Сначала - об издательском проекте по итогам конкурса. Конечно, я и спецвыпуск "Меридиана" сделаю, и в другие сборники, если они появятся на горизонте, буду пристраивать многие рассказы порознь... Но вот о том, что уже есть в пределах зрения.
В миновавшем сезоне издательством "Шико" (севастопольским его филиалом) была запущена пробная серия "Курортный роман-фантастика" с расчетом на продажу в Крыму. Облик серии вот такого типа: http://book-notes.ru/2015/10/romanyi-olgi-kay-gorodskaya-romashka-i-irinyi-lazarenko-magiya-druzhbyi. В ближайшем сезоне в партнерстве с "Меридианом" будут публиковаться не романы, а более соответствующие духу "курортного чтения" сборники рассказов. Общее количество томиков в серии 2016 г. планируется 20, примерный объем каждого из них - около 6 а. л. Мягкая обложка, половинный формат (не карманный, а "сумочный"), небольшой объем и цена, компактные остросюжетные тексты (в одной книге в среднем 5-15 рассказов, каждый рассчитан на прочтение где-то в течение "пляжного дня") - и прочие атрибуты "отпускного издания".
Какова желательная тематика этой вот отпускной серии? Сразу скажу, что она не планируется развлекательно-бездумной: розовый сироп неидеален ровно в той же мере, как и кровожадная чернуха. Но если говорить о предпочтительных сюжетах...
Путешествия. Природа, экзотические места, животные, растения. Любовь и девушки (да, можно с эротикой, но без нарушения законодательства :)). Где-то рядом - подростковая тематика (но не детская все же, хотя один томик "фантастических сказок" мы делать планируем). Сафари, путешествия, игры и спорт (не обязательно пляжный), отдельно - футбол (чемпионат мира не-за-баром). Искусство. Гастрономическая фантастика. Фантастические детективы (и, отдельно - холмсиана): "сильно" фантастические, "едва-едва" фантастические... фэнтезийные тоже можно. Фанфикшн того типа, что была на СК-4 (кость вам в руки, Ы навстречу!) - но там мы ограничивались в основном ХХ в., а тут можно затронуть и отечественную классику "золотого века", и иностранных мэтров даже более давних эпох. Ностальджи либо просто ретро-фантастика (и в духе "здесь был СССР!", и "под хруст французской булки", и "викторианский уют" со стимпанком или без, с детективом или без) - только все это без громыхающего пафоса, элегия или ирония куда уместней! Вообще историческая фантастика в самых разных обличьях. Разные варианты таймпанков, не только стим-... да и не только тайм-: биопанки тоже приветствуются, равно как аква-, аэро-, если что иное придумаете - тоже. Военной темы не чураемся, но современнные политические аллюзии - если и да, то лишь самым краешком и очень умело (а вообще злободневная политика, скажем так, не приветствуется: расшифровка, полагаю, не нужна, всем все ясно?). Классическая фэнтези (да!) и неклассическая тоже. Домашние питомцы (кошки, собаки, ручные стрекозы, эльфы и барабашки - далее везде), друзья (и не только) из первозданной природы (дельфины и русалки приветствуются, но в умеренном числе)...
И прочее, прочее.
Нечто тяжелое и мучительное не очень желательно даже при высоком качестве (хотя минимум одна "плитка" с хоррором точно будет), а остросюжетное и занимательное, наоборот, имеет больше шансов.
Основной формат - рассказ. В принципе диапазон от миниатюры до 2 а. л. (что уже короткая повесть), но оптимум - 0,25-0,75 а. л.
Не факт, что запуск серии в сезоне-2016 будет достаточно успешен для выплаты хоть каких-то гонораров, лично я как раз на это почти не питаю надежд. Уж очень велики расходы и прочие риски при запуске новой серии, особенно настолько нестандартной, а "Шико" - не самое богатое издательство в пространстве любителей фантастики. Основной финансовый прицел делается на 2017 г.: те, кто поддержал замысел в первом, рискованном сезоне, во втором (каковой состоится, если риск-2016 окажется оправданным), имеют шанс стать "желанными гостями" проекта, его постоянными авторами.
Надеюсь, никто не сочтет эту часть объявления циничной, а? Даже в самом что ни на есть 2017 самые что ни на есть постоянные авторы однозначно не получат золотых гор - а издатели (этого проекта, во всяком случае) не начнут печатать слабые рассказы, даже если серия окажется способна поглотить и такое.
Ну а вот теперь - мой обзор конкурсных рассказов. С разбивкой на группы, учитывающей, да, возможность публикаций в этой серии. При этом судейские оценки я расставлял, как нетрудно убедиться, без оглядки на публикаторскую сторону вопроса. То есть корреляция, конечно, есть, но весьма относительная: высоко оцененный рассказ могу рассмотреть даже при не очень подходящем сюжете, а оцененному низко никакой сюжет не поможет.
Перед завершением суперфинала составлю такой же обзор внеконкурсных рассказов, сейчас, извините, просто мил не хватит: их ведь свыше сотни!
И еще. Я как-то привык в последнее время украдкой поздравлять себя и участников, если на конкурс не был подан ни один рассказ с прославлением фашизма (ПРИНЯТ-то он точно не будет, а вот подавать... иногда пытаются). Т. е. не национализма вообще, не имперства и пр. прелестей, а именно гитлерастских восторгов. Потому что это совсем уж край, без оговорок. Ну, что там кто думает - это второй вопрос, в сознание никому не залезешь, а вот на этот конкурс рассказы с такими идеями действительно не подавались. Но поздравление это горчит, потому что фашистская тема, массаракш, таки прорвалась через совершенно неожиданные ворота и, прежде чем быть ликвидированной, продержалась на конкурсе не несколько минут, а дольше. Кто не успел этого увидеть - повезло, кто успел - могу только принести извинения за инцидент. Что тут поделаешь: проводить конкурсы и даже просто участвовать в них - нервная работа, особенно в последние годы.
Группа 1
Первоочередные кандидаты на публикацию... хотя это не значит, что по иным рассказам нет замечаний и предложений насчет доработки. Оценки, как правило, 7-10
Sh. X.P. "Ск-5 Фуня"
Ну, этому рассказу я поставил единственную свою десятку...
Злобин Н. "Убийство господина Крота"
Несомненно сильный рассказ, достоинства которого не сводятся к колоритности мира. Так что поговорю о недостатках :)
Детектив вдруг ближе к концу сменился пересказом. Это не смертельно, но досадно.
К тому же автор местами столь странно представляет фауну, что лучше бы в подробности не вдаваться . Например, у мако существует возрастная смена зубов: с "рыболовных" у молодых на "мясоядные" у крупных... а эта акула как раз крупна, иначе какой смысл? На вершине прыжка у нее скорость будет не 50 км/ч, а близкая к нулю. Если бассейн так мал, что она почти задыхается, то в нем и нет разгона для прыжка; ну и акула - не дельфин, "за рыбкой" она не прыгает, это у не именно для падения в атаке на крупную добычу...
И пр., и пр. по другим птицезверикам.
Но рассказ даже с этими замечаниями тянет на публикацию. А уж после некоторой доработки - тем паче!
Киви Ск-5: "Сияние памяти"
Рассказ, по которому я трижды менял оценку: сперва показалось, что он "едва-едва хорошист", потом - что, пожалуй, крепкий хорошист... ну вот теперь думаю, что он скорее отличник, хотя далеко не круглый.
"А вы, я слышал, господин Нельсон? Очень забавно: на Древней Земле когда-то были военачальники с такими фамилиями" - типа флотоводец Нельсон и борец "двойной нельсон"? Так второй (и все его однофамильцы) как бы названы в честь первого... хотя и не наверняка. Остается дождаться мастера кошачьего стиля ушу, который разработает прием кац-нельсон...
Жарова А. "Снежных полей саламандры"
Главная претензия - похоже на фрагмент более крупной вещи. А так... Володихин, допустим, в свой сборник не взял бы, но у меня нелюбовь к трансгуманизму более умеренная. Так что редакторский взгляд устремляю сразу.
Келпи "Ск-5: Златожорка"
И тут главная претензия та же: создается впечатление, что это фрагмент чего-то большего. Вот выделить бы введение, а потом дать еще пару детективных эпизодов из того же мира - и будет совсем хорошо! Плюс по ходу конкурса ряд толковых замечаний сделан.
Молокосос "Ск-5.Человечья магия"
Очень вкусно. Даже не скажу, что темп низковат: он для этого рассказа "свой". Хотя это, конечно, не слишком привычно для многих нынешних читателей...
Шарманщик555 "Ск-5: Тау китайский бокс"
Рассказ-анекдот. Вроде бы непритязательный, однако такие штуки бывают очень эффективны, когда не выбиваются из своего амплуа (что случается редко, но вот здесь именно тот случай). Тема все-таки скользкая... но спасает самоирония, из-за которой "мачистской" эта миниатюра не является ровно в той же степени, как "антифеминистской". Да вообще - на то и хохма: в рамках анекдота допустимо и не такое. Кроме того, за антифеминистическую неполиткорректность сейчас наезжают меньше, чем за критику РПЦ, УПЦ или творчества нынешних литвельмож. Так что - прорвемся... наверно.
Заяц Виталий "Ск-5: Песня про зайцев"
А вот тут не просто анекдот, но текст с очень даже двойным дном... Тем не менее в нише короткого иронического рассказа он будет уместен, а ниша эта универсальна, так что банЗАЙ!
Мадам Карабасова "Ск5: Торжественная встреча"
Это, конечно, тоже рассказ-анекдот... но он соблюдает законы своего поджанра, не пытается сочетать несочетаемое - и поэтому вполне приемлем. Даже откровенно неплох. Хотя космонавт, при первой же высадке снявший шлем, выглядит... не слишком умно: другое дело, если бы они вообще не знали идеи полностью закрытых скафандров (как и микробов; но тогда он бы просто не понял, что болен, да и его коллеги не испугались бы возможности заразиться). И, кстати, полагаю, что вместо стрептофагов должны быть стрептококки.
Максимка "Ск-5: Птица счастья"
Первое впечатление - нормальненькая мэри-сью, бывают куда хуже. Потом замечаешь, что рассказ заметно больше этого измерения. И с сентиментальностью тоже не перебор, что ценно.
И все-таки: "Бабуля голову чуть наклонила, смотрит поверх очков" - но она ведь вроде слепая (пускай и "почти совсем") ? А "узби-порт" - так теперь мОлодЕж говорит?
Yuri "Ск-5: Улучшенный мир"
Оригинально. И таки хорошо. Вместо белочки - крысочка... Хотя подростки среднего возраста, имхо, слишком как мелкие себя ведут: по "бессмертности" перед Иным и ожидаемой безнаказанности перед стражами порядка.
По мелочам: "Донеслись удары и сдавленный мат" - это кто ж там кого бил? Явно не пацаны мента. А если бы он их - они бы не впрыгнули в дыру... "Война им надо, встряска хорошая" -дэдушка капказэц?
Ну, этот рассказ в принципе неплохо бы еще малость отполировать. Но точно не драить рашпилем.
Соловеюшко "Три богатыря и убийство на речке Смородиной"
Ну... оно, может, по нынешним временам национальные вопросы лучше бы вообще не трогать... А, ладно: тут такое же сочетание иронии и самоиронии, как в "Тау-китайском боксе" (хотя автор, думаю, другой). Притом как раз оптимальный вариант: анекдот, который несколько больше самого себя, но не настолько, чтобы в костюм анекдота не умещаться. Подойдет.
Пересмешник "Cк5: У каменной Карты Неба"
Может быть, чуть слишком переподробнен египетский мир и слишком "по-человечески" воспринимает все кошка (нет, мне бы по душе пришлась не примитивность, но "инакость"), однако очень интересно...
Группа 2
Тоже кандидаты на публикацию, но тут замечания и предложения насчет доработки более настоятельны и многочисленны. Оценки, как правило, 5-7
Ветер "Странники"
Чуток перебор со слепым мальчиком и одноногой собачкой. И запутаненько. Но это дорабатывается без проблем.
Та "Тарелка"
А вот неплохо. Хотя тема на грани. Но странно: 1000 лет прошло, и цивилизация вроде не земная, а - и имена типа "Вася", и кабель подходит...
Шпильку тёщи командир пропустил мимо ушей. Та вонзилась в переборку и завибрировала...
"Тараторила словами" - как-то... "Согнулась в рыдающем спазме" - тоже. И "подтирая мысленные слёзы".
Но неплохо, да. И со слезодавиловом не перебор.
Пролетевший "Выше небоскрёбов"
Несколько затянуто. И дино-панк как-то чуть слишком механически втиснут в реалии времен "сухого закона". А еще автор очень преувеличивает летательные и пожирательные возможности птерозавров (которые НЕ динозавры!)... хотя, кажется, ознакомился с "информационными статьями", каковые я именно для этого на конкурс вывесил :). И вообще странно, что мафия избрала столь придурочный способ избавляться от мешающих ей персон: это вроде тех голливудских злодеев, которые приковывают жертву над бассейном с кислотой, акулами и кинжалами с таким расчетом, чтобы сразу после дождичка в четверг она туда свалилась... ну и перед дождем ее освобождают.
Все это я говорю именно потому, что рассказ мне нравится, да и дино-тематику люблю (когда она на должном уровне). После доработки охотно возьму в серию.
Вэньли Я. "Затишье"
Не вполне гармонично срощена лавкрафтиана и АИ на базе советского дизельпанка. Замысел достоин лучшего воплощения... хотя и сейчас оно неплохое. Или это часть цикла? Тем не менее, конечно, на положительной части шкалы.
Бородатый "ск-5: Мёд и ржавчина"
Весьма неплохо, хотя нуждается в некоторой доработке по мелочам. Тема только трудная (увы!) для современного читателя: космоНФ... Ладно, авось да прорвемся.
Ёжик в тумане "Заветное желание"
Поглядите на пахана,
Что подносит ко лбу щепоть:
Так за них еще и Господь?!
Ну, тогда нам вообще хана!
(Е. Лукин)
А вот здесь пахан оказался неверующий, только имитировал свое приобщение к православию, за что и был скушан, причем вместе с теми, кто иконе "фак" не показывал... Тем не менее в остальном, кроме этой назидательноватой натяжки, написано так, что я готов принять автора как "цивилизованного противника" - а это кошерней, чем "нецивилизованный союзник" (есть тут на конкурсе... не буду указывать пальцем, но нет, в данном случае не слоненок).
Похоже, часть чего-то более крупного, под С.Т.А.Л.К.Е.Р деланного. Но все же достаточно самостоятельный рассказ получился, готов напечатать и в таком виде... хотя лучше бы с некоторой доработкой: скажем, не очень вяжется глубокая погруженность этого места в "Зону" - и то, с какой уверенностью (пускай неоправданной) банда отправляется за хорошо разведанной добычей.
r2d2 "Время сеять"
Этот как раз к нашему позапрошлому конкурсу подходил больше. Сам рассказ - вполне хорош, хотя несколько перемудрен и затянут из-за желания сказать аж все сразу... Но чего уж мне притворяться, что я не угадываю автора. Так что о литературных проектах "вообще" и разговор "вообще", а вот в совершенно конкретную крымскую серию я автора, положим, готов пригласить - но, полагаю, ему будет там комфортней под псевдонимом. А под своей фамилией - ну, только если я сумею пробить туда совсем уж экзотический томик, в котором будет представлено творчество фантастов... с противоположных сторон, так сказать. Вот там, где-нибудь между Стрелковым (у него, правда, повесть... тяжелый формат, но можно попробовать), Чигиринской, Федором Березиным, выбывшим судьей СК-5, Глебом Бобровым, Владом Русановым и еще кое-кем, автору "Времени сеять" тоже опубликоваться уместно.
Это все, разумеется обстоятельства побочные и не литературные, но - с'est la mort, увы...
Олег "Главврач вызывает"
Хорошо и жутковато, несмотря на не полностью органично вписанное объяснялово (хотя замотивированность его имеется), да еще кучу ошибок, чисто литературных и "корректорских" (когда перепутано, где чьи реплики, и смысл меняется на противоположный). Если же говорить о биологии - то будем надеяться, это главврач ошибается (или просто лапшу на уши вешает), а не автор.
Остальное в коммах было сказано.
Автор, дайте ссылку на источник картинок: интересно же!
Третьяк "Четвертак"
Хорошо! Однозначно заслуживает быть доработанным и опубликованным. А пока местами возникает путаница: фраза в начале "отняли Третьяка" рушит дальнейшую логику... А еще: в финале его до смерти обескровили - или обошлось без летального исхода? Нет, во всем этом (и другом) разобраться можно... но со спотыками, сбивающими восприятие.
Маска "Демон озера Оканаган"
Неплохо. Не очень я люблю, когда криптозоологию сращивают с мистикой, но стиль приличный, сюжет есть, "корова" не через "ять" (опять на курок жмут - вместо того, чтобы спускать его! - но не упорствуют в заблуждении и исправляют :)) - что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость...
Азимут "Ск-5: Холодная глиссада"
По авиации, психологии и прочим (не)возможностям высказался в коммах. Зверья нет - но биологии предостаточно. И присутствует отсылка (во всяк. сл., словесная) к "рептилизации" нового человеческого вида.
А вот по литературным параметрам рассказ скорее "тепл", чем "горяч" или "холоден".
Свенгали "Японский акцент"
Тема едва затронута - но все же по эту сторону грани. Уровень... то ли это не самый удачный рассказ хорошего автора (м. б., даже известного), то ли, что скорее, отрывок из более крупной вещи. На сей момент сумбурно, но потенциал виден. Я вообще-то сразу подумал, что это "конкурсный вариант", который будет (или уже есть) более крупной вещью: в этом объеме не удалось полностью развернуть.
(Кстати, в момент взрыва над Нагасаки рядовые японцы, конечно, ничего не знали о том, что это "второй ядерный".)
Ананас "Ск-5: Чуды-Юды"
Чуток слишком благостно-дельфинисто, да и затянуто... но хорошо. И в "летнюю" серию впишется. Кстати, нет ди тут полуосознанной переклички с теми странными монстрами, которыми людены проверяли людей на ксенофилию в ВГВ?
А вот корректору работы куча... но не холм все-таки. И то плюс.
Винторез "Фея на пустыре"
Хорошо. По идее напоминает булычевские "Огоньки". Тема на грани фола - но есть. Все же кажется мне, что это опять если не отрывок, то сокращенный вариант...
Как раз тот случай, когда не получился безупречный рассказ-анекдот с детективным колоритом. Надо бы довести: вещь многообещающая.
Между прочим, орк - не огр, т. е. здоровенным он не должен быть, это формат шимпанзе, а не гориллы.
Фокин С.С. "Пеларг"
Несколько раз зафиксированный у нас на конкурсе вариант: рассказу недостает малого, чтобы стать по-настоящему отличным. Обидно, но... он и в своей нынешней весовой категории интересен для публикации, а после легкой доработки тем паче. Замечания - см. в коммах.
Так-кто-нибудь "Ск-5: Свистунчик"
Вот один из многих авторов, кого я сходу угадал - но на проставлении баллов это, конечно, не отразилось, как и во всех других случаях. А вот на помещение рассказа в этот раздел - да: правда, вместе с комментариями (см. их, там детальные обсуждения). Потому что рассказ в том виде, как он есть сейчас - скорее кандидат в следующий раздел, при всей моей любви к биологической фантастике как таковой: для старой советской фантастики было бы более в тему, а здесь на сей момент лит. сторона несколько подкачала... Но автор отнюдь не склонен проявлять "жестоковыйность", замечания уже сформулированы, доработка ведется - и, когда она будет завершена, я предметно рассмотрю рассказ в плане публикации.
Группа 3
В смысле вопроса публикации - промежуточная. Т. е. в ряде случаев есть явный потенциал, но замечаний так много, что вряд ли я смогу с авторами обсуждать вариант доработок... хотя если таковые состоятся - с интересом рассмотрю повторно. В других случаях текст довольно неплох, но уж очень "в своей нише", причем он может быть заметно лучше своих коллег по группе, однако потенциала роста как-то не видно... во всяк. сл., лично мне. Значит, работать с этими рассказами буду лишь если зайдет речь о публикаторских планах именно в этой нише. Оценки... да в целом не намного ниже, чем в прошлой группе, но дело не в оценках.
Алекс "Ск-5: Первый"
И на Марсе будут мамонты расти. Очень люблю "палеонтологическую" фантастику, ефремовский акцент и образы из творчества Геннадия Голобокова. Сердце кровью обливалось, когда ставил рассказ в эту группу, а не в предыдущую. Но... Ну вот представьте, что вам приходится оценивать работы Голобокова не как техникомолодежного иллюстратора фантастики "золотого периода", а как художника вообще... Плохо ему придется, увы...
Отличная история. А теперь взять бы и написать ее: и менее пафосным слогом, и без таких вот лекций... как раз станет компактнее, тоже в плюс будет. И, скажем, намекнуть, что человечество пребывает под действием орбитальных гипноизлучателей-реморализаторов (то, что не было задействовано в ТББ, но было - по-иному - явлено в "Сказке о Тройке"). Надо же: вымерших зверей воссоздают, а вещественные артефакты из "недоброго прошлого" (целых 20 лет миновало, древняя история!) - ф топку...
Цорнрум "Ск-5.Семейный пикник"
ПрАблАндЫнку. В принципе нормально: предпочитаю в таких случаях чистоту жанра. А то иные как начнут в иронической фантастике хвилозохвию разводить - так это еще тошнее, чем попытки острить в серьезных текстах. Кстати, при всей шутливости автор, похоже, в биологии разбирается куда лучше, чем рядовой юзер.
Тем не менее кажется мне, что попадание в жанр тут менее точное, чем в "Тау-китайском боксе". Чуть длинноваты пассажи, чуть обильноваты описания, чуть слишком автор говорит за персонажей... А при таких обстоятельствах сдвиг всего в несколько градусов - и вот уже просто горячая вода вместо кипятка, и чай ей не заваришь...
Вудман Тим "Миру - мир"
Очень странный текст. Даже и не поймешь, удастся ли извлечь весьма приличный (а потенциально даже отличный) рассказ из этой кучи разнородных ингредиентов, с ее невнятицей, избыточностью и недосказанностью разом. И, да, с политизированностью тоже, не очень гармонично выглядящей на фоне поистине планетарных явлений.
(Сказал это без колебаний именно потому, что, думаю, излишне объяснять, до какой степени я считаю неуместным тот национал-политический "наезд", который имел место на этот рассказ посреди конкурса. Кто следил за ситуацией, знает, что орги разрулили ситуацию почти мгновенно и единственно возможным в таких случаях способом, а если все-таки промедлили чуток - то лишь потому, что мы все, и я более прочих, некоторое время пребывали в полном обалдении, буквально глазам своим поверить не могли!!!)
А еще - не могу понять, как тут сочетается явное и несомненное владение словом с почти что косноязычностью. Как можно написать "кОстрат", "В отсутствие зубов, говорил он скомкано" (а когда; они приход.или - наверно!, прибавлялось внятности? :))), "А ответ: где-то рядом" (тут и вовсе за счет знаков препинания смысл изменил на противоположный!) - и пр.?!
Но бывают такие случаи: кошмар корректора - однако характеры живые и сюжет интересен... В данном же случае интересно еще и направление: намеренно или нет, но получился "дендропанк", редкая штука: у нас еще и на внеконкурсе есть такое, но там исполнение куда менее тщательно.
Хорошо бы довести этот рассказ до совершенства, он будет представлять несомненную ценность. Но работа предстоит немалая.
Многоточие "Куча"
М-да. Могучая кучка. Ироническая палеоантропология, массаракш... Имхо, чуток переперчено с натурализмом и недоперчено с иронией. Вот у Лукина в "Пещерных хрониках" есть вещи по факту не менее жесткие, но именно на иронической (с сарказмом не путать!) смазке они входят куда глубже...А тут сарказм обеспечивает линейность вместо полифонии, потому в юморе рассказ послабее, чем мог и должен бы. Да и в желчности попреснее. Хотя автор, возможно, сочтет, что наоборот.
guigngnm "Ск-5: Позвольте отнять у вас надежду"
Да что за трах-тибидох?! Эпизод 2 вполне можно печатать после не такой уж большой редактуры, а вот в остальных эпизодах столько шлака, что лишь отдельные фразы можно оттуда сохранить... При этом есть не только смелые, но и остроумные формулировки: господин Игуан, иконофауна, молитвофлора, грибница духовности! Но автор пугающе жестоковыен в спорах с оппонентами, прямо-таки как сторонник хоругвеносных воззрений, пускай и с обратным знаком. Уж и не знаю, есть ли резон мне подключаться как редактору: ведь придется говорить нелицеприятные в литературном плане вещи, причем делать это настойчиво!
Час Пик "Ск-5: Жилплощадь с нагрузкой"
На мой взгляд - средне. И тема на грани. Имхо - все же не за гранью: нечто вроде синантропной (в симбиотическом, а не палеоантропологическом смысле) астральной антропофауны получается.
Час Пик "Ск-5: Эра человеков"
И это средне. Может, лучше бы не мимикрировать под рассказ, а превратить в полноценное эссе? Тема-то в глаза бросилась больше, чем в "Жилплощади с нагрузкой", и интересна она вполне: тут экзот - человек, выведенный заново, из обезьяны... и вновь прошедший "пещерный" путь. Ну и жизнь роботов (с киборгам вместе) тоже по теме.
Тоби "Ск-5: Есть контакт"
Впечатляет слово "насупилброви". И "сыпят". И вежливые человечки (не зеленые).
Надеюсь, автор не на Украине живет, а в России: иначе кое-какие моменты надо озвучивать тактичней. Ну и безотносительно к этому мне показались неуместными элементы политического памфлета там, где сюжет предполагает куда более "общий" взгляд. Бросить бы эти силы на то, чтобы придать рассказу бОльшую завершенность: так-то он скомкан. Но не до минуса, конечно.
Тоби "Ск-5: Выход из себя"
Тромбоцитов давно уже нет, есть тромбопласты. Но дело не в этом. Натужно, запутано, малоинтересно. Малоценно в литературном смысле. Но при всем при этом - потенциал роста несомненен. И тема есть.
If "Смена"
Странненько и использует всю гамму трансгуманистических пужалок... но приемлемо. Сделать бы менее лобовыми эти пужалки, да антураж прибавить, а то тяжеловесны и фрагменты авторской речи, и череда диалогов...
Шутник "Столкновение интересов"
Да нет таких уж недостатков. Для своей ниши рассказ неплох. Но она тесна.
"Мы же в его восприятии, если оно у него есть, ничем не отличаемся от только что уничтоженных недобитков Охх, пробудили лихо на свою голову..." - надеюсь, перед Охх пропущена точка :).
Райнхард фон Мюзель "Начало"
Лавкрафтиана с III Рейхом сочетается чаще, чем с СССР, но в данном случае получилось менее удачно, чем у нас бывало на конкурсе и вне. Опять же похоже на элемент цикла. Удивило в такой компании имя "Янкель", да и Гейзенберг тут не к месту (особенно с такой риторикой) - пожалуй, автор не представляет ни его масштабы, ни область деятельности, воззрения. Написано скорее неплохо, но...
Ягуля "Ск-5: Нечто"
Тема не за гранью. То же и объема касается. И лит. уровня. К сожалению, больше сказать нечего.
Ленивец "Ск-5 Боги вакуума"
Написано приемлемо. К сожалению, и тут больше сказать нечего.
Тополек "Видимо - невидимо"
Не то чтобы именно слабо, но не вижу, где здесь кроется потенциал роста. Буду рад ошибиться.
"Дед был уверен, что с внучкой во дворе ничего не может случиться, но на всякий случай занялся доработкой статьи возле окна" - не иначе к статье о педофилии он правки для законопроекта готовил...
Барбадилов "Ск-5: Отщепенец"
Сильно перемудрил автор, перехохмил и переэкзотичил в ущерб лит. критериям.
Кос Мос "Космоплесень"
Первая сцена даже просто неплоха, хотя и петросяниста. Потом, конечно, пошло объяснялово... И антидетективный финал уж слишком циничен. А еще, помимо прочего, друг детства уж слишком наивный дурачок: причем с первых своих слов по телефону. Это либо выпятить, либо, наоборот, избегать такого надо.
В общем, на конкурсе рассказ уместен, но доводить его до публикабельного состояния придется долго.
Берендей "Ck-5: Синдром Братьев"
Я сначала думал, что "синдром Братьев" - это АБС; и удивлялся ненадлежащему использованию термина "птерокар" :))
Люблю фантастику с большой долей биологии, но здесь и биология затуманена, и в литературном смысле уж слишком все небезупречно. Для американской НФ 60-х или даже 70-х гг. было бы нормально, но эти годы прошли: и в Америке, и у нас.
Буржуй "Эволюция Го"
Просто жалко: автор явно умеет писать, причем хорошо - но как-то слишком этим пользуется, словечка в простоте не скажет. В результате "забалтывает", переизощряет и замысел, и стиль. Словно газетная передовица "ниачем"... тогда как ведь есть о чем!
Мышь белая "Кракозябра не людь"
Необычный хороший рассказ, которому не хватает кое-каких нюансов, чтобы стать рассказом отличным. Тем не менее он попал в категорию 3, а не 2.
Можно понять ситуацию так: сын-то пропал, а Кракозябр перешел в наш мир то ли чтобы его искать (не нашел), то ли сразу планировал заменить его собой, т. к. знал о безвозвратности пропажи (он ведь как бы обитатель "того света": может и встретился где, за пределами круга, доступного главной героине)... В общем, вернувшийся сын - это не Валера, а он, Кракозябр.
Однако при обсуждении между судьями прозвучало объяснение, что только никакого Валеры там с самого начала не было, так что и ощутить его потерю не получается. И заявленного разрывания героини между двумя мирами тоже не было. Один "тот" мир ей и был мил, только Кракозябра у нее на уме и был. Вот она его в итоге и усыновила. А родной сын - ну, был такой, но сплыл, его исчезновение проведено по разряду "допустимых потерь".
Пожалуй, да... И если так - это не добавляет трагизма, а действительно портит послевкусие.
Дама без ГОРНОСТАЕВА "Из жизни кецалей"
Потенциал рассказа явно больше, чем явленный реал.
Группа 4
Извините, леди и джентльмены, но вашим экзотам предстоит еще длительная эволюция...
Наир Аль Саиф "Испытание для инспектора"
Один из типовых образцов "экологической фантастики", достаточно вторичный. Без "зеленого безумия", но трудно сказать, что картоннее: биологические загадки, психология, персонажи вообще или весь сюжет.
Сеттер, сходу глотающий зайца, произвел на меня неизгладимое впечатление. Круче будет только пекинес-волкодав, карманный сенбернар и норная борзая.
Кощей "Ск-5. Морок"
Лит. уровень пусть и не фонтан, но довольно заметно выше минимально приемлемого - причем мне кажется, что автор выявил не весь свой потенциал. Так что надежда есть (о произведениях этого автора я такое говорю впервые, так что это комплимент, без шуток). Но "Всё о какой-то книге бормочет, хотя ни одной книге у него в избе нет" - моя не есть хорошо понимай... ну ладно, опечатка.
Квест "Женитьба бога Крокодила"
Автор порезвился почти до неприличия, хотя уж не знаю, стебается ли он над антуражем или это элементы наива (греческое название Гелиополис во времена гиксосов - ха!). Правда, вычитанное мешается с домысленным, причем автор, кажется, не видит разницы - и не понимает, что имеют в виду критики, эту разницу ощущающие. Он (если не она) вдобавок оказался близок к тому, чтобы создать не рассказ, а (псевдо)этнографическую зарисовку. Тем не менее элементы рассказа присутствуют в достаточной степени, а грань между рассказом и очерком всегда зыбка.
Литературной бездарности не вижу - и даже совершенно чудовищный сиквел "Остров Бэлла" меня не убедил в обратном... хотя пытался. Если автор несколько конкурсов подряд будет как следует учиться, а между ними заниматься самообучением - глядишь чего и получится...
Группа 5
А тут - хоть извиняйте, хоть нет, - "легче родить нового, чем отмыть этого".
Кощей "Преломив иглу"
Ну, автор вряд ли должен обижаться, если я сходу распознал стиль, присущий принятому (едва-едва) на внеконкурс рассказу "Миссия в Средиземье" и куче НЕ принятых. Увы, настойка Розенталя (из "Кракозябры") тут не действует. По адресу текста и главного героя сразу хочется пожелать: "Иглу ему в фаберже, фаберже в сундук, сундук в дупу!"...
Обороты "того же цвета" и "того же фасона" явственно требуют бородатого "из того же материала". "Ногу волк погрыз малость, потом с дуба рухнул" - вот именно!
Конечно, гном Рруд может с большим удовольствием иметь красный колпак - вопрос только в том, получим ли мы пользу и удовольствие, поимев эту фразу в качестве чтения. И весь рассказ тоже.
"- Возьми меня, Ваня, и мы навеки будем вместе! - русалка поцеловала меня в губы, но никакого влечения я не почувствовал.
Напротив, мне стало противно. Длинные пальцы русалки обвились вокруг моей шеи, а я вытащил из ножен клинок и отрубил ей левую руку" - м-да... Впрочем, есть пассажи и еще м-дее.
Квест "Остров Бэлла"
О боже... "Палентологи" - описка (хотя... не раз повторенная?), "асс" - ошибка, во всяк. сл., для русского языка; "останки гоминиды Люси", мягко говоря, не так пишутся - а грубо выражаясь, ни при чем; но чего стоит отождествление касатки (сэ такая лирондейл) и косатки... "Не стоит раньше времени опережать события"- а вовремя их опережать надо? "Как по-вашему, должны были бы выглядеть юбо, если с каждым пометом их гены располовинивались с генами гоминид?" (так и слышу ответ: "С каждым пометом? Как дерьмо, шеф!")...
Полное отсутствие литературной остраненности (да автор и в прошлой вещи демонстрирует веру в крокодиломорфов как довод в пользу написания рассказа!). Высочайший уровень литературной небрежности...