Пападопулос Танасис : другие произведения.

Юрий Погуляй. Компас Черного Капитана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Пространство способны искажать даже самые обычные книги... Можно даже вывести соответствующее данному случаю уравнение: Знание = сила = энергия = материя = масса. Хороший книжный магазин - это просто-напросто благовоспитанная Черная Дыра, которая умеет читать", - как-то написал мой любимый писатель Терри Пратчетт. И теперь я склонна полностью с ним согласиться: хорошая книга действительно обладает своей собственной энергетикой. "Компас Черного Капитана" Юрия Погуляя сразу привлек мое внимание, чем-то выделяясь среди конкурентов по книжной полке. Поэтому эту книгу я схватила практически без раздумий. И не просчиталась.

"Пространство способны искажать даже самые обычные книги... Можно даже вывести соответствующее данному случаю уравнение: Знание = сила = энергия = материя = масса. Хороший книжный магазин - это просто-напросто благовоспитанная Черная Дыра, которая умеет читать", - как-то написал мой любимый писатель Терри Пратчетт. И теперь я склонна полностью с ним согласиться: хорошая книга действительно обладает своей собственной энергетикой. "Компас Черного Капитана" Юрия Погуляя сразу привлек мое внимание, чем-то выделяясь среди конкурентов по книжной полке. Поэтому эту книгу я схватила практически без раздумий. И не просчиталась.






Северная глушь не любит движения. Она ополчается на жизнь, ибо жизнь есть движение, а Северная глушь стремится остановить все то, что движется. Она замораживает воду, чтобы задержать ее бег к морю; она высасывает соки из дерева, и его  могучее сердце коченеет от стужи; но с особенной яростью и жестокостью Северная глушь ломает упорство человека, потому что человек - самое мятежное существо в мире, потому что человек всегда восстает против ее воли, согласно  которой всякое движение в конце концов должно прекратиться.

Джек Лондон, "Белый Клык"

Мир

Погуляю удалось создать удивительный мир, в котором ледоходы режут траками бескрайние снежные равнины, топливо делают из льда, а рыбу добывают в шахтах, ведущих в океан под километровыми ледниками. Здесь в небе парят огромные киты, среди торосов ищут своих жертв черные капитаны и их ледовые гончие, в круговерти пурги вот-вот мелькнет силуэт Волчьего Пастыря... А далеко внизу, под толщей льда, неумолимо движется Темный Бог, и только шаманам дано знать, где его разрушительная сила выйдет на поверхность в этот раз.
Мир, в котором происходит действие, настолько необычный, интересный и фактурный, что он сам по себе является одним из главных героев произведения. Кто-то, возможно, обвинит автора в том, что его мироустройство слишком уж фантастично, но мне понравилось. Плоский Мир тоже не слишком правдоподобен, но его существование и функционирование имеет вполне логичное объяснение. Так же и у Погуляя: мне не хочется придираться,  потому что, во первых, все более-менее значимые сюжетные дыры плотно законопачены авторскими объяснениями, во-вторых потому что лучше уж такой мир, чем уже набившие оскомину эльфийские леса и орочьи степи, в третьих, потому что фантастическое допущение как основу жанра пока еще никто не отменял.

Итог: 10 баллов. Браво, автор, такие оценки я щедро не раздаю.

Сюжет

Есть несколько причин, по которым я не смогла поставить сюжету наивысшую оценку. 

Начнем с самого начала. Есть мальчик, который работает в таверне. В его деревню издалека приходит старый морской (зачеркнуто) ледовый волк, который селится там, но только не в таверне, а в доме, который принадлежит этому юноше. Главный герой опасается и сторонится этого постояльца, но однажды в деревню приходит человек, после визита которого мужик начинает чего-то очень сильно бояться, бормоча что-то вроде "они меня достанут". Потом к бывшему ледовому волку приходят гости, и встречу с ними тот уже не в состоянии пережить... Ничего из далекого детства не напоминает? Если это было сделано автором специально, в попытке апеллировать к детским воспоминаниям читателя о бессонных ночах в обнимку с книгой Стивенсона, то это еще полбеды. Ход, конечно, не слишком удачный, но балл за это я бы не сняла. Если это - сознательный плагиат или что-то слепленное на подсознательном уровне из отпечатавшейся в подкорке прочитанной литературы, то точно минус один балл. Если автор не читал Остров Сокровищ, то... я тогда вообще не знаю, куда катится этот мир.

Во-вторых, кое-что выдает в Погуляе неопытного автора. Он активно использует штамп, который вызывает у меня отторжение на уровне обратной перистальтики. Есть такие затасканные выражения, которые авторы - сознательно или бессознательно - применяют из страха, что читатель не проникся величием идеи и бросит читать книгу на первой же главе. Помните небезызвестного Лобанова Александра и его "Начало может быть скучным, но вы дочитайте до конца. Постскриптум: пли-из." Примерно такая же реакция возникает у меня, когда я вижу приписки в конце глав вроде: "Если бы я знал, что это был последний день в моей жизни, когда..." или "Потом мне пришлось пожалеть о том, что я доверился ему".  Ассоциации? Только одна: "Дорогой читатель, тебе сейчас может быть скучно, но ты все-таки потерпи немного и переверни страничку, а? Дальше будет интереснее. Честное пионерское!" Дешевый трюк, отвратительный еще и потому, что в данном случае автору совсем не требуется работать зазывалой. Я продолжила бы чтение и без этой плохо завуалированной саморекламы. Минус один балл за это.

В-третьих, мне не понравились вставленные в середину повествования две главы о прошлом Фарри. Представляете себе: идет повествование от первого лица и вдруг, внезапно, автор прерывает текущий плавным потоком сюжет и щедрой рукой пихает туда две главы о прошлом второстепенного героя от третьего лица. Зачем это было сделано - непонятно. Во-первых, можно было бы рассказать о тяжелом детстве и прибитых к полу деревянных игрушках словами самого Фарри. Конечно, получилось бы не так подробно и красочно, но лучше уж так, чем расписывать всякие ужасы в ущерб, собственно говоря, сюжету. А если уж руки чешутся написать об этом, причем чешутся именно дать инфу единым трудноперевариваемым куском (а не точечно рассовать по диалогам), можно бы, например, сделать это в форме письма от Фарри к главгерою. Или (что мне кажется наиболее оптимальным) сделать отдельный рассказ и прилепить его в конце в качестве приятного для читателя бонуса.
Хуже того, в середине второй главы автор, похоже, спохватился о том, что этот флешбек уж слишком сильно затянулся и вообще тут, мягко говоря, не к месту, и быстренько перевел его в формат диалога между ГГ и его другом. Уж лучше бы он этого не делал, а то получилось как "не пришей кобыле хвост".
Но еще хуже то, что ответ на тот вопрос, который волновал лично меня (и не только меня, но и главгероя тоже) мы в этом красочном жизнеописании так и не прочитаем. Опять же, такое ощущение, что автор почесал репу и подумал: "блин, что-то я тут разошелся, прям том из серии "Жизнь Замечательных Людей" получился, пора закругляться". В итоге, вместо ответа на вопрос, который сам же автор активно педалировал в течение предыдущих глав
(почему Фарри дал себе зарок никогда больше не воровать?), я получила обстоятельную информацию о том, почему Фарри дал себе зарок больше никогда не тра**ться. Что меня как не волновало, так и до сих пор не волнует. Про воровство там - один абзац. За это еще минус один балл.

Итог:
7 или 8 баллов, в зависимости от...

Персонажи

На уровне. Есть два плюса, которые очень хотелось бы отметить:
1) В книге нет абсолютно положительных или абсолютно отрицательных героев, даже оба центральных персонажа, пусть еще совсем дети, но далеко не ангелочки: один из них убийца (причем, убийство было не случайным, а вполне себе хладнокровным и предумышленным), а другой - вор. Эта дихотомия личности вполне себе неплохо прописана и заслуживает уважения.
2) Персонажи эволюционируют, причем в полном соответствии с обстоятельствами, в которые они попадают. К тому же, делают они это весьма правдоподобно.
Подробно расписывать не буду, зачем портить удовольствие?

Итог: 9 баллов

Стиль

И опять же, не могу сказать ничего плохого. Сначала мне удалось выловить в тексте целую 1 (одну!) стилистическую ошибку, но потом повествование настолько меня затянуло, что я перестала вчитываться и придираться. В целом надо отдать автору должное, он обладает редким талантом писать:
1) Гладко. Это субъективное понятие, попытаюсь объяснить. Довольно часто встречаются произведения, в которых то и дело спотыкаешься о стилистически правильный текст, который, тем не менее, почему-то вызывает отторжение. Просто кусочки словесной мозаики неплотно пригнаны друг к другу, и во время чтения кажется, что проводишь рукой по наждаку там, где по идее должен быть шелк. Погуляй этим не страдает.
2) Образно. Всякие там скитания по ледовым пустыням прописаны толково, красочно и емко. Автор умеет заставить читателя прочувствовать то, в каких условиях находятся герои. Самое оно для чтения холодным осенним вечером, под теплым одеялом и с кружкой горячего чая в руках. Впрочем, думаю, что если бы я читала эту книгу летом, то все равно бы зябко ежилась на некоторых моментах.
3) Сбалансированно. Нет перекоса ни в сторону псевдолитературных словоизлияний на три страницы, ни в сторону телеграфного стиля. Зато есть маленькие детали, которые добавляют атмосферности лучше, чем самое подробное описание. Пример - то, как ведут себя случайные прохожие, встретившиеся на улице в, мягко говоря, неподходящих для прогулки погодных условиях. Рассказывать не буду, сами прочитаете, если захотите. Вкусно!

Итог: 9 баллов

Качество издания

Пусть моя коллега Марина и выступает против оценки качества издания, но я все же про него напишу. Картинка на обложке понравилась, увлекла, заставила обратить на себя внимание и вызвала ассоциации с писателями детства - Джеком Лондоном, например. А название еще почему-то заставило вспомнить пиратов, причем совсем не пригламуренных и намакияженных "карибских" рыцарей Веселого Роджера, а нормальных, которые "йо-хо-хо и бутылка рома". :-) Кстати, они там будут, только не морские, а ледовые. Но что поделать: какой мир, такие и пираты.

Итог: 10 баллов, я сегодня добрая!

Вердикт

Буду краток. Собираюсь ли я перечитывать ее в будущем? ДА! Буду ли тратить деньги на покупку продолжения? ДА! Спасибо за внимание.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"