Поличенко Константин Алексеевич : другие произведения.

Любить Россию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   ЛЮБИТЬ РОССИЮ
  
  
  
   Вот взять и спросить у меня, люблю ли я Россию, и я отвечу - да, люблю, и очень сильно.
   А что я люблю? За что я Россию люблю? Что там в России такое, что это за Россия такая, которую приходится любить?
   Взять хотя бы природу, хотя бы климат. Ну во-первых, что хорошего-то? Снега, морозы, вьюги, дожди, засухи, ураганы, наводнения - конечно в перемежку с хорошей погодой, но общее впечатление от климата как от абсолютно некомфортного. Говорят же на Уррале: июнь - ещё не лето, август - уже не лето. Ведь в Италии лучше, комфортнее, и зимой и летом можно только радоваться морю, теплу и солнышку. Это только во-первых. А во-вторых такой же климат, один к одному, имеется в Канаде и на севере Соединённых штатов. Ну и люби себе Канаду или Штаты, там в реках такие же щуки, даже ещё больше И дальше - о флоре и фауне: леса, тайга, степи, лесостепи; комары, воробьи, на Севере олени и песцы, в тайге лоси и медведи, в степи перепёлки и куропатки. Ни тебе попугаев, ни жирафов. И ни одной анаконды. Раки повывелись!
   Оно понятно - прекрасные реки: Волга, Дон, Печора, Обь, Енисей, Лена! А Амур, а Колыма! Да мало ли рек и речек в России! И прекрасны они и грустны среди безлюдных лесистых берегов. Да люби себе, пожалуйста, Дунай, Рейн, Миссисипи вместе с Миссури, а то ещё - Амазонку. Так нет же - реки России это да, российские реки ему подавай!
   Вот почему так? Климат - дрянь, флора с фауной не яркие, не то, что в Колифорнии или на Флориде, реки хороши, но одной воде рад не будешь - и всё-таки любовь! Почему так?
   А вот, например, природные богатства. Это, пожалуй всё то ,что может быть претворено в материальные блага на радость россиян. Это и леса, и золото, и алмазы, и нефть, и газ, и уголь, и разные руды, и даже аппатиты. Это пушнина, осетрина, паюсная икра и огромные знерговозможности российских рек. Это рыбные запасы дальневосточных морских шельфов. И даже пшеница. Хотя пшенице без человека вроде бы и не вырасти, но ведь несомненно, что именно хлопок является природным достоянием Узбекистана - значит и пшеница могла бы бвть огромным достоянием России. И - люди! Русские люди и все россияне, которые хоть и не были ассимилированы, но имеют большинство русских черт и особенностей.
   Я буду впредь назвать россиян русскими .
   Вот тут уже смешиваются два чувства: любовь и гордрость. Вот, если бы не было всех этих богатств, что было бы? Нечем было бы гордиться - и всё! А любовь всё равно была бы! А почему эта любовь? За что такая любовь?
   История России изобилует периодами и событиями, достойными великой гордости за свою страну и огромного сожаления за её судьбу.
   Русский народ сначала разгромил татаро-монгол на Куликовом поле, а затем молодое Русское государство, ещё не называя себя Россией, полностью освободилось от татаро-монгольского ига. Но борьба продолжалась. Соседи Русского государства были агрессивны и жадны. Войны царя Ивана 4-го освободили Россию от опасного соседства с хищным Казанским Ханством, было разгромлено Астраханское Ханство, русские боролись за воссоединение исконных земель на Западе. Непоправимым ударом по Польше было добровольное присоединение к России Украины. И в то же время последовательно и настойчиво шло освоение Сибири. После разгрома Сибирского Ханства русские всё дальше уходили на Восток и вышли на берега Тихого Океана. Народы Сибири, Дальнего Востока и Севера становились под "высокую руку русского царя" и какое-то время имели собственное самоуправление. Русские не разрушали местную культуру, не охристианивали насильно местное население. Затем на зтих огромных территориях начала действовать Российская администрация.
   И я горжусь тем, что русский народ имел таких предводителей, как Дмитрий Донской, Иван 3-й государь всея Руси, Иван 4-й Грозный и царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, который присоединил Украину и разгромил полчища Степана Разина.
   Эти князья и цари строили Россию и укрепляли её.
   Россия была патриархально-боярским государством, огромным, плохо организованным, и, в общем-то, " колоссом на глинянных ногах.". Россия нуждалась в реформах.
   Может быть гений, которым обладал Пётр 1-й , нужен был России намного раньше, но позже, чем он появился вроде бы и некуда. Царь Пётр сбросил Россию с той гнилой и вонючей еочки, на которой она почти заснула. Реформы царя Петра 1-го всем известны и в комментариях не нуждаются. А вот хотелось бы подчеркнуть становление Российского Государства, коиторое стало называться Российской Империей, под руководством двух женщин-императриц: Елизаветы Петровны и Екатерины 2-й Великой. Что бы там ни было известно о личной и интимной жизни этих женщин, но именно в период их царствования Россия стала передовым европейским государством в одном ряду с Великобританией, Франциец, Пруссией, Австрией и Швецией с дворянско-помещичьим управлением.
   Лично я горд за то, как Россия организовывалась и развивалась в 18-ом веке.
   Но эти франция, Германия, Англия в следующем столетии каждый по-своему через революции и реформы значительно шагнули вперёд в экономическом и политическом развитии, а Россия так и осталась аграрной, бедной, безграмотной страной. Крепостное право разорвало российское обшество на два враждебных лагеря. С одной стороны царь со своей жандармско-чиновничей и дворянской сворой, а с другой - нищий, забитый, безграмотный, пьянствующий народ. Царь со своим окружением презирал свой народ, а народ ненавидел царя и дворян.
   Гнилость царско-дворянского стоя наиболее ярко проявилась в двух бесславно проигранных войнах: Крымской и русско-японской. Только идиоты из Питербурга могли ставить над армией и флотрм идиотов: Куропаткин и Стессель были разгромлены в Манчжурии и в Порт-Артуре, а адмирал Рожествинский угробил русскую эскадру в Цусимском бою.
   Как горько и обидно об этом знать и помнить!
   Да если бы какая-то Пруссия разгромила бы какую-то Австрию и издевалась бы над нею, разве было бы мне горько и обидно!? Да, пусть их!
   Но свято место не бывает пусто. Не забиваешь ты - забивают тебе. Не делало царское правительство необходимых реформ - нашлись те, которые сделали такую реформу, какая в страшном сне не могла присниться никому ни в Англии, ни во Франции : власть взяли БОЛЬШЕВИКИ !! Причём взяли её простенько, вырвали из слабых, разложившихся рук помещичье-чиновничьей администрации.
   Белое движение, основанное на старых понятиях и представлениях, не смогло победить сплочённых марксистской демагогией и террором большевиков. Большевики издали "Декрет о земле", крестьяне получили землю и готовы были её как угодно защищать от прежних хозяев. Обманутый народ выступил против белых (а землю потом всё равно отобрали).
   Напрасно гибли в неравной борьбе храбрейшие офицерские части Добровольческой Армии. Погиб генерал Корнилов, погиб генерал Марков, взят в плен и расстрелян адмирал Колчак, умер от обморожений генерал Каппель.
   Гнилость и беспомощность старой России особенно проявилась во время колчаковщины в Сибири. Наспех собранное из болтливой интеллигенции правительство Колчака было ещё более бездарно, чем царское правительство. Казалось все эти министры так и не поняли, какая миссия лежит на них, и все действия этого "правительства" шли только во вред делу борьбы с большевиками, настраивая население против белых. Неумные карательные меры атаманов Семёнова и Анненкова вызвали открытое партизанское сопротивление в Забайкалье и Семиречьи.
   Босая, голодная армия Колчака, не имея оружия и боеприпасов покатилась на Восток, и с Колчаком было покончено.
   Итак,
   выбив белых из Крыма, сбросив остатки врангелевской армии в Чёрное море, большевики победили в Гражданской Войне
   Демагогия и террор стали главными инструментами большевистского управления. Эти демагогия и террор, несколько видоизменяясь по форме, успешно выхолащивали из ума и души русского человека нормальные человеческие чувства и желания.
   Насильственный, поголовный, воинствующий атеизм сделал людей нравственными уродами, и, не глядя ни на какой "Кодекс строителя коммунизма" русские люди ожесточались, делались грубыми и циничными, Понятия РОДИНА и ЧЕСТЬ исчезли и применялись со злобным смехом.
   И, когда генсек Горбачёв провозгласил перестройку, гласность и свободу, мутная пена нравственного уродства заполнила все уголки и закоулки российской жизни.
   Но нет, конечно, не в каждом человеке сформировались черты убийц и воров, но, если в брежневское время человек был просто жадный и наглый (это,ведь, рядовые качества людей), то в ельцинское этот же человек стал рвачём и грабителем.. Одни грабители забирались в квартиру, привязывали хозяина к кровати и ставили на живот раскалённый утюг, требуя подписать дарственную на квартиру, а другие грабители обворовывали тысячи и десятки тысяч при помощи "пирамид" типа МММ. А многие русские сожалели в это лихое время, что у них нет смелости ворваться в чужую квартиру и нет хитрости и знанний, чтобы организовать свою "пирамиду" Подавляющее большинство в растерянности обсуждало на кухнях "кто виноват?", "что же это дальше-то будет" и "где она твёрдая рука?"
   Есть некоторые определения нравственно-психологического образа русского человека, которые в некоторой (не в абсолютной) степени объясняют всплесск безобразия, которое проявилось в результате Горбачёвской перестройки и в период Ельцинского президентства.
   Привожу несколько длинноватую читату из такого определения профессора Ключевского - Курс Русской Истории. Лекция 17-я.
   "Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромые его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросслюбит подчас, ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ,готов выбратьсамое, что ни есть, безнадёжное и нерасчётливое решение,противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье и играть в удачу и есть великорусский АВОСЬ.
   В одном уверен великоросс - что надо дорожить ясным летним днём, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое лето умеет ещё укорачиваться безвременным ненастьем. Это заставляет великоросса спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля.
   Так великоросс приучился к чрезмерному кратковременному напряжению сил, привыкал работать споро, лихорадочно и скоро. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, но и нигде в Европе не найдётся такой непривычки к ровному, размеренному и постоянному труду.
   Жизнь в удалении друг от друго, уединёнными лесными деревнями при недостатке общения не могла приучить великоросса действовать большими союзами, дружными массами. Он боролся с природой в одиночку с топором в руках. Это была молчаливая чёрная работа над природой, а не над собой и обществом, не над своими чувствами и отношениями к людям. Поэтому великоросс работает ОДИН и с трудом привыкает к дружному деёствию общими силами.Он вообще ЗАМКНУТ и ОСТОРОЖЕН, даже робок, вечно СЕБЕ НА УМЕ, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда ещё не уверен в себе и в успехе и хуже в конце, когда уже привлечёт внимание: неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их. Ему легче преодолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех; ЛЕГЧЕ СДЕЛАТЬ ВЕЛИКОЕ, ЧЕМ ОСВОИТЬСЯ СО СВОИМ ВЕЛИЧИЕМ. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума.
   Словом великоросс лучше великорусского общества.
   Житейские неровности и случайности приучили великоросса обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, БОЛЬШЕ ОГЛЯДЫВАТЬСЯ назад, чем заглядывать вперёд. В борьбе с неожиданными метелями и оттепелями он стал БОЛЕЕ ОСМОТРИТЕЛЕН, ЧЕМ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЕН , выучился больше замечать следствие, чем ставить цели.
   Это умение и есть умение жить ЗАДНИМ УМОМ.
   Своей привычкой колебаться и лавировать между случайностями великоросс прозводит впечатление непрямоты и неискренности. Он вынужден думать надвое и поэтому кажется двоедушным. Он идёт к цели, оглядываясь по сторонам. Ведь "лбом стены не прошибёшь" и "только вороны летают прямо". Природа и судьба вели великоросса так, что приучили выходить к цели окольными путями. Великоросс мыслит и действует как ходит - что можно придумать кривее и извилистее великорусского просёлка?"
   Это определение психологии русского человека построено на кабинетных рассуждениях, а не на жизненных фактах, и некоторые его положения спорны, а подчас и просто непонятны. Но, если начать приводить жизненные факты, получается, что профессор Ключевский во многом прав.
   На собрании, когда какой-то районный партийный представитель агитировал встурать в колхоз, он встретил оглушительную тишину. Затем старый дед набрался смелости: "Обчество сумлевается" - проговорил он.
   Вместо постановки стратегической цели и планирования путей к её достижени русские люди толкут вопрос "кто виноват?" и спрашивают друг друга "что же нам всем бедным делать?"
   Русский человек индивидуалист, а поэтому он завистлив. Онживёт в деревне за высоким зобором, выглядывает из-за него и радуется, когда у соседа корва сдохнет.
   А жена русского человека слушает с радостью, как орёт соседка, когда её муж лупит.
   И не зря появился такой анекдот: Пообещал Бог мужику сделать всё, что он захочет но с условием, что соседу его он сделает это же, но вдвое больше. И мужик попросил Бога выбить ему глаз, чтобы у соседа не было бы ни одного.
   А вот тут думайте, что хотите, но я в свои детские годы наблюдал, как колдует над своим борщём украинская хозяйка, как она над ним хлопочет, попробует его в процессе приготовления раз десять. И получается БОРЩ - за уши не оттянешь. И в то же время русская (так и хочется сказать - баба) кладёт в чугунок картошку, капусту , кусок мяса, кусок масла, соли сыпанёт жменю, накроет сковородкой, и ухватом суёт в печь. Это будут ЩИ, когда они упреют.
   Или ещё вот что. Как выглядит украинское село? Белые хаты, ухоженные зелёные улицы, сады с яблонями, грушами и сливами. Глаза радуются!
   А русская деревня - серые избы , серые крыши, серые заборы, за заборами кроме картошки ничего нет, на улице ни одного деревца, а посередине улицы в луже свинья лежит.
   От украинских народных песен веет лирикой, любовью, красотой и радостью
   А от русских песен - грустью, тоской, сиремлением к воле и лихой удалью.
   Кроме того русские неистребимые фаталисты.Здесь примеров сколько угодно.
   Алексей Толстой пишет в романе "Пётр 1-й", как приговорённый к отсечению головы стрелец говорит спокойно и с достоинством царю: "Прсторонись, государь, я здесь лягу" - и положил голову на плаху, не испытывая ужаса от предстоящего.
   Или: старый ефрейтор говорит молодому слодату: "Какой же ты солдат, если ты об жизни думаешь?"
   Или: идёт в атаку ханская конница, развеваются гривы коней, развеваются разноцветные халаты, разинутые рты вопят "шон шараф!!!", сверкают кривые сабли - кажется, что ничто не может остановить эту узбекскую лавину. И вот эта лавина попадает под залповый огонь горстки русских солдат под командой безусого прапорщика.
   Залп! Второй!! Ещё залп!!!
   И конница в беспорядке поворачивает коней и ........ ускакала.
   Почему конница ускакала? Да потому что всадники все до одного жить хотят. Каждый, идущий в атаку, надеялся выйти из атаки живым, и, как только это было поставлено под влпрос, атакующий узбек (или таджик, или туркмен, или афганец, или другой какой жизнерадостный и жизнелюбивый воин), поворачивает и удирает.
   А русский после боя удивлён, что остался жив.
   Или: Командир говорит другому более младшему командиру:
   - Пойдёшь банду ликвидировать.
   - А велика ли банда?
   - Пятьсот сабель.
   -Пятьсот? Ну, человек пятьдесят надо брать. И пулемёт.
   Русские солдаты фатально уверовали, что они непобедимы в бою. Поэтому они исключительно упорны в атаке, в штурме и в обороне. Поэтому им нет равных в рукопашных схватках.
   Русские, как и все славяне, очень темпераментны и экспансивны. Об этом говорят их зажигательные пляски и бескомпромисные драки. Если какой-нибудь англичанин или датчанин, поссорившись с товарищем, становится в стойку и начинает боксировать, то русский хватает топор или оглоблю и стремится убить обидчика. В этом русские похожи на кавказцев, на черкесов или чеченцев, которых в драке один на один победить нельзя.
   Русские не признают правил, запретов, законов. Если появляется какое-то правило или закон, регламентирующие то-то и то-то, первой мыслью русского человека будет, как бы это правило не выполнить, как бы этот закон обойти и не попасться.
   Внутренняя дисциплина каждого отдельного русского почти всегда отсутствует, но возбуждённый какой-то мыслью или идеей, он делается исклиюительно упорным и готов на самопожертвование.
   В документальном фильме "Обыкновенный фашизм" есть такие кадры: русских пленных ведут куда-то в колонне. Лица этих русских пленных угрюмы, сосредоточены, смотрят жёстко и настороженно. Они не примирились со своим пленом, они готовы к побегу и к борьбе.
   Не зря немцы в дагерях для русских пленных принимали особые меры безопасности. А пленных англичан и итальянцев охраняли малыми силами, зная, что ничего опасного от них ожидать не надо.
   Попробовали бы немцы провести по Берлину многотысячну. колонну русских, как провели по Москве колонну пленных немцев во главе с генералами! Да, русские разбежались бы все, а потом , может быть, все и погибли, но просто так ,за здорово живёшь, не показали бы свой позор.
   Лично мне все эти качества русского характера импонируют, и я лично горд за русский характер.
   Сейчас Россия пытается встать на путь демократических преобразований, начинает хозяйствовать на капиталистический лад и развела у себя и криминал, и взяточничество, и ужасную бюрократию, и много других безобразий, которые соответствуют непростому русскому характеру.
   Но на основании русского характера и талантливости русских людей криминал будет приведён к европейским нормам, бюрократия и коррупция примут оптимальные очертания,природные богатства будут использоваться рационально, общество станет демократическим, насколько это соответствует российскому пониманию,экономика на основе свободного частного предпринимательства расцветёт и Россия встанет ряд таких великих держав, как США и Китай.
   Так люблю ли я Россию? Да, люблю! А почему?
   Потому, что я рождён в России, рождён Россией!
   Своей кровью, своим существом, своими мыслями я являюсь частью этого огромного организма - России.
   Как дороги мне мои братья и сёстры, так мне дороги пьяные трактористы и хамоватые "новые русские", эта Чукотка, где я никогда не был, этот Новгородский кремль, который я видел только на открытках.
   Я пра- пра-пра- - - внук всех великих и абсолютно рядовых русских людей.
   Деревня Харино мне дороже прекраснлй Праги, а забулдыга сантехник дороже элегантного американского менеджера.
   Я люблю Россию, как сынок, который либит свою маму, не смотря на то, что она пьяница и воровка.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"