Поляев Андрей : другие произведения.

Люди Солнечного Света

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Древняя Европа, III тыс. – сер. II тыс. до н.э. Мегалиты – каменные великаны, хранящие печать тысячелетий. Они появились в эпоху грандиозных перемен: во времена природных катаклизмов, смен культур и переселений народов.


  Материал опубликован в журнале "Всемирный Следопыт", N 21, 2004 г. - тема номера "Каменные гиганты планеты" (рассказ, очерк и заметки).
  Настоящий авторский текст переработан, и более чем на 25 % отличается от журнального варианта.
  Пользуясь случаем, выражаю благодарность за литературную помощь Инге Суховой бывшему литературному редактору популярного журнала "Всемирный Следопыт" (2004 года). Она один из интереснейших авторов на "СИ" - http://zhurnal.lib.ru/d/dubynina_i_w/
  

журнал

  
  Пространство и время: Древняя Европа, III тыс. - сер. II тыс. до н.э.
  Анонс: Мегалиты - каменные великаны, хранящие печать тысячелетий. Они появились в эпоху грандиозных перемен: во времена природных катаклизмов, смен культур и переселений народов.
  Когда растаял ледник приметные валуны и скалы, отшлифованные льдом и песком, привлекли внимание первобытного человека-охотника. Камни стали не только пространственными ориентирами для бродячих племён, но и культовыми местами, где периодически встречались родовые кланы, заключались браки, проводились собрания старейшин, совершались религиозные обряды, где создавались святилища и располагались родоплеменные кладбища.
  Люди перешли к новому способу ведения хозяйства - превратились в оседлых земледельцев. Теперь гигантские природные камни становились межевыми или своего рода маяками, возле которых, как рядом с замком феодала, жила земледельческая община. Осваивая новые пространства, коллективы столбили свою территорию уже искусственными сооружениями из огромных камней - мегалитами...
  
  Андрей ПОЛЯЕВ
  
  

ЛЮДИ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА

(историческая новелла)

  
  "... И расположен этот благодатный остров далеко на севере, и населён гиперборейцами, которых так называют потому, что они находятся за теми краями, откуда дует северный ветер-Борей. Земля их плодородна: всё, что на ней сеют, даёт хороший урожай. Живут они в большом достатке, не зная печали и бед, и воздают хвалу богам, принося в святилища многочисленные пожертвования. Но больше всех гипербореи чтят Солнце (по-нашему Аполлона): говорят, что мать его Лето родилась на этом острове. И воздвигли богу прекрасный храм, сферический по форме, и каждый день жрецы восхваляют его в песнях и воздают великие почести; хранители святыни именуются Бореадами, и должности эти передаются в их роду из поколения в поколение".(1) Стилос начертил последний знак, внимательный взгляд писца ещё раз пробежал по тексту, и мягкая глиняная табличка была отложена в сторону.
  

СУМЕРКИ БОГОВ

  Пожилой, ещё крепкий мужчина, сидевший на треножнике, поднялся, разогнул уставшую спину и посмотрел вдаль, давая отдых глазам. Его лицо обрамляли седые волосы и борода, длинный хитон из выбеленной льняной ткани ниспадал до земли красивыми складками. С высокой скалы, где находился дворец-акрополь правителя Тиринфа, открывался чудесный вид на залив. Но знакомая с детства картина не радовала: пепельный небосвод сливался с таким же серым морем - линия горизонта исчезла, и от этого казалось, что сразу за берегом распахнулась пасть мировой бездны. В эту бездну уходили ахейские корабли. Литандр, жрец Аполлона и главный зодчий тиринфского царя-ванака, тяжело вздохнул и ещё раз мысленно послал благословение "сынам Света", идущим на войну с силами тьмы за освобождение... Солнца. Да-да, именно Солнца, проглоченного вечными сумерками!
  Вот уже несколько лет, с тех пор как Литандр вернулся домой из далёких земель, лучи светила не могут пробиться сквозь густую пелену пыли и облаков, затянувших небо. Воздух стал прохладным, поля заливают дожди, гибнет урожай. "А всё зло от них, распутников и нечестивцев, критян! - Так возвестила прорицательница, жрица солнечного бога. - Своими мерзкими жертвоприношениями они вызвали из пучины змея Пифона. Змей сжёг остров в центре моря Эгея, выпустив в небо тучи адского пепла".
  Молодой и энергичный царь Микен, основатель новой династии, бывший лавагет - главнокомандующий всеми микенскими вооружёнными силами, объявил поход на ненавистный Остров. Его поддержали ближайшие союзники - государи Тиринфа и Пилоса. За царями Пелопоннеса(2) двинули свои войска и остальные правители материковой Греции. Местом сбора стал залив, на берегу которого, не без участия жреца-архитектора Литандра, выросли циклопические стены Тиринфской крепости.
  Воинственные пришельцы ахейского племени - не чета исконному населению. Те безропотно платили дань критскому царю-миносу и золотом, и кровью: юношами и девушками, обречёнными в жертву чудовищу Минотавру и жестокой богине-змее Медузе Горгоне. Когда-то на Крите поклонялись священному белому быку и прекрасной богине Матери-Земле. Но возгордились могучие правители Крита, совратились чуждыми знаниями их жрецы и поклонились богам подземным. Почитатели ада, внешне беззаботные и весёлые греки-критяне, должны получить по заслугам, а их пантеон мрачных богов должен пасть пред светлыми, небесными богами Ахайи - так решили священники и старейшины греков-ахейцев.
  Одним из ярых сторонников активной борьбы с Критом был и многомудрый жрец Литандр, познавший мир в скитаниях по Ойкумене. Сегодня он завершил долгий труд - составил путевые заметки, - осталось вручить их главному жрецу - царю Тиринфа. Когда-то молодой Литандр, сын придворного чиновника-гикета, отправился в просвещённый Египет для получения образования. Путешествие затянулось на долгие годы...
  

ЗА ГЕРАКЛОВЫМИ СТОЛПАМИ

  - Литандр, бросай свои камни за борт! А не то в море скоро полетят наши головы! - размахивая руками, кричал Диомед, капитан торгового тиринфского судна.
  Молодой человек грустно кивнул головой - терять камни было жалко. Египетские обелиски, обломки колонн и статуи, каменные плиты с необычными рисунками, добытые на островах Средиземного моря, - годы собирательства, и всё напрасно! Но и Диомеда можно понять: третий день за ними гонятся рогатые критские корабли, и гальки, выпущенные меткими вражескими пращниками, уже булькают у кормы. Хорошо, что ветер встречный, тяжёлым военным кораблям даже с помощью 40 вёсел не настигнуть лёгкое судёнышко ахейцев. И всё же гребцы устали от бешеной гонки, дистанция сокращается, надо выбрасывать балласт...
  К вечеру ветер усилился, и погоня отстала.
  С тех пор как Греция прекратила платить дань критской морской державе, островитяне и их союзники-финикийцы в отместку топят чужие суда. Толкает их на это и стремление удержать монополию на торговлю во Внутреннем море. Чтобы попасть из Ахайи в Египет и обратно, приходится огибать Крит далеко с запада, плывя вдоль берегов Сицилии и Ливии. Тиринфский торговец Диомед, удачно обменяв свои товары на египетские, возвращался домой с берегов Нила, прихватив с собой земляка, обучавшегося у тамошних жрецов. Боги послали грекам лёгкий путь, но у Сицилии они встретили неприятельский крито-финикийский флот...
  На исходе четвёртого дня берега Ливии и Иберии сблизились, впереди находился пролив и столпы Геракла, а за ними - неведомые морские просторы.
  - Диомед, ты когда-нибудь выходил в Океан? - спросил молодой жрец.
  - Нет, но слышал о том, что критские мореходы выходят за Геракловы столпы и далее идут на юг вдоль побережья. Оттуда они везут золото, слоновую кость и благовония. Ночью, когда минуем пролив, мы наоборот повернём на север и скроемся от преследователей.
  Юго-западный ветер стал шквальным. К утру разразился шторм, какого не видал даже опытный морской волк Диомед. Неделю буря носила утлое судёнышко, но Посейдон, видимо, услышал мольбы моряков, и наконец ураган стих. Однако радости это не принесло - кругом враждебный океан, берег потерян. Как-то раз они увидели стаю птиц, летящих на северо-восток - значит там суша, туда и держать курс. Затем корабль попал в туман. Двигались с помощью лота, на ощупь. И вот, после месяца скитаний от начала погони, показались прибрежные скалы. Бросили в воду два тяжёлых якорных камня с продетыми в них деревянными зубцами. С опаской ступили путешественники на неизведанную землю.
  

ОСТРОВ ГИПЕРБОРЕЙЦЕВ

  Два десятка ахейцев выгрузили на каменистый пляж свой не хитрый скарб. Когда набравшие силу солнечные лучи рассеяли покров тумана, впереди открылась слегка холмистая зелёная равнина, поросшая дубовыми перелесками. Лёгкий ветерок донёс благоухание трав и цветов. Послышались звуки просыпающейся земли.
  Литандр с двумя спутниками отправился на разведку, держа путь к ближайшей роще. Кроме огромных дубов, там росли стройные буки, тис и раскидистые вязы. Найдя на опушке леса родник, пробивавшийся из белых известняковых обрывов, решили устроить лагерь здесь.
  Пока команда перетаскивала вещи, разведчики продолжали осмотр местности. Вдруг на вершине одного из холмов они увидели огромный каменный столб. При ближайшем рассмотрении это оказалась природная глыба с неправильными гранями. Но поднять и вертикально поставить её в яму могли только люди - край был обитаем. На самой ровной грани гиганта был высечен примитивный рисунок - обнажённая женщина с длинными волосами и ожерельем на груди. "Великая Мать, богиня земли и плодородия", - догадался Литандр. Ахейцы уже давно не покланялись ей, как главному божеству, только женщины тайно совершали по ночам какие-то обряды в честь царицы Земли. Большие, грубые её статуи встречал жрец-путешественник на островах между Сицилией и Ливией. Там же он увидел храмы, посвящённые Великой Матери, построенные из крупных каменных плит, врытых в землю. Когда Литандр обмерил и зарисовал их планы, он был удивлён - по форме святилища напоминали фигуру женщины. Говорят, что с этих островов на Крит пришли первые поселенцы и были они морским народом, прибывшим с Запада, с земли, ушедшей под воду, - Атлантиды.
  - Литандр, смотри, что я нашёл! - крикнул один из спутников. - Пещеру в холме!
  Сухой грот оказался творением рук человека - крытая галерея из каменных плит уходила в глубь холма и заканчивалась тупиком. Вход смотрел прямо на восток. Жрец понял - и здесь он нашёл святилище женского божества. Рукотворная пещера - это лоно Великой Матери, оплодотворяемое светом восходящего Солнца. Но, судя по внешнему виду, место было малопосещаемым ...
  Вечером, ужиная у костра, греки делились впечатлениями - открытая страна всем была хороша. Но где же её жители, кто они? Неизвестность пугала и настораживала. На всякий случай осмотрели и приготовили оружие: бронзовые мечи, боевые топорики и короткие копья. Только командир отряда Диомед имел полное защитное вооружение: кожаный шлем-колпак, усиленный костяными пластинками, кованный бронзовый панцирь и круглый надлокотный щит, украшенный "солнечным крестом". Любимым оружием вожака был критский двулезвийный топор-лабрис, прилаженный к поясу, а в ножнах притаилось острое жало длинной рапиры. Защита остальных состояла из широких бронзовых поясов и боевых браслетов. Отряд не большой, но все люди бывалые, не раз участвовавшие в схватках. Даже жрец был вооружён кинжалом с рукояткой из слоновой кости; в дорогих ножнах - на перевязи - он висел слева. А справа - кожаный тубус с главными ценностями: папирусами, испещрёнными записями и рисунками; с ними Литандр не расставался. На шее учёного красовался атрибут священнослужителя - каменный нож для жертвоприношений. Острейшее лезвие из вулканического стекла-обсидиана Литандр изготовил сам - это было большим искусством, постепенно забывавшимся.
  Увлечённые блеском оружия ахейцы образовали круг. Под ритмические звуки ударных и флейты они по очереди выходили в центр, и каждый исполнял свой неповторимый, импровизированный боевой танец, который посвящался солнечному богу. Воины стремительно вращали вокруг себя отполированные клинки и вертелись на месте, образуя сверкающий круг - символ солнца. Диомед выступил последним. Он показал совершенно другую боевую технику - критскую. Её движения походили на акробатику - уклонения, отскоки, нырки и прыжки в высоту; фехтование было "двойным" - лабрисом боец ставил блоки и сокрушал оборону противника, а рапирой молниеносно колол, иногда удары наносились одновременно двумя руками. В который раз, поразив соратников воинским искусством, капитан Диомед закончил "бой" эффектным сальто. Затем он приказал готовиться к ночлегу и выста-вить часовых.
  

ХРАМ СОЛНЦА

  На следующий день, Диамед, во исполнение обета, предложил принести в жертву богам первых пойманных на охоте животных.
  Всё утро вместе с подручными Литандр сооружал небольшой жертвенник. Неподалеку от родника нашлась заросшая травой известняковая глыба. Дёрн сняли, в плите выдолбили чашу с желобком для слива. Вокруг алтаря выложили белый круг из обломков известняка, рядом свалили кучу хвороста.
  Вскоре с охоты вернулись добытчики. Они принесли зверьков похожих на зайцев, только более крупных и жирных. Длинноухие почти не боялись людей и легко дали себя поймать. Тех, чья шерсть носила тёмный оттенок, жрец посадил в мешок с камнями и бросил в море в дар Посейдону. Животных со светлыми шкурками принесли в жертву Аполлону на алтаре: кровь вернулась к Матери-Земле, а тушки были сожжены и вместе с огнём поднялись в небо к солнечному богу. После церемонии греки устроили пир - зажарили оставшуюся добычу, открыли амфоры с вином...
  Когда из леса выбежали люди, а из-за холма выехала дюжина колесниц, отступать к кораблю было поздно. Высокие, светловолосые незнакомцы в сияющих бронзовых доспехах обступили ахейцев. Грозный вид до зубов вооружённых воинов не обещал ничего хорошего. Кто-то из них увидел останки съеденных зверюшек и, потрясая необычным боевым топором, с закраинами на лезвии, стал что-то кричать. Лучники, стоящие в колесницах, натянули тетиву.
  Литандр вышел вперёд, поднял вверх руки, показывая пустые ладони, и на всех известных ему языках начал произносить приветствия и мирные пожелания. На счастье греков, он сказал что-то понятное для местных жителей. Из рядов туземцев выступил богато одетый человек: на его груди красовалась большая ромбовидная пластина со спиралью, остальная часть одежды была расшита золотыми пластинками геометрической формы, на шее висело ожерелье в виде полумесяца из золотых и янтарных бус, длинные волосы заколоты булавками из драгоценного металла. Отделка его оружия по роскоши не уступала платью: ножны и рукоять длинного меча были усеяны золотыми гвоздиками, а ручка кинжала была целиком янтарной. Мужчина держал скипетр - деревянный жезл, украшенный костяными и золотыми накладками, с навершием из полированного жёлтого камня. Это оказался не только предводитель рода, тотемным животным, которого был кролик(3) - вот почему так агрессивно хозяева встретили пришельцев, - но и один из жрецов Великого Совета. Золото и янтарь, белые и жёлтые камни, круглые валы из мела и кольца из каменных глыб - цвета и символы солнца; потом Литандр видел их повсюду на богатом острове гиперборейцев.
  Вождь рода Кролика сразу обратил внимание на жертвенник Литандра и признал в нём сначала единоверца, а потом и дальнего собрата - все они были "сынами Света", поклонявшимися солнцу. Так первая встреча ахейцев и гиперборейцев, которая могла вылиться в кровопролитие, завершилась братанием...
  Однако знакомство Литандра с удивительным островом только началось. Жрец остался у гостеприимных хозяев на долгие годы. Оказывается, эта земля являлась когда-то провинцией великой Атлантиды. Атланты издревле разрабатывали здесь оловянные рудники. О легендарной стране, ушедшей под воду во времена Великого потопа, путешественник много слышал от критян и египтян. Предки гиперборейцев - скотоводческие племена - прибыли сюда из южных степей. Они застали здесь остатки спасшихся из Атлантиды и многому у них научились. Гиперборейцы показали Литандру величественный храм Солнца, построенный с помощью опыта и техники мудрых атлантов. С ним могли сравниться только грандиозные пирамиды Египта, тоже созданные с участием зодчих погибшего острова. Предания говорят, что жители Атлантиды оставили колоссальные сооружения и далеко на западе - по ту сторону Океана. Давно уже нет чудесного острова, но остались знания, сбережённые окружающими народами, и каменные гиганты, которые веками будут охранять окраины канувшей в пучину страны...
  Жрец Солнца, очнувшись от воспоминаний, с надеждой во взоре провожал стаю белых парусов, летящих в серую даль...
  
  ----------------
  Примечание:
  (1) Текст глиняной таблички скомпилирован из сообщений римского историка Диодора Сицилийского (I век до н.э.), опиравшегося в свою очередь на труды древнегреческих историков. Многие английские учёные (Д. Вуд, Л. Гидли, Р. Ньюэлл), исследовавшие каменные кольца Стоунхенджа, знаменитого мегалитического сооружения Англии, давно обратили внимание на то, что вторичный диодоровский рассказ об острове гиперборейцев и их круглом храме, вероятно, сообщает реальные сведения о Древней Британии и уникальном сооружении, стоящем на Солсберийской равнине, и поныне.
  (2) В качестве топонимов используются античные и современные географические на-звания, более привычные слуху читателя.
  (3) Археологи установили, что именно на о. Британия в бронзовом веке был одомашнен кролик.

***

  

 []

  

КАМЕННЫЕ СТРАЖИ ЕВРОПЫ

(исторический очерк)

  
  Мегалиты (от греческих слов "мегас" - большой и "литос" - камень) - грандиозные сооружения из одного или многих блоков дикого или грубообработанного камня. Они появились в Западной Европе во времена позднего неолита (кон. V - нач. IV тыс. до н.э.), их строительство продлилось до середины бронзового века (сер. II тыс. до н.э).
  Мегалиты - явление человеческой культуры, связанное с поклонением камням. Огромные размеры мегалитических монументов, внушительный вид и колоссальный объём работ, необходимый для их возведения, дают основания предположить, что по крайне мере некоторые из них играли важную роль в качестве ритуальных центров ранних земледельческих сообществ Европы.
  Эти исторические памятники представлены двумя основными видами. Первый - наземными сооружениями, в большинстве своём культового назначения; к ним относятся сейды и кучи камней, менгиры и аллеи менгиров, кромлехи и определённые виды хенджей, чашевые и жертвенные камни. Второй - различными типами подземных и наземных гробниц: кайрны (керны), коридорные или галерейные склепы, дольмены.
  Началом использования камней в качестве знаков, созданных человеком, считается появление сейдов - это просто одиночные валуны - и каменных куч, поставленных на видных местах. Они встречаются повсеместно, даже в Австралии. Недавно множество сейдов было обнаружено в лесах Карелии. Предполагается, что их оставили неолитические финно-угорские племена.
  За сейдами исторически следуют менгиры (от бретонского "мен" - камень и "гир" - длинный) - продолговатые камни, установленные вертикально и вкопанные в землю. Их высота колеблется от 1 до 12 м. О назначении менгиров есть разные точки зрения: одни считают их памятниками-стелами, изображающими предков, другие - примитивными идолами, вероятно женского рода, поскольку на некоторых из них встречаются грубовысеченные изображения женщин. Менгиры особенно распространены во французской провинции Бретань. Там в местечке Карнак поставлены ряды камней или аллеи менгиров длинной до 4,5 км, в них насчитывается около 3 тыс. камней.
  Группы менгиров, образующие один или несколько концентрических кругов, называются кромлехами (от валлийского "кром" - кривой и "лех" - камень). Кромлехи достигают до 100 м в диаметре. Часто к кромлехам примыкают ряды менгиров.
  По одной из гипотез, кромлехи и аллеи менгиров были не просто культовыми сооружениями, а древними астрономическими обсерваториями.
  Особым видом памятников, встречающихся только в Британии, являются хенджи. Конструкция хенджа представляет собой округлое пространство - от 50 до 500 м в поперечнике, - ограниченное рвом, с внешней стороны которого насыпан вал с одним или двумя проходами. Многие хенджи имеют дополнительные элементы, такие, как погребения, ямы, кольца из вертикально поставленных камней, отдельные столбы (Эвбюри, Стоунхендж).

Стоунхендж - общий вид. []

  Стоунхендж - единственное в своём роде мегалитическое сооружение, уникальное в архитектурном отношении, - является комбинацией хенджа и кромлеха. Оно расположено на территории Юго-Западной Англии, близ Эмсбюри (Уилтшир), в центре меловой Солсберийской равнины, и окружено целым комплексом курганных могильников. Сейчас памятник выглядит как множество беспорядочно стоящих и упавших камней, однако благодаря всестороннему изучению создана историческая реконструкция объекта. Выяснилось, что Стоунхендж - это три постройки, возведённые в период 2200-1500 гг. до н.э.

 []

  Первое сооружение относится к эпохе позднего неолита (2200-2000 гг. до н.э.) и состоит из кольцевого рва (диаметром 105 м) и 2 валов из мела - невысокого внешнего и внутреннего, выглядевшего в древности как ослепительно белая стена с идеально ровным верхом, высотой 2 м. С северо-восточной стороны в замкнутое пространство был сделан проход, ориентированный по солнцу. Ворота в древности отмечали менгиры, сейчас сохранился только один - так называемый "Пяточный камень", играющий роль визира. Вдоль внутренней стороны вала находится кольцо из 56 лунок, в одной из них при раскопках был найден меловой шар (символ солнца?). Исследователи предполагают, что ямки служили для астрономических расчётов, и шар перекладывался по кругу в соответствии с календарём.

Стоунхендж - археологический план. []

  Второе сооружение (2000-1700 гг. до н.э.) ныне не существует, от него остались только 4 опорных камня, образующих прямоугольник, вписанный в круг хенджа. К этому же периоду принадлежит постройка т.н. "авеню", насыпной дороги, ограниченной двумя параллельными валами и рвами, которая тянется на 3,2 км от входа до р. Эйвон.
  Третье сооружение (1700-1500 гг. до н.э.) - самое грандиозное. Оно состояло из 2-х концентрических окружностей - большого сарсенового кольца и двойного круга голубых камней - и подковы трилитов, окружающей т.н. "алтарный камень". Сарсеновое кольцо из тёсанных песчаных блоков представляло в древности правильный круг (диаметром 30 м), сооружённый из столбов (высотой 8,5 м и весом до 26 тонн) и положенных на них перемычек, с использованием техники "шип-паз" - таким образом, получалось 30 прямоугольных арок.

 []

  Круг из голубых менгиров сохранился плохо, но при раскопках выявлены два концентрических кольца ям, вырытых в центре памятника и предназначенных для установки 82 блоков голубого камня, доставленных с гор Уэльса, за 400 км от стройки. Внутри находится подкова из пяти трилитов ("три камня") - конструкция из двух столбов и перемычки - это самые массивные блоки весом до 50 тонн.

 []

  Завершающий этап строительства был выполнен носителями уэссекской культуры (разновидность общеевропейской культуры кубков бронзового века), возможно имевшими торговые контакты с Микенами. Некоторые ученые усматривают в архитектуре Стоунхенджа заморское влияние (трилиты очень похожи на Львиные ворота Микен) и даже говорят чуть ли не об участии в строительстве иноземного архитектора. Однако план и замысел сооружения - местные. Аналогичные каменные постройки неизвестны за пределами Британии, зато недалеко от Стоунхенджа археологами открыт более древний "деревянный Стоунхендж" - Вудхендж. Рисунок т.н. "микенского кинжала", вырезанный на одном из блоков Стоунхенджа, в настоящее время не считается микенским, а топоры, изображенные на многих камнях, ранее сравнивавшиеся с микенскими, безусловно, местного типа. К тому же Стоунхендж оказался древнее микенской цивилизации. Возможно, схожесть мегалитических архитектурных форм и типов бронзового оружия Древней Британии и Древней Греции объясняются не только генетическим единством (принадлежность к ранним индоевропейцам) и торговыми контактами (заимствования), но и культурным влиянием на тот и другой регион какого-то одного народа (цивилизации). Может быть - легендарных атлантов?

 []

  Памятник имел, вероятно, религиозное назначение, но вопреки распространенным заблуждениям он никак не связан с друидами - разница между ними в тысячу лет. Предполагают, что это был древний храм, связанный с культом солнца и символизирующий небесный круг. В самом деле, находясь на центральной площадке комплекса, наблюдатель может увидеть сквозь одну из арок сарсенового кольца, что в день летнего солнцестояния Солнце восходит как раз над менгиром. В 1964 г. палеоастроном Дж. Хокинс (ныне гарвардский профессор) с помощью ЭВМ произвёл расчёты и оказалось, что все генеральные направления в Стоунхендже сориентированы на определённые точки восхода и захода Солнца и Луны. Таким образом учёный доказал, что памятник был ещё и древней обсерваторией, а так же своего рода вычислительной машиной для астрономических предсказаний (определение сроков затмений).

Стоунхендж - историческая реконструкция. []

  Недавно на Юго-Восточном Урале, была открыта т.н. синташтаская культура раннего бронзового века (2000-1500 гг. до н.э.). Носителей этой культуры, земледельцев и скотоводов Великой степи, учёные считают древнейшими индоариями, известными науке. Интересно, что города и храмы этих людей по планировке очень напоминают "солярную архитектуру" Стоунхенджа. Российские археологи предполагают, что южно-уральские круглые постройки тоже могли быть древними обсерваториями.
  Второй вид мегалитических сооружений - каменные подземные и наземные гробницы. Возможно, что подземные гробницы - просто рукотворные "пещеры", ведь именно в пещерах были обнаружены первые захоронения людей.
  Самые ранние мегалитические погребальные памятники появляются в V тыс. до н.э. Дошедшие до нас объекты, датируемые этим временем - это могилы, над которыми сооружались ступенчатые "курганы", сложенные из плоских камней и покрытые земляной насыпью. Эти сооружения - их называют кайрнами (cairn) или "каменными курганами" - появились намного раньше пирамид Египта.
  Другой тип подземных гробниц - галерейные или коридорные склепы - сооружался из больших каменных плит. Самые древние датируются началом IV тыс. до н.э., они обнаружены в Португалии (Анту ду Дилва) и в Испании (Лос-Миларес).
  Самый грандиозный погребальный мегалитический комплекс Европы находится в Ирландии, в долине р. Бойн (3200 - 2500 гг. до н.э.). Он состоит из трёх каменно-земляных "пирамид" (Нью-Грейдж, Даут, Наут) и 37 курганов. Окружность земляного холма Наута, в котором спрятана каменная гробница, составляет 914 м. На этом холме в Средние века стоял кельтский замок.
  Наиболее распространённым видом мегалитических сооружений являются дольмены (от бретонского "дол" - стол и "мен" - камень) - наземные погребальные камеры, каменные ящики, каменные столы. Ранние дольмены, IV-III тыс. до н.э., тоже связаны с западной оконечностью Европы, а в более позднее время они встречаются гораздо шире: от Испании до Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара. Огромное их количество сосредоточено на Северо-Западном Кавказе. Отдельные дольмены можно встретить и в Горном Крыму. Наиболее древние, т.н. "плиточные" дольмены представляют собой глухие прямоугольные "каменные домики" с круглым отверстием на фасаде, закрываемым каменной пробкой.

Дольмен -

  Мегалиты далеко не примитивные сооружения, а их архитекторы и строители были профессионалами почти в современном смысле этого слова. Последовательность и характер многих технологических операций по их сооружению, благодаря археологическим реконструкциям и экспериментам, нам сейчас достаточно ясны. Здесь много изобретательности и сноровки, и никакой мистики, никаких инопланетян. Для людей, использовавших стандартные меры длины и предварительную разметку, отвесы и водяной уровень, бронзовые инструменты и абразивы, рычаги, канаты и блоки, катки и тягловых животных, и многое другое, из того, что можно было встретить в карьерах еще 100-200 лет назад, - постройка мегалитов была вопросом времени, количества строителей и организации. Чем могущественнее был заказчик, тем величественнее постройки.

Мегалитические храмы Мальты. []

  В мегалитическом строительстве лежат истоки как монументальной скульптуры, так и архитектурного искусства. Многовековой опыт возведения каменных построек имел свои последствия: был изучен строительный материал, испытаны новые орудия и технологии. Именно на этой технике развивались дальше циклопическая кладка крепостей, опор виадуков, мостов и башен. От мегалитов ведут своё начало многие погребальные, храмовые, общественные сооружения античности: пирамиды, толосы, мастабы, мавзолеи, цисты и т.п.
  Возможно менгиры, кромлехи, дольмены - это священные камни, возводимые в память о предках, в честь героев и событий. Они служили нерушимыми вещественными знаками, узаконивающими право потомков на родную землю, отечество.
  До сих пор загадки мегалитов полностью не разгаданы. К тому же каменные гиганты, усеявшие ландшафты многих стран, стали окутываться тайной, обрастать легендами и фантазиями. Но несомненно одно - они являются памятниками самого древнейшего зодчества.
  

***

  

АТЛАНТИДА, ВЕЛИКИЙ ПОТОП И МЕГАЛИТЫ

(обзор исторических гипотез)

  
  По данным океанологов и гляциологов, во время последнего (вюрмского) оледенения, которому соответствовала культура верхнего палеолита, уровень Мирового океана был ниже нынешнего на 120-140 метров. С наступлением голоцена, современного тёплого периода, таяние ледников вызвало подъём воды примерно на 1 см в год. Огромные шельфовые пространства континентов, существовавшие в начале голоцена (ему соответствуют культуры мезолита и раннего неолита), стали затопляться.
  В середине самой тёплой климатической фазы голоцена - в "атлантический период", соответствующий эпохе позднего неолита - около 6-5 тыс. лет назад или в IV - III тыс. до н.э., "медленный потоп" превратился в катастрофический. Стремительное наводнение, носившее планетарный характер, сопровождалось землетрясениями и цунами. Поскольку атлантический период был теплее современного времени, уровень Мирового океана поднялся даже на 6 метров выше сегодняшней береговой линии. В Европе следы пика этого наводнения зафиксированы в бельгийской провинции Фландрия (т.н. "фландрская трансгрессия"), а также на берегах Средиземного моря.
  Быть может, именно этот катаклизм нашёл отражение в мифах и преданиях, существующих у всего человечества. Ведь в ту пору уже появились первые земледельческие цивилизации эпохи неолита-энеолита, создавшие письменность. Вероятно, шумеро-вавилонское повествование о Всемирном Потопе, вошедшее затем в Библию, а также письменные свидетельства других народов - древнеиндийское сказание о пророке Ману, древнегреческий миф о Девкалионовом потопе, платоновский рассказ об исчезнувшей Атлантиде - имеют одну, вполне реальную, основу.
  Ещё в 1988 г., в книге ленинградского учёного А.М. Кондратова "Атлантиды ищите на шельфе", выдвигалась следующая научная концепция: именно шельфовая зона, материковая отмель - есть тот "седьмой континент", где археологам надо искать древнейшие, затонувшие цивилизации. "Бессмысленно искать Атлантиду или другие легендарные затонувшие материки в пучинах пяти океанов планеты или на гребне срединно-океанических хребтов, ибо их кора принципиально отличается от коры, слагающие материки. Но можно и нужно искать "атлантиды на шельфе", который стал покрываться водой лишь после окончания последнего оледенения, около 10 тысяч лет назад, причём наступление Мирового океана на сушу продолжается и по сей день", - утверждает Александр Кондратов.
  Во времена первых египетских фараонов (конец IV - начало III тыс. до н.э.) Северная Европа не существовала в современном виде: не было Британских островов, отсутствовал пролив Ла-Манш. Данные геологии и океанографии говорят о том, что на его месте текла мощная древняя река, притоками которой являлись Темза, Сена, Шельда, Маас, Рейн и другие современные реки, впадающие сейчас в Северное море. На месте отмели Доггер-Банка в центральной части Северного моря находился большой остров. Он был населён: со дна подняты каменные и костяные орудия первобытного человека, относящиеся к VIII тыс. до н.э. Только в III тыс. до н.э. Британия и Ирландия окончательно отделились от материка, а море затопило шельф Северо-Западной Европы.
  Новейшие исследования свидетельствуют, что, по-видимому, Атлантида не являлась мифом. По мнению Райнера Кюне, физика из Германии, спутниковая фотосъемка Южной Испании дает основания считать, что Атлантидой была областью испанского побережья, исчезнувшая в результате затопления. По словам учёного, расположение этой морской империи совпадает с распространением мегалитов в Юго-Западной Европе и Северной Африке, а на фотографиях из космоса яко бы видны прямоугольные структуры и концентрические кольца, подходящие под описание построек атлантов.
  Другой исследователь-атлантолог, Ульф Эрлингссон, географ из Швеции, утверждает, что Платон соединил в описании своей утопии элементы разных времен и мест. Географическое же описание Атлантиды, считает учёный, основывается на данных об острове, который существует и в наши дни - это Ирландия. В доказательство он приводит сходство размеров и рельефов легендарного и реального островов; по его мнению, из 50 крупнейших островов мира только Ирландия подходит под платоновское описание. Эрлингссон полагает, что мегалитические памятники Ирландии, датируемые III тыс. до н.э., могут быть связаны со строительной деятельностью атлантов. Впрочем, он не исключает, что затонувшим островом могла быть и не сама Ирландия, а остров Доггер Банка, погрузившийся в море около 6100 года до н.э.
  В книге "Атлантида была Западной Европой" немецкий ученый-языковед Ганс-Вильгельм Ратиен выдвигает свою версию: легендарная земля находилась на затопленной территории Западной Европы, а её центром был нынешний немецкий остров Хельголанд в Северном море. По мнению учёного, Атлантида включала шельфы Северного моря и территории вдоль современной Дании, германских земель Шлезвиг-Гольштейн, Нижней Саксонии и Мекленбурга-Передней Померании. Ратиен утверждает, что вокруг этой североевропейской Атлантиды существовала еще и "Конфедерация атлантов", которая простиралась от нынешнего испанского города Кадиса до норвежского Нордкапа - здесь повсюду прослеживаются мегалитические памятники. Он считает, что на территории Союза атлантов проживали 4,5 миллиона человек, а столкновение Земли с планетоидом, получившем название "Фаэтон", около 1200 года до н.э., привело к тому, что большая часть Атлантиды погрузилась в морские пучины.
  И в самом деле, есть научная гипотеза, что мегалиты - сооружения одного народа. Спорная мысль, подтвердить её пока невозможно. Интересно то, что в некоторых местностях мегалитические памятники изначально располагались на побережье. Например, в Западной Франции встречается ряд сооружений, с одного из которых можно видеть другое, с другого - третье. Получается некая опознавательная, сигнальная система.
  Таким образом, многие атлантологи связывают между собой Атлантиду и мегалиты. Вполне возможно, что западно-европейская шельфовая зона - это то место, из которого по Древней Европе распространилась цивилизация. Кстати, долгое время археологи полагали, что строители европейских мегалитов из круга археологических культур колоколовидных кубков двигались с запада (с Атлантического побережья) на восток.
  

***

  

КУНСТКАМЕРА: ПЕРВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(исторические заметки)

  
  Минойская цивилизация
  В 1894 г. английский археолог Артур Эванс открыл на Крите древнейшую европейскую цивилизацию (нач. III тыс. - сер. II тыс. до н.э.) и назвал её минойской - по имени легендарного царя Миноса. Согласно древнегреческому мифу, Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского государя. Обратившись в быка, бог похитил ее и, посадив на спину, приплыл на Крит. От Зевса у Европы родился сын Минос - будущий царь острова. Его дворец располагался в Кноссе. Ученые полагают, что слово "минос" было титулом правителей Крита, подобно египетскому "фараон".
  
  Лабиринт
  У минойцев существовало два священных символа, которые они использовали при украшении дворцов, храмов и гробниц. Бык считался священным животным, и его скульптурные рога высились по всему Криту. Другим излюбленным знаком являлся двусторонний топор - лабрис - атрибут богов. Его изображения украшали стены кносского дворца - вероятно, поэтому он стал называться Лабиринтом. Ориентироваться в этом огромном комплек-се, состоявшем из сотен комнат и запутанных переходов, было очень сложно, и название "лабиринт" сделалось именем нарицательным.
  
  Минотавр
  Как повествуется в греческом мифе, в Лабиринте на острове Крит жило чудовище Минотавр - полубык-получеловек, сын царя Миноса. Каждые 9 лет материковые греки-ахейцы были вынуждены посылать на съедение Минотавру лучших юношей и девушек. Но однажды сын афинского царя Эгея герой Тесей отправился на Крит, попал в Лабиринт и убил ужасное чудовище. Высказано предположение, что минойский царь, вероятно бывший и верховным жрецом, во время культовых ритуалов надевал маску священного быка и совершал жертвоприношения.
  
  Жертвоприношения
  В начале 80-х гг. XX в. греческая чета археологов Сакелларакисов и англичанин П. Уоррен, независимо друг от друга, совершили сенсационные открытия, разрушившие традиционный образ минойцев как безмятежного и миролюбивого народа. Считалось, что миф о Минотавре всего лишь вымысел. Однако исследователи обнаружили подземные позднеминойские святилища, погибшие во время землетрясения, со "следами преступления". В них совершались не только человеческие жертвоприношения, но и обнаружены следы ритуального каннибализма.
  
  Гибель минойцев - вулкан Фера
  В сер. II тыс. до н.э., в центре Эгейского моря, на островке Фера произошло катастрофическое извержение вулкана. Взрыв разорвал остров на части (о. Санторин и о. Ферасия), лава взлетела на высоту 20 миль, огромное пепельное облако рассеялось в атмосфере и вызвало временное похолодание. Анализ древних образцов древесины от Ирландии до Калифорнии показал, что около 1620-х гг. до н.э. рост деревьев был приостановлен охлаждением Земли. Землетрясение и мощная приливная волна-цунами погубили крито-минойскую цивилизацию.
  
  Микенцы
  В III тыс. до н.э. в Евразии произошли массовые миграции народов, связанные с глобальным изменением климата. Переселенцы принадлежали к двум языковым ветвям: индо-европейской и семитской. Вероятно, из Малой Азии в конце III тыс. до н.э. на Балканы вторглись племена древних индоевропейцев (ахейцы), говоривших на прагреческом языке. Археологи назвали их микенцами - по городу Микены, где были впервые обнаружены остатки культуры ахейцев. Расцвет микенской цивилизации пришёлся на период с 1600 по 1200 гг. до н.э., после падения Крита.
  
  Циклопическая кладка
  В Микенах в XIV-XV вв. до н.э. была сооружена колоссальная крепость. Входом служили Львиные ворота, построенные из двух опорных и поперечной глыб -,по сути дела, это трилит, аналогичный стонхенджским. Крепостные стены были сложены из каменных блоков весом до 10 -12 т.
  

***

  

КУНСТКАМЕРА: ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ МЕГАЛИТЫ

(исторические заметки)

  
  Исследование мегалитов
  Истоки изучения мегалитов можно отнести к началу XIX века. Термин же "мегалит" (в переводе с греческого "большой камень") впервые был использован в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в его книге "Cyclops Christianus" и принят официально французскими археологами на конгрессе в Париже в 1867 году. Мегалиты встречаются по всему миру, и существуют различные классификации. Отсутствие единообразия в терминах при сходстве типов памятников создаёт определённую проблему. Но, конечно, более серьёзной проблемой является то, что учёным достаются неполноценные источники. Все эти сооружения до того, как ими занялись исследователи, были разграблены и разрушены. То есть отсутствует полная информация об объекте, что зачастую и порождает так называемые загадки мегалитов.
  
  Христианизация мегалитов
  В Средние века запрещалось почитание камней. В процессе христианизации Европы, происходила идеологическая трансформация мегалитов: языческие памятники наполнялись христианским содержанием. Ассимиляция происходила различными способами: на них устанавливались кресты, высекались распятия, иногда их использовали при строительстве церквей.
  
  Новые языческие культы и мегалиты
  В конце XIX века в Англии было заявлено о возрождении культа друидов. Современные друиды регулярно съезжаются в Стоунхендж. Ныне международное общество друидов насчитывает около 5 миллионов человек. Один из их центров находится во Франции, в Бретани.
  Европа, а в последнее время и Россия, переживают "мегалитоманию". Повышенный интерес к мегалитам связан с возрождением первобытных культов, что наблюдается во времена общественных бедствий, когда люди, чувствуя некую неуверенность, готовы ухватиться за любую соломинку, создающую иллюзию защищённости.
  В России поклонение камням проповедует секта анастасиевцев. Случайный сюжет о сибирской ведуньи Анастасии, ведущей свой род яко бы от строителей дольменов Геленджикской группы и виртуально беседующей со своей "дольменной" пра-пра-... бабушкой, был растиражирован в малограмотных публикациях. Он прижился в общественном сознании, поврежденном суевериями и... различными пиарными компаниями последних лет.
  "Дольменный" миф стал воплощаться в толпах самоспасающихся пилигримов, стекающихся со всей страны на поклон к новым "святыням". Издаются книги о том, что дольмены - "информационный приёмник, прообраз египетских пирамид, восьмое чудо света, обладают колоссальной силой, объяснений которой нет, хранилище древних знаний". Прикоснувшись к ним, можно решить свои проблемы, получить ответ на все вопросы, научиться предсказывать будущее. В подобных опусах мегалиты представляются как последняя возможность вернуть утраченное "тайное знание". Ничего общего с действительным интересом к загадочным каменным сооружениям и их изучением этот ажиотаж не имеет.
  С другой стороны не исключено, что места для возведения дольменов выбирались не случайно. Если исходить из того, что в природе существуют так называемые патогенные (вредные для здоровья) зоны и наоборот здоровые, то вполне возможно, что наши далёкие предки, лучше ощущавшие окружающую среду, могли неким "шестым чувством" определять благотворные места для размещения культовых мест.
  
  Самый большой менгир
  Самый большой из ныне стоящих менгиров находится во французской провинции Бретань, в местечке Керлоас (у г. Плоарзель). Длинный необработанный камень, врытый в землю, вздымается на высоту 12 метров. Но неподалёку, в местечке Морбиган (мегалитическое святилище Карнак), когда-то красовался менгир, достигавший высоты почти 20 метров, вес которого составлял 350 тонн. Сейчас колосс повержен и разбит на куски.
  
  Самый большой дольмен
  Самый большой из известных мегалитов-дольменов находится в Ирландии, в графстве Карлоу, - это так называемый Браунсхиллский дольмен. "Каменный стол" был сооружён из вертикально поставленных валунов, перекрытых сверху гигантской плитой. Предполагаемый вес каменной крышки - около 100 тонн. Со временем, две малые опоры рухнули, а остальные покосились, но огромный верхний камень до сих пор продолжает висеть над землёй.
  
  Самый красивый дольмен
  Один из самых красивых дольменов находится во Франции, в местечке Ла Рош-о-Фе (Бретань). Он сложен из 41 плиты, самая лёгкая из которых весит около 50 тонн.
  
  Самые древние мегалиты
  Самые древние мегалитические гробницы, датированные IV тыс. до н.э., обнаружены на западной оконечности Европы - в Португалии (Анту ду Дилва) и Испании (Лос-Миларес). Таким образом первые образцы древнеевропейской монументальной архитектуры старше на тысячу лет древнеегипетских пирамид. Вероятно, традиция сооружения мегалитических со-оружений зародилась не на Востоке, а на Западе, в эпоху неолита.
  
  Новейшие исследования Стоунхенджа
  В 2004 г. английские рабочие, прокладывавшие трубы на равнине Солсбери, недалеко от Стоунхенджа, случайно обнаружили погребение эпохи ранней бронзы. Могилы семи человек, раскопанные археологами, датируются 2300 г. до н.э. Впервые найдены останки людей, которые могли быть в числе строителей Стоунхенджа.
  В раскопе были найдены кусочки медного купороса, принесенный с гор Присли, поэтому эксперты считают, что останки принадлежит людям, которые пришли в эти места с юго-запада Уэльса, из так называемого Озерного края.
  Доктор Эндрю Фицпатрик, археолог из Уэссекса, который руководил раскопками, отмечает: "В средние века люди полагали, что эти камни, были собраны в Стоунхендже великим волшебником Мерлином. И вот впервые найдены бренные останки одной семьи, которая почти наверняка принимала участие в реализации чьей-то монументальной задачи".
  Археологи назвали это семейство валлийцев "лучниками из Боскомба", потому что они были похоронены с наконечниками для стрел похожими на те, что ранее были найдены на поселении бронзового века Боскомб.
  
  Мегалиты Северо-Западной России
  В последние годы в лесах Карелии исследователями-краеведами были найдены и описаны так называемые сейды - специально поставленные на видных местах (чаще всего на плоских скалах или "бараньих лбах") большие валуны. Видимо эти "каменные идолы" были воздвигнуты древними карело-финскими племенами. Практика поклонения камням-сейдам идёт со времён неолита и сохранялась до времён христианизации.
  На Кольском полуострове, на побережье Белого моря, археологами были обнаружены "каменные лабиринты" - спирали, выложенные на земле из небольших камней. Эти объекты в какой-то мере тоже можно отнести к мегалитам.
  
  Крымская мегалитическая обсерватория
  В балке, расположенной к востоку от Бахчисарая, могла находиться настоящая древняя обсерватория - "мини-Стоунхендж". Может, и тайны-то никакой в ней нет, а просто оторвался обломок от скалы и воткнулся в землю...
  Рассказывает старший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Александр Филиппович Лагутин: "... кто-то из археологов мне сказал, что это менгир, древний мегалитический памятник. И действительно, подумал я, непохоже, чтобы эта глыба встала здесь вертикально естественным образом. А потом обратил внимание на одно любопытное обстоятельство... В скале, к востоку от менгира, далеко на противоположной стороне обширной долины, светится сквозное отверстие - явление нередкое на Второй гряде Крым-ских гор. Но стоит отойти от менгира на несколько десятков метров в любую сторону - и просвет перекрывается. Менгир и далекое окно "являются как бы диоптрами колоссального оптического инструмента, они намертво фиксируют некую оптическую ось в направлении восток-запад, на которой может оказаться восходящее солнце только в определенные дни. Поверив в собственную версию, я много лет проводил наблюдения, встречая восход солнца у менгира. Начинал, естественно с дней равноденствия, наиболее выгодных в смысле точности работы "мегалитического инструмента", когда точка восхода солнца быстрее всего смещается по горизонту. Не всегда ночевки у менгира давали результат, нередко бывали утренние туманы или тучи, но в удачные дни зрелище было феерическое: на черном фоне далекой скалы вспыхивала ярчайшая точка с ослепительными лучами. Фиксированными оказались дни, немного смещенные от равноденствий в сторону лета. От этих двух точек в году наши далекие предки могли вести отсчет дней посредством нанесения зарубок, перекладывания кам-ней и т.п. Таким образом, по сути, мы имеем дело с основой древнего календаря".

***

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"