Пирус Анна Сергеевна : другие произведения.

"Ведьма из Карачева" Глава восемьдесят первая: "Пока душа еще не зачерствела"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иной раз и задумаешься: как создана она мудро, природа-то! Вот, к примеру, прикрою я сейчас это крошечное семечко земелькою и уже вскорости по-ошло: начинаить это семечко прорастать. И вот ты представь себе: начинаить оно прорастать, и свой первый ростик все равно как в разведку выпускаить, а на семядольку ишшо шапочка надета... И хорошо семечко прорастёть, и уже большой этот ростик станить, а шапочку с семядольки не торопится сымать. Так почему это так, как ты думаешь?..

  Иной раз и задумаешься: как создана она мудро, природа-то! Вот, к примеру, прикрою я сейчас это крошечное семечко земелькою и уже вскорости по-ошло: начинаить это семечко прорастать. И вот ты представь себе: начинаить оно прорастать, и свой первый ростик все равно как в разведку выпускаить, а на семядольку ишшо шапочка надета... И хорошо семечко прорастёть, и уже большой этот ростик станить, а шапочку с семядольки не торопится сымать.
  Так почему это так, как ты думаешь?.. Да потому, что если ты этот ростик повредишь или зацепишь, толкнешь, станешь на него нечаянно, то семечко тогда запасной выпустить.
  Во-о как разумно природа устроена! Вот я и рассуждаю: значить, есть тот, кто все это рассчитал, и есть такая сила его над нами.
  
  Помню, раз летом саранча на Рясник налетела, и саранча эта была во-о какая здоровенная! И летела прямо тучею черною, аж света белого не видать было. И всё от Рясника - прямо на север, от Рясника - и на Трыковку, а после этой саранчи появился червяк... лохматый, черный! Все стены у хат усеял! Бывало, выйдить свёкор да мятлою и стряхиваить с окон червяков этих. И еще посожрали они всё вокруг, картошку... так ту до самого корня поуничтожили!
  
  Вот и приглашали всем селом батюшку молебен служить, а когда было шествие по улицам и хоругвь несли, отец Сергий водой святою брызгал на все стороны. И что ж ты думаешь?.. К вечеру эти червяки и поползли, и поползли... И уж кто мужикам сказал?.. не знаю, но вырыли они тут-то ров, за Рясником прямо, вот эти червяки в этот ров и пошли, так одним тёном в него и сползли, так и насыпалися в него должно на метр на цельный.
  А что потом?..
  Да потом от них даже вонь пошла, и мужики ходили этот ров засыпать. Во как, милая... То ли время их подошло, то ли проклятье на них подействовало, но про отца-то Сергия всё-ё тогда говорили, что он прозорливый был, и этим червякам заклятье сделал.
  Помню, свекор так-то скажить да скажить:
  - Если б молебен не отслужил батюшка, пропали б мы от нечисти, от червяков этих!
  
  Видишь, как люди верили, что, мол, помолилися Богу, а он и помог... Так что если предки верили, почитали его, так зачем тебе задумываться: есть ли Бог или нету Бога? Вон какие головы ученые над этим думали, думали и ни-ичего не сдумали. Вот и ты верь, а верить не будешь, значить, всё тебе дозволено: и хорошее, и плохое. И грех тебя мучить не будить, и душа у тебя болеть не станить за то, что ты сделаешь.
  
  Например?..
  А вот тебе, к примеру: как после революции детей-то настраивали? Если знаешь что за батькою, так иди и донеси на него, и никакого греха в этом нетути. Вот и шли, и доносили... А раньше? Это ж каким грехом было против отца-то родного пойти! В аду в жарком за это кипеть будешь, и грешников так рисовали: стоить в аду сковородка на огне... красная аж вся от огня-то!.. и эту сковородку ябедник языком лижить... и язык-то у него во-о такой-то уже вытянулся, а он всёодно сидить и лижить.
  
  А воровство? Каким же грехом считалося украсть! Обмануть, обсчитать... Вот и не воровали раньше так, как сейчас.
  Еще дед мой, помню, рассказывал: едить по деревне возчик и кричить:
  - Солони-ины! Солонины кому?* - И выходють, и покупають эту солонину у кого деньги есть, ну, а если нет у кого, так возчик этот: - Да берите, я на вереи запишу.
  Вот и запишить над воротами мелом: столько-то должны, а в другой раз едить, глянить на верею: ага, мол, у того-то долг есть, да и зайдёть к нему, и отдадуть. А как же?.. Не отдать - это всеодно что украсть, и вора-то в деревне, бывало, так опозорють, что за всю жизнь свою не отмоется.
  Раз Гришка-сосед пятак украл, так урядник с казаком как повели его по деревне!.. Да сами-то на лошадях! Да лошади-то здо-оровенные приздоровенные, а у казака в руках еще и плётка длинню-юшшая!.. А Гришка этот прямо у них под ногами и плятётца. Во как было.
  Религия-то во многом людей сдерживала.
  
  А после революции-то... как с ней? Громить её стали.
  Сначала, правда, все агитация была, только придем на работу - вотон, агитатор этот! И-и по-ошел: не верьте, мол, в Бога, это всё обман! Начнёть объяснять чудеса по-научному: ну, вот, мол, к примеру, как крест попы обновляють? Да это раствор такой у них есть, которым его и чистють.
  А на танцы вечером соберемся, и там выступають: песни, частушки разные поють, Бога начнуть прокатывать, святых, ангелов. Одна частушка мне запомнилася:
   На колеснице Илия Пророк
   По небу катается.
   Интересно, друзья, знать:
   Чем конь его питается?
  Смеемся, бывало, а кто и уйдёть...
  
  Ну, а потом начали монастыри разорять тут-то, сразу, как Ленин до власти добрался*. Монастыри разорять, а монахов, монашек - высылать. Мно-огих тогда посослали, некоторые только и осталися по деревням. Одна моя знакомая, когда ее затормошили, объявила, что у нее ребенок есть, и ребенка этого она у сестры взяла... девочку, вот и не тронули её. А еще одна... так та даже троих взяла, беспризорных, её тоже не тронули.
  
  Поехали как-то и с Рясника двое ребят наших... одного, помню, Гаврюшкой звали, мужской монастырь разорять на Одрино, а их мужики там и побили.
  Да вот так... совсем побили, насмерть. Так власти им такие похороны устроили! И даже памятник поставили.
  Ну, а потом этот монастырь всёодно расташшыли, разломали, разнесли. Там же столько богатства разного было! Золота, икон, окладов драгоценных, сосудов. Бывало, вынесуть какой для причастия, так он аж горить весь! Чего ж государству было не грабить эти монастыри, не разорять?
  
  А с тридцатых годов уж так стали и с церквами расправляться, что только пыль столбом стояла. Помню, приехала я раз в Карачев, гляжу... Казанскую церковь рушуть! Ту самую, которую купец Кочергин осветил... Да помнишь, я тебе уже рассказывала, как его расстреляли?.. Так вот, он эту Казанскую церковь электричеством осветил, украсил, икон сколько надарил, а теперь смотрю: пыль от неё - столбом! А кирпичи - на строительство военной базы, там-то, в лесу её как раз и строили. Через год от этой Казанской и места не осталося.
  А потом за Тихоны вринялись... И по-ошли, и пошли! Тут уже громили беспошшадно, только и слышишь, бывало: там-то церковь рушуть, там-то ломають... Не стало слышно звона колокольного над Карачевом, колокола все посняли и увезли.
  
  Помнишь церковь, что в городском саду стояла?
  Ну, да, Евсеевская... ее уже при тебе снесли, стерли с лица земли. Теперича, кладбишшанская церковь... Да мало ли в Карачеве церквей было! Церквей двенадцать, должно: Казанская, Знаменье, Никола, Евсеевская, Кладбищенская, Афонасьевская, Преображение... А Собор, что с нами рядом? Разве ж он такой был? Он же сиял весь прямо! А колокольня какая возле него стояла!.. Не знаю: и чего его до сих пор не разломали? Не подался, чтолича?
  Потом в Соборе табачный склад устроили... и только когда уже немцы пришли, так управа разрешила его открыть. Верующие все из него повынесли, повычистили и стали в нем служить. И после войны прослужил он годов пять должно, батюшка в него хороший пришел, Федором звали. Ремонт сделал, иконы написал... собор преобразился прямо! Народу сколько сюда шло! Ну, а потом...
  Потом этого батюшку посадили на десять лет*, а сколько-то спустя, и вовсе Собор закрыли.
  
  Как люди относилися к тому, что церкви рушуть?..
  А так, как и к колхозам, когда в них сгоняли: и были против, а шли же... Кырку в руки сунуть, вот и пойдешь ломать. Что ж, кричать, чтолича, будешь, бунтовать? Ну станить мужик сопротивляться, а его, если хочешь, и забяруть, не выпустють оттудова. Помню, знакомая одна шла так-то мимо рушителей этих да и крикнула:
  - Будьте вы трижды прокляты, сотаны!
  А в нее кирпичом ка-ак пуганули! У них же лозунги были: ну, что мол, это!.. это всё барахло!.. мы старое разрушим!.. мы лучше построим, мы еще не то создадим! Вот и весь сказ... Будто если создавать, то прежде обязательно разрушить надо... Да пускай бы стояло то, что деды и прадеды построили! Места, чтолича, на Руси мало? Вот и стройте себе, выстроили б лучше, люди и пришли бы к вам со всем своим почтением.
  
  Всё-ё молодежь сейчас упрекають, что стариков, мол, не уважаить. А сами-то они уважали, нешто? Ведь все поразломали, поуничтожили, что их деды построили!
  Вот и религию... Ну зачем было ее трогать? Деды, прадеды молилися, пускай бы и дети...
  Совесть, говоришь?.. Сознание, говоришь?
  Не у всякого это сознание и есть. Ну почему каждый по своему горю убивается больше, чем по чужому?.. Вот я, к примеру: как Витька где задержался на час, так и бегаю, квохтаю: ах, где ж это он?.. не случилось ли что!
  А намедни смотрю так-то в окошко: Муська стоить возле нас и всё-ё смотрить, смотрить в улицу. Выхожу, спрашиваю:
  - Чего стоишь-то?
  - Да как же, Мария Тихоновна... Иван мой на рыбалку поехал. И ночь уже, а его нетути...
  - Да брось ты, - отвечаю. - Приедить! Ну сломается его мотоцикла, подцепить ее шофер какой-нибудь да привезёть прямо к хате твоей.
  А она и начала: а вдруг то, а вдруг другое?.. И темно уже, а она... нет, стоить, бедная, на дороге и смотрить, смотрить.
  А вот у меня-то и нет такого чувства к ее Ивану: приедить, мол, куда денется? Да завернулася и пошла к себе, и утешать ее больше не стала. Видишь, какой человек эгоист?! А ты говоришь: сознание...
  
  Ну, а вера в Бога приучаить к тому, чтобы каждый не только о себе думал, но и не делал зла другому. И с малых лет это надо в души чистые закладывать, вот она, душа-то человеческая, и привыкнить к добру, пока еще не зачерствела.
  Видишь, как дети встречають меня, когда подойду к ним перед сном?.. "Бабушка, перекрести нас!" просють. Значить, чувствують что-то, значить, ребенку приятное есть в том, что говорю: господи, да дай же ты им здоровьица, да дай же ты им ума-разума, помилуй и сохрани ото всяких бед и напастей! Спите с Богом.
  Перекрешшу вот так... и заснуть. И с таким-то настроением хорошим.
  
  *Солонина - солёное мясо.
  *В 1919 году Совнарком принял секретное постановление, в котором церкви, монастыри предписывалось разрушить, а священников, Архиереев и всех монашествующих уничтожить как класс.
  *Очередная компания против религии при Никите Хрущеве. Друзья! Электронную или печатную книгу 'Ведьма из Карачева' можно заказать по ссылке https://ridero.ru/books/vedma_iz_karacheva/ Приглашаю Вас на свой сайт, где кроме текстов, есть много моих фото пейзажей. http://galinasafonova-pirus.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"