Аннотация: Статья о романтизме и некоторых его особенностях. Написана на основе учебной литературы, диссертаций и моих скромных знаний.
Что такое романтизм? Преобладание чувств над долгом и разумом, индуализированность героев, динамичный пейзаж, оттенок экзотики и мистики - вот, как охарактеризует это направление в культуре конца XVIII - начала XIX любой среднестатистический школьник и будет не так уж и не прав. Разумеется, определение романтизма куда более сложное и длинное, но основные акценты расставлены верно.
В своей работе я хотела бы разобраться с экзотикой и мистикой в романтизме, но больше всего с его фольклорными и историческими основами.
Именно в эпоху романтизма у писателей, художников и композиторов просыпается интерес к народным фольклору и истории. Со времен Возрождения не утихал интерес к античности, древней истории и мифологии, но оставалась неосвещенной тема истории и преданий родной земли. Интерес этот зарождается раньше самого романтизма, достаточно вспомнить "Поэмы Оссиана" Макферсона, но широкое распространение народная тема получает лишь с приходом романтиков.
Стоит отметить, что и об античности они не забывали. Сюжеты мифов Греции и Рима, а также экзотика Востока остаются в литературе, но основной акцент писатели отныне делают на прошлое своей страны, историю своего народа.
Отчего происходит углубление в прошлое? Неудовлетворенность окружающей действительностью, разочарование в Великой Французской Революции, нищета отдельных регионов европейских стран. Разочаровавшись в действительности, романтики ищут духовную опру в прошлом, открывая принцип историзма в культуре. Благодаря произведениям романтиков люди чувствовали себя увереннее, ведь могли ощутить себя частью народного целого, звеном бесконечного исторического прогресса.
Не те же ли цели сегодня преследуют писатели фантасты? Они тоже бегут от реальности, не находя в ней ничего стоящего, но обращаются не к прошлому, а к параллельному, если можно так сказать. Они хотят, чтобы читатель почувствовал свою исключительность, попадая в их произведения, чтобы он забыл о рутине своей жизни, вновь увидел яркие краски. Романтики преследовали схожие цели.
В их произведениях были использованы, оживлены и преобразованы начисленные народные сказания, легенды, поверья и песни. Романтики сосредоточили свое внимание на национальном прошлом своей родины, на особенностях истории, уклада жизни, быта, одежды. Фольклор являлся для них истинным носителем национального колорита, вне которого они не представляли искусства.
Чертой романтизма был вкус к экзотике, и едва ли не самым экзотичным оказалось собственное прошлое - фольклор и средневековая литература. Народ в романтической литературе воплощал добродетель, его язык, песни, сказки и обычаи стали выражением народного духа.
Традиции народной поэзии были сильны, ведь с появлением книжной литературы, народная поэзия не прекратила своего существования, она жила и развивалась. Произведения книжной поэзии еще не были доступны широким слоям народа, поэтому люди удовлетворяли свои эстетические потребности созданием собственной поэзии.
Благодаря народной песенной практике возможности поэтического слова были расширены за счёт многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоричности, а также за счёт открытий в области стихосложения, метра, ритма.
Несоответствие идеалов, которые выдвигала новая действительность, и реальности, в которой жили романтики, заставляло их уходить в мир субъективных переживаний, противопоставлять прекрасное и воображаемое прозе жизни. Отсюда -непреодолимый, влекущий интерес ко всему таинственному, необычному, загадочному и мистическому. Отсюда - обращение к личности человека, желание воздействовать, прежде всего, на его чувства, поразить воображение.
Романтики, исполненные смятения перед непонятной властью золота, представляли сложившиеся отношения в мистифицированном виде. Отсюда - частое обращение к фантастике, легендам, к событиям отдаленного прошлого. Отсюда интерес к древним мифам и, что особенно существенно, создание новых мифов. Это более всего характерно для немецких романтиков. У кого из романтиков не было своих авторских сказок, пропитанных народными мотивами?
Но собирали писатели и народные сказки, легенды и песни. Эта тенденция характерна для всех стран. Само слово "фольклор" - изобретение этого периода. В период предромантизма и романтизма выходит множество сборников народной поэзии. Вот только некоторые из них: "Песни шотландской границы" Скотта (1803 г.), Арним и Брентано издали "Волшебный рог мальчика" (1806 г.), "Сказки братьев Гримм" (1812 г.), "Ирландские мелодии" Мура (1807 - 1834 гг.); Добровский выпустил "Историю богемского языка" (1818 г.), Вук Караджич - "Сербский словарь" (1818 г.) и "Сербские народные песни" (1822 - 1823 гг.), Ленрот издал эпос "Калевала" в Финляндии (1835 г.), братья Гримм - "Германскую мифологию" (1835 г.), Асбьернсон и Моэ - "Норвежские народные сказки" (1842 - 1871 гг.).
Авторы работали над сборниками совершенно по-разному, у кого-то это строго изложение народной поэзии, без адаптации к литературному языку. Это подход классических фольклористов, которые боролись за строгое следование оригиналу. Хотя зачастую было сложно найти первоисточник сказки или песни, ведь народное творчество устное, к тому же вариативное.
Другие писатели интерпретировали народные тексты более вольно. Например, Арним и Брентано, создавая свой сборник "Чудесный рог мальчика" подверглись критике современников за то, что вольно обращались с текстами, а порой заносили в сборник не первую версию, а одну из напечатанных позднее. Но нельзя отрицать, что "Волшебный рог", это прекрасно написанные сказки, которые читать приятно и полезно. Пусть они не такие древние, как некоторые другие версии, пусть литературно обработаны, но народный дух в них есть и с этим поспорить нельзя.
В произведениях романтиков ожили легенды, предания, сказки, песни глубокой национальной старины, опираясь на которые они не только влили свежую струю в собственно художественную литературу, но и в ряде случаев, особенно в Германии, дали новую жизнь литературному языку своего народа.
Но началось это фольклорное движение немного раньше. Начало собиранию и изучению народных песен положил Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803). Он выступает страстным пропагандистом народной поэзии и в 1778 - 1779 гг. выходит его сборник "Народные песни", в который вошли немецкие, английские, испанские, греческие, шотландские, скандинавские, литовские, эстонские песни - издание, сохранившее непреходящее значение вплоть до наших дней: что доказывает его более позднее название - "Голоса народов в песнях". На последовавший позже призыв Гердера собирать и записывать народные песни первым откликнулся молодой Гёте, записавший летом 1771 г. в Эльзасе двенадцать народных баллад вместе с мелодиями.
Вслед за Гердером и Гете Бюргер и Шиллер усваивали фольклорные образы и мотивы, форму и мелодику народного стиха. Наиболее радикальные представители предромантизма и романтизма обращались к сказаниям и легендам, отражающим настроения угнетенных низов, используя фольклор как средство борьбы против помещичьего гнета.
Образы прошлого, взятые из мифологии, древней и средневековой истории были во многом лишь прикрытием событий современности. В древних конфликтах без труда угадывались современные реалии.
Большое влияние на европейскую литературу оказала англо-шотландская народная баллада драматического звучания: кровавая месть, несчастная любовь, легенды (например, о Робин Гуде), исторические эпизоды. Авторская баллада, основанная на фольклорном материале, нередко чужеземном и потому экзотическом возникает в пору предромантизма. Баллады с мрачным колоритом получили широкое развитие у английских (Р. Берне, С. Кольридж) и поздних немецких просветителей и романтиков (Г. Бюргер, Ф. Шиллер, И. Гёте, Г. Гейне, Л. Уланд), а также в России.
И конечно, романтизму присуще двоемирие. Ужасный реальный мир и другой, мир идеальный, экзотический и недостижимый. Примером этого служит баллада -один из любимейших лирико-эпических жанров романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. В западной литературе балладный жанр оформился уже в средние века.
Романтические усилия в направлении поиска идеала в определенный момент привели к воспоминаниям о рыцарской поэзии. Создаваемый поэтами идеальный образ рыцаря не соответствовал реальной действительности: в нем было много условного и надуманного. Однако проявившееся в лирике трубадуров стремление передать мир любовных переживаний и чувств явилось плодотворным для последующего развития поэзии, в том числе и романтической.
Легенды и романы артуровского цикла привлекали к себе внимание писателей последующих эпох. Э. Спенсер, Дж. Мильтон, Р. Саути, В. Скотт, А. Теннисон, У. Моррис и др., интерпретировали сюжеты и образы произведений средневековья в соответствии со своими взглядами и требованиями. Надо заметить, что Артуриана очень популярна и сегодня, появляются все новые и новые фильмы и книги об Артуре и его рыцарях Круглого Стола.
Во всем громадном потоке публикаций старинных текстов эпического и балладно-песенного содержания баллады едва ли не сразу заняли особое место, сыграв во многих европейских литературах роль своеобразного катализатора в поисках новых выразительных возможностей языка поэзии.
Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренний мир личности, романтическая поэзия уверенно шла от подражательности к оригинальности. Меланхоличность и чувствительность английской поэзии соседствовала с эллинистическим языческим любованием жизнью и ее радостями. Эллинистические мотивы у Китса и Мура подчеркивали оптимистический характер изменений,
происходивших в поэзии, - освобождение ее от условностей классицизма, смягчение дидактики, обогащение повествовательных линий, наполнение их субъективностью и лиризмом.
Германским писателям более свойственно обращение к сказкам. Это и мрачноватые образы Гофмана, и сборники братьев Гримм, и многие другие известнейшие явления литературы. Весь Гейдельбергский период немецкого романтизма основан на фольклоре. Гейдельбергские романтики обратились к идее "народного духа" и проявляли повышенный интерес к национальной культурно-исторической традиции. Главенствует идея национального единения и растворения индивидуальности в "народном теле". Представители школы обращались к фольклору как к "подлинному языку" народа, способствующему его. народа, объединению. Рост национального самосознания связан прежде всего с неприятием государственных реформ, насаждаемых Наполеоном на захваченных им территориях.
Гейдельбергские романтики не были философами, их интересы часто вступали в противоречие с идеями раннего этапа немецкого романтизма. Если романтики йенского периода верили в исправление мира красотой и искусством, своим учителем называли Рафаэля, то пришедшее им на смену поколение видело в мире торжество безобразия, обращалось к уродливому, в области живописи воспринимало мир старости и распада, а своим учителем на этом этапе называло Рембрандта. Обилие двойников также свидетельствует о настроениях страха перед непостижимой реальностью, о торжестве безобразного.
Во Франции, где сильны были традиции классицизма, романтизм встретил наибольшее противодействие и утвердился в литературе лишь к началу 1820-х гг. Его отличает связь с наследием Просвещения и с предшествующими художественными традициями, большая обращённость к современности, к актуальной социально-политической проблематике. Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направлением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура - Франсуа Рено де Шатобриан (1768 - 1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им - это полемика с идеями Просвещения и революции. В трактате "Дух христианства" прославляется "красота религии" и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал высоким, выразительным, по мнению советских исследователей, "ложно глубокомысленным стилем". Во французской традиции тема
фольклора не так сильна, как в английской или немецкой, но ее дух и мотивы вполне различимы.
Литература каждой отдельной европейской страны, отражая социальные процессы, происходящие в ней, сохраняла свое национальное своеобразие. Характерно, что романтики, много сделавшие для расширения международного обмена художественными ценностями, неизменно подчеркивали национальные корни каждой культуры, ее самобытность и неповторимый местный колорит. На первый план выдвигалась идея "характерного" искусства, то есть искусства, наделенного силой, энергией и национальной самобытностью, близкого природе, народного во всех своих проявлениях.
И говоря о романтизме нельзя не сказать несколько слов о теме природы. Природа, которая окружает героя, и предрассудки, в которые он слепо верит, определяют мировоззрение поэта. Скалы, горы, бурные моря, непроходимые леса и быстроходные реки поражают его и. одновременно, читателя, своей мощью и тайной, которую его невежество и страх населили привидениями, известными под самыми разнообразными именами - богов, богинь, нимф, духов и демонов. Им посвящались поразительные сказания, в которых нимфы были неравнодушны к молодым красавцам, а духи страдали сами и заставляли страдать других из-за своей склонности обижать прелестных дев.
И именно эта древняя тема - тема природы - была развита в лучших произведениях романтической литературы. На протяжении всего периода своего творчества романтики создают богатейшую пейзажную лирику, что и становится одной из основных характеристик данного литературного направления. Романтический пейзаж приходит на смену описательной поэзии классицизма (Томсон "Времена года"; Галлер "Альпы"), а также сентиментальному пейзажу. Прежде описание было подчеркнуто объективным, даже бесстрастным, сентименталисты подчинили пейзаж изображению чувства, которое они в него вкладывали. Пейзаж романтиков связан с новым пониманием отношения человека и природы. Это не только выражение чувства, но и размышление - не столько о природе, сколько о человеке. Как и в романтической поэме, в пейзажной лирике весьма значим лирический герой с его сложным миром.
В целом историко-художественное значение романтизма как художественного направления исключительно велико. В лучших произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и идеалы, связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно более
высокой, чем раньше, ступени познания народной жизни, таящихся в ней источников фантазии и творчества; они воскресили из забвения фольклорные источники, Данте, Шекспира, Сервантеса, рыцарский роман, готическое искусство. Итак, романтизм формирует новую литературу. В основе ее - изживание умозрительности, конструирования характеров, переход к анализу действительности, а затем и к ее объективному изображению. Романтизм, наконец, обращает искусство к человеческой душе, к чувствам и переживаниям, способствуя возникновению литературного психологизма.
Вся история романтического движения - это нескончаемый поиск идеала. С этими поисками был связан свойственный многим романтикам интерес к прошлому и его идеализация. В этом интересе к прошлому заключалось и острое ощущение бега времени в его непрерывности и единстве. Романтики не только "открыли" историю, но и впервые восприняли ее в движении, в диалоге ее политических, социальных и культурных тенденций. Отсюда недалеко было до осознания мирового культурного единства.