Парицкий Александр Соломонович : другие произведения.

Парадокс Причинности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ПАРАДОКС ПРИЧИННОСТИ
  
  Дела давно минувших дней,
  преданья старины глубокой.
  А.С.Пушкин
  
  
  Повествования Торы, в основном приведены в прошедшем времени и лишь изредка, очень редко можно в ней встретить глагол настоящего времени. А уж глагол будущего времени в Торе встречается крайне, крайне редко. Вот почему у читателя Торы создается впечатление, что эта книга повествует о далеких от нас по времени событиях, о самых началах мироздания, которые и впрямь были очень давно.
  Я не знаю, было ли целью Автора Торы создать у читателя такое впечатление. Но должен сказать, что если это было действительной целью Автора, то Он в ней полностью преуспел. Причём преуспел настолько хорошо, что мудрецы и коментаторы Торы просто не в силах представить себе в принципе возможность существования будущего времени.
  Характерным примером этого представления о будущем является толкование великого Раши выражения (אהיה אשר אהיה) - Я Будущее, в котором Я буду. Глагол быть (להיות) в будущем времени, казалось бы, не должен вызывать у современных читателей, ни малейшего сомнения, а вот, у Раши, жившего почти тысячу лет назад, этот глагол вызвал величайшие сомнения, и он трактует это выражение как Я Предвечный или Я Вечность.
  В чём дело? Чем смутила великого Раши эта фраза? Почему слово "Вечность" по мнению Раши более соответствует смыслу этого выражения?
  Я согласен, что слово Вечность более глубоко и величественно в отношении Господа Бога, чем слово Будущее. И Господь Бог называя себя термином Вечность предстаёт перед своими читателями намного более значительным и великим, чем в термине Будущее.
  И, тем не менее, термин Вечность - это некая стабильность, некое постоянство, неизменность, некое "статус кво". В эпоху перемен, а именно в эту эпоху крутого перелома всей истории евреев, исходящих из Египта, Господь Бог явил себя еврейскому народу под этим именем, назвать себя вечностью и стабильностью, означает внушить слушателям в минуты "роковые" крутых перемен туманную надежду на то, что их ждёт (некая) стабильность.
  А вот предстать перед растерянными и обескураженными слушателями, бегущими из стабильного и насиженного места, предстать в виде Будущего - это могло быть огромным стимулом для народа, покинувшего налаженное и стабильное житьё-бытьё и уходящего в неизвестность пустыни. В данном обращении Господь Бог обращается к еврейскому народу и призывает его уйти из Египта во имя своего Будущего, но не во имя стабильности и "статус кво". Стабильность у евреев и так была в Египте. Зачем же им покидать эту египетскую стабильность ради какой-то иной ещё неизвестной стабильности? А вот покидать египетскую стабильность ради своего Будущего - вот это достойная цель, к которой еврейский народ идёт все последующие тысячелетия своей истории, пути, в котором он нигде так и не достиг "статус кво".
  Это, как будто бы, понятно. Так почему же Раши выбрал именно этот вариант толкования данного выражения?
  Раши жил и творил в "среднем средневековье", спустя тысячелетие после разрушения Иерусалима и Храма, во времена, когда положение еврейского народа в мире не оставляло больших надежд на будущее, за исключением слов традиционной пасхальной молитвы "В будущем году в Иерусалиме"! Но молитва это всего лишь слова надежды, а действительность внушала слишком мало надежд.
  Раши и большинство евреев уже давно не верили в суть этих слов, в какое-то будущее своего народа. Именно поэтому Раши предпочёл, рисовать некую абстрактную "Вечность" нежели конкретное Будущее. Точнее говоря, для Раши и еврейских мудрецов абстрактная Вечность было намного более реальной, чем весьма неопределённое Будущее.
  Нам, ныне живущим, необычайно повезло. Мы живём в предверии, накануне того самого будущего, о котором говорил Господь, и о котором Раши не мог даже мечтать.
  А, между тем, проблема тут не только и не столько в историческом плане сколько в плане чисто философском. Да, это проблема философии бытия, философии "Святого писания", философии Торы. Именно в этом плане мудрецы Торы продемонстрировали свою слабость.
  И их можно понять.Уж слишком много сил и внимания мудрецы Торы уделили моральной стороне, этике Торы и, поневоле, из центра их внимания выпала сущность и законы Творения, описанные в Торе.
  Мы хорошо помним начало Торы:
  "В начале создал Бог небеса и землю..."
  Всё вроде бы понятно. Творец последовательно раскрывает перед читателем все этапы и весь ход Творения. Я был неправ, написав выше, что из внимания мудрецов Торы выпала сущность и законы Творения.
  У Раши встречаем риторический вопрос: "Почему Творец начал так издалека о Творении земли и мира?"
  "Не лучше ли было бы, если бы Он сразу "взял быка за рога" и стал бы с самого начала рассказывать нам законы Торы, что можно есть, а что нельзя, законы шабата и прочие правила поведения евреев.
  Раши ответил на эти замечания так: "Цель Творца в данном случае показать народам мира, что земли всего мира принадлежат Ему, и Он по своему желанию раздаёт свои земли тому, кому пожелает".
  Да, да! Галут и ещё раз галут - вот основа мировоззрения евреев средневековья и Раши в их числе.
  А ведь Творец уже назвал себя - "Я Будущее!"
  Но нет. Для Раши Творец всё ещё "Я Вечность".
  Ну ладно. Оставим пока Раши в покое. Но мы то с вами уже знаем, что Творец назвал себя "Будущим!" Так что же из этого следует?
  А из этого следует очень много интересного с точки зрения чисто философской.
  Но в первую очередь из этого следует главная цель всего затеянного процесса, главная цель Творения: создание избранного народа, создание еврейского народа.
  Еврейский народ - вот цель и задача всего Творения! Еврейский народ - это основная и единственная причина Творения Вселенной, всех звёзд и планет, всех галактик и всего безграничного космоса!
  Именно ради этой цели Бог создает небо и землю, свет и пространство, воду и сушу, растения и животных, рай на земле.
  И здесь Тора преподает нам первый и главный закон "причинно-следственных взаимоотношений.
  Мы знаем, мы привыкли, что причина всегда первична и всегда предшествует следствию по времени. А следствие всегда вторично и всегда следует по времени за причиной.
  Но вот Тора преподносит нам свой урок-парадокс: еврейский народ, далекая будущая цель Творения, является не только целью всего Творения, но и причиной Творения всего мира.
  Еврейский народ - далекая цель и Будущее Творения, является причиной, и основой всего Творения, Неба и Земли, пространства и света, воды и суши, растений и животных, всей жизни на земле!
  Еврейский народ - далёкое будущее, является первопричиной всех процессов Творения на земле и в космосе в далёком, далёком прошлом!
  Будущее Творения является причиной и движущей силой всего прошлого и всего настоящего!
  Вот он великий парадокс Торы, парадокс Творения, парадокс духовного творчества не только Господа Бога, но и любого духовного творчества человека, в котором цель Творения всегда первична и первоначальна, а процесс Творения и все его этапы, будь то в далёком прошлом, будь то в настоящем - всегда зависимы, всегда вторичны и являются следствием посталенной цели.
  Причино-следственный парадокс Торы заключается в том, что причина духовного творчества всегда первична, всегда находится в будущем, всегда по времени "отстаёт" от следствия, а следствие этого процесса всегда находится в прошлом или настоящем, опережая по времени, казалось бы, исходную первопричину. И потому еврейский народ, ради которого создан весь мир и вся Вселенная, явился на землю позже других народов, которые уже расхватали все лакомые куски земной территории и теперь смотрят на евреев, ради которых создан весь этот материальный мир, как на нежеланных пришельцев.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"