Патрик Элис : другие произведения.

Категория таинственного в романтическом произведении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Категория таинственного в романтическом произведении

  
   Важнейшей чертой романтизма, как литературного течения и даже образа мыслей, пришедшего на смену классицизму, является его понимание невозможности всеобъемлющего познания мира. Главной ценностью классицизма, выразителя рационалистических идей Просвещения, был культ человеческого разума, вера в то, что даже ход истории подвластен разуму. Много позже М.Булгаков сформулировал и вложил эту мысль в уста своего героя, Ивана Бездомного:
   --... ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? - Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный...
   Постепенное разочарование в этих идеалах Просвещения привело к осознанию необходимости отражать в литературных произведениях внутренний мир человека, тайные движения души, служащие причиной тех или иных поступков, и, как следствие, тех или иных событий. Сначала появился сентиментализм, не владевший еще навыками описания психологических нюансов поведения людей, все ограничивалось утрированным изображением внешнего выражения чувств -- восторга, умиления, трагического разочарования и т.д. Пришедший на смену романтизм руководствовался следующими постулатами:
   -- полные знания о материальном устройстве мира человеку принципиально не доступны, но именно благодаря этому люди обладают способностью к творчеству, с помощью своей фантазии могут пренебречь жесткими рамками законов природы, совершать открытия и создавать произведения искусства;
   -- дух важнее материи, человеческое духовное начало выше и достойнее, чем осязаемый окружающий мир;
   -- непосредственное изображение действительности не эстетично. В классицизме критерием эстетической ценности была "ясность", для романтизма эта однозначность и очевидность чересчур прямолинейны и грубы, мир прекрасен лишь "под вуалью", оставляющей возможность для идеализации;
   -- кроме реальной действительности существует прекрасный недостижимый идеал. В самой основе романтического мироощущения лежит это "двоемирие" -- ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Именно здесь кроется причина появления "романтического героя" -- персонажа с глубоким внутренним миром, но одинокого и непонятого окружающими, людьми, которые не способны оценить скрытые глубины и красоты его души.
   И здесь мы подошли к одной из основных категорий романтизма -- категории таинственного. Таинственное -- это и литературный прием, и неотъемлемая часть самой идеологии романтизма, будь то литературное течение, или способ восприятия жизни.
   Поскольку идеал по определению недосягаем, познать его в полной мере тоже невозможно, "идеальное" в какой-то мере означает "чудесное", "таинственное". Несоответствие идеалов реальной действительности вызывает у романтиков понятное желание уйти в мир субъективных переживаний, противопоставить прозе жизни нечто прекрасное и воображаемое, отсюда -- непреодолимый интерес ко всему необычному, загадочному и таинственному. Недостаточные знания психологии, которая даже в наше время не в состоянии "разобрать душу по винтикам", способствовали укоренению в общественном сознании представления о том, что наша душа -- тайна. Писатели приходили к мысли, что тайны мира и тайны человеческой души неразделимы. Таким образом, основой искусства становилось не объективное художественное отражение действительности, а субъективный произвол творческого воображения и эмоций писателя. Достигнуть этого можно было лишь одним путем: изображать исключительные события, происходящие в необычайной обстановке, не ориентируясь на какие-либо каноны, нормы или правила творчества. Вот здесь-то таинственное и начинает выступать в качестве литературного приема.
   Таинственное зачастую являлось сюжетообразующим фактором, что весьма характерно для жанра романтической фантастической повести, это:
   -- произведения, где художественный мир ирреален, т.е. таинственные и чудесные событий не объясняются естественными законами ("Вечера на хуторе близ Диканьки");
   -- произведения, где художественный мир псевдо-ирреален, т.е. все таинственное можно объяснить естественными причинами (Одоевский "Привидение", "Городок в табакерке");
   -- произведения, где таинственное и чудесное имеет право на существование наряду с обычной жизнью, все события допускают как реальные, так и сверхъестественные объяснения (в западной литературе это повести Вашингтона Ирвинга, в русской -- "Пиковая дама" Пушкина).
   Часто встречающийся, и очень важный в романтической литературе элемент -- таинственные сны. Они могут иметь сверхъестественное происхождение, представляя собой посланные свыше видения, помогающие герою добиться своей цели, или же являться своего рода психологическими интроспекциями, в которых герой получает необходимые ответы от внутреннего "я". Сюда же можно отнести странные ощущения и необычные мечтания, с определенной долей вероятности объясняющие фантастические происшествия, но не отрицающие их полностью.
   Таинственное присутствует и как составная часть трагической коллизии, столь свойственной романтизму (трагизм преступлений против чести и совести, гибель любви, красоты и духовности под воздействием пошлости и обыденности). Оно может быть эстетически безобразным, как таинственные мертвецы-грешники, поднимающиеся из могил у Гоголя, или загадочно-притягательным, как ночные тени и птицы, таинственные видения и вообще большинство событий, происходящих под покровом ночи.
   Введением в свое произведение элемента таинственности писатель-романтик позволяет читателю ощутить чувство избранности, сопричастности некой тайне. Это вызывает желание полностью погрузиться во внутренний мир героев, чтобы понять причину их нравственных метаний, иногда даже представить себя на их месте, и задаться вопросом о собственных вероятных действиях в аналогичной ситуации. Романтические таинственные произведения не требуют настоящей веры в реальность сверхъестественного, но вызывают у читателя эффект эмоционального приобщения к этой атмосфере чудесного.
   В заключение можно добавить, что используя категорию таинственного, писатели-романтики способствовали развитию психологизма в литературе, помогая нам постичь все сложности внутренней жизни личности и человеческих устремлений. Таинственность оказалась превосходным художественным средством, позволяющим отразить движения человеческой души.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"