Аннотация: Обзор текстов основной номинации "Стоптанных кирзачей-9,5"
Ну что, леди и джентльмены, рассказов столько, что, думаю, мне простятся и совсем краткие (иногда) комментарии.
О планах на сборник. Ну, во-первых, c этим чуток рано, и вердикт не от меня одного зависит: еще орги "Астра Новы" (ну и я в их числе) будут просматривать суперфинал... а потом и не только его. Во-вторых, если говорить о предварительном мнении, то основной запас - из разделов I и II. Безусловно, могли бы вписаться и из раздела III, если будет проведена довольно серьезная доработка, но - сами видите, сколько рассказов в первых двух группах. По-любому в сборник, объем которого ограничен максимум 12 а. л., войдут не все из них - и вряд ли справедливо пополнять его состав из третьей группы.
Насчет "войдут не все": понятно, дело не только в объеме, но и в сочетаемости. В сборнике будут свои разделы, от хоррора до юмора, - и поэтому нельзя допускать, чтобы переизбыток рассказов какой-либо тональности перетягивал одеяло на себя. Ну и нестандартность подхода к какому-либо юзанному сюжету тоже будет оценена: скажем, чем "нестандартней" подана проблема зомби (которых на конкурсе много!) - тем больше у рассказа шанс. Конечно, при равном литературном уровне.
Когда встанет вопрос сочетаемости - судейские рассказы, по правилам хорошего тона, должны не иметь преимущество перед текстами рядовых конкурсантов, а... даже чуть-чуть наоборот. Разумеется, тоже при равном литературном уровне.
О судейских, как оно мне видится. Сразу скажу, что в раздел I я включил бы лишь текст Агаты Баристы "Пир во время чумы. Part two" - и для меня настолько очевидна его необходимость в сборнике, что я даже попросил Агату не писать для СК-9,5 еще один судейский текст. Остальные условно склонен поместить в раздел II. Какие из них впишутся в сборник - будем посмотреть. Точно не все.
Кстати, при таком количестве текстов в сборнике заведомо будет соблюден принцип "Одна работа от одного автора", так что кое-кому из участников основной номинации следует задуматься о выборе. У меня-то в большинстве случаев есть предпочтения, я их озвучу здесь же - но, возможно, авторы будут другого мнения.
Итак, разделы:
I. Иммунитет!
(Годится для публикации прямо в нынешнем виде - или после незначительных чисто технических правок)
Оценки 9-10
Ковалёв Максим "По четвёртому сценарию"
Сильно написано, хотя редактору и корректору работы куча (не только потому, что солдатики - не жуки, а клопы, причем не летающие, у них даже видовое название - apterus; и, по-моему, этот признак у всех остальных Pyrrhocoridae тоже выражен в достаточной мере). Единственное сомнение: сейчас читателям действительно нужны такие духоподъёмные вещи? Впрочем, если несколько на сборник - то нормально: вот сразу за Ковалевым пришла Ковалевская - и показала, что можно ковать иначе :)
Ковалевская Александра "В раю кто-то чихнул"
И хорошо написано, и позитив, причем умный! (А то хватает и "иных" позитивов, в т. ч. на конкурсе!)
Башковитый Алик "Попутчик"
Интересно, многие ли заметили игру на поле "Пикника на обочине"? Она прописана настолько тонко, что рассказ даже не воспринимается как фанфик - но получает бонусы и с этого поля тоже.
Ветнемилк "Меня зовут Док"
Отлично написано - и замысел интересный. Я все думал, что они таки пустят ракеты на Йеллоустон, и относился к этому... неоднозначно. Но финал оказался гораздо лучше.
Ветнемилк "Апокалипсис томорроу!"
Тоже очень плюс, хотя и чувствуется некоторая "полежалость", отсылка к первым годам XXI в. Тем не менее - вот пример тем, кто не умеет отличать рассказ с острой политической составляющей от агитки.
Вообще-то я для сборника предпочел бы именно его... но если автор чуточку "обновит", осовременит колорит, связанный с цифровым апокалипсисом и комп. вирусами.
Мушинский Олег "Мозги!"
Тема присутствует (несмотря на детектив), юмор присутствует (несмотря на тему), и оригинальность присутствует тоже.
Интересно, можно ли считать финал хэппи-эндом?
Камаева Кристина "Последняя пандемия"
Очень неожиданная версия светлого конца...
Хаимович Ханна "Если в стенах видишь руки"
Хорошо написано, я бы скорее придрался к тому, что это, может, не вполне фантастика: действительно скорее аллегория, притча. Но все же не придерусь. Тему вижу, причем даже чуть выше, чем на грани: пандемия "невоспринимания", невидения друг друга, атомизация, восприятие людей как функций. На тему же работает и то, что они ни с кем не сталкиваются на рынке: как-то это охватило и реал, не только восприятие... В общем, похоже на пандемию нестрашной (хотя и досадной), зато трудноизлечимой (только если прикладывать большие сознательные усилия) болезни. Что в тему.
Широкова Екатерина "Эпидемия. Дневник"
Сколько-то литературных придирок налицо, но оценка будет высокой. Даже странно: постапок или просто апок, конец мира - но рассказ совершенно свободно обходится без элементов хоррора и вообще светел. Авторское объяснение показалось излишним и даже "смазывающим" финал, но оно ведь появляется не в рассказе, а в комментариях... Так что воспринимаю собственно финал рассказа как данность.
Жуков Алексей "Глаза зверя"
Оригинальное решение (я думал, будет более классический "зомбизм"... впрочем, когда зараженных начинают называть мутантами, это портит впечатление, советовал бы иной термин использовать) и реально хорошее исполнение. О желательности "замены" собаки сказал сразу, см. коммы - и автор, как вижу, воспринял.
Цокота Ольга "О, кто-нибудь, приди..."
Тот случай, когда замысел соразмерно больше этого конкретного текста - и... это оптимальное сочетание: разрыва нет, а рассказ словно бы взлетает. Плюс поворот действительно интересный и неожиданный. Плюс написано хорошо. Сплошные плюсы...
Вереснев Игорь "Где мы не будем никогда"
Несколькими штрихами, но умело сделан "условный" мир с восточноевропейским колоритом - как у Дяченко. Что есть гут. Поэтому пара не из Украины в Россию бежит, как тоже сперва может показаться: обе страны (и, видимо, все прочие страны) там "не те"; ну и возможность замены Востока на Юг мы обсудили - именно чтобы никто не вычитывал то, чего нет.
Под конец, когда читатели уже губу на хэппи-энд раскатали, их ка-ак шарахнуло по кумполу!
Панарин Сергей "Граммарвирус"
Сюжет нарочито абсурдный (вирусом поражен весь мир: не только люди, но и предметы окружающей реальности - причем видят это лишь учителя с проф. деформацией), но это намеренный ход. Некоторая фельетонность - все же повод снизить оценку, но лишь с "наивысшей на "высокую".
II. Бессимптомно! (Тоже годится для публикации, но после более значительных правок, чем в прошлой подгруппе; иногда баллы сняты не за это, а за то, что соответствие теме конкурса и сборника - на грани)
(Оценки 7-8)
Берендей Д.Ф. "Запах здоровья"
Разумеется, рассказ, который опубликовал в журнале, я оцениваю не низко. Но не всегда и на наивысший балл.
Брянцев Евгений "Перст указующий"
Эпидемия и карантин упоминаются как детали прошлой катастрофы, не превалирующие надо всем остальным вроде атома и мародеров. Они есть, и даже выше допустимого минимума... но самую капочку. А так-то текст сильный.
Затейник007 "Мир сошёл с ума"
Создается впечатление, что сильный автор едва уложился в срок - и дал текст без завершающей главы или даже многих, без развязки. Откуда взялся этот "компьютерный вирус", что такое особенное просверлил бур, как они выйдут из ситуации на уровне мира (индивидуально-то сумели) и как развяжут-завяжут свои личные отношения (не для того же столь многообещающее начало показано, чтобы оборвать на полуслове?) - вопрос...
Зато без зомби!
Федор Береснев "Между каплями дождя"
Там на неведомых дорожках следы непоротых детей. Очень неплохо. То, что виделось бедой, оказывается преддверием по-настоящему большой беды - как у Булычева в начале "Огоньков"...
Зырянова Санди "Спасение"
Вполне плюс, и даже зомбятина в тему, т. к. с вирусом и карантином. Да и написано умело, хотя я не любитель такого хоррора. Да, Вархаммер, да, один из его миров, но - практически самодостаточно...
Ковалевская Александра "Двери Буслии"
Хорошо, но я сперва переживал, что на БД рассказ еще лучше (и более по теме), значит, в сборник придется просить его. Однако после появления второго рассказа (см. выше) переживания отпали.
И. Бродович "Начало"
Необычная форма зомбизма, водка вместо эпидемии и, видимо, "всемирный заговор". Рука достаточно уверенная.
Попов Дмитрий "Иван Смертин и Кощей Бессмертный"
Неплохая стилизация. И черный юмор остался собой, не перешел в кривляние - что ценное и редкое сейчас качество. Насчет ИВЛ замечание озвучили в коммах.
Эверстов М.С. "Лес, закрытый на карантин"
Написано крепко, соответствие теме выше минимума (хотя видали мы и соответственнее), мир - условно-фэнтезийный, что у нас редкость.
Тихомиров Максим "Карантин"
Любит автор некротику, любит цирк, а заодно любит и АИ на базе советского Севера. Здесь это совмещено умело - хотя все же чуток создается оттенок "вещи из середины цикла". Тема - в достаточной мере.
Эпидемиолог "Бабье лето"
Хорошо написано, поэтому я даже закрою глаза на "непонятки" и на то, что тут вряд ли эпидемия: скорее стерилизация в планетарном масштабе...
Подумавши, сделал вывод: некий автор сказал, что "больше рассказов по теме у него нет, но сказал он это уже после подачи "Бабьего лета". Так что имею право обратить внимание на непонятки и любовь к некротике разного рода...
Адашов Юрий "Венатор"
Вполне. Но это не "Ван Хельсинг" и даже не просто фант-ВКЛ, а именно с Сапковским - перебор чуток. Но именно чуток. Замечания типа "если хочешь зацепить нескольких, то картечью надо бить как раз не в упор" и насчет повторов сформулировал, автор имел возможность их увидеть; вообще в рассказе много нечищеного, надо это учесть при подготовке беловой версии.
Виверс О. И. "Летим!"
Стилизация без особых претензий, но на своем месте - и смех нормальный, с желчностью, но без гноекипящего бурления.
Аскорбинка "Побочный эффект"
Доза памфлетности на своем месте, создает именно тот эффект, на который рассчитана. Пожалуй, некоторый недостаток - это "отсутствие дополнительных достоинств": рассказ не стал, что называется, "больше самого себя", примеры чему мы видим (редко!) на всем пути развития сюжета, от давних образцов типа "Правдивой колбасы" Саши Черного до новейших вроде "Вируса Чемоданова" Кокоулина. А вот, ха-ха, в одном из конкурсных рассказов-тезок фантдоп сходный... но работа тоже не "больше самой себя".
Для тех, кто не заметил: дело не в порядочности из-за таблетки (это действительно побочный эффект), а в том, что они отказались принять вторую таблетку: вот это уже их сознательный выбор. И, значит, есть шанс, что "в городе найдется 10 праведников"...
Ивченко Жанна "Исповедь авантюриста"
Довольно удачная вещица без претензий на большее. Самое главное - никто не погиб, так что полный хэппи энд, несмотря на 15 лет.
Лаевская Елена "Дело о треснувшей голове"
Вообще хорошо, особенно после правки; но для автора категория "отлично" находится на другом уровне.
Медведь Виталий "Не до бала"
Миниатюра, пожалуй, совсем уж выше головы и не прыгнула, но оригинально введена тема, да и юмор доброкачественный - что сейчас куда уместней всякого рода зомбизма.
Карлик Сергей "Из эпицентра"
Тема-то есть, хотя тут скорее "вторжение", чем "эпидемия"... ну ладно, некоторые признаки отсылают к ней. В эту группу включил условно, т. к. надо дорабатывать (кое-что сокращать, кое-что развертывать) не так уж мало - но меньше, чем в другом рассказе того же автора. Увы, теперь ясно, что автор не станет дорабатывать даже этот текст, о другом и не говорю. Местами провисает логика (кто кому платил: ГГ другу или тот ему? Почему Ахмета вдруг на "вы" начал называть?), местами иная путаница. Все это автору было изложено, но он потратил кучу энергии не на работу с текстом, а на уже привычное (и, увы, не избытое) стремление доказать, что текст безупречен, а критика тупа, не аргументирована или злонамеренна. Жаль (потому что может получиться конфетка) - но что уж тут поделаешь...
III. На дому!
(Тут нужна серьезная до- или даже переработка)
Оценки 5-6
Ивченко Жанна "Инициация в обществе пониженной мобильности
Заметно слабее, чем другой рассказ...
Путятин Александр "...И тогда зацветут одуванчики"
Тут как раз особо серьезная переработка не нужна (хотя "лишнести" кое-где цветут), но с темой конкурса разногласия изрядные.
Кот На Крыше "Четвертый закон робототехники"
Неплохо, но при всей краткости рассказа он предсказуем, затянут и перегружен объяснениями.
Кот На Крыше "Зарази меня!"
Тут рассказ побольше, и затянутости тоже побольше... а вот предсказуемости поменьше. Как-то слишком чувствуется, что не очень умелой рукой описан этот весьма интересный замысел.
Родионов Михаил "Когда сложно не отбросить копыта"
Я не геймер, поэтому выбранная литературная форма напрочь отбила удовольствие - хотя, вчитавшись, понял, что в принципе оно где-то там таится. Для кого-то.
Нескажу "Правила карантина"
Довольно редко встречал такое (и оно было не в точности таким). Оригинальный вариант "спокойного" зомби-постапка... но, может, чуть слишком спокойного в литературном смысле, нерв ушел. А вообще написано прилично, хотя сперва такого не ждал: уж очень смутила проблема с пунктуацией...
Филипович Антон "Слепой дождь"
Слишком многое недопрояснено или чересчур невнятно сформулировано (например, мне в какой-то момент показалось, что Эмма слепа - а многие, наверно, при таком мнении и останутся). Ну и - неужто только в дожде дело? От него-то укрыться нетрудно, как и спастись от таких грибов, которые прямо на голове вырастают, а не микроскопических, проникающих в мозг... А сосед все-таки зомби или "пленник"?
Отчасти прощается за настроение. Но оценку все же придется снизить...
Арилин Роман "Звезда Мертвых"
Звезда обеспечивает пусть не эпидемию, но карантин, т. е. тема есть. Но ожидал менее тягостного впечатления. Возможно, есть смысл доработать потом, внеся хоть что-нибудь (не обязательно хэппиэндность), кроме "бессмысленности и беспощадности"...
Чваков Димыч "Эксцесс исполнителя"
Даже неплохо, хотя фантастику автор подпустил лишь в конце... причем как-то слишком черезхитровывернуто.
Николаев Михаил "Янки гоу хоум".
Что ж, текст соответствует теме, да и лит. уровень нормальный. Но все же это не АИ (пусть даже "сверхближнего прицела"), а АСП - альтернативная современная пропаганда.
Ковешников Сергей, "Семейное дело"
Более чем ожидаемый наброс ненависти в начале (пусть и меньше, чем в другом рассказе)... и фактическое отсутствие темы: у нас не симбиоз, не вражда, а эпидемия и все дела симбиозные должны к ней прилагаться. Ладно, можно сказать, что это "эпидемия деревьев с последующей их смертью и угасанием" - но мне все же кажется, что означает увидеть больше, чем написано. Деревья договорились с грибами, чтобы уморить людей; ну и как же можно подступиться к такому сюжету, не показав сперва в цвете и со звуком, что пр-р-роклятые пиндосы погрязли в ювенальной юстиции, педофилии и всех остальных возможных грехах, так что изувеченные ими дети аж кошек вешают - а в русских-то семьях все гораздо лучше...
Даже не знаю, что говорить о возможных правках. Т. е. понятно, что с хейтерством надо бы как минимум поаккуратней - но с таким призывом если и обращаться, то к другому автору...
Карлик Сергей "Мужской мир"
Рассказ вообще-то потенциально сильный, сильнее первого и был бы ценнее для сборника - но имеет кучу досадных спотыков. Судя по опыту общения с автором - неустранимых.
По мелочам: на уровне техники написания тут два "не" - неаккуратность и невнимательность. Достаточная, чтобы текст в его нынешнем виде был тем еще "подарком" для редактора и корректора. Впрочем, технически это легко устранимо... но лишь при наличии доброй воли автора. Так что - увы.
Хуже другое: автор, кажется, не прояснил для себя и читателей ряд важных моментов. Ладно, для очистки совести еще раз приведу то, что мне бросилось в глаза при первом же взгляде, хотя уже ясно, что все это без толку:
"На этой планете вся местная фауна начинает себя так вести - ну, насчет "белок" не знаю, но дракон явно очень далек по биологии от всего мужского и женского, раз он может в растение превращаться. И если Исход - постоянный фактор, то его бы как-то изучали уже в ранних классах, а не тогда, когда мальчики в школу перестают ходить. Примерно как у нас в очень раннем возрасте даются элементарные представления о космосе, Солнечной системе, строении Земли - а потом в старших классах это прорабатывается на новом уровне (впрочем, плоскоземельцы пожизненно застревают в детсаде, но не о них речь). И все-таки слишком непонятно, почему их отцы настолько "за кадром", почему они не принимают участия ни в воспитании сыновей (хотя фамильный стиль работы оружием им передали), ни в Исходе... И как за сравнительно немногие десятилетия база межгалактической цивилизации могла приобрести столь диковинный уклад, даже если это не прямая деградация, а обычаи: драки в средневековом облачении и с тем оружием, которое стало традиционным "на раёне"...
Старшей любовнице ГГ - ну, за 30, а она из партии первооткрывателей, ей в момент высадки было... ладно, пусть даже 18, если она профессию биохимика уже на планете дообрела. Около полутора десятков лет - и уже всем известно, что от Исхода никакими средствами не удержать... а ребята явно не помнят в своем детстве никакого Исхода. Т. е. он максимум трижды за это время происходил, скорее дважды. При галактическом-то могуществе нашли бы на него управу. Инъекции эндорфинов бы делали. Или просто запросили бы транспорт - и мужики при первых симптомах отбывали бы на годик...
Тут больше просится ситуация, которая описана в "Армагед-доме" Дяченко: извечная или давняя неизбежность, о которой все знают и незадолго до которой молодежь перестает учиться, а подростковые банды становятся необоримы... Но у Дяченко все получается потому, что у них планетарная цивилизация где-то нашего уровня, а не космическая, как тут. Так что для такого надо полностью другой универсум выстраивать".
Автор, к сожалению, возразил в прежнем стиле: "у меня все идеально, а кто не понимает этого, тот...". Ну и ладно: вот уж точно не буду "на шару" посвящать кучу своего времени бесполезным дискуссиям. Как говорят в Арканаре - кость вам в руки, Ы навстречу.
Найя Диним "Юрский период"
Зомбизм оригинальный и в тему. Лит. уровень рассказа - все же не очень. Пока я не увидел слишком узнаваемые ноты в "ломастерском" творчестве и, главное, стиле обсуждения - сохранял надежду, что "жестоковыйность" прошлого сезона осталась позади, т. е. можно будет спокойно указать направления доработки с прицелом на публикацию. Но нет так нет: вот вам кость, а вот голый вепрь.
Доброволец "Кровь одного"
Тема - очень, текст - не очень (паникерский и конспирологический одновременно), но все же без совсем уж фатальных литературных изъянов. Однако вместо них - уже знакомый расклад с Ы и костью. Что ж, да будет так - остается только пожать плечами.
Махавкин Анатолий "Поиски"
Очередной пример миниатюры, не прыгнувшей выше головы, но планку приемлемого уровня перепрыгнувшей с запасом: тема есть, чувства есть, а анахронизмов нет (вот что значит - не лезть в средневековье, не зная броду!). Тем не менее миниатюра - такой поджанр, что до публикации она дотягивается, только прыгнув выше головы.
Разумова Татьяна "Афины. Осень 429 года до нашей эры. Мор"
Тема есть: знаменитая "афинская чума" (которая не чума), сыгравшая ключевую роль в Пелопонесской войне и, возможно, в истории всей нашей цивилизации (поворотный пункт: без нее, есть шанс, тогда произошло бы "собирание" Греции под знаком Афин, без последующего раздрая с кратковременным и противоестественным возвышением Македонии - и произошедшем на заднем плане укреплении Рима). Сюжет - беседа умирающего от этой "чумы" Перикла с гостями из мифологии. Прописано на удивление со знанием дела. Но собственно поэтический эффект воздействия все же невелик - и это, увы, затмевает все реальные достоинства.
Разумова Татьяна "Карантинные частушки"
Аналогично.
Бромм "Побочный эффект (3)"
Сперва шло совсем безыскусно, но это, возможно, намеренный прием: дальнейшее развитие текста выдает умелую руку. Если так, автор, возможно, "перестарался" с безыскусностью: она перевешивает. Хотя приятно, что наконец-то не зомби (в процессе подачи они несколько раз предшествовали).
Владимир Мизерный "История Джерри Джонса"
Глючно, но забавно. Если как следует доработать (отнюдь не в пользу политкорректности: просто по внутренней логике и стилистике) - будет публикабельного уровня.
Прудков Владимир "В термоядерный век"
Тяжеловато.
Невидимка "Перечитать Уэллса"
Сейчас, после авторской доработки, поднял в этот раздел: прежде было в "Госпитализации". Чуток горнастаевовато до сих пор.
IV. Госпитализация
(Тут скорее "легче родить нового, чем отмыть этого")
Оценки - 5 баллов и ниже
Рябиновый Джин "Как я умер от коронавируса"
Не люблю такой ёрнический стиль, переходящий в амикошонство с читателем, но тема есть, фантастика есть... Годного сюжета и обрисовки характера, правда, нет...
Чваков Димыч "Узник Пазевалька, эпидемия"
Перемутнил автор, перезапутал... Тема есть, но рассказ далеко не так хорош, как мог бы быть. А я остаюсь при своем давнем мнении: ТАКУЮ тему (не в плане эпидемии, понятно) надо или проходить на высшем пилотаже - или не браться за нее.
Ковешников Сергей "Казнить нельзя..."
Охо-хо. Ладно, автор Немцова убрал (при том, что я ни разу не его поклонник), так что хоть говорить есть о чем... хотя и не хочется. Остаюсь при своем мнении: выводить в такой роли живого человека, сколь он автору ни неприятен, было крайним паскудством, сохранять мертвого - запредельная мерзость.
В остальном же повторю то, что уже говорил. Не люблю политиканства, а здесь оно подавляет художественную сторону. Не люблю объяснялова, а здесь персонажи вещают на читателя (ни единого раза это вещание не замотивировано обстановкой в сколько-нибудь достаточной степени, более того - при учете тамошней обстановки там велик риск на половине репримады подавиться собственными зубами, а то и пулей). Не люблю таких игр на межнациональной тематике, даже когда в каждом отдельном случае грань вроде как не перейдена (хейтерские формулировки насчет "дагов и китаез" озвучены в личной речи малоприятного персонажа, "Фанни Каплан" - вообще псевдоним): все вместе они придают вареву эффект несъедобности. Не люблю столь густой концентрации ненависти, нагнетания ее (тут надо быть Достоевским, чтобы хоть частично это компенсировать). Не люблю, когда автор для своих худ. целей смакует описания того, как изничтожаются реальные люди, каково бы у него (и у меня) ни было к ним отношение и вне зависимости от того, живы они на сей момент (Сорос, Резун) или нет (Литвиненко).
В общем, все особенно прискорбно именно потому, что литературный потенциал, совершенно несомненный, тут с воплями в корчах бьется под сапогами и прикладами - но оказывается безжалостно забит.
Филиппов Алексей "Шутка"
С рифмой автор иногда сбоит, но в основном это осознанная стилизация вполне сносного уровня. К сожалению - и не более того.
Филиппов Алексей "Щеры"
Ох, здесь потенциально годный рассказ (а скорее повесть) сбоит просто во всем.
Юджин Брэг "Земля отдергивает руку"
Терпеть не могу поворота "планета-которая-обиделась", но в целом написано неплохо: и с медицинской стороны, и в плане глобальных последствий, и по эмоциям, и технически... Правда, перебор с диалогами. А по внутренней логике - думаю, резонней, чтобы вирус-21 не инфицировал снова, а ПРОЯВЛЯЛСЯ у тех, кто уже переболел вирусом-19 (который, уже побежденный, оставлял в организме "мину замедленного действия"). Или, может, чтобы так иммунный ответ проявлялся - вроде как в случае с рассеянным склерозом, когда губительным оказывается ответ иммунной системы, продолжающийся именно что после того, как отвечать давно не на что... А еще довольно много языковых странностей типа "лицо попыталось улыбнуться и захлопало глазами".
Тояма Токанава "Побочный эффект (2)"
Вот не знаю, как охарактеризовать, кроме "прямо-таки чувствуется, насколько лучше могло быть".
Сычев Константин "Маэстро"
Если начало настраивало - "Ах, классный текст, явный кандидат в топ!" - то с момента активного вступления в сюжет девицы рассказ стремительно упал до рядовушки.
Кельманов Артём "Jakob"
Рассказ миленький (что для меня не совсем похвала), непонятное в данном случае можно принять как данность... хотя с потерями для рассказа: автору лучше бы хоть что-нибудь прояснить. Ну и, конечно, тут прослеживается тема: пусть мир, охваченный Черной Смертью, сдвинут в пространстве-времени, но внутренне обоснована ситуация, когда из него выпихивают ребеночка в чудом открывшееся "окно", не имея сил и времени рассуждать, как и кем оно открыто.
А вообще-то больше похоже на отрывок.
Духина Наталья "В топку розовую панацею"
С научной точки зрения, мягко говоря, странно: всего младенца на таблетки перерабатывать?! А стволовые клетки и пр. надо брать вообще на стадии раннего эмбриона! Стилистика тоже подпорчена за счет очень характерной манеры "инда понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и ажно заколдобился"...
Катана "Место, где мы"
Это как бы "кусок мира": хорошо написано, но вопросов задает больше, чем дает ответов, в т. ч. и чисто по литературным меркам.
Кузнецов Бронислав "Грамотный Гонсалес"
Умно, но вяло. Все недостатки "рассказа из середины цикла"...
Кузнецов Бронислав "Философия глистных инвазий"
Политика введена не недопустимым образом, но весь рассказ, потенциально ценный, затянут безбожно (этак вчетверо как минимум), тема на грани... Как там профессор описывал характерные признаки данного жанра: "Нарочито-скучная завязка - верно!" - ну так ведь только завязка, весь текст таким делать не есть правильно...
Танагура "Карантин"
Оригинально - но, несмотря на сочетание стихотворной формы с фантастикой (чуточку), малоценно.
Танагура "В завтра"
Аналогично
.
Фарбер Максим "Жил-был Дед"
Бурный полет фантазии - но это опять стало скорее недостатком, чем достоинством. Ну не умеет автор (надеюсь - пока) останавливаться ни в смаковании подробностей, ни в нагнетании объема. Кроссовер из пары-тройки сказок мог бы послужить отличной основой фант. рассказа, но вот ЭТО гармонично уместится разве что в романе-опупее...
Рубцова Дарья "Белое дерево"
Любая этника может представлять ценность, лишь когда за ней стоит нечто более значимое, чем сам рассказ (победитель весенней "Грелки" тому примером), и когда автор хорошо представляет, насколько иначе там люди думают, говорят, поступают - но умеет написать так, чтобы это не стало помехой (опять же победитель "Грелки" тому примером). Здесь этого, увы, нет.
Ломастер "Взрыв трансформатора"
Хохма. Рассказ-анекдот без сверхзадачи. При этом авторский стиль в нем явлен гораздо более узнаваемо, чем в "Юрском периоде" - что в плюс "Юрскому периоду", а не стилю.
Махавкин Анатолий "Благодать"
Фантастика, по-моему, получилась случайно, помимо авторской воли: современный лексикон, отношения внутри монастыря и монастыря с внешним миром, общие реалии (в т. ч. и чумы) и т. п. - все это создает эффект "альтернативного универсума. Автор, помню, и ранее религиозной фантастикой увлекался, но тогда сюжет хоть было на наше время завязан... Вот что значит - лезть в средневековье, не зная броду!
Андреева Александра "Им просто повезло..."
Слабовато. Изячные чуйства есть, мысль есть, но умение писательское за этим сильно не успевает.
Ката Строфа "Багровые крылья"
Не шибко хорошо, но вот тема налицо. А что тут есть фантастика, менее уверен...
Цокота Ольга "Друг друга отражают зеркала"
Этот рассказ намного слабее первого. Оригинальный замысел - и очень пафосное, декларативное изложение. Да еще неисправимость "собачьей" ошибки (см. в коммах к рассказу). Жаль.
Варнава Николай "Письмо для полковника"
Тема, для такого объема, есть. Написано неплохо, хотя, конечно, "главного автора" тут зовут иначе... но он утверждал, что полковнику никто не пишет, а на то и постмодерн. "Cортирный эпизод" тоже отсылает не к анекдоту, а к одной из линий "Полковнику никто не пишет": причем довольно изящно, несмотря на "дерьмовый" колорит (который и там был). Проблема в другом: Маркесу очень даже было что сказать - а автору тут своего сказать абсолютно нечего. Да и насчет темы сомнения: болезнь, выкосившая графоманов, выглядит просто "вставкой" для конкурса...
V. ИВЛ
(Ну, тенденция понятна, нес па?)
Об оценках с этого момента не спрашивать
Берестнев Сергей "Братья по разуму"
Бессмысленно, но пощадно. Уровень не ниже минимально допустимого. Такую фантастику писали в 60-х годах. Наивно, мило и одноразово.