Павлов Алексей : другие произведения.

Театр кабуки и Мир Шиноби

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда писал "Повесть о тропе" пришлось глубоко залезть в такое явление как японский театр кабуки. Не пожалел, но для комментария пришлось делать отдельный файл...


   Театр кабуки и Мир Шиноби
  
   История Узумаки Наруто притягивает к себе не только разнообразием хорошо прописанными героями, вплоть до второстепенных, но также своим многообразием и яркостью. Это живой мир, в котором Кишимото-сенсею удалось органично соединить фантастические описания шиноби с множеством неброских элементов быта реальной Японии - причём так, что для гайдзина они остаются неочевидны до тех пор, пока не приглядишься поближе. Одним из таких элементов (к моему немалому удивлению, кстати) является театр кабуки. Причём практически с первых глав и серий - помните, как Наруто снимался на документы? В тут он подражал именно актёрам этого жанра. Да и вообще, многие приёмы аниме имеют аналоги в театре...
   Текст ниже содержит информацию по этому культурному феномену в реальной жизни, а также мои размышления о возможном развитии кабуки во вселенной Кишимото-сенсея. В конце приведены ссылки на сайты, где можно посмотреть дополнительную или более подробную информацию. Части текста, написанные курсивом, увязывают особенности кабуки с реалиями Мира Шиноби. Жирным шрифтом выделены важные термины.
   Желающие могут ограничиться идущим в начале словариком. Для разминки мозгов можно при прочтении прикинуть, в каких аниме вы встречали похожие элементы. Начинать советую с классики...
  
   Терминология кабуки
   Общие термины:
   Дзидай-сэва - стиль исторических пьес
   Дэгатари или дэбаяси - танцы. Жанры пьес, в которых они исполняются, разные, но в чём различие, я к своему стыду не нашёл
   Ки-сэва - стиль современных пьес (для эпохи Эдо современных)
   Короси-ба - сцена убийства
   Курого - работники сцены, "невидимки", меняющие реквизит
   Мавари бутаи - вращающаяся сцена
   Миэ - фиксирование позы в кульминационный момент действия или при первом появлении важного персонажа
   Моногатари - синопсис, монолог
   Одогу - декорации
   Серидаси - люк на сцене, из которого внезапно появляются боги, чудовища и т.п.
   Сутан-ба - сцена расставания
   Сэмэ-ба - сцена терзаемой невинности. Хороших молодых людей жестоко убивают, обычно до смерти.
   Таю - сказитель, исполнитель моногатари. Голос за кадром.
   Томбогаэри - сальто в прыжке
   Ханамити - подиум-авансцена. Название означает "цветочная тропа" или "дорога цветка"
   Хикинуки - молниеносное сдёргивание костюма, под которым оказывается другой костюм
   Хинори - "красная паста", искусственная кровь. Полный набор спецэффектов!
   Эн-кири - сцена разрыва между двумя любовниками; обычно заканчивается убийством героини, которую подозревают в измене, хотя по сюжету она, в силу величия своей души, пыталась спасти честь своего любовника и принесла себя в жертву ради него. Японская драма, что вы хотите!
   Яку-гара - актёрское амплуа. Как в любом японском театре, чётко классифицированы по типажам и легко узнаваемы.
  
   Мужские амплуа:
   Татэ-яку - положительный мужской персонаж, герой. Выделяются основные типы:
   Арагото - боец с необыкновенной силой. Если вы видите чудилу мачо, одетого абы как очень оригинально и машущего здоровенным дрыном большим мечом - перед вами классический арагото.
   Вагато - утонченный красавчик, прекрасный любовник и романтический герой. Бисенён, короче говоря.
   Дзицугото - мудрый, честный, стоический мужчина. Рыцарь без белого коня, в аниме обычно не выживает. Да и в жизни как-то...
   Докэ-гата (саммаймэ) - клоун, комический персонаж-дурачок. Бака, он и в театре бака.
   Отоко-датэ - смельчак, сражающийся простолюдин. Сюда же относятся и "благородные разбойники".
  
   Катаки-яку - отрицательный мужской персонаж, злодей. Основные типы:
   Дзицуаку - мерзкий проходимец, злодей, редиска. Возможность с полным осознанием правоты набить кому-то наглую морду.
   Ироаку - отрицательный персонаж, имеющий облик утонченного красавца. Бэдгай как он есть.
   Кугэаку - благородный человек из знатной семьи, из-за сложившегося положения вынужденный совершать плохие поступки. В анимешных сюжетах отличный материал для перевоспитания.
   Хандокатаку - дурак, шут, отрицательный комический персонаж. Сколько таких слилось в первой же серии... и продолжило упорно лезть, куда не просят.
  
   Прочие амплуа:
   Вакасю-гата - соперник героя, красивый молодой человек, слащавый и воинственный. Мажор, в общем.
   Ко-яку - дети. Вот так не ждал, не гадал, а они уже тут.
   Оядзи-гата - старик, обремененный летами и опытом. Комментарии излишни.
  
   Женские амплуа:
   Возраст персонажа задаёт ролям онна-гата дополнительную классификацию:
   Мусумэгата - исполнители ролей девушек.
   Вакаоннагата - исполнители ролей молодых женщин и принцесс.
   Тосима - исполнители ролей женщин среднего возраста.
   Фукэояма, более современное касягата - исполнители ролей пожилых женщин или монахинь.
   За исключением детских ролей, возрастное амплуа не имеет отношения к биологическому возрасту актёра. Нередки случаи ветеранов-мусумэгата, исполнявших роли 18-19-летних девушек вплоть до 70-летнего возраста.
  
   Положительные женские персонажи:
   Мусумэгата - знаю, что повтор, но это и типаж невинной девушки, инженю. Лолей нет!
   Ниобо - жёны, а также женщины-придворные.
   Сэва-ниобо - покорная и кроткая жена купца. Заготовка для трагической судьбы главного злодея.
   Онна-датэ - одна из разновидностей женщин, владеющих искусством мечного боя. Женский (часто пародийный) вариант отоко-датэ. Есть в любом гаремнике.
   Онна-будо - женщина-воительница по положению/рангу или характеру, способная сражаться наравне с мужчинами. В аниме основной объект фансервиса.
   Вне театра типаж тоже довольно распространённый, но в быту значение более конкретно - онна-бугэйся означает не просто дочь самурайского рода, обученную приличествующим боевым искусствам, а именно женщину-воина, имеющую реальный боевой опыт.
  
   Отрицательные женские персонажи (онна-но-катакияку)
   Их множество, в зависимости от типа пьесы, в том числе:
   Акахимэ - роковая красотка из знатной семьи. В театре обычно одета в красное платье. В аниме у них другие... гм... достоинства.
   Акуба - злобная и хитрая дама средних лет, женщина-вамп. Занимается вымогательством, шантажом или мошенничеством. Редиска женского пола.
   Докуфу - как и акуба, дама в возрасте, но куда более серьёзная. Отравительница. Именно такие в анимешках часто оказываются на месте главной злодейки.
   Кэйсэй - femme fatale из низов. Известная куртизанка.
   Онна-но-докэяку также докэгата - "клоунессы", женские комические персонажи. Вот эти в аниме встречаются нечасто.
  
   Жанры пьес кабуки:
   Гэза-онгаку - драма с диалогами. И под музычку...
   Дзидай-моно - историческая пьеса. Драма (а как иначе-то, с историей?).
   Кайдан-моно - истории о привидениях. Ужастик.
   Ойё-моно - трагедия из жизни знаменитых людей прошлого или родовых столкновений между домами вельмож.
   Сэва-моно - трагедия, любовь и долг среди среднего класса. Мелодрама.
   Сёсагото - танцевально-драматические пьесы.
   Сиранами-моно - истории о разбойниках. Боевичок.
   Кацурэки-моно - историческая пьеса с элементами достоверности. Так сказать, "основано на реальных событиях".
   Дзангири-моно - пьесы про изменения, происходящие в повседневной жизни под влиянием прогресса и знакомства с Западом. Интересно происхождение названия: "дзангири" означает короткую стрижку, которые указом императора пришли на смену запрещённым самурайским косичкам и выбритым макушкам. В реалиях Мира Шиноби жанру дзангири-моно будут соответствовать пьесы про изменения с началом эры Великих Селений. Даже название может быть аналогичным - ведь в новые времена социальная стратификация стала размываться, так что развелось масса народу, стриженного "не по чину".
  
   Общие сведения
   Кабуки - самый молодой из видов театра в Японии, а также наиболее демократичный и прогрессивный (по меркам до прихода "чёрных кораблей", конечно). Шагнув с ярмарочных подмостков, до эпохи Мейдзи он имел статус, близкий к европейским опереттам и мюзиклам -использующий сюжеты из жизни, порой злободневный и всегда яркий. В эпоху Токугава слово "кабуки" обозначало всё необычное, экстравагантное. Впоследствии для имени театра было подобрано омонимическое написание иероглифами: ка (песня), бу (танец) и ки (мастерство). Таким образом, буквальный перевод - "Мастерство пения и танца".
   Тем не менее, театр всё же скорее простонародный, так что его актёры относятся к категории якуся (в переводе актёр, лицедей). В японском также есть термин хайю, со сходным смыслом, однако считающейся более пафосным. Хайю более древнее слово, оно восходит ко временам Хэйан, когда исполнение представлений при дворе перестало быть прерогативой священнослужителей. "Якуся" вошло в обиход значительно позже; этот термин распространяется также и на работников сцены западных стилей.
  
   Все классические роли кабуки, как женские, так и мужские, исполняются только мужчинами. Однако считается, что создательницей этого театра была женщина, по имени О-Куни. Ее отец, кузнец, был прикреплен к храму Идзумо, где она сама, вероятно, была жрицей и танцовщицей (мико). В старинных магических действах танцу отводилась особая колдовская роль, и О-Куни с какого-то времени была известна благодаря своему таланту исполнительницы ритуальных танцев. В Киото сложился обычай в засушливое время года возводить в русле реки Камо или рядом с храмом Китано подмостки, на которых исполнялся буддистский танец нэмбуцу-одори.
   Первоначально это были простые движения, сопровождаемые псалмодическим повторением имени Будды под ритмические звуки гонга, затем постепенно костюмы и пение начинают приобретать большую значимость. О-Куни и ее муж, ставший актером кёгэн самурай без хозяина (ронин) Нагоя Сандзабуро, встреченный ей в Киото в 1601 году, заменили представление храмовых танцоров своим ритуальным спектаклем. О-Куни привлекла профессиональных актеров и актрис; сама играла роль мужчины, заткнув саблю за пояс. Вскоре инициатива набрала такую известность, что сегуны приглашали их для представлений.
   В этой части, скорее всего, история обоих миров примерно совпадает. Разве что мужем основательницы скорее был шиноби без клана, привлекали к постановкам не только актёров, но и пользователей чакры, а срок основания может отстоять от времени канона немного больше - к моменту появления Кагуи культура будущих Пяти Стран в основных чертах уже сформировалась, последовавшая опустошительная война Принцессы-Кролика с сыновьями несомненно катастрофически убавила население и на века заморозила развитие культуры, тем более массовой. Попросту не имелось ни достаточно публики, а средства на оплату представления для небольшой аудитории имелись только у элиты, по определению не слишком многочисленной. Были и другие моменты, негативно влияющие на развитие общества в целом и искусства в частности.
   В Мире Шиноби централизация власти по факту началась только с появлением Великих Стран, заключивших договора с гакуресато, так что этот фактор социального прогресса отсутствовал. То же, кстати, касается и такого рекламного ресурса, как персональное внимание верховного правителя, каковым для Японии того времени был сёгун; простой даймё, пусть и богатый - это всё же не то. С другой стороны, и притока средств из колоний как, как в Европе, тоже не имелось, так что и с излишками ресурсов было слабовато. Тем не менее, несмотря на ориентацию технологического прогресса на военном направлении, успел сформироваться кинематограф, причём даже цветной и звуковой, на середины годов двадцатого века (да, тогда уже тоже было цветное кино, хотя процесс был куда более трудоёмким - приходилось снимать на несколько плёнок, чувствительных к разным частям спектра, а потом сводить всё вместе). Т.е. обычный театр уже перестал полностью удовлетворять потребности публики.
   Из-за тормозящих факторов я поставил бы на то, что кино потихоньку развивалось да действующего уровня где-то век-полтора, считая от первых плёнок типа аттракциона братьев Люмьер - в том числе потому, что ничего подобного Голливуду на континенте просто не могло появиться, пока Пять Великих Стран и их Селения более-менее не урегулировали политическую обстановку и не воцарился относительный, но мир (т.е. на момент канона, скорее всего, как раз имеет место период бурного роста).
   Кабуки же в данной интерпретации появился после того большая часть кланов и иных оплотов шиноби окрепла настолько, что появились "лишние люди", слишком слабые для новых стандартов чакраюзера. Таких, естественно либо отправляли на агентурную работу, либо вообще выбрасывали в свободное плавание с одним только базовым обучением. Естественно, им приходилось искать новую работу... и вряд ли все выбирали продолжение карьеры шпиона и убийцы. Тем более что в храмах и монастырях пусть слабые, но настоящие чудотворцы всегда были ко двору. Так что едва плотность населения после чудачеств Кагуи восстановилась достаточно, чтобы имело смысл показывать шоу не только богачам и вельможам, появился и "народный" театр. Я бы поставил лет на пятьсот до эры Великих Селений, т.е. где-то в пятом веке от правления Рикудо.
   Однако взлёт оказался недолгим. Если сама О-Куни как жрица пользовалась уважением, то ее партнерши происходили исключительно из мира удовольствий. Это не могло не отразиться на исполнении танцев: яркие костюмы, насыщенные драматизмом (а иногда и эротикой) истории, музыка, исполняемая флейтами, барабанами и особенно сямисэном и становившаяся все более чувственной, -- все возбуждало зрителей и способствовало возникновению беспорядка. Онна-кабуки стремительно мутировало в юдзе-кабуки, "театр куртизанок".
   В итоге в 1629 году сёгун Иэмицу запретил любое присутствие женщин на сцене: отныне женские роли должны были исполняться мужчинами. А вскоре было запрещено и выступление юношей - так же по причине превращения вакасю-кабуки в рассадник мужской эротики и проституции. Впрочем, окончательно это проблему всё равно не решило, в силу чего женские амплуа онна-гата были запрещены до 1652-1653 гг., да и после этого долго подвергались жесткой цензуре. Запрет же на актрис просуществовал в течение трех веков и был отменён только в 1907 году под давлением вернувшегося с Запада принца Сайондзи. Появление женщин на сцене окончательно было разрешено несколькими годами позже благодаря основанию в 1911 году Императорского театра, который открыл перед ними свои двери. Но тем не менее и сегодня на сцене классического театра кабуки участие женщин не допускается. Этот театр развивался без их участия, сформировав традицию яро-кабуки. Превалировавший в раннем кабуки танец уступил свои позиции драматическим постановкам.
   Следует заметить, что в Мире Шиноби даже на момент канона центральная власть отсутствует как факт, так что полный запрет вероятен не более, чем в Европе, где в какой-то момент слова "актриса" и "содержанка" в общественном сознании были практически синонимами. Тем не менее, не стоит недооценивать упорство носителей восточного менталитета. Так что вполне вероятно выделение юдзё-кабуки в отдельную ветвь развития, ставшую вотчиной гейш и иных примкнувших элементов - как экзотические танцы и стриптиз выросли из фривольного канкана и танца живота.
  
   Структура кабуки окончательно сложилась, когда Намики Сёдзо (1730--1773), знаменитый драматург Осаки, использовал вращающуюся сцену (мавари бутаи). Декорации, приготовленные заранее, могли, таким образом, быстро меняться в тот момент, когда зал погружался на мгновение в темноту. К тому же люк (серидаси) позволяет сверхъестественным персонажам появляться или исчезать как по волшебству. Таким образом, проблема смены действия оказалась почти полностью решенной. Оставалась только проблема переодевания и замены реквизита, но эту проблему решили не механизмы, а люди. Облаченные в черное, ассистенты (курого) молча, словно тени, скользят по сцене среди декораций между одетыми в яркие костюмы актерами. Неизвестно, в силу традиций, привычки или оптических эффектов, но во время спектакля на них никто не обращает внимания, словно не видят. Очевидно, в мире шиноби "словно" вполне можно опустить. Да и технические приёмы с применением чакры наверняка становятся куда более разнообразны, пусть даже работники сцены не дотягивают до стандартов шиноби. С другой стороны, именно с помощью театральных трупп можно весьма эффективно отыскивать потенциальные таланты. Кто знает - не встреть Хаку нукенина с большим мечом, через несколько лет та же Теруми Мэй могла бы в интересах Тумана торговаться за контракт многообещающего онна-гата ...
   Мировой шоу-бизнес из кабуки заимствовал не только вращающуюся сцену, но и подиум (ханамити - "цветочная тропа"). Последний вообще является своего рода изюминкой этого театра, вынося часть действия прямо в зал и усиливая взаимодействие со зрителем. Однако, в отличие от современных модных домов, ханамити устанавливается не по центру, а с краю сцены; в некоторых случаях в зал выходят сразу два помоста, и по ходу пьесы действие может идти одновременно параллельно на обеих "тропах", причём синхронизированно.
   Расцвет театра кабуки относится к концу XVII века, в начале XVIII столетия можно говорить о начале упадка, упадок можно объяснить популярностью в то время театра кукол (дзёрури). Золотой век кабуки начался около 1740 года, когда совершенствование технических приемов и актерского мастерства позволило театру освободиться от подражания пластике кукольных движений, которой он долго увлекался, не утрачивая, тем не менее, своей первоначальной простонародности. Как следствие кабуки благополучно дожил до 1920х годов, когда в Японии начало набирать популярность кино. После Большого Землетрясения в Канто значительную часть активов кабуки откупили японские киноконцерны. Впрочем, в результате у театров появились деньги на восстановление, а актёры и до того часто работали ещё и в кино. Собственно говоря, первые фильмы в Японии снимали именно по канонам кабуки. Но с начала 1920х гг. театральная стилистика стала вытесняться более реалистичным стилем сингэки, где, в частности уже снимались и женщины.
   В Мире Шиноби с высокой вероятностью процесс не был столь активен - в том числе потому, что никакой культурной интервенции из-за морей нет в принципе. Кинематограф Пяти Стран, соответственно, имеет куда более тесную связь с "родным" театром - тем более, что постановки кабуки по зрелищности и у нас-то куда более соответствуют возможностям киносъёмки, чем первые поделки Голливуда, а там и со спецэффектами было бы куда меньше проблем. Принцип тот же, что в реальном мире имел место со звукозаписью, долгое время тиражировавшей выступления знаменитых певцов, потом эстрадных исполнителей, и так пока не появилась электронная музыка, ставшая уже самостоятельным видом искусства. Так что новый кризис конкуренции настиг кабуки, скорее всего, как раз к моменту Третьей Войны.
  
   Как любое сообщество в азиатском стиле, кабуки имел довольно сложную иерархию. Во главе труппы стоял дзагасира ("глава театра"), дальше по убывающей: муруй ("несравненный"), сингоку-дзёдзё-кити ("действительно лучший из хороших"), дайдзёдзё-кити ("большой лучший из хороших"), кодзёдзё-кити ("малый лучший из хороших"), дзёдзё-кити ("лучший из хороших"). Актёры седьмого ранга составляли многочисленное, но отнюдь не последнее звено в иерархии. Лицедеям последнего разбора приходилось играть роли типа задних ног лошади - да, выводить на сцену "скакуна", составленного из двух человек, тоже придумали в кабуки! Под настоящими лошадьми подмостки проламывались. Ну а полные залётчики могли загреметь и в ряды курого, изображавших на сцене невидимок.
   Большая часть актёров потомственные, причём существуют целые династии, в которых по наследству передаётся не только мастерство, но и имя с добавлением числительного. Нередко эти фамилии имеют даже собственные эмблемы - естественно, никоим образом не совпадающие с монами реальных знатных родов. Отсюда довольно любопытная традиция кабуки: при исполнении роли самурая или вельможи, в качестве герба используется (наносится на одежды, например) эмблема династии актёра. Это придаёт представлению дополнительную глубину, весьма приветствуемую зрителями, и притом снижает напряжение со стороны аристократов.
   Амплуа (яку-гара) по наследству, в общем, не передаётся - талант дело не настолько предсказуемое; исключением, подтверждающим правило, являются исполнители онна-гата - исполнители женских ролей, требующих несколько специфической подготовки. Строго говоря, и наследование в династиях актёров не всегда идёт по крови, скорее правилом является усыновление перспективных детей. В Мире Шиноби, впрочем, это может быть не совсем так, если некоторые роли (к примеру, демонов, ёкаев или тех же шиноби) требуют хотя бы минимального владения чакрой, а то и простейшими дзюцу. Кроме того, показанный в каноне уровень ирьедзюцу обеспечивает возможность вмешательства в развитие организма, позволяя заранее подгонять будущего актёра под определённый фенотип, а то и обеспечивать его передачу по наследству... хотя стоить это, конечно, будет немало, и не факт, что деньгами. Хошигаки Кисаме подтверждает!
   Следует заметить, что к своему мастерству актёры в Японии относятся очень серьёзно, вплоть до того, что исполнители "боевых" ролей на полном серьёзе осваивают кендзюцу и единоборства - существуют даже специальные школы, где ставят именно театральное фехтование. Принципы в нём довольно серьёзно отличаются от боевого, ведь во главу угла ставится не максимально быстрая и эффективная победа над противником, а взаимодействие с партнёром по сцене с целью создания впечатляющего зрелища (если кому интересно, японский взгляд на постановочные бои коротко и понятно охарактеризован в главе 247 манги "Skip Beat!"). Желающим полюбоваться на результат рекомендую погуглить на Ю-Тьюбе ролик по словам "кабуки битва с тенью". Честное слово, не в каждом "боевом" аниме такое покажут!
   И это не единственный пример хорошей физической подготовки японских актёров. В числе классических сценических приёмов кабуки входит, скажем томбогаэри - сальто в прыжке. Фиксированные позы миэ также требуют немалого чувства равновесия. Хикинуки - мгновенное сдёргивание костюма, под которым оказывается другой (а вы думали, откуда взялся этот штамп в аниме?) - вроде бы и не слишком нагружает мышцы, но как насчёт требуемой координации движений, причём не только чтобы сменить наряд, но и до того ходить в нём!
  
   Эстетика кабуки
   Важный элемент театра кабуки -- музыка, которая служит основой для драмы с танцами (дэгатари или дэбаяси в соответствии с жанром) или является контрапунктом в драме с диалогами (гэза-онгаку). Главным инструментом здесь является сямисэн, струнный инструмент, нечто вроде мандолины с меланхоличным звуком. Флейта и ударные инструменты сопровождают пение, подчеркивают повороты действия и воссоздают звуки природы -- ветер, дождь, глухой шум потока.
  
   Костюмы кабуки первоначально представляли собой обычную одежду, принятую в повседневной жизни. В эпоху Эдо актеры должны были лично отвечать за них, как в финансовом отношении - они брали на себя все расходы - так и с точки зрения художественности. Вполне естественно, что они щедро расходовали деньги, для того чтобы добиться значительного результата. Так появляется мода, люди начинают подражать вкусу служителей театра. Сегодня костюм является составной частью роли, так как театр кабуки с 1868 года превратился в своего рода историческую достопримечательность, свидетельство завершившейся эпохи, всегда высоко ценимое. В Мире Шиноби до казённых нарядов дело, конечно, ещё не дошло. Впрочем, учитывая возможность "доработки" костюма с использованием чакры, да и подгонки наряда для возможных акробатических номеров, сценическая одежда действительно становится делом крайне индивидуальным.
  
   Особыми "фишками" кабуки являются "язык поз", миэ, с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа; а также грим кэсё, привносящий необходимую стилистику персонажу, делая его легко узнаваемым даже для не искушённых в театральном искусстве зрителей. Рисовая пудра используется для белой основы грима, в то время как кумадори подчеркивает или усиливает черты лица актёра, для создания "маски" животного или сверхъестественного существа. Дикую раскраску (как, кстати, и пафосные позы) снимавшийся на документы Наруто явно брал прямо оттуда. Впрочем, малолетка явно имитировал внешнее, без понимания смысла... в отличие от Джирайи.
  
   Кумадори ("нанесение полос на лицо") является, пожалуй, самым узнаваемым элементом кабуки.
   Кумадори - грим маскообразный; поскольку он похож на образцы грима ляньпу, существует версия что в реальную Японию его приёмы и техника пришли из Китая,. Отсюда своеобразные причудливые черты морщин, бровей, губ, подбородка, щек и др. Бороды тоже имеют стилизованный характер. Они отличаются причудливыми острыми с надломом линиями и изготавливаются по принципу китайских.
   Кстати говоря, яркие, контрастные тона и широкие мазки кумадори имеют вполне логическое объяснение: в старые времена выступления в закрытых помещениях или в вечернее время происходили при довольно тусклом и неверном свете факелов, в лучшем случае масляных ламп. Естественно, в таких условиях мелкую, близкую к натуральным чертам лица окраску никто бы просто не разобрал. В европейском театре было то же самое, но технический прогресс внёс свои коррективы. А вот японцы традицию сохранили, тем более что имелся и иной мотив - характерным сценическим приёмом в кабуки является возможность поменять грим прямо на сцене. Опытный актёр мог, например, не удаляясь за кулисы, прорисовать "вздувшиеся от гнева" вены на висках. А некоторые роли в определённых местах требовали... высунуть язык! Причём не просто показать его всем, а чтобы он был, скажем, чёрный. Известны случаи, когда актёры, чтобы изобразить налитые кровью глаза, капали краску и в них... Печальным следствием такой практики, кстати, стало то, что долгое время профессиональным заболеванием исполнителей было отравление той самой краской или же хорошо ложившимся на кожу свинцовыми белилами.
   Раскраска носит символический характер. Кумадори соответствует амплуа. Так, например, актер, гримируясь для героической роли, на общий белый тон лица наносит красные линии; исполняющий роль злодея на белом токе чертит синие или коричневые линии; играющий колдуна на зеленый тон лица наносит черные линии и так далее. По цвету кумадори в целом разделяется на три большие группы: красный оттенок символизирует справедливость, страстность, смелость, сверхчеловеческую силу, синий (фиолетово-синий) -- хладнокровие, злость, безнравственность, трусливость, иногда сверхъестественное происхождение, черный и коричневый -- божественность, потусторонность. Кроме того, существуют специальные расцветки грима фудокума и кумадори, используемые для отображения животных: сисигути, цути-гумо и др.
   На http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st054.shtml можно ознакомиться с различными видами кумадори. Слева направо: а) Ханкума, Нихонкума, Мукимикума. б) Дзарэкума, Вараикума, Сарукума. в) Цутигумокума, Кугэарэ, Ханнякума. г) Тандзэнкума, Каэнкума, Судзикума.
   Желающие могут попробовать сопоставить описанные колера с конкретными персонажами "Наруто". Стоит только отметить, что изменения пигментации в "режиме отшельника" показывает, что возможность изменения пигментации живой кожи для кумадори даже при слабом владении чакрой и минимальном знании ирьедзюцу намного расширяет арсенал сценических приёмов. Если же вписать возможность изменения пигментации в зависимости от условий в геном, то потомственные актёры смогут "перерисовывать" лица прямо на ходу. И может, к примеру, служить объяснением цветных полос Джирайи, в режиме отшельника действительно разрастающихся в полноценную маску. Причём, судя по тому, что размер линий в "базовом" варианте менялся с возрастом, можно предположить, что эта особенность генома раскрывалась по мере взросления к моменту, когда "цветок стиля" уже должен начать распускаться - говоря попросту, когда потенциальный актёр дорастёт до требующих живого узора ролей.
  
   Костюм актера не был бы полным без парика, иногда просто копирующего обычную прическу, которую носили в прошлом, а иногда парик как узнаваемая черта персонажа принимает экстравагантный вид при движении головы актера. К примеру, белый хаер Джирайи сильно напоминает слегка укороченный парик для роли... льва. Которой, кстати, обычно соответствует преимущественно красная расцветка кумадори. Это к вопросу о наследственности актёров и возможном происхождении Жабьего Сеннина...
  
   Интересно, что "полосами" раскрашивают только исполнителей мужских ролей. Для женских амплуа грим куда более реалистичен - фактически, он мало чем отличается от используемого теми же гейшами. Некоторая утрированность черт объясняется той же причиной, что и у кумадори - невысокая яркость освещения во времена создания театра.
   Собственно, феномен онна-гата или ояма, женские роли, исполняемые мужчинами, известен ничуть не меньше кумадори. Запрет на участие женщин в Кабуки отменён более ста лет назад, но неоднократные попытки ввести в спектакль традиционного театра актрис поддержки у публики не встречали. И дело тут не только в традициях, но и в реально высоком мастерстве актёров, добивающихся-таки решения очень необычной задачи - стать в роли воплощением противоположного пола. Онна-гата так умели перевоплотиться в женщину, стать женственнее женщины, что на протяжении веков (ещё до всякой американизации) они были законодателями дамских нарядов, причёсок и т.п. В прежние времена от оннагата требовалось и вне сцены держаться и одеваться по-женски, чтобы не выходить из образа. Но не стоит думать об извращениях - всё это не мешало актёрам женского амплуа обзаводиться семьями, иначе не возникали бы знаменитые династии онна-гата, такие как Накамура Утаэмон или Оноэ Байко.
   После реформ периода Мейдзи женщин допустили на сцену (хотя некоторое участие женщин на сцене встречалось и до официального разрешения -- к примеру, дочери известного актёра Итикавы Дандзюро IX, как минимум с 1881 года помогали отцу в качестве ассистентов сцены и на самых маленьких ролях), что привело к возрождению женщин-актрис кабуки и даже полностью женских трупп. Тем не менее, женская игра не смогла заменить для большинства зрителей отточенной за века стилизации онна-гата - Кабуки-дза (один из наиболее старых и известных театров) остался вотчиной мужчин.
   После проникновения в Японию кинематографа в конце XIX века, онна-гата расширили свою артистическую деятельность и на женские роли в фильмах. Это, однако, продолжалось лишь начала 20х годов ХХ века, когда на позиции кабуки начал наступление реалистичный стиль сингэки, принимавший на роли женщин - это, в частности, вызвало акцию протеста актёров-оннагата на киностудии "Никкацу" в 1922 году. Со временем, всё, конечно, устаканилось - существует ряд примеров, когда актёры-оннагата, оставаясь в этом качестве на сцене театра, добивались успеха в кинематографе уже в мужском амплуа -- к таким, в частности, относятся звёзды японского кино 1950--1960-х годов Кадзуо Хасэгава и Окава Хасидзо II.
   Об уровне подготовки онна-гата говорит, к примеру, то, что уже в современную эпоху Накамура Утаэмон VI (1917--1991) с 1968 года носил звание Живого Национального Сокровища Японии в своей категории.
   Если Забуза озаботился актёрской подготовкой своего "оружия" (а на то очень похоже), то странно не то, что Наруто обманулся - удивительно, что Саске умудрился распознать в Хаку парня. Невольно возникает мысль, что фикописцы правы насчёт предпочтений последнего Учиха; в конце концов, его первым интимным впечатлением был надругавшийся над детским мозгом Итачи... И дочь тут не аргумент, а исполнение долга по возрождению клана -практически весь канон Саске полностью игнорит всех доступных девушек, а ко временам "Боруто" вечно шляется невесть где. Наверное, чтобы семья не доставала...
  
   Ссылки на источники:
   http://www.japanrai.com/culture/71-culture/theaters/1302-kabuki
   http://dreamworlds.ru/intersnosti/8907-japonskijj-teatr-kabuki.html
   https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/82591
   https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1843426
   https://www.youtube.com/watch?v=mkBgyHy3Swg
   а также иные сайты и странички, содержащие интересные детали, по которым я пробежался, а вот сохранить, увы, забыл. Желающие могут погуглить сами.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"