У меня нет ни малейшего желания углубляться в нюансы композиции, копаться в стиле, раскладывать идеи и представления об авторском замысле. Это было бы оправдано, если бы роман хоть в малой степени нуждался в таком отзыве. Отнюдь. Авторы способны написать ещё много произведений, которые востребованы подростками и великовозрастными инфантами.
Абстрагируясь от внутреннего наполнения романа, могу его похвалить. Произведение выдержано в одном ключе, написано легко и с полным пониманием всех перипетий сюжета, простого и незамысловатого. Более того, сразу возникает интерес, с первых строк - хорошо подано, резко. Несмотря на то, что сначала идут непонятки и заморочки, хочется читать дальше. Даже мне, не входящему в целевую аудиторию.
Но недолго. Постепенно всё "приедается". Возникают вопросы, на которые авторы отвечать не собираются. А словесный комикс - он комикс и есть. Пятьсот-шестьсот страниц сплошных картинок - явный перебор, пусть даже они выполнены превосходными красками и талантливой рукой.
Одолев треть, я полностью утратил интерес и продолжал чтение по обязанности - надо же добраться до финала, как иначе? Добрался. Разочаровался окончательно. Позже скажу - почему. Но для начала представим - мы на мастер-классе у маститого писателя. Он ставит нам задачу:
- Придумайте подготовительную школу для волшебников, желательно, непохожую на уже описанные.
- Легко! Вот, одеваем учащихся в униформу, вводим требование архаических ритуалов общения с учениками и преподавателями, сдабриваем внешними признаками колдовской тусовки - готово!
- Нет, надо добавить национальный колорит... Покажите русскую школу!
- Легко! Порка розгами - устроит? Обязательные уроки игры на балалайке... Лапти, онучи, обращение на "сударь, сударыня, милостивый государь".... Полати, стрижка под горшок, сарафан, порты, поясок, русская печь, квас, щи... Не подходит? Надо современность и уровень, заведомо выше деревенского колдуна? Тогда балалайку, квас, лапти - прочь, вводим книксены или реверансы, обращения типа - сэр, мистер, фрау, мадам, леди... Недостаточно? Из русского? А вот, мы "дураков и дороги" используем, да усугубим армейским бытом! Вот вам профнепригодный придурок на должности директора, всеобщее разгильдяйство, казарменное положение, неженатость и незамужность преподавателей, как следствие - повальная пьянка, беспорядочная половая жизнь. Для учащихся? Чего мудрить - неудержимая тяга к спиртному, к куреву и сексуальная озабоченность...
Без шуток, такое впечатление сложилось, что авторы выполняли заказ на русского "Поттера", когда я вчитался в роман. Три героя - влюбленные девица и парень, плюс дружок-сыщик. Благородные учителя. Суровые и заботливые. Талантливая, как братья "рыжего", но эпизодическая массовка. И Злодей, неуловимый, непостижимый и удивительно неудачливый в покушениях.
Авторы "Змея подколодного" приняли именно такой вариант, что я указал выше, для создания сериала о школе волшебников. Точнее, не школы, а "рабфака", сиречь, подготовительных курсов для потенциальных ведьм и колдунов.
Подростку, который подобных теле- и кино сериалов так не насмотрелся - этот роман понравится. Он даже написан почти в сценарном варианте - диалоги, диалоги, диалоги... Немножко закадрового голоса и снова - диалоги-диалоги-диалоги... Большей частью качественные, живо написанные.
Я не оговорился насчёт подростков. Взрослого человека (не инфантильного) фильмы о Поттере озадачивают стагнацией умственного развития героев. Вся троица физически растёт от серии к серии, но мыслит и поступает, как десяти- двенадцатилетние детки. В реальной жизни подростки взрослеют мгновенно, попав в серьёзную переделку. Почему бы потенциальным волшебникам не умнеть в подобных случаях, они ведь сделаны на основе нормальных людей? Увы, как и в "Поттере", в нашем романе не показано взросление или поумнение героев.
Взрослый и разумный человек в кино про Поттера оценит замечательные спецэффекты. Не задумываясь, не вслушиваясь, не анализируя мотивацию дурацкого поведения. То есть, развлекаясь. Ваш покорный слуга, к сожалению, фильмы смотрит и книги читает, анализируя - вошло в привычку. Сюжетные сериалы, образца "Ликвидации" - нравятся. Бессюжетные, типа "Разбитых фонарей" - утомляют однообразием. Результат от чтения "Змея" (речь про меня, если кто не понял) - аналогичный. Постоянный экшн, неудержимое желание героев к поискам приключений и постоянное же выручательство со стороны кураторов - очень быстро набивают оскомину. Одни события, а конфликт едва намечен, кульминации - нет...
Почему подросткам такой сериал понравится? А как же - герои очень колоритные! Думать не надо. Никакими внутренними терзаниями герои не отягощены. Они раньше жили в вакууме, значит, привязанностей глупых, связей родственных там, долгов, обязательства и прочей дребедени - не завели. Так вот сложилось.
(Предупреждаю, здесь стану ёрничать, ну, сил нет удержаться.)
Ольга совершенно спокойно (полуодетая и полуобутая, заметьте) перемещается из ванной комнаты в гимназию. И легко обживается там, не собираясь волноваться о матери или отце, ни даже представлять себе метания дедушки и бабушки, подруг и т.д. Её гораздо больше волнует вылазка в город, выпивка, курение. Почти немедленно она влюбляется и мечтает об ответной, пламенной любви. Естественно, искомое обретает. Очень современный такой подросток, пардон - барышня.
Герой - ещё круче. Как положено, беспредельно брутален. Запойный пьяница и бабник, завзятый курильщик, фантазёр - в реальном мире он прожигал жизнь, как мог. Надо полагать, немного уже там оставалось жить ему, ждал его цирроз, "белочка"... Но душа-то у него нежная, любви жаждущая, а дружбе детской он верен - дальше некогда. Потому что - отзывчивый. И немедленно случается чудо.
Друг его лучший, который сто лет как контакты с ним не поддерживал - тут вдруг приехал, устроил совместную пьянку, попросил выручить из беды и смылся. Но наш похмельный герой, он же крутой, и немедля с жаром берётся за дело, принимается исполнять просьбу. То, что он при этом молодеет на двадцать лет телом - реверанс в сторону читателей, которые постареть-то постарели, а вот повзрослеть не захотели.
(Ой, я бы тоже лет сколько сбросил - ох, подурил бы! Но с оглядкой на былой опыт. Скажем, пить водку до потери сознания не стал бы. Из горлышка - нет. Курить - нет. И уж попадаться после самоволки командованию в нетрезвом виде - дурак я, что ли? Подставлять задницу под розги? Дожив до 35 лет? Ваш главный герой - дебил, если не умеет прогнозировать ситуацию, в такие-то годы!)
Ладно, спишем ярко выраженный кретинизм ГлавГероя на уступку подростковым амбициям читателей - авторы намерено лишили его ума. Не будем отвлекаться.
Отличные герои, нормальные подростки, которых тянет к взрослой жизни. Нет, не к достижению взрослых вершин - к развлечениям. (Да помню я, помню - великовозрастные инфанты тоже мечтают сбросить с себя иго забот и оторваться на полную катушку! Разумеется, для такой аудитории, как мечтатели-Обломовы, роман тоже сгодится.)
Мне лично "Змей" показался похожим на "Трёх мушкетеров", как я воспринимал Дюма в детстве. А что? Динамичен, легко усвояем, симпатичные герои, которым сопереживаешь. "Змей" даже лучше - тут не убивают женщину. Простенький, но благородно заточенный сюжет - помощь другу.
Я понимаю авторов, как мне кажется. Они в цейтноте. Попробуй, нарушь законы жанра - смотреть (читать) не станут. Следовательно, даёшь много развлечений - сериал же! Оттого и думать некогда, события следуют одно за другим. Нарушение правил (выпивка, курение), порка, приключение, спасение. И так - по кругу.
Оперативно меняется антураж - авторам респект. Башня, блюдо, фонтан, кусты, шляпная мастерская и так далее... Для остроты - повальное пристрастие к спиртному и курению тиражируется на каждой странице. Вот выдержки из последней трети, чтобы авторы не упрекали меня, дескать, не дочитал, а нападаешь!
"Профессора-то наши тоже водку-матушку недурно хлещут, видали-с, как же... И Андрей отправился в магазин - за едой и шампанским.
...добыл из бардачка фляжку и жадно забулькал.
... но я немало наслышан о вашем бесподобном коньяке. Рюмочка-другая в столь приятной компании ...
...Стал бы я выяснять таким образом отношения с коллегой! Я вот ему даже коньяк принёс...
- Не обратится, - уверил гость. - Позволите закурить, мадам? - Вы всю гимназию вздумали под монастырь подвести?! - Да что вы разнервничались? Папироску? - Уж не решились ли вы сменить фронт? - холодно спросила мадам, принимая дымящуюся 'беломорину'.
... сказал он и полез во внутренний карман пальто, но его пальто было на дуэлянте. - Вина хотите? - Хочу, - сказал дуэлянт и развёл полы, помогая обыскивать карманы. - Нет, серьёзно? - спросил он, принимая маленькую бутылочку...
... состоялась, - сказал секундант. - Давайте-ка - за победу из горлышка! - сказал он, чокаясь. - Пейте, что же вы... Вино, терпкое и густое, смыло изо рта остатки предыдущей гадости и уютно улеглось в желудке, изгнав последние следы озноба.
- Сливок в кофе! А господину Демурову - спирту! - Не надо спирту, - сказал гость. - Чаю мне сделай, мелкий. Сказки лучше на трезвую голову слушать.
- Стараюсь, - хмуро ответил хозяин. - Коньяк будешь? - Опять коньяк, - сказал гость и закашлял, прочищая горло.
Сто граммов водки в желудке действительно плавали: на войне святое дело..."
Нескучно волшебники и ученики живут, верно? Это лишь примеры. Авторских пассажей, восхваляющих спиртное и курево, как панацею от всего - не счесть. В связи с этим, позволю себе поворчать, как человек, озабоченный воспитанием детей. Понимаю, что среди авторов и читателей присутствуют люди, одержимые либеральной идеей свободы от внешней цензуры. Полностью с ними согласен, но на условии, что таковая цензура есть в голове автора. Если она отсутствует, то говорить следует не о свободе, а о статье УК РФ - растление несовершеннолетних...
Есть такое понятие, как формирование жизненных ценностей. Им серьёзно занимаются специальные ведомства. Не у нас, к сожалению, не в России. (Ладно, проехали, это не к авторам претензия. Вырвалось.)
В США, хвалёном оплоте демократии, незаметно, чтобы лютовала цензура, да? Они твердят, что заиметь мешок денег - здорово. Здорово, кто бы спорил, и варианты разные есть - заработать, накрасть или нарисовать фальшивых. Как вы полагаете, нужно сориентировать подрастающее поколение? Верно, внушить, что зарабатывать - престижно, а воровать - нет.
Можно словами - прямо, можно собственным примером. Но доходчивее - исподволь. Они и воспитывают через Голливуд. Скажете, у них много фильмов, где преступники украли и ушли от наказания? Но ещё больше фильмов, где преступники наказаны, тем либо иным способом. Мелочь, но действует. И кто их заставляет бороться за нравственность будущих поколений, интересно?
А теперь представим, что этот роман написан и послан в редакцию лет тридцать назад. Его немедленно завернули бы и очень жёстко ответили (показано красным цветом и жирно):
Русская школа волшебников не впечатлила. При неплохом литературном качестве текста интрига зависла, потерялась, и выглядит набором эпизодов, в которых затерялся конфликт. Главный герой и второстепенные герои несут негативный воспитательный заряд (авторы через них пропагандируют пьянство и курение). Кульминация, если разоблачение папы-друга-директора можно счесть таковой, смещена к финалу. Финальные сцены внушают читателю, что ради выгоды можно простить и подлость и предательство.
В том виде, как он предложен для прочтения, роман "Змей" формирует у подростка представление, что настоящий мужчина, как и настоящая женщина, всегда должны хотеть выпить и курить. Например, главная героиня, пятнадцатилетняя девушка, выйдя на прогулку с город, немедленно требует вина и сигарет. (Мне кажется, не надо соглашаться с таким жестоким цензурным требованием. Это же естественная желание подрастающего организма - немедленно и досыта нажраться спиртного, накуриться до позеленения и проблеваться? - ёрническая ремарка моя. П-О).
Все герои романа, он мала до велика, положительные и отрицательные, вне зависимости от половой принадлежности, постоянно курят и потребляют спиртное. Учителя (!) предлагают учащимся коньяк, водку, вино. (И что тут плохого? Может, авторам так видится мир волшебного, нереального. Ничего ужасного нет в том, если мир светлых и тёмных волшебников напоминает мечту дипсомана, запертого на принудительное лечение в наркологический диспансер. - ремарка моя, П-О).
Произведение идеологически вредно!
Подпись:
имярек, главный редактор издательства.
Конечно, канули в прошлое времена, когда озабоченный воспитанием подрастающего поколения ретроград запрещал печатать матерные выражения, считал трехбуквенный эквивалент слова "пенис" - обсценной лексикой, заменял его звездочками. Мы теперь далеко ушли вперед, у нас равноправие, так что девочки водку хлещут, матюгаются, стремятся перетрахать всех мальчиков раньше, чем подруги. И не страшно, когда мужская тоска по нежной подруге реализуется в голубом друге... Мдя-с...
Можно, я примерю на себя мундир ретрограда? Ненадолго, на девятьсот слов.
Итак, что мы имеем? Девочка Ольга магической силой перенесена в гимназию, с поручением отыскать "пирата", симпатичного подростка Андрея, чтобы оказать помощь Алексею Николаевичу. Она не знает, что подросток имеет опыт тридцатипятилетнего мужика, бабника и пьяницы, влюбляется и после долгих ожиданий, наконец, лишается девственности. Попутно она попадает в приключения, где её шантажируют темные силы.
Подросток Андрей тоже пытается оказать помощь Алексею, который ему - друг Лёшка. Он тоже попадает в приключения с тёмными силами. Но главное - влюбляется в Ольгу и мается от спермотоксикоза. Долго, пока, наконец, не "трахает" избранницу. Описано его любовное метание (если кто забыл - мужику 35 лет, не монах) весьма "лирически":
"Вот баб мы с Алексеем Николаичем ни разу не делили. Сопливы были - баб делить. А может - прецедента не случилось. Но что касается Ольги - тут ни дружба, ни сопливость в расчёт не идут. Делиться я не намерен - ни с другом милым, ни с чёртом лысым. Костями лягу, в клочки порву! Ага. Если сумею.
Твою ж дивизию, если б ничего этого не было! Нет, гимназия пусть останется! Учился бы я спокойненько, нирванил, кумарил и в ус не дул... Или уж послали бы золотое руно добывать. Плыл бы за тридевять земель в тёплой компании с греческими амфорами - лепота!.. А предварительно лишил бы барышню невинности - во избежание сцеживания девственной крови. Ну да - трахнуть и запереть! Или запереть и трахнуть?
Злой я, судари мои. Лютый и озабоченный. Я, собственно, решился - то есть, насчёт невинности. Да и звезда моя, сколько вижу, не против. Темперамент у барышни - тот ещё! Ходим друг подле друга, как кошки в марте, - при ноябре-то на дворе..."
Укажите мне, где здесь про любовь сказано? В какой строке? На чём можно учить подростка, чтобы благоговел он перед прекрасной дамой, примерно так: "Алина, сжальтесь надо мною..."
Третий герой, их невнятный приятель, тоже не дурак выпить, разыгрывает из себя сыщика, следит за всеми подряд, попадает в неприятные ситуации с тёмными и светлыми силами.
Подростки, как положено героям, демонстрируют свои незаурядные магические, ведьминские и сыщицкие потенции. Преподаватели и сторонники тёмных сил тоже демонстрируют крутизну разной степени, а директор школы - чёрт знает что демонстрирует.
В финале всё проясняется. В худших традициях американских фильмов друзья старательно бьют друг дружку по мордам, демонстрируя крутой нрав, вспыльчивость и умение держать себя в руках. В высшей степени воспитанные люди, эти волшебники - что взрослые, что маленькие!
Важно отметить - друг, которого беззаветно кинулись спасать главный герой и Ольга, оказался подонком. Он задумал гигантскую мистификацию с участием друга Андрея, обратил того в подростка, свёл со своей дочкой. Да, Ольге он отец, тот самый господин Айзенштайн. Так мало того, что он разгильдяй и профнепригодный придурок (хорош директор гимназии?), он же и собственной персоной и тёмные силы изображал. Злодей, дескать. (От безделья маялся, что ли?)
Как бы поступил нормальный взрослый человек, уличив друга в непорядочности и манипулировании? Думаете, разорвал бы отношения, развернулся и ушёл подальше от поддонка? Не угадали! Это раньше, при царизме, всякие отсталые и замшелые интеллигенты да дворяне порядочность ценили, а в двадцать первом веке она не в моде. Авторы показывают подросткам на примере главного героя линию поведения. Сначала - приемлемую, хотя и слишком похожую на штамп из американских фильмов:
"- Ну ты сука... - сказал Андрей, отцепляя его. - Так ты ещё и директор!.. Чёрный Шевалье - а? Мразь недорубленная! Господин Айзенштайн - а?! И господин Айзенштайн, директор классической гимназии, не успел закрыться от удара. Охнув, он свалился в кресло - через подлокотник, дрыгнув ногами, и тут же вскочил, уворачиваясь от прыгнувшего следом воспитанника..."
Пока всё в рамках нормальной реакции взбешённого друга. Ну, не умеет мужик иначе, то есть, словами объяснять не обучен, для этого ум надо в голове иметь, а он же "крутой" и запойный пьяница! Ладно, побил негодяя, пора уходить победителем. Чего с мразью общаться?
К моему ужасу, психованный Андрей считает, что с мордобоем инцидент исчерпан.( Я понимаю, когда Балу отшлёпал Маугли и простил - там смертельно опасное, но неосмотрительное поведение, а тут - предательство и унизительное глумление!)
Увы, крутой герой о достоинстве ничего не знает, он фактически прощает подонка и предателя! Только шипит бессильно, а уходить не собирается:
"Это ж какой сукой надо быть - такое придумать!"
А что Ольга? Та тоже не ведает о чувстве собственного достоинства. Напрочь лишена она этих глупых комплексов. Подумаешь, её унижали, использовали втёмную - разве это издевательство? Достойная дочка морального урода прощает папу гораздо быстрее. Она, как и положено циничной молодой ведьме, показывает пример выгодной реализации морального превосходства, перевода в материальную форму. Имеется в виду избавление от гимназии с осточертевшими телесными наказаниями и нудной зубрёжкой. Вот обучение за границей, это да...
Тьфу! Судари и сударыни, позвольте забрать назад сравнение с героями Дюма. Шевалье из Гаскони принял выгодное предложение кардинала только после того, как его друзья удалились от дел, предоставив ему свободу выбора. А эти, современные подростки, да что - подростки! взрослые они, уже своих детей вот-вот родят - и поступились собственным достоинством! Ради чего? Ради того, чтобы стать колдунами и ведьмами? Стоит ли? Если волшебничество - призвание, так оно само тебя найдёт, как бы ты ни прятался. Куда бы тебя ни изгоняли...
Вот если бы Ольга и Андрей плюнули бы "папе-другу" в морду, взялись за руки и ушли бы из гимназии - я бы рукоплескал авторам. А так... Не могу я принять таких героев. Нет в них благородства. Выглядят беспринципно, дёшево. Кульминации не получилось, конфликт сдулся.
Впору соглашаться, что роман "Змей подколодный" идеологически опасное произведение, как заявил бы ретроград. Но я - не он и не хочу выносить приговор. Моя рецензия - это вопль души, это призыв к авторам - поймите, в таком виде роман оставлять нельзя. Я не склонен верить, что вы сознательно написали такую вещь. Скорее всего, слишком увлеклись процессом, упустили воспитательный аспект.
Но получилось то, что получилось.
Роман вполне могут напечатать в таком виде. Он удобочитаем. Больше того, подавляющее число читателей даже не заметит того, что встревожило меня. На большинстве подростков прочитанное даже не скажется. Они вырастут нормальными людьми.
Но капля камень точит. Роман "Змей подколодный" - небольшая капля. Вы понимаете намёки, так что продолжать не стану...
Дело авторов - менять роман (что несложно - одна внимательная вычитка с ампутацией дифирамбов спиртному и куреву; доработка героев в плане повышения порядочности, щепетильности, требовательности к себе, сиречь - придание благородства) или оставить всё в таком виде.