Maria : другие произведения.

Ангелы революции.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Заметки о фильме Алексея Федорченко. Параллели с делом дятловцев.


- Вы живы?
- Мы уже давно умерли. Теперь за вами пришли.


(цитата из фильма)

* * *



В первый день Нового года посмотрела, наконец, фильм Алексея Федорченко "Ангелы революции".

Ожидания оправдались - фильм потрясающий.

Получилась захватывающая фантасмагория на темы первых лет советской власти и Казымского восстания 1931-1934 г.г., в которой реальные факты переплелись с вымышленными, но фильм от этого только выиграл. Настолько сюжет фильма многоплановый, затрагивает разные темы, что можно разбить его на несколько историй и создать отдельные киноновеллы.

Но я рассмотрю только одну из сюжетных линий.

Пять комсомольцев, представителей Советской власти, во главе с руководителем по имени Полина отправляются с благими намерениями, а именно, культурно-просветительской миссией, в глухой казымский край, дабы привести к светлой жизни темных оленеводов.

"Только искусство их может приручить к советской власти. Красота выше идеи", - говорит им в напутствие комиссар. Гениальная мысль, достойная отдельного разговора.

Меня же в этом фильме привлекла история отношений комсомольцев с хантами и ненцами. Она удивительно перекликается с темой гибели группы Игоря Дятлова. Параллели напрашиваются сами собой:

В тайгу отправляется группа молодых людей, комсомольцев, в группе, как и у дятловцев, имеются тезки. Один из участников группы - сотрудник ОГПУ. Даже один из комсомольцев все время ходит в шляпе с полями, как Тибо. Еще совпадение - группа Полины вдвое меньше группы Игоря Дятлова. В группе также имелся и свой "отказник", не поехавший с друзьями - Иван. Он появляется в конце фильма и пытается "расследовать" дело. Совсем как Юдин.

Группа сталкивается с глухим отпором со стороны местного населения:


- Дети не придут. Князь всем сказал, что казымская богиня не разрешает.

- Значит, пора навестить эту богиню.

Группа отправляется на священный остров, где приносятся жертвоприношения богине.

Когда ханты пытаются остановить продвижение комсомольцев, сообщают, что нельзя в это место, и особенно женщинам, ибо казымская богиня ненавидит женщин, Полина спокойно отвечает:

"Мы все равно туда пройдем. Если она сильнее меня, то пусть она меня убьет".

Вспоминаются слова Игоря Дятлова, переданные лесничим И. Ремпелем: "они ответили, что это для нас будет считаться первым классом трудности."

Отряд приплывает на священный остров.

Ханты на острове построили святилище для богини, появляющейся по их повериям в образе кошки.

 []

Полный остров кошек.

 []

Дятловцев же "сопровождали" собаки.

Мальчик-хант берет у Полины платок, сворачивает его в форме идола и бросает в костер.

 []

Комсомольцы рассматривают дары, принесенные идолу: меха, одежды, утварь, украшения.

 []
Затем надевают на себя эти "жертвенные одежды"

 []

и устраивают театрализованное преставление по легенде о земной жизни богини.

 []

...Она была хорошей охотницей. Каждый месяц по нескольку медведей в дом приносила.

 []

Сестры у нее были жадные. Всем ее женихам отказывали. Поэтому она не любит женщин.

 []

Однажды приехал ненец с Ямала. Красивый и богатый. Богиня с ним сбежала, стала женой северного ненца.

 []

Но богине не понравилось, что нарты у ненцев двухсторонние: можно оленей и с передней, и с задней стороны запрягать.

 []

Поссорились они из-за этого. Да так, что жена всю Обскую губу разнесла. А мужу ноги отрубила.

 []

Пошла богиня на небо

 []

у отца Торума прощения просить.

 []

Торум похвалил дочь за доброту. За то, что мужа не убила, а лишь покалечила. А потом повелел ехать на озеро Нум-то. Охранять эту землю от черных духов.

 []

А ямальский ненец превратился в щуку.

 []

Представление получилось интересное, художественное, талантливо разыгранное, с некоторой долей иронии.

Уверена, многие зрители сразу же подумали: ну все, им теперь не жить.

Возникает мысль: а не наткнулись ли и дятловцы на одно из таких святилищ, не устроили ли подобное шуточное действо с жертвенными предметами и одеждой..?

Тем временем, пока комсомольцы развлекаются на острове,

 []

за ними из леса наблюдают ханты.

 []

Сам режиссер А. Федоренко живет на Урале, в Екатеринбурге и там же снимает свои фильмы, так что тема хантов ему знакома не понаслышке. Как сам он рассказывал в одном из интервью: '... десять лет назад, в январе 2005 года, я приехал на свой первый кинофестиваль в Ханты-Мансийск с фильмом 'Первые на Луне'. И там во дворе гостиницы 'Югорская долина' стоял чум. В нем ханты развлекали фестивальный люд - готовили оленину, строганину. И разговорился с семьёй Молдановых, это очень известный в Югре род, и они мне рассказали, про своего деда, который был одним из организаторов Казымского восстания. Участники Казымского восстания, погибшие на допросах князья и шаманы, до сих пор не реабилитированы. Они не считаются репрессированными, а идут по уголовным статьям, как за убийство. Во время самого восстания погибло не больше десяти человек, а вот когда пошли аресты - значительно больше, около 40 человек погибло при допросах, их там забили просто. Для хантыйского народа потеря в 60 человек - очень большая цифра. На всей огромной территории до самого Ямала их всего-то полторы тысячи. Меня это очень заинтересовало, как же - восстание шаманов против советской власти! Тогда и возникла идея о столкновении двух великих языческих цивилизаций - цивилизации советского авангарда и шаманской цивилизации...' ( интервью Сергея Сычева с Алексеем Федорченко, http://www.filmpro.ru/materials/37020)

Интересно, как в фильме показаны проявления этого язычества: в столице и глухих лесах Казыма. В городе комсомольцы ставят своего идола, каменного - памятник Иуде Искариоту, как "первому борцу против веры и суеверий" ( исторический факт!).

Молельный уголок в тайге у старухи хантыйки на полочке составляют бронзовая статуэтка Ленина, выигранная ею в соревновании по стрельбе, литография иконы с изображением головы Иоанна Крестителя и деревянная фигурка идола в красном платке.

 []

После похода в святилище Полина тяжело заболевает, женщина пытается ее вылечить народными хантыйскими "средствами": снимает на куске плотного снега отпечаток лица Полины,

 []

наливает в след-отпечаток кровь жертвенного животного

 []

мажет этой кровью губы Ленина, Иоанна Крестителя и хантыйского идола.

 []

Полина встает на ноги. Но уже не та, как была прежде. Теперь она похожа на тяжело больного человека, разговаривающего с трудом. Нечто вроде зомби.

Полина с соратниками строит культбазу. Кстати, на самом деле по всему северу были построены такие островки советской цивилизации: школы-интернаты, избы-читальни, родильные дома, конторы по заготовке пушнины, больницы, магазины, культбазы под названием "Красный чум"...

 []

И непонимание цивилизаций, как отметил А. Федорченко, проявилось в названиях.

"Куль", как известно, у хантов, манси и в некоторых диалектах северных народов - это нечистый дух, чёрт. Получается, что построенная экспедицией культработников Культбаза - это место, где живут черти. А Красный чум, показательный чум - как надо жить при советской власти, культура... гигиена..., в мифологии хантов и ненцев означает место, где живут мертвецы.

Подобную ошибку когда-то совершали советские средства информации, называя афганских террористов моджахедами, то есть борцами за веру. Какой мусульманин будет воевать против борцов за веру? Эту же ошибку сейчас совершают и наши пропагандисты, расшифровывая аббревиатуру ИГИЛ как исламское государство, также повторяя это название во всех средствах массовой информации. Тем самым отталкивая и настраивая против России мусульман, исповедующих религию ислама. Умные и честные мусульмане, не поддерживающие ИГИЛ, называют же это движение Иблисским, поскольку "иблис" в исламе символизирует шайтана, дьявола.

 []

Тем временем ханты принесли в жертву богине оленя. Шаман прочитал послание богини по крови на шее оленя: она довольна и требует новых жертв.

Вылитый Степан Куриков, тоже шаман...

 []

А как было на поисках у священной горы манси зимой 1959-го?

 []

Мнение человека из народа:

 []

Получив ответ - требование богини после удачного жертвоприношения ханты надели ритуальные маски

 []

пошли на дело

 []

задушили веревками комсомольцев.

 []

Души убиенных улетают в морозное небо, похожие на сполохи северного сияния....

 []

 []

кошка на острове казымской богини...

 []

Потом пришел Иван с группой зачистки...

 []

и повязали хантов.

 []

Обратите внимание на детали, так напоминающие о гибели группы Игоря Дятлова:

босые ноги...

 []

Повреждения носа, глаз, скул, губ...

 []

связанные запястья и лодыжки... избитые лица...

 []

"..Глаза приоткрыты. В области верхнего века справа ссадина бурокрасного цвета размером 1 х 0,5 см. В области ссадин и царапин на лице отмечается кровоизлияние в подлежащие мягкие ткани..."

 []

волочение тела по снегу за нартами на веревке ... задралась одежда и появилось осаднение на пояснице... спустились брюки в процессе волочения...

 []

"...В области виска разлитое кровоизлияние..."

 []

'Отрежьте ему веки' - говорит Иван...

Вот он, момент истины. У двух из дятловцев были вырезаны веки. И глаза.

 []

Как было в реальности...

У каждого из "ангелов" есть реальный прототип.

Все предыстории героев, рассказанные в иных сюжетных линиях, конечно, выдуманы. Но на самом деле была экспедиция: Пётр Астраханцев - председатель Берёзовского райисполкома, Пётр Смирнов - заместитель заведующего Казымской культбазы, Николай Нестеров - заведующий Казымским интегральным товариществом, Захар Посохов - сотрудник Берёзовского райаппарата ОГПУ, хант по национальности, и Полина (Ремпель) Шнейдер - уполномоченная Уральского обкома ВКП(б). Эта экспедиция из Свердловска во главе с Полиной Шнейдер была направлена в центр казымского восстания не для того, чтобы подавить восстание, а для того, чтобы договориться с восставшими хантами.

Из работы О. Ерныховой:

"С начала 30-х годов в целях улучшения контроля над инородцами Севера было решено строить поселки-культбазы, где бы сосредотачивались социально-культурные учреждения. Эти поселки планировалось сделать привлекательными, посещаемыми для оленеводов. Весной 1930 года на территории округа вбили первые колышки под казымскую культбазу, сыгравшую как положительную роль в развитии края, так и трагическую.

Культбаза получила название одноименной реки, места древних кочевий казымских хантов. Здесь появились больница, школа-интернат, ветеринарный пункт, даже краеведческая комната. Местное население тоже привлекалось на новостройку. Уже к концу 1931 года образцово-показательный поселок готов был принять остяков (хантов) и других кочевников.

Но тут случился конфуз. Аборигены тундры отказывались от услуг учреждений культбазы. Конечно, сыграло свою роль то, что веками никаким соцкультбытом, к тому же за пределами своих кочевий и юрт, ханты не пользовались. Чтобы привлечь их сюда, требовались время, такт, разъяснительная работа. Руководители культбазы между тем пускали в ход разные уловки. Так, первым роженицам, согласившимся родить в больнице, делали специальные подарки. Из Москвы, по легенде, от самого товарища Сталина, одной из них вручили швейную машинку 'Зингер'. К сожалению, следы той машинки утеряны, потому что владелицей она была продана коми-зырянам.

Руководителем сопротивления на Казыме стал остяк Иван Ерныхов, хозяин большой семьи и владелец оленьего стада в 168 голов. По хантыйскому обычаю он изготовил деревянную дощечку, на которой обитатели всех юрт должны были поставить свои тамги - родовые знаки. Эта дощечка, 'покочевав' по тайге, должна была возвратиться владельцу. Вписавшие туда свои родовые знаки высказывались за проведение собрания всего 'казымского мира'.

С соблюдением всех предосторожностей дощечка обошла казымских хантов.

Собрание состоялось. Непременная часть таких сборов - камлание шамана. Заключительной частью схода стал обряд "поры", на котором в жертву "лунхам" (духам) было принесено 15 оленей. Шаманы братья Молдановы совершили камлание и объявили собравшимся: "Бог наше решение одобрил. Русским подчиняться не надо, а кто будет делать то, что велят русские, будет наказан". Под 'русскими' подразумевались власти, почти сплошь состоящие из людей приезжих.

Первым актом неподчинения стало 'вызволение' детей из культ-базовской школы. Почти одновременно туда нагрянули более сотни оленьих упряжек, и за каких-то десять минут всех детей разобрали. Случилось это 28 декабря 1931 года. Это же стало первым этапом начавшегося восстания.

В крае набирало обороты выявление классовых врагов. Один за другим в застенках ОГПУ исчезали хозяева остяцких юрт. Оставшиеся снова и снова созывали собрания, на которых звучало непримиримое: 'Советской власти не подчиняться'. Остяков поддерживали самоеды (ненцы).

28.12. 1931. 150 вооруженных туземцев выступили из Хуллора двумя группами: первая, числом 50 человек, направилась в Амню, забрала с культбазы детей и предъявила требование немедленно закрыть школу. Вторая, насчитывавшая свыше 100 человек, двинулась к Полновату для соединения с отрядами обских и куноватских остяков. В 20 км от Полновата казымский отряд был встречен четырьмя советскими работниками из г.Березов. Районные чиновники сумели убедить остяков отправиться на культбазу и там "разрешить все вопросы".

08.01.1932 Переговоры восставших остяков с советскими властями на Казымской культбазе. Туземцы потребовали немедленного проведения собрания и роспуска прежнего состава нацсовета (его председатель О.Ерныхов был обвинен в потворстве советской власти и невнимании к интересам туземцев). Новым председателем тузсовета был избран П.Спиридонов. Представители Березовского РИКа были вынуждены не только поладить с выдвиженцем-подкулачником, но и пойти на ряд других уступок и обещаний, например, отмену твердых заданий по заготовкам промысловой продукции.

12 .01.1932 Остяки и ненцы -участники Казымского выступления, разъехались по стойбищам, одержав частичную и временную победу над советскими властями. Так бескровно закончилось первое Казымское восстание.

В начале 1933 г. И.Ерныхов и еще 10 кулаков - участников Казымского выступления, опасаясь преследования ОГПУ, бежали с Кызыма. Четырем кулакам скрыться не удалось: П.Тарлин, М.Каксин. И.Молданов и Т.Молданов были арестованы.

С 1933 года волнения от культ-базы переместились в верховья реки Казым, в район священного озера Нумто. Весной 1933 г. по инициативе культбазы из Казымского интегрального товарищества была организована рыбацкая бригада из остяков и русских и послана на оз.Нум-То на лов рыбы. Работники культбазы не учли, что на озере имеется святой остров ненцев... Кочевниками этот этап восстания назывался 'самоедская война с русскими'.

По преданию, на озере Нумто жила казымская богиня, здесь находилось крупное святилище хантов и ненцев. Это святое место коренными жителями никогда не облавливалось, оставаясь лишь местом поклонения. Новые власти, проигнорировав национальные и религиозные особенности, запланировали организовать на озере промысел. Здесь водилась ценная рыба - сырок, которая и должна была стать объектом лова. Ни организация промысла, ни схема транспортировки рыбы не были продуманы изначально. В итоге весь улов даже за последующие 1937-1938 годы никуда не вывезли, он сгнил. Но цена этого промысла оказалась гораздо выше стоимости и всей выловленной, и испортившейся рыбы.

Оленеводы пришельцев-промысловиков встретили в штыки. На подступах к Нумто они приготовились держать оборону. К непокоренным аборигенам зачастили группы представителей из центров округа. Ханты и ненцы вручали им письменные требования отказаться от организации рыбного промысла на озере, а также освободить арестованных до этого оленеводов. Делегации из округа вели себя по-разному: иногда нахально, дерзко, а то и воинственно. Угрожали: 'Вот вышлем аэропланы, пошлем солдат, и всех вас раздавят'.

Осенью в святилище Лунх-Хот, съехалось более 30 казымских остяков. Камлание шаманов Молдановых принесло от "лунха" весть, что скоро на смену советской власти снова придет власть царская; а пока "лунх" велит всему народу откочевать в глубинную тундру и объединиться с самоедами. Тут же шаману Андрею Молданову-Хромому "казымский мир" поручил оповестить самоедов о предстоящем всеобщем сходе в верховьях р.Казым.

В декабре 1933 года после одного из собраний с непременным камланием шаман огласил 'мнение' бога: "Смерть русским".

На сходе у святилища Тор-Хон-юх-пай принято решение "ловить русских и связывать", а затем предложить пленников советским властям в обмен на четырех ранее арестованных кулаков. Следовало также запретить русским ловить рыбу в святом оз.Нум-то и закрыть все лавки, за исключением одной в д. Амня. Весь казымский мир сошелся на том, что русских, разъезжающих по тундре, надо ловить и вязать. А если их приедет слишком много, то "воевать с ними до смерти". Восставшими был избран новый вождь "всего остяцкого и самоедского народа" Е.Вандымов....

Вот в это время и попала наша экспедиция комсомольцев, о которой снят фильм.

В это время к юртам вогулов (манси) были направлены посыльные с просьбой присоединиться к ним. Но те, как и оленеводы-зыряне, были не готовы на такой отчаянный шаг. Остяки же и самоеды 'сожгли' за собой все мосты. Они приняли решение о создании отряда для сопротивления советской власти. На последнем собрании они еще раз подтвердили, что 'при советской власти нам живется плохо, советская власть выслала кулаков и морит их голодом, заморит и всех нас'. Весть о восстании быстро распространилась по тундре. Казымский мятеж поставил на ноги не только руководство округа, но и Уральского обкома, а сотрудники ОГПУ получили срочный приказ: 'В ружье!' Операция по поимке восставших была объявлена сверхсекретной. В это же время из Москвы для поимки непокорных были запрошены самолеты, а в случае необходимости и дополнительные войска.

Мятежные остяки приняли решение идти на Нум-то, разграбить базу Уралпушнины и сжечь все хозпостройки, дабы впредь воспрепятствовать русским ловить здесь рыбу. Их остановил приезд П.Спиридонова с известием, что на Казымскую культбазу прибыла опергруппа ОГПУ. В лагере шести чумов началось брожение. К тому же иссякли запасы провизии. Мятежники приняли решение разделиться: одна часть возвращалась в свои юрты, другая уходила в отдаленную Надымскую тундру. О том, как в деталях проводилась карательная экспедиция ОГПУ, по свидетельству О.Ерныховой, документов почти не осталось. Короткий бой между туземцами и опергруппой ОГПУ состоялся лишь однажды: остяк Г.Сенгепов с женой затеяли перестрелку с карательным отрядом, в результате застрелили трех бойцов опергруппы (Кибардина, Дуркина и Соловьева).

Из числа восставших погибли Г.Сенгепов и его жена, подносившая во время перестрелки мужу патроны. На подавление восстания из Москвы прибыл аэроплан, позволивший в короткие сроки выловить всех мятежников. Скрыться удалось лишь ненцу Вылла Енгуха, которого так и не обнаружили.

Народная память хантов и ненцев с поимкой мятежников, правда, связывает события куда более кровавые. Старожилы и свидетели ареста восставших рассказывали, что при этом погибло два-три десятка мирных жителей: жены и даже дети кочевников. Всего за время проведения операции были арестованы 88 человек, из которых 34 впоследствии были освобождены 'за маловажностью преступления и социально близкой нам (рабочим и крестьянам) прослойке'. Трое скончались во время следствия. Тогда же умер и один из идейных вдохновителей восставших туземцев Иван Ерныхов. По завершении следствия и суда 38 кочевников получили различные сроки тюремного заключения, а 11 были приговорены к расстрелу. Арестованных хантов и ненцев увозили из родных мест на оленьих нартах, привязанных спиной друг к другу. Многим узникам уже не суждено было возвратиться назад.

Стоит добавить, что 60 лет спустя, в 1993 году, прокуратура Тюменской области рассмотрела дело о Казымском восстании. Но тогда в реабилитации 49 его участников было отказано.

После хантов восстало население Ямала.

С весны 1934 г. отчасти под воздействием слухов о "войне" на Казыме, а в основном из-за все более бесцеремонных действий советской власти в отношении коренного населения, на Ямале разворачивается антисоветское движение - "мандалада". В одних случаях "собравшиеся" прибегали к пассивным средствам борьбы - блокаде советских факторий или саботажу на них. При других обстоятельствах шли в ход более "активные" методы.

На собрании ненцев около оз.Яро-то в присутствии бригады окружкома ВКП(б) под страхом избиения кулачеством сдали представителям района свои удостоверения часть членов Щучьереченского нацсовета... Здесь же кулачество потребовало выдачи на суд председателя Приуральского РИКа т.Хатанзеева, переводчика райотдела НКВД Г.Наричи и члена Щучьереченского нацсовета О.Пиналея. Лишь благодаря значительной численности и энергичным действиям бригады расправа не состоялась.

Весной 1943 г. пункты кооперации перестали отпускать хлеб ненцам Ямала. В знак протеста начался массовый ненцев выход из оленеводческих колхозов - беглецы стали уводить оленьи стада подальше в тундру. Инициаторами выступления стали трое ненцев: Е.Сэротетта (Сарадетта) по прозвищу Небтко, С.Неле и Х.Топка, бежавшие из колхоза имени Ворошилова. Вскоре на территории Щучьереченского тундрсовета, в ста километрах от фактории Яра в предгорьях Приполярного Урала возникло стойбище недовольных советской властью ненцев. На сопках поставили сторожевые чумы. Все были вооружены, в основном американскими винтовками. На общем собрании - соборке - были избраны вожди - Сергей Ного (Лаптиге) и Василий Лаптандер (Нядма). Они продолжили сбор по тундре недовольных. Вооруженные группы ненцев стали захватывать оленьи обозы с мукой в тундре, угонять колхозные оленьи стада, собранные для выплаты налогов.

21.06.1943 г. Усть-Кара. Оперотряд НКВД, прибывший из г.Архангельска, выехал на оленьих упряжках в Пай-Хойскую тундру для подавления восстания ненцев ("Мандадалы"). Второй отряд НКВД выступил из г.Воркута.

Архангельский отряд НКВД под командованием ст.лейт.Земзюлина, окружил стойбище мятежных ненцев у подножия горы Недь-Ю. При попытке чекистов подняться наверх ненцы открыли огонь, Земзюлин сразу получил ранение в ногу. Началась ожесточенная автоматно-ружейная перестрелка. В течение нескольких часов обе стороны вели непрерывный огонь: ненцы убили одного и ранили четверых чекистов. У самих мятежников погибли шесть человек и двое были ранены. Спустя восемь часов боя Земзюлин вызвал из чумов женщин и отправил их к смутьянам с предложением прекратить огонь и сдаться в плен в противном случае чекисты угрожали "принять меры для уничтожения".

Полтора часа ненцы раздумывали, а затем стали бросать оружие.

Прямо со скал вниз полетели винтовки и берданки. Ненцы бежали с горы и были арестованы."

Сведения из интернета:

Полина Петровна (Пинхусовна) Шнейдер (в девичестве Ремпель) (ок. 1888-1933).

Состояла в партии большевиков ещё с дореволюционных времён. До революции окончила фрейбелевские курсы социальной педагогики в Петербурге. В Симферополе она заведовала Отделом Социального воспитания.

Её муж Шнейдер (из Прибалтики) вынужден был бежать за границу в Варшаву, потому что муж состоял в партии Бунда и опасался преследований со стороны большевиков. Однажды коммунисты узнали, что Полина Петровна переписывается с мужем и чуть не выгнали ее из партии.

В 1929 г. Полина Петровна была переведена на работу в Свердловск (Екатеринбург), где возглавила отдел народного образования.

Примерно в 1931-1933 г. Полину Петровну партия послала усмирять восстание в Казыме, хотя она не умела воевать и занималась народным образованием.

 []

Очень вероятно, что таким образом партийные работники удалили Полину Петровну, как неудобного конкурента.

В Свердловске получили от нее последнее письмо с сообщением, что она с местными коммунистами идет дальше в тайгу.

4 декабря 1933 г. Восставшими остяками в стойбище 'Шесть чумов' схвачены и избиты советские работники (Пётр Астраханцев, Захар Посохов, Пётр Смирнов, Николай Нестеров и Полина Шнейдер).

В этот же вечер по приказу шамана М. Молданова все они были убиты - задушены веревками.

* * *

Из интервью А. Федорченко:

"- Когда вы встретили ту женщину, которая первой родилась в Казымской культбазе и в конце фильма исполняет "Песню о тревожной молодости"?

Алексей Федорченко:

- В сценарии её не было вообще. Когда я ехал в Казым, подумал: вот хорошо бы найти эту девочку.

 []

О её рождении в сценарии упоминалось, и я все гадал: что с ней сейчас?

Оказалось, что она жива. Мы сразу поехали её снимать, она болела, старенькая.... К тому времени ей уже дали трёхкомнатную квартиру в новом доме.

Встретила она нас в национальном костюме, но была напряжена, тяжело шла на контакт. И я сказал: мы поставим вон там камеру, а вы, если хотите, спойте что-нибудь. Я был уверен, что она споёт на своём языке, на хантыйском.

И вдруг она идёт и поёт Пахмутову.

 []

Екатерина Обатина, первая девочка советской Югры.

"Забота у нас такая,

Забота наша простая -

Жила бы страна родная

И нету других забот.

И снег, и ветер,

И звезд ночной полет.

Меня мое сердце

В тревожную даль зовет."

"Ну, всё, кино у нас есть", - подумал я тогда.

Всю жизнь она проработала учителем русского языка. Выбором песни она сразу поставила точку в отношениях двух цивилизаций, стало понятно, кто победил в этом противостоянии."

(с) М.П.

2 января 2016 г.

В публикации использованы работы художника Свешникова Дмитрия Константиновича (Россия, 1912-1997) "С большой земли", 1955 г. и "Портрет учительницы Ф.И. Лантердар". А также кадры из фильма А. Федорченко "Ангелы революции", 2015 г.



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"