Петров-Одинец Владимир Андреевич : другие произведения.

С мужеством обреченных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Расставляю точки над литерами:
   Координатор настолько безжалостно выставил условия, что вписаться в них мне казалось невозможным. Оказалось, что не казалось. Сам не вписался почти полностью и, как вижу, некоторые - тоже. Это огорчительно. Но снимать рассказ, пусть неформатный - верх неприличия и бестактности по отношению к традиционно либеральному (при напускной суровости) господину Координатору.
   Это я зачем пишу? Чтобы обиженный автор не считал, будто я мщу и пытаюсь опустить его творение в глазах соучастников. Я и свой текст разделаю, как бог с черепахой не обходился - на совесть и без снисхождения, к себе, любимому.
   Итак, тема, задание и условия:
   провинциальный город Энск. Он полностью разрушен, руины заражены всякой вредоносной химией/вирусами/бактериями/мутантами/зомби/прочей дрянью, немногие выжившие прячутся... Возможно, у них есть некоторые запасы еды/воды/прочих полезных вещей. Выжившие выживают, как могут, и надеются на приход спасателей, однако в ходе апокалипсиса / после него кто-то совершает преступление, которое ставит шанс на спасение спасателями под угрозу.
   ...последствия преступления так или иначе лишают прочих участников повествования надежды быть обнаруженными/спасенными спасателями.
  
   А вот как выглядит соответствие, с моей кочки:
  
   ? Последний Р. Сегодня же будешь со Мной...
  
   Отменно с точки зрения литературной идеи! Нормальные люди выживают в заброшенном доме рядом с территорией, которую пендосы используют, как плацдарм для переправки сил и вооружения на фронт. В тылу врага, так сказать. Шанс выжить неопределенно долго - есть, в чем и конфликт рассказа.
   Энергоноситель позволяет неимоверно долго производить продукты питания (шкурная точка зрения), или самоубийственно передать сведения о враге командованию вооруженных сил Родины (патриотическая точка зрения).
   Одна из спасшихся принимает решение стать патриоткой и крадет батарею. В ходе расследования возникает труп, рана в котором позволяет разоблачить похитительницу. Но следующие перестрелки её не останавливают, на Родину уходит сигнал "вызываю огонь на себя". Родина откликается ракетой и побеждает в третьей мировой. "Короче, все умерли".
   Фантастика есть, не знаю, насколько хорошая. Соответствие теме я увидел. Детективное расследование показалось слишком коротким и невзрачным. Но очень хороша проза - эх, хороша!
  
   ? Gyrus Фд: Спасатель
  
   Чистая фантастика, незамутненная реальностью ни в едином эпизоде. Американизированная донельзя. Яйцеголовые, отрезанные от мира, с корыстными целями наплодили клонов, которые обладают неимоверными способностями. Спасатели, которые словно сошли с голливудского экрана, имеют официальное задание - спасать, и неофициальное - истребить. Не все, разумеется, но большинство из них. К тому же, как принято в фантастике, все пороки спасателей гиперболизированы.
   Короче, в бойне, возникшей внутри бронепоезда после обнаружения клона, погибают все, кроме коварного клона и совестливого капитана. Но обвинять клона - автор не позволяет, потому что тем движут исключительно благородные мотивы спасения жизней других клонов назло всем корыстолюбивым персонажам, учреждениям и организациям.
   Детектив тут никакой, несуразный, поскольку догадаться о невероятной силе и сверхспособностях клона без авторской подсказки невозможно. Но читать было интересно. "Терминатор 3000 года".
  
   ? Труба И. Ни труб Исрафаила, ни Машиаха, ни мёртвых из могил
  
   Опять проза. Шахтер застукал жену с любовником, собрал отдельно живших родителей и намеревался патетически разорвать отношения с неверной супругой, но тут на горизонте взорвалась нейтронная бомба, завыли сирены и началась третья мировая война. Помня с армейской службы о коварных нейтронах, шахтер увел семью в шахту, а тут бомба упала на его город, сделала выход из шахты невозможным и убила всех горожанан. Пересидев пару недель, шахтер вывесил надпись "СОС" на обрыве, чтобы спасатели увидели и спасли. Но его мама взорвала выход, чтобы как можно дольше оставаться в составе семьи, пусть и под землей.
   В ожидании неминуемой смерти шахтер мирится с женой, расследует инцидент и разоблачает маму и получает шок от осознания немудрящей истины - одинокие старики не хотят жить одиноко.
   Фантастики в рассказе - мизерное количество, но есть кое-какой подземный антураж. Соответствие теме - условное. Детективность рассмотреть можно. А вот литературный уровень и социальная направленность, исподвольный заряд совестливости в тексте заложен основательно. Автор даже признание сделал, в аннотации. И я с ним согласился.
  
   ? Иллона Фд-6: Последний уровень
  
   Очень ученые люди попали под воздействие гиперболоида и стали послушными куклами одного из своих же. Тот ждал спасателей на вертолете, заставлял ловить для себя крыс, кормил обезумленных кукол невкусными лепешками, имел с ними половые контакты, гомо и гетеро, отчего героиня беспамятно забеременела. Но ей чудом удалось вырваться из беспамятства. Она применила защитные средства, занялась расследованием, встретила еще одного здравого коллегу и не догадалась, что он и есть злодей. А когда нашла пульт управления и собразила, то ломиком разнесла всю электронику к чертям собачьим.
   Фантастика вполне современная, ужасающая и беспросветная. Расследование внятное, последовательное и логичное, хотя и бесполезное. Так что средненький детектив я тут нашел, как и соответствие теме. Жаль, социального посыла нет в рассказе. Но фантастика же, разве в ней это обязательно?
  
   ? Макарыч А. Антон Макарыч и Большой Змей (полная версия)
  
   Группа русских людей выжила и недурственно обстроилась в мире ПА. Но незваные гости приперлись, опрометчивые спасатели или разведчики, и напоролись на ядовитый гриб. Тотчас возникло у кого-то из группы желание украсть лекарство, которым можно спасти незваных гостей от неминуемой смерти. Простенькое расследование показало, что мотив есть у многих, возможность - тоже, но злодеяние не состоялось, и лекарство вернулось в руки расследователя. Теме рассказ соответствует, фантастика там весьма бытовая, мне понятная и привычная, а вот детективность показалась слабее слабого. Но есть? Есть. И даже социальное наполнение имеется - жалостливость ко всем живым. Такое, разумное отношение, ведь не бывает людей однозначно плохих или однозначно хороших. Все мы люди, все мы человеки...
  
  
   ? Ёжык Фд-6: Штирлиц против Вурдалака
  
   Прикол, так наверное, называют рассказы аналогичного направления. Злодей напускает на себя добродетельный вид, но гонится за жертвой, а жертва не так проста, как кажется, она - активная приманка. Для стеба это слишком серьезно, а вот ирония видна. Фантастики здесь совсем нет, даже намёка на войну не видно, а вот шпионско-детективная история закручена ловко, с издевкой над официальными следственно-карательными органами. Расследование есть, формальное и незатейливое.
   Но после прочтения рассказ забылся мгновенно, значит, не царапнул нигде и ничем. А это для меня главный показатель литературного произведения. Увы.
  
   ? Прохожу М. Второе пришествие
  
   Отрезанные от мира геймеры не волнуются, они хотят вечно играть, и вот иная реальность дает их душам такую возможность. Но благородный сисадмин жертвует собой, чтобы спасти души и бренные тела геймеров до прилета спасателей. Но иная реальность поднимает мертвое тело сисадмина, приводит в помещение геймеров, изображает из себя расследователя. А потом раскрывает свою сущность сбрасывает мертвую оболочку. И души геймеров соблазняются, уходят в мир той реальности. Спасатели прилетают слишком поздно.
   Тема есть, слабенькая детективность - тоже, а фантастики - хоть отбавляй. Но рассказ запомнился, потому что несет социальное предупреждение нам всем, у кого есть дети. Сеть - это наркотическая ловушка...
  
   ? Лукин И.М. (Фд-6) Острова Мечты
  
   Подземный склад, где есть неисправный самолет, охрана, ученый, умеющий летать на самолетах начальник базы и два случайных гостя. Если отремонтировать самолет, то можно улететь туда, где война не отравила природу. Гостья берется за ремонт, чтобы все улетели куда можно. А потенциальные пассажиры принялись убиваться. Начальник ведет следствие, но не успевает - погибают все, кроме него и гостьи, которая успела с ним переспать, а то и влюбиться, как намекает автор.
   Это она организовала убийства всех руками бывшего напарника, а напоследок грохнула и его, чтобы с гарантией улететь на острова мечты, которые не воюют в силу ничтожности, как отдаленного и малонаселенного государства.
   Вместе с автором и главным героем я не смог осудить преступницу. Тема есть, хоть и без красот ПА, попытка принципиального расследования тоже имеется, а гражданский посыл, вы меня извините, пожалуйста - настолько явен, что забыть рассказ невозможно.
  
  
   ? Северный П. Фд-6: Утративший веру
  
   Вроде бы и антураж есть, и про ПА сказано, и трагедия обозначена, а безвольность героев обесцветила для меня рассказ, обесценила. Не за кого переживать. Ну, два злодея решили выжить, пожертвовав остальными. И что? Кого воспел автор? Зло всегда деятельно, всегда более активно, поэтому противостоять ему должно добро с кулаками и с мозгами, а не вялый расследователь. Мне история показалась длинной и неинтересной, словно комментарий скучного договорного матча: пошел, подумал, постоял, сделал пас, получил мяч обратно, сделал пас, откатил в аут...
   Наверное, я не понял, какую задачу ставил перед собой автор. Пот если бы вместо пересказа о замысле и об успехе злодейки, присвоившей последний воздух, была показана борьба расследователя против двух лидеров и исполнительницы коварного злодейства, пусть безуспешная, но борьба! Понимаете, не факты интересны, не результат, не антураж, а острота конфликта.
  
  
   ? Подвальный Без света
  
   Зарисовка, а не рассказ. Несколько человек осталось в темном, засыпанном обломками помещении и стали выкапываться. А потом кто-то забрал фонарь и спрятал. Все перессорились и фонарь нашелся. Тут всех и раскопали спасатели. Ни темы, ни интриги, ни расследования, ни фантастики.
  
   ? Чип Ч. Зачем убили доктора?
  
   Шесть лет назад группа сотрудников завода уцелела в бомбоубежище, четыреста человек. Когда снаружи сообщили, что спасти их могут без очереди лишь при условии особой ценности для государства, возник интерес к чипу, где хранился единственный ключ от, страшно сказать, насколько заминированного хранилища тайн оружия. А носитель информации возьми и помри, а чип - возьми и пропади! Официальные сыскари и частный сыщик стали искать. Нашёл сыщик, но не отдал его, а из гуманистических побуждений предпочел припрятать и продолжить жить в убежище со всеми вместе, лет двадцать, где-то. Если спасатели не смилуются и не раскопают всех раньше.
   Антураж есть, тема есть, детектив есть, интрига есть. Небесталанно, а вот интереса особого я не ощутил. Конфликт как-то приглушен, несмотря на эпилог.
   А если сделать его ярким, выпятить, подчеркнуть? Правительство, каким бы оно ни было, выборным или диктаторским, всегда вынуждено принимать непопулярные решения, потому что оно несет ответственность за всех. Надо либо травить нежизнеспособных, либо размножиться до перенаселения и дружно сдохнуть всем вместе. Не нравится? Тогда рожай, но уходи из жизни, освобождая место ребенку! Пусть Лариса убила ради ребенка, это я могу понять, но что тут особенного? Так поступит каждая мать.
   А вы сделайте сведения о балансе жизни гласными и понятными, пусть жители осмыслят перспективы, пусть примерят на себя грядущую собственную смерть от недостатка ресурсов вследствие бесконтрольной рождаемости. Вот тогда они жалость забудут, тогда дружно выберут Ларисе наказание и коллективно нажмут кнопку ведения яда ей в кровь. А я содрогнусь от жестокости и неизбежности такого выбора, примерю все на себя и запомню рассказ! А пока - увы. Забуду. Уже забыл.
  
   ? Гравимагнитский П. Фд-6: В бетонных лабиринтах
  
   Война свела в подвале бомжей и приличных людей. Но одна из приличных решила травить бомжей ядом и отравила, средство связи со спасателями украла и спрятала в сапог мертвого бомжа, а попутно подложила сноху под придурковатого юнца из бредовых соображений. Ей разоблачили, сноха одумалась и выбрала главного героя для дальнейшей жизни. А тут и спасатели объявились.
   Антураж интересный, тема раскрыта, расследование ведется - а скучно. Причина скуки - малая осмысленность поведения злодейки. Крыша съехала, и что мне с того? Почему не хочется переживать за отставного военного, за обольстительную Машу, за писателя, за придурка Витьку? Да потому, что яркого внутреннего конфликта нет. В порядке бреда, меня могло бы увлечь такое поведение персонажей: Галина затеялась травить бомжей, а Витька это обнаружил, да шантажом убедил, что откуп - Маша в постели. Но Маша воспротивилась, а Витька сунулся в петлю, его спасли,и все раскрылось... ГГ радостно кричит Маше, что та не обязана спать с Витькой, но она из жалости остается с придурком, чтобы не допустить повторного суицида...
   Пока же, простите мне, автор, зевоту над вашим техничным рассказом.
  
   ? Элина Н. Фд: Да не оставит нас надежда
  
   Попала группка людей в бункер, и стали они жить-выживать. А потом один козел из них испортил отопление, чтобы безмучительно замерзнуть - словно уснуть - в холоде. Сочинено ровно, равнодушно, технично, отстраненно. Тема есть, минимальное расследование показано, но интереса рассказ не вызвал. Почему? Да потому, что нет внутреннего конфликта в рассказе. Где здесь добро, которое борется со злом? Объясните мне, автор, за кого я должен болеть, о ком переживать? Любящая пара мне неинтересна, молодые люди - тоже.
   Вот если бы один из них решил заморозить старика, чтобы потом согреть девушку и добиться ее любви, а она бы ему не простила и убила бы - о! Тут есть от чего заволноваться, тут страсти закипят на уровне венецианско-мавровых и монтекко-капулеттевских!
  
  
   ? Rarity Фд-6: Между нами, девочками
  
   Привет, мужененавистница!
   ПА проявился, как туман в заваленном туннеле, от которого все мужики спятили. Ну, своих, туннельных, суровые амазонки перебили, других заперли, а наружных - отстреливают по мере надобности. Когда появился шанс на спасение, главная героиня сообразила, что вместе с ценной Анной можно спастись и всем прочим туннельным женщинам. Но Анна пропала, пришлось её разыскивать, а попутно удалось получить признательные показания от злодейки и убить ее. Финал открытый - ГГ ищет Анну.
   Хорошо написана фантастика, и литературная часть не уступает. Детектив очень-очень слабый, тут остросюжетник вышел на первый план. Зато психологически рассказ проработан великолепно! Такой заворот не забудется никогда. С наслаждением воспринял я и оценил баланс добра и зла. Анна приняла участие в разработке тумана, чем и ценна для спасателей, но все смерти мужчин - на ее совести. Поэтому желание отомстить есть у всех женщин. Мужества и решительности хватает у одной, которая мстительно отправила Анну в лапы созданных ею же монстров.
   Жаль, что детектив получился слабенький.
   Зато героиня - превосходна своей самоуверенностью, непокорностью обстоятельствам и настойчивостью. Такая не отдаст лидерства никому и никогда. Окажись мы в одной группе в мире ПА, мне пришлось бы ее прикончить в первом же конфликте. Поэтому таланту автору я завидую, открыто заявляю это.
  
  
   ? Шульц А.С. Фд: Кто убил Фёдора?
  
   Абсурд, искорки постмодернизма и стеб. Симпатичная штучка. Талант не пропьешь! На другом конкурсе смотрелась бы превосходно. Здесь - инородно.
  
  
   ? Искорка. Фд-6: Пока рассветы багряны
  
   Чужие прилетели, стравили глупых людей, а теперь присылают сферы, с помощью которых можно переместиться в их, чужаковские, купола. Группа людей хочет переместиться. Все ждут удобного времени, но сфера исчезает. Кирилл с винтовкой ведет расследование, обнаруживает, кто и зачем это сделал. А попутно узнает, что не все хотят к чужакам, что можно продолжить жизнь в канализации, что есть альтернатива чужим спасателям...
   Тема раскрыта, фантастика есть, детективное расследование - тоже. Особого интереса нет. И хотя Кирилл невероятно добр к уродцу, лоялен даже к Маньяку и к Данке, которая жаждет познать мужскую ласку - чего-то в нем, как герое, не хватило мне. Может, готовности к поступку? Или пастор показался лишним? Или остроты конфликта недостало? Не понимаю...
  
   ? Ватсон К.Д. Кое-что о Белоснежке
  
   Стайка подростков выжила. Но лидер случайно погиб, потом кто-то убил девчонку, возникла свара, дебил убил, дебила убили, а мелкий гаденыш, все это замутивший по непонимаемому велению души, забежал у разбитому им же маячку для спасателе и ждал, когда доберутся до него. Мизерерный рассказик, внешне угрюмый, как мысли прыщавого подростка, но вполне достойный противопоставления рассказу " Между нами, девочками".
   Там героиня активно-агрессивна по мужскому типу поведения ради своего и группового спасения, здесь же активно-подстрекателен Мелкий, который мечтает попасть в другую группу, где приобретет более высокий статус. Они похожи, как имаго и личинка, и оба одинаково несимпатичны.
   Рассказ запомнился, хотя и несовершенен с детективной точки зрения.
  
   Послесловие
  
   Неплохой конкурс получился. Авторы порадовали, а несколько рассказов показались незаурядными. Голосование покажет, как думают участники.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"