Цивилизационная парадигма Западной Европы начала свое "прорастание" в "не благоприятной" среде древнеримского и варварского ментального пространства через страдания первых христианских мучеников, проповеди их последователей, формирование христианских традиций и постепенного изменения сознания все возрастающей христианской паствы.
Как это было
или почему Запад "выбрал" католичество?
"Все давно забыли, что религия нужна человеку,
что бы ему жилось и умиралось легче, а не для того,
что бы ему не давать жить, запрещать жениться,
мешать растить детей, или, тем более,
насильственно его умерщвлять,
принося в жертву якобы высшим идеалам".
Видеть христианство как критическую реакцию на иудаизм нас убеждает последующее развитие этой религии. Буквально сразу же за принятием решения о распространении иудаизма (в транскрипции проповедей Христа) на другие народы, начинают проявляться различия в самих толкованиях и переводах этих проповедей. Распространение христианства в римской империи и на ее границах происходило в различных климатических, социальных, политических, ландшафтных условиях. Каждый учитель или последователь "дела" Христа вносит в толкование его проповедей свой опыт и представление об истине. Нет ничего удивительного в том, что различие в толкованиях учения Христа приобрело такое разноголосие, что потребовалось несколько веков, чтобы через кровь и насилие попытаться прийти к согласию и единству.
Не получилось!
Да и не могло получиться. Если взять за истину, что цель жизни человека - спасение души, то совершенно очевидно, пути достижения этой цели, а также средства достижения могут быть разными. Почему? Потому что люди разные, жизненные пути их разные, грехи их не одинаковые, условия воспитания и жизни также значительно отличаются друг от друга. Если учесть, что помимо духовных целей, в жизни человека присутствуют биологические, политические, экономические, эгоистические страсти, то в этом адовом котле выработать единообразное сочетание средств и целей практически невозможно.
Именно поэтому, на всем протяжении истории христианства не прекращаются споры по поводу троицы, девы Марии, святого духа, второго пришествия, человекобога или богочеловека, роли дьявола и ада, значимости таинств, их первичности или вторичности, греха, вины и прочих догматов.
Ересью объявлялось все, что не похоже на привычные толкования библии и догм, распространенных на данной территории. То есть ересями были все существовавшие толкования, но победили только те "ереси", которые были поддержаны оружием, связями во властных структурах, интригами и предательствами. Вселенские соборы - это борьба с хаосом разномыслия и естественное стремление формализовать социальную структуру церкви.
Простые и безграмотные люди, верующие в Христа, не понимали нюансы богословских сражений и часто становились невинными жертвами этих кровавых дискуссий. Хорошей иллюстрацией к сказанному является история борьбы против арианской и несторианской ереси.
Подтверждением наших мыслей является тот факт, что все эти религиозные споры, различия и разногласия происходят постоянно на протяжении уже более 2 000 лет и конца и края им не видно. Они разделили христианство на две большие сестринские ветви: православие и католицизм. Впоследствии католицизм был разделен на многочисленные протестантские течения. Даже утвержденные вселенскими соборами догматы не были принятыми всеми приверженцами христианства. Такое положение, с одной стороны, обостряло разногласия в толкованиях христианской истины, с другой - усиливало необходимость создания стройной логической системы доказательств христианских догм.
Нам представляется важным сказать, что в основе сомнения или "неубедительности" христианских догм лежит критическое отношение к своему прародителю - иудаизму. С другой стороны, в основе христианского самосознания лежит именно сомнение. Сомнение отражает критическую реакцию, о которой мы говорили выше, на внешние и внутренние обстоятельства жизни в широком значении этого слова.
Казалось бы, вера и сомнение есть противоположные состояния души. Но если рассмотреть эти понятия обстоятельно и с точки зрения основного догмата - спасение души, то станет ясно, что сомнение посредством совести помогает христианину отделить чистоту от порока, добро от зла, заставляя постоянно работать над собой и своей душой, а вера дает силу и энергию этим заниматься. Только в сочетании состояний веры и сомнения может происходить процесс спасения души.
Не будем забывать, что критическое отношение к прародителю происходит в условиях тотального политеизма, как господствующего духовного начала в первую очередь среди средиземноморских народов. Христианским проповедникам первых веков приходилось объяснять своей пастве "преимущества" христианства и "недостатки" веры политеистических культов. Это было трудно и опасно.
Единства и согласованности в таких условиях достичь просто не реально. Тем более, радетели "старых" богов - греки, римляне, иудеи -- были люди образованные и умные, спорить с которыми было не просто. "Размытость" и противоречивость христианских догматов способствовали сохранению позиций политеистов. Они смеялись над "непорочностью" девы Марии, воскрешением Христа, нелепостью любви духовной, верой в царствие небесное и возможностью спасти душу. Мы не будем останавливаться на этой полемике, потому что нелепость политеистических верований очевидно примитивней христианских. Несуразности мыслительного понимания догматов мало относятся к сути веры.
Выделим важный момент нашего анализа: христианство, в любом его проявлении, на протяжении всего времени своего существования, было вынуждено доказывать истинность свих догм и постулатов. И всегда находились люди, которые подвергали сомнению очередное толкование и давали свои объяснения проповедям Христа и его апостолов. Так рожались такие христианские химеры, как манихейство, альбигойство, сатанизм и др.