Platont : другие произведения.

Экономика и фантастика

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшое размышление об экономике в современной фантастике

Экономика и фантастика

Путешествия в космосе, борьба с марсианскими треногами и грохот лазерных орудий на звёздных крейсерах, поединки на световых мечах и игры в прятки со слизистыми Чужими... А за чей счёт, спрашивается, весь этот банкет? В реальной жизни мы тратим деньги каждый день - на еду, транспорт, жильё, одежду, отдых. Более того, вся эта "реальная жизнь" так или иначе подчинена заработку денег. Даже через тысячу лет наши потомки в первую очередь будут думать о том, где бы им раздобыть деньжат и на что их толково потратить. А поединки с Великим Злом - это уже потом, для души.

Товарно-денежные отношения в фантастике обычно прописаны очень поверхностно. Как и большинство других внежанровых подробностей: герои не ходят в туалет, меняют одежду один раз в две книги, а деньгами интересуются либо из злодейских побуждений, либо в контексте покупки дополнительного оружия. Так мнение появлялось при чтении большинства произведений, написанных до 2010-го года, входящих в различные списки "Обязательно/желательно к прочтению любителям НФ". В особенности это касается русскоязычного сегмента фантастики, что является наследием традиций, сложившихся ещё во времена СССР.

Но на дворе уже конец 2018 года и многие новички-писатели стали более меркантильны. Или они хотят сделать свои миры более живыми и реальными? Ведь экономические отношения прекращаются на кладбище или при коммунизме. Но одновременно с этим возникают "подводные камни". О чём и постараюсь рассказать.

И начнём, пожалуй, с самого простого - с денег.

В лучшем случае автор выдумает какое-нибудь заковыристое название (хотя последнее время автор обленился и использует чаще всего "кредиты" или, в варианте России, "золотой рубль"), чтобы "отвязать" деньги от действительности, и разделит всех персонажей на богатых и бедных, не особенно задумываясь о том, что 100 золотых, серебряных, платиновых и т.д., и т.п. (нужное подчеркнуть) монет придётся таскать не в кошельке, а в рюкзаке.

Вот и получается, что даже в космический век супергероев, способных одним плевком потушить нейтронную звезду, деньги по-прежнему делаются из материала. Так же допускается расчёт виртуальными деньгами в Сети, империи будущего записывают историю платежей в генокод конкретного человека, последнее время как-то не встречал такой вариант - на этом экономико-фантастическая мысль, как правило, заканчивается.

По фантастике легко проследить всю историю развития денег. В ранних произведениях, до конца 1990-х, роль валюты с успехом может играть полезный товар (вода и спайс в "Дюне"), в диких мирах - редкие субстанции (почвенный грунт в фильме "Водный мир"). Более "поздние", 1990-е - 2000-е, вымышленные вселенные опираются на банкноты в современном понимании. А в конце XX и XXI веке правит бал безналичный расчёт. Правда провести точные временные рамки практически не возможно.

Эти страшные слова "экономика" и "ценообразование"

Так вот, мы вспомнили про единицы измерения благосостояния, я о деньгах если что. Но потом большинство авторов упираются в момент стоимости единицы, десятка, сотни денег (в дальнейшем просто "кред"). Вот тут и начинается "пожар в борделе во время наводнения". Довольно часто при чтении очередного "выкраданца" или "переселенца душ" в фантастический мир получает знания - что сколько стоит, например: 1 пайка = 1 кред, месяц кислорода = 3 креда и т.д. Вот тут и начинается Ад и Израиль логического восприятия. Пока на No_name ГГ начинает вживаться в мир всё более-менее нормально и читатель ощущает стоимость каждого креда и осознаёт трудность его добычи. НО! Наступает момент, когда ГГ покупает/получает свой первый звездолёт/экзоскелет/мех или что-то подобное, и начинается... Автор вроде бы понимает, что содержание даже самого маленького внутрисистемника, по аналогии с автомобилем, требует каких-то затрат, не приведи господи ещё и какие-то боевые стычки происходят, а значит в произведении нужно указать хоть приблизительную сумму. И начинается: "мой икс-винг был сильно повреждён и за его ремонт пришлось 100к кредов". Вот тут внимательный читатель и получает логический шок - несоответствия "буханки хлеба" и обслуживания "космического автомобиля", особенно жёстко это выглядит если автор направляет строить финансовую империю! Бедный автор, а за ним и читатель, полностью теряет связь с "продуктовой корзиной" и старается написать наиболее крупную цифру, не оглядываясь на начало произведения. Особенно забавно это выглядит у авторов СамИздата, пишущих "Серию всей жизни" из 5+ томов по 1Мб текста каждый - если сравнивать цены в начале книги и где-то в середине/конце цикла, то часто выходит, что крутой корвет с командой в 10 человек часто стоит от 5000 паек питания, т.е. 5000/30=167 дней, что означает менее полугода питания экипажа!!!!

Последний "гвоздь" в экономику НФ

Вы можете сказать: "Это условность, которая не влияет на развитие сюжета в целом." И будете правы. Но моё логическое восприятие мира произведения задаст ещё один мерзкий вопрос: "Кто печатает креды?" И вот тут большинство авторов пролетают как фанера над Парижем! Ведь для существования деньги должны чем-то обеспечиваться: ценным материалом или самой большой дубинкой в округе, а также охраняться законом и признаваться всеми участниками сделки, по любым причинам.

Чаще всего в НФ мирах креды выпускает конгломерат свехбанков, который признают все крупнейшие политические игроки. Но вспомним цикл "Сварог" Бушкова и как поступил майор с банкирами "Круглой башни", или "Вечного" Злотникова с покорением Ивом Счастливчиком "Золотого тельца". И приходим к выводу - стоит появится достаточно сильному игроку на политической карте мира, как сверхбанкиры выстроятся в очередь присягать на верность, а наиболее медленные или не сговорчивые будут уничтожены. Так что единая валюта для всех планет возможна только во вселенных по типу "Звёздных войн" или же единой валютой может выступать какое-то вещество в равной степени интересное всем силам вселенной (Наквада, радиоактивная валюта в сериале Stargate SG-1), что очень маловероятно.

Итого

Подытоживая мой поток сознания можно сказать: включение экономики в НФ произведения несомненное благо, которое оживляет мир и позволяет более качественно погрузить в него читателя. Но очень редко молодые авторы нормально подходят к данному вопросу, они просто предлагают несколько условностей, прибивают вечным выражением "я художник, я так вижу" и уничтожают логику происходящего своими костылями. Очень редко бывает наоборот.

На этом всё, корзина для тапок готова.

При написании использовал статью: "Время - деньги. Фантастические средства оплаты" (http://old.mirf.ru/Articles/art3725.htm)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"