Аннотация: Приведены парадоксы Торы и основы мировоззрения ее Автора
ПАРАДОКСЫ ТОРЫ
Александр Парицкий
Библия - великий источник мудрости и утешения, ее следует часто читать.
Альберт Эйнштейн
Библией, точнее, Торой, я заинтересовался сравнительно недавно.
Я убежден, что Тора - это удостоверение личности, паспорт, даркон еврейского народа.
Термин даркон произошел от слова дерех - дорога. Он подобен русскому слову "подорожная". Даркон - это путеводный документ, описывающий маршрут движения его обладателя - еврейского народа.
Пользуясь современной терминологией можно утверждать, что Тора это не просто паспорт, а "биометрический паспорт", включающий в себя не только биографические сведения о его владельце - еврейском народе, но и "отпечатки пальцев", и даже духовное ДНК. Глубокое исследование Торы обнаруживает в ней описание всех прошлых и будущих тысячелетий истории народа, черты его характера, его судьбу.
Но, помимо этого, Тора содержит сведения о Ее Авторе, о том, кто выдал этот даркон евреям, о Его свойствах, стремлениях, планах.
10 лет назад я раскрыл Тору на иврите и заглянул в нее глазами ученого, который привык все сведения принимать не на веру, не как нечто святое, абсолютно истинное по мнению великих мудрецов прошлого и настоящего, но как человек, ищущий объективные, убедительные доказательств истинности того или иного утверждения, приведенного в Торе.
Хочу напомнить, что эта Книга возникла, по меньшей мере, 3600 лет назад. Среди ученых до сих пор существуют споры по поводу даты ее создания и ее авторства. Я не хочу вступать в эти споры.
Мне вполне достаточно того факта, что свиток пророка Исайи, из Кумранских пещер, датирован первым веком до Новой эры, то есть был переписан свыше 2100 лет назад, и что текст этого свитка полностью, вплоть до знаков препинания, совпадает с общеизвестным сегодня текстом книги пророка Исайи, входящей в состав Библии.
А так, как Исайя, один из величайших пророков Израиля, творил в 8-ом веке до Новой Эры, то я беру на себя смелость утверждать, что предполагаемая верующими дата создания Торы, а именно 3600 лет назад, более чем правдоподобна.
Итак, Тора написана не вчера, не сто лет и даже не тысячу лет назад, а более 3000 лет назад, то есть очень-очень давно. Для дальнейшего анализа именно это является самым главным.
Все прошедшие тысячелетия Тора привлекала к себе пристальное внимание многих миллионов простых людей и сотен тысяч гениальных мудрецов, которые не просто читали Тору, но тщательно анализировали все детали ее текста вплоть до значков огласовок ее букв. Казалось бы, после всего этого в Торе не должно остаться ничего, что еще не известно человеку.
И, в общем, это верно. Но Тора это ведь не обычная книга. Ее можно сравнить с океаном. Не с земным океаном, но с океаном духовным, космическим.
Даже в земном океане мы постоянно обнаруживаем что-то новое неизвестное, в особенности после того, как изобретаем новые средства и методы научных исследований.
А что касается Торы, то человеку никогда не исчерпать того бесконечного объема информации, который содержит ее духовный океан. И спустя тысячелетия после нас будущие читатели Торы откроют истины, которые мы не видим сегодня.
Первое, что бросается в глаза непредвзятому, вдумчивому, критически настроенному читателю - это огромное количество парадоксов, переполняющих страницы Торы. Тут есть и очень яркие, броские парадоксы, выставленные Автором демонстративно на показ, как огонь маяка в ясную ночь, который виден в море на огромном расстоянии, тут есть и парадоксы менее яркие, порой намеренно скрытые от простого читателя, но, зачастую, значительно более существенные.
Начнем с первого очень яркого парадокса, который сразу бросается в глаза.
Глава 1 стих 21: "И создал Бог огромных крокодилов и всякую душу, живущую в воде..."
Эта фраза Торы не только предсказывает предстоящее через 3500 лет научное открытие ископаемых динозавров, но сообщает название, которое им присвоит научное сообщество: "динозавры", что в переводе с греческого означает "огромные ящеры". А Тора назвала их "огромные крокодилы".
Таким образом, автор Торы предвидел не только факт будущего открытия динозавров, но предсказал название, которое ученые присвоят этим животным!
А вот описание процесса формирования жизни на земле.
На третьем этапе (третий день) Творения на земле возникли растения, на пятом этапе появились животные в воде, на шестом этапе - животные суши, а в конце - создан человек.
А что утверждает теория эволюции (происхождение видов)?
Вначале на земле возникала растительная жизнь, за ней возникала животная жизнь в воде, затем животные из воды выползли на сушу, и возник животный мир суши. А в конце процесса эволюции возник человек - вершина эволюции.
Но, помилуйте, о чем идет спор, в чем заключается борьба атеистов, сторонников эволюционного взгляда на развитие жизни на земли, с верующими, с постулатами Торы?
Именно в Торе описана последовательность (эволюция) развития жизни на земле, и ученые-эволюционисты просто - напросто скопировали свою "эволюционную модель" из Торы. Мы ведь помним, что все ученые во главе с Дарвином во времена создания теории эволюции были людьми верующими, хорошо знакомыми с Библией. Единственное, что предложили ученые для определения этой последовательности - это слово "эволюция", которого в Торе действительно нет.
Нет спора, слово "эволюция" действительно солидное, наукообразное. Но кроме этого слова никакого дополнительного вклада ученых в описание последовательности развития жизни на земле по сравнению с Торой нет!
А что сегодня ученые ищут в первую очередь на далеких планетах, на Марсе, Луне, спутниках Юпитера, Сатурна, астероидах?
Они ищут воду, или хотя бы ее признаки. Зачем?
Да потому, что наличие воды - это главный фактор зарождения жизни на любой планете. Но ведь этот подход они почерпнули из Торы!
Идем к следующему парадоксу.
Недавно один знакомый, причисляющий себя к разряду ученых, рассмеялся по поводу моего уважительного отношения к Торе: "как можно серьезно воспринимать Тору, если в ней первая женщина создана из ребра Адама?"
Действительно, смешно! На кого рассчитана Тора? На детей трехлетнего возраста?
Да нет, Тора написана для всех. И для тех, кто жил в далеком прошлом, когда в мире наука еще не существовала, и уровень знаний был на уровне знаний современного ребенка трех лет, но также и для тех, кто живет сегодня и знаком с достижениями в области клонирования. А что может быть наиболее подходящим материалом для клонирования себе подобного, если не костный мозг собственного тела? Вот вам и смешной парадокс Торы с ребром Адама.
Но, как разрешить этот парадокс? Как автор Торы узнал о будущем успешном клонирования знаменитой овечки "Доли" через 3500 лет? Как он проник в далекое будущее человечества?
Исследуя текст Торы я натолкнулся на тысячи парадоксов подобного рода. Их можно найти буквально на каждой странице. Тора - это загадочный документ, информация которого пронзает тысячелетия истории человечества.
А вот парадокс конечного возраста Вселенной.
В школьные годы учителя толковали нам, что в отличие от представления верующих, Библии о том, что Вселенная была создана в какой-то момент времени, наука показала, что наша вселенная вечна и бесконечна. Это было 60 - 70 лет назад.
А сегодня науке известен конечный возраст и конечные размеры Вселенной. Более того, наука может объяснить на основе Теории относительности временные расхождения в возрасте Вселенной по Торе и по данным науки.
Парадокс в том, что автор Торы каким-то образом знал о современных взглядах науки на факт создания Вселенной в некоторый момент времени, до которого она не существовала.
Или парадокс "Большого взрыва"!
Эта весьма свежая "научная" теория описывает возникновение Вселенной гигантским взрывом из ничего, из вакуума, из точки бесконечно малых размеров. Ее авторам присвоена нобелевская премия по физике. Но эта теория прекрасно объясняет процесс возникновения мира по Торе: "И сказал Бог: "Будет свет!" И был свет!"
Каким образом Автор Торы знал о создании в далеком будущем теории "Большого взрыва"?
Ну и, наконец, современное представление о мире на основе принципов квантовой механики, которая рассматривает окружающий мир, как неразделимое единство материального и духовного миров - квантовых полей, без которых не существует ни один материальный объект в мире, от электрона и до планет, звезд, галактик.
Не буду углубляться в суть квантовой механики. Она весьма сложна. Но вот, что удивительно: основы квантовой механики мира, как и положено при описании наиболее глубинных базисных принципов мироздания, мы находим в самом первом предложении Торы:
"Вначале создал Бог небеса и землю..." читай:
"В основу мира положены Небеса и земля..." то есть:
"В основу мира были положены духовный (квантовый, небесный) и материальный (земля) атрибуты... "
В завершение приведу парадокс, предсказавший развитие социальных процессов современной Европы.
В главе 16 стихи 10 и 12 сообщают о судьбе Исмаила, будущего сына рабыни Агарь, которым она была беременна:
И сказал ей ангел Господа: "сделаю твое потомство таким бесчисленным, что никто не сможет его сосчитать. Это будет человек-дикарь, его сила на каждом, и сила каждого на нем. И расселится он среди всех своих братьев".
Именно эти процессы неудержимой экспансии мусульман, мы наблюдаем сегодня повсюду, но прежде всего, в Европе и России. Так Тора предсказала нынешний мусульманский всемирный потоп, вызванный стремительным размножением потомков Исмаила?
Таковы некоторые результаты критического анализа Торы, которые бросаются в глаза уже при первом ознакомлении с ней. Подобные парадоксы можно встретить почти на каждой странице.
Возникает естественный вопрос: зачем Автор Торы использовал метод парадоксов? Почему Он не писал все открытым текстом о динозаврах, Большом Взрыве, мусульманской экспансии?
Ответ очень прост.
Тора написана и передана еврейскому народу почти 4000 лет назад. Представим себе объем знаний человека того времени.
Можно приравнять уровень его знаний к уровню знаний и представлений трехлетнего ребенка наших дней (разумеется, ребенка в эпоху до интернета).
А как объяснить такому ребенку эволюцию жизни на земле, существование динозавров, теорию большого взрыва. Решить эту задачу проще и доходчивей с помощью Торы, зачитав ему соответствующие места Книги.
Тора дана евреям для ее усвоения и запоминания в самый ранний период духовного развития. Тора дана евреям и через них всему человечеству на все последующие тысячелетия их духовного развития вплоть до далекого будущего. Именно поэтому текст Торы напоминает сказку, наполненную огромным числом парадоксов, которые постепенно раскрываются перед человечеством по мере его взросления, созревания, по мере накопления знаний об окружающем мире, как маяки, как ориентиры на пути его продвижения в будущее.
Тора - это высшее духовное откровение ее Автора, которое справедливо и актуально во все времена прошлого, настоящего и будущего. По мере накопления знаний, человек все больше открывает для себя чудо мира, созданного Автором Торы, двигается по пути сближения с Ним.
А сейчас от примеров очевидных парадоксов Торы перейдем к некоторым итогам. Они касаются общей картины мироздания, отраженной в терминологии Торы, которая иногда вводит в заблуждение современных "атеистов" и "ортодоксов".
Текст Торы изложен от имени Творца мира, от имени Господа Бога. Каков смысл этого имени?
Бог на иврите читается как Элоhим, а Господь - читается как Ашем или Адонай.
Исследование текста Торы и традиционного ортодоксального взгляда на Тору и мироздание приводит к выводу, что Элоhим или Бог - это имя Творца физического мира, его законов, которые нельзя отделить друг от друга. Не может, к примеру, быть отделено свойство гравитации от законов гравитации, ибо гравитацию мы ощущаем и познаем только через явление ее законов.
Слово "Эль" на иврите обозначает "божество, сила, могущество, свойство". А слово "Элоhим", множественное число слова "Эль" - "божества, силы, могущества, свойства".
Согласно традиционному ортодоксальному взгляду Элоhим - Бог это строгий, неумолимый Судья, Законодатель, который не прощает нарушений своих законов, сурово карая нарушителей.
Этот взгляд соответствует строгим физическим законами мира, физическим константам, нарушение которых, по мнению науки, неизбежно приведет к полному разрушению всего мира.
Тора описывает шесть дней Творения, разные физические явления, преобразования, катастрофы, такие, как Всемирный Потоп, гибель Содома, от имени Бога, Элоhим, то есть, ссылаясь на физические законы.
А все, что происходит в духовном мире человека, Тора описывает от имени Господа.
Имя Господь в Торе возникает после того, как создан человек, ибо духовный мир концентрировано существует лишь в человеке.
Как только был создан человек, полноценный носитель духовного мира, способный хранить, воспринимать и генерировать информацию, так тут же Тора ввела общий термин, общее наименование законов этого мира, законов Господа.
Каковы традиционные взгляды мудрецов Торы на имя и сущность Господа?
По их мнению Господь - это не только Судья и Законодатель, но и адвокат, защитник человека перед лицом Бога. Господь в той или иной мере оправдывает и прощает человека перед лицом Бога, милует его, допуская некоторые поблажки в отношении человека, нарушающего законы духовного мира, которые сами по себе не так строги, как законы физического мира, и допускают варьирование в определенных пределах.
Итак, в первой главе Тора приводит лишь имя "Бог", то есть единое название законов материального мира, во второй и третьей главе, когда человек уже создан, Тора использует имя "Господь Бог", ибо происходит постепенное формирование мира, наполненного как физическими, так и духовными законами. А далее, начиная с четвертой главы, в Торе фигурирует только "Господь", ибо дальнейшие главы Торы описывают процесс эволюции духовного мира человека.
И лишь в отдельных, довольно редких случаях на страницах Торы вновь появляется имя "Бог". Это происходит в моменты, когда дело касается тех или иных дополнительных физических коррекций мира, таких, например, как Всемирный Потоп, катастрофа Содома, обрезание Авраама, попытка жертвоприношения Исаака.
Таким образом, Автор Торы разделяет современный взгляд науки на силы, действующие в мире: а именно на духовные и физические законы, названные общим именем "Господь Бог".
Будет неверным ограничится лишь этими двумя именами, этими двумя областями законов, действующих в мире.
Тора хотя и довольно редко, но упоминает еще и третье имя Творца, что соответствует третьей области законов мира, не входящих в определения физического или духовного миров. Это имя "Эль Шадай". Оно охватывает законы биологии, законы жизни, лежащие на стыке законов физики и психологии.
Итак, в Торе отражены все наблюдаемые области окружающего нас мира: сфера физических законов - Бог, сфера биологических законов - Эль Шадай, и сфера духовных законов - Господь. Тора кратко именует полное собрание всех законов именем Господь Бог.
Естественно, что эти законы неразделимы и находятся в тесном единстве. Вот почему в соответствие с традиционным ортодоксальным взглядом на мироздание Творец един и неделим. В мире нет двух, трех или более богов. Господь Бог - это общее название всех законов Мироздания.
Следует сказать, что, в соответствие с ортодоксальным мировоззрением, Господь Бог кажется слишком персонифицирован.
Альберт Эйнштейн говорил: "Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ".
Хотя ортодоксы понимают, что Господь Бог не человек, а нечто всемогущее, всеведущее, все разумное и все справедливое, но они верят также, что Он Лично следит за каждым человеком, заботится о каждом, отзывается на молитвы каждого и милосердно прощает его грехи.
Как человек, знакомый с основными принципами кибернетики, я лет 50 назад написал работу, в которой доказывал невозможность централизованного планирования государственного хозяйства, ибо при таком планировании необходимо учесть все потребности каждого человека, что принципиально невыполнимо, и требует снабдить каждого человека персональным датчиком-компьютером (тогда даже термина такого не существовало), сообщающим о его потребностях. Необходимость сотен миллионов этих датчиков, необходимость сбора и обработки информации от них делает централизованную плановую систему управления страной принципиально невозможной с точки зрения кибернетики. Таковы были мои аргументы того времени.
Но сегодня мне придется, в полном соответствие с принципами Талмуда, доказать нечто прямо противоположное моему предыдущему утверждению, основанному на принципах кибернетики.
Я попытаюсь показать, что не только такая, но значительно более сложная задача управления даже не страной но всей Вселенной под силу ее Творцу, который учитывает не только общие потребности каждого индивидуума в мире, но принимает во внимание работу всех органов тела каждого человека и все мельчайшие помыслы его души.
С этой целью я задам вопрос: как по вашему, законы мира, в котором мы все существуем, по которым мы рождаемся, живем, страдаем, наслаждаемся и умираем, разве эти законы не всемогущие, разве не они определяют в каждое мгновение нашу физическую и духовную жизнь и все происходящее вокруг нас?
Разве существует хоть что-то в мире, созданном по законам Господа Бога, что действует не в соответствие с ними, вопреки им? Разве эти законы не охватывают весь мир, не управляют им и нами ежечасно и ежесекундно? Разве наш мир не разумен, не подчинен этим законам, то есть, разве наш мир не справедлив?
Ведь даже наша свободная воля, наша любовь и ненависть, наши гнев и страсть, наши протесты и сомнения, наше не согласие с тем или иным законом мира, с тем или иным проявлением нашего мира, наши оценки справедливости мира, наши "спонтанные" поступки, разве все это не есть результат действия все тех же законов, ибо в мире нет иных законов, кроме этих. А все наши сомнения и протесты против существующего порядка вещей, против действующих в мире законов так же, как наша радость и ликование, естественно и вполне закономерно вызваны нашим ограниченным пониманием происходящего. Не в этом ли всесилие, всемогущество, всеведение, все разумность и все справедливость законодательства нашего мира, то есть Господа Бога?
Я очень надеюсь, что приведенные выше аргументы полностью отвечают на сомнения Эйнштейна:
"Я не верю в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ".
Но постойте, а как быть с чудесами, сверх естественными явлениями, которые подтверждают веру ортодоксов во всемогущество Господа Бога?
Начнем с того, что в Торе нет ни одного описания чудес и сверх естественных событий. Они возникают лишь в комментариях мудрецов Торы. Сама же Тора постоянно пытается дать вполне естественные объяснения всем событиям, описываемым в ней. Так, к примеру, одно из самых великих чудес, рассечение Красного моря, Тора объясняет воздействием сильного восточного ветра, нагонным течением, подобным тому, что часто наблюдается в районе Петербурга, когда город затопляется вследствие сильного западного ветра.
Так что же такое "чудеса", которые ортодоксы приписывают всемогуществу Господа Бога?
Прежде всего вспомним, что "чудо" - это явление, как правило, встречающееся в нашей жизни довольно редко. Чудо не происходит каждый день. Уже только по одному этому оно называется чудом.
Если все происходящее в мире мы считаем проявлением законов Господа Бога, естественным проявлением известных "законов природы", то явление, которое мы называем "чудо" следует отнести к тем "законам природы", законам Господа Бога, которые нам до этого момента были еще не известны, не встречались в нашей жизни, были нами еще не познаны. Именно такое не знакомое явление "законов природы" мы называем чудом.
Я очень надеюсь, что этот взгляд на глубинную суть Торы и нашего мира постепенно приведет к сближению позиции верующих с атеистами, всех народов мира между собой. Это путь постепенного сближения человека со своим Творцом.
Тора, это великая Книга не только прошлого, но, в первую очередь, Книга будущего человечества. Она рассчитана на все поколения истории человека, но, прежде всего, она предназначена нашим потомкам. Это им предстоит сблизиться а затем слиться с духовным миром Творца, объединиться с Ним.
А сейчас немного философии.
Мы так обожаем науку и ее достижения, что давно не обращаем внимания на строгость ее терминологии. Мы привыкли к определению "законы природы". Этот обобщающий научно-философский термин охватывает все открытия в области физики, химии, биологии, психологии и прочего.
Но если вдуматься в него, то выяснится, что этот термин ложный, спекулятивно пропагандистский. Он подменяет духовную истину материалистическим шаблоном.
Давайте разберемся.
Исследуя то или иное природное явление, то или иное свойство окружающего мира, ученые обнаруживают, что оно с некоторой степенью вероятности подчинено определенным зависимостям, законам, которые называют "законы природы". Все открытия науки до сегодняшнего дня, являются "законами природы", ибо описывают закономерности, наблюдаемые в окружающем мире.
Но используя этот термин мы осуществляем грубую подмену причины и следствия. В случае, если нам все равно, что есть причина, а что - следствие, такая подмена вполне терпима.
Но пришло время, когда эта подмена уже совершенно неприемлема.
Разумеется эта подмена была недопустима всегда. Хотя до поры до времени, ее можно было игнорировать, и наука с успехом пользовалась этим.
Один из авторов теории Большого взрыва, лауреат Нобелевской премии по физике, профессор Хокинг в порыве величайшего заблуждения громко заявил, что с ее созданием полностью отпала необходимость в Творце, в Господе Боге, Создателе Вселенной, ибо теперь совершенно ясно, как возникла или могла возникнуть Вселенная без помощи Бога.
Великий астрофизик, нобелевский лауреат, профессор Хокинг этим комментарием подтвердил поговорку мудрецов Торы: "если Господь Бог хочет по настоящему наказать грешника, он лишает его разума".
А теперь по существу теории "Большого взрыва".
Хокинг и его коллеги показали на основе известных им физических закономерностей, действующих в мире, что при определенных условиях в бесконечно малой точке вакуума может произойти "Большой взрыв", выделится гигантское количество энергии, в результате которого возникнет целая Вселенная, в точности так, как описано в Торе, та Вселенная, в которой мы сегодня живем и мыслим со всеми ее физическими, химическими, биологическими, психическими и прочими "законами природы".
И вот тут великие физики-лауреаты попали в ловушку, которую они сами расставили.
Не Вселенная, не "Большой взрыв" явилась источником всех "законов природы", но "законы природы" явились причиной "Большого взрыва", источником Вселенной и всей "природы".
Казалось бы, какой пустяк, что первично: курица или яйцо, первичны ли законы, определяющие наш мир, или же мир первичен, а законы его формирования - вторичны и являются результатом существования нашего мира.
Хокинг с коллегами показали, возможно, сами того и не поняв, что Вселенная возникла в соответствие с законами ее формирования, законами физики, астрофизики и другими, которые существовали еще до "Большого взрыва", до возникновения Вселенной.
Большой Взрыв не создал законы физики и астрофизики. Эти законы были и остаются всегда постоянными и неизменными, вне зависимости от того, существует уже Вселенная или ее еще нет.
Именно вечно существующие законы вызвали Большой взрыв и создали Вселенную в соответствие с этими законами. Эти законы были, есть и всегда будут источником больших взрывов, источником вселенных вчера, сегодня или когда-либо в будущем.
То есть, первичным в мире являются законы, определяющие наш мир и все процессы в нем.
А что такое все эти законы физики, астрофизики, химии, биохимии и миллионы других в нашем мире?
Это то, что существовало и существует вечно вне зависимости от того, возникла уже Вселенная, в которой они действуют, или же только готовится ее создание в каком-то отдаленном будущем. Это та вечность, которую Тора назвала Господь Бог. Это то, что всегда предшествует возникновению материальной субстанции, в соответствие с этими законами.
Совершенно абстрактное нематериальное понятие "Законы Мироздания", которые вечны, наиболее емко и полно отражено в Торе формулой Господь Бог.
Великий мудрец и комментатор Торы Раши в свое время пытался раскрыть сущность имени Творца Вселенной, зашифрованного под аббревиатурой יהוה, которую верующие произносят, как Господь - Адонай.
Раши пришел к гениальному выводу, что имя Адонай - יהוה есть концентрированное единение трех времен глагола "быть" на иврите: был - היה , есть - הווה и будет - יהיה.
То есть, Господь это сама Вечность, не связанная ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим. Господь - это единая и единственная данность, константа мира. Мир - это Господь. В нем нет ничего, кроме Господа.
Приведенное выше определение Господа Бога как единого термина, описывающего вечные законы Творения и бытия мира вне зависимости от того, существует этот мир, или же он будет когда-то создан в будущем, прекрасно отражено в концепции великого Раши, раскрывающей сущность имени Адонай - Господь.
При таком взгляде на сущность Господа Бога становятся абсолютно понятен смысл слов Бога (Тора, глава 1, стих 26): "Создадим человека по образу и подобию нашему" - то есть создадим Вселенную, природу и человека в ней в полном соответствие с "нашими" вечными законами, законами Господа Бога. Человек есть концентрированное выражение всех законов Господа Бога, на которых зиждется идея Вселенной.