Пирус Анна Сергеевна : другие произведения.

Тропки к сыну. Глава из повести о детях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ... Дня три назад в трубке - незнакомый женский голос: - Ваш сын дразнит мою дочь ябедой и доносчицей! - За что? - Она дежурила, а Антон раскрыл ее портфель, вынул блокнот, в котором были записаны все нарушения Руликова... - Да Руликова уже два месяца, как в этой школе нет! - Ну и что? Там были нарушения и других. Вы думаете приятно, когда ябедой тебя дразнят? - Но когда на тебя доносят, еще неприятнее, - попыталась остепенить "разраженный голос" в трубке. А вчера иду с работы, поднимаюсь по лестнице, а на нашей площадке сидит женщина на маленьком стульчике. - Вы кого-то ждете? - приостанавливаюсь. - Да, вас... - поднимается. - Муж ваш купается, и вот мне стульчик предложил... И оказалось: это та самая обладательница раздражённого голоса, сына которой Антон "уже целый год терроризирует", - толкает, задирается, вызывает побороться. - А мой сын... - она сидит уже напротив меня в зале, - родился кило семьсот... И он у нее слабый и совсем не умеет драться, но зато читает много и учится в музыкальной школе. И у него, мол, даже троек нет, а ваш Антон и троечник, и первый хулиган в школе... да и форма спортивная недавно пропала у её сына... Но увидела мой взгляд и спохватилась: - Ну, может, Антон ваш и не при чём, а Руликов...

  2010-й
   Они повздорили. Надо съездить, помирить...
   Ходила за сыном по квартире, журчала тихо и почти ласково:
   - Антоша, ну пожалуйста, будь внимательней к Оливии, не надоедай упреками, что не такой, мол, сегодня суп сварила, выслушивай почаще, она ведь целыми днями с ребенком, одна... цветы дари, вот она и будет к тебе ласковей...
   - А я и подарил ей вчера, - кивнул на кустик обильных белых хризантем, - но она сказала: "Такие в Польше на кладбище носят".
   Ну и ну!..
   - Может, она просто сорвалась, а потом и... - постаралась смягчить его обиду.
   А он только взглянул на меня коротко.
   Нет, наверное, не пробиться сегодня к сердцу сына!
   Значит, не ту тропку выбрала... как бывало тогда, в пору детства.
   Значит, снова: ну, как же найти ту, ту самую?
  
   1983-84-й годы (Сыну Антону 11-12 лет)
   Вчера Платон приказал сыну вынести мусор, а он загулялся, забыл и когда вспомнил, то и высыпал его в бак с очистками, что стоит у нас в подъезде. А сегодня кто-то раскопал в этом мусоре открытку дочке и опустил её в наш почтовый ящик, - обратите, мол, внимание! Обратили. Платон сходил на опознание: да, мусор наш.
   - Отлупить за это Антона... или как? - подошел ко мне.
   - Нет, - посмотрела на него, улыбнулась, - надо как-то творчески подойти...
   Но творчества не получилось, - батя банально прочел Антону очередную лекцию на тему: "Что значит порядочность, а что...".
   - Ты понял? - спросил после конечной фразы.
   Да, он понял.
   Потом спустились они вниз, сын собрал мусор в ведро и вынес к машине, что приезжает за ним в шесть вечера.
  
  
   - Антон, сделал, наконец, уроки? - кричу из кухни, уже заводясь.
   - Ага.
   - Принеси дневник.
   - А-а, нам почти ничего не задавали, мы нашу область проходим.
   - А у нас, между прочим, книжки есть о нашей области, - это уже батя, из своей комнаты... хочет его обрадовать.
   - Нам не задавали по книжкам, - сразу отбрыкивается сын.
   - Ну, сам поинтересуйся, - уже настаивает тот.
   Нет, не хочет он интересоваться.
   - Кого ты из себя растишь? - выскакивает Платон и с разбега шлепает его по шее. - Да с тобой ни одна умная девушка говорить не станет! - и еще книжкой... по заднице.
   Смотрю, а у Антона моего аж слезы на глазах заблестели!
   И позже: противно за себя, за Платона!
   И каюсь: больше не бу-уду!
   Но тут же выныривает оправдание: а, может, и обидеть иногда можно... "в целях воспитания"?
  
  
   Дня три назад в трубке - незнакомый женский голос:
   - Ваш сын дразнит мою дочь ябедой и доносчицей!
   - За что?
   - Она дежурила, а Антон раскрыл ее портфель, вынул блокнот, в котором были записаны все нарушения Руликова...
   - Да Руликова уже два месяца, как в этой школе нет!
   - Ну и что? Там были нарушения и других. Вы думаете приятно, когда ябедой тебя дразнят?
   - Но когда на тебя доносят, еще неприятнее, - попыталась остепенить "разраженный голос" в трубке.
   А вчера иду с работы, поднимаюсь по лестнице, а на нашей площадке сидит женщина на маленьком стульчике.
   - Вы кого-то ждете? - приостанавливаюсь.
   - Да, вас... - поднимается. - Муж ваш купается, и вот мне стульчик предложил...
   И оказалось: это та самая обладательница раздражённого голоса, сына которой Антон "уже целый год терроризирует", - толкает, задирается, вызывает побороться.
   - А мой сын... - она сидит уже напротив меня в зале, - родился кило семьсот...
   И он у нее слабый и совсем не умеет драться, но зато читает много и учится в музыкальной школе. И у него, мол, даже троек нет, а ваш Антон и троечник, и первый хулиган в школе... да и форма спортивная недавно пропала у её сына...
   Но увидела мой взгляд и спохватилась:
   - Ну, может, Антон ваш и не при чём, а Руликов...
   Как раз Платон вошел:
   - Но Руликов уже не учится в этой школе...
   - Да, не учится, - она. - Хорошо, что дирекция перевела его в школу для трудных, потому что такие как он и... - взглянула на меня, но не решилась продолжить, - нарушают комфортность моего сына.
   - И вам не жаль его?
   Нет, ей совсем не жаль.
   На другой день пошла я в школу, нашла этого Власова.
   - Что ты думаешь об Антоне? - спросила. Стоит напротив меня аккуратненький мальчик, смотрит испуганно. - И впрямь он такой ужасный, как твоя мама говорит?
   - Нет, Антон хороший, когда один... без Димы. - И в глазах его уже не испуг, а робость. - А вот вместе они...
   - И ты считаешь, что Антон терроризирует тебя?
   - Нет... но задирается.
   - Так дай ему сдачи! Сможешь?
   - Смогу.
   - Ну, и хорошо. Я тебе за это только спасибо скажу. А если и после этого... то звони мне домой, вот телефон...
   Вынул из бокового карманчика ручку, блокнотик, открыл страничку: "Телефоны"...
   Конечно, наш Антон в сравнении с ним... полный шалопай, но...
  
  
   Пришел из школы, сразу спросил:
   - Ну, как тебе Влас?
   - В смысле... Власов? - переспросила. Ну, да, Власов, но они его вот так зовут. - Должны бы с Димкой гордиться дружбой с таким мальчиком, а вы, паршивцы, клюете его. Мы с папой всю жизнь слабых защищаем, а ты...
   Ничего не ответил, ушел к себе.
  
  Сегодня, когда забегал домой перед физкультурой, спросила его: не придирался ли опять к этому мальчику?
   Нет, он сегодня не придирался... но сказал, что если еще раз пожалуется своей матери!..
   Только руками и всплеснула:
   - Антон, ну зачем же ты так?! - и сердце моё заколотилось...
   А после школы прибегает:
   - Ма, я спросил у Власа! Нет, он ничего матери больше не говорил. Успокойся! - И заглядывает в глаза: - Я даже защитил его сегодня.
   - Как же ты защитил?
   - А вот так... Сашка отнял у него линейку, а я и говорю: отдай! Он и отдал.
   - Золотой, - потрепала его по волосам. - Так и надо.
   Вот так... Значит, смогла найти нужную тропинку к сердцу сына.
   Ура-а!
  
  
   Показывал мне вечером, как учительница закидывает назад волосы; как я, не обернувшись, выплеснула воду в раковину; как сосед звал сына с балкона, - последнее репетировал уже при мне и всё выкрикивал, выкрикивал...
   Здорово у него это получается.
  
  
   Ходила на родительский комитет по обсуждению троечников и двоечников.
   Дамы - в мехах и золоте. Уверенные, как судьи...
   Всё допрашивали Антона, а я спасала его, как могла.
  
  
   Что-то побаливает сердце...
   Подхожу к полке, вынимаю из косметички таблетку валидола.
   - Ты что взяла? - возникает у двери.
   Объясняю... и ложусь на диван лицом к стене.
   - А я вчера четверку получил, - садится рядом. Молчу. - Слышишь? - трогает за плечо.
   - Слышу, - поворачиваюсь к нему. - Но Антош, твои отметки... что детская рубашонка: впереди её натянешь - попка видна, попку прикроешь... - И смотрю на него: понял ли? - Поясняю: четверку получил по физике, а двойку - по алгебре.
   Промолчал... а когда ложился спать, наклонилась над ним, шепнула:
   - Ты же у меня единственный сын и любимый... моя надежда.
   Улыбнулся радостно.
  
  
   Вчера за час сделал три устных урока. Ведь может!.. если, конечно, я сижу рядом.
   А сегодня, когда снова начала заставлять делать уроки и в очередной раз заворчала, Платон вдруг бросился защищать его:
   - Совсем ты его запилила!
   Посмотрела на Антона... потом подошла к нему, отвела челку со лба:
   - Ну, хорошо... Что было, то было. Больше ни-и слова не скажу.
   И что ж?.. В этот вечер так хорошо и быстро все выучил!
   И даже зубы почистил перед сном без напоминания.
   Бедняга, как же ему лихо, наверное, от моих нападок, когда капризничает в еде, тянет с уроками...
   Срываюсь, кричу... и не то! не то говорю.
   И оба страдаем от этого.
  
  
   Читали с ним Думбадзе...
   Еще по словарю этики объясняла: что такое достоинство.
   Слушал внимательно.
  
  
   Короткие весенние каникулы...
   А Антон всё-ё сидит дома: нет друзей.
   - Антонуш, ну как же так? - подошла, села рядом. - Целый двор ребят, а тебе всё-ё гулять не с кем...
   Так у него даже слезы навернулись.
  
   - Антон, ну когда же ты привыкнешь руки мыть перед едой! - оборачиваюсь к нему.
   - Они чистые, - и уже берёт ложку. - Только вот в краске.
   - Пойдем в ванную, - предлагаю, - сейчас узнаем: краска на них или грязь элементарная.
   Идет... а в ванной:
   - Давай, давай, намыливай! А то совсем обленилась, даже рук сыну не моешь, - и лыбится.
   И мою... Грязная, черная пена падает на дно ванны. Намыливаю трижды, смываю...
   - Бесстыжий! - бурчу.
   А он только ухмыляется.
  
  
   Звонят...
   Открываю дверь. Никого. И только... ветка черемухи...
   А потом - и большой букет с улыбающейся рожицей Антона.
  
  
   Вчера заявил, что после восьмого класса поедет поступать в мореходное училище.
   - Почему так? - тихо удивилась.
   - Буду ходить в плавание, разные страны видеть. Соберу денег на машину, куплю, а мне еще и сдачи дадут. Засмеялась:
   - А если не дадут? - Вроде как огорчился, и тогда я пропела: - Гле-ебуш, а я-то думала, что когда подрастёшь, станешь к чему-то возвышенному стремиться, а ты - к деньгам...
   Ничего не ответил.
   Но теперь каждый вечер все турчит мне об этом училище, - обкатывает на мне свою идею, - и я никак не могу ее разбить, а Платон, - давно уже не видела такого! - вечерами рассказывает Антону о дальних странах, о положении - в нашей. Надолго ли хватит?
  
  
   Летние каникулы...
   И снова, как и вчера, и позавчера весь день валялся у телевизора, но ближе к вечеру я предлагаю:
   - Возьми, полистай вот этот альбомчик. - И подкупаю: - Если просмотришь его, то разрешу детектив посмотреть.
   Села рядом, начала рассказывать о Возрождении, а в голове всё крутится: правильно ли, что подкупаю его? Может, как-то по-другому надо заинтересовывать, как-то иначе...
   Но он сидит тихо, слушает хорошо, прижавшись к моему плечу... и даже на пять минут опаздывает к детективу.
  
  
   Но снова сорвалась... накричала на него:
   - Только валяешься на диване да магнитофон крутишь!.. нельзя так лениво жить...
   В общем, была в своем репертуаре.
   И вечером - опять! Он пришел откуда-то поздно, а я:
   - Никакой дисциплины!.. Безвольный!.. Как в Армии служить будешь?
   Лег, отвернулся к стене. Бросает по слову, голос дрожит...
   Понемногу сдерживаю себя, остепеняюсь, - ребенок-то страдает! - и тише, но все же продолжаю:
   - Антон, ну скажи: в чем я не права? Молчит... Подхожу, сажусь рядом. Отодвигается... но вдруг, с болью:
   - Самое невыносимое, что вы всегда считаете: только вы и правы!.. только вы всё и знаете, а мне и слова не даете сказать в свое оправдание.
   И сразу представляю себя на его месте: как же трудно, невыносимо трудно бороться ему с нашими правильными логическими построениями!.. и как же отчаянно и бессильно бьется он в утверждении своих слабых доводов!
   И тут же пытаюсь найти в себе что-то неправое и говорю ему, что я тоже бываю крикливой, несправедливой, вспыльчивой - знаю это и мучаюсь этим! - но всё это - последствия моего тяжелого детства: война, безотцовщина, голод...
   - Но что же делать? Это уже болезнь, - глажу его по плечу. - Надо и тебе учиться ставить себя на моё место. Как бы ты поступил, если бы сын не слушал тебя? - Молчит... Тогда наклоняюсь и шепчу ему на ухо: - А ты... хоть иногда!.. жалеешь меня?
   Да жалеет он, жалеет!
   И уже этим же вечером, включив магнитофон, спрашивает:
   - А какая из этих записей лучше?
   И ставит то, что нравится мне.
   И когда опять опаздывает на ужин, то извиняется всем своим видом!.. а я только ставлю перед ним тарелку с едой и молча ухожу в другую комнату. Но он настигает меня и начинает оправдываться: далеко, мол, ушли с Вовкой, позвонить было неоткуда...
   Вот такими тропинками - и не туда бегущими, и заросшими травой, и засыпанными снегом, заметёнными метелью, - пробираюсь к сыну.
   Удастся ли найти ту, ту самую?
   Нет, не знаю.
  
   2010-й
  Не знаю и сейчас: находила ли "те самые!" тропки к сердцу сына тогда?
  Да нет! Претензий к нему нет: плохо, мол, относится, мало внимания уделяет, любит не достаточно. У него же своя семья, заботы "о хлебе насущном".
  И всё же, иногда: а, может, не так растила?.. а, может, надо было любить - сильнее, прощать - чаще?
  Жертвеннее быть? Но есть ли ответы на эти вопросы? ---------------------------- Дорогой читатель! Приглашаю Вас на свой сайт, где кроме текстов, есть много моих фото пейзажей. Веб-адрес для поисковых систем - - http://galinasafonova-pirus.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"