Парицкий Александр Соломонович : другие произведения.

Тайна Йосифа и его снов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ТАЙНЫ ЙОСИФА И ЕГО СНОВ
  Александр Парицкий
  
  Знание древнегреческой мифологии считается обязательным культурным базисом современного интеллигентного человека.
  Но совершенно иное отношение мы встречаем среди интеллигенции, когда речь заходит о библейских повествованиях. Многие культурные люди воспринимают Библию как источник церковного мракобесия, показатель духовной темноты и отсталости мышления. Эта стигма глубоко проникла в умы и души нескольких поколений интеллигенции.
  Одна из причин этого - тот факт, что Библия суть основа религиозных институтов и вследствие этого неприемлема для атеистов, среди которых интеллигенция составляет большинство. К сожалению, в наше время атеизм превратился в модную современную религию для многих, и негативное отношение к Библии среди атеистов сродни религиозной нетерпимости средневековья.
  А тем временем рассказы Библии заслуживают не меньшего внимания, чем древнегреческие мифы. Они не менее поучительны, наполнены глубочайшим, порой весьма таинственным, смыслом.
  Данная статья посвящена некоторым тайнам Йосифа - одного из главных героев Торы.
  Мы попытаемся показать насколько загадочным был и остается поныне Йосиф и его сны, описанные в главе 37 первой книги Пятикнижия Моисеево (Тора).
  
  Анализу Пятикнижия Моисеева пророки и мудрецы Библии и Торы на протяжении трех тысячелетий посвятили множество своих комментариев и размышлений. Достаточно сказать, что эти комментарии составляют такие титанические собрания сочинений как Мишна, Гемара, Талмуд, тысячи других книг и собраний сочинений титанов еврейской и христианской мысли.
  Мы приведем важнейшие из суждений великих Мудрецов Торы, касающиеся снов Йосифа.
  Но начнем с самого начала - с рождения Йосифа. Вот как описан этот факт в Торе (глава 30:22-25):
  
  22. ויזכר אלהים את-רחל וישמע אליה אלהים ויפתח את-רחמה, И вспомнил Бог Рахель и услышал Бог о ней и разверз ее утробу.
  23. ותהר ותלד בן ותאמר אסף אלהים את-חרפתי, И зачала и родила сына и сказала: снял Бог мой позор.
  24. ותקרא את-שמו יוסף לאמר יסף יהוה לי בן אחר , И назвала его именем Йосиф, говоря: Господь даст мне другого сына.
  25. ויהי כאשר ילדה רחל את-יוסף ויאמר יעקב אל-לבן שלחני ואלכה אל-מקומי ולארצי , И было, когда родила Рахель Йосифа и сказал Яков Лавану: отпусти меня и я пойду к себе, в мою землю.
  
  Так в наш мир вошел Йосиф.
  Отметим несколько моментов.
  1. Рахель отнесла рождение Йосифа к снятию Богом всех ее грехов. Дело в том, что другие жены Якова родили ему уже 10 сыновей, а Рахель, главная жена Якова все никак не могла забеременеть, что тогда являлось страшным позором и грехом женщины. Вот почему Рахель считает, что долгожданные роды явились результатом снятия с нее всех ее грехов.
  2. Рахель назвала Йосифа именем, в котором содержится просьба о следующем сыне: יוסף, добавлять.
  3. Произнеся фразу: אסף אלהים את-חרפתי, снял Бог мой позор Рахель подсознательно (оговорка по Фрейду???) вложила в имя своего сына глубочайший дополнительный смысл, ибо слово אסף помимо значения снять, означает также такие понятия как собирать, сбор урожая, страда, с слово חרפ помимо значения позор означает также озимый посев, озимь: соберет Бог мой озимый (поздний) урожай. И именно с этими значениями миссии Йосифа мы встретимся в дальнейшем в Торе, в жизни Йосифа и его потомков. Читатель может спросить: какова логическая связь между словами снять и уборка урожая или между словами позор и озимый посев, озимь? И действительно, странное сочетание этих казалось бы совершенно разных по смыслу слов. Но ведь это иврит - логос Торы!
  4. Рахель оказалась истинной и величайшей пророчицей. Это станет совершенно очевидно при рождении ее второго сына Биньямина. Но вопрос о пророческих свойствах Рахель и других женщин Торы выходит за рамки этой статьи.
  5. С рождением Йосифа Яков решил покинуть Лавана и стал собираться домой, на родину, в Ханаан.
  
  О взаимоотношениях Якова с Лаваном и их связи с рождением Йосифа мы поговорим в другой раз. А сейчас вернемся к Йосифу и его знаменитым снам.
  
  Первый сон Йосифа (глава 37:5-7):
  
  5. ויוספו עוד שנא אתו ויגד לאחיו ויחלם יוסף חלום - И приснился Йосифу сон. И рассказал братьям. И еще больше возненавидели его.
  6. ויאמר אליהם שמעו-נא החלום הזה אשר חלמתי - И сказал им: прошу, послушайте сон, который я видел.
  7. והנה תסבינה אלמתיכם ותשתחוין לאלמתי והנה קמה אלמתי וגם-נצבה אנחנו מאלמים אלמים בתוך השדה והנה - И вот! Мы вяжем снопы в поле. И вот! Встал мой сноп и остался стоять. И вот! Ваши снопы окружили и поклонились моему снопу.
  
  Прежде, чем начать обсуждение сути этого сна, приведем мысли великих комментаторов по его поводу в Талмуде и в других источниках устной Торы.
  
  Ор аХаим: Йосиф не придумал сон, а увидел. Этот сон усилил ненависть братьев к Йосифу.
  Сфорно: Йосиф знал, что сон вызовет ненависть, но рассказал его. Это пример незрелости Йосифа.
  Чизкуни: Йосиф хотел объяснить свое будущее величие Провидением, а не любовью Якова.
   Ор аХаим: Он станет великим, они поклонятся ему и прекратят ненавидеть.
  Леках Тов, Талмуд, Брахот: Он умолял выслушать. Сон нужно передать и истолковать.
  Виленский Гаон: Йосиф хотел открыть сон, чтобы не согрешить. Сны - существенная часть истории Йосифа. Его длинный, тяжкий путь начался сном о братьях, он попал к Фараону из-за снов двух заключенных. Он стал правителем Египта, кормил мир и привел свою семью в Египет из-за снов Фараона.
  Талмуд, Брахот: такие сны исполняются лишь по словам толкователей.
  Дерех аШем: Человек способен принять небесное послание в снах. Иногда Бог передает во сне пророчество.
  Талмуд: Сон - элемент метафизической связи.
  Кроме низшей души, оживляющей человека, как животное, человек имеет высшую душу. Это мост между животной природой человека и духовными силами Неба. Душа ограничена телом, но иногда воспаряет над ним и впитывает духовные послания, которые обычно человек не принимает.
  Во сне воображение обретает свободу от дисциплины, возложенной на человека, а днем воображение зависит от его потребностей. Поэтому люди видят сны о вещах, связанных с опытом и желаниями дня, когда человек поглощен сознанием. Ночью часть высшей души оставляет тело и связывается с духовным миром. Она получает там идеи святых ангелов или злых демонов.
  Талмуд, Баба Басра: Сны имеют различное происхождение. Это фантазии из жизни. Но если сон исходит из высших духовных миров, его послание верное. Так Бог передает знание о будущем или глубокий взгляд на настоящее. Глупцы и дети более склонны к пророчеству; такое откровение может быть испытано людьми, которые достигли уровня духовного величия. Истинное пророчество исчезло после Вавилонского изгнания. Пророчества являются частями откровений, принесенных высшей душой от ангелов.
  В одном сне может быть много различных посланий. 24 известных толкователя снов в Иерусалиме дадут разные толкования одного сна и будут правы. Все послания были в одном сне, но каждый толкователь воспринял лишь одно послание.
  Абарбанель, Махарша Шевуот: Сон исполняется по слову надежного толкователя. Толкователь не управляет судьбой человека, а выделяет истину в ворохе фантазий.
  Талмуд, Вайецей: Истинно пророческий сон, как у Якова, наполнен множеством деталей, о чем расскажут толкователи. Божественные откровения слишком трудны для человека, никакой пророк не мог воспринять слово Бога при полном контроле над своим телом. В зависимости от духовного уровня пророка, один впадает в транс, другой принимает откровение во сне. Лишь Моше получал пророческие откровения, контролируя свои ощущения.
  Сны Йосифа пророческие и должны осуществиться, как бы их ни толковали. Проблема "луны", которая поклонилась. Луна, очевидный символ матери, Рахель, которой не было в живых. Эта часть сна не имеет значения, или относится к Бильге, которая вырастила его после смерти Рахель.
  Талмуд: Йосиф толковал сны сокамерников по воле Бога, и толкование исполнилось. Фараон не достоин пророчества. Его сон предупреждение о будущем. Колдуны Фараона не компетентны в толковании.
  Р. Бахья: Бог создал Фараону сон, смешал его дух, сделал совет мудрецов явно глупым, чтобы продвинуть Йосифа к высокому положению.
  Раши, Мидраш: Нет сомнения в величии юноши Йосифа в 17 лет. Первородный наследник Якова видел пророческие сны, имел достаточно мудрости и зрелости, чтобы пережить 22 года изгнания в тяжелых условиях рабства!
  Каббала, Абохаб: Яков и Йосиф были כרובים, херувимы, ангелы, вершина Святого Престола. Каждый был юноша: Йосиф - здесь, а Яков - ибо Израиль (Яков) юноша, и Я (Бог) люблю его.
  Р. Гирш, Р. Бахья: Йосиф - главный сын Якова объединил в себе свойства братьев.
  Танхума Яшан: он был учителем Торы, пророком. Юноша, ибо пророк.
  Талмуд, Йеламдейну: братья унижали сыновей Бильги и Зильпы, а он служил им, как раб.
  Мудрецы Талмуда, Магале Амукот, Шлах аКадош: он юноша: великий ангел Мататрон называется юноша. Мататрон открывает Свою доброту земле, и Йосиф принес Божественное откровение на землю. Он - воплощение миссии Якова.
  Мудрецы Талмуда: Аксиома: различные восприятия и оценки в священных писаниях Мудрецов и комментаторов не противоречивы. Это различные грани и уровни единого. Солнце желтое, яркое, горячее, звезда, центр солнечной системы, огромное, малая часть галактики, гравитационная сила и прочее. Каждое описание верно и не противоречиво.
  Йосиф знал, что первый шаг в развитии Израиля его. Сны увеличили его масштаб: он будет править братьями, они соберутся вокруг и покаются. Он понял, что его сны - команды, и он будет действовать как царь. Он отвечал за всю семью.
  Рамбам: и он одевался, как царь.
  Раши: Раб Йосиф был лидером: руководил хозяйством Потифара, руководил Египтом.
  Р. Гур Арье: Но пока ему 17 лет, он 11-ый брат. Он не предвидел последствий своего поведения. Ему не хватало элементарного такта!
  Талмуд, Махарша Песахим: Бог не защитил Йосифа. Божественный план лишил его любви братьев, сделал рабом, царем, инструментом, приведшим семью в Египет. Бог затуманил его разум, лишил тактичности. Зная о судьбе царя, он действовал как царь, одевался как царь, хотя дома это было нелепо. Праведность не абсолютна. Цадик взрослеет, изменяется. Юный Йосиф был нетерпим к ошибкам братьев. Йосиф Цадик успокоил братьев, простил, поддержал.
  Ор аХаим, Абарбанель: Братья поняли намек - он будет их царем. Он все придумал, и их ненависть возросла. Но он настаивал на своем и рассказал им сон.
  Чизкуни, Сфорно: Йосиф спешит рассказать сон. Но братья приняли это за лицемерие и возненавидели его. Они не поняли, что сон пророческий. Он хотел, чтобы они вникли в суть, но вызвал еще большую ненависть.
  Рамбан, Ор аХаим: Слова "и вот" записаны трижды. Если сон такой ясный, то это истина Провидения.
  Даат Зкеним, Радак: Снопы пшеницы. Йосиф станет великим из-за зерна.
  Абарбанель: Сноп поднялся сам. Подъем Йосифа к величию произойдет без видимых усилий, через Провидение.
  Сфорно: Остался стоять: его роль продлится очень долго. Он правил Египтом 80 лет, дольше других в Писании.
  Рамбан: Придут к нему с поклоном за зерном, соберутся вокруг него, как подчиненные вокруг царя.
  
  Все комментаторы отмечают что этот сон вызвал большую неприязнь братьев к Йосифу. Услышав сон они возненавидели Йосифа.
  Напомним, что семья Якова разводила скот, хлебопашеством никогда не занималась и даже не владела собственной землей, если не считать пещеру Махпела, в которой похоронены Авраам, Сара, Исаак и Ривка, и клочка земли, что Яков купил вблизи Шхема для устройства жертвенника Господу Богу, и в которой в будущем похоронят Йосифа. Но после трагедии с Диной и резней жителей Шхема, семья Якова покинула эти места и потомки Якова вернутся туда лишь через 400 лет после исхода евреев из Египта.
  Сыновья Якова - скотоводы никогда не занимались хлебопашеством, сбором урожая зерновых. Но сон, в котором приведены детали сбора урожая, их не смутил и воспринят так, будто эта работа им вполне привычна.
  Можно понять Автора Торы, который стремился к лаконичности изложения, убирая лишние детали в Своем рассказе. Но странно, что комментаторы Торы не обратили внимание на тот факт, что братья, которые всю жизнь занимались скотоводством, во сне собирают урожай зерна, что им абсолютно не знакомо. А ведь этот факт приведен Автором Торы явно для того, чтобы вызвать удивление и размышления читателя.
  Лишь Даат Зкеним, Радак отметили: Снопы пшеницы ибо Йосиф станет великим из-за зерна.
  
  Второй сон Йосифа.
  
  9. ויחלם עוד חלום אחר ויספר אתו לאחים ויאמר והנה חלמתי חלום עוד והנה השמש והירח ואחד עשר כוכבים משתחוים לי - И увидел еще другой сон, и рассказал братьям, и сказал. И вот! Приснился мне еще сон. И вот! Солнце и луна, и 11 звезд поклонились мне.
  10. הבוא נבוא אני ואמך ואחיך להשתחות לך ארצה מה החלום הזה אשר חלמת ויגער-בו אביו ויאמר לו ויספר אל-אביו ואל-אחיו - И рассказал отцу и братьям. И рассердился отец и сказал: Что за сон тебе приснился! Вот мы придем, я и твоя мать и твои братья поклониться тебе до земли?
  11. ואביו שמר את הדבר ויקנאו-בו אחיו - И позавидовали ему братья.Но отец запомнил этот факт.
  
  Комментарии мудрецов Торы ко второму сну:
  
  Акедат Ицхак: Послание этого сна аналогично первому. Повторение - свидетельство, что Бог источник послания и подтверждает исполнение.
  Чизкуни: В стихе 6 Йосиф просил братьев выслушать его первый сон, а здесь он просто рассказал им второй сон в какой-то момент.
  Бхор Шор в Тора Шлема: Йосиф стоял на востоке, а солнце, луна и звезды двигались на запад по своим орбитам; затем они вернулись и отправились на восток, опускаясь в небесах и выполнили поклон.
  Раши; Брахот; Рамбан: Символы сна: Солнце - отец, луна - мать (Бильга, вырастившая его после смерти Рахель); одиннадцать звезд - его братья, которые поклонились ему в Египте. Первый сон это мотив их поклонения Йосифу - зерно. А тут поклон всемогущему правителю Египта.
  Абарбанель: Второй поклон - уважение Йосифа, признание его статуса и позиции.
  Раши: Он рассказал братьям и повторил отцу.
  Рамбан: Он рассказал отцу, считая, что солнце это Яков. Яков понял - солнце это он, а луна - мать Йосифа.
  Беэр Маим Хаим: Твоя мать (Рахель) умерла, исполнить сон невозможно! Яков не понял, что луна - Бильга, заменившая мать.
  Мидраш; Ибн Эзра; Талмуд; Брахот: Луна - Рахель: даже пророческие сны имеют фантазии.
  Сейфер аЗикарон: Яков принял сон серьезно.
  Раши: Строгий выговор Якова для успокоения братьев. Он хотел убедить их: этот сон абсурден и о Рахель, и о них.
  Рамбан: Даже при живой Рахель, Яков бы отчитал его. Луна во сне не Бильга: все жены Якова умерли до спуска в Египет: они не названы в генеалогии в 46:26. Луна - домочадцы, 70 душ, которые поклонятся Йосифу. Звезды - символ братьев; они поклонятся Йосифу еще до Якова.
  Алшич; Ор аХаим: Он набрался смелости управлять отцом! Они поверили: сны - откровение Провидения; он обретет величие, и они позавидовали.
  Раши: Яков ждал исполнения сна.
  Радак: Яков запомнил этот сон.
  Сангедрин; Чизкуни: Поклон сыну не волновал его: своему сыну не завидуют. Яков запомнил идею об умершей Рахель и подумал: Воскрешение из Мертвых произойдет в его дни, и смысл сна вполне осуществим.
  Р. Хия: Его (Небесный) Отец, Божественный Дух сказал: запомни этот факт - он осуществится!
  Мидраш: Яков сохранил его: Взял ручку и записал этот сон, отметил время и место и ждал исполнения.
  
  Так Тора описала сны Йосифа.
  После этих снов братья решили убить Йосифа. Они схватили его, раздели донага, бросили в яму, а затем продали как раба проходящему мимо каравану.
  
  
  Йосиф - первый пророк в истории Израиля.
  Все комментаторы Торы в течение прошедших тысячелетий рассматривали эти пророчества, как уже свершившиеся в ходе повествования Торы, оставив будущему лишь пророчество о Машиахе, о Спасителе.
  
  Сны Йосифа и других героев Торы, соприкасавшихся с Йосифом, в символической форме предсказывали близкое или далекое будущее.
  Например, в снах царских вельмож, заключенных в тюрьму, предсказаны их личные судьбы, которые осуществились уже через несколько дней.
  Сон фараона предсказал будущее Египта на последующие четырнадцать лет (семь лет урожайных и семь лет засухи).
  А сны Йосифа? Что они означали? Когда и как они осуществились?
  
  Отметим, что оба сна в чем-то едины. В них подчеркнуто поклонение перед Йосифом: в первом сне снопы братьев кланяются снопу Йосифа, во втором - небесные светила и звезды кланяются Йосифу. Общим в снах является число одинадцать - одинадцать снопов и одинадцать звезд.
  
  Сны о снопах истолкованы мудрецами как предсказание величия Йосифа, связанного с проблемой продовольствия и голодом. Это толкование очевидно из последовавшего повествования Торы. Йосиф в дальнейшем разгадал сон фараона, предсказал великий голод в Египте и округе, предложил спасение от голода.
  Тора сама расшифровала смысл этого сна.
  Но выше Талмуд отметил: как сон истолкуют, так он и осуществится. Многое зависит от правильного глубокого толкования сна. А ведь сны Йосифа никем из его современников истолкованы не были.
  Отметим также, что повествование Торы содержит помимо прямого поверхностного смысла более глубокий смысл. Каков же смысл снов Йосифа?
  
  Сон о снопах действительно необычен.
  Его необычность в том, что и Йосиф и братья - скотоводы. Они никогда не выращивали и не убирали хлеб. Тем не менее, во сне они имеют дело со снопами. Странно, что ни Йосиф, ни братья, ни комментаторы Торы этому не удивились. Почему? Ведь ничего не связывает братьев со сбором урожая зерновых?
  Тот факт, что через двадцать лет после этого сна они придут в Египет купить зерно, вовсе не раскрывает символику сна. Что означают эти снопы?
  
  Как отметил выше Талмуд, каждый сон может иметь множество толкований и осуществится во множестве вариантов.
  Один из вариантов осуществления сна о снопах (о зерне) приведен в Торе. И таково толкование этого сна многими мудрецами.
  
  Вспомним глубинный смысл слов матери Йосифа Рахели при рождении Йосифа: соберет Бог мой озимый (поздний) урожай. После этих слов Рахель становится совершенно ясно, что сон Йосифа о снопах предсказывает осуществление пророческих слов Рахели при его рождении. Более того, следуя словам Рахели мы видим, что Йосиф осуществляет миссию Бога - собирает урожай по слову Рахель и Бога. И именно так поступают потомки Йосифа сегодня - собирают евреев всего мира в Эрец Исраэль.
  
  Обратим теперь внимание на использование при описании этого сна слова сноп - אלמה. Это слово нигде более в Торе на встречается, ибо герои Торы были скотоводами и никогда и нигде хлебопашеством не занимались пока не вернулись в Ханаана из Египта. Тора использовала это слово как глубокий символический образ данного сна.
  
  В поисках глубинного смысла сна обратим внимание, что слово אלם, вязать снопы, имеет одинаковую гематрию и, следовательно, по Каббале, одинаковый глубинный смысл со словом לאם, нация.
  При такой трактовке этого слова прямой исходный смысл данного сна как он дан в Торе:
  И вот! Встал мой сноп (אלם) и остался стоять. И вот! Ваши снопы (אלמים) окружили и поклонились моему снопу (אלם).
  Сводиться к иному более глубинному смыслу:
  И вот! Встал мой народ, моя нация (לאם) и остался стоять. И вот! Ваши народы, нации (לאמים) окружили и поклонились моему народу (לאם).
  
  Таким образом, сон Йосифа предсказывает восстановление и подъем его народа, его потомков и тот факт, что другие народы и национальности мира признают главенство и величие народа, нации Йосифа.
  Прежде, чем проанализировать эту трактовку сна отметим следующее.
  
  Братья на иврите אחים, ахим. Гематрия этого слова равна 59 и совпадает с гематрией слова народы, גוים, гоим. Таким образом, братья в первом сне Йосифа это каббалистический символ народов мира. Из дальнейшего повествования Торы мы увидим, что братья поступили с Йосифом точно так же, как народы мира поступали в тысячелетиях истории с его народом, с евреями.
  
  Такова одна из трактовок этого сна.
  
  Отметим, во-первых, что эта трактовка относится к современному этапу развития человечества, когда в мире появилось ранее не существовавшее понятие национальность в дополнение к более размытому, менее определенному понятию народ.
  Во-вторых, эта трактовка действительно могла возникнуть лишь в наши дни, когда еврейский народ начал восстанавливать и укреплять свои позиции среди народов и национальностей мира.
  В-третьих, эта трактовка показывает, что позиции еврейского народа в мире будут лишь усиливаться и укрепляться вплоть до всеобщего признания его величия всеми народами и нациями мира, но, следует также отметить, что этому всеобщему признанию будет предшестововать окружение нации Йосифа (евреев) одиннадцатью другими нациями (народами). И каковы цели этого окружения еще до поклона не известно.
  И, наконец, в-четвертых, это величие Йосифа возникнет в результате решения его потомками гигантской продовольственной проблемы, нехватки хлеба, которая нависнет над человечеством в будущем, подобно той, которую разрешил Йосиф в древнем Египте.
   Именно таково будущее потомков Йосифа, еврейского народа в мире.
  
  Но это лишь один из вариантов трактовки сна Йосифа о снопах.
  
  Имеется в этой фразе и еще один символ: слово אלמה, сноп по гематрии аналогично слову המלא, исполнение, полнота, исполнится. И тогда эта фраза говорит о том, что потомки Йосифа исполнят свое предназначение, и все народы земли поклонятся им в знак признательности и благодарности.
  
  Слово אלמתי, мой сноп, означает также мое молчание, мое безмолвие, немота и относится к Богу, ибо в предыдущей фразе сказано ויאמר אליהם שמעו, и сказал им, послушайте ... Но слово אליהם, им может также означать אלהים, Элоким, Бог: и сказал Бог, слушайте... То есть, Йосиф рассказывает сон от имени Провидения, от имени Бога. И далее: и восстало мое молчание, мое безмолвие и провозгласило...
  И в этой интерпретации (אליהם = אלהים, Элоким, Бог), речь во сне идет о том, что все народы земли объединятся вокруг (окружат) Элоким, Бога, Кормильца и поклонятся Ему.
  Такая интерпретация сна Йосифа вновь подтверждает приведенные выше слова Рахели при рождении Йосифа.
  Впрочем, обе интерпретации идентичны, ибо еврейский народ это символ Бога, десница Бога, дух Бога.
  
  Перейдем к трактовке второго сна Йосифа о небесных светилах.
  В отношении второго сна у комментаторов больше разногласий, чем в отношении сна о снопах.
  Например, они затрудняются объяснить смысл луны во сне. Некоторые считают, что луна в данном сне символизирует Рахель, другие относят ее к символу Бильги, выкормившей Йосифа после смерти Рахель. А третья группа комментаторов считает луну чисто фантастическим образом, не имеющим под собой никакого конкретного символа.
  Но все комментаторы едины во мнении, что второй сон Йосифа о небесных светилах это продолжение и укрепление первого сна о снопах.
  
  Мы также считаем, что сон о небесных светилах есть продолжение и укрепление нашей трактовки сна о снопах.
  Но символы солнца, луны и звезд в нашей трактовке иные. Это не Яков, не Рахель или Бильга и не братья Йосифа
  
  В стихах 16-18 главы 1 Торы читаем:
  
  И создал Бог (Элоким) два светила больших: светило большое для правления днем и светило меньшее для правления ночью и звезды. И поместил их Бог в небесном пространстве освещать землю, и править днем и ночью, и разделять между светом и тьмой. И увидел Бог как хорошо.
  
  Здесь сказано, что большое светило (солнце) и малое светило (луна) вместе со звездами правят всем земным миром, и определяют условия и циклы всей жизни земли. А во втором сне Йосифа мы встречаем те же два светила и звезды в небе, как бы в продолжение стихов 1:16-18. Эти светила-правители земли и звезды из 1:16-18 кланяются Йосифу.
  В таком случае, второй сон Йосифа предсказывает, что вся жизнь земли со временем будет подчинена ему (его потомкам) подобно солнцу и луне и признает его высшее главенство во всем. То есть, Йосиф станет наместником Господа Бога на земле во всем.
  Таким образом, второй сон Йосифа не только продолжает и усиливает прогноз первого сна, связанного с решением продовольственной проблемы человечества, но значительно расширяет преррогативы потомков Йосифа, охватывая все аспекты жизни человечества на земном шаре.
  Такова судьба потомков Йосифа евреев в будущем мире, который наступит в Седьмой День Творения, и такова суть предвидения второго сна Йосифа.
  
  Восприятие снов Йосифа братьями (אחים) в Торе напоминает восприятие Торы народами (גוים) мира.
  Мы уже упоминали выше, что оба эти слова (братья и народы) с точки зрения правил гематрии Каббалы аналогичны, то есть братья Йосифа это символ народов мира, и отношение братьев к Йосифу и его снам аналогично отношению народов мира к евреям и к Торе.
  Остановимся на этом вопросе подробнее.
  
  Чем вызвана ненависть братьев к Йосифу? Давайте рассудим.
  
  Если рассказы Йосифа о снах это чистый вымысел, плод его фантазий, то у братьев нет никаких оснований бояться и ненавидеть Йосифа: "Пусть себе придумывает что угодно. Пусть себе тешится. Это его личные фантазии, и нам нет никакого дела до его вымыслов? Пусть придумывает, что ему угодно!" Над его снами стоит лишь посмеяться и забыть.
  А вот если его рассказы действительно передают содержание его снов, а как известно, еще никто в мире не смог заказать тему своего сна, то тогда это дело весьма серьезное. Это явное пророчество. Это известие из Высших Сфер передано на землю неспроста и к нему следует прислушаться. Небеса нам о чем-то сообщают и от чего-то предостерегают. Пожалуй, следует благодарить пророка Йосифа за его сообщение о сне.
  
  Но братья принимают слова Йосифа в штыки и совершают роковую ошибку.
  А ведь притча Торы о братьях Йосифа, это прозрачный намек на судьбы народов мира и на их отношение к евреям.
  Народы мира целиком игнорируют "сны", рассказанные еврейским народом в Торе, ненавидят еврейский народ, преследуют евреев тысячелетиями, непрерывно убивая их и перепродавая из одного рабства в другое.
  Но точно так же, как все закончилось печально для братьев в Торе, так все закончится и для народов мира в ближайшей истории. Порукой тому - сны Йосифа.
  
  Правда есть и такие, кто утверждает, что Бог дал первоначально свои обещания евреям, но потом изменил свое мнение, отобрал эти обещания у евреев и передал их другим народам (христианам).
  Эти люди относятся к Богу как к простому и недалекому человеку. Они не уважают Бога, принижают Его и пренебрегают Им, ибо по их мнению, Бог, давший обещания евреям, не знал о том, что Он их отменит, то есть Бог не всесилен, не дальновиден и не глубок. А если же Он знал о будущей отмене своих обещаний и скрыл это от евреев, то тогда Он просто обманул свой "избранный народ".
  Но если Бог по определению всесилен и всемогущ, то ему известно наперед все будущее. Для Него просто нет ни прошлого ни будущего. Давая обещания Он знает все будущие обстоятельства. Посему, Он выполнит эти обещания и прогнозы евреям, а те, кто в это не верят, попросту не верят Творцу.
  Вспомните Лермонтова: "Есть грозный Судия. Он не доступен звону злата. И мысли и дела Он знает наперед!"
  
  Пришла пора народам мира одуматься и прозреть прежде, чем тайна снов Йосифа явится миру окончательно!
  
  (Продолжение следует)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"