Восемь тысяч лет восемь тысяч деревьев растят наш дом
Восемь тысяч лет восемь тысяч грибов смеются нам под окном
Ах , нам бы нарыть ТЕЛЕМПАСА БУРБАЗА и пуститься в пляс
Только мы знаем , только мы - где он , что он и что ему в нас
Народная подземная песня
Я закуриваю сигарету и вставляю её не тем концом в рот . Я обжигаюсь . Черты-
хаюсь и обхожу строй своих воинов. Я - Телемпас Бурбаза , полководец , их тысяча
человек и одни из них начищены и подтянуты , а другие грязны и неопрятны . Я не
знаю что с ними делать. День назад , не могу сказать " вчера днём", потом поймёте почему , прискакал ординарец и привёз пакет с приказом. Пакет оказался пуст. Не мо-
гу понять , что такое - печати на месте , пакет цел . Внутри него пустота. Спросить не
у кого - ординарец свалился с коня и упал замертво. Распустить их что ли по домам ,
ко всем их духам. Знаю , у некоторых , конечно не у всех, есть семьи. Как представлю
себе , что они своими неуклюжими , грубыми , привыкшими резать и колоть руками
пытаются смастерить фонарик из рисовой бумаги или построить из щепочек шалаш для муравья , становится не по себе. Вон на правом фланге возвышается Бахатур. Не-
делю назад , в атаке , он перегрыз горло вражескому пулемётчику , у которого закли-
нило его оружие. Помощник пулемётчика убежал , слабо вскрикивая , словно женщи-
на , у которой любимый ночью вдруг вознамерился откусить полсоска , а его товарищ
остался сидеть , привалившися к стенке окопа , запрокинув голову и жеманно прик -
рывая рукой изжёванную шею. Ко мне тогда подошёл один офицер , из этих , новых ,
и долго что-то говорил , показывая рукой то на небо , то на Бахатура , то на неис -
правный пулемёт. Я смотрел на его плюмаж , покачивающийся в такт движениям го -
ловы , затем плюнул ему в лицо. Не знаю , понял он или нет. Но , даже если их рас -
пустить по домам , даже если начать самому бить в барабан и выкрикивать обидные
для них слова , обидные тем более , что они-то по их мнению таких слов не заслужи-
ли , они все равно останутся здесь , будут рыть ямки в земле и поливать своей мочой и вином , или усядутся кружками и начнут петь песни. Такие заунывные , что вызыва-
ют желание стрелять поверх голов. Из лука. Патронов нет , да и взяться им неоткуда.
Да и правда , от них только вонь и грохот. Подозреваю , что то же самое происходит
у противника. Уже не первый раз вижу как вооружённые когда-то скорострельными
ружьями отряды разбегаются при нашем приближении. Иногда берут сомнения по по-
воду того пулемётчика - действительно ли у него заклинило пулемёт или расстреляв
свои три патрона , он откинулся на стенку окопа и сидел так улыбаясь и покусывая
травинку , ожидая , что какой-нибудь добропорядочный офицер отправит его в плен ,
где по слухам кормят яйцами с кленовым сиропом. А возможно, сзади сидел наглажен-
ный и накрахмаленный хлыщ с топором , готовый в случае неисполнения приказа зап-
росто тюкнуть по башке. Теперь же впереди пусто. Противника нет. То ли удрал , то
ли перегруппировывается в лощине где-нибудь в двадцати ли и жарит на костре диких зверюшек , которых так много в этих местах. Медленно иду вдоль строя. При -
поднимаю концом стека , который достался мне от убитого вражеского цзедуши , под-
бородок одному из солдат. Его голова как будто проваливается назад , в глубину шле-
ма. Шлем велик , к тому же из-за всяческих излишеств и украшений фактически опи-
рается на когда-то позолоченные , а теперь грязно-бурые наплечники. Глаза стоящего
передо мной тусклы , мутны и невыразительны. На щеках многодневная щетина , ногти на грязных руках длинны и обломаны. Пахнет. Иду дальше. Вот другой солдат.
И какой контраст. Он чисто выбрит , украшения на перевязи сияют , на ногах опрятные верёвочные сандалии. А ведь ему приходится таскать за спиной объёмистый
бурдюк с вином и захваченный в бою миномёт. Миномёт не стреляет - нечем , а бур -
дюк используется каждый вечер , но он будет носить и то и то. Так хочет его коман -
дир , изгнанный из академии за леность , вопиющую праздность и изнуряющие ноч -
ные кутежи. Я мог бы отругать такого командира перед строем , мог бы выкрутить ему
нос , мог бы самого заставить носить этот миномёт , но он единственный из моих
младших офицеров , понимающий язык межграничных юев.
Иду дальше , носком сапога отбрасывая в сторону попадающиеся камешки. Вижу
ощеренный в полуулыбке гнилозубый рот под клювом-маской. Обладатель этого рта
обычно произносит две фразы - "Просто как говно в цветах" и "С высоты моих лет
начинаешь понимать стратегии ошибочных решений". С высоты его лет. Где и как они
прошли. Ежедневные попойки в деревенской харчевне , перебранки с толстой , пахну-
щей ртом женой , походы в липко-влажную парилку джунглей за бананами , кокосами и пробковой корой , нытьё перед деревенским жрецом о снижении храмовой пошли -
ны. На его счастье государство позаботилось о нём , и теперь он ходит в шлеме и
матерчатой рубахе , а не в тростниковой юбке. Уверен , он бы обрадовался уходу до-
мой . Но что ему там делать ? Тискать тринадцатилетних девчонок у задней стены об-
щинного здания , отгоняя их друзей проржавевшим палашом ? Орать маршевые песни
по местным праздникам ? Или наняться сопровождать караваны в Варанаси , расска -
зывая попутчикам на вечерних привалах о том как протыкал копьём по шесть варваров за раз. Да если поставить его рядом с противником , выглаженным , с чисто
вымытым лицом , очень часто при галстуке и накрахмаленной рубашке , то на варвара
будет походить именно он.
За ним в строю стоят духовные семинаристы , числом двадцать пять. Они все непло-
хие стрелки и фехтовальщики , но очень часто теряют представление об окружающем.
Особенно памятен случай , когда вместо того , чтобы захватить отбившегося от своих
вражеского кавалериста , они сначала по очереди катались на его лошади , а потом
принялись молча бегать вокруг него , размахивая руками и подпрыгивая. Бедняга был
наверное очень рад , убежав от них. На самом деле , когда я смотрю в их расширен -
ные зрачки , глядящие на никому не известные просторы , то понимаю , что могло
заставить беглеца преодолеть одним прыжком промоину в три бу шириной. Тогда ко-
мандир семинаристов объяснял их поведение спонтанным осознанием коана "Двадцать пять лебедей кружат вокруг половозрелой Сю. Почему она продолжает мо-
читься?" Сигарета докурилась и обожгла пальцы. Бросаю её в сторону. Задумываюсь.
Достаю флейту и начинаю играть. Проигрываю мелодию , перемещаю её в другую то-
нальность , тяготею к субдоминанте , возвращаюсь , слышу другую флейту - это всту-
пил начальник второй полутысячи. Наши мелодии переплетаются , вьются вокруг нас
и уносятся ввысь. Закончив играть долго смотрю на окурок , затем обращаюсь к нему.
--
Ничто так не сближает как совместное музицирование. Это прекрасное дело.
Начальник второй полутысячи стоит , выпучив глаза , плюмаж свисает с каски розо-
вым хвостом , в общем славный дядька.
Между тем задумываюсь о дальнейшем. Если распустить их по домам, то там их ждёт
труд. Возможно тяжёлый. Каждый вечер наведываются соседи из другой деревни.
Бьются дрекольями. А здесь уже неделю никого. Хотя два дня назад на наш разъезд
набрёл белобрысый вражеский сотник. Хотел сдаться в плен. Не разобравшись , командир разъезда немедленно распорол ему живот. Потом он , правда, долго плакал,
но что сделано , то сделано. Одной рукой выписал ему благодарность , а другой дал
в рыло , поскольку умирая , белобрысый сотник рассказал , что невдалеке идёт
впереди своей армии Председатель Штоколов с чудовищным знаменем и триста и пять
барабанов , в которые бьют, сменяя друг друга тысяча и пятнадцать воплощённых душ , грохочут круглыми сутками. Хотелось бы с ним встретиться. Судя по всему инте-
ресный субъект , хотя и не исключено , что психически неуравновешенный.
Что касается Телемпаса Бурбазы.
Короткая справка.
Телемпас Бурбаза ( Он же Саджна Шринаган Шриматнаган Боддхи Дева Еф Им ) - национальный ланкийский полководец , государственный и общественный деятель эпохи Кали-Юга.
Даты рождения и смерти носил в нагрудном кармане , застёгнутом на серебрянную пуговицу. Вёл пограничные войны с Бенгалией , Джамму и Кашмиром , Чу , Бэй-Чжоу , Тибетом , бирманскими княжествами и государством Нан-Чжао. Проводил партизанские рейды по собственным тылам , был инициатором создания ланкийской контрразведки и широкого использования природных стимуляторов. Пытался насаждать изучение Упанишад младшими офицерами , однако после того как в ходе религиозной дискуссии один из офицеров , которому он плюнул в лицо , плюнул в ответ , изучение было отменено.
Как активный сторонник секты Маггбогья неоднократно пытался распустить подчинённую ему армию.
Известен как автор более чем 14 научных трудов по теории музыки , лишённых , однако , какого-либо
смысла.
По одним данным убит сепаратистами , по другим достиг полного и окончательного просветления , что в принципе одно и то же.
Изображение Телемпаса Бурбазы можно увидеть на 5-й странице рукописного свитка Махавиладхкайя,
который хранится в Национальном Историческом архиве в Коломбо.
По слухам , которые в последнее время всё больше заменяют собой разведданные,
на севере появились орды , подчинившие духов воздуха. И если ещё некоторое время
назад они задабривали их чудовищным количеством жертвенных животных , и только потом рисковали подняться в воздух , прицепившись к кожаным мешкам , наполнен -
ным горячим дымом , то теперь они , несомненно , вошли в контакт с Дыргыну-Кале ,
сидящим на третьем небе , и тот подарил им посредством пророческих видений черте-
жи самоходного воздушного змея. Ох уж эти шаманские штучки.
Закуриваю вторую сигарету. Казалось бы повторяюсь , ан нет. Есть сигарета и есть
сигарета. Иду в сторону и ложусь на землю , предварительно очертив круг - никогда
не знаешь что у кого на уме. Начинаю размышлять - идти вправо , влево , зарыться
в землю или же подняться в воздух. Последнее сразу же отметаю как непростительное
излишество , даже если выкурю все сигареты. Можно зарыться в землю , но вдруг
повстречаюсь с председателем подземного мира ? Не стоит. Для начала хотелось бы
увидеть Председателя Штоколова. Достаю из кармана три разноцветных камешка.
Один , лазорево - зелёный обозначает Эрдеген-деге , сидящего на верхних ветвях
железного дерева с птицей в руке , другой , коричнево - жёлтый - Ду , стоящего на
средних ветвях железного дерева с оленьей шкурой , растянутой на рогах марала ,
видимого только раз ; третий - Мугэ-Сирнтихэ , лежащего между корней железного
дерева с раскрытым ртом . Все они достаточно капризны и любят бараний жир , да где
я им возьму барана ? Затягиваюсь так , что начинает звенеть в ушах и сводит ноздри.
Говорят , что это Ду машет оленьей шкурой. Рисую на земле фигурку , изображающую
Председателя Штоколова и , подбросив вверх камешки , сдуваю воображаемые пы -
линки с воображаемого бронзового зерцала . На тринадцатом выдохе внутри меня на-
чинает играть мелодия. Она в меру ненавязчива , чтобы не мешать думать , и в то же
время в меру назойлива , чтобы не позволить забыть о себе. Без мелодии нельзя. Од-
нажды я так увлёкся поисками пропавшего вяленого мяса , что очнулся через три дня
выброшенный на окраину обитаемого пространства . Хорошо , дело было в Варанаси
и пространства было немного , остальное занимали дрова. Стоп! Целая обойма дров.
В кого ты стреляешь , человек ? Не рви оленью шкуру , за ней нет ничего , всё перед
чился , но на каждый рыльник есть свой пестик. Не знаю как дальше , но будет ли
лучше ? Или же снова плотина раздавит хрупкие тельца ушедших под воду. Плачет
калека-мальчик - зачем уроду погода ? Ох , как трудно быть циклопом - у него один
глаз , да и тот - третий . Дэвушка , нэ ломай кактус , он не растэние , его кюшают.
Всем по стакану сиропа , а тебе иван-чая ? Купи себе место на разных кладбищах ,
чтобы никто не нашёл . А впрочем , не пора ли вам домой ? Стук , стук , стук по мос-
товой... Ага , вот оно что . Камешки упали и покатились. Мгновенно встаю , и подозвав
начальника первой полутысячи приказываю начать слушать , приложив ухо к земле
в том направлении , куда покатился камешек Мугэ-Сирнтихэ . Триста пять барабанов-
это не шутка , хотя если их триста три , то тогда посмеёмся как принято в низовьях
Би- Цзи - прикрыв глаза , сложив руки у подбородка и мелко подрагивая бровями.
Говорят - помогает.
Вновь иду к строю. Идти в другую сторону - не резон. По ночам холодно , звери и варвары. Хоть и убегают , а как знать , что у них на уме ? Поступки многих лишены
мотивации . Например , захотелось хану Серджибастану отвоевать обратно Кукунор-
скую низменность у своего названного брата - высокородного Цзю , и посылает он тогда за своим джабгу Восточного крыла и велит тому взять три тысячи всадников и захватить Кукунорскую низменность с Ферганой впридачу . А голову высокородного Цзю принести в этой вот плетёной корзинке для овощей, поелику всё равно она про-
играна в шахматы Сыну Неба. И делать нечего , садится джабгу на чистокровного ска-
куна и несётся форсированным маршем в обход Кукунорской низменности. Там его , правда , встречают ся , сябгу , шосцы и курыкане . Потом я с ним разговаривал . Не-
когда видный и представительный мужчина трясся , рыдал и всё просил отрубить ему
голову и доставить хану Серджибастану в той самой корзинке. Мне претит механизм подобного самопожертвования. Хотя , стоит признать , что и у меня бывали сходные ситуации. Как-то помню , ушёл я от мира в сторожа при нашем университете.
Сижу я в сторожке , пью разбавленную сому и почти уже представляю себя Индрой, как вдруг полог отодвигается и предстаёт передо мной , кто бы вы думали ? Княгиня.
Молчу . Молчу. Потом речь начинает возвращаться.
--
Уйди,- говорю я хорошо , спокойно и раздельно , - не видишь ? Озаряюсь...
- Телемпас,- проникновенно говорит княгиня своим грудным голосом, - Телемпас , родина в опасности , хан Чингис со своей конницей скачет по просторам Поднебесной.
- Ну,-говорю ,- не Телемпас ...хотя для тебя может и Телемпас , но так как обоснован-
но подозреваю , что ты явилась сюда не песни петь , то Телемпас Бурбаза , наследный
ланкийский полководец , перед именем желательно употребление префикса Шри. А что до Поднебесной , то всегда говорил , что ежели буддистским проповедникам головы рубить , так то до добра не доведёт.
- Телемпас ,- говорит княгиня , и слеза скатывается по её щеке , шуршит одежда , и она присаживается рядом со мной ,- этот хан Чингис , он достаточно разумный в военном деле хан , родине нужна твоя помощь , Телемпас , тем более уже известно,
что хан Чингис забрал у ханьцев их молодость.
- А зачем мне такая родина , -спрашиваю , -где офицер может плюнуть в полководца и ему ничего за это не будет ? Понимаю , конечно , что все дхармы пустотны , скандхи там же ,и всё это есть не более чем указание на какое-то состояние...Но...И вообще , пора в обход.
- Телемпас , -шепчет княгиня , придвигаясь ближе , -но ты же плюнул первым , а ведь
сам говорил - не плюй в колодец , а то колодец плюнет в тебя.
- А если этот хан Чингис , или как его там настолько серьёзен ,-говорю,- то не проще ли распустить армию совсем ? В конце концов мы не железные , надо и о внутреннем мире позаботиться. А те у кого синдром Арджуны , могут назначить полководцем Бахатура . Малый молодой , но уже настойчивый.
- Телемпас ,- горячо шепчет мне в шею княгиня , и её дыхание как ветер в Такла-Ма-
кане , - Телемпас , но он же низок , и честно сказать, неопрятен в быту , что свойст-
венно выходцам из простонародья.
- Э-э-э-э , - говорю , -Уу-у-у...узнаю брахманско- кшатрийский снобизм ...и не надо меня трогать ...кстати , а откуда тебе известно, каков он в быту ?
- Телемпас , -плачет княгиня , и слёзы её катятся по щекам и падают мне на руку , - - неужели ты сможешь спокойно смотреть на Коломбо в огне ?..
- Дорогая , - отвечаю , причём перед глазами у меня начинают проплывать дрожащие
изображения чего-то в природе несуществующего , - с метафизической точки зрения,
Коломбо и так в огне , если под огнём понимать истинную тонкую сущность воздуха ,
а не то материальное пламя , горящее , к примеру , в очаге . И этот эфирный огонь так и сопровождает человека всю жизнь и в каждом перерождении. Тело его как дрова , глаза его - искры , мысли его - клубы дыма , желания его - языки пламени ,
сердце его - вспыхивающий пепел ...
--
Ах , Телемпас , -говорит княгиня , вставая , и одежды её шелестят , расправляясь ,
глаза наполнены влагой , а руки безвольно двигаются, - как ты мне надоел со своими
Упанишадами...
- Конечно , конечно...мои Упанишады , мои Веды , моя Трипитака , моя татхагата - гарбхи , а мне надоела твоя ничем не объяснимая манерность . Тебе всегда , чтобы сделать минет нужны свечи , шампанское и игра на рояле ? А сейчас ты его не можешь сделать ? Или ты не за этим пришла ?
--
Ну и ублюдок ты , Телемпас , -говорит княгиня на повышенных тонах.
--
Это всё , что ты хотела мне сказать ?
--
Ну ты и скотина , когда же ты обопьёшься своей сомой ?
- Ну , сома , к примеру , не моя , боги , видишь ли...дэва - лока...а вот кто на прошлой
неделе заблевал храм Танцующего Шивы ?
--
А это пусть тебя не волнует...
Когда она сердится или впадает в истерику , пестуя омрачение , её голос визгливо повышается , в верхних точках срываясь на крик. Это мне нравится.
- Заткнись , - говорю , - а тебя пусть не волнует Коломбо в огне и улицы в говне. Луч-
ше убирайся , ко мне должны придти.
--
Что , лишила тебя женской ласки ? Не волнуйся ,не надолго .
--
Я и не волнуюсь. Уберешься ты , наконец , или тебе челюсть свернуть ?
--
Ну , сверни.
--
Вот ещё... Тебе твой музыкант успеет свернуть.
--
Ну и что ? Музыкант же , а не ремесленник...
- Так уберешься ты к своему музыканту , пока я не возрадовался осознанию доброго
различия между страстями и заблуждениями и не отрезал тебе голову ?
- Ты хочешь отрезать мне голову , Телемпас , -княгиня смотрит на меня в упор , сдви-
гая край накидки , видна охватывающая шею жемчужная нитка , - ты будешь резать
здесь ?
Непроизвольно шарю рукой на поясе , пальцы сами собой сжимаются , мускулы напряжены .
--
Не знаю , может здесь , а может и выше...
- Тогда помоги мне расстегнуть...И может воскурим перед этим благовония в честь Тримурти ?
--
??!. Прямо сейчас ?
--
Это же благое дело...А благие дела нуждаются в скорейшем воплощении...
--
И возляжем потом вдыхать аромат сандала и шаматхи ?
--
Конечно , возляжем...
--
Тогда почему нет ?
Или так. Взаимная задумчивость. Из окна падают лунные полосы. Вино. Капель водяных часов. Тени и волосы скрывают лица. На полу у дверей ворох скомканных штор и покрывал. Сапоги рядом. Крайние , со шпорами - мои.Молчим.
Хотя , это я молчу. С твоей стороны напряжённое ожидание. Тишину нарушает бульканье с посвистом. Ты незаметно вздрагиваешь. Я отворачиваюсь от окна и про-
бую вино . Терпкое , не в моём вкусе. Ищу твои глаза по отблеску лунного света , по влажным искрам , мелькающим в темноте. Нет . Ну и не надо. Откидываюсь на
спинку кресла , с наслаждением вытягиваю ноги.
--
Какой action услышу сегодня ? - спрашиваю , не ожидая , впрочем , ответа .
вдруг - стук в окно. Или нет ? Грохот в дверь . Тебе всё равно , ты не слышишь , плещется вода. Но лязг ключей улавливаешь. Затем схватка в ванной , борьба в кори-
доре , силы не равны , а тут...я. Верно ?
Слышу прерывистое , со всхлипами , дыхание.
--
Хорошо , что плашмя , а если бы ребром ?
Заглядываю за спинку кресла. Пробегаю пальцами по узорчатой поверхности ножен.
Ты проходишь мимо - проверить. Я отворачиваюсь , но волосы скользят по моему лицу , чувствую солёное тепло губ.
--
Не шепчи в ухо , - говорю , - щекотно...
Тонкие пальцы обводят моё лицо. Луна исчезает за тучами.
- Неужели ? - удивляюсь я твоей настойчивости ...- было просто совещание ? Так и со-
вещался на диване с одним сапогом ? А драться зачем ?.. Аа-а , понятно...ну только не
плачь.
Слышу обещания , всё точно также как и в тот раз. Зеваю сквозь шелест одежды и тяжесть на коленях прямо в упругое тепло.
- Ночь уже восстала во всю широту и глубину , - говорю-...давай...нужно ещё успеть выспаться. Завтра идём в Варанаси.
Подтверждая мои слова трижды звонят водяные часы.
И ещё. Варанаси после двухмесячных боёв. И без того узкие улицы запружены толпами - беженцы , одичавшие крестьяне , остатки разбитых частей , свежие войска с юга , похабно и нагло держащие себя союзники. Противник стремительным броском
разоривший северные провинции и поглумившийся над предместьями ,оттеснён , наконец, от города и отходит , огрызаясь.Но это меня уже не волнует. Ланкийский корпус выполнил свою задачу , сдержав и измотав врага , в то время как разбитые
войска раджи Варанаси бежали , не останавливаясь, от самой границы. Сейчас уже наступил перелом , и всеобщая эйфория витала в воздухе , то и дело прорываясь восторженными криками и плясками на площадях.
Последние полмесяца я занимался контрразведкой и достиг на этом поприще опре-
делённых успехов , выловив нескольких опасных лазутчиков , один из которых пытался открыть калитку во внешней стене , другой отравил общественный колодец , а третий в городском храме плевал в глаза божеству - покровителю Варанаси.
Сейчас же я шёл , широко размахивая руками , из дворца раджи , где старый скупердяй , почувствовав перемену , завёл песню о бедствиях , постигших его народ и, как следствие , самого раджу и сильно повлиявших на финансовое состояние государства. Я же , в свою очередь , спел песню о том , что мы взнесли над Чанбэк-
саном знамя , Туманган переходили вброд , и где же те горе-мудрецы , что посмеют назвать нас трусами. После чего несколько раз плюнул в лицо господину смотрителю казны. Только после этого гнусные разговоры прекратились. Находясь в состоянии лёгкого возбуждения , я искал какое-либо место для телесного отдохновения , где можно было бы посидеть пусть в относительной , но тишине.
Наконец, после утомительных поисков я устроился в углу одного непотребного заведения. Окинув взглядом помещение я уже поднял было руку , подзывая служителя , как вдруг осёкся , столько одиночества и печали было в случайно
пойманном мною взгляде. Но кроме этого было и что-то ещё , и только поэтому я , об-
терев выступившую на лбу испарину , покинул своё место и подошёл ближе.
--
Позволите ? - хрипло осведомился я , и не дожидаясь разрешения , сел.
--
Извините за настойчивость , - мой голос вдруг задрожал , -но ответьте мне на воп-