Петров-Одинец Владимир Андреевич : другие произведения.

Триммера-2011. Впечатления от "Мечты-сбываются"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дело Т 1/2 -2011


  

Мечты - сбываются?

      1. - Начнём от печки - не понял названия.
  
   Есть такая слабость у меня, полагаю, простительная. Всегда хочется отыскать созвучие, точнее - пусть и неявную, но связь между названием и содержанием. Не сыскал - огорчение, нашёл - радость, ведь вот, думаю, попал в резонанс с автором! Непостижимы порой ассоциации, понуждающие именно так, а не иначе именовать роман или рассказ. Полагаю, в силу разности мировоззрений или различного толкования понятия "мечта" и пролетел мимо меня авторский посыл.
   Сделав первую пометку, быстро проглядел тему на Триммере. Эвон как! Автор запугивает, что непрост, что сложно написано, де. То бишь, не для средних умов, элитарное чтиво, а? Ну, нас таким не запугать, покруче читывали. Помнится Стивена Кинга одолели, в сумасшедшинах его героинь не запутались... Справимся!
  
      2. - Затем я не понял мудрёности псевдонима.
  
   Плохо переношу латиницу в именах, грешен, а уж цифро-буквенные сочетания тотчас приводят в долгий ступор. Сам я пишу и думаю по-русски, оттого всегда пытаюсь русифицировать имена чужеродные. Так что обзову-ка автора кратким именем, цифирь же отнесу к году его падения с орбиты на Землю (ишь, как саданулся - аж забыл имя своё, самонумероваться стал!) и вынесу за скобки.
   Получи крещение, Ал!
   И бросился я в пучины романа. Два раза пришлось переплывать его безбрежные просторы, пока осилил. Кое-что оказалось правдой, но в основном угрозы автора остались пустым звуком. Читается роман, читается - хотя не с такой лёгкость, как "Айболит", разумеется. Так и вложено в него значительно больше!
  
   Кратко о впечатлениях.
  
   Интересное произведение. Незаурядное. И в тоже время - отвратительно выглядит внешне. Вот второе замечание:
  
      3. - Роману нужно срочно менять "морду лица". Громадный монолит текста, почти целиком написанный от первого лица. Тяжело и страшно смотреть, не то что приступить к чтению...
  
   Не знаю, почему автор выбрал не самую простую манеру общения с читателем, но лично мне это мешало только вначале. Затем я вчитался и получал удовольствие.
   Бусины. Хм, а у меня они тоже есть. На шёлковой нити. Не для учёта сур или мантр или молитовок - для успокоения. Возможно, авторская задумка с их раскладкой по страницам имеет концептуальный смысл, но мне анализировать было некогда. Так что пусть останется непонятой их глубинная суть. Натыкаясь на очередную бусину, я воспринимал её, словно главу повести, но "просечь", зачем они именно так нанизаны на сюжетную нить - ума или времени не достало.
  
      4. - Для понимания авторской задачи бусины показались мне существенной помехой. Ну не буду я гадать, как ни упрашивай меня автор, на кой хрен он их так обозвал! Я хочу удовольствие получать от чтения, а не ребусы разгадывать.
  
   Но, это неважно. Главное, роман понравился намного больше, чем я ожидал.
  
   Теперь по существу - а с чем я столкнулся, что я одолел, собственно?
   Прошу автора предварительно прочесть вот эту статью, поскольку дальше я применю термины, заимствованные у Кривчикова К. - http://zhurnal.lib.ru/k/kriwchikow_k_j/c1.shtml
   Мне так удобнее, а вам, уважаемый Ал, это позволит возразить или согласиться, оперируя дефинициями, которые подробно расписаны в этой литературоведческой работе.
  
   Итак. Не уверен, что мне удалось понять все идеи произведения, но попытаюсь сформулировать, как они мной осознаны. Разумеется, полного расклада я дать не сумею, на это потребовалось бы не двухразовое прочтение, а детальное "вскрытие" и препарирование каждой части в отдельности, что я позволить себе не могу - другие романы тоже заслуживают "расчленения".
  
   Художественную или концептуальную идею романа я копну чуть ниже, описывая впечатления от сюжетных ходов и наворотов.
  
   Общая идея, она же сверх-идея выглядит, как: Умное существо нечеловеческой внешности способно выжить на Земле и установить контакт с людьми.
  
   Сюжетная идея - забавная версия "попаданства", а именно, что после катастрофического приземления в аравийскую пустыню времен становления христианской религии инопланетянка замечательно справляется со всеми проблемами.
  
   Идея, как предмет или тема исследования: Все мыслящие существа - мыслят похоже, невзирая на цивилизационные различия.
  
   Идея, как формулировка, то есть констатирующая: - Героиня освоит язык, преодолеет ксенофобию человеческого сообщества, совершит множество достойных поступков и добьётся уважения окружающих.
  
   Вот на ней, на "константе", я слегка задержусь. Исходя из представления, что элементами этой идеи являются: тема, герой, ключевой конфликт и итог, я получил несколько отдельных произведений, сведённых вместе главной фигурой. Автор назвал произведения - частями, я бы обозначил их, как отдельные книги. Тема везде своя, ГГерой - один и тот же, конфликты - везде разные, а итог - ГГерой победил! Не детализируя содержание каждой книги в отдельности, повторюсь - они показывают героиню в развитии.
  
  
  5. - И тут у меня есть важное замечание, очень существенное. Конфликт в романе всего один, любовный, что я покажу позже. Мало. Надо бы для каждой книги свой собственный.
  
   Ах, да, забыл упомянуть - ГлавГероиня, она оченно колоритная штучка!
  
   Разумная кошка, представительница высокоразвитой цивилизации, выступает в роли главного героя. Сначала ГГ летит к голубой планете, затем аварийно десантируется на неё и вступает в контакт с неопрятным человеком, отшельником по имени Назарий. Эту повесть читать было очень интересно, как любую книгу о необычном попаданце, робинзоне или неземных контактерах.
  
   Но, стоп! Дальше я изложу художественную идею всего произведения, насколько удалось постичь её, разумеется.
  
   Автор, как оказалось - нацелился сразу "рыть глубже", чем принято в стандартном попаданстве. Он последовательно даёт несколько слоёв восприятия сути героини. Сперва она позиционирована истеричной и склочной амазонкой-стервой, в силу характера и (прости, автор, но так показалось - не виноват!) отсутствия сексуального баланса. Затем в ней проступает образованность, интеллигентность (не в ругательном смысле, как формальная образованность, а как духовная составляющая, в том числе и умение рефлексировать, развиваться, совершенствоваться до самой смерти). Но это подаётся не в лоб, не сразу, а дозированно, так что опомнился я и осознал, что речь идёт не о воительнице, а о мыслящей даме - только к середине романа.
   А что за это время произошло? Ну, многое!
  
   Неизбежные ошибки в трактовке поступков представителей столь разных цивилизаций, в поведенческих реакциях, в системе ценностей и так далее - выглядят забавно. Особенно в авторской трактовке веры и суеверий. Заметьте - в трактовке, но не насмешке. Дэв, див, джинн, бес, диявол, чёрт - как иначе мог воспринять человек того времени говорящего и сенсетивно активного кошака, экипированного очень солидно даже по нашим сегодняшним меркам?
  
   И вот ещё немаловажный аспект, ловко замаскированный автором. Назарий, несмотря на отшельничество и несомненное расстройство психики, по тем временам был весьма образованным человеком. Он и повоевал и людьми покомандовал, и мир повидал и в вере оказался не фанатичен, а гибок. К тому же - не просто грамоте обучен, а и книги писать умел.
   Здорово, да? Грязный отшельник, тупорылый дикарь... Меня ждал культурный шок, когда такой тип - и оказался тактиком, стратегом, военным мемуаристом. Пергамент, чернила, бумага... Захватывающие открытия. Тут не Пятница, однако, Кошке-Робинзону подвернулся. Интеллектуальный паритет, получается, возник...
  
   Затем последовала не менее интересная часть, где контакт представителей двух цивилизаций вышел за пределы их узкого круга. Ловко автор это показал. Тут и красные ушки и кошачий гон...
  Ну, намёки прозрачные, если даже я, мужчина, сумел их расшифровать и экстраполировать намерения автора. Но элегантно показано, признаю...
   Из временного союза двух одиноких существ образуется дружеские отношения. Эмпатия нарастает... Вперебивку идут другие события, более материальные, можно выразиться.
   Назар использует нежданные материальные выгоды к пользе церкви. (Жду неприятностей для альянса землянина и неземлянки. Как-то привычнее ожидать и получать плюхи, а не пряники...) Кошка продолжает демонстрировать невероятные способности, которые не только Назаром, но и соседями обращались на пользу себе, или более широкому кругу человеческого общества.
   Вот и один из иерархов, пардон, жрецов, объявился. Епископ оказался весьма предприимчивым дельцом и быстро обратил на пользу церкви способности Кошки, в том же шкурно-материальном плане. Очень живо мне это напомнило про курево и спиртное в Ельцинскую пору, поживилась РПЦ в те годы, укрепила финансовую мощь, да...
  
   Затем наступает давно мною ожидаемое - эмпатия двух существ перерастает в сексуальную близость. Пусть неполную физическую, но близость же.
   Не будет забывать, что последствия духовной близости в плане влечения полов литература исследует издревле. И до сих пор не устала этим заниматься.
   Зыбкую нематериальную, зато эмоциональную - ого, какой силы! - субстанцию под названием "любовь" исследовали некоторые предшественники Ала, нашего автора. Помните, коллеги? То человек и шимпанзе проникнутся взаимной симпатией, то ящер и женщина, то человек и нечеловеческая, но очень красивая девушка...
   Снегов, Поль, и не помню, кто ещё - в силу своего представления показывали, что не половой инстинкт руководит разумными существами, нечто более высокое и чистое. Ал, наш автор, зашёл с другой стороны и довольно неожиданно расписал процесс соития. Спасибо автору за современный вариант любовных отношений, близкий к петтингу, но очень чистый духовно.
  
   Помните, Ал, я говорил о конфликте? Вот тут я его ощутил в полной мере. Даже сопереживал. Это я-то, циник? А каково будет незакалённым читателям? Примерно такой силы конфликты я и ожидал встретить всех частях, но увы - не увидел. Возможно, от недостатка собственного опыта к поискам в таких массивах, или глаз притупился... Хорошо, если я ошибся, тогда это лишь мои проблемы. А если нет? Тогда, Ал - уже ваши. На мой взгляд - вы способны их решить.
  
  
   Но пора идти дальше. Разумеется, Назар и Кошка расстаются. На этом кончается история первого контакта попаданки с человеком. За ненадобностью - отработанная сюжетная линия безотлагательно пресекается записью о кончине Назара и его доброй охранницы, львице, прирученной Кошкой.
   Автору - респект. Так и надо поступать с лишними героями - в корзину! А героиня поднимается на следующий виток отношений, вливаясь в племя, как защитница и спасительница.
  
   Для неё время анализов и размышлений ушло. Она неплохо ориентируется в мире, куда свалилась с орбиты. И коль пришла в мир человеческих отношений - самоидентификация неизбежна. Ты за красных или за белых? За красных. Тогда для тебя, Кошка, настала пора действий.
  
      6. - И тут автор огорчает меня до невозможности. Он применяет расхожий штамп - если "чужой" то обязательно сильнее всех подряд человеков.
  
   Априори. Типа, огурец, который в чужом огороде всегда толще. Не вру, вот смотрите:
   "Демоница же была очень серьезным противником, даже не ему - десятку Фаварис-ар-Рум ("рыцари румского царя"- телохранители басилевса), а уж если принять во внимание насколько женщина обычно слабее..."
   Бедные её враги - у них нет ни единого шанса противостоять пришелице из другого мира. Такая она крутая. А мы люди, увы, слабаки.
   Меня это хроническое самоуничижение раздражает. Оскомину набило... Впору кричать, как дети - "Задрали!"
  
   Повесть о Кошке-защитнице выглядит настолько героически и суперменно, что понравилась мне значительно меньше. Ну, правда, кто бы засомневался, что накрошив кладенцом трупов... ой, пардон, отбив нападение боевого отряда - Кошка вылечит раненых с помощью своих медицинских пристроев. Скучно убеждаться в своих предвидениях, хотя написаны боевые и лекарские эпизоды очень живым слогом.
   Уже без особого удовольствия пробравшись сквозь воспоминания Кошки, я вздохнул облегчённо - вот и конец первой книги.
  
   Да... Что ждёт читателя во второй? Не берусь угадывать. Хотелось чего-то неожиданного, удивительного, но хватит ли фантазии автору? Ой, не уверен... Продолжение "Сварога", скажем, я читать никогда не соберусь - надоело. Удастся Алу найти нестандартное продолжение этого славного произведение - честь ему и хвала.
   Но первым читателем продолжения не стану, совершенно точно. Утомил меня автор. И вот почему. О читателе надо заботиться. Я на первой Триммере выложил роман в незавершённом виде и огрёб столько справедливых нареканий, что впредь - зарёкся.
   Ал, к сожалению, повторил мою тогдашнюю ошибку. Текст романа в высшей степени неопрятен. В нём слишком много огрехов - запятые не в тех местах, слова слились, фразы из-за этого покорёжены.... Понятно, тому есть причины, но уж слишком трудно при расшифровке "китайской грамоты" получить удовольствие от чтения.
  
      7. - Нет разбивки по главам и эпизодам, когда успеваешь перевести дух.
  
   Что мне, как читателю, хотелось бы видеть? Да вот, совсем немного:
  
   - отформатированный текст;
  
   - осмысленно короткие абзацы, не больше трёх-четырёх предложений, чтобы успеть поймать мысль автора;
  
   - выделение не только прямой речи, но и мыслей;
  
   - чередование сиюминутного "потока сознания" и воспоминаний...
  
   Но это дело поправимое. В печать роман, скорее всего, примут с восторгом. Немного редакторской и корректорской работы, приведение текста в читабельный вид - почему нет? Фантастика всегда востребована. Главное - даже в такой дрянной, неуважительной к читателю "упаковке" виден стиль.
   И слог авторский хорош - лёгкий он, сочный. Порой красивый.
   А подходцы с точки зрения ветра даже поэтичны. Кстати, их тоже недурно бы отделять от Кошачьего монолога.
  
   Отмечу некоторые сентенции, которые задели. Вот как высказался "ветер":
   - Удивительные существа эти двуногие... понять их невозможно, но познавать интересно.
   Согласен. Особенно с толковым автором - интересно.
  
   Вот тут заявление, с которым я не согласен, хотя понимаю, почему поперла из Кошки такая философия:
   - Как обычно, за реализованную мечту обычно отдаешь самое дорогое - и твое счастье, если это самое дорогое для кого-то другого, а не для тебя...
  
   Тут позабавило, как автор полемизирует с Назаром, поручая Кошке ехидно заметить, что:
   - ...любовь к Всевышнему, заставляет охваченных ей совершать деяния, слабому человеку немыслимые...", а потому ради высшей любви можно и должно отринуть любовь к ближнему, к родному человеку, просто предать. Так автор низводит христианские заповеди до уровня разумных советов, но неполноценных. Поневоле вспомнишь, что Моисей разбил одну скрижаль. Может, там и было записано недостающее.
   (И ещё вспомнилось - а зарезать сына, принести в жертву Господу? Хорошо, что тот подменил ребенка козлёнком...)
  
   Желаю автору удачи. От рекомендаций - воздержусь. Объём текста громадный, не разобраться за несколько дней настолько, чтобы дельное вякнуть. Да и смысла не вижу ученого учить. Тапок швырнул, и довольно. Как там в поговорках-то?
  
   "Умному и намёка достаточно, а дураку и дубины мало".
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"