Петров Борис : другие произведения.

Esg-овый путь: Змея, покусывающая себя за хвост

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О ESG без "восторженной зелени". Статьи с телеграм-канала "ESG-овый путь":https://t.me/ESG_way

  Змея, покусывающая себя за хвост
  
  Символизм вокруг нас, в каждой мелочи можно увидеть что-то очень глубокое. Желание наделять вещи иными смыслами и придумывать то, чего нет, одна из наиболее развитых эволюционных черт сознания человека, можно сказать один из самых прокаченных скилов. Символ следующего года змея, есть еще о чем пошипеть в конце года осторожно погреметь хвостом.
  
  Год уходит, и ничего особо хорошего сказать о нем не хочется. Прошел и ладно. Следующий год будет сложнее, в этом не может быть сомнений, т.к. нет ни одного движения в положительную сторону. Мир движется по синусоиде, наша кривая надолго застряла в отрицательной области значений.
  
  Что есть, то есть, а раз есть что есть, то уже вроде как неплохо. Логика эта неверная, т.к подавляет желание и волю к пониманию происходящего, про анализ бесполезно говорить.
  
  Нельзя все знать, так можно и свихнуться, но общие правила и законы экономики понимать надо. Большинство редко задумывается, насколько логистическая отрасль влияет на все. Вспоминают про "кровь экономики", но дальше мысль не идет. Логистика занимает не последнее место в сфере ESG-трансформации всего и вся. Экономика замкнутого цикла, ответственное природопользование и энергопотребление, ликвидация объектов накопленного вреда и другого негативного воздействия на экологию, чистота городов и других населенных пунктов, рек, озер, лесов, полей и т.д. напрямую зависят от транспортной доступности и транспортных возможностей, которые определяются не только наличием техники, но и стоимостью перевозки и сроками. Не стоит забывать о том, что продовольствие, а также упаковочный материал для этого продовольствия зависит от развитого транспортного сообщения, что напрямую влияет на здоровье и качество жизни людей. Бесполезно рассуждать о чистоте воздуха и стоков без оценки состояния и технических возможностей предприятий, доступности к технологиям и оборудованию, как физической, так и финансовой, так же нельзя говорить об экологии и внедрении положительных практик ESG без оценки и освещения проблем в логистической отрасли.
  
  В статье "Экспортоориентированный чучхеизм" https://t.me/ESG_way/75 мы затрагивали некоторую поспешность нацпроекта развития логистических центров за рубежом. Нацпроект "Международная кооперация и экспорт", министр г-н Алиханов заявил https://ria.ru/20241225/minpromtorg-1991130901.html о поддержке 5 транспортно-логистических центров в опорных странах, т.е. за границей.
  
  О финансировании этих мегапроектов сказано с "некоторым смущением": "Наш механизм предполагает возможность комбинирования разных источников финансирования соответствующих инфраструктурных проектов, в том числе за счет средств инвесторов, вклада в капитал проектных компаний, а также льготного коммерческого финансирования в рамках иных мероприятий нацпроекта "Международная кооперация и экспорт". Почему бы не сказать прямо, что из госбюджета и ФНБ, может соберем еще с кого-то.
  
  Не очень понятно, что это за опорные страны, почему не развивается опора внутри страны? Возможно, что у нас все и так развито, ГЧП работает, концессии всевозможные, СП и прочее...к сожалению, все ровно наоборот.
  Наша главная опора во внешней торговле Китай, странно, что надо там строить ТЛЦ. Политика меняется, за улыбками и рукопожатиями каждая из сторон действует исключительно в своих интересах. Как бы ни была велика наша страна, но у нас договорная позиция гораздо ниже, прекрасный пример поставка газа https://t.me/ESG_way/91 . Возможно речь идет об Иране и Индии, у которых опыт внешнеполитической хитрости богаче нашего.
  
  Если наши взоры устремлены в Африку и Латинскую Америку, то не стоит забывать, что военная хунта рождается там перманентно. Все, что вы вложите будет успешно "возвращено" народу или тарифы и закупочная стоимость будут пересмотрены с точки зрения "справедливой цены для народа". Нам ли не знать, как это легко делается? Экономические расчеты и фактическое участие нашей промышленности в строительстве этих ТЛЦ мы не узнаем никогда. В РФ отлично развит финтех, но не строительство судов водных и воздушных, портов и портовой техники на современном уровне. Легко угадать, кто будет генподрядчиком и поставщиком каждого винтика.
  
  Матрица экспортных товаров не изменилась - сырье, концентраты, продукция первого передела, энергоносители, в том числе и пищевые. Бенефициаров нацпроекта вы легко найдете в списке "голубых фишек". Мультипликативный эффект от производства сырья и первичного передела вряд ли получим, все останется так, как и было. Для производства подобной продукции в большинстве своем все есть, остальное закупят в КНР.
  
  Сырьевая модель победила окончательно, что бы не декларировалось свыше. Низкая добавленная стоимость продукции и интересы акционеров не позволят выполнить планы по очистке выбросов и стоков, по приведению промпредприятий в соответствие с высокими стандартами чистоты производства. Именно поэтому все собираются сбрасывать под землю https://t.me/ESG_way/89
  
  Основным транспортом для нашей страны были и остаются железные дороги. Как будет развиваться железнодорожное сообщение, так будет развиваться экономика страны. Бросим беглый взгляд на то, что происходит в РЖД:
  1. повышение тарифов более, чем на 20% в 2024г.;
  2. сокращение инвестпрограммы на 2025г. на 40%;
  3. отказ РЖД "гонять порожняк" обратно в порты https://t.me/Vgudok/39523 , потому что в морские контейнеры нечего загружать, нет экспортных товаров;
  4. РЖД покупает башню в Москва-сити (no comment).
  
  Можно вспомнить про "бросание" поездов, что стало уже нормой, про задержки выхода контейнерных поездов из портов Дальнего Востока, про ограничение загрузки судов, участившиеся поломки подвижного состава и путей, проблемы с техническими кадрами из-за их физического устаревания и многое другое.
  
  Можно ли развивать ТЛЦ внутри страны? Например, так:
  1. строительство сухих портов по всей стране для приемки грузов и аккумулирования порожних контейнеров с дальнейшей загрузкой не менее 50% товарами для транзита по РФ и последующей транспортировкой в порты. В этом должны помочь цифровые технологии, стоит перенять опыт маркет-плейсов;
  2. развитие экономики замкнутого цикла и создание складов-дистрибьютеров вторичного сырья, доставка которого будет субсидироваться из ГБ и осуществляться в порожних контейнерах. Таким образом по всей стране можно создать склады вторсырья по вменяемым ценам;
  3. развитие собственного производства погрузочно-разгрузочной техники для ж/д терминалов и портов, оборудовать станции по всей стране, чтобы контейнеры могли обрабатывать везде.
  
  Можно еще помечтать, что от складов и обновленных терминалов будут следовать грузовики на электротяге или водороде, как делает китайская Sany со станциями замены батарей "на горячую". Но начать надо с развития инфраструктуры, обновления подвижного состава и погрузочной техники, создания адекватных условий труда и придется платить по рыночным ставкам. В этом должны помочь принципы ESG, если честно им следовать, а не умело формировать нефинансовую отчетность.
  
  Подползает год змеи. Сможем ли мы решить эту философскую дилемму о змее, кусающей свой хвост? С точки зрения возвращения к традициям, змеиное кольцо наше все, но развитие страны и нас, как общества и народа, каждый вложит сюда свое понимание, невозможно без разрыва кольца. Внешние враги почти закончились, особо ничего не придумаешь, не цепляет. Следуя нашим традициям, будет усилена борьба с врагами внутренними, как бы с хвостом не сожрать и все остальное - "реинкарнированная" сырьевая модель современной России в итоге сожрет сама себя, когда кончится ресурс подземный и человеческий.
  
  Дата публикации: 30.12.2024г.
  
  Экспортоориентированный чучхеизм
  
  Лето - время отпусков и сложных решений, которые часто ускользают от разморенного солнцем взгляда граждан. Коммерсант (https://kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/doc/6866054) пишет о том, что разрабатывается нацпроект о создании инфраструктуры и логистических центров в дружественных юрисдикциях.
  
  Интересно было бы почитать детально этот нацпроект, но уже сейчас можно сходу задать простые вопросы? Почему нацпроект и в интересах какой нации, и почему это поддержит импорт товаров в РФ, если вся экономика РФ, особенно после февраля 2022г., ориентирована на экспорт? Причем экспорт продукции без особой добавленной стоимости и переработки.
  
  Начнем с того, что у РФ нет технологий и устойчивых решений по созданию современных портов и логистических терминалов. Коллапс на Дальнем Востоке вызван не только ремонтом путей, приоритетом государственно-значимых отраслей и отгрузки ответственной продукции в ЦФО и дальше на юг, но и в латании погрузочно-разгрузочной техники типа кальмаров и других морских гадов. Вся эта техника гидравлическая, значит нет запчастей, и при каждой аварии латают как могут, заливают масло и ждут следующего отказа - это работа до полного уничтожения техники, а дальше не важно, так получается?
  Получается, что не важно. Попробуйте найти на территории РФ сухой порт хоть какого-нибудь уровня, а ведь в странах с большими территориями и удаленностью предприятий и получателей от портов и ж/д терминалов сухие порты первое и верное решение логистических проблем. Но строить хотят в других странах, почему-то в том же Китае.
  
  В КНР хватает своих терминалов, более того КНР предлагает развивающимся странам свое решение морских автоматизированных портов и логистических терминалов. Но есть нюанс: строить будут китайцы, оборудование все китайского производства, обслуживать и управлять будут китайцы. Это пример мягкого колониализма. Захват территорий путем пролития крови и разрушения городов остался для КНР в прошлом веке.
  
  Есть обоснованные подозрения, что техническое решение предоставит наш главный партнер и, почему-то друг, КНР. В бизнесе друзей нет, тем более в экономической интервенции.
  
  Нацпроект напоминает недавнее решение о поставке газа в Иран, где все будет делать РФ, а получать будет... но об этом стоит поговорить отдельно. Экономика РФ экспортоориентированная, поэтому указанные в планах терминалы и порты будут строиться для приема концентратов цветных металлов (https://t.me/ESG_way/47), в которых самое ценное это хвосты, железнорудные окатыши Reach качества, например Металлоинвест, концентраты азотных и фосфорных удобрений, аммиак, СПГ, ну и конечно же нефть, нефтепродукты, и пшеница.
  
  Развитие и упрощение импорта в текущих условиях вряд ли возможно, и терминалы в этом не помогут. Дело не в терминалах, а в платежах и в том, что почти все интересующие нас товары находятся под санкциями ЕС и США. Вы можете сколько угодно строить терминалов, но если при отгрузке по ж/д или загрузке на судно таможня КНР запретит вывоз, а таможня KZ транзит по формальному признаку из-за кодов продукции, то контейнера так и останутся на терминале. Из Латинской Америки возить особо нечего, а то что возится особых проблем не имеет при отгрузке, про Африку и говорить не стоит. Пока выходит "охренеВЭД".
  
  Кажется, что помогать импорту никто и не собирается. Проблема не вне РФ, а как раз внутри. Звучит как анекдот, но, например, ближайшая к Казани ж/д станция способная обрабатывать контейнера, находится в Москве и МО, сдача порожних контейнеров только в портах или в Москве, а строить мы хотим логистические терминалы зарубежом. Как-то это странно, особенно странно, что поддержка экспортеров будет вестись за народные деньги. Кажется, что господа владельцы и квазигоскомпании в состоянии самостоятельно профинансировать это.
  А для нас культивируют идею Чучхе с национальным колоритом, дескать мы сами все можем и нам никто не нужен. Как же глубоко сидит в нас детсадовская обида, выраженная в нерушимой пословице: "забирай свои игрушки и не писай в мой горшок". И вот, имея непоколебимую линию на технический суверенитет, на самостоятельное развитие, вектор нашего нацпроекта странным образом отвернулся от страны. А ведь не так давно всех призывали вкладываться в РФ, а теперь РФ собирается вкладываться в другие страны, которые своего не упустят, как и КНР, который будет главным застройщиком и теневым хозяином. А вы как думали: у кого технологии и оборудование, тот и хозяин.
  
  Вот такие литеры S и G, вот такая устойчивая экономика и тренд на устойчивое развитие и КРТ. Сам термин устойчивое sustainable правильно переводить как самовозобновляемое или самовоспроизводимое. В нашем случае получается самооплачиваемое из экспортной выручки, которая, как и в Индии, в ближайшие годы будет все сильнее вязнуть в болотах финсистемы дружественных стран, чему они будут очень рады. А что же остается нам, где новые рабочие места, где развитие территорий и промышленности, где управление рисками и экономическая эффективность?
  
  Пока же мы имеем капвложения в ОктЖД в подъездные пути к портам СПб, строительство нового терминала в Бронка и оптимизм по поводу Северного морского пути. И все это заточено исключительно под экспорт. Такой вывод можно сделать потому, что внутренняя инфраструктура РФ не особо развивается: нехватка альтернативных авто и ж/д путей, подвижного состава, проблемы с перемещением пустых контейнеров, ремонты путей, перекрытия ж/д путей для значимых и ответственных грузов, бросание составов с гражданскими грузами и т.д.
  
  Возможная схема будет такой же, как была раньше: тульский чугун на складе в Италии, челябинские ферросплавы на складе в Роттердаме и склад титана рядом с заводом Боинг, и т.п., только теперь в странах глобального юга. Т.е. завоз концентратов и полуфабрикатов впрок и постепенная реализация в условиях нестабильного рынка или относительно твердых контрактов с фиксированной ценой, а также давлением со стороны государства-закупщика.
  
  Возможно, РФ действительно обладает проектом и возможностями для строительства современных портов и логистических терминалов собственными силами. Это было бы здорово, ведь современный порт и терминал не только технологичное и автоматизированное производство, не только эффективная перевалка и складирование грузов, но и снижение стоков, собственные очистные сооружения, снижение выбросов за счет оптимизации процессов перевалки и приема грузов, отгрузки ж/д, автотранспортом, отвалов судов. С какой стороны не посмотри - нам нужны современные терминалы. Но возникает простой вопрос: где они и почему не строятся у нас в стране?
  
  Ну а пока лето, и август подтверждает свой статус одного из самых плохих месяцев года. С застарелым неврозом ждем 17-ое августа +/- пара дней.
  
  Дата публикации: 04.08.2024г.
  
  Норильский закат в Китай
  
  Наконец-то, дождались реальных решений по снижению выбросов в нашей стране. Глава Норникеля г-н Потанин будет пионером дегазации нашей промышленности. (https://www.kommersant.ru/doc/6663672)
  
  Надо отдать должное честности г-на Потанина, открыто признавшего не только эффективность санкций, но и плачевное состояние российской металлургической промышленности.
  
  Заводы строил СССР ценой миллионов жизней и ограбления населения, и вот пришло время созидать, а нет ни денег на это, ни, тем более, желания. Впрочем, как и смысла.
  
  Эксперты могут еще долго гадать и считать на калькуляторе плюсы и минусы переноса завода, рассуждать о том, что в КНР более строгое эко-законодательство с неизбежным наказанием. Все это правильно, но не точно.
  Норникель собирается строить новый завод в КНР на правах партнера, а зная немного требования к бизнесу извне в КНР скорее на правах со-партнера.
  
  Итак, завод будет новый, а при переработке медного концентрата при пиролизе выделяется значительное количество SO2. Уверен на все 146%, что завод в Китае не будет выпускать в воздух это ценное сырье, а уловит оксид серы и отправит его в колонны для производства серной кислоты. А зачем им серная кислота? Она нужна для электролитического рафинирования, излишки можно всегда продать.
  
  Таким образом современный завод решает проблему выбросов одного из самых вредных газов, не СО2, заметьте, а оксида серы, о котором климатологи и экоактивисты постоянно забывают.
  
  Порадуемся за китайцев, ведь они получат современное производство и ценное сырье, которое переработают в продукцию и заработают. Но нашей стране радоваться совсем нет повода:
  1. страна теряет крупное предприятие и выпуск продукции с добавленной стоимостью;
  2. в Норильске продолжает работать ГОК со всеми радостями и угрозами для окружающей среды, но средств на возмещение нанесенного вреда уже не будет, т.к. концентрат не продукция и много не заработаешь;
  3. медный концентрат из медно-никелевых руд будет содержать в себе не только более 90% меди, но и никель, кобальт, золото, селен, теллурий и, наверное, железо, которое в этом прекрасном коллективе выглядит как бедная родственница.
  
  Посмотрим внимательно на пункт 3 и поймем, что на новом заводе в КНР будет выпускаться не только медь, но и более привлекательные сплавы и моносплавы. Задачка со звездочкой.
  
  Отдельно хочется сказать о том, что будущее промышленности в РФ незавидное. Норникель официально объявил эру деградации производств, или деиндустриализации, как определяет этот процесс ЦБ РФ. Как ни назови, а важно понять тот факт, что никто из металлургов не будет вкладываться в модернизацию и строительство электродуговых печей взамен доменных. О DRI на "зеленом" водороде и думать не стоит.
  
  Возможно, в перечне поручений эта деградация была учтена, и показатели выбросов действительно будут достигнуты. Но без производства продукции с высокой добавленной стоимостью, без модернизации производства и частичного перевода на замкнутый цикл и переработку сопутствующих газов и веществ в иной форме в интересах производства. Не будет никакой возможности для реализации зеленой мечты о ликвидации накопленного вреда или хотя бы минимизации текущего. На языке вертится фраза про медный таз, но надо держаться, ведь: "Денег нет, но вы держитесь".
  
  Не хочется думать, что не нашлось примеров реализации переработки SO2 в РФ, но можно же было обратиться к опыту дружественных стран. Например, приехать в г. Шымкет и посетить технический архив закрытого свинцового завода (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB), где еще в середине 60-х годов уже работала линия по переработке побочного оксида серы в серную кислоту. И заметьте: без цифровизации и чипов.
  
  Но еще грустнее становится от того, что Норильск, построенный на костях Норильлага, впитавший в себя титанические жертвы, труд и кровь беззащитных пред государством людей, вынужден умереть по воле хозяина. Не думаю, что подобное решение не было согласовано на самом верху, жду введения зоны оседлости, для удержания людей. Как всегда пострадают люди и так живущие в тяжелых климатических условиях - Норильск не город мечты и глобальное потепление там бы точно не помешало.
  
  Дата публикации: 05.05.2024г.
  
  Сила мимо Сибири
  
  Мега-проект "Сила Сибири" достоин увековечивания в бронзе и гипсе бюстов руководителей и начальников еще при жизни. Масштабы и амбиции поражают воображение, а мультипликативный эффект способен не только поддержать нашу экономику, но и усилить и так нерушимый фундамент в перспективе.
  Можно так думать, но не получается. Любят у нас руководители большие проекты, малыми делами пусть занимаются МСПишки. При всем уважении, но именно из малых предприятий и МСП строится стабильная экономика и развиваются экономические и социальные связи внутри страны, что просто необходимо для страны с такой огромной и малозаселенной территорией как Россия. МСП делает жизнь людей лучше и привязывает к территории, а удержание населения должно быть одной из самых значимых задач для государства. Но прошлое довлеет над нами, а все наши руководители родом из этого прошлого и по-другому мыслить не могут.
  
  Вот скажите, насколько вам тепло или холодно от того, что ПАО "Газпром" станет крупнейшим поставщиком газа в КНР (https://www.kommersant.ru/doc/6793484)? А ведь КРТ или комплексное развитие территорий само нуждается в этом газе или нет? Или для нас важнее КРТ в дружественной Монголии (https://www.bfm.ru/news/557293)?
  Посмотрим на цифры нового трубопровода: 50 млрд. м3 в год дополнительно будет поставляться в КНР. Но, и это важно подчеркнуть, КНР пока никаких твердых обязательств не взял, и вероятность того, что трубопровод будет построен, а торги по цене газа станут нормой, очень велика. Отметим для себя сразу, что экономику поставок мы не узнаем никогда - не нашего ума дело, тем более что ПАО "Газпром" коммерческая организация, с госучастием когда это удобно. Напомню лозунг ПАО "Газпром": "Газпром - национальное достояние".
  
  Вернемся к строительству трубопровода и будем считать, что по цене будет достигнута твердая и политически нерушимая договоренность, закрепленная в контракте. Без политики и первых лиц государства такие контракты не подписываются по определению. Хочется верить, что при строительстве трубопровода будет максимальное вовлечение отечественной промышленности, которая напрямую зависима от покупателя газа. Странная ситуация, осторожно зададимся следующими вопросами:
  1. кто будет заниматься строительством трубопроводов, включая подготовку территории, прокладку, подключение, запуск и далее по списку? Вопрос не так прост, ведь КНР очень любит помимо "дешевых" товаров выдавить из зависимого поставщика еще и подряды для собственных компаний;
  2. Какие компрессорные станции и приборы КИПиА, а также арматура и другие компоненты будут использоваться? Заявлен срок ввода в эксплуатацию в 2027 году, и есть обоснованные сомнения, что отечественная промышленность сможет потянуть такой объем и дать соответствующее качество и надежность.
  3. Как будут решаться или уже решаются вопросы с земельными участками? Такие проекты часто слепы перед интересами граждан, и возможны директивные решения, использование "Сочинского закона" и других инструментов по изъятию ЗУ;
  4. Кто и как будет контролировать негативное воздействие на окружающую среду при строительстве трубопровода? Есть подозрения, что на это пока внимания обращать не будут, а потом впишут в госпрограмму по ликвидации за счет ГБ, т.е. народных денег, а не средств продавца.
  
  Трубопроводный газ - эффективная и экономически оправданная система доставки и дистрибуции газа, но при стабильной геополитической ситуации. До недавнего времени считалось, что ЕС никуда не денется от наших трубопроводов. Действительность, как всегда, интересней и неожиданней любых прогнозов, хотя и не специалисту понятно, что трубопровод не только удобно и надежно, но и слишком зависимая инфраструктура. Вот такой очередной якорь и собираются строить, и если КНР выберет иную позицию, как она уже не раз делала за последние два года, по сути исполняя санкционный режим, или продавит по цене ниже себестоимости, то что будут делать господа?
  
  ПАО "Газпром" собирается поставлять газ в Иран (https://www.kommersant.ru/doc/6837498). И это учитывая то, что Иран третий по запасам и добыче природного газа в мире. Так зачем же мы лезем к ним со своим газовым самоваром?
  
  В статье подробно рассматривается положение дел, поэтому не будем повторяться. Выбор подобного решения есть обращение к традиционным ценностям. Ничего другого, как протянуть трубопровод в другую страну, ПАО "Газпром" и главный акционер РФ придумать не смогли.
  
  Вопросы по строительству ровно те же, что и для "Силы Сибири", но есть большая вероятность, что все расходы по прокладке трубопровода по дну Каспийского моря, строительство приемных и распределительных ГТС на территории Ирана также полностью ляжет на плечи ПАО "Газпром". Не исключено, что на этот проект будут выделены соответствующие налоговые льготы или будет оформлен очередной "нацпроект", подобный тому, что описывался в этой статье (https://t.me/ESG_way/75).
  
  Целесообразность и экономика проекта вызывают крайнее недоумение. Не совсем понятно, кому в РФ это на самом деле будет выгодно, а делать работу ради работы - путь в никуда, прошлое государство во многом так и работало, результат мы знаем.
  
  Интересно, что по информации от принимающей стороны (ПАО "Газпром" не раскрывал и не будет раскрывать детали контрактов, коммерческая же тайна) мы имеем 100 USD за 1000 м3 природного газа. Не надо смотреть на биржевые котировки или спотовый рынок, в нашей жизни и так хватает незалеченных и непроработанных психологических травм.
  
  Также интересно, зачем этот газ Ирану? Определенно не для внутреннего потребления, в Иране газ для населения субсидируется и стоит 10USD/1000м3, а для промышленности 4 USD/1000м3. Остается экспорт в другие страны. Иранский газ - воистину национальное достояние!
  
  За 4 USD закуп можно пересушить всю шквару и барду в РФ на корма, переработать биоотходы в чистейший и "углеродно-нейтральный" биоэтанол, а еще, еще..! У неравнодушного экооптимиста может зайтись сердце от радости и восторга, но тариф на регулирование в РФ стоит на страже распространения сердечно-сосудистых заболеваний у граждан РФ и не допустит инфарктов от восторга.
  
  Хорошо, трубопровод построила РФ, ГТС по территории Ирана тоже, но также РФ будет участвовать в непонятной пока доле в строительстве экспортного терминала, скорее всего по "нацпроекту" (https://t.me/ESG_way/75). Итак, газ есть, перевалка возможна в виде СПГ, надо будет еще завод построить, КНР им в помощь. Но вот кто будет потребителем этого газа? Первое, что приходит в голову, так это КНР. Индии удобнее брать газ с Сахалина. Как-то все яйца в одну корзину.
  
  Иран глубоко завяз в санкциях и, как кажется, не самый надежный партнер. Выскажем осторожное сомнение, что управленческое решение не до конца учитывает менталитет и интересы покупателя.
  
  Обратимся к приказу ФАС No 906/23 от 28.11.2023 (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408010301/) о предельных ценах на природный газ и примем за среднюю стоимость 6500 р. за 1000м3.
  
  Обратите внимание на список регионов, где устанавливаются тарифы. Не хватает огромного числа регионов, таких как Красноярский край, Иркутская обл., Бурятия, Читинская обл., Хакассия, Еврейская АО, Дальний Восток и другие. Наверное, для них газ будет продаваться за 0 рублей или может по биржевым ценам? Нет, просто не будет поставляться.
  
  Для большинства до сих пор это звучит странно и люди не верят, но газификация всей страны не более, чем лозунг. СССР так и не решил вопрос газификации Сибири и дальнего Востока, а также Забайкальского края и многих других. Во многом это связано с исторически сложившейся доступностью угля и сложностью прокладки трубопроводов, экономической нецелесообразности подобных проектов.
  
  Но "Сила Сибири" же работает, значит, экономика позволяет? А почему она не позволяет газифицировать Сибирь, Дальний восток и Забайкальский край? В поручениях президента (https://t.me/ESG_way/46) марта этого года ни слова об этом.
  
  Новая "Сила Сибири" рассчитана на 50млдрд м3 газа. Сколько нам будет платить КНР и какова стоимость транзита и капвложений за трубопровод мы никогда не узнаем достоверно. Если реализовывать этот газ внутри страны по 6500руб. за 1000м3, то выручка составит 325млрд.руб. и без всяких проблем с трансграничными платежами.
  
  В РФ работает огромное количество ТЭС (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8). КПД современной газовой ТЭС должен быть не менее 55%, газ у нас самый лучший, поэтому теплота сгорания 12кВт часов на 1м3. Итого: 50млрд. м3 = 330тыс. ГВт. Примем среднегодовую работу ТЭС за 8тыс. часов и получим суммарные 41,25 ГВт/час - 5 Красноярских краев.
  
  Вопрос: если мы можем и считаем экономически обоснованным прокладывать трубопроводы в КНР, то почему бы не сделать из этой ГТС более широкую сеть и запитать нуждающиеся в газе регионы? Кстати, и вот на это целевым образом могут пойти средства по нацпроектам "Здоровье", "Экология", "Демография", да и по многим другим. Вот оно целевое и нужное гражданам России расходование и освоение средств ГБ, которое будет иметь видимые и безусловно полезные последствия для всей страны.
  
  Кто-нибудь слышал об этом?
  
  Не секрет, что использование природного газа на ТЭС несравнимо более эффективное и экологичное решение, чем сжигание твердого или жидкого топлива. Сжигание угля, особенно при растопке мазутом, попахивает XIXв., а также полным нежеланием понимать и принимать нанесенный вред жителям и природе, как это было принято в СССР (в Царской России было не многим лучше, но тогда масштабы были несравнимы, как и научные знания и понимание фактического вреда живым организмам и окружающей среде).
  
  Работа ТЭС на угле не столь опасна из-за выбросов CO2, которого принято так бояться. Самая главная опасность для людей и окружающей среды - это мелкодисперсная взвесь из угольной крошки, перемешанной с оксидами серы, несгоревших углеводородов, сажи и т.д., а также выбросы оксидов серы и азота разной степени окисления, угарного газа и летучих углеводородов и других примесей от несгоревшего мазута, каменноугольной смолы и других едких веществ. Хорошего мало, и природный газ по сравнению с углем смотрится почти как безвредный выхлоп, хотя и при его сгорании выделяются оксиды серы, азота и углерода, может и немного золы уйти в атмосферу, но все это невозможно сравнивать с углем и мазутом.
  
  Существуют и работают даже у нас системы более эффективного сжигания топлива и оптимизации утилизации полученной энергии:,,
  
  1. Комбинированная генерация, когда тепловая энергия после сгорания топлива используется в теплообменниках или для получения водяного пара для турбин второго уровня;
  
  2. Сжигание угля и другого твердого топлива в котлах с высокотемпературным кипящим слоем (ВЦКС) (https://gigavat.com/netradicionnaya_energetika_biomassa_13.php). Технология требует повсеместного внедрения, в том числе включая технологию низкотемпературного кипящего слоя (НТВ метод) (https://gigavat.com/netradicionnaya_energetika_biomassa_15.php) для сжигания отходов лесной, сельскохозяйственной промышленности и других возобновляемых источников биотоплива или биомассы, как привыкли называть ее сейчас. Преимущества: высокий КПД до 85%, отсутствие большого количества выбросов мелкодисперсной взвеси, использование смешанного топлива, управляемость процесса горения и ,соответственно, выдаваемой мощности, возможность модернизации действующих котлов, относительно невысокая стоимость и возможность производства в РФ.
  
  3. Парогазовые установки (ПГУ) сжигания угля и другого твердого топлива. Пожалуй, одна из самых эффективных и доступных технологий. Твердое топливо перерабатывается в синтез-газ, который используется на газовых или паровых турбинах, а остаточное тепло используется по схеме, указанной в п. 1. Комбинированная генерация важный элемент модернизации ТЭС. При строительстве ТЭС должно быть реализовано по умолчанию.
  
  Есть и другие технологии, включая плазменные горелки, но важно понимать то, что ТЭС можно модернизировать, инсталлировать ПГУ и повысить эффективность. Обычные угольные ТЭС имеют КПД до 38%, а с использованием ПГУ КПД может возрасти до 55-60%. А это снижение потребления топлива, снижение выбросов и стоков. С применением комбинированной генерации КПД ТЭС можно повысить до 90%.
  
  План нацпроекта "Чистая энергетика" на одной страничке:
  
  1. строительство ГТС (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8) для газификации Сибири, Забайкальского округа, Дальнего востока и других незапитанных регионов за Уральскими горами;
  
  2. на переходный период, связанный со строительством и запуском новых трубопроводов и подключением ТЭС и промышленных предприятий, следует модернизировать действующие ТЭС: ввод ПГУ, ВЦКС и НТВ метода, применение и оптимизация комбинированной генерации, установка газоочистных систем и комплексов, включая системы сухой и мокрой газоочистки.
  
  На мой взгляд, более эффективным будут системы мокрой газоочистки. При каждой ТЭС необходимо построить очистные, которые будут питаться от трансформированной тепловой энергии и систем ВИЭ. Во многом процесс очистки стоков относится к энергетическим процессам.
  
  Модернизация ТЭС позволит не только эффективно и безопасно использовать твердое топливо, но и получать другие ценные продукты, побочные продукты синтеза газа.
  
  И люди станут дышать свободнее, и не захочется валить из родного горда куда угодно, и будет развиваться МСП и экономика региона, а, значит, люди будут уверены в завтрашнем дне и будут планировать свою жизнь у себя дома, в родном регионе.
  
  Природный газ по адекватным ценам даст толчок развития промышленности и экономики и, что немаловажно, таким образом мы нивелируем риски от решений и настроений импортеров российского газа. Наше руководство не раз заявляло о развороте на Восток, что хватит смотреть на Запад. Так посмотрите уже наконец, господа руководители, и вы увидите, что КНР, как флагман развития Азии, ориентируется на внутренний спрос, на интересы собственного населения и промышленности, собственной экономики.
  
  А на что ориентируемся мы?
  Дата публикации: 18.10.2024г.
  
  С глаз долой, под землю вон!
  
  Испокон веков человек любил выбрасывать все ненужное в глубокую яму или в расщелину. Там же можно было прятать трупы врагов. Развитие промышленности и стремительная индустриализация 20века заняли все плохо близлежащие овраги и карьеры под шламовые пруды и хвостохранилища. В современном мире, наполненном яркими и анимированными презентациями, открытые stocks оф стоков режут глаз и не соответствуют высоким целям устойчивого развития.
  
  Представлен проект постановления о документальных требованиях для госэкспертизы подземных хранилищ отходов (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=151351), которое наступит взамен приказа Минприроды России от 11 декабря 2013 г. No 586. И если в прошлом говорилось о проектировании и возможном строительстве, то сейчас речь идет о госэкспертизе и эксплуатации.
  
  Перечислим то, что хотят захоранивать под землю в естественные и деформированные добычей пласты:
  • углеводородные отходы и их производные,
  • радиоактивные отходы,
  • отходы класса опасности А и Б, а именно согласно СанПин 2.1.7.2790-10 эпидемиологически опасные и не очень отходы,
  • другие промстоки различного генеза и вкуса, включая пульпы всех мастей.
  
  Начнем с того, что это противоречит статье 51 и другим положениям ФЗ No7 об ООС. Также это противоречит следующим статьям конституции: No2, 7, 9, 15, 42. Несколько тезисов для понимания, что дает недропользователю и иному природопользователю или промпредприятию возможность сбросить отходы под землю:
  1. Отсутствие ответственности за переработку, очистку и деактивацию отходов;
  2. Отсутствие обязанности строить очистные и производить иные технические мероприятия - надо построить трубу и качать;
  3. Упрощение ГЭЭ и КЭР, а также возможно отсутствие нормативов и платы за НВОС, а также штрафов за выбросы и сбросы, отходы производства и потребления, выходящие за рамки ПДК;
  4. Отсутствие необходимости определять и подтверждать классы и химсостав отходов;
  5. Простой и эффективный бизнес-процесс ликвидации отходов и профилактика рисков образования объектов накопленного вреда.
  
  Выходит так, что вместо строительства и модернизации очистных, разработки и внедрения технологий переработки, регенерации, рекуперации и повторного использования, а также деактивации и переработки в отходы 4-го или 5-го класса опасности, предлагается все слить, скинуть под землю.
  
  Из текста документа понятно, что экспертиза производится на основании документов, т.е. по формальному принципу, но не понятно, кто и с какими компетенциями будет проводить эти экспертизы. Стоит отметить, что организации с наличием возможных компетенций в этом вопросе напрямую связаны, а зачастую зависимы от заявителя.
  
  Сложно поверить в то, что контрольные бурения, замеры выбросов и контроль проб, а также применение аналитических и математических методов при оценке устойчивости и герметичности хранилищ могут дать хотя бы малую гарантию того, что все это, в конце концов, не всплывет с подземными водами, не отравит воды и почвы за много-много сотен километров от хранилища, и не вырвется наружу в самом неожиданном месте в виде невозмутимого едкого газа. И кто дает гарантию, что красивые графики и чертежи, а также расчеты и математические модели сделаны добросовестно и честно и не являются плодом подгонки результатов исследования под требуемое решение.
  
  Раньше к захоронению радиоактивных отходов относились более взвешенно и ответственно: строили бетонные конструкции, которые можно контролировать и при необходимости ремонтировать, захоранивали у черта на куличиках, где человек жить точно не будет. И почему к радиоактивным отходам стало такое беззаботное отношение?
  
  Про захоронения других отходов, особенно класса А и Б, тоже сложно говорить спокойно. Для зараженных отходов, особенно патогенных, такой метод недопустим. Не проще ли деактивировать средневековым методом, т.е. сжечь, а уж пепел и выбросы можете запихнуть в ПХГ? У человечества развитого и не очень нет опыта и данных наблюдений по использованию природных подземных хранилищ в качестве могильников. Наука и обнадеженные промышленники вряд ли знают, что и как будет на самом деле. Любой доклад, реферат, отчет из многих томов не более, чем предположение, основанное на принятых допущениях согласно имеющемуся опыту, которого катастрофически мало. Как всегда много посвящено захоронению в ПХГ несчастного CO2, но это для отвода глаз. Основная задача похоронить стоки и другие опасные отходы, а CO2 мейнстримовая обманка.
  
  Примите участие в обсуждение, напишите свое мнение. Это очередной пример заявленного технического суверенитета, т.е. откат на много поколений назад. Если это и есть пресловутые наилучшие доступные технологии, то нам крышка или пласт, вот только без гидроразрывов, так что не выберемся.
  
  Кстати, уровень управления гидросооружениями и уровень нашей гидрологии мы могли воочию наблюдать весной во время наводнений на Урале. Если не могут спрогнозировать или правильно интерпретировать прогнозы, защитить от паводка, то как можно верить в то, что они точно знают, как там под землей. А презентацию и отчет нарисовать не сложно, тем более с ИИ, который любую скважину отрисует в 3Д, с кучей печатей аттестованных лабораторий и научно-экспертных центров. Нет никакого доверия к вам, господа ученые и предприниматели, что часто одно и то же.
  
  Дата публикации: 10.10.2024г.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"