Панков Юрий Васильевич : другие произведения.

Высшая школа - малым городам:

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Актуальные проблемы страхового образования показывают возможности высшей школы изменить традиционные подходы к подготовке страховых специалистов. Малые города должны занять свое место в системе страхового образования. Современная модель педагогической системы для реализации профессионально - образовательного потенциала страховой культуры требует адаптации высшей школы к условиям малых городов. РФ нуждается в педагогической теории страховой культуры и страхового образования. Материал может быть полезен тем, кто работает в области страхования и подготовки специалистов для него. Summary

Прочие книги
  Высшая школа - малым городам:
  формирование страховой культуры
  
  
  Изучение тенденций развития национальных страховых рынков Японии, Китая, Республики Корея и других стран АТР, а также проблем развития страхового рынка Дальнего Востока РФ показывает, что становление крупных страховых компаний не является атрибутом исключительно крупных городов.
  В настоящее время на территории Приморского края действует около 50 страховых компаний, штат которых более чем на 70% укомплектован кадрами, не имеющими высшего специального образования.
  В Находке сложился самостоятельный страховой центр регионального масштаба, имеющий выход в АТР. В городе и районе действуют восемь страховых компаний и одна из крупнейших в РФ перестраховочная - "Находка-Ре", которые также испытывают потребность в кадрах.
  Усиление конкуренции на рынке и ужесточение требований Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ к уровню образования топ менеджеров, ставит перед страховщиками края и города две основные задачи:
  а) привлечение в компании молодых специалистов с базовым экономическим образованием;
  б) повышение квалификации либо получение второго высшего образования сотрудниками страховых компаний.
  Данные обстоятельство создает реальные предпосылки для обучения и трудоустройства выпускников специализации "Страхование".
  Развитие образования по специализации "Страхование" мы связываем с восстановлением практики обособленного набора абитуриентов на данную специализацию, что позволит значительно снизить влияние фактора случайности при последующей учебе; заключением договоров сотрудничества с ведущими страховыми компаниями края с целью обеспечения более тесного контакта учебного процесса с практикой; осуществлением приема по специализации "Страхование" на заочное отделение экономического факультета, что позволит сотрудникам страховых компаний получить второе высшее образование по профилю; предложением руководству Находкинского филиала ДВГУ рассмотреть возможности включения специализации "Страхование" в список предлагаемых для выбора студентами и абитуриентам. В настоящее время в Находке предлагают две специализации: "Финансовый менеджмент" и "Налоги и налогообложение".
  Малые города должны осознать свое место в системе формирования государственного заказа на подготовку молодых специалистов, а также аккумулировать информацию частного сектора экономики в этой области.
  В этой связи возрастает личная и профессиональная значимость формирования страховой культуры молодых специалистов не только с дипломом экономиста, но и иных профессий. Современная модель педагогической системы для реализации профессионально-образовательного потенциала страховой культуры требует адаптации высшей школы к условиям малых городов.
  Малые города могут связывать свои перспективы с двумя принципиальными стратегиями страхового образования. С одной стороны, страховое образование - это функция от политики государства, функция от госзаказа. Такое страховое образование встраивает себя в четкую иерархию заранее запланированных целей. Оно четко формулирует федеральные общероссийские требования к будущему выпускнику, и ведет его к намеченной цели с жесткой настойчивостью. Идеал такой модели страхового образования - точно рассчитанный стандарт и совокупность эффективных педагогических методик по обеспечению этого стандарта. Альтернативная модель страхового образования - это образование как функция от страховой культуры, которая медленно, но неуклонно формируется в преобразующемся обществе, в том числе и на уровне региона. Культуры как органического целого, которому бессмысленно формировать какие-либо государственные заказы.
  Страховая культура вообще организуется общностью страховых событий. И сегодня еще нет абсолютно точного описания того, как функционирует 'педагогическое пространство' страховой культуры. Каждый человек на протяжении жизни вступает в какое-то взаимодействие со страховой культурой, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального страхового образовательного развития каждого человека. Правда, наряду с этой культурно-образовательной моделью существует система программно-принудительного страхового образования, пока институционализированного в экономических факультетах высшей школы.
  Чем выше уровень организации общества, тем в большей степени оказывается востребована культуросообразная модель высшей школы. Можно с уверенностью прогнозировать, что по мере развития страхового рынка на ДВ РФ культурный принцип организации высшей школы окажется все более востребованным данной отраслью.
  Педагогика страховой культуры - это реализация возможности разрушения самой иерархической вертикали социального заказа на производство страховщиков и превращения высшей школы из феномена политики в феномен культуры.
  Таким образом, 'педагогика страховой культуры' - это в известной мере преодоление традиционной педагогики, когда педагог высшей школы заранее знает, как и зачем он развивает студента-экономиста, студента-страховщика. И с этой точки зрения модель педагогической системы для формирования страховой культуры специалистов с высшим образованием, предпринимателей, населения - это в истории образования фундаментальный по своим последствиям проект.
  Педагогика страховой культуры не исследована и потому не разработана. Здесь требуются кросскультурные подходы. Требуется прежде всего понять, как работает 'педагогика страховой культуры', т.е. как происходит процесс обучения и воспитания человека на протяжении всей его жизни в процессе взаимодействия (жизненных столкновений) с реальными феноменами страховой культуры. Сегодня реальный процесс страхового образования человека на протяжении его жизни - это процесс взаимодействия, процесс непрестанных встреч со страховыми событиями и живыми людьми как носителями и хранителями страховой культуры, а вовсе не процесс целенаправленного освоения тех или иных заранее сформулированных образовательных программ в области страхования.
  Переход РФ на рыночные формы хозяйствования, становление новой экономической культуры ставят вопрос о том, как возможно взаимодействие специализированных образовательных подразделений высшей школы не по административно-иерархической, а по модели педагогики страховой культуры. Наличие единых программ и априорных сценариев жизни по своей сути противоречит кросскультурному подходу.
  В условиях, когда иерархический стандарт является априорной основой существования высшей школы, идея педагогики страховой культуры - это скорее слабо проступающая тенденция, нежели четко выраженный рельеф современного страхового образования. Но если эта тенденция на самом деле проступает, если мы можем нащупать реальные культурно-образовательные феномены, говорящие о возникновении и развитии этой тенденции, это уже знак ее возможного развития.
  С этой точки зрения кафедры страхования в сибирских и дальневосточных вузах - это авторские культурно-образовательные проекты, в которых преодолевается федеральное единообразие пока не на формальном, а на содержательном уровне.
  Государственной системе страхового образования еще предстоят перемены. Но может ли идея педагогики страховой культуры стать основой модифицирования государственной системы страхового образования? Ведь культурологический принцип подрывает саму идею о возможности (и необходимости) государственной системы образования как системы с заранее жестко определяемыми целями и содержанием! Однако культурологический принцип подрывает не всякую государственность. А лишь ту, которая мыслит страховое образование не как первичную реальность культуры, а как приложение к своим заранее определенным целям. Страховое образование может быть основой государственной образовательной политики, но только в том случае, если государство готово будет принять страховое образование настолько же свободным и многоликим, насколько свободной и многоликой является сама страховая культура.
  Доминирующие в ней связи и отношения - не только субординационные, а информационные и кооперационные, партнёрства и сотрудничества. В этом смысле педагогика сотрудничества - одна из основ страхового образования. Для малых и средних городов с их очень узким рынком занятости в страховом секторе это имеет особенно важное значение, ибо растет востребованность индивидуального подхода к обучению страхового специалиста, наряду с расширением охвата населения страховой культурой.
  Всё это свидетельствует о том, что страховое образование нельзя создать извне, сверху, аппаратным способом. Оно складывается как естественный, эволюционный процесс человеческой самодеятельности, путём добровольной кооперации, самоорганизации и саморазвития в области экономики и страхового образования. Так, в ДВГУ страховое образование - результат кооперации и сотрудничества с одной из первых страховых компаний в рамках коммерческой модели развития отрасли.
  Новые информационные технологии становятся естественным элементом педагогической системы для формирования страховой культуры в малых городах. Страховое образование нуждается в использовании компьютера и связано с обновленным содержанием образования и его организацией, улучшенным методическим и кадровым обеспечением. На наш взгляд, содержанию "страхового образования" ближе "концепция компетенций", чем идеология традиционных ЗУНов. Новое научно-методическое сопровождение деятельности педагогов путём создания на договорных началах служб "страховых консультантов", студенческих брокерских агентств и т.п. будет способствовать существенной переориентации традиционных образовательных подразделений и педагогических пространств в вузах. Они на деле приобретут региональный характер, этнокультурное содержание и, вместе с тем, в соответствии с требованиями отраслевого рынка достаточно узкую специализацию в современной образовательной проблематике.
  Собственно страховая отрасль вполне способна делегировать часть необходимых финансовых ресурсов, материалов, оборудования, консультационную помощь для доведения оригинальной педагогической технологии до рыночного продукта в привлекательной для нее форме. Такой синтез науки, образовательной технологии, страхового бизнеса давно уже используется в опыте различных стран АТР. Что-то подобное начинало появляться и у нас в страховом образовании. САО "Дальроссо", например, стимулировало качество обучения будущих страховщиков, обеспечивало практику и повышение квалификации, предоставляло специальную литературу и компьютерную технику.
  Сегодня возникновение микросообществ страховых подразделений вузов на региональном уровне прослеживается в организации студенческих олимпиад по страхованию (в 2000-2002 гг. на базе Хабаровской государственной академии экономики и права, в 2002 г. - на базе Байкальского государственного университета экономики и права в Иркутске).
  Таким образом, становление страхового образования связано с разрешением как внутренних проблем (содержание образования, его организация, обеспечение), так и вопросов взаимосвязи и взаимодействия - со страховым рынком и бизнесом с одной стороны, и сложившейся педагогической практикой, с другой.
  Малые и средние города как никто другой способны воспринять новые реалии. Новое поколение специалистов не может учиться в рамках старых образовательных подходов. Наверное, есть смысл специально исследовать историко-культурные предпосылки страхового образования, изучить его формы, механизмы в отечественном и мировом опыте. Возрастает нужда в теории страховой культуры и страхового образования.
  
  Summary
  
  The Higher School - for small cities: to form insurance culture
  
  
  The tendencies of the national insurance markets show, that the large insurance companies are not an attribute of large cities only. Now about 50 insurance companies work in Primorye. The staff, as a rule, has not a special insurance education. In Nakhodka and around there are eight insurance companies and one of largest Reinsurance Company. These also feel necessity of the good staff with the base economic-insurance education. So there are real preconditions for training and employment of the graduates of specialization "Insurance".
  The small cities should realize the place in the system of insurance education and accumulate the information of private insurance sector in this area.
  The modern model of the pedagogical system for realization of professional - educational potential of insurance culture demands the adaptation of the Higher School to conditions of small cities.
  The insurance culture is organized by a generality of insurance events. And today still there is no absolutely description, how the pedagogical space of insurance culture functions.
  During his life each man enters any interaction with insurance culture, and this interaction makes the individual insurance education of each man.
  The pedagogic of insurance culture is a realization of an opportunity to transform the Higher School from a phenomenon of policy in a phenomenon of culture. The pedagogic of insurance culture is not investigated and consequently is not developed. Today the real process of insurance education is a process of interaction, process of incessant meetings with insurance events and people as by carriers and keepers of insurance culture.
  The state system of insurance education changes. But whether the idea of pedagogic of insurance culture can become a basis of modifying of state system of insurance education?
   Synthesis of a science, educational technology, insurance business is already used in experience of the various countries for a long time.
  The small and average cities are capable to apprehend new realities.
  Our country needs in the pedagogical theory of insurance culture and insurance education.
  Прочие книги 
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"