Плюмбэкс : другие произведения.

Наука и Религия: опыт отождествления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...Наиболее удивительным для меня является даже не отождествление Науки и Религии. Нет. Меня удивляет иное - выводы, которые из этого отождествления извлекаются...

  Почему-то стремление поставить на одну доску Науку и Религию, часто проявляемое иными гуманитариями, сильно напоминает мне вердикт, к которому пришёл бы какой-нибудь древний мудрец, наблюдая за поведением дикаря на островах Малой Гвинеи и за поведением американского солдата в Ираке.
  Как у дикаря Малой Гвинеи, так и у американского солдата в Ираке есть предметы, имеющие для них повышенное значение.
  Для дикаря - подаренный ему шаманом магический амулет.
  Для солдата - выданная ему в штабе винтовка.
  Внешнее отношение идентично. Человек холит и лелеет этот предмет, проявляя к нему признаки уважения.
  И если наш гипотетический древний мудрец никогда не узнает подлинного предназначения и не увидит применения этих предметов, то он так и останется в заблуждении, что винтовка и амулет - в сущности одно и то же.
  Подобно этому, Наука имеет свои храмы, свои приходы и своих авторитетов. Особенности человеческого мышления. С точки зрения тех гуманитариев, которые в специфических особенностях Науки не разбираются, а разбираются лишь в специфических особенностях Религии, наука - лишь одна из религий. Всё очень просто. Так же, как и автомат Калашникова - просто ещё один магический амулет с точки зрения древнего мудреца.
  При этом древнего мудреца в принципе можно понять и простить.
  Он не видел винтовку в действии. Как и амулет, собственно. Он не имел возможности сравнить между собой оба этих артефакта.
  Но когда современные люди, живущие в мире высоких технологий, пытаются поставить на одну доску Науку и Религию - это уже не смешно. Это печально.
  Некоторые, правда, пытаются обосновать численную несравнимость достижений Науки и Религии тем, что эти виды активности якобы относятся к разным сферам - и потому их успешность нельзя сравнивать. Их любимое выражение: "Нельзя сравнивать нужность зонтика и апельсина".
  Но та сфера, которую объявляют в подобных случаях епархией Религии, на самом деле - сфера социологии и психологии.
  В ней нет ничего, что преграждало бы туда доступ Науке и делало бы Религию незаменимой.
  
  
  Ладно, допустим, большинству людей в своей профессиональной и личной деятельности не нужно осознанно сталкиваться с проявлениями природы электричества или магнитных полей. Поэтому незнакомство широких масс с научной логикой неудивительно и вполне понятно, равно как и отождествление парадигм Науки и Религии.
  Но наиболее удивительным для меня является даже не отождествление Науки и Религии.
  Нет.
  Меня удивляет иное - выводы, которые из этого отождествления извлекаются.
  На минуту забудем всё, что мы знаем о различиях вышеупомянутых парадигм, и представим себя в роли эдакого Конана-варвара - приехавшего в цивилизованный современный город и увидевшего, что в нём одновременно сосуществуют две принципиально разные мировоззренческие системы. Или, если угодно, две религии.
  При этом одна религия порождает могущественных жрецов-магов, на чародейской мощи которых держится буквально всё в этом городе. Их заклинания-молитвы освещают город по ночам, обогревают людей зимой, повелевают без лошадей двигаться четырёхколёсным железным повозкам. Зачарованные ими предметы позволяют людям общаться на огромном расстоянии - и убивать друг друга в огромных количествах. Их незримая мощь позволила человеку оставить свой след на поверхности Луны. Хотя в последние годы это принято отрицать, но ведь с существованием мобильной спутниковой сети никто не будет спорить?
  Что дала городу другая религия? Другая религия, как увидит Конан, не дала городу практически ничего. Вернее, дала городу не больше, чем все прочие религии за века и тысячелетия до того.
  Никакого прогресса.
  Скорее всего, он удивится, почему одна религия не вытеснила другую, но это - отдельный вопрос.
  Наш же вопрос иной: какую религию он сочтёт более сильной - а значит, исходя из тезиса "Знание - сила", и более правой? И почему множество современных гуманитариев, пусть даже считающих Науку "новой формой Религии", стоят на противоположной позиции?
  Не обидно ли быть глупее киммерийского варвара?
  
  

16/03/2008

  
  
  
  __________________________
  Дневник Человека За Рулём.
  Сайт Мессии
  Если Вы по натуре - независимый геймер-аннигилятор, спешите вступить в ОНГА - общество таких как Вы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"