Панков Юрий Васильевич : другие произведения.

Информационно-семиотический подход к изучению страховой культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Страховая культура: взгляд неэкономиста

  Прочие книги
     Среди множества различных подходов к пониманию культуры информационно-семиотическая концепция представляет культуру как со-циальную информацию, которая сохраняется и накапливает-ся в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств [Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997. гл. 1]. По мнению Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, <<культура есть устройство, вырабатываю-щее информацию>>[Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме куль-туры / Труды по знаковым системам. Т. 5. - Тарту, 1971.]. Вместе с тем она есть также и устрой-ство для адекватного считывания и запоминания этой информацию.[ Кармин А. С. Культурология: Культура социальных отношений. Серия <<Мир культуры, истории и философии>>. - СПб.: Издательство <<Лань>>, 2000.- с. 3]
  Информация, вырабатываемая и сохраняемая страховой культурой, имеет ненаследственный, внегенетический ха-рактер. Феномены страховой культуры - это любые артефакты (созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т. е. выступают как знаки, обладающие значениями, принадлежащими к страховой сфере. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация.
  Культура в широком смысле слова представляет собою лишь часть общественной жизни, а культурное пространство - лишь область в многомерном пространстве социальной реальности. Культурное пространство современной цивилизации объединяет и отдельные феномены страховой культуры, и их различные комплексы и группировки, и, наконец, крупные культурные формы - национальные и интернациональные страховые культуры.
  Страховая культура как прикладная область более широкой культуры несет в себе три вида смыслов, являющихся тремя ее измерениями, : 1) знания, 2) ценности, 3) регулятивы, т. е. правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение.
  Страховая культура в соответствии с этими тремя измерениями проявляется и познается как определенная форма. Понятие культурной формы используется в культуро-логической литературе неоднозначно. Общепринятого определения оно до сих пор не получило, и смысл его обычно зависит от контекста, в котором оно фигурирует. С информационно-семиотической точки зрения формы культуры - это формы, в которых существует, сохраняется и развивается информационно-знаковое содержание общественной жизни. Они выступают как способы, с помощью которых определяются условия, необходимые для удовлетворения и развития человеческих потребностей, и осуществляется информационно-знаковое "программирование" обеспечения жизнедеятельности, в нашем случае применительно к страхованию.
  Формы страховой культуры в мировом масштабе разнообразны и много-численны. Национальные, региональные, локальные страховые культуры - наиболее крупные типы форм страховой культуры, критерием классификации которых служит территориальная принадлежность к тому или иному страховому рынку. Внутри них исторически образуется собственная иерархия форм страховой культуры. Так, в составе национальной страховой культуры проявляются этнические страховые культуры (см. историю Black Metropoliten Co в США и т.д.). На современном этапе в каждой достаточно развитой страховой культуре можно вычленить две ее особые формы по критерию массовости и элитарности.
  У разных народов в разные исторические периоды их существования складываются различные средства (формы) страховой культуры, в рамках которых люди удовлетворяют свои страховые потребности. К таким средствам относятся страховые представления и правила, страховые науки, система страховых институтов, страховые знания, умения и навыки (обучение), страховое образование, и т. д. Некоторые из этих средств страховой культуры имеют узкий, ограниченный характер (например, рамками национальной культуры страхования, корпоративной культуры отдельных страховых организаций, обычаи и нормы взаимодействия и взаимоотношений которых, ритуалы, PR-кампании и проч. бывают весьма своеобычны), другие же приобретают интернациональный характер и становятся средствами общечеловеческой страховой культуры (страховые науки).
  Специфическими средствами страховых культур решаются задачи сохранения, воспроизводства и увеличения социально-экономической и прочей страховой информации. Воспитание и обучение, обычаи и традиции, мифы и слухи, библиотеки, интернет-магазины и многое другое - это культурные средства, которыми осуществляется сбережение и передача будущим поколениям людей страхового опыта предшествующих поколений.
  Дифференциация общества, социально-экономические различия в усло-виях существования людей ведут к возникновению субкультурных форм, определяющих страховую культуру отдельных слоев населения, классов, социальных групп. В развитых и развивающихся странах можно по критерию величины собственности (имущества) и, следовательно, материальных интересов, требующих страховой защиты, выделить страховые субкультуры крупной, средней и мелкой буржуазии, домо- и автовладельцев, и т.д., и полярные им - лиц, оказавшихся за чертой страховой бедности. В России продолжают сохраняться различия между страховыми субкультурами центральных и периферийных территорий, деревни и города. Формируются страховые субкультуры, классифицируемые по критерию поло-возрастному - мужчин и женщин, пенсионеров, людей трудоспособного возраста, молодежи; по профессиональному критерию - служащих силовых структур государства, адвокатов, нотариусов, медиков. Специфическая страховая субкультура складывается в криминальном мире, в сфере теневого бизнеса. Идет процесс формирования специфической страховой субкультуры олигархов и миллионеров.
  Разноуровневые формы страховой культуры образуют культурное пространство, которое объединяет в себе однокаво- или разнокачественные феномены страховой культуры. Индивидуальными характеристиками последних могут быть размер, конфигурация, устойчивость к внешним воздействиям, однородность или разнородность состава, стабильность и др.
  Страховую культуру можно рассматривать как упорядоченное системное образование, характеризуя системы страхового права, системы политических подходов к страхованию, системы страховых техник, системы научных идей и т.п. как <<совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с дру-гом, которая образует определенную целостность>>.[Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 347-356. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 610.]
  Страховая культура далеко не беспорядочное множество, систематизируемое каким-либо искусственным способом, но целостность, реальная, а не абстрактная система. Совокупность феноменов страховой культуры не есть лишь комбинация разнород-ных и плохо согласующихся друг с другом элементов. Она характеризуется наличием закономерных внутренних связей, скрепляющих разрозненные элементы в единое целое, чем и превращает эту совокупность в реальную систему.
  Страховая культура, определяемая социально-экономической и юридической сущностью страхования, насыщена логически упорядоченными конструкциями. Так, страховое право строится путем формулирования значительного числа исходных норм и понятий и последовательного выведения из них практических действий его субъектов и поведения людей.
  Степень упорядоченности и согласованности элемен-тов в страховых культурных системах может быть различной и изме-няется со временем. Системы могут содержать и внутренние противоречия.
  Формы страховой культуры не изолированы друг от друга. Они взаимодействуют между собой. Они могут соединяться и пересекаться, одни из них могут быть составными ча-стями других. Однако всякая форма страховой культуры имеет свои отличительные признаки, которые составляют ее специфи-ку и с большей или меньшей определенностью выделяют ее среди других форм.
  Конкретные феномены и формы страховой культуры обычно соче-тают в себе различные типы смыслов, от-деляемых друг от друга и изучаемых по отдельности исследователями. Отсюда видение и понимание страховой культуры носит в значительной степени субъективный характер. В своем реальном (объективном) существовании страховая культура не раскладывает когнитивные, ценностные и регулятивные смыслы по раз-ным полочкам. Однако страховая культура включает три области, в которых в той или иной мере варьируется сочетание названных смыслов.
  Страховая культура включает в свой состав духовную область. Эта область связана с религией, наукой, искусством, философией, которые выдвигают на первый план сочетание знаний и ценностей, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль средств создания и сохранения страховых и сопутствующих им знаний и ценностей.
  Страховая культура включает в свой состав и техническую область. Последняя понимается здесь в смысле культуры исполнения страховых договоров, изготовления страховых продуктов, по-лучения страховой информации, прочего использования знаний и ценностей. Знания и регулятивы являются важнейшими элементами тех-нической области страховой культуры. Ценности же отходят здесь на второй план, поскольку ценностное целеполагание остается за пределами технической области. Можно только теоретически предположить, что техника становится самоцелью и превращается во враж-дебную человеку силу.
  В страховой культуре существует еще одна область - социальная, кото-рая характеризуется нравственной, правовой, политической составляющими. Знания выступают здесь как средства для выработки норм, правил, принципов поведения людей в обществе, их совместной жизни и деятельности применительно к защите материальных интересов. Главное же содержание социальной области страховой культуры - регулятивы и ценности.
  Духовная, техническая и социальная стороны не могут выразить всего многообразия и сложности страховой культуры. Однако при всей условности и упрощенности они позволяют представить наглядную пространственную модель страховой культуры. Выделяя указанные области страховой культуры, следует, однако, учесть, что существующие в реальной действи-тельности феномены и формы страховой культуры вплетены в раз-нообразные сети функциональных связей и зависимостей.
  Духовная, техническая и социальная области - это не обособленные, изолированные друг от друга части пространства страховой культуры, только в абстракции их можно рассматривать и анализировать по отдельности. Но в реальном мире границы между ними расплывчаты и относительны.
  Поскольку четких разграничительных линий между формами страховой культуры в реальной действительности не существует, в исследовании нет смысла проводить их точно и однозначно. Наука только начинает определять, систематизировать и структурировать состав основных областей страховой культуры.
  Анализ социальной области страховой культуры может проводиться посредством рассмотрения наиболее существенных и характерных для нее составляющих: нравственной, правовой и политической.
  Прочие книги 
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"