти", но автор сделал выбор в сторону черно-белой агитки с фактурными "эльфами" и картонными "троллями").
Имхо, в сборник и журнал может пойти, но в пару со "Статуей Командора".

Арго "На пустыре"
Непонятные жутики, вечное лето, бесконечная игра по чужим правилам... место, откуда детям нельзя уйти... Все это по-крапивински, пусть даже он выход обычно указывал или надежду давал. Ну так она и здесь есть. Но многовато уходит в песок смысла, который, если вдуматься, тут чуть слишком зыбуч и рыхл.

Филин "Лишние дети планеты Земля"
Прилично написано - и всегда очень рад бываю, когда рассказ, изначально долгое время бывший фаворитом, в итоге пусть уходит с первых позиций, но не оказывается аутсайдером. Очень жестокий мир, но такого и у Крапивина хватает. У него, правда, обычно не столь твердая НФ, но это мелочи.
Куда важнее другое: и есть мир, и нет мира. Всё действо - словно в пустой комнате. Таких вещей надо или избегать - или сознательно играть на них, как в драматургии Пристли. Опять же разгадка сюжетной закавыки о законе "один взрослый - один ребенок" скорее декларирована, чем реально дана: нелепость его сохраняется и режет глаз.

Сандрильона "Труппа Шарля Перро"
Рассказ в целом неплох, но он больше на пересказ похож - и это главный грех. Тема на грани (оценку за это поневоле снижу), но не за: пьесы про детей и для детей. Инопланетные дети на них реагируют прежде всего. А их родители обычно трактуют иначе, чем подразумевал земной писатель и ориентирующийся на его наследие режиссер - которые имели в виду мораль для земных детей.

Соци Ализа "Социализация"
И по теме, и уровень неплох. До совсем хорошего не дотягивает из-за занудства (автор, не обижайтесь!)...

Наоми "Еще один миф"
Рассказ не очень крапивинский, но... хороший. Тем не менее он простоват. Всё понятно уже после третьего абзаца.


3. Ути-ути, кря-кря-кря

(Тенденция сохраняется)


Крузо "Жук на палочке"
Не все ружья выстрелили, иногда реалистичность и символичность цепляются друг за друга и стопорят... но написано неплохо и позволяет сохранить интерес. Типа как антикрапивинский настрой. Но тоже можно. Впрочем, человек, единолично залезший в убежище и не взявший соседских детей, едва ли имеет право рассуждать на тему "боль - это ритуал, который выполняется в одиночестве".

Грифон "Планета Вечной Радуги"
Тот, чьей памяти этот конкурс, возможно, не одобрил бы: он не верил, что существуют по-взрослому поганые мальчишки. Они, конечно, существуют, но рассказ не айс. Значит какие-то экипажи будут составляться из законченных подонков? Это... странно. Прямо-таки белые субмарины Островной Империи.

Ольгин Константин "Берег левый, берег правый"
Опять не только дух, но и буква крапивинских миров. Потому особенно цепляет затянутость и вялость при в целом неплохом уровне.

Ш12795 "Осколок лета"
Ощущения фактически те же, что и по рассказу "Берег левый, берег правый". Ладно, тут многословность меньше мешает и больше подчёркивает.

Граф Оман "Дар забвения"
Ощущения фактически те же, что по рассказу "Берег левый, берег правый" и "Осколок лета" (но технических спотыков многовато). Вдруг напомнило скорее цикл "Дом странных детей", чем Крапивина... И вообще: не люблю я фокусы с забвением. Это фактически стирание личности - чтоб не искать других сравнений, аналог убийства... Ну да, автор это и сам видит, но...

Перегрин "Забылся"
Тема - не очень близка к "генеральной линии", но входит в понятие крапивинских. Резкое объяснялово испортило впечатление. "Ты кто? - Я Белый Орёл!" в старой рекламе очень даже, но здесь... Торчит, как столб посреди вспаханного поля. Посмеяться? Или что? Вообще жаль: рассказ перспективен.

Потусторонний наблюдатель "Эхо битвы богов"
Теме соответствует, хотя замысел гораздо интересней, чем исполнение. Сказал бы, что рассказ "перетеснен" - но не скажу: имхо, при большем объеме автор имел бОльшие же шансы "запороть". И тут-то некоторая декларативность проступает, делая крохотный текст даже чуть затянутым...

Andyforever "И мглой волнистою покрыты небеса"
Это скорее не по Крапивину, а по Томину в сочетании с Житинским... Но нормально, хотя ОЧЕНЬ предсказуемо.


4. Топот шашечных слоников

(Да, продолжается тенденция...)


Ардзинба "Выйти из Джарджавели"
Попытка написать боевую фантастику. Унылая на самом деле попытка. Автор перебрал и с политикой, и с экзотикой. Вообще странен этнический состав колонистов (тут или не было бы русских/английских имен, если это какой-то анклав - или бы представлены шире), странны мысли и лексикон ребят, которые вообще-то должны быть малограмотны... И других странностей много. Автор явно не любит нациков, причем прежде всего совершенно определенного типа... и не хочет, чтобы этот тип был распознан в данном рассказе. Потому все замаскировано под околокавказсские "терки", но не шибко умело. Стилистика тяжеловесна и узнаваема в первую голову: автор, вы чего - умеете же лучше, прямо на этом конкурсе пример есть!

Дядя Сева "Сумеречная дева"
Экая рифма. Все же больше походит на пересказ сценария, чем на рассказ. От разрешения ситуации не в восторге: тут как с принципом забвения - фактически парень совершил самоубийство, уничтожил свою нынешнюю личность. А друг и взрослый дядька ему в этом способствовали...
Главное же - скучно. Длинно и скучно. Как авторы могут не придать столь богатому материалу никакого интереса?

Wb "Самое дорогое для друга"
Автор рассказывает там, где надо показывать, потому текст, который мог бы оказать сильное эмоциональное воздействие, вместо этого оказывается дидактичен и холодноват.

dr.Blackwood "В ожидании лета"
Опять нормально там, где должно быть хорошо. Чуток переповторяется автор, пусть даже через пацанячьи мысли - в результате чего и затягивает, и "давит на жалость". Вот то же самое бы - но без адананогих сабачек...

Сержант Детрит "Когда деревья были маленькими"
Замечаний куча, но дело не в них. Читательское впечатление - позицию свою автор видит четко и проводит ее железобетонно, без нюансов и, увы, без особого мастерства. А оно чувствуется, хотя здесь и осталось за кадром.


5. Мальчик со шваброй

(И тут тенденция продолжается...)


Лингвист Морзе "Ниточка Фортуна"
Написано неплохо (и не слишком хорошо: назидательновато), от темы - паруса, море, ГГ-ня и ее погибший несостоявшийся спутник жизни - как 17-летние подростки (исподволь, но довольно важно), ее сыновья-подростки в англ. интернате (едва намечено, но есть)... ну, упоминание денег на лечение Васи/Вовы и спасенной от утопления девочки, из-за которой не состоялась их совместная жизнь - это мелочь, не в счет... В общем, по минимуму, но проходит: гл. обр. потому, что "развилка судьбы" пришлась на 17 лет.

Трактир "Девушка в люстре"
Массаракш. Учительская ипостась автора обернулась совсем иной стороной: не только весомо и зримо, но даже грубо, увы...

Автор "Плоть от плоти"
Рассказ ощутимо затянут, в т. ч. за счет морализаторства. А еще, если уж на то пошло, в последнее время у многих (и у меня тоже) поубавилось положительных эмоций по поводу "прогрессоров из светлых миров", которые точно знают, как надо спасать "недоразвитые" миры, намечают там себе любимчиков - и изымают их... Даже полбеды, если бы с концами: ну, аналог спасения погибающих. Так ведь нет: как своих "агентов влияния". Удивительно ханжеский принцип: "Ваш мир нуждается в помощи. И мы хотим помочь, но не можем вмешиваться сами. Так решено. Но ты, Фанек, и другие, вы - плоть от плоти этого мира, его часть. У вас есть право. Вы получите знания и вернетесь, чтобы начать строить здесь новую жизнь... Со знаниями твоими прибудет и сила". Ну и дальше: " - Значит, я смогу отомстить? - Сможешь... Но не захочешь" - ню-ню...
Дыры в логике: "Ударивший кошку разбойник с воплем повалился на землю, схватившись за ступню" - а потом "Я ни до кого не дотронулся, - ничуть не смутился рыжеволосый. - Невмешательство соблюдено". Ну и потом: " - А ты не подумал, что они наговорят в городе? - Эти? Да кто им поверит?" - ох ты, а кто это говорит? Команда, только что организовавшая привселюдное "похищения княжича демоном" прямо из дворца, на глазах кучи свидетелей, включая высокорейтинговых?

Граф Вишня "Два билета до Тапачулы"
Объяснялово, да ещё и с вопросником, мешает поставить оценку выше средней. Рассказ похож на перенасыщенное специями блюдо, поданное вдобавок слишком большой порцией (хотя сам-то невелик)...

Asd F "Загляни стрекозе в глаза"
Название лучше, чем рассказ: затянутый, не очень хорошо продуманный, назидательный и какой-то старательный по-ученически.

Розмари "Планета Хранителей и вкусного мороженого"
Сказковато и назидательновато для Крапивина. Язык, увы, вялый.

Бражник "Небьющееся"
Из серии "Штирлиц знал наверняка, но Наверняк не знал Штирлица". Перезатянуто, переусложнено, перезапутано. Такой сюжет и манера исполнения требуют "нагрузки" в виде по-крупному странного и интересного мира вокруг... и понимания того, зачем надо в его странностях разбираться. Пока же это больше всего напоминает правила игры в мяч, согласно которым удары разрешается наносить только правым ухом, стоя на голове спиной к противнику. В таком "ухоболе" тоже возможны свои виртуозы, но поистине свои. Возникает ощущение, что это вообще отрывок из чего-то, кое-как адаптированный под конкурс.
Ужасная стилистика, вроде по-русски написано, а продираешься сквозь текст аки через бурелом.
Ну и, конечно, стиль настолько "прекословящий", что автора выдает с головой (как и во внеконкурсной попытке). Дело не в узнаваемости на конкурсе, а в однообразности приемов - что есть шлехт. Я за такое снимал баллы и с рассказов, производящих куда более сильное впечатление.

Лексеич "Ведьмина купель"
Невнятно и, в общем, несильно написано (автор ранее уже выходил из числа узнаваемых - а вот теперь сделал шаг назад!). Если что и понравилось, то отсутствие пиетета перед пророчествами деревенской бабки, ценностями деревенских мальчишек и деревней вообще. Но в целом несколько ПТУшный рассказ.

Ольгин Константин "Синий город на картине"
Очень завязано на крапивинские миры. Поэтому слабость рассказа (и по технике, и по внутренним увязкам) прямо-таки режет глаз. Чрезвычайно жаль. Я о таких вещах говорю: "Словно бы плохой перевод хорошего рассказа". Автор, "переведите" заново, т. е. фактически напишите новую версию: чрезвычайно хочется ее увидеть, совершенно серьезно и без тени иронии!

Дяденька Рокер "Все деревья будут в белых цветах"
Эх, автор, дались вам арийцы, да еще в ледниковое время (причем аж ледниковые языки за ними гнались, не просто холодная зима)... и говорить ГГ с ними смог... Массаракш, уже все-таки достаточно много не лет, а десятилетий ясно - о каких-то индоевропейских составах можно говорить после изобретения лошади и одомашнивания колеса, т. е. первотолчок там - т. н. майкопская культура, дальше - ямная... И вот ни разу они не мирные охотники-собиратели с началом земледелия, которые городища будут делать! А к тому времени, как можно говорить об ариях, вообще - нечто вроде ирокезов в боевом походе. И написано слабовато...

List "Визит вежливости"
Ожидал большего, но оказалось предсказуемо, нестыковочно по многим пунктам и, главное, непонятно, зачем это написано, зачем читать... Вот за такие тексты многие не любят фэнтези и то, что на нее похоже.

Кананиногэ "Чёрный дракон"
Аналогично. С первых строк ожидал куда лучшего, а пошла рядовая фэнтези, затянутая, пафосная, говорючая и со слабым (но достаточным) соответствием теме. Вот за такие тексты многие не любят фэнтези.

Rokamadur "Сеятель"
Куча неувязок. Рассказ вообще холодноват, в сборник он по нескольким причинам не просится. Сначала подумалось, что Сеятель - Иисус, а 12 учеников - 12 апостолов. Но вряд ли автор так глубоко анализировал собственный текст...

Клампочка "Экзамен"
Слабо, неумело, предсказуемо. Стиль вроде узнаю, но удивлен: ожидал лучшего.

Иванцов "Великое в малом"
Рассказ с конкурса снят, а "автору" сюда пути больше не будет. Но должен признать: этот текст я оценил как "всего лишь" плохой, а не ужасный...


6. Стремительное бегство викингов, потерявших рога и копыта

(...А тут она завершается.)


Иванцов "Зукатые бокры"
...а вот этот еще до снятия оценил как ужасный!

Грифон "Мы все родились слишком рано"
Ну честно - вот даже не знаю. Какое-то уж совсем антикрапивинское. И написано много слабее другого рассказа... Центральные персонажи сочли весь окружающий мир мразью и пренебрегли принципом АБС: "Кому он нужен, дезертир в коммунизм?" Пацан-то - полбеды, но напрягает учитель. На котором крупными буквами написано, как он презирает это быдло... а оно ведь стало таковым по той же причине, по которой он из высокооплачиваемого ценного науч. работника стал бедным, не любящим свое дело и не умеющим его толком делать "училой".

Гость "Тёмный Лес"
Текст подан автором не выхода из регламента для, но токмо замены своего первого, воистину совсем беспомощного рассказа, ради.
Тему как бы можно увидеть: основные персонажи - пацанята-девчата, тинейджеры, даже если в том мире их женить можно. Пусть побудет у нас это слабенькое фэнтези вместо сверхслабой НФ "Рубеж". Ох как автору хочется поучаствовать в конкурсе, даже с таким слабым и наивным текстом... Всегда хочется спросить: зачем, автор? Чтобы занять последнее-предпоследнее место и с чувством исполненного долга свалить домой? Ну да, несколько лет назад было еще хуже, но ведь такими темпами и вправду 99 лет расти до приемлемого уровня. А ведь иногда казалось, что не так!..

Гость "Чёрная душа"
Что-то крайне несуразное. Вполне возможно, за этим есть потенциал - но в таком виде, как сейчас, минусую.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"