Пирус Анна Сергеевна : другие произведения.

Пробка от "Шампанского"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ой, еще б немного, и мне - по голове! Конечно, пробкой от "Шампанского" еще никого не убило, для этого надо что-то потяжелей. А, впрочем... Нет, не буду сейчас о "впрочем"... Нет, Наташ, и не проси, мы еще о нас с тобой не наговорились, а я стану о Валюшке? А потому, что о пробке она... Нет, и всё же не хочу, давай лучше завтра, а сейчас выпьем за нашу встречу, наговоримся вволю и... Ну вот, опять ты... Как была прилипалой, так и осталась. Зачем нам - о грустном... А потому о "грустном", что Валюшки нет с нами, она - в ином мире... Хорошо, хорошо, если настаиваешь...

  Ой, еще б немного, и мне - по голове!
  Да конечно, пробкой от 'Шампанского' еще никого не убило, для этого надо что-то потяжелей. А, впрочем... Нет, не буду сейчас о 'впрочем'... Нет, Наташ, и не проси, мы еще о нас с тобой не наговорились, а я стану о Валюшке?
  А потому, что о пробке она... Нет, и всё же не хочу, давай лучше завтра, а сейчас выпьем за нашу встречу, наговоримся вволю и...
  Ну вот, опять ты... Как была прилипалой, так и осталась. Зачем нам - о грустном...
  А потому о 'грустном', что Валюшки нет с нами, она - в ином мире...
  Хорошо, хорошо, если настаиваешь... Но вначале скажи: когда в последний раз видела её?
  Лет пять как... И мельком. Ну да, вы же с ней - не очень, это я...
  А потому, что была она довольно трезвым, неунывающим человеком и очень терпеливым, чего во мне - не очень-то...
  Ага, некая разность нас и притягивала друг к другу. Да и жили почти рядом, так что невольно...
  Ну да, знаю, знаю, что и вы вместе работали... и вместе в Фиму были влюблены. Кстати, наверное, ты сейчас и прицепилась к ней, что был он для вас - один на двоих.
  Ладно, ладно! Верю, что 'не поэтому, а просто'. Но тогда-то он предпочёл её, и вполне естественно, что ты хочешь сейчас узнать, как и что - у них... как жизнь сложилась.
  Да по-разному складывалась, как и у всех, но думаю, что выбор меж вами сделал он правильный...
  А потому, что только Валентина и могла терпеть все его неудачи, а, вернее, его восприятие своих неудач, а ты...
  Нет, не смогла бы. Ты уже через несколько лет от него упорхнула б.
  Ну, не упорхнула б, а ушла. Да потому, что не хватило б у тебя терпения сносить все его жалобы на свою судьбу, а у Валюшки...
  Да, хватило. И до самого конца.
  До какого? Не торопи. Если настаивала на разговоре о Валентине, то изволь хотя бы сейчас быть терпеливой, чтобы могла я добрести до того самого конца.
  
  Понимаешь, теперь-то я почти уверена, что мужчина интуитивно подбирает себе женщину, которая потом, с годами станет ему и матерью. Кстати, поэтому Ефим и выбрал не тебя, а Валюшку, и этим попал с первого раза в десятку, ведь у художников интуиция отличная!
  Ой-ой, не бурчи, может и ты смогла, если бы...
  Ну, хорошо, и ты смогла бы, если бы... а вот Валя - без 'если бы', и с самого начала их жизни понесла неудачи своего новоявленного стоически, когда он уже через месяц совместной жизни остался без заказов на картины из-за какого-то несогласия с председателем Худфонда... Ведь время-то какое пакостное было! Эти самые заказы распределяло Областное Управление Культуры и Фудфонд, и если художник с охотой писал в стиле соцреализма портреты членов ЦК, орденоносных передовиков производства и румяных тружеников колхозных полей для красных уголков фабрик и заводов, то и процветал, а если не угождал в стиле... Вначале 'руководящая и направляющая' заказы сокращала, потом и совсем могла не давать и не позволять устраивать авторские выставки... И шлейф за такими, 'отмеченными вниманием' Обкома, волочился потом постоянно, поэтому приходилось искать им случайные подработки на стороне, - где-то что-то расписать, что-то где-то оформить, или найти заказчика на портрет, пейзаж. В общем, под неустанным приглядом Партии житьё и у художников было не из легких, как и у...
  Ладно, ладно, больше не буду о том времени... увлеклась, ибо еще не отболело.
  
  Так вот, Валюшка жалобы мужа стала принимать с первого дня, и успокаивать его, поддерживать...
  Конечно, молодец... кто скажет, что не молодец? Но дело в том, что к такому мужья привыкают, вот и Фима. Вначале не все свои неудачи выплёскивал на жену, а потом привык и... А ведь работа и у Валюшки была не из лёгких, - каждый день с больными людьми... А, впрочем, что я тебе, медику - об этом... Кстати, они и познакомились-то в больнице, когда он туда попал с аппендицитом, и она ну очень душевно за ним ухаживала! Вот и приучила своей душевностью к тому, что потом и с небольшими 'болячками' шел к ней, а уж с большими!.. И 'болячки' эти ой как отражались на положении семьи! Денег-то у них всегда не хватало и Валюшка частенько забегала ко мне, чтобы взять в долг, а он... Помню, пожаловалась мне как-то: 'Сказала сегодня мужу, что, мол, получать от тебя зарплату нерегулярно мне очень неудобно, так что давай договоримся так: лишние деньги оставляй у себя, но мне каждый месяц выдавай столько же, сколько и я получаю'. А он и ответил: 'Но ты же говорила, что можно меньше', и вроде как обиделся. А, между тем долгов у нас!.. не говоря уже о том, чтобы диван купить, а то сплю на короткой тахте, которая держится на трех ножках, а вместо четвертой - гиря'. И чуть не расплакалась бедненькая.
  Наташ, ну а что я могла ей посоветовать?
  Вот то-то ж.
  
  Да нет, жаловалась мне Валентина не часто, поэтому, наверное, и запомнилось... Как-то сказала мужу, что сыну, мол, нужна куртка к зиме, а её Фима, как и всегда при таких разговорах, начал сердиться: 'Пусть носит ту, что есть'. Но она подстегнула его: да какая это, мол, куртка!.. он уже вырос из неё. А Ефим на этот её подхлёст лишь повернулся к ней спиной, чтобы нырнуть в свою комнату, но она догнала его фразой: 'Хорошо, пусть носит. Только ты сам ему об этом скажи'. Но сказал ли, нет? А зима приближалась, и пришлось Валюшке самой шить куртку... как, кстати, и пальто себе, ведь она и шила, и вязала...
  Ну да, может, и зря. Может, и не надо было ей всем этим заниматься, дабы не расслаблять главу семейства, пусть бы не забывал о том, что жену и детей обеспечивать нужно и что...
  Да, да, ты права. Надо было ему еще какие-то постоянные заработки искать, чтобы не занимать деньги у соседки, а он... Как-то предложила ему Валюшка поехать осенью на уборку свёклы... подруга ей подсказала, что муж её ездил на Украину и заработал столько, что зимой и на службу не надо ходить. Так вот, предложила такой же выход из положения, а он сразу и сдался: нет, мол, не выдержу там.
  Да нет, был он, как и в молодости, еще здоровым, крепким мужиком, даже не помню, чтобы Валя говорила о его болезнях, а вот 'не выдержу', мол...
  А что она... Да ничего. Промолчала и опять терпеливо... Знаешь, когда рядом человек близкий по мировосприятию, то стараешься не замечать его недостатков, и этим невольно портишь его. Ведь все палки - о двух концах, поэтому...
  При чём тут палки? А при том. Ведь трудно уследить появление той грани, за которую нельзя переходить в уважении, любви, и если не заметить эту грань вовремя, то даже любовью можно испортить человека.
  А вот так. Незаметно тот расслабляется и часть своих обязанностей начинает перелагать на любящего, что и с Ефимом произошло, а когда 'переложенного' для Валюшки стало слишком много, то она и... Наташ, давай-ка еще по бокалу 'Шампанского' и не чокаясь... поминая про себя Валюшку, может, она сейчас - вместе с нами...
  Не веришь? А я не могу вот так, категорично... Слушай, сходи-ка на кухню, завари еще и кофейку, а я найду записки о ней. Ведь и тебе будет интересней знать из первых рук... то бишь, уст. Идет?
  Вот и хорошо.
  
  Да-а, всего несколько записей... А жаль. Видать, были у меня тогда 'объекты' поинтересней. Ну что ж, зато пришло их время.
  'Уже довольно поздно вечером забегала Валентина, и я услышала:
  - Иногда на меня налетают злые мысли, - и, помедлила: говорить ли дальше? Но всё же досказала: - Как наше государство замордовало народ 'высокими социалистическими идеалами', так и мой Фима - своими. Ведь держит семью на грани выживания! Ну, стыдно, стыдно мне за него перед детьми! Вчера сын купил туфли на свою стипендию, а он: 'Вот и пусть теперь одевается за свой счет'. Как же тоскливо стало! - Встала, прошлась по комнате, остановилась напротив своего карандашного портрета, исполненного её мужем, обернулась: - Да и вчера, когда занимала деньги у дочки до своей зарплаты и пожаловалась ему, что неудобно, мол, как-то перед нею, то бросил: 'Чего напрягаешься? Живи, как живётся'. - И опять взглянув на портрет, хотела шагнуть к окну, но остановилась: - А ведь это мне приходится экономить, изворачиваться, выгадывать, чтобы накормить семью! - И присела на диван, опустила голову, а потом сказала тихо, словно только себе: - Живу с ним... и с самых первых дней ощущение, что за плечами - рюкзак, который вначале вроде бы не замечала, а с годами... Нет, что-то не так у нас... не то... надо что-то менять...'
  
  Нет, Наташ, ничего у них тогда не изменилось. А, впрочем... В материальном отношении не изменилось, а во взаимоотношении... Понимаешь, конечно же чувствовал Ефим свою вину перед семьей, что не может обеспечить её как надо, а преодолеть себя, чтобы зарабатывать деньги на какой-то нелюбимой работе, как его друг художник-оформитель, пишущий свои картины только вечерами и по выходным, не мог и начал изменяться в не лучшую сторону, - стал всё чаще покрикивать на детей, на жену. Вот, послушай:
  'Валюша рассказала:
  Собираются они вчера с Фимой в кино... 'А ведь такое случается теперь так редко!' - сказала с грустью. Так вот, собираются в кино, и как-то так получилось, что вышли на разговор о дочкиной зарплате, а он вдруг и бросил: 'Нет, я не согласен. Что ж, мы содержать её будем, а она свою зарплату только на себя тратить?' Да раздраженно так, наступательно! Валя попробовала нейтрализовать его раздражение, - не надо, мол, об этом сейчас... мы же в кино собираемся, - но он продолжал ворчать. Она терпела, помалкивала, а Ефим нырнул в свою комнату, но тут же выбежал с лампочками в руках: 'Зачем их ко мне на шкаф положили?' Валя взглянула, улыбнулась: 'У тебя же в комнате места свободного много, вот и...' А он прервал: 'Поэтому и склад в ней можно устраивать?' На что она, с присущим ей юмором предложила: 'Ну, хорошо, оставь себе одну про запас, а остальные, если так уж мешают, вынеси в коридор'. А он так и сделал! Ну, Валя молча хлопнула дверью и ушла.
  До кинотеатра шла пешком, чтобы как-то успокоиться, а возле него Фима стоит! 'На, возьми, - и суёт ей в руку что-то, - проездной свой забыла. А в кино я не пойду, ну тебя!' - и, махнув рукой, уже сделал шаг в сторону. Она попыталась его остановить: 'Ладно, не обижайся. Верю, что страдаешь... не хватает денег и даже у дочки занимаем, но пойми: мне тоже не легко, устаю от безденежья'. Но он опять махнул рукой и зашагал прочь'.
  
  Ну что, Наташенька, радуешься, что Фима тогда выбрал Валентину?
  Ой, да, конечно, ты бы заставила его... ты бы не допустила. А вот я сомневаюсь, что 'воспитала б по-своему'.
  Да потому, что такие натуры, как Фима, 'хрупкие штучки', с ними надо обращаться бережно, иначе... Вот Валя. На что терпеливо и бережно - с ним... а он всё равно срывался иногда на такое!.. А слушай на 'какое':
  'И опять у моих друзей конфликт... Вчера, сразу после завтрака, Валя вдруг услышала: 'Сейчас еду деньги выбивать'. Удивилась: 'Как это выбивать? И у кого?' 'За рекламный плакат... для кооператоров'. Испугалась: 'Фим, не надо бы тебе так зарабатывать, ведь кооператоры еще не очень-то поощряются, а ты - для них... Узнают где надо и совсем...' А он вдруг и закричал: 'Но вы меня в угол загнали!' Имеет в виду Художественный Фонд... и её. 'Ну что ты говоришь? Разве я требую от тебя денег?' - попробовала остепенить его Валя, а он - еще крикливее: 'Требуешь! Ты упрекаешь меня: тот-то больше получает, тот-то...' 'Да мало ли что я иногда ни скажу! Ты тоже... А если имеешь ввиду те деньги, которые мне хотелось бы регулярно от тебя получать, так они только - на текущие расходы, чтобы...'.
  И, отвернувшись к стене, заплакала, а он хлопнул дверью и ушел.
  Жалко мне Валюшку, но чем помочь? Не знаю'.
  И что скажешь на это, Наташенька?.. 'А та, сидя в кресле, покачивая ногой и попивая кофе, подумала: кажется, моя рассказчица увлеклась жизнью Валюшки и совсем забыла о пробке от шампанского'. Да? Смеешься. Значит, угадала. И ты права, увлеклась я. И вот почему. Что-то странное со мной происходило, когда еще работала. Помню, наснимаем киноматериала, просмотрю, потом надо осмыслить его, выстроить, смонтировать, а ведь работали-то в спешке, - 'Быстрей-быстрей!' И вот зачастую идёшь на монтаж, а в голове - пустота. С чего начать, какие эпизоды за какими склеить, какой темпо-ритм задать очерку или сюжету? А начнёшь монтировать с какого-то эпизода и пошло-поехало: цепляется одно за другое... этот поясняет предыдущий, другой тащит за собой именно тот... Вот и сегодня у меня пошло-поехало, так что ты уж потерпи... как Валюшка, доберусь я и до пробки, но пока вот о чем хочу...
  
  Пословица есть: 'Муж и жена - одна сатана'. Нет, не то... лучше эта: 'Муж и жена - одно тело, одно дело, один дух', и в этой народной пословице и впрямь есть некая мудрость. Ведь Валя и Ефим хотя и были довольно разными, но постепенно тот самый 'дух' становился у них общим.
  А вот в чём проявлялось. Та её прозрачная и неунывающая трезвость, которая так мне нравилась, с годами словно мутнела, и иной раз даже оторопь брала от её неожиданных суждений, - уж очень отличались от прежних. Ведь Фима в какой-то мере был мистиком, вот и она... Вначале я стала выслушивать её сны, в которых повторялся один и тот же мотив: она - в каком-то незнакомом доме или городе и никак не может из него выбраться, а потом...
  Вспомню ли хоть один?.. Да нет, что ты! Как можно вспомнить чужой сон, когда и свои-то ускользают, как только проснешься... если за хвост не ухватишь и тут же ни запишешь.
  Ну да, записываю, и уже много... Есть ли похожие на её? Ой, не знаю... Но если подождешь, то могу поискать. Вот и хорошо, выйди-ка пока на балкончик и полюбуйся моей ивой плакучей.
  
  Ну, и как моя ивушка?.. А-а, то-то ж, я весь год ею любуюсь, во все времена она прекрасна.
  Ага, нашла один. Слушай.
  'Сумерки... я - на окраине какого-то городка среди убогих хаток, захламлённых улиц и мне непременно нужно туда, в центр... но зачем?.. не знаю, а надо, надо!.. только там и спасение!.. но как пройти?.. и некого спросить... Но вдруг - толстая баба, и уже я - возле неё, и она вроде бы показывает, рассказывает мне как пройти, но смотрит липко, неприятно и вдруг спрашивает: 'Ты эстонка?' Почему-то отвечаю 'да', и даже начинаю говорить с акцентом, чтобы поверила... но зачем? А она вроде бы радуется этому и говорит: 'Две тысячи'. 'Что... две тысячи?' 'Долларов, за то, что подсказала'. Шарахаюсь: 'Да Вы что?..' И снова иду меж хаток по темным, пустынным улочкам, ищу того, кто подсказал бы... и вдруг справа - крутой спуск, поросший ярко-зеленой травой, а посреди - мужчина с ма-аленькой черной собачкой и над ним, вдалеке - телевизионная вышка, высвеченная синим цветом... но который тут же гаснет, а мужик меж тем поднимается по этому крутому склону легко, быстро и уже - около меня. 'Этот подскажет' - думаю... хотя и одет в старую грязную фуфайку, но лицо... и он уже с охотой начинает объяснять, как пройти и даже кивает вроде как на экран: 'Вам обязательно надо пройти через это!' И я вижу на этом экране что-то вроде свалки или развалин, освещенных скупым светом... но уже иду туда, куда указал, а, вернее, не иду, а спускаюсь по шаткой лестнице в землянку, в которой мужики в грязно-серых халатах перетаскивают с места на место огромные мешки, и мне надо - мимо них... и опять спускаться по ржавой лестнице? Может, возвратиться?.. не туда подсказал, не туда послал? Но спускаюсь... и словно вспыхивает лицо того мужика в фуфайке, и он говорит, говорит: иди, мол, иди, всё правильно... а мне душно, тяжко от этой темноты, грязи, но снова передо мной - его лицо...'
  Да, вот так и закончился тогда... мой короткометражный фильм. Мрачный? Да уж... не из веселых. Но нечто похожее и Валюшка... смотрела в последние годы.
  Почему именно такие... Да потому, что с годами нервы наши начинают растягиваться, слабеть... как гитарные струны, и 'звучание души' расстраивается... и если в молодости громче звучали мажорные ноты, то после сорока усиливаются минорные, а сны вторят им.
  
  Не совсем согласна... И снова тебе - о пробке? Хорошо, этот мой 'сюжет почти смонтирован', так что пора и к финалу. Но прежде прочитаю тебе еще одну, уже мажорную и предпоследнюю запись, которую я сделала после нашей... я, Валюшка, Фима, вылазки в лес. Может, она и не совсем здесь вмонтируется, но жаль не взять её.
  'Прекрасный сентябрьский день! Мы бредём в молодой посадке леса. Какие же ярко-зеленые и стройные крепыши эти молодые ёлочки! Да еще вокруг - вереск стайками, шуршащий мох под ногами!
  Красота!
  А если остановиться и вот так прислониться к березке? Ну да, и вовсе...
  - Валюш, какая же убаюкивающая благодать вокруг, да?
  - И даже тонет в этой благодати звучание моей натянутой струны, - она тоже прислоняется к березке: - Звучание глухое, тревожное.
  - Ты всё о том же? У Ефима опять нет приработков?
  - Нет, о другом я.. к этому уже почти привыкла. Я же его понимаю: людям нравятся картины... как размалёванные яркие фотографии, а он совсем не так пишет. А тревожно мне... Знаешь, последнее время всё чаще мелькает: а любил ли меня Фимка?.. хотя и слышала не раз: 'Умереть бы нам в один день!' Ведь если любят, то... А вот и он. Ну что, в этой убаюкивающей благодати, прямо на этой чудесной поляне, легко и весело спросить его об этом?
  - Попробуй.
  - Фимушка, - Валюша улыбается и голос её становится похожим на урчание кошки, - а может, ты меня и не любил вовсе, а просто ценил мои достоинства?
  Приостановился. Блеснул очками. Не ответил. Скрылся за деревом.
  - Вот те раз! Похоже, твой Фима почувствовал неладное и испугался. Но ты...
  - А я-то надеялась, что спросит: почему, мол, так думаешь? Тогда прямо здесь, среди этих веселеньких елочек, и сказала бы легко и шутя: маловато, мол, защищал от безденежья, не возил 'на юга', чтобы хоть там почувствовала себя женщиной, а не...
  - Да ладно, как-нибудь еще... в другой раз спросишь.
  - Ладно, так ладно. А сейчас пропою-ка: 'Вот упаду лицом в траву и зарыдаю... наяву'. Услышит ли?
  - Нет, кажется.
  - Ну, что ж, тогда присяду у этой березки, прислонюсь к ней и, рассмеявшись...ха-ха-ха!.. крикну: 'Ну, коль молчишь, иди сюда! Обедать будем, как всегда'.
  - 'Обедать' твой Фима обязательно услышит.
  Ага, показался, подошел, снял рюкзак, сел рядом и тоже - к березе спиной.
  - Ну тогда, Валенька, не сбиваясь с поэтического 'размеру', скажи: 'А вот и термос наш китайский, и бутерброды с колбасой'.
  Как же не хотелось омрачить ту тишь да благодать проблемами!'
  
  Ну вот, после такого мажора, можно - и к пробке... что от 'Шампанского', но дальше, к сожалению, без минора - никак.
  А потому, что 'события разворачивались стремительно и бесповоротно', и об этом вначале - вот эти два отрывка из моей последней записи о Валентине:
  'У Ефима - неглубокий инсульт. Валентина лечит его, хлопочет над ним, как над ребенком, пробует заставлять расхаживаться, но кажется, это мало помогает. Ко мне забегает лишь для того, чтобы отдохнуть от своего 'ребёнка', и сегодня у нее вырвалось: 'Через мои руки прошло очень много больных и по опыту знаю: если человек захочет жить, то будет бороться с болезнью всеми оставшимися силами. И иногда побеждает, а мой Ефим... - Замолчала, встала, подошла к его акварели с лужайкой среди берез, постояла, обернулась: - Он замкнулся только на себе! И совсем не борется, а лишь жалуется, жалуется, жалуется, а это значит...'
  
  А теперь, Наташенька, хотя ты со мной и не совсем согласна, что с годами нервы становятся похожи на растянутые струны и начинают издавать ложные звуки, я всё же попробую...
  Нет, не доказать, а как бы подтвердить свои домыслы. И вот чем. Ну скажи, разве не ложные звуки души некая, хотя и не очень 'упёртая' шизофрения?.. Как-то Валюшка призналась: 'Когда мы расписались с Фимой, то он прямо в Загсе открыл бутылку 'Шампанского', пробка вылетела, ударилась в потолок, а потом - мне по голове. Кто-то из друзей еще пошутил: дурное, мол, предзнаменование. И вот теперь всё чаще и чаще стала я вспоминать это и подумывать: а, может, и впрямь?..'
  Ну, я, конечно, бросилась отговаривать её: всё это чушь, бред, мистика, которую надо из головы - вон! А она сидела, смотрела на его акварель и молчала.
  Нет, больше не говорила о пробке... А, впрочем, где-то недели за две до смерти Ефима, вошла ко мне уже поздно вечером и сказала: 'Кажется, тогда... с пробкой, не напрасно... - и замолчала, зная моё отношение к тому случаю, а потом всё же договорила: - Иногда кажется, что не выдержу и первая...'
  
  Ну, а потом были его последние, самые трудные для неё дни и похороны. На кладбище - родственники, друзья... и тогда я еще подумала: наверное, всё же от переутомлений Вале казалось, что Ефим будет каким-то образом причастен к её смерти. А потом все сели в автобус, дети - по своим машинам, предложили и ей - с ними, а она упорно захотела побыть у могилы одна, пообещав приехать домой на такси, но... И почему так решила?
  Да понимаешь, эта страшная авария и случилась, когда она ехала домой.
  Говоришь, случай? Может, и случай, но всё же...
  Наташ, ты очень категорична, а я... Знаешь, человек, несмотря на свои познания в философии, технологиях, а теперь уже нано технологиях, многого не знает. Вот, смотри: я подхожу к этому пейзажу... Да, это Фима написал, и нам с Валюшкой нравился больше других. Так вот, я смотрю на этот весенний пейзаж и, хотя Фима не выписал деталей, полутонов... ёлочки-то, березки - лишь намёком, да и облачка над лесом, лёгкое марево от только что разогретой земли, робкие, боящиеся оторваться от земли подснежники... Вроде бы всё это - просто цветовые пятна, брошенные художником на холст небрежной кистью, но... А во мне словно некая волна поднимается, теплая волна, пронизанная искринками радости. Скажи, что это? Почему? Да и явление наших снов, неожиданных поворотов судьбы...
  А-а, всё же согласна, что есть непостижимое! А, значит, и Валюшкин 'случай', как ты говоришь, с желанием Ефима умереть в один день...
  Не веришь. А вот я не могу принять этого, как простое совпадение.
  
  
  Дорогой читатель! Приглашаю Вас на свой сайт, где кроме текстов, есть много моих фото пейзажей. http://galinasafonova-pirus.ru
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"