Поляков Михаил Сергеевич : другие произведения.

Урок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Все шикарно: образность, фактаж, ощущения. Единственная серьезная претензия: два десятка имен-позывных (а по факту персонажей) приходящих ниоткуда и уходящих в никуда. И еще - нет истории и развития персонажей: вот здесь писал для Катерины:
   ______________________________
   Предметом настоящей литературы всегда является человек, а не событие, как таковое, каким бы значимым/захватывающим/интересным оно не было.
   Настоящая литература всегда отслеживает эволюционную составляющую. Настоящее литературное произведение это всегда "Одиссея" от "литературный герой в начале произведения", до "литературный герой в конце произведения". Причем желательно чтобы эту эволюции претерпевали все герои, а не только главгер. Более того, все вокруг трансформируется вокруг, сама природа, страна, мир - вся вселенная становятся вслед за героям и сюжетной линии немножко другими, уже не такими как были на старте.
   Для реализации этого комплекса метаморфоз придумано понятие "сюжетная линия", где в идеале есть экспозиция, завязка сюжета, развитие сюжета, кульминация, развязка, постпозиция, а иногда даже пролог с эпилогом и вставки, типа легендарной шекспировской "Мышеловки". Вот на этом фоне, автор рисует портреты, психологические и мировоззренческие конфликты, проводит героев через драматические составляющие фабулы, придумывает экшн, украшает текст 'тропами' (обороты, метафоры и пр., все то, что служит для усиления образности).
   В итоге применения всего этого "комплекса-комплексов" автор демонстрирует читателю духовную эволюцию человека и мира, по возможности написанного живым, сочным и динамичным языком.
   ПРИМЕР (черта, подписи раздела, затем идет авторский текст)
   ______________________________
   Предпозиция.
   Донские степи, душное лето сорок второго. Силы Степного и Воронежского фронтов откатывают к Сталинграду. Сплошное отступление. Бегство. Отец - командир саперного взвода, вместе со своей частью идет в хвосте войск. Минируют отход. Мимо проходят отставшие, самые обессиленные. Того мужичка, как рассказывал, он тогда запомнил.
   ______________________________
   Завязка. Портрет начала эволюции главного героя и мира произведения.
   Сидит у завалинки загнанный дядька, курит. Взгляд - под ноги. Пилотки нет, ремня - тоже. Рядом "Максим". Второго номера - тоже нет. Покурил, встал, подцепил пулемет, покатил дальше. Вещмешок на белой спине, до земли клонит. Отец говорил, что еще тогда подумал, что не дойти солдатику. Старый уже - за сорок. Сломался, говорит, человек. Сразу видно...
   ______________________________
   Перипетии и развитие сюжета. Трансформация главного героя.
   Отступили и саперы. Отойти не успели, слышат - бой в станице. Части арьергарда встали. Приказ - назад. Немцы станицу сдают без боя. Входят. На центральной площади лежит пехотный батальон. Как шли фрицы строем, так и легли - в ряд. Человек полтораста. Что-то небывалое. Тогда, в 42-м, еще не было оружия массового поражения. Многие еще подают признаки жизни. Тут же добили...
   Вычислили ситуацию по сектору обстрела. Нашли через пару минут. Лежит тот самый - сломавшийся. Немцы его штыками в фаршмак порубили. "Максимка" ствол в небо задрал, парит. Брезентовая лента - пустая. Всего-то один короб у мужичка и был. А больше и не понадобилось - не успел бы.
   Победители шли себе, охреневшие, как на параде - маршевой колонной по пять, или по шесть, как у них там по уставу положено. Дозор протарахтел на мотоциклетке - станица свободна! Типа, "рюсськие пидарасы" драпают. Но не все...
   Один устал бежать. Решил Мужик постоять до последней за Русь, за Матушку... Лег в палисадничек меж сирени, приложился в рамку прицела на дорогу, повел стволом направо-налево. Хорошо... Теперь - ждать.
   ______________________________
   Кульминация. Пик трансформации главного героя.
   Да и ждал, наверное, не долго. Идут красавцы. Ну он и дал - с тридцати-то метров! Налево-направо, по строю. Пулеметная пуля в упор человек пять навылет прошьет и не поперхнется. Потом опять взад-вперед, по тем, кто с колена, да залег озираючись. Потом по земле, по родимой, чтобы не ложились на нее без спросу. Вот так и водил из стороны в сторону, пока все двести семьдесят патрончиков в них не выплюхал.
   ______________________________
   Развязка. Окончание трансформации главного героя.
   Не знаю, это какое-то озарение, наверное, но я просто видел тогда, как он умер. Как в кино. Более того, наверняка знал, что тот Мужик тогда чувствовал и ощущал.
   Он потом, отстрелявшись, не вскочил и не побежал... Он перевернулся на спину и смотрел в небо. И когда убивали его, не заметил. И боли не чувствовал. Он ушел в ослепительную высь над степью... Душа ушла, а тело осталось. И как там фрицы над ним глумились, он и не знает.
   ______________________________
   Постпозиция. Конец трансформации главного героя и мира произведения.
   Мужик свое - отстоял. На посошок... Не знаю, как по канонам, по мне это - Святость...
   ______________________________
   На этом примере мы видим, как крошечная миниатюра показала:
   1.) Все слагаемые классического сюжета.
   2.) Одиссею главного героя произведения совершившего личностную трансформацию от "сломавшегося, загнанного дядьки уже за сорок" до "ушедшего в ослепительную высь святого воина".
   3.) Одиссею мира произведения совершившего свою эволюцию от "душного лета, сплошного отступления и бегства" до "земли освященной жертвенным подвигом солдата-победителя".
   Конец урока ))))))))))))))))))))))) Текст миниатюры является вставкой рассказа "Чужие Фермопилы".
  
   Виктор Вильямович! Именно так и только так - единым циклом, с общим композиционным стержнем, из которого и будут прорастать образы, типажи и, надеюсь, характеры! Надеюсь, потому что "характер" - высшая точка, пик литературного образа! Характер, увы, единичен, а сейчас и типажей маловато. Материал у Вас (у Алустона тоже) богатейший - человек раскрытый! распахнутый изнутри! Это счастливая (хоть и кощунственно звучит по контексту) возможность для писателя. Распорядитесь этим богатством правильно! Накапливайте, осмысляйте, обрабатывайте! И - детали, детали, детали! Через них и с их помощью! Потребуется время и много труда...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"