Парицкий Александр Соломонович : другие произведения.

Тора Прошлого И Будущего. Яков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ТОРА ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО. ЯКОВ
  Александр Парицкий
  Глава 33
  
  1. וירא והנה עשו בא ועמו ארבע מאות איש וישא יעקב עיניו, И поднял Яков глаза и видит вот подходит Эсав и с ним 400 человек. *)
  
  По-видимому, подарок не умиротворил его (17).
  
  *) И поднял Яков глаза и испугался:вот пришел Эсав и с ним 400 народов. Отосланный навстречу Эсаву первый лагерь Якова не остановил Эсава, и он сам пришел к Якову.
  Эта глава начинается констатацией одного из главных факторов жизни Якова - и испугался Яков. Тора использовала в этом месте слово ירא, боязнь, страх, почитание, идол. Хотя чувство страха может быть выражено такими словами, как פחד или חרדה.
  Все дальнейшее поведение Якова проходит под влиянием его страха (силы и могущества) Эсава.
  Мы помним страх Исаака при благословении первородства (27:33):
   ויחרד יצחק חרדה גדלה עד-מאד ויאמר מי-אפוא הוא הצד-ציד ויבא לי ואכל מכל בטרם תבוא ואברכהו גם-ברוך יהיה:
  И охватил Исаака ужас и сказал: кто тот охотник вошел ко мне перед тобой и принес мне, и я ел от всего, и я благословил его, и будет благословен.
  Теперь этот страх по наследству перешел к Якову вместе с первородством. Интересно, что страх Якова возник после возвращения в Ханаан.
  Раньше Тора ни разу не упоминала страх Якова. В Харане, не смотря на многолетний тяжелый труд, обман со стороны Лавана, Яков не знал страха. А с возвращением в Ханаан страх стал его постоянным спутником.
  Интересно, что в Харане Якова постоянно навещал аШем и ангелы. Все годы изгнания Они были с ним. Иногда аШем напрямую вступался за Якова перед Лаваном. Но Лаван это прошлое, и аШем исчез со страниц Торы.
  Помнится, выше Мудрецы рассуждали о том, что аШем действует лишь на территории Эрец Исраэль. Но Яков уже в Ханаане. Куда подевался аШем, ангелы? Их нет ни в деле Эсава, ни в деле Шхема. Может быть страх Якова из-за исчезновения аШема?
  Почему аШем не встал на защиту Якова перед Эсавом? аШем явно держит нейтралитет, не являя Себя ни прямо, ни косвенно: Разбирайтесь сами.
  Почему аШем, который принял Личное участие в деле Лавана, устранился в деле Эсава? Почему аШем, который является, пусть и не явным, но инициатором похищения первородства, причиной конфликта Якова с Эсавом, исчез, не желая помочь Якову ни с Эсавом, ни с жителями Шхема? Яков сам принимает меры защиты себя и потомства. И даже борьба Якова с ангелом Эсава целиком заслуга Якова, его духовной и физической силы.
  Яков теперь в полном одиночестве: "И остался Яков один" в самый трудный момент его жизни. И все его потомки, весь еврейский народ остался один, странно покинутый аШемом в самые критические века и тысячелетия жизни. Как объяснить одиночество Якова в истории? Не является ли ответом на эту загадку слова Торы: "И вспомнил аШем свой народ в Египте"? То есть, по какой-то причине аШем временами забывает свой народ, вспоминая о нем лишь в поворотные моменты истории человечества. А в промежутках потомки Якова страдают от нещадного подавления и уничтожения Эсавом. Но почему этого не было в Харане, а началось лишь с возвращением в Ханаан?
  Эсав и Яков, братья-близнецы разделили духовное наследие Авраама, дух аШема. аШем это часть Эсава и Якова.
  Эсав и Яков - одна семья. Исаак дал Эсаву почти те же благословения (27:39, 40), что Якову (27:28, 29). Но Яков первородный.
  А первородство это не только почет, но обязанность, ответственность за всю семью. Яков теперь отвечает и за Эсава, и за будущий мир, мир аШема.
  Как связаны между собой аШем и Яков? Если аШем это будущий Яков, то Эсав это часть Якова, часть первородного. И тогда борьба Якова с Эсавом это борьба внутри аШема, внутри Якова, борьба внутренних противоречий аШема-Якова, и аШем не может выступать здесь на чьей либо стороне. Борьба Якова с Эсавом - семейное дело, процесс самосовершенствования будущего Якова - аШема. Этот процесс бесконечен, как бесконечна борьба духа и материи. Да, он болезненный, жестокий, это кровь и смерть. Но это суть мира и его законов.
  Яков и Эсав сами решают свои проблемы. Помочь одной из сторон этого конфликта означает прекратить процесс развития, совершенствования мира, что для аШема невозможно.
  Недаром Яков (32:7,8) выделил половину своего "имущества" Эсаву. Яков чувствует, что "его" имущество в той же мере его, в какой Эсава. Поэтому аШем терпеливо ждет решения внутреннего конфликта путем взаимного компромиса сторон.
  С возвращением Якова в Ханаан начался новый этап духовного развития Якова, его потомства. Мы помним из главы 32, что Якова теперь постоянно сопровождают ангелы, маханаим. Отныне у Якова и потомства другой статус. Теперь аШем уже не вмешивается извне в дела земные, которые в значительной степени решаются Яковом, его потомством, наместниками аШема на земле. аШем предоставил им полную свободу, ибо Он теперь часть этих решений и этих деяний. Разумеется, это нелегко дается Якову, его потомкам. Но это их труд, их обязанность, их борьба. А кто сказал, что исполнение обязанностей, возложенных Небом, да еще таких сложных, легкое дело? Вот и достается Якову и евреям.
  Вопрос действительно очень сложный.
  Мы уже пытались косвено ответить на него в предыдущей главе.
  Да, благословения братьев почти одинаковы. Но ведь Эсав живет у себя дома полноценной жизнью, а Яков - изгой постоянно мыкается на чужбине, страдает. В чем причина различий?
  Пшат Торы, прямой текст объясняет, что причина в хищении Яковом первородства Эсава. Это не убедительно.
  Зачем похищать первородство, если результат хищения противоположен его цели?
  Овладев первородством, Яков не только не может им воспользоваться, но даже не пытается это делать. Так зачем он это сделал? Ведь результат был очевиден с самого начала и Якову, и Ривке.
  Тора явно говорит о чем-то ином, более глубоком. В чем смысл первородства?
  Яков пусть и неосознанно, но стремился к чему-то другому. Мало того, Эсав тоже все прекрасно понимал и вовсе не переживал по этому поводу. Ну да, он произносит какие-то слова и угрозы, но Тора никак не отражает его действия в этом направлении помимо надуманных страхов Якова. Так что произошло? В чем раскол между Эсавом и Яковом? Лишь ответив на этот вопрос, мы сможем понять всю суть, глубину конфликта тысячелетий.
  Да, правы мудрецы, настаивающие на толковании пшат Торы. Действительно, причина всему первородство. Но первородство в духовном смысле этого слова.
  Это такое первородство, когда первородный отвественнен за всех и за все, что происходит в его семье, в семье человечества, в мире.
  Это первородство есть иго, ярмо, бремя, על, оль ответственности, от которой с радостью избавился Эсав, обменяв его на чечевичную похлебку, но от которой Якову и потомству не избавиться никогда. Да, это тот самый подъем, алия, עליה, который совершил Авраам, Исаак и Яков, прийдя в Ханаан.
  Вот почему Эсав так охотно отдал свое первородство Якову. Он абсолютно безответственнен. Он не желает отвечать за всех. Пусть это будет проблемой Якова, который, не понимая до конца будущей судьбы, по настоянию Ривки взвалил на себя первородство, обернувшееся не столько привилегией, сколько огромной обязанностью, о чем ему тут же сообщил аШем при встрече на Гар Эль (лестница Якова). Именно этой ответственности не за себя, но за Эсава, так сильно теперь боится Яков.
  
  Слово, понятие раскол проходит "красной" нитью через всю Тору. А ведь слова Торы это основа, базис материального мира.
  Вот самое первое слово Торы - вначале, בראשית (...создал Бог...). Помимо уже известного вначале оно означает еще (ראש ב) в разветвление (...создал Бог ...). То есть раскол, разделение, разветвление были заложены Богом уже в момент создания мира. Это тот самый Большой Взрыв, Большой Конфликт, который разнес исходное состояние мира в щепки, с чем уже смирилась современная наука. Каким был этот начальный раскол, начальный конфликт?
  Это был раскол, разделение, конфликт неба и земли, раскол духовной и материальной компонент мира, которые в исходном состоянии были едины.
  И все повествование Торы это непрерывная череда расколов, разветвлений, конфликтов: создан свет и отделен от тьмы; созданы воды и отделены друг от друга; созданы отдельные небесные тела; создана суша, отделенная от моря; созданы разнообразные отдельные животные; создан человек-Адам, и отделена женщина; создан Рай и отделен от человека; и, наконец, (глава 3) созданы потомки человека, разделенные конфликтом (עקב = בקע, раскол).
  Авраам приносит в Ханаан слово Божье. Что в этом слове? В нем раскол - בתר, страшная клятва Бога между разрубленными половинами животных. И сам Авраам создает двух совершенно разных сыновей. Его сын Исаак также создает двух совершенно разных сыновей. И между ними возникает конфликт, соперничество, борьба. Зачем все это? Зачем этот конфликт и борьба?
  Можно понять смысл разнообразия, созданного Богом: это Его суть, Его природа, Его законы. А в чем смысл конфликта, соперничества и борьбы? Это тоже суть Творца?
  Конфликт и соперничество необходимы миру, для сохранения многообразия, противодействия процессу слияния, выравнивания, сглаживания многообразия.
  Выравнивание, сглаживание увеличивает энтропию. Многообразие и конфликты снижают энтропию.
  Законы борьбы аШем Элоким, это то, что позднее человек назовет греческим словом диалектика (вести спор) - единство и борьба противоположностей? Это борьба (спор) духа (шамаим, Небеса) с материей (арец, земля).
  Конфликт Якова и Эсава это конфликт физической оболочки человека, его тела, с его духовной сутью, с его душой.
  Яков выступает от имени Небес, в роли духа, а Эсав - в роли земли, от имени материи. Главы 25, 27, 32, 33 это аллегория борьбы, столкновений Якова с Эсавом. Тора не сообщает о конечном исходе борьбы. Кто победитель?
  В главе 32 ангел Эсава признает свое поражение. Яков, представитель духовного мира побеждает ангела Эсава на духовном, идейном поле. Но Яков, его потомство получает тяжелую травму. Можно сказать, что борьба двух начал закончилась ничьей. Никто не превозмог противника. По-видимому, это символ конечного результата развития мира: обе стороны мира - духовная и материальная - остануться в равной степени активными в продолжении Творения мира.
  Данная глава подводит временный, промежуточный итог соперничества двух мировых начал, которое пока закончилось боевой ничьей, а значит продолжится.
  Сегодня мы свидетели еще более интенсивной борьбы.
  
  ויחץ את הילדים על-לאה ועל-רחל ועל שתי השפחות, И разделил детей Лии, Рахель, и обеих служанок.
  
  Яков не надеется на чудо и вновь делит людей и стада, как в 32:7,8: пусть мать спасает своих детей (7). Даже при полной уверенности в Боге, мы должны делать все возможное для собственного благополучия (16).
  
  Да что же это такое!
  Ведь Яков уже победил ангела Эсава, но все еще боится его самого. Ужас проник в Якова вместе с благословением Исаака, свил гнездо в геноме Якова навечно.
  Нам, в 21-ом веке, через 4000 лет после тех событий, читать и ощущать это больно, унизительно, постыдно. Что же это аШем Элоким делает со всеми нами и за что нам такое наказание? Логика тут бессильна.
  Страх Якова можно объяснить чисто физиологически. Мы помним бытовое выражение: от страха сердце в пятки ушло. А ведь Яков это пята, пятка (см. 3:15 и 25:26). Вот еще почему страх - неотъемлемое свойство Якова - пяты.
  Страх Якова это проявление на практике, в жизни той самой исходной, вечной тенденции аШема, Бога, разделять, дробить созданый мир. Яков подсознательно исполняет эту задачу аШема. Теперь он начинает дробление своего собственного лагеря, своей семьи.
  Реакция Якова показывает, как сильно он напуган, готов к самому худшему. Он рассекает оставшийся лагерь, исходя из личных предпочтений жен и детей, пытаясь сохранить хоть часть потомства.
  Последующая история внесет коррективы в это деление потомства, по степени их совершенства и близости к Небу, по прочности связи с Богом: первыми отпадут и исчезнут в недрах четырехсот народов Эсава потомки служанок, потомки Рахель, и большая часть потомков Лии. Это самые слабые звенья в наследии Якова.
  Сохранятся лишь колена Иуды, Леви и часть колена Биньямина. Остальные колена Израиля исчезнут без следа среди народов Эсава.
  Готовностью принести в жертву Эсава часть своих детей Яков предсказал результаты поглощения евреев народами. Хотя вопрос о духовной чистоте и прочности его детей определяется не их принадлежностью к матерям, а их духовной связью с Яковом, с аШемом. Это объективный исторический отбор.
  История показала, что деление потомков Якова определяется не их происхождением, но их внутренним духовным "основанием".
  На земле остались лишь потомки Иуды, Биньямина или Леви. Но в их жилах течет кровь всех 12-ти колен Израиля. Любой еврей несет в себе гены Якова и является потенциальным источником любого из 12-ти колен Израиля.
  Деление детей Якова по принадлежности к их матерям весьма символично. История отберет среди них наиболее сильных и отправит в наиболее тяжкое изгнание. И они не исчезнут в нем, преодолеют его и выйдут победителями, вернутся из него, и восстановят, воссоздадут Израиль, предсказанный ангелом Эсава. Наверняка это будут лучшие из лучших и самые стойкие из стойких сыновей Якова, которым оказались по плечу эти труднейшие испытания четырех тысячелетий.
  Это тот самый "естественный отбор", открытием которого так кичится "научная" теория эволюции жизни на земле в пику Торе.
  Сторонники ее полагают, что если они не нашли в Торе слов естественный отбор, то тем самым опровергли Тору.
  Но ведь естественный отбор это то, что совершенно очевидно присутствует на каждой странице Торы. Если одни герои Торы приходят на смену другим, это означает естественный отбор. Если одни исчезают во Всемирном Потопе, а другие спасаются и создают новую жизнь, то это наглядный пример естественного отбора.
  И так же среди 12-ти колен Израиля. Если часть колен исчезла, а другая - осталась, сохранилась, это значит, что оставшиеся оказались устойчивей и выносливей и потому сохранились в изменяющихся окружающих условиях.
  В ортодоксальной системе ценностей исчезновение колен относят к их греховности, к нарушению ими заповедей аШема. Это полностью совпадает с предложенной тут моделью. Греховность колен, несоблюдение ими заповедей связана с их духовной слабостью, деградацией, не способностью соблюдать свой образ жизни в изменившихся условиях. Те колена, которым не хватило твердости духа хранить заповеди отцов, которые поддались внешнему давлению и переняли чужие обычаи, чужие заповеди, эти колена Израиля исчезли, растворились среди окружающих народов, стали этими народами, врагами Израиля. В этом суть естественного отбора, изложенного в Торе.
  Таким путем аШем отбирает и выковывает наиболее сильных, которые продолжат Его труды на земле. И тот факт, что Он не вмешивается в конфликт Эсава с Яковом, делает этот естественный отбор наиболее жестким, который даст миру самый совершенный народ, Его народ, народ Израиля, который в конечном итоге преодолеет (в себе) Эсава.
  Жизнь, история в дальнейшем поделит евреев по странам их рассеяния, по народам, среди которых они будут обитать. Эти народы и страны будут формировать в евреях наследственные характеристики и свойства сообразно их окружению, хотя в основе всех евреев лежит геном Патриархов - Авраама, Исаака и Якова.
  Чем трудней, жестче условия обитания евреев, тем тверже талантливей, находчивей еврейский народ, живущий в этих условиях. Так выковываются потомки Якова, способные жить в самых разнообразных и трудных условиях. История показала, самыми трудными оказались условия обитания евреев в Европе. Именно там возникли ашкеназы, символические потомки мудрого Йосифа, любимца Якова, которые победят Эсава, вернут евреев в Эрец Исраэль, возродят великую славу Израиля.
  
  2. וישם את השפחות ואת ילדיהן ראשנה, И поставил первыми служанок и их детей.
  
  Он не хотел принести в жертву Бильгу, Зильпу, и их сыновей; они были первыми в его молитвах, ибо он не был так уверен в них, как в Рахель и Лие (13; 120).
  
  וישם, и положил (мысленно на жертвенник) первыми служанок и их детей. Яков производит отбор, исходя из степени чистоты наследственности его детей.
  Эти колена Израиля в будущем первыми уйдут в изгнание и исчезнут, растворятся без остатка, ибо дух Якова-Израиля в них наиболее слаб.
  
  ואת-לאה וילדיה אחרנים, а за ними - Лию и ее детей.
  
  Лию и ее детей Яков положил (на жертвенник) следующими.
  Мы знаем из истории, что потомки Лии, Иуда и Леви оказались наиболее прочными и стойкими из всех сынов Якова. Именно они явились основой продолжения наследия Якова-Израиля в истории, стали основой дальнейшего рассечения евреев на части, распространившиеся странам и континентам.
  
  ואת רחל ואת יוסף אחרנים - А последними - Рахель и Йосифа.
  
  Самые дорогие и любимые поставлены подальше (1; 4). Яков надеялся, что Эсав утолит жажду резней тех, кто впереди, и пожалеет тех, кто сзади (7). *)
  
  *) История показала, что этим последним досталось больше остальных, ибо именно они пережили все изгнания истории и сохранились, ценой страшных потерь последнего тысячелетия.
  
  3. והוא עבר לפניהם - И Он обошел (и встал) перед ними. *)
  
  Говоря: "Пусть вначале атакует меня!" (1). Пример отеческой любви к своим детям - если бы Эсав напал, то Яков принял атаку на себя и спас детей (7). **)
  
  *) "И он прошел вперед". Духовно Яков, иври встал впереди всех: окрылил и вдохновил их.
  **) А как могло быть иначе?!
  Увы, иначе тоже бывало.
  Вспомним, что Авраам в Египте и у филистимлян поставил впереди себя Сару, заслонился ею, спрятался за нее. А Сара возвысилась перед Авраамом, прикрыв его собой.
  
  וישתחו ארצה שבע פעמים - И поклонился до земли 7 раз. *)
  
  Праведник 7 раз падает, но вновь поднимается (7). Эсав - старший брат, ему отдают "сыновий долг" (2; ком. к 457 - 3:2). **) Когда Мордехай отказался склониться перед Аманом (457 - 3:2), ему напомнили, что Яков простерся перед Эсавом. "Да, - ответил Мордехай. - Но Беньямин еще не родился и не склонился, а я из колена Биньямина (2:5). Мой предок не склонился, и я не склонюсь" (456 - 3; 78 - 14). Саул, потомок Биньямина, (49:10) первый царь Израиля, был обязан разрушить Амалека, потомка Эсава. Иуда простерся тогда перед Эсавом. Только Биньямин из всех колен не стал свидетелем этого, и только его потомок мог уничтожить семя Эсава. (347 - 33:12): Иерусалимский Храм был на территории Биньямина.
  
  *) Поклоны Якова Эсаву это проявление обычной формальной вежливости при встрече незнакомых людей или родственников. В них нет раболепия.
  Вопрос к Мордехаю: он что не кланялся персидскому царю?
  Если он кланялся царю, то дело не в том, к какому колену принадлежал Мордехай, а в том, до какой степени Мордехай мог явить свое высокомерие. Ведь именно его колено, колено Биньямина, не уничтожило Амалека, потомку которого, он, гордый Мордехай, не хочет теперь поклониться. В чем же гордость Мордехая? В том, что его предки опозорились, не выполнив задачу, возложенную на них? Кроме того, персидский царь, которому Мордехай кланялся охотно, был таким же потомком Эсава, как все остальные народы мира. Так, что Мордехай лишь пытается скрыть свое высокомерие и зазнайство.
  **) А как понимать благословение Исаака:
  ...הוה גביר לאחיך וישתחוו לך בני אמך...
  ... будешь властелином твоему брату и поклонятся (падут) перед тобой сыны твоей матери... ? Значит со временем поклонятся?!
  Эсав - (עשו = 376 = נחש חי = 376) нахаш хай, живой змей подобен удаву, взгляд которого гипнотизирует и парализует кролика Якова, вызывая у него непреодолимый ужас.
  Судя по этиму поведению, Яков в силу своего внутреннего естества не хозяин, не первородный, но раб, готовый подчиниться хозяину - первородному. Ривка навязала Якову первородство помимо его воли, точно так же, как Бог навязал Йоне помимо его воли пророчествовать в Ниневии.
  Яков не желал этого, внутренне не был способен к этому, сопротивлялся всеми силами, и сейчас продолжает свое сопротивление. Все его поведение - результат неприятия Яковом позиции первородства. аШем наказал его и потомство тысячелетиями изгнания и рабства среди народов Эсава за это внутреннее сопротивление и неприятие первородства.
  Йосиф это истинный блестящий пример первородства. Йосиф берет на себя ответственность за судьбы народа Египта, всех народов того времени, за судьбу Якова и его потомства.
  Лишь с рождением ашкеназов, потомков Йосифа, как гениально предсказали мудрецы Торы, Яков, наконец-то, станет истинно первородным, истинным хозяином земли и духовным победителем Эсава.
  
  Что значит это изгнание?
  Мы помним как в (13:14-17) аШем сказал Аврааму:
  ... שא-נא עיניך וראה מן-המקום אשר-אתה שם צפנה ונגבה וקדמה וימה: כי את-כל-הארץ אשר-אתה ראה לך אתננה ולזרעך עד-עולם: ושמתי את-זרעך כעפר הארץ אשר אם-איש למנות את-עפר הארץ גם-זרעך ימנה: קום התהלך בארץ לארכה ולרחבה כי לך אתננה:
  ... подними свой взор и взгляни с того места, где ты находишься, на север, на юг, на восток и на запад. Ибо всю ту землю, что ты видишь, тебе Я отдам и твоему потомству навсегда. И сделаю (умножу) твое потомство, как пыль земли, которую если бы человек смог сосчитать пыль земли, он бы и твое потомство сосчитал.
  Встань! Пройдись по земле вдоль и поперек! Ибо тебе ее Я отдам!
  И теперь, с появлением потомства Якова, аШем начинает осуществлять это обещание. Это будущее изгнание потомков Якова есть осуществление наказа аШема: Встань! Пройдись по земле вдоль и поперек! Ибо она твоя!
  Так аШем постепенно вырабатывает в евреях свойство первородства - чувство хозяина, чувство властелина.
  Якову, его потомкам предстоит стать наместниками Бога на земле, властителями жизни. В этом подлинная борьба Израиля с Эсавом, ангелом зла?
  Нет это борьба не с Эсавом.
  Это борьба Израиля с Господом Богом. Вот почему ангел Эсава сказал, что Яков боролся с людьми и Богом. Эта борьба продолжается, и конец ее пока не виден. Именно в этом суть истинной хромоты Якова тогда и поныне.
  Выше сказано, что страх (פחד, страх, יראה, страх, боязнь) Якова (Израиля - ישראל) был его наиболее характерной чертой, его Богом (פחד, Бог), его сутью и проявился в поражении бедра (פחד, бедро).
  В приведенной выше цитате из главы 13, из наказа аШема Аврааму, имеется масса слов повторяющихся в данной главе.
  Сравним стих (13:14): שא-נא עיניך וראה... צפנה ונגבה וקדמה וימה, подними свои глаза и взгляни ... на север, и на юг, и на восток и на запад со стихом (33:1): וירא והנה עשו בא ועמו ארבע מאות איש וישא יעקב עיניו, и поднял Яков глаза и увидел, испугался Эсава и с ним 400 человек. А ведь Эсав и его 400 народов это представители всей земли на север и юг, на восток и на запад.
  Еще пример совпадения выражений:
  (13:16): ושמתי את-זרעך כעפר הארץ, ибо умножу (поставлю) твое потомство как пыль земли.
  (33:2): וישם את השפחות ואת ילדיהן, и расположил (поставил) свое потомство ... которое, как пыль земли, готово отправиться с Эсавом в любое изгнание на север, на юг, на восток и на запад.
  
  (8): Число 7 имеет огромный каббалистический смысл. *) (60): "Яков будет падать ниц перед Эсавом до тех пор, пока מדת הדין, Мейдат аДин, Свойство Строгого Суда Бога не уступит место Его מדת הרחמים, Медат аРахамим, Свойству Милосердия. (*) (70): Божественное Присутствие сопровождало Якова и охраняло его. И Яков кланялся до земли не Эсаву, но Святому и Благословенному, Который прошел перед ним. Эсав думал, что Яков кланяется ему, и ответил тепло.
  
  עד-גשתו עד-אחיו - До его приближения к брату.
  
  *) Слово שבע, шева, семь, насыщаться, клятва может быть представлено, как два слова ש + בעה, в значении: что + раскрывает, обнаруживает, предсказывает (скрытый смысл).
  Слово פעמים, паамим, разы, раз также означает вдохновлять, возбуждать. Отсюда слово פעמון, колокол, набат, который возбуждает и поднимает народ.
   שבע פעמים וישתחו ארצה - и распростерся до земли, вдохновленный предсказанным, открытым (ему): Божественным Присутствием.
  (*) Не означает ли это утверждение Рава Ханина Пази (60), что Яков, евреи тысячелетиями находятся в угнетенном состоянии по решению מדת הדין, Мейдат аДин, Свойства Строгого Суда Бога. Чем они так согрешили? И что сможет склонить Бога к מדת הרחמים, Медат аРахамим, Свойству Милосердия в отношении евреев? Что евреи должны сделать, чтобы Он их помиловал?
  
  4. וירץ עשו לקראתו ויחבקהו - И побежал Эсав к нему навстречу и обнял его. *)
  
  Эсав смягчился от многочисленных унижений Якова (1; 6). Гнев Эсава ослабел, когда его ангел уступил Якову. Все в мире зависит от Высшей Сферы. Их примирение в Небесной Сфере примирило их внизу (70).
  
  Но Эсав до сих пор не признал это. Тора написала, что они примирятся, но пока они все еще враждуют.
  Народы мира (Эсав) когда-нибудь поймут и примут духовную роль потомков Израиля, хранящие высшие духовные идеалы даже в самых трудных, критических материальных и духовных обстоятельствах. Это произойдет лишь в условиях самых тяжких глобальных испытаний, которые поставят человечество на грань полного исчезновения. И если в таких условиях потомки Израиля в очередной раз придут на помощь всему человечеству и жертвуя собой (да, опять жертвуя, как все прошлые тысячелетия) спасут человечество от неминуемой гибели, то лишь тогда изменится пагубное антиеврейское сознание человечества, примирятся, наконец, потомки Эсава и Якова, и человечество примет первородство Израиля.
  *) Этот жест Эсава лучше тысячи слов говорит о его будущем отношении к Якову, о его будущей искренности и любви к Якову.
  Но выше в главе 32 мудрецы сравнивали слово חבק, обнимать со словом אבק, пыль, как результат борьбы, намекая на то, что эти объятия есть борьба Эсава с Яковом. То есть Эсав бросился навстречу Якову, и они обнялись в схватке между собой, а затем расплакались от бессилия одолеть противника.
  
  ויפל על-צוארו וישקהו - И упал ему на шею и поцеловал его. *)
  
  В слове וישקהו, и он поцеловал его над каждой буквой стоят точки. (6): это намек. (8): Эсав целовал не чистосердечно. (455): Эсав ненавидит Якова, но целует искренне. (1; 6): Р. Янай сказал Р. Шимону: Если поцелуй Эсава был искренним, почему это слово все в точках? Эсав хотел укусить Якова! Но шея Якова стала твердой, как мрамор, и Эсав сломал зубы. И они заплакали - Яков плакал из-за боли в твердой шее, а Эсав - из-за зубов. (42): точки намекают на желание Эсава: וישכהו, и он укусил его! (70): поцелуи врага обманчивы. (455; 1): точки от необычной искренности поцелуев Эсава. (4): Эсав был искреннен, как Йосиф и его братья (45:15). (53): Эсав был тронут подарками Якова, его преклонением, он бросился на шею Якову и обнял его, как брата после долгой разлуки.
  
  *) Слово וישקהו, и поцеловал его еще значит и оросил, полил его (слезами) -שקה , или оросил его (слезами) - שוק. В подтверждение Тора пишет: ויבכו, и заплакали:
  
  ויבכו - И заплакали. (*) Оба заплакали. Яков чувствовал любовь к Эсаву (138). Таковы будущие отношения потомков Якова и Эсава. Когда потомки Эсава признают духовное влияние Израиля, им отвечают любовью и братством. (31; 138) Яков рыдал, ибо много претерпел от руки брата, но готов забыть прошлое, ответить на любой жест дружбы. *) (*)
  
  (*) Они заплакали от бессилия одолеть друг друга.
  *) Какие страдания терпел Яков от рук Эсава?
  Ведь это Яков обманул Исаака, украл благословение первородства. Яков сам бежал от Эсава, опасаясь мести, и заплатил 20-ю годами ссылки. Эсав не принуждал Якова обмануть и бежать. Эсав не заставлял Якова тяжело работать на чужбине 20 лет. Яков бежал и обрек себя на ссылку из страха перед Эсавом по наущению Ривки. Какие страдания причинил Эсав Якову? Не воруй и не беги от страха! Вот и все. А раз украл и испугался, кто виноват? А кто действительно виновен в воровстве, совершенном Яковом?
  И вновь мудрецы абсолютно правы. Ведь Тора написана не о прошлом Якова, но о будущем его потомков. А в том будущем, которое для нас сегодня уже позади, Эсав на протяжении 4000 лет нещадно подавлял и притеснял Якова, который тысячелетиями работал на Эсава, терпел 2000 лет изгнаний и страданий.
  
  Эсав переполнен простыми человеческими чувствами. Поцелуи могли быть притворными, но не слезы. Человек не может плакать, если он искренне не тронут, ибо слезы текут из-за самых глубоких чувств. *) Поцелуи и слезы Эсава доказывали, что он потомок Авраама (16). (70): Яков плакал от страха, что ему не убежать от брата. Эсав плакал, ибо отец был жив, и он не мог навредить Якову. (*)
  
  О, мудрый р. Гирш (16)! О великий Зогар (70)! Так зачем Яков вообще бежал от Эсава? Жил бы себе припеваючи рядом с отцом и матерью и спокойно ждал смерти отца и лишь потом сбежал от Эсава.
  *) А ведь актеры плачут в каждом спектакле.
  (*) По мнению Зогар (70) Эсав сожалел, что его отец все еще жив.
  
  Яков рыдал, вспоминая дом отца (40).
  
  Куда, надо полагать, Яков тут же немедленно и отправился!
  
  5. הילדים אשר-חנן אלהים את-עבדך מי-אלה לך וישא את עיניו וירא את הנשים ואת הילדים, И поднял глаза и увидел женщин и детей. (*) Кто эти с тобой? Дети, которыми Бог одарил твоего раба. *)
  
  Эсав спросил и о женщинах, но Яков ответил только о детях (2). Эсав интересовался женщинами, ибо хотел взять их в жены (138). **)
  
  (*) Эта фраза в точности повторяет стих (33:1), который мы трактовали: и поднял (Яков) свои глаза и испугался... Здесь Тора намекает, что в подтексте смысл этой фразы остается: и поднял (Эсав) свои глаза и (внутренне) испугался...
  Чего внутренне, неосознанно испугался Эсав? (Тора показала нам, что и Эсаву присуще чувство страха) Он испугался потомков Якова, его детей, которые несут в себе гибель Эсава. А Яков интуитивно почувствовал спрятанный глубоко в подсознании Эсава страх и смиренно отвечает именно на него: Дети, которыми Бог одарил твоего раба.
  *) Здесь и в других местах выражения אדני, мой господин и עבדך, твой раб обычная форма вежливого обращения: человека уважительно величают мой господин, и при этом обращающийся становится твой раб.
  **) Неужели же Эсаву было так мало женщин вокруг него в Ханаане и в Эдоме, что он заинтересовался женами Якова?
  А где Дина? Почему Эсав не хочет взять в жены Дину? Кто ее прячет и где? Кого за это вскоре накажут?
  
  6. ותגשן השפחות הנה וילדיהן ותשתחוין - И вот приблизились служанки и их дети, и поклонились.
  
  Хотя служанки вышли вперед с детьми, глагол поклонились в женского роде - только матери поклонились. По-видимому, дети не кланялись: сыновьям Якова не пристало кланяться (138). А ведь только что сам Яков кланялся 7 раз! А ранее говорилось, что кланялись все дети кроме нерожденного Биньямина.
  
  Поклоны Якова, его жен и детей это проявление обычной вежливости и воспитанности при встрече уважаемых людей даже незнакомых, не говоря уже о встрече близких родственников. И если дети служанок не кланялись, это говорит об их дурном воспитании.
  Здесь глагол в женском роде, ибо речь идет о двух женщинах, и глаголы предложения согласованы: они ותגשן, приблизились и ותשתחוין, поклонились.
  В этом описании бытовой сцены приветствия Эсава членами семьи Якова, дана последовательность ухода евреев в изгнание. Первыми уйдут потомки наложниц Якова.
  
  7. ותגש גם-לאה וילדיה וישתחוו - И приблизилась также Лия и ее дети и поклонились.
  
  Тут глагол поклонились - в мужском роде множественном числе: дети поклонились вслед матери (138).
  
  Следующими в изгнание уйдут потомки Лии. И только потом, последними будут потомки Рахель.
  Но как же так? Ведь мы знаем, что потомки Лии, колено Иуды, часть колена Леви и колена Биньмина продержались еще около 800 лет прежде, чем окончательно исчезло царство Иудея и евреи Эрец Исраэль ушли в окончательное изгнание? Как понимать намеки Торы с поклонами Эсаву?
  Видимо, это описание символизирует не уход в изгнание, но пребывание в изгнании. Йосиф был последним, кто поклонился Эсаву и Йосиф будет первым, кто прекратит свое изгнание, и выведет своих братьев из изгнания в Эрец Исраэль.
  
  ואחר נגש יוסף ורחל וישתחוו - А затем приблизились Йосеф и Рахель и поклонились.
  
  В других группах матери были впереди детей; но здесь Йосеф вышел перед матерью, ибо она была прекрасной, и он хотел защитить ее от взгляда Эсава. *) Почему Яков не скрыл Рахель от Эсава, как Дину (32:22)? Возможно, Яков был убежден, что внук Авраама не будет насиловать замужнюю женщину. А Йосеф был более осторожен (138; 18).
  
  Богатая фантазия. Йосифу в это время было около 6 лет. Как мог ребенок 6 лет закрыть собой мать?
  Но где была Дина в этой сцене? Где ее прятали? Кто ее прятал? Ее не мог прятать у себя на груди Яков, ибо ему пришлось падать ниц 7 раз. Возможно, Дина была на спине у Лии?
  *) Теперь становится понятным, почему Авраам выставил Сару впереди себя: он понял, что она прекрасна и может соблазнить Фараона и Авимелеха. Именно на это он рассчитывал.
  
  (7): Йосиф был еще ребенком, и Рахель несла его в руках перед собой. Вот почему он упоминается первым. Йосифу было 6 лет. У других жен было несколько детей, а Йосиф был у Рахель единственным.
  
  Не понятно, как Рахель кланялась Эсаву, держа в руках шестилетнего Йосифа?
  
  8. ויאמר מי לך כל-המחנה הזה אשר פגשתי - И сказал: Для чего, для кого весь тот лагерь, что я встретил? *)
  
  (1): Зачем эти подарки, которые ты послал? Зачем ты послал мне весь этот лагерь? (2; 53): Кому этот богатый дар?
  
  *) Отсюда следует, что теплое отношение Эсава к Якову (будет) вызвано не подарками, а братскими чувствами Эсава к Якову после долгой (тысячелетней) разлуки!
  
  ויאמר למצא-חן בעיני אדני - И сказал: Найти милость в глазах моего господина.
  
  Помириться с тобой (1). (53): Это подарок тебе. (17): Заслужить твою милость.
  
  9. ויאמר עשו יש לי רב - И сказал Эсав: У меня есть много. *)
  
  Мне не нужны подарки (7). Твои подарки щедры, но не нужны.
  
  *) Еще бы! Ведь у Эсава все наследие Исаака, причитающееся Якову.
  
  אחי יהי לך אשר לך - Брат мой, пусть у тебя будет все, что твое.
  
  Мы братья, мне не нужны твои подарки (17) Так Эсав согласился с благословением Якова (1).
  
  В этих словах Эсава косвенное признание благословения Якова.
  
  10. ולקחת מנחתי מידי אם-נא מצאתי חן בעיניך ויאמר יעקב אל-נא - Нет, прошу тебя! Если я нашел милость в твоих глазах, прими мой дар из моих рук.
  
  Прошу, не говори так (1). Яков имел в виду подарок, а не признание Эсавом благословения Исаака (175). *) Яков умоляет принять подарок как свидетельство дружбы (53). **)
  
  *) До Якова это признание Эсава еще не дошло.
  **) Тогда прими мою жертву (מנחתי), как мое признание и мою благодарность (מידי).
  
  כי על-כן ראיתי פניך כראת פני אלהים - Ибо, я увидел твое лицо, как увидел лицо Элоким. *)
  
  Если я нашел милость в глазах твоих, то прими мой дар, твое лицо для меня, как лицо твоего ангела хранителя, которого я видел. Упомянув ангела, он хочет внушить Эсаву страх, ибо Яков одолел ангела, и Эсав не победит его (1;6).
  
  *) Ибо тогда (על-כן) в твоем лице я увижу видение (כראת) лика Элоким.
  Здесь Яков льстит Эсаву, сравнивая его с Самим Богом?
  Нет, это продолжение предыдущей фразы о жертвоприношении в знак признания и благодарности מנחתי. Поэтому он сравнивает лик Эсава с видением лика Элоким - конечной цели жертвоприношения.
  Это также продолжение слов Якова в (32:20):
   ... ואחרי-כן אראה פניו אולי ישא פני
  ... а затем увижу его лицо, возможно он поднимет свое лицо; или: ... а затем увижу его суть, его судьбу, если он откроет ее мне.
  Яков весьма искреннен и мудр. Он предвидит, что его судьба отражена в лице Эсава. Здесь он констатирует будущее. А это значит, что судьбы Якова и Эсава неразрывно связаны друг с другом. Кстати, в обыденной жизни зачастую именно так и бывает среди близнецов.
  
  (17; 6): Прими его, как дар уважаемому человеку. Прими мой дар, ибо я увидел твое лицо и из уважения к лику Бога (157 - 23:15; 24): Никто не должен являться перед Моим лицом с пустыми руками. (69; 221): сравнение лика Эсава с ликом Божественного создания - доказательство, что человек может льстить грешнику в Этом Мире.
  
  Эта лесть Якова Эсаву есть его предвидение, прогноз и понимание Яковом, что их судьбы тесно переплетены, как ни стремится Яков к уединению.
  
  ותרצני - И я найду твое благоволение.
  
   ותרצני, если ты согласен простить мой проступок (1). (1): רצה от слова רצון умиротворение. ותרצני, ты умиротворен, примирен со мной.
  
  ותרצני, и к взаимному (твоему, моему) удовлетворению. Ибо: רצני, мое удовлетворение; תרצני, ты будешь доволен мной.
  
  (2): Скорее, רצה это желание и удовольствие. Соответственно, Яков: И ты покажешь твое расположение ко мне, приняв мой подарок, как Бог показывает Свое расположение к тем, кто боится Его (רוצה ה' את יראיו), и принимает их (жертво-) приношения (384 - 147:11).
  
  По Рамбан (2), Яков уже открыто сравнивает Эсава с Богом: свой страх перед Эсавом он сравнивает со своим страхом перед Богом, а, приношения Эсаву - с приношениями Богу.
  Удивительно, что Яков был спокоен, когда встретился с Лаваном. Он был совершенно спокоен ночью, в борьбе с Ангелом Эсава в образе незнакомого человека. Он боролся с ним и победил без капли страха и даже шутил (ты что, вор?). А здесь Яков проявляет страх перед живым человеком, перед родным братом. И эта встреча происходит уже после схватки с ангелом, побежденным Яковом. В чем загадка? Что Тора хочет сказать?
  Теория теорией, а жизнь жизнью. Не смотря на духовную мощь Якова, он все еще слаб и нерешителен в реальной жизни.
  
  11. קח-נא את-ברכתי - Возьми, прошу, мой подарок (благословение).
  
  ברכתי (мое благословение) мой подарок. (1): подарок, приветствие при встрече. (47:7): И Яков "благословил" Фараона: приветствовал, пожелал ему добра. В иврите подарок - благословение: человек посылает из того, чем Бог благословил его (398 - 15:14).
  
  ... возьми прошу ברכתי, мое благословение - Яков предлагает поделиться с Эсавом своим благословением, полученным из уст Исаака.
  
  אשר הבאתי לך כי-חנני אלהים וכי יש-לי-כל - Который я принес тебе, ибо одарил меня Элоким, и есть у меня все. *)
  
  Я много потрудился, чтобы добыть это и доставить тебе (28). (24:1 и 27:33): слово כל , все - одно из Свойств Бога. (286 - 16б-17а): для каждого ПатриархаТора использует слово כל, все, подразумевая совершенство, полное благословение. С Авраамом 24:1: аШем благословил Авраама בכל, во всем или всем; с Исааком 27:33: Я разделил מכל от всего; и с Яковом, данная фраза. Каббала: их жизнь дала им возможность вкусить Мир Грядущего. Злые Наклонности не управляют ими, Ангел Смерти не управляет ими, и их тела не тронет смерть. У меня есть все; я имею все, что мне необходимо. Яков говорил скромно - все, это все его нужды. Я дал тебе необычный подарок, но я благословен Богом: я богат (208 - 10:22; 83; 28).
  
  Эти слова Якова являются прямым вызовом Эсаву, напоминая и подчеркивая, что все благословения Исаака исполнились. Это значит, что Яков уже не боится поставить "точки над i" - дает понять Эсаву, что он, Яков первородный.
  *) Гематрия слова כל, все, изобилие такая же как слова לך, иди. И когда аШем сказал Аврааму (12:1): לך-לך, иди к себе, Он тем самым благословил Авраама полным изобилием.
  
  ויפצר-בו ויקח - И (Яков) настаивал, и он (Эсав) принял.
  
  Эсав отказывался из вежливости: он хотел этот подарок (6;7).
  
  12. ואלכה לנגדך ויאמר נסעה ונלכה - И сказал: "Поехали, двинемся (в путь)". И я иду вместе с тобой. *)
  
  В 13 слова мой господин это ответ Якова (28). Слова הלך и נסע, поехать и отправиться говорят о начале путешествия. Они должны подняться и отправиться в путь (24). Я пойду, как необходимо для скота и семьи. לנגדך вместе с тобой *) (1).
  
  *) Я пойду рядом с тобой.
  Куда и зачем Эсав приглашает Якова идти? - В будущее.
  Эсав готов (после битвы Якова с ангелом) идти вместе с Яковом, дать ему достойное место. Эсав этим предложением показал всю свою беспечность точно так же, как он показал ее продав Якову свое первородство за чечевичную похлебку. Именно из-за беспечности, безответственности Эсава Ривка решила передать первородство ответственному и серьезному Якову. Но Яков еще не готов к совместному с Эсавом бытию (и это также свидетельство высочайшей ответственности Якова):
  
  13. ויאמר אליו אדני ידע כי הילדים רכים - И сказал ему: Мой господин знает, что это малые (хрупкие) дети. *)
  
  Старшему, Реувену, чуть более 12 лет (4). (178 - (29:32)): все дети родились во второй семилетке. Реувен, старший, рожден на 8-ой год службы Якова. Йосифу около 6 лет - им трудно переносить суровое путешествие.
  
  *) Дети Якова - его потомство. Оно еще не готово принять на себя миссию Якова среди 400 народов Эсава.
  Лишь после разрушения Северного царства, Израиля, и спустя еще 300 лет, когда будет разрушено Иудейское царство и Первый Храм, только тогда потомство Якова начинает идти в народы Эсава для их совместного исторического похода. Но окончательно потомки Якова уйдут к потомкам Эсава лишь после разрушения Второго Храма, 2000 лет назад.
  
  והצאן והבקר עלות עלי - И мелкий и крупный скот на мне. *)
  
  (1): עלות, сосущие, кормящиеся грудью, молодняк движется медленно. я отвечаю за них. (154 - 65:20): עול ימים, грудной возраст; (370 - 6:7): פרות עלות, дойные коровы. Это (7 к 49:15) молодняк, который зависит от матерей. עלות עלי: и мелкий и крупный скот на мне - сосет из меня.
  
  И подъем (алия) всего народа Израиля (והצאן והבקר) до моего уровня на мне, зависит от меня. Яков совершенно откровенен с Эсавом. Его потомство, молодняк все еще не готов к выполнению его миссии. Его нужно долго готовить - поднимать до требуемого уровня - עלות עלי. С ним много хлопот (על, ярмо, бремя, заботы):
  
  ודפקום יום אחד - И с ними хлопоты весь день.
  
  Утомительно за ними бегать (1). Мы должны их усердно гнать, чтобы двигаться твоим темпом и не отстать (17). (1): ודפקום, подгонять. Подхлестывать животных, чтобы бежали быстрее.
  
  Его нужно постоянно подгонять. Яков признает, что его потомство развивается медленнее, чем требуется для Эсава.
  
  ומתו כל-הצאן - И весь скот падет.
  
  От усталости (1). Забота Якова его хрупкие дети, но из деликатности он говорит о скоте. "Завет делается губами" (241 - 18а). Он не говорит: "И тогда они умрут". Но дети включены этим намеком. Яков упомянул лишь צאן, мелкий скот, ибо они сосут молоко. (138): дети не упомянуты, ибо путешествуют на верблюдах, не как овцы.
  
  כל-הצאן, все поголовье - потомки Якова. Они все еще малы нежны и не могут угнаться за потомками Эсава. Недаром Эсав назван עשו, сделан, закончен, совершеннен, сформирован. Это по контрасту с Яковом, потомкам которого предстоит долго идти по пятам (עקב, акев) Эсава.
  Из жизненного опыта мы знаем, что человек быстрее развивается физически, чем духовно. Поэтому существует проблема подростков- тинейджеров. Молодые люди уже выросли физически, стали почти взрослыми, но духовно они все еще на уровне детей. Их сознание детское, их душа детская и все решения они принимают, как дети. Отсюда все подростковые проблемы. Физически ребенок уже взрослый человек, а вот морально, духовно он все еще ребенок. Именно с этой проблемой в стане Якова мы столкнемся уже в следующей главе. Это приведет к катастрофе Шхема. Тора специально дает ее, чтобы подчеркнуть суть проблемы, на которую Яков намекает здесь Эсаву.
  Вот так и с человечеством. Оно как человек взрослеет физически и духовно постепенно, проходя стадии, сравнимые младенчеством, детством, юностью, подросковостью, взрослого человечества, умудренного человечества.
  Яков здесь также деликатен с Эсавом, как и в вопросе о своих детях и о скоте. Он не говорит Эсаву, что ты и твои потомки еще не зрелы, еще дети или подростки. Он указывает на своих потомков: это они еще не зрелы для исполнения своих задач, как души человечества. Хотя на самом деле именно человечество, потомки Эсава, 400 его спутников, еще не готовы принять в себя потомков Якова - их души, их совесть. 4000 лет истории хорошо иллюстрируют эту незрелость человечества к приему потомков Якова - своей собственной души.
  
  14. יעבר-נא אדני לפני עבדו - Прошу, мой господин, пойди впереди твоего слуги.
  
  (1): Не задерживайся; Эсав должен идти своим темпом, не ожидая Якова.
  
  А ведь Эсав был готов пойти темпом Якова. Может быть именно здесь заключена ошибка и грех Якова? Эсав уже был готов принять условия Якова, но сам Яков к этому не готов.
  Нет. Это такая же ошибка Якова, как "ошибка" аШема, поместившего незрелого Адама в Рай.
  
  ואני אתנהלה לאטי, А я продолжу медленно.
  
  לאט, медленно, не спеша (154 - 8:6; 370 - 18:5).
  
  לרגל המלאכה אשר לפני ולרגל הילדים, В соответствии с задачей, которая передо мной и в соотвествие с возможностями детьми. *)
  
  (1): לרגל, в соответствие с המלאכה, моей работой; ולרגל ילדים, и в соответствие с темпом детей. (1): в לרגל, ל, в соответствие с רגל, требуемым шагом. מלאכה, погонка - вести их с места на место (28). (4): לרגל, ради מלאכתי, скота: מלאכה человек делает своей энергией и умением.
  
  О чем, по сути, говорит здесь Яков, о какой работе?
  О своем долге перед потомками, перед всем человечеством, перед Небом, о той огромной на тысячелетия работе, которую он, первородный, его потомки должны совершить прежде, чем они в далеком будущем доберутся войдут в ворота Эсава. Здесь Тора показывает, что темп развития потомков Якова иной, чем потомков Эсава. Он значительно медленней לאטי в соотвествие с возложенной на него задачей: לרגל המלאכה אשר לפני, в соотвествие с моим долгом.
  
  עד אשר אבא אל-אדני שעירה - Пока я прийду к моему господину в Сеир. *)
  
  Яков шел в Сукот а не в Сеир. Он сказал Сеир: "Чтобы Эсав ждал, пока я приду, а я сделаю объезд"; и он не пошел, но не солгал (453 - 2:1). Это намек на будущее, на дни Машиаха, когда (331 -1:21): И спасители (Судьи Израиля) прийдут на Гору Сион судить гору Эсава (Гору Сеир). (86; 1): Эсав: "Давай начнем путешествие и отправимся - разделим между нами Этот Мир и Будущий". Яков: "Дети хрупки - в исполнении мицвот. Их благополучие в Этом Мире это трудности в будущем, в день Суда. Тогда все стада - Израиль - умрут, и не смогут встать перед судом в Гегеноме". Пусть мой господин идет впереди своего раба: пусть он первым получит долю в Этом Мире, а я пойду своим медленным темпом, останусь позади, изгнанный и угнетенный. Я не начну войну; я вынесу ярмо рабства. Это смысл слов последую темпом моего скота: Столько, сколько продлится мое изгнание, пока приду в Сеир (331 - 1:21; 6; 21). (74;78): слова Якова исполнились, когда его потомки по пути в Эрец Исраэль, прошли через уничтоженные останки Амалека на Горе Сеир (358 - 4:42-3). Сеир был по пути Якову, если бы он отправился домой. Эсав хотел проводить Якова домой, но Яков отказался.
  
  *) שעיר, буря, ворота, арка, городская площадь. Нет Яков здесь не лжет Эсаву. Он действительно в конечном итоге придет в Сеир, в будущий мир Эсава. Но придет он туда, обойдя весь земной шар, пройдя все испытания на земле среди всех народов Эсава. Придет вполне готовым стать живой душой Эсава и его потомков.
   אל-אדני שעירה עד אשר אבא, пока я прийду к буре, к городской площади, к арке моего господина.
  Приход Якова к Эсаву станет бурей посреди его владений, на площадях и триумфальных арках.
  Но это будет еще не скоро: пока его стада и младенцы созреют до уровня Эсава. Своим ответом Яков показал, что ни он сам, ни его дети еще не созрели для духовного соревнования, сравнения с Эсавом и потомством. Они еще не могут стоять с ним рядом, противостоять ему.
  Здесь прекрасно отражена неразделимость этих близнецов.
  Кто из них еще не созрел? Потомки Якова или потомки Эсава? Оба еще не зрелы! Все человечество еще не зрело!
  Потомки Эсава еще не готовы принять в себя потомков Якова, а потомки Якова еще не достаточно зрелы, чтобы стать сердцем и душой потомков Эсава. Нужны тысячелетия для их созревания.
  
  15. אמצא-חן בעיני אדני ויאמר למה זה אציגו-נא עמך מן-העם אשר אתי - Представлю тебя, прошу, народу, который со мной. И сказал: "Зачем это?" Позволь мне иметь милость в глазах моего господина.
  
  Эсав хотел оставить часть своих людей с Яковом (138). Зачем мне такая честь? (1). Яков не хотел ни Эсава, ни его компании, ни Сеира (2). (6): Р. Йегуда аНаси, отправляясь в Рим (римляне - потомки Эсава), всегда перечитывал этот эпизод и не позволял римлянам сопровождать его. (2): Эта глава намек на будущее изгнание и жизнь под властью эдомитов. В ином варианте эти выражения - вежливый ответ: За что мне такая честь? Чем обязан я такой доброте? (7). Эсав понял - Яков не хочет сближаться с ним. Судьба Якова быть в одиночестве и безопасности, как в 46:4 и в (398 - 33:8). Он больше не говорит с Яковом (138).
  
  Эсав (ООН) хочет объединить потомков Якова с кем-то из народов (с палестинцами), создать двунациональное государство. Яков-Израиль отказывается.
  
  16. וישב ביום ההוא עשו לדרכו שעירה - И вернулся в тот день Эсав своим путем в Сеир.
  
  Эсав вернулся один; 400 человек оставили его. За это Давид вознаградил их потомков, когда (370 - 30:17) он вырезал всех амелекитян, оставив в живых 400 юношей. Эсав понял, что Яков не хочет сближения, обиделся на него, и они расстались сухо, без поцелуев, как с Лаваном (32:1). (13; 111): Эсав в тот же день вернулся в Сеир. Яков быстро избавился от него. (452): их встреча длилась один день. (16): לדרכו, в свой путь - Эсав вернулся к своему образу жизни. Больше они не встречались. Их пути разошлись. Братская близость этой встречи была предзнаменованием отношений двух народов в будущем.
  
  И вернулся Эсав на пути своя. А ведь он хотел последовать за Яковом (начала христианства).
  Вопросы: А зачем вообще нужна была эта встреча, почему Яков шел к Эсаву? Почему Эсав мчался навстречу Якову?
  Очень трудные вопросы.
  Ответ мудрецов - путь Якова к родителям пролегал через владения Эсава - не выдерживает критики. Яков вовсе не шел к родителям, что хорошо видно из дальнейших глав Торы. Яков шел куда угодно, но только не к ним. Так зачем Яков шел к Эсаву? Чего он хотел? Достиг ли Яков своей цели?
  Пшат этой истории: Яков хотел устранить конфликт с Эсавом. Подарки Эсаву, ночное сражение с ангелом и встреча с Эсавом наяву как-будто бы подтвердили успех Якова в этом деле. Он разрешил спор и достиг мира? История показала, что это не так. Конфликт Якова с Эсавом не только не разрешен, но с течением времени лишь обостряется.
  Так в чем действительный смысл этого конфликта и похода Якова к Эсаву?
  Вернемся к стиху (2:7):
   וייצר יהוה אלהים את-האדם עפר מן-האדמה ויפח באפיו נשמת חיים ויהי האדם לנפש
  חיה
  И изготовит Господь Бог человека, пыль земли, и вдует в его ноздри дыхание жизни и будет человек живой душой.
  Господь Бог вначале изготовит тело человека из земной пыли, а лишь потом вдует в него душу живую. Тело человека уже готово. Это עשו, Эсав, сделан, произведен, выращен, изготовлен. Теперь в него необходимо вдуть душу живую. Это Яков. Но Яков, его потомки - душа будущего человека - еще не готова. Она требуют доработки. Именно этим занимается Яков. Да и сам человек, Эсав все еще не готов, не зрел. Ему требуются еще тысячелетия, созревания для принятия души.
  
  17. ולמקנהו עשה סכת ויעקב נסע סכתה ויבן לו בית - И Яков отправился в Суккот и построил себе дом. *) А для скота сделал укрытие (шалаш). **) (*)
  
  Либо дом себе и укрытие для скота, либо огромный дом с крепостными башнями на случай атаки Эсава (2). (**) (1; 121 - 17а; 178 - гл. 2): Яков провел там 18 месяцев: два лета и зиму: Сука - летнее жилье с перекрытием от солнца; дом - для зимы (28). 22 года был Яков вне дома, как и его разлука с Йосифом (1).
  
  Это продолжение стиха 13: ... мой господин знает, что малые дети слабы и хрупки, и мелкий, и крупный скот все это на мне, и хлопоты с ними весь день, чтобы не пали.
  Вот и решил Яков сделать остановку, после того, как гнал их непрерывно вначале из Харана, потом на встречу с Эсавом. Эта передышка была необходима всем, и, в первую очередь, самому Якову, после страшного ожидания встречи с Эсавом и ночной борьбы с ангелом. А его дети, тем временем, возмужают и окрепнут физически и духовно. Яков, его семья заслужили этот отдых в шалаше вдали от всех народов, всех городов и всякой цивилизации перед новой схваткой.
  У них впереди еще более трудные испытания.
  Эти 2 года в суке символ 40 лет скитаний народа Израиля в пустыне после исхода из Египта и получения Торы. А 20 лет работы Якова у Лавана - эквивалент 400 годам египетского рабства.
  Вся последующая жизнь Якова в Ханаане и жизнь его потомков после 40-лет блужданий в пустыне, это сплошная череда подобных схваток в Эрец Исраэль. Так Господь Бог выковывает душу человечества, обжигая ее в горниле конфликтов и битв с народами земли.
  *) סכה, сука, шалаш, куща, смотреть; סכות, Сукот, Праздник Кущей, прогноз, перспектива; סכת, сукат, внимать, прислушиваться. בית, баит, дом, приручать, народ, дочь, подлесок. יבן, явин, понять, созерцать.
   ויעקב נסע סכתה ויבן לו בית, а Яков отправился осмотреться и понять перспективу своего народа, своего дома (Ханаана).
  **) А для своего народа сделал укрытие. Это был период в жизни его детей, когда Яков еще опасался их прямого общения с окружающим населением и хотел, пока они малы, изолировать их от народов Ханаана. Яков устроил им укрытия, закрыл их от палящего солнца земной действительности, дал им краткий покой и отдых перед предстоящими испытаниями. Уже в следующей главе описана первая трагическая встреча, стычка детей Якова, Дины, Леви и Шимона с действительностью Ханаана. Как видим, Яков не смог полностью укрыть (סכה) своих детей от реальной жизни.
  Сукот действительно напоминает 40 лет скитаний по пустыне, когда народ Израиля был там в полном одиночестве оторван от земной реальности и ее конфликтов.
  (*) Гематрия слова סכה, сука равна 85 и близка к гематрии слова אלהים, Элоким, Бог, равной 86. Не значит ли это, что Яков устроил своим детям в Сукот школу, где обучал их Законам Элоким?
  (**) Атака Эсава в данном случае это любое общение с каким-нибудь из соседних народов.
  
  Яков затем был еще 6 месяцев в Бейт Эле. Он не был дома 22 года. (См. 35:7; (1) к 28:9). (32): Яков был в Сукот довольно долго: Тора назвала Шимона и Леви, напавших на жителей Шхема איש, человек (34:25); ребенка называют человеком после 13 лет. Реувену было 12 лет, когда Яков ушел из Харана, Леви было 11 с половиной. Чтобы Леви стал 13 лет, по выходу из Сукота, необходимо было пробыть там 18 месяцев. (451 - 17а; 23): Сукот это город. Из множественной формы слова סכות, убежища - два лета, а дом в единственном числе - одна зима. (138): Яков делал эти убежища для самого себя! ולמקנהו עשה סכת, и для своего скота он сделал убежища: он чувствовал, что скоту нужен долгий отдых. Он установил там резиденцию и построил סכת, убежища для семьи.
  
  על-כן קרא שם-המקום סכות - Поэтому он назвал это место Сукот, убежища.
  
  (52): убежища, а не дом, ибо впервые кто-то беспокоился о защите животных от солнца и холода.
  
  А каким образом Яков раньше оберегал стада от солнца и холода на протяжении 20 лет? А оберегал он их очень успешно. Вон сколько скота развел. Так почему только теперь возникло какое-то новое открытие сукот для защиты скота, небывалый ранее способ заботы о животных?
  Слово מקנהו, это не только его скот, но и его собственность. Не означает ли это, что Яков действительно после встречи с Эсавом, не поверив ему, вновь бежал в пустыню и прятался там в возведенных им сукот так, чтобы Эсав не смог его отыскать? И лишь через 18 месяцев, убедившись, что Эсав о нем забыл и не разыскивает, он оставил Сукот и пришел в Ханаан.
  Есть еще значения слова סכות - слушать, внимать, прислушиваться. Яков ушел в это пустынное затворничество для того, чтобы услышать, ощутить голос Бога, после недавних потрясений с Эсавом и его ангелом. Он хотел понять, что ему делать и как жить дальше, куда идти. Он провел там 18 месяцев, после которых отправился в Эрец Исраэль.
  На смысл слушать, внимать, прислушиваться операции сукот наталкивает совпадение гематрий слов сука, סכה = 85 и אלהים, Элоким = 86. Время, проведенное в Сукот, было наполнено множеством бесед с Богом. Позднее такие беседы будут происходить между аШемом и Моше.
  Но есть в этом странном рассказе о Сукот значительно более глубокий смысл: если в Сукот Яков построил шалаши-суки для прикрытия его потомства, то в течение 40 лет скитаний в пустыне его потомков Сам аШем устроил им прикрытие от зноя, холода и окружающих народов для формирования прочной основы будущего народа. И лишь после этого все потомство Якова, сформированное и цельное, пришло в Ханаан: ויבא יעקב שלם.
  Слово סכה и весь этот стих имеют какой-то скрытый секретный смысл, который Тора тщательно закрыла от читателей.
  По гематрии это слово эквивалентно словам כס , כסה , כסא, престол, трон, покрывать, скрывать. Мы можем лишь догадываться об истинном смысле пребывания Якова и его детей в Сукоте.
  Одна из догадок: во время пребывания в Сукот имело место тайная встреча Якова с Небом, подзарядка, подпитка, восстановление его духовных аккумуляторов, которые изрядно разрядились в событиях с Лаваном и, особенно, с Эсавом. Без этой подзарядки вся последующая жизнь и борьба Якова в Ханаане была бы проиграна.
  Именно такой подзарядкой и восстановлением занимается каждый еврей ежегодно в праздник Сукот в своем шалаше.
  Но кроме того, видимо, именно скрытый смысл сути пребывания Якова в Сукот (эквивалент слова трон, престол - כסא כבוד, Божий Престол) дал основание мудрецам Торы утверждать, что имя Якова-Израиля выгравировано на Божьем Престоле, где он побывал во время Сукот.
  
  18. בבאו מפדן ארם עיר שכם אשר בארץ כנען ויבא יעקב שלם - И пришел Яков цел *) в город Шхем, который в земле Ханаана ***) по прибытию из Паддан Арама.
  
  Яков прибыл невредимым из Паддан Арама - от Лавана и от Эсава (1). שלם, цел, полный, совершенный; неразделенный: он вылечился от хромоты; в полном благополучии. (200): Бог восполнил Якову траты на подарок Эсаву; цельный в своем учении - не забыв ничего с тех пор, как покинул дом Лавана (1 из 160 - 33б). Он прибыл в мире (שלם=שלום; мир) из своего изгнания, и ничего неприятного с ним не случилось (4). **) В Шхеме, он почувствовал себя в безопасности (2). (*) Яков прибыл שלם, в полнейшей гармонии - физической, материальной, моральной и духовной (16).
  
  Вот только когда он вернулся в Ханаан, целиком и полностью восстановленный, цельный после всех потрясений. Ожидание встречи с Эсавом и сама встреча были для Якова большим потрясением. Здесь Тора говорит о том, что исполнилось условие, которое Яков поставил себе и Богу в (28:20-21):
   וידר יעקב נדר לאמר אם-יהיה אלהים עמדי ושמרני בדרך הזה אשר אנכי הולך ונתן-לי לחם לאכל ובגד ללבש: ושבתי בשלום אל-הבית אבי והיה יהוה לי לאלהים:
  И поклялся Яков, взяв обет: если будет Элоким со мной и обережет меня на этом пути, по которому я иду, и даст мне хлеб (пропитание) и одежду (кров), и вернет меня с миром (благополучно) в дом отца моего, тогда будет аШем мне (моим) Элоким (Творцом, Создателем).
  Тора отмечает: условия клятвы Якова теперь выполнены.
  В этой клятве есть удивительные слова: тогда будет аШем мне (моим) Элоким. То есть, в понимании Якова аШем есть Бог, принадлежащий и "опекающий" только Патриархов: Авраама, Исаака и его самого. И хотя Яков идентифицирует аШема с Элоким: Творцом мира, Творцом Авраама и Творцом Исаака, он все еще не считал аШема Элоким Якова - Создателем его самого. Яков клянется, что если поставленные им условия будут выполнены, то аШем, опекающий его, станет для него Элоким, Создателем его самого.
  Так постепенно происходило формирование, осмысление строения мира, его закономерностей, сил, господствующих в мире, восприятие Бога в душе Якова и в душе его потомков, евреев, почерпнувших эти понятия по наследству от Якова.
  
  Шхем - первый город в Ханаане, куда пришел Авраам. Здесь он поставил свой первый жертвенник Богу. И теперь Яков, идя по стопам Авраама, здесь же, возле Шхема ставит свой первый жертвенник Богу.
  **) Яков окончательно успокоился, мир и покой установились в его душе.
  ***) Завершился очередной этап, очередной день Творения שכם (вставать рано утром, опережать): "И был вечер и было утро..." и начался новый день.
  (*) Это чувство безопасности, охватившее Якова, оказалось предательской ловушкой, в которую немедленно попадает Яков и его дети. Сатан не дремлет.
  
  Яков почувствовал себя в безопасности только тогда, когда достиг Шхема. Тора: это был Эрец Исраэль, где Эсав не будет досаждать ему: Исаак поблизости, жители города боятся Исаака и будут защищать его, и достоинства Эрец Исраэль защитят его. По контрасту, во время его пребывания в Сукот Яков продолжал посылать подарки Эсаву в Сеир, чтобы ублажать его (2). Шхем был старым Ханаанским городом. Когда-то тут был Авраам (12:6).
  
  Вот когда исполнились обещания аШем (28:15):
  והנה אנכי עמך ושמרתיך בכל אשר-תלך והשיבתיך אל-האדמה הזאת כי לא אעזבך עד אשר אם-עשיתי את אשר-דברתי לך:
  И вот Я с тобой (с народом твоим) и буду заботиться о тебе везде, куда бы ты не пошел, и верну тебя на эту почву, ибо не оставлю тебя до тех пор, пока не сделаю все, о чем Я говорил тебе.
  Но самое удивительно то, что аШем, так часто являвшийся на страницах Торы до этого момента, после возвращения Якова в Ханаан прерывает свои контакты с ним, исчезает со страниц Торы и вновь даст о себе знать лишь через 400 лет в конце изгнания евреев в Египет в полном соответствие с Его словами: ибо не оставлю тебя до тех пор, пока не сделаю все, о чем Я говорил тебе. Он все сделал и теперь оставил Якова: И остался Яков один.
  
  ויחן את פני העיר - И разбил лагерь на виду у города.
  
  Была пятница перед закатом. Яков разбил лагерь у города, не успевая войти в город. Он соблюдал Шаббат (6;1;450). (2): Он разбил здесь лагерь, желая купить землю и установить свое присутствие в этой земле. Возможно, город был мал для Якова. Он поставил лагерь перед городом, чтобы торговать (7). (6): и послал подарки отцам города.
  
  19. ויקן את חלקת השדה אשר נטה-שם אהלו - И купил часть поля, на котором поставил свой шатер.
  
  Покупка права на землю. Это его первая покупка в Шхеме, первое приобретение его семьи (34:28), почти за 300 лет до прихода Израиля, как в случае Авраама (2). Тот, кто имеет долю в Эрец Исраэль, имеет долю в Мире Грядущем (4). (291): тот, кто пребывает в Эрец Исраэль обязан купить себе долю в этой земле (40). (17): Он купил долю земли и установил на ней алтарь. (384 - 137:4): Как петь славу аШему на чужой земле? Яков возвел алтарь на собственной земле (192).
  
  מיד בני חמור אבי שכם - У детей Хамора отца Шхема. *)
  
  Хамор - отец Шхема (34:2). (4; 2): Хамор назвал город именем сына. Яков купил землю у детей Хамора. Шхем был более уважаем и известен, чем его отец (34:19) (18).
  
  *) Он купил землю у сыновей Хамора - у сыновей земли, у материалистов, которые не ощущали ее духовного значения.
  
  במאה קשיטה - За 100 касита.
  
  Касита (= 1/6 динара = 1/4 шекель) валюта прибрежных городов (65 - 26б). Это драгоценные камни (13), овцы. (291): это покупка - показатель безусловной веры Патриархов. (82; 6): это место захоронения Иосифа.
  
  Непонятно, в чем мудрецы сомневались до этого приобретения?
  
  20. ויצב-שם מזבח - И поставил там алтарь. *)
  
  Он построил алтарь, как клялся 22 года назад (83). Но ошибся, построив алтарь в Шхеме, а не в Бейт Эль. Он думал, жители Шхема придут к нему. Но случилось несчастье с Диной, и он ушел в Бейт Эль (24). ויצב, установил, а не ויבן, возвел или посторил, ибо это был алтарь из одиночного камня (7). (111): "возвести" алтарь из камней с раствором; "установить" алтарь из камней без раствора. (16): ויצב, одиночный камень-колона; многокаменный алтарь - поворотная точка служения Богу. Одиночный камень - признание, что все естественные ресурсы даны Богом. Алтарь из многих камней - человек, по воле Бога, придает форму вселенной. **) Эта форма службы возникла, когда приняли Тору. Философия служения Израиля будет постепенно изменяться. ***)
  
  Как в нашей модели эволюции мировоззрения Якова и его потомков.
  *) מזבח, мизбеах, алтарь от слова זבח, зевах, жертва, жертвоприношение, принести жертву, заклать, зарезать.
  **) Эту концепцию мы отстаиваем, утверждая, что человек становится продолжением руки и воли аШема, Его помощником и партнером на последующем этапе Творения, в канун Седьмого Дня.
  ***) Мы также утверждаем, что понимание Господа Бога у Патриархов, у евреев постепенно изменяется, эволюционирует.
  
  ויקרא-לו אל אלהי ישראל - И провозгласил Его "Бог Элокей Израиля". *)
  
  Здесь впервые Яков называет себя Израиль (по слову ангела Эсава в 32:28). Может быть именно в этом грех Якова: он присвоил себе имя "Израиль" до того, как аШем назвал его этим именем. Присваивая себе без Высшего Разрешения имя "Израиль", Яков невольно пошел на поводу у ангела зла, поддался его соблазну, проявил гордыню, согрешил. Возможно, поэтому Яков немедленно был наказан проишествием с Диной.
  Видимо, Яков так же, как Авраам и Исаак, до конца не понимал, не познал суть Бога. Впрочем, кто знает Его суть?
  *) И назвал его "Сила, Творец Бога Израиля".
  
  (2; 3): и он молится перед Богом, Богом Израиля. И он назвал Его "Бог, Бог Израиля". (17): Он взывал к Богу, как к Богу Израиля, во исполнение своей клятвы в 28:21, используя свое новое имя Израиль. (138; 1): никто не называл алтарь "Бог есть Бог Израиля". Один Яков. ויקרא לו, "и он сам назвал". (1; 6): предметом является Бог, Которого Яков назвал אל, Могущество. Таков смысл этого выражения, как если его читать:
  ויקרא לו אלהי ישראל אל, И Бог Израиля назвал его (Якова) "Эль" (121-18а).
  (6): Бог сказал Якову: Я Властитель тех, что вверху, а ты властитель тех, кто внизу. (2): эти замечания обладают гигантским Каббалистическим значением (важностью) - скрытым намеком на то, что Шехина покоится в Эрец Исраэль; (2): лишь те, кто погружается в Каббаллу (230) это поймут. (2): Яков описывает Бога, как Господина тех в высоте, а себя, как хозяина тех, кто внизу (32). *) Бог назвал Якова "Эль" на земле - ссылка на его новое имя Исра-Эль, ибо он должен быть господином внизу. Праведник действительно доминирует над миром, и может молитвой анулировать решения, принятые Вверху (129).
  (1): Слова Торы принимают множество различных толкований, подобно молоту, дробящему скалу на множество различных кусочков. Я же полагаюсь на простой смысл Писания.
  
  Как это ни удивительно, но все то, о чем написано в данной работе в точности совпадает с приведенными выше словами Раши (1): Слова Торы принимают множество различных толкований, подобно молоту, дробящему скалу на множество различных кусочков.
  Благословен Господь, подаривший нам один из этих крошечных кусочков из бесконечных запасов Своей Бездонной Мудрости.
  *) И тут же немедленно "Хозяин земли" - Яков получает жестокое наказание от "своего подчиненного", от Шхема.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"