Патрик Элис : другие произведения.

Николай Гумилев - "бороться и искать, найти и не сдаваться". Поэма "Капитаны"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:


Николай Гумилев -- "бороться и искать, найти и не сдаваться". Поэма "Капитаны"

  
   Николай Степанович Гумилев (1886-1921) -- русский поэт Серебряного века, в 1910-е гг. стал одним из прародителей акмеизма. Родившись в Кронштадте, в семье морского врача, он с детства не отличался особым здоровьем и красотой. В силу обстоятельств (выход отца в отставку, болезнь старшего брата) Гумилеву пришлось сменить не одну гимназию, переезжая с семьей из Царского Села в Петербург, затем в Тифлис и снова в Царское село. Прилежания в учебе он не выказывал, но много читал, в т.ч. литературу, популярную среди мальчиков-гимназистов во все времена: о приключениях, путешествиях, географических открытиях. Первые его лирические произведения были написаны еще в возрасте 14 лет. Юный поэт восхищался символистом Валерием Брюсовым, и изданный в 1905 г. первый сборник Гумилева "Путь конкистадора" по словам самого Брюсова во многом представлял собой "перепевы и подражания, далеко не всегда удачные", хотя "по выбору тем, по приемам творчества автор явно привыкает к "новой школе" в поэзии." Стихотворения Гумилева были полны мрачноватой юношеской романтики и экзотики. После окончания гимназии он два года прожил в Париже, слушая лекции в Сорбонне, затем вернулся в Россию. В последующие несколько лет Гумилев вел очень насыщенную жизнь -- совершил несколько путешествий (Левант, Турция, Греция, Египет, Абиссиния) издавал журнал "Аполлон", издавал поэтические сборники ("Романтические цветы", "Жемчуга"), в 1910 г. наконец-то женился на Анне Ахматовой, которая до того отказывала ему в течение нескольких лет. В 1911 г. при участии Гумилева был создан "Цех поэтов" (Ахматова, Мандельштам и др.), а в 1912 Гумилев объявил о появлении нового художественного течения -- акмеизма, противопоставив его символизму. Задачей акмеизма, по мысли Гумилева, было обращение поэтов к предметности, точности слов и образов, обеспечение равновесия между метафизическим и земным. Гумилев продолжал писать ("Чужое небо"), совершил еще одно путешествие в Абиссинию, а вскоре после возвращения в Россию ушел добровольцем на фронт -- началась Первая мировая война. Он оставался в действующей армии вплоть до 1918 года, а затем вернулся в уже Советскую Россию. В августе 1918 Гумилев расторг брак с Ахматовой, уже некоторое время существовавший только на бумаге, затем снова женился -- на дочери историка и литературоведа Анне Энгельгарт, и все это время не прекращал писать ("Костер", пьесы). Вплоть до августа 1921 г. Гумилев состоял во Всероссийском союзе поэтов, читал лекции о поэтике, издал еще несколько поэтических сборников ("Шатер", "Огненный столп") и несколько пьес. Будучи человеком честным и открытым, он не скрывал своих религиозных и политических взглядов, открыто признавая себя монархистом. 3 августа 1921 г. Николай Гумилев был арестован по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре, и вскоре был расстрелян. Посмертно реабилитировали поэта лишь в 1991 г.
  

Поэма "Капитаны"

   В рецензии на посвященный ему сборник "Жемчуга" (куда входит поэма "Капитаны"), Брюсов так охарактеризовал систему образов молодого поэта: "Его поэзия живет в мире воображаемом и почти призрачном. Он как-то чуждается современности, он сам создает для себя страны и населяет им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах, -- можно сказать, в этих мирах, -- явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт; и люди в них живут и действуют не по законам обычной психологии, но по странным, необъяснимым капризам, подсказываемым автором-суфлером." Ключевое понятие здесь -- "сам создает для себя страны". Как мне представляется, Николай Гумилев принадлежал к тому небольшому числу талантливых людей, про которых говорят "родился не в то время". Выросший на приключенческих романах Райдера Хаггарда и Майн Рида, он с сожалением понимал, что время Великих открытий, время путешественников-одиночек для человечества уже позади; наступил новый, индустриальный век машин и науки. Интеллигенция, в т.ч. поэты-символисты, пыталась найти отдушину от этой повсеместной материальности в мистицизме, но для Гумилева это был не выход. Его деятельная натура жаждала новых свершений и подвигов, желала познать неизведанное, но не мистически-потустороннее, а реальное, земное, сокрытое где-то за туманным горизонтом. В этом смысле поэму "Капитаны" можно рассматривать как жизненное кредо поэта. В "Капитанах" мы находим все: тему преодоления (себя и природы), мужество и отвагу, неизбежность сомнения в авторитетах (только так можно узнать что-то новое), и цену, которую порой приходится платить человеку за тот образ жизни, что он выбирает. Как писал десятилетия спустя сын Гумилева Лев Николаевич, "радость открытий, совершаемых с трудом и риском, прославлена им как высшее проявление человеческого духа, а опасности, подстерегающие первооткрывателей заокеанских стран, казались его героям, как и ему самому, заманчивыми и увлекательными". Можно выразить основную идею поэмы, как и всей жизни Гумилева в одной фразе -- "бороться и искать, найти и не сдаваться". Наибольшую известность в России эти строчки получили после выхода романа В.Каверина "Два капитана", где стали девизом главного героя Сани Григорьева, но их первоисточник -- стихотворение "Улисс" Альфреда Теннисона.
   Сама поэма обладает чертами, типичными для поэзии Серебряного века -- она звучная (синтез смысла слов и музыкальности звучания), несколько театральная, и немного трагичная (упоминание о Летучем Голландце), несмотря на общую оптимистичную идею безграничности мира, который еще предстоит познать человечеству.
   Спектр художественно-выразительных средств языка, использованных автором, чрезвычайно широк. Во множестве присутствуют тропы -- метафоры (жемчужных скал, королевские псы, червонного золота пчелы, непрекращаемый танец волн), метонимии (быстрокрылые = корабли), гиперболы (навек недостижимы, гребни волн поднялись в небеса), сравнения (так смотрят трупы на пожарище, невыразимо и угрюмо), перифразы (смелые пенители моря = мореплаватели), фразеологизмы (высшая сила, меткая пуля, седые валы, седые мудрецы, бледны как смерть) и т.д. Использованы эпитеты -- постоянные (скачками резкими, морскую гидру, полярные моря), метафорические (дерзостный путь, охранительный свет маяков, заплеванные таверны), и т.д. Особую выразительность тексту придают аллитерации (изгибы зеленых зыбей, бунт на борту обнаружив, волны с блесками и всплесками). Использование тропов и эпитетов имеет двойное значение -- рисует перед читателем картину происходящего в мельчайших подробностях, и одновременно с этим раскрывает авторские аллюзии или скрытые смыслы. Так, под базальтовыми скалами и жемчужными подразумевается не только их цвет -- черный и белый. Белые скалы -- меловые и встречаются в определенных местах (побережье Англии, Франции), тогда как базальтовые -- в Скандинавии, на Канарских островах и в Средиземноморье. В сочетании с упоминанием полярных и южных морей уточнение видов скал (базальтовые и меловые) усиливает эффект "глобальности" происходящего, подчеркивает, что капитаны плавали повсюду. Отмечать путь "иглой на разорванной карте" означает делать на ней проколы, прокладывая путь. Карты в прежние времена выполнялись на пергаменте или очень плотной бумаге, и то, что карта оказалась разорвана, означает, что капитану пришлось прокладывать курс множество раз, в самых разных морях и океанах. Розоватые брабантские манжеты говорят о том, что капитан очень богат, т.к. брабантские кружева стоили недешево, и изготавливались в бельгийском Брабанте из особого сорта льна, имевшего розоватый оттенок. Кстати, интересно, что при описании костюма знаменитого капитана Блада неоднократно упоминаются именно манжеты из брабантских кружев. Между тем, Сабатини написал свой роман лишь в 1921 году. Очевидно, некие идеи и образы действительно витают в воздухе... А осыпающееся с кружев золото намекает на то, что капитан может быть одним из конкистадоров, добравшимся, наконец, до мифического Эльдорадо. Легенды об Эльдорадо упоминают местного царя, который осыпал себя золотым порошком и окунался в озеро, принося таким образом жертву богам. Вражьи фелуки, на которые неожиданно бросает фрегат капитан -- небольшое быстроходное судно, особо предпочитаемое средиземноморскими пиратами. Конечно, пираты во все времена нападали ради добычи не только на торговые суда, но и друг на друга. Однако вряд ли на крошке-фелуке найдешь что-то стоящее, таким образом, нападение на нее совершается не ради (или не только ради) добычи. И капитан фрегата нападает первым -- "неожиданно". Таким образом, можно предположить, что герой этой части поэмы либо капитан военного судна, в чьи обязанности входит борьба с пиратством, либо корсар -- "правильный" пират, состоящий на королевской службе. Упоминание бунта на корабле (довольно редкое явление на военном судне, но частое среди пиратов и корсаров), богатство капитана (брабантские манжеты) говорят в пользу версии о корсаре.
   Мелодия стихотворения тоже вносит свою лепту в его восприятие. Так, четвертая часть, посвященная Летучему Голландцу, действительно оставляет ощущение навязчивой тревоги, незавершенности, бесконечной гонки по волнам:

"Там волны с блесками и всплесками

Непрекращаемого танца.

И там летит скачками резкими

Корабль Летучего Голландца."

   Поэма состоит из четырех частей. В первой поэт рисует перед нами собирательный образ отважного первооткрывателя -- мужественного, сильного, "для кого не страшны ураганы, кто изведал мальстремы и мель", "ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернет паруса". Во второй части перед нами проходит череда мореплавателей: известных -- реальных и вымышленных (Кук, Колумб, Улисс, Синдбад-мореход), и безымянных (флибустьеры, скитальцы-арабы), особо подчеркнуто, что их вдохновляли на открытия мечты и грезы. В третьей части мы видим быт простых матросов в краткие периоды отдыха между плаваниями -- темнокожих мулаток, портовые драки, азартные игры... Но все это отступает на задний план, когда приходит время отплывать. Четвертая часть напоминает, что все на свете имеет свою цену, и если хочешь достичь цели -- придется платить по счетам, как и герою поэмы Летучему Голландцу, обреченному вечно скитаться за дерзкое желание пойти против законов природы. Но никакие преграды не остановят настоящего храбреца, и нет предела человеческому любопытству:

"Но всех страшней и всех таинственней

Для смелых пенителей моря --

О том, что где-то есть окраина --

Туда, за тропик Козерога! --

Где капитана с ликом Каина

Легла ужасная дорога."

  
   .
  
  
  

Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"