Бить или не бить, встал вопрос, и бабушка заняла однозначную позицию - бить. Мама колебалась между бить и не бить. И только дедушка твердо стоял на своем - не бить. Бить предполагалось, Кирилла, в воспитательных целях. - Битие не только не определяет сознание, но и нарушает психику ребенка - отстаивал свою позицию дедушка. - Ну, а как его заставить выполнять то что должен? - оппонировала бабушка. - А что, в вашем арсенале нет других педагогических инструментов? - парировал дедушка - беседа, или порицание на худой конец. Почему сразу бить? - Думаешь, я не беседовала с ним, не объясняла, что нужно серьезно заниматься и делать домашние задания. А сколько времени, я потратила занимаясь с ним, и все напрасно. Поэтому, если не понимает убеждений, может поймет физическое насилие. А ты, мама, что молчишь? - закончила свою филиппику бабушка. - А я, что молчу?.. - с грустью в голосе включилась в обсуждение мама - Я понимаю, что невыполненные моим сыном домашние задания - это мое упущение. По сложившейся традиции нашей гимназии, обучение детей - это не обязанность школы, а обязанность родителей. Мне теперь придется объясняться с Людмилой Владимировной почему у моего сына невыполненные задания, и почему я недостаточно контролирую его домашнюю подготовку. В этой ситуации, я сама, как школьница буду краснеть перед учительницей и, невнятно обещать: улучшить, исправить, лично контролировать и даже примерно наказать своего нерадивого ученика. - Вот я и говорю - взялась за свое бабушка - если сама не можешь наказать, пусть отец, как следует его выпорет. Может тогда он поймет... - Стоп! Все...Хватит рукоприкладства. Я настаиваю... Я запрещаю бить ребенка, - вспылил дедушка - только воспитательные меры, без всякого насилия. И вообще... как сказал поэт: "Бить не нужно. А не вникнут - разъяснять". - Вот возьми и разъясни, - не сдавалась бабушка - а, то советы давать мы все можем, а ты на практике попробуй... Объясни ему, что не делать уроки это плохо. Пожалуйста... пробуй, воспитывай без наказания...Кто тебе мешает? - Хорошо. Я обещаю с ним поговорить. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны... со стороны ребенка - отстаивал свои педагогические воззрения дедушка. - Вот вы все набросились на него... - Кто это все? - возмутилась бабушка. - Все, это значит все: и мама, и бабушка, и школьные учителя. Все против одного. И при этом, у него нет ни малейшей возможности оправдаться или избежать вашего гнева. Даже самым закоренелым преступникам не отказано в праве защищать себя. А здесь ребенок виноват априори. А давайте посмотрим, так ли уж во всем правы взрослые - учителя, родители. Так ли они непогрешимы и так ли уж во всем виноват ребенок? - держал оборону дедушка. - Почему ребенок не выполняет домашние задания, можете мне ответить? Не можете? А я вам скажу - потому, что отсутствует мотивация. - Вот тут, деда, я с тобой соглашусь, про мотивацию. Не мешало бы его слегка подмотивировать. Ремнем. - Вы бабушка опять со своими репрессиями. Я совершенно другое имел ввиду. Я хотел сказать, что основным движителем знаний является любопытство: что там, на следующей странице - съел волк семеро козлят, или подоспела мама коза; что будет, если соединить два провода - шандарахнет или не шандарахнет; а где этот остров на карте, на котором папуасы съели Кука. Кстати, открытие: Индий, Австралий и Антарктид тоже случилось по причине любопытства - а, что там за горизонтом?.. В школе же напрочь отсутствует метод вовлечения ребенка в образовательный процесс через любопытство. Знания насаждаются через насилие и поэтому вызывают стойкое неприятие ребенка ко всему, что связано со школой. Отсутствие мотивации это беда ребенка и проблема школы. Наша школа построена по армейскому принципу - командир всегда прав. Настолько прав, что любое неподчинение ученика учителю, жестко и показательно пресекается. Что главное в классе?.. Думаете знания?.. Нет - дисциплина. А ведь образовательный процесс предполагает не заучивание, а познание. А у нас наоборот - всем "слушать сюда" и выполнять, что сказали. Такая школьная казарма прививает ученикам неприязнь к учебе не только в классе но и по жизни. - Ты опять, деда, сел на своего любимого конька. Будешь нам рассказывать, что в других странах, школа другая, особенно в Финляндии, где и домашних заданий не задают, и учитель и ученик на равных. Мы это знаем, но должны исходить из наших, российских реалий. - Нет, бабушка, я не могу и не хочу исходить из наших реалий. Я не хочу вместе с тобой и школой, объединенными силами, третировать нашего внука. Я становлюсь на его сторону, чтобы если не защитить, так, хоть поддержать его в этой неравной борьбе. - Дедушка, твой либерализм и потакание внуку не способствует его учебе, - вмешалась мама - вот, я, вчера, до часа ночи оформляла его проект по обществоведению. - С чем, я, вас, мама, и поздравляю! Ты, как и другие родители, приняла нечестные правила игры. - Не поняла, объясни пожалуйста. - Объясняю. Неделю назад, Кирилл, в моем присутствие выполнил проект по обществоведению. Назывался он "Люди с неограниченными возможностями". Не бог весть что, но ребенок сделал его сам и главное правильно сформулировал идею проекта. Мысль его заключалась в том, что такими людьми могут быть не только физически сильные люди но совершенные инвалиды, мощью своего интеллекта победившие физическую немощь. Объектами его исследований стали: красавица-спортсменка-девушка с копьем - Елена Исинбаева, Леонардо да Винчи и Стивен Хокинг. Он сел к компьютеру, скомпилировал и скомпоновал материал, вставил в него красивые картинки, оформил в соответствии с требованиями саму работу, затем закачал ее на флеш-карту. Все. Задание выполнено. Мне не пришлось приложить к этому руку. Я посчитал, что работа сделана хорошо, для школьного проекта пятого класса. Но не так думали в школе. В школе посчитали что так не пойдет. Так,любой дурак (извиняюсь ученик) сможет. А где регламентированный отступ по правому полю, по левому полю, где требуемый размер полей вверху и внизу листа, где колонтитулы? И список литературы составлен не по форме. Поэтому вернули проект маме на переделку. Вот почему, мама, ты и сидела до часа ночи, потому, что школе важен не образовательный процесс, а показуха. Надо показать РАЙОНО, ГОРОНО и прочим вышестоящим чиновникам, что вот у нас здесь все хорошо, правильно, все как одна, работы, под линеечку, по трафаретику. Эти российские Песталоцци от образования, позаимствовали правильную идею - с помощью творческих проектов, побудить учеников к исследовательской деятельности, но все превратили в фейк и показуху. Это не только не подвигает учеников к учению и творчеству, но напротив напрочь отвращает их от этого. Вот и ты, мама, поучаствовала в этом подлоге. Думаю, что нам пора заканчивать нашу дискуссию по поводу воспитания. Я поговорю с Кириллом без мордобития, когда он вернется из школы. Я по прежнему считаю, что физическое наказание ребенка, это никакое ни воспитание, а лишь повод выместить на более слабом, свое раздражение и неудовлетворенность. Пришел Кирилл из школы. - Привет, дружок. Садись, давай поговорим. По мужски, без мамы и бабушки. - О чем? - насторожился Кирилл. - Об этой, как ее - учебе. - И что ты, деда, хочешь узнать про учебу? - Собственно больше, чем мне известно, я знать не хочу, чтоб не расстраиваться. Я хочу сказать, что она мне не нравиться. Мне не нравится, что ты не выполняешь домашние задания, что невнимательно слушаешь на уроках. - Так, дед, давай уточним, какие домашние задания я не выполнил. Если ты имеешь ввиду контурные карты по географии, так я не виноват. - Вот просто замечательный ответ - виноват кто угодно, только не я. - Да ты подожди дед, ты послушай, как все было. - Хорошо. Слушаю. - Заданий, по заполнению контурных карт по географии, в электронном дневнике не было, поэтому я и не знал. - А как же другие знали? - Другие знали, потому, что они заполняли те карты, которые были отмечены в атласе крестиком. - Так, а почему другие знали про крестики, а ты нет? - Им наверное учитель сказала, а я об этом ничего не слышал. - Я полагаю, что ты не слышал потому, что сидя на уроке, ты мечтал о чем то о своем, совершенно далеком от темы урока. - Да, ты дед не огорчайся. Я уже все задания выполнил и все карты заполнил. - Нет дружочек, я огорчаюсь тому, что если ты будешь плохо учиться, то не получишь высшего образования, и не сможешь занять достойное место в жизни. - Дед, ты ошибаешься. Для того, чтобы занять свое место в жизни не обязательно высшее образование. Вот у тебя, деда, есть высшее образование и что?.. Ты стал: богатым, успешным знаменитым?.. - Ну что тебе ответить?.. Дело в том, что в мое время, было другое время. Мы не мечтали о личном успехе. Мы думали о том, как больше принести пользы своей стране, своему государству. И государство наше тогдашнее успешно пользовалось этим. Оно объявляло желание людей иметь материальные ценности, делом недостойным и всячески порицаемым. А благородным считался безвозмездный труд, в тяжелейших условиях, на благо государства. И, мы, одураченные государственной пропагандой, считали, что это правильно. Доходило до того, что выпускников сельских школ в полном составе оставляли работать в колхозе (никаких тебе институтов). Девушек - доярками, а парней - скотниками. Это объявлялось как коллективный трудовой подвиг советской молодежи. - И что, дедушка, ты тоже хотел стать скотником после окончания школы? - Нет, Кирюш, не хотел. Моя учительница младших классов, Мария Тимофеевна, подорвала мою веру в то, что любой труд есть подвиг. Она часто, двоечнику, не выучившему урок, стоящему у доски с поникшей головой, выговаривала: "Не хочешь учиться, Сидоров, будешь коров пасти!". С тех пор становиться скотником, мне совсем не хотелось. Но, хватит, ты увел меня от темы нашей беседы. Речь идет не обо мне, а о тебе. О твоей учебе. Мне не хочется, чтобы ты, оставшись без высшего образования, пошел "коров пасти". - Деда, ну что, ты, с этим высшим образованием... Главное в человеке его ум, а не образование. Если не веришь мне, сам посмотри в интернете - и Стив Джобс, и Билл Гейтс, и этот твой, который Фейсбук, не имели высшего образования. - Кирюш они гении, а "ученого учить, только портить", как ты знаешь. Ты у нас не гений. Во всяком случае пока не доказал этого. Ни маме, ни мне, ни учительнице. А когда ты вырастешь, и станешь претендовать на место "джобса" или "гейтса", то тебя попросят предъявить документ, что у тебя есть на это основания. Такой документ есть и у людей и даже у механизмов. У механизмов он называется технический паспорт. По нему мы видим какую работу может выполнять механизм и с какой мощностью. При этом, мы пока не знаем будет он работать долго и хорошо или сломается сразу. Так и человек имеет такой паспорт, который называется диплом, по которому о нем первоначально судят, на что он учился и как он учился. А потом уже и решают имеет он основание или не имеет. Так, что, дружочек, гения без учебы не бывает. Учиться, учиться и еще раз учиться.