Аннотация: Да, мне нравится страна, в которой живу!
Ты восхитителен, Израиль!
Эссе
Израиль, который уже не место жительства, а Родина - кто сумеет выразить, каков он? О, благословенная страна, чьё имя известно не благодаря размерам, а в силу удивительных особенностей её народа и его истории! Мудрено ли, что никто не остаётся равнодушным, когда речь заходит о тебе, государстве, сочетающем черты ближневосточного темперамента и европейской прагматичности.
Можно ли не отметить особенности географии, когда курорты самого южного города, Эйлата, круглый год нежатся в ласковых водах Красного моря, вся западная граница представляет собой бесконечный пляж Средиземного, а просоленное Мёртвое море лежит в раскалённой каменной чаше?
Но север - он поражает не меньше! Горнолыжная база на Хермоне, множество мелких озёр и знаменитое "Галилейское море" - озеро Кинерет, куда впадает не менее знаменитый Иордан. Какой христианин откажется благоговейно погрузиться в реку, где приняли крещение первые приверженцы Спасителя, и разве не возликует он при виде водной глади, по которой шествовал Христос, показывая силу истинной веры?
Много поколений торговцев, паломников, завоевателей, любознательных путешественников топтали эту землю - здесь пролегал древний сухопутный маршрут из Европы в Африку. Миновав зелёный север, шли караваны вдоль Средиземного моря, сквозь пустыню Негев, через пески Синая в сторону Египта, откуда Моисей вывел свой народ, влачивший рабское ярмо. И это не выдумка досужих израильтян - так толкуется историками Ветхий завет, широко известная рукописная история человечества и богоизбранного народа. Мало кто сомневается в достоверности описанных в Библии событий, разве что стремительность сотворения мира отвергается скептически настроенными учеными.
Много испытаний выпало на долю иудеев, которые два тысячелетия пребывали в рассеянии. Мечта о земле обетованной хранилась в их сердцах, звала к себе. Лишь в 1948 году неуёмные бунтари добились от мирового сообщества согласия на создание иудейского государства, и некогда неухоженная Палестина постепенно стала цветущим Израилем. Недавно сделанные спутниковые снимки ночного Ближнего Востока показывают, как ярко светится вся заселённая территория страны. О, невозможно оторваться от иллюминатора, созерцая Израиль с борта самолета, но ещё прекраснее он вблизи, когда белокаменные дома выглядывают из цветущей зелени садов и парков!
Восхитителен Иерусалим, самый крупный город, белокаменная столица Израиля, где учебные заведения, музеи, деловые и правительственные учреждения сочетаются с древностью, образуя свой, неповторимый колорит. Раскинувшись на отрогах Иудейских гор между Средиземным и Мёртвым морями, он весь - история. Археологи не устают радоваться новым находкам, убеждая последних скептиков в историческом праве иудеев на эту землю. А разве это не так?
Можно ли оспорить, что здесь разбросаны камни из алтаря Иерусалимского Храма, обильно политого кровью жертвенных животных? Не эту ли почву окропили капли крови Иисуса Христа и первых мучеников? История утверждает, что по улицам древнего города не раз текла кровь его жителей, смешиваясь с кровью захватчиков. Борьба за Иерусалим началась 30 веков тому назад и до сих пор не кончается. Его строили, разрушали, снова отстраивали...
Наверное, потому он строг, возвышен и словно отстранен от деловой суеты. Если вспомнить, что Иерусалим ещё и центр авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама - которые, как три источника, подпитывают собой мировую культуру, становится понятна значимость главного города страны. Миллионы паломников настолько "намолили" это место, неустанно взывая к Господу, что не только верующий, но атеист и агностик - проникается его святостью.
Считается, что Всевышний видит всех, приходящих в этот город, ведь не напрасно Краеугольный Камень Мироздания оказался на горе Мория. На этом Камне разыгрывалась великая драма веры - жертвоприношение Авраамом сына его, Исаака. На этом же Камне стояли Первый и Второй Храмы еврейского народа, отчего гора и названа Храмовой. Там по сей день стоит западная стена Иерусалимского храма - Стена плача. Всем известно, почему названа так святыня, и спешат сюда иудеи, чтобы прочесть молитву, оставить записку в щели между древними камнями...
Так уж получилось, что мусульманам тоже дороги эти места. Именно над местом древнего иудейского Храма разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммада к трону Господа. Мечеть Аль-Акса ныне почитается, как одна из главнейших святынь ислама. С особенным чувством звучат в ней аяты Корана, когда правоверные муслимы прославляют Бога, совершая намаз...
Паломники-христиане всех толков спешат в старый город, где звучат древние названия - Голгофа, Виа Долороза, где стоит их величайшая святыня - Храм гроба Господня. Стираются подошвами прочные камни, ведущие в храмы и церкви, не прекращаются службы, длятся благозвучия псалмов, идут шествия. Монастыри открывают двери для странников, спешащих к святым местам...
Кажется, сам воздух пропитан благочестием, а горы только обрамляют город и приближают его к небесам. Сколько стихов, песен, книг посвящено Иерусалиму, который в древности назывался "Шалем" - полный, совершенный, а с библейских времен именуется, как "Иерушалайм", означая сразу и "Господь усмотрит" и "совершенный" город!
Однако не столица является культурным и деловым центром страны, а Тель-Авив, приморский город, утопающий в зелени. Он сочетает в себе промышленность, новые наукоёмкие технологии, ремёсла, к нему привязан главный аэропорт Израиля. Здесь находится алмазная биржа, тут сходятся финансовые и торговые потоки. В нём или рядом с ним селятся самые богатые и знаменитые люди. Трудно выделить главную его ипостась - это курорт и порт, это транспортный узел и место проведения концертно-фестивально-театрально-спортивных мероприятий.
В нём обосновались многие государственные учреждения науки и культуры, среди которых Тель-Авивский университет, Музей Искусств, Музей Диаспоры, дом-музей Бялика, многочисленные театры и концертные залы. Сюда стремятся на гастроли знаменитые иноземные исполнители. Здесь издаются газеты, журналы и печатаются книги. Тель-Авив облюбовали почти все иностранные посольства. И он не отказывает никому, принимает всех, строя ввысь и вширь.
Он постоянно рос, особенно после провозглашения независимости страны, пока не слился с соседями. Сегодня всё побережье на север и на юг от него - это 70 километров сплошной застройки. Иногда жители слившихся городов не знают, соседняя улица принадлежит Бат-Яму или Ришон-ле-Циону? Тель-Авиву или Петах-Тикве? Нетании или Герцлие?
Туристы, любители экзотики и ночных веселий всегда найдут себе местечко по вкусу в этом восхитительном городе. История Тель-Авива, "столицы средиземноморского кайфа" ("capital of the Mediterranean cool"), удивительна сама по себе, но кроме современной части, конгломерат включает в себя Яффу - один из старейших городов мира, который после Всемирного потопа основал Яфет, младший сын Ноя, если верить легенде.
О, как он непрост, даже с виду! Тель-Авив - самый эклектичный из городов современного Израиля. Небоскребы вдоль скоростного шоссе Аялон контрастируют с малоэтажками начала прошлого века в Неве Цедек. Богатый север Тель-Авива -- с трущобами Старой Таханы Мерказит. Гостиницы и пабы набережной -- с офисами деловых и технологических центров.
При желании в этом городе можно сыскать кусочек Парижа, Касабланки, Манхеттена и даже фрагмент Бердичева, привнесённые репатриантами за почти 100 лет его стремительного роста. Таков уж он, главный промышленный, научный и деловой город страны!
Гораздо севернее, у обширного морского залива, раскинулся по склонам горы Кармель ещё один город Израиля, второй по промышленному значению - Хайфа. Только глядя на подборку картин и гравюр, где запечатлены виды из залива, можно понять, как необычна и сложна история этого места.
Много версий ходит насчёт имени города. Крестоносцы связывали название с первосвященником Каиафы, при котором распят Христос. Знатоки арамейского языка утверждали, что "хаффа" означает просто "берег". Прагматики ссылались на "хапа" -- "укрывать", мол, гора прикрывает гавань от ветров. Но большинству жителей по душе легенда, как впечатлительный рыбак взобрался на гору, огляделся и воскликнул: "О, хоф яфе! -- Красивый берег!"
И действительно, где ещё встретишь такой городской ландшафт, поразительные по красоте виды с улиц, вьющимся по склонам горы! Залив, гавань древнего Акко, современный порт, долина, подёрнутые дымкой горы - трудно отвести глаза от чарующей перспективы. И сама гора, вернее горный хребет с многочисленными садами, парками и заповедником - завидное украшение пейзажа.
О, знаменитый Кармель - "керем-эль, виноградник Божий", библейская гора! Восхитительно смотрится со стороны залива бахайский каскад с "персидскими садами" и гробницей основателя. У подножия Кармеля лежит пещера Ильи-пророка, который, (если верить древним рассказчикам, а верить хочется!) умолил Бога о прекращении трехлетней засухи. С начала тринадцатого века обосновался на горе монастырь ордена кармелитов. По письменным свидетельствам (давайте поверим им тоже!) вершине её император Веспасиан приносил жертву Юпитеру...
А ведь долгое время ничто не предвещало такого поворота. Считается, что судьба портовой деревни резко изменилась в римскую эпоху. Одиннадцатый век - время крестоносцев - она прожила довольно крупным поселением, пока мамелюки не разрушили её почти до основания. Лишь восемнадцатый век частично вернул Хайфу к жизни - для охраны сухопутных дорог округи. И всё же она оставалась бедной деревушкой, пока флоту не потребовался современный порт. Только тогда Хайфа обрёла черты, характерные для портовых городов европейского средиземноморья.
Она и сейчас резко отличается от других городов Израиля, но не потому, что большинство населения составляют рабочие, трудовая интеллигенция и студенты. Да, кроме университета, в Хайфе есть всемирно известный политехнический институт, именуемый Технионом, который создан в 1912 году, чьё первое здание превращено в Музей науки и технологии. Но колледжи и технические школы, заводы и хайтек - всё это есть в прочих городах, не здесь кроется отличие.
И не тем удивительна Хайфа, что в ней много мест для развития и отдыха - музей истории древнего мира, комплекс городского музея, нелегальной иммиграции, национального морского музея, "Сад скульптур", концертные залы и картинные галереи. Да, здесь действует единственная в стране линия метрополитена и городская канатная дорога, но не они выделяют город.
Так что же? Ответ прост - Хайфа, как никто иной, демонстрирует израильскую мультикультурность. До независимости страны она являлась центром нелегальной иммиграции, куда прибывали евреи, жаждавшие обрести историческую Родину. В ней естественно и непринуждённо слились привычки и традиции давних жителей Израиля и репатриантов со всего мира, создав уникальную атмосферу взаимного интереса. Она, многонациональная и многоязыкая, первой опровергла сразу две теории - "плавильного котла" и "культурного гетто".
Новые граждане становятся органической частью страны. Только русскоговорящих израильтян - уже четверть от еврейского населения! Для всех иврит стал языком общения, а в беде и в радости - народ един, хотя каждый сохранил индивидуальные черты страны исхода. И это важно, особенно сейчас, когда всемирная сеть сделала мир ближе и доступнее. В неформальном общении рядовой израильтянин ведёт свою, "народную дипломатию", показывая свою страну с лучшей стороны.
А сделать это так несложно! Поэты, писатели, музыканты, художники - и не только местные - искали и находили способы выразить чувства к удивительной стране. Ими сказано столь много, что любые слова кажутся лишь повтором бесхитростного признания: - ты восхитителен, сплав прошлого и настоящего, солнечный и добрый Израиль!