Платковский Алексей Сергеевич: другие произведения.

Как написать идеальную сцену. Рэнди Ингермансон

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
  • Аннотация:
    Randy Ingermanson - американский физик-писатель. Обучает начинающих писателей премудростям мастерства. Меня заинтересовала статья Рэнди "Как написать идеальную сцену", которую решил перевести. Возможно, в сети уже есть её русский вариант, мне было лень искать :) P.S. Обработка гугл перевода минимальна, так что сильно тапками не кидаться.

Написание идеальной сцены

Возникли проблемы с созданием сцен в вашем романе? В этой статье я расскажу вам, как написать "идеальную" сцену.

Может быть, вы думаете, что невозможно создать идеальную сцену. В конце концов, кто может написать каждое слово совершенно, каждую мысль, каждое предложение, каждый абзац? Что вообще означает совершенство?

Честно говоря, я не знаю. Совершенство в глазах смотрящего. Стиль - дело вкуса.

Но структура довольно хорошо понята. Может быть, вы не можете написать стилистически идеальную сцену. Но вы можете написать прекрасно структурированную сцену. И это гораздо лучше, чем писать плохо структурированную сцену.

Два уровня структуры сцены

Сцена имеет два уровня структуры, и только два. Это:

Крупномасштабная структура сцены

Мелкомасштабная структура сцены

Это может показаться очевидным, но к концу этой статьи я надеюсь убедить вас, что это очень глубоко. Если вы потом захотите занести мне чемодан денег, пожалуйста, не надо. Я бы предпочел чек. С большим количеством нулей.

Я собираюсь украсть идеи из книги Дуайта Суэна "Методы продающего писателя". Это просто самая прекрасная книга, когда-либо написанная о том, как писать фантастику. Если у вас нет этой книги, вы сами себе редиска. В этой статье я расскажу вам о самых важных моментах, но, на самом деле, это не заменит чтение книги.

Прежде чем мы начнем, нам нужно понять, как мы будем оценивать сцену. Как мы узнаем, что она совершенна? Ответ основан на понимании мотивации читателя к чтению.

Ваш читатель читает ваше произведение, потому что вы предоставляете ему или ей мощный эмоциональный опыт. Если вы пишете любовный роман, вы должны создать у читателя иллюзию, что он сам влюбляется. Если вы пишете триллер, вы должны создать в своем читателе иллюзию, что он находится в смертельной опасности и имеет лишь малейший шанс спасти свою жизнь (и все человечество). Если вы пишете фэнтези, вы должны создать в своем читателе иллюзию, что он на самом деле в другом мире, где все по-другому, чудесно и магично. И так далее для всех других жанров.

Если вы не можете создать эти эмоции у своего читателя, значит, вы потерпели неудачу. Если вы создадите эти эмоции у своего читателя, тогда вы преуспели. Чем лучше вы создадите желаемый эмоциональный опыт у своего читателя, тем лучше ваше произведение. Совершенство в письменном виде приходит, когда вы создали максимально возможный эмоциональный опыт для своего читателя.

Крупномасштабная структура сцены

Крупномасштабная структура сцены чрезвычайно проста. На самом деле, есть два возможных варианта, по которым вы можете создать структуру сцены. Дуайт Суэйн называет эти два варианта "сценами" и "продолжениями". Это чудовищно запутывает, поскольку обе эти вещи - то, что большинство обычных людей называют сценами. В дальнейшем я собираюсь выделять эти термины, называя их Сцены и Сиквелы. Это ваш сигнал о том, что я использую язык Суэйна. Когда я использую слово "сцена" в обычном не-Суэйн смысле, я оставлю его невыделенным. Так как вы умны и сообразительны, вы не найдете в этом проблемы. Позвольте мне рассказать вам о главных моментах в Сценах и Сиквелах прямо сейчас.

У Сцены есть следующий шаблон из трех частей:

  1. Цель
  2. Конфликт
  3. Катастрофа

A Сиквел имеет следующую структуру:

  1. Реакция
  2. Дилемма
  3. Решение

Вы можете думать , что эти шаблоны слишком просты. Вы можете думать, что это сводит всё "пиши по пунктам". Но нет. Это сокращение художественной литературы до двух моделей, которые были доказаны тысячами романистов, и они действительно работаюм. Есть много других моделей, которые люди используют. Как правило, они работают хуже. Вполне возможно, что есть и другие модели, которые работают лучше. Если вы можете найти ту, которая лучше работает, скажите, пожалуйста, мне. Но пока давайте притворимся, что Дуайт Суэйн прав. Давайте притворимся, что это абсолютно лучшие образцы для написания фантастики. Давайте притворимся, что это ключи к написанию идеальной сцены. Давайте двигаться дальше и смотреть на каждый из них по очереди.

Как мы уже говорили, Сцена состоит из трех частей:Цель, Конфликт и Катастрофа. Каждая из них в высшей степени важна. Я собираюсь определить каждую из этих частей, а затем объяснить, почему каждая из них критически важна для структуры Сцены. Я предполагаю, что вы выбрали одного персонажа, от лица которого описывается сцена, назовём его персонажем POV (Point Of View, точка зрения). В дальнейшем я буду называть этот персонаж вашим персонажем POV. Ваша цель - убедительно показать персонажа, переживающего эту сцену. Вы должны сделать это так сильно, что ваш читатель будет переживать сцену, как если бы он был её участником.

  1. Цель - это то, чего хочет ваш персонаж в начале сцены. Цель должна быть конкретной и должна быть четко определена. Причина, по которой ваш персонаж POV должен иметь цель, состоит в том, что это делает вашего персонажа активным. Ваш персонаж не пассивно ждет, когда Вселенная сделает ему Большое Добро. Ваш персонаж идет за своими желаниями, как это сделал бы и ваш читатель. Это простой факт, что любой персонаж, который хочет чего-то отчаянно, является интересным персонажем. Даже если он не положительный герой, он становится интересен. И ваш читатель будет идентифицировать себя с ним. Это ваша цель, как писателя.
  2. Конфликт - это ряд препятствий, с которыми сталкивается ваш персонаж POV на пути к достижению цели. У вас должен быть конфликт в вашей сцене! Если ваш персонаж POV достигает цели без конфликтов, то читателю скучно. Ваш читатель хочет бороться! Никакая победа не имеет никакой ценности, если она достаётся слишком легко. Так что заставьте своего персонаж POV бороться и преодолевать, и ваш читатель тоже переживет эту борьбу.
  3. Катастрофа - это провал вашего персонажа POV в достижении цели. Не давайте ему Цель! Победа скучна! Когда сцена заканчивается победой, ваш читатель не видит смысла перевернуть страницу. Если дела идут хорошо, ваш читатель может ложиться спать. Нет! Сделай что-нибудь ужасное. Подвесьте своего персонажа POV на краю пропасти, и ваш читатель перевернет страницу, чтобы узнать, что произойдет дальше.

Это все, что вы должны знать о Сцене. Теперь давайте посмотрим на Сиквелы.

Сиквел имеет три части: Реакция, Дилемма и Решение. Опять же, каждая из них имеет решающее значение для успешного продолжения. Удалите один из них, и сиквел не будет работать. Позвольте мне отметить один важный момент здесь. Цель сиквела - следовать за сценой. Сцена заканчивается на катастрофе, и вы не можете сразу следить за ней с новой сцены, которая начинается с цели. Зачем? Потому что, когда вы только что столкнулись с серьёзной неудачей, вы не можете сразу двигаться дальше. Вам надо как-то найти выход из неприятной ситуации. Это базовая психология.

  1. Реакция - это эмоциональное продолжение Катастрофы. Когда случается что-то ужасное, вы находитесь некоторое время в точке неустойчивости. Так что покажите вашего персонажа POV реагирующим на Катастрофу. Покажите, как ему больно. Дайте читателю шанс сопереживать вашим персонажам. Вам может потребоваться некоторое время. Это не время для действий, это время для реакции. Время плакать. Но вы не можете бесконечно страдать от своей боли. В реальной жизни, если люди делают это, они теряют своих друзей. В беллетристике, если вы это делаете, вы теряете своих читателей. В конце концов, ваш персонаж POV должен вернуть самоконтроль. Подвести итоги. Искать варианты. И проблема в том, что их нет. . .
  2. Дилемма - это ситуация без хороших вариантов. Если ваша катастрофа была настоящей катастрофой, нет хороших выборов. У вашего персонажа POV должна быть реальная дилемма. Это дает читателю возможность волноваться, и это хорошо. Ваш читатель должен гадать, что может произойти дальше. Пусть ваш персонаж POV ищет выход. В конце концов, пусть он придет к самому плохому варианту. . .
  3. Решение - это акт выбора из нескольких вариантов. Это важно, поскольку он позволяет вашему персонажу POV снова стать активным. Люди, которые никогда не принимают решения, являются скучными людьми. Они ждут, когда кто-то другой решит за них. И никто не хочет читать о ком-то таком. Так что ваш персонаж должен принять решение и принять правильное решение. Сделайте так, чтобы ваш читатель мог уважать такой выбор. Пройдитесь по грани. Сделайте это, и ваш читатель должен будет перевернуть страницу, потому что теперь у вашего персонажа POV появилась новая цель.

И теперь вы прошли полный круг . Вы перешли от Сцены к Сиквелу и вернулись к цели для новой Сцены. Вот почему связка Сцена-Сиквел настолько сильна. Сцена естественно ведет к Сиквелу, который естественно ведет к новой Сцене. И так каждый раз. В какой-то момент вы закончите цикл. Вы дадите вашему персонажу POV либо Полную Победу, либо Полное Поражение, и это будет конец книги. Но пока вы не доберетесь туда, чередуйте Сцены и Сиквелы. И ваш читатель проклянёт вас, когда осознает, что провел всю ночь в постели, читая вашу книгу, потому что он не мог оторваться от чтения.

Это совершенство.

Однако, это только половина сражения. Я рассказал вам, как проектировать Сцены и Сиквелы в большом масштабе. Но вам все равно нужно их писать. Вам нужно написать абзац за абзацем, чтобы каждый из ваших персонажей плавно перемещался от первоначальной цели через катастрофу до ужасающей беды, а затем через эмоциональную реакцию к ужасной дилемме и, наконец, к блестящему решению.

Мелкомасштабная структура сцены

Ответ заключается в том , чтобы использовать то, что Дуайт Суэйн называет "Мотивационно-Реакционные единицы" . Он называет их МРЕ для краткости. Это такой абсурдно смешной термин, который я собираюсь оставить, просто чтобы доказать, что мистер Суэйн не совершенен. Написание МРЕ трудно. Тем не менее, я обнаружил, что он обеспечивает наибольшее влияние на улучшение вашего произведения. Я обучал многих авторов, и универсальной проблемой для них было неспособность правильно писать МРЕ. Мое решение состояло в том, чтобы заставить их мучительно работать через несколько глав, чтобы каждая из них была ни больше не меньше, чем чередой идеальных МРЕ. После нескольких глав написание становится легче. Затем я злобно требую, чтобы они переписали весь свой роман таким образом. Это тяжелая работа, но те, кто пережил подобное, стали намного лучшими писателями.

Правильное написание МРЕ - это волшебный ключ к убедительной фикции. Мне все равно, верите вы мне или нет. Попробуйте и посмотрите.

Надеюсь, вы жаждете изучить этот магический инструмент. Вы должны сначала прочесть один полный параграф теории. Я знаю, что вы сделаете это, потому что вы умны и терпеливы, и потому что я льщу вам довольно часто.

Вы будете писать свои МРЕ, чередуя то, что видит ваш персонаж POV (Мотивация) и то, что он делает ( Реакция). Это в высшей степени важно. Помните, что Суэйн называет эти вещи "Мотивационно-Реакционные Единицы". Мотивация объективна, но это то, что ваш персонаж может видеть (или слышать, или обонять, или пробовать или чувствовать). Вы напишете это так, чтобы ваш читатель тоже увидел это (или услышал, или почувствовал запах, или попробовал, или почувствовал). Затем вы начнете новый абзац, в котором ваш персонаж POV сделает одну или несколько вещей в качестве Реакции на Мотивацию. Существует точная последовательность, за которой вы должны следовать при написании своей Реакции. Последовательность основана на том, что физиологически возможно. Обратите внимание, что Мотивация внешняя и объективная. Реакция внутренняя и субъективная. Если вы это сделаете, вы создадите для читателя мощную иллюзию, что он испытывает что-то реальное. Теперь давайте разберем это более подробно. . .

Мотивация внешняя и объективная , и вы представляете ее таким образом, в объективных внешних терминах. Вы делаете это в одном абзаце. Это не должно быть сложно.

Вот простой пример:

Тигр спрыгнул с дерева и скакнул к Джеку.

Обратите внимание на ключевые моменты. Это объективно. Мы представляем Мотивацию, как это показали бы видеокамеры. Ничто здесь не указывает на то, что мы находимся в точке зрения Джека. Это происходит дальше, но в Мотивации мы выражаем мысль просто, остро и ясно.

Реакция внутренняя и субъективная , и вы представляете ее именно так, как это будет воспринимать ваш персонаж POV - изнутри. Это ваш шанс сделать вашего читателя своим персонажем POV. Повторюсь, всё это должно произойти в его одном абзаце (или последовательности абзацев). Если вы оставите Реакцию в том же абзаце, что и Мотивация, то вы рискуете плетью распиливать читателя. Чего он не любит.

Реакция более сложна, чем Мотивация . Причина в том, что она внутренняя, а внутренние процессы происходят в разных временных масштабах. Когда вы видите тигра, в первые миллисекунды у вас есть время только на одну вещь - страх. В течение нескольких десятых секунды у вас есть время, чтобы среагировать на инстинктах, но это все, что будет - инстинкт, рефлекс. Но вскоре, после этой первой рефлексивной реакции, вы также успеете отреагировать, действовать, думать и говорить рационально. Вы должны представить полный комплекс реакций вашего персонажа в таком порядке - от самого быстрого до самого медленного. Если вы разместите их неверно, тогда все будет не то. Вы разрушаете иллюзию реальности. И ваш читатель не будет продолжать читать, потому что ваше произведение "нереалистично". Даже если вы описали всё верно.

Вот простой пример:

Адреналин побежал по венам Джека. Он сдёрнул винтовку с плеча, навёл на тигра и нажал на курок: "Умри, ублюдок!"

Теперь давайте проанализируем это. Обратите внимание на три части реакции:

Чувство: "Адреналин побежал по венам Джека". Вы описываете это первым, потому что это случается почти мгновенно.

Рефлекс: "Он сдёрнул винтовку с плеча". Вы показываете это действие, как последствие страха. Инстинктивное действие, которое не требует осознания..

Рациональное действие и речь: "навёл на тигра и нажал на курок: "Умри, ублюдок!". Вы пишите это в конце, когда Джек успел подумать и начал действовать рационально. Он нажимает на курок, рациональный ответ на опасность. Он говорит, это рациональное выражение его интенсивной эмоциональной реакции.

Вы можете пропустить одну или две из трех частей. Но вы не можете опустить все три, или у вас не будет Реакции. Но есть одно критическое правило, которому необходимо следовать при написании: какие бы части Реакции вы не оставили, они должны идти в правильном порядке. Если есть Чувство, оно должно быть первым. Если есть Рефлекс, он никогда не должен появляться доЧувства. Если есть некоторое Рациональное Действие, оно всегда должно идти последним. Это просто и очевидно, и если вы будете следовать этому правилу, ваши Реакции будут прекрасно структурированы раз за разом.

И после реакции. . . Другая мотивация. Это важно. Вы не можете позволить себе написать идеальный МРЕ, а затем быть счастливым. Вы должны писать еще и еще, и еще. Реакция, которую вы только что написали, приведет к новой Мотивации, которая снова будет внешней и объективной, и которую вы напишете в новом абзаце.

Давайте продолжим пример:

Пуля задела левое плечо тигра. Из разорванной раны толчками полилась кровь. Тигр взревел и пошатнулся, а затем взвился в воздухе, метя прямо в горло Джека.

Обратите внимание, что Мотивация может быть сложной или простой. Единственное требование - быть внешней и объективной, то, что не только Джек может видеть, слышать и чувствовать, но и какой-либо другой наблюдатель мог видеть и слышать и чувствовать, если он был там.

Важно сохранить чередующийся шаблон. Вы пишете Мотивацию, затем Реакцию, затем Мотивацию и еще однуРеакцию. Когда у вас заканчиваютсяМотивации или Реакции, ваша Сцена или Сиквел закончились. Не обрывайте их слишком рано. Не затягивайте надолго.

Напишите каждую Сцену и Сиквел в последовательности МРЕ. Любая часть вашейСцены или Сиквела, которая не является МРЕ, должна уйти. Вырезайте подобное безжалостно. Не проявляйте милосердие. Вы не можете позволить себе благотворительность ни для одного предложения. Единственными частями вашей сцены, которые повышают её привлекательность, являются МРЕ. Все остальное - прах.

О настоящих правилах

Возможно, вы чувствуете, что невозможно написать ваши сцены в соответствии с этими правилами. Это приведет к ступору. Ты смотришь вслепую на экран компьютера, боясь пошевелиться, боясь сломать Правило. О, боже, у вас случай писательского ступора. Плохо. Теперь позвольте мне рассказать вам последний секрет написания идеальной сцены.

Забудьте все эти правила . Правильно, игнорируйте их. Просто напишите свою главу как обычно, привычными словами, любым способом, который вам нравится. Чувствуете теперь себя лучше, не так ли? Вы пишите, и это хорошо. Акт творения создает историю из ничего. Это тяжелая работа, это весело, это интересно, это не структурировано. Это несовершенно. Пишите без правил.

Когда вы закончите книгу, отложите её на некоторое время. Вам позже нужно будет отредактировать написанное, но сейчас не время. Сделайте что-нибудь еще. Напишите сцену для нового произведения. Сходите в боулинг. Проведите время с близкими. Помните их? Твоя семья и друзья?

Позже, когда вы будете готовы , вернитесь и прочитайте Великую Книгу. У неё будет много замечательных моментов, но она не будет идеально структурирована. Теперь вы готовы отредактировать книгу и создать идеальную структуру. Это процесс, отличный от Творения. Это Анализ, и это противоположность Творению. Анализ - это разрушение. Теперь вы должны разнести книгу в пух и прах его и собрать её заново.

Проанализируйте сцену, которую вы написали. Это Сцена или Сиквел ? Или ни то ни другое? Если это так, тогда вы должны найти способ сделать это первым или вторым, или вы должны выбросить её. Если этоСцена, убедитесь, что у нее есть цель, конфликт и катастрофа. Сформулируйте каждую часть одним предложением. Аналогично, если этоСиквел, убедитесь, что у него естьреакция, дилемма и решение. Сформулируйте каждую часть одним предложением. Если вы не можете поместить сцену в одну из этих двух структур, тогда выбросьте сцену в качестве, она бесполезна. Вы можете когда-нибудь найти для неё применение в качестве сонета или лимерика или технического руководства, но сейчас избавьтесь от нее.

Теперь, когда вы знаете, что такое ваша сцена, Сцена или Сиквел, перепишите её на МРЕ. Убедитесь, что каждая мотивация отделена от каждой реакции и находится в своём абзаце. Хорошо иметь несколько абзацев для одной мотивации или одной реакции. Это серьезное преступление - смешивать их в одном абзаце. Когда они разделены правильно, вы можете обнаружить, что у вас есть дополнительные части, которые не являются ни мотивацией, ни реакцией. Выбросьте их, какими бы красивыми и умными они ни были.

Изучите каждую Мотивацию и убедитесь, что она полностью объективна и внешняя. Не проявляйте милосердие. Вы не можете позволить себе помиловать то, что отравляет вашу сцену. Убейте его, иначе он убьет вас.

Теперь определите элементы каждой реакции и убедитесь, что они настолько субъективны и внутренни, насколько это возможно. Представьте их настолько чётко, насколько сможете, изнутри вашего персонажа POV. Убедитесь, что они находятся в правильном порядке, сначалачувства, затем рефлексы и, наконец, с рациональные действия и речь. Опять же, удалите всё остальное, даже блестящие идеи, которые, несомненно, достойны Нобелевской премии мира. Блестящие идеи очень хороши, но если они не погружают читателя в произведение, они не должны быть в нём. Если вам удастся перестроить такую ​​вещь, чтобы была в правильном вымышленном образе, тогда хорошо. Оставь её. В противном случае, перережьте её мерзкое горло и бросьте тушу волкам. Вы писатель, и это то, что делают романисты.

Когда вы дойдете до конца сцены, будь то Сцена илиСиквел, проверьте, чтобы все было правильно размещено в МРЕ, и все мёртвые туши были выброшены. Вы можете редактировать сцену для стиля, ясности, остроумия, орфографии, грамматики и любой другой вещи, которую вы знаете. Когда закончите, похлопайте себя по спине.

Вы написали прекрасную сцену. В вашем мире все хорошо. Вы закончили эту сцену.

Теперь сделайте это снова и снова, пока не закончите свою книгу.

Randy Ingermanson, Ph.D.

http://www.advancedfictionwriting.com/articles/writing-the-perfect-scene/



РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Д.Деев "Я – другой" (ЛитРПГ) | | А.Демьянов "Горизонты развития. Траппер" (ЛитРПГ) | | А.Михална "Путь домой" (Постапокалипсис) | | В.Старский ""Академия" Трансформация 3" (ЛитРПГ) | | Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих" (ЛитРПГ) | | Д.Гримм "Ареал X" (Антиутопия) | | В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2" (Боевая фантастика) | | A.Opsokopolos "В ярости (в шоке-2)" (ЛитРПГ) | | Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1" (Киберпанк) | | Д.Тихий "Миры Аргентум I. Мрак Иллюзий. ( моя первая книга )" (Боевик) | |

Хиты на ProdaMan.ru Букет счастья. Сезон 1. Коротаева ОльгаСнежный тайфун. Александр МихайловскийСчастье по рецепту. Наталья ( Zzika)Ведьма и ее мужчины. Лариса ЧайкаСлепой Страж (книга 3). Нидейла НэльтеВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиВ объятиях змея. Адика ОлефирОфисные записки. КьязаЯ возвращаю долг. Екатерина ШварцТону в тебе. Настасья Карпинская
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"