Полле Эрвин Гельмутович : другие произведения.

Страх

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Страх - то, что преследует человека от рождения до конца жизни, человек способен страх скрывать, но не способен от него избавиться.


Страх

   Настоящее эссе не преследует целью сделать какие-то открытия в психоаналитике, не претендуют на всеобъемлющее рассмотрение такого сложного проявления человеческой психики как страх. Просто задумана попытка в рамках семейной хроники показать роль страха. Поднимаемая тема чрезвычайно сложная, деликатная (в части аргументации конкретными фактами жизни реальных личностей) и в предыдущих книгах я старался её обходить. Крупнейшие философы и психоаналитики с древности до настоящего времени "обтачивают зубы" на теме страха, я же коснусь только отдельных моментов, характерных для нашей семьи. Страх пронизывает семью Полле с момента рождения и до конца жизненного пути.
   Традиционно в России (70 лет называлась СССР) ребёнок воспитывается в атмосфере страха: не будешь есть рыбий жир (в 40-е - 50-е годы 20-го века панацея от всех детских болезней) * встанешь в угол или получишь ремнём; "напрудил" в постель в детсаду или в пионерлагере * боишься чужого смеха или публичного выговора воспитателя; разбил что-нибудь из посуды - жди крика и подзатыльника; получил запись в дневнике о нарушениях дисциплины, дома жди дополнительного наказания. Примеры можно продолжать.
   В системе цирковой дрессировки хищных зверей исторически присутствуют два принципиально разных подхода обучения, основанных на страхе и доброжелательности. Каждый способ позволяет достичь поставленных целей, имеет своих активных приверженцев.
   Так и в воспитании людей - в тоталитарных режимах главной является система, основанная на подавлении личности (с пелёнок) разными видами устрашения. В развитых демократических странах способы воспитания зависят от многих факторов, в т.ч. от национальных и религиозных особенностей, но доминирующая система воспитания основана на доброжелательности, признании личности даже в самом маленьком ребёнке. Многих советских туристов в 70-е годы поражала типичная для США картина: родители заводят трёхлетнего сына в Диснейленд (огромнейший парк чудес для детей и взрослых), дают ему 5-10 долларов, а сами садятся пить пиво недалеко от входа и спокойно ждут его возвращения 3-4 часа. Фундаментом разных подходов к воспитанию является вечный философский и политический спор: человек для государства или государство для человека.
   Не буду углубляться в философию страха, отмечу только разницу между ощущением страха и трусостью, в общественном сознании здесь большая путаница. В словаре русского языка С.И.Ожегова: трус - человек, легко поддающийся чувству страха. С этим определением можно спорить. На мой взгляд, трусом является человек, не способный скрыть в своём поведении чувство страха.
   Страх сопровождает человека в быту и на работе. Невозможно понять истинные причины тех или иных поступков, если не учитывать внутреннее влияние такого фактора человеческой психики, как страх. Внешние проявления страха редко адекватны внутреннему состоянию. Каждый нормально развитый человек старается прятать личный страх от окружающих (не имею в виду здесь тех, кто бравирует на людях восклицаниями: боюсь змей, боюсь собак и т.п.). Естественно, флегматикам легче скрывать страх, чем холерикам, а мужчинам (в массе своей) легче, чем женщинам. Это, конечно, не означает, что холерики и женщины более трусливы. Образованный и воспитанный человек даже в критических состояниях способен сознательно сдерживать внешние проявления страха.
   Зачастую человек прячет страх в вине (не случайно в советской и немецкой армиях перед атакой выдавали спиртное, т.к. "пьяному - море по колено"), агрессии по отношению к окружающим, попытках суицида, обращении к религии...
   Кстати, в нашей семье внешне все были атеисты. Вспоминаю бабушку, никогда не видел проявления каких-либо религиозных чувств, кроме общепринятых кулинарных приготовлений к Пасхе, но она не допускала в своём присутствии "смешочков" по адресу церкви, так характерных для молодёжи 40-х - 60-х годов. Когда бабушка умирала (всего-то 70 лет), несколько дней около её кровати сидели и читали религиозные тексты старушки-немки из какой-то секты, бабушка и мама принимали их с благодарностью.
   Страх подспудно управляет поведением человека и одним из проявлений страха является осторожность высказываний и конкретных действий, "тугодумие" при принятии важных решений. Происходит взаимное влияние интеллекта и страха (впрочем, страх можно считать одной из составных частей интеллекта).
   В России страх человека перед государственной машиной заложен генетически. Самые "развеликие" правители Иван Грозный, Пётр Первый, Ленин, Сталин изменяли государство, не считаясь со своим народом.
   Каждый последующий диктатор всё больше миллионов своих соотечественником уничтожал "ради процветания государства". Пролито столько крови, что россияне не хотят даже читать (позиция прячущего голову страуса!) "Архипелаг Гулаг" и "непричёсанные" истории правления "прогрессивных" реформаторов России прошлых веков. Средний россиянин уверен, спорить с государством или искать у него защиту бесполезно. Ведь государство - не только президент (а вся многомиллионная чиновничья рать отправляет рядового гражданина именно к нему), губернатор и мэр, но и каждый отдельный милиционер (скажем, гаишник), судебный исполнитель, начальник жилищно-эксплуатационной конторы и контролёр электросети.
   Государственная машина России представляет гигантскую пирамиду, основу которой составляет чиновничество. Борьба с влиянием чиновничества напоминает борьбу с тараканами: после обработки ядохимикатами, они временно исчезают в щелях, а через некоторое время появляются ещё в большем количестве. Не случайно, численность чиновников в России значительно превышает таковую в СССР. И это притом, что ежегодно власти декларируют уменьшение расходов на содержание аппарата. Стиль работы чиновничества определяет жуткий коктейль из принудительно внедряемой три века немецкой бюрократии и российской необязательности в исполнении законов. Зависимость человека от государства стимулирует проявления такого отвратительного явления как "стукачество". Кстати, здесь Германия мало отличается от России (наследие предыдущих времён или своеобразно понимаемое стремление к порядку?).
   Впрочем, мои родственники в Германии быстро "обломали себе зубы" о местную бюрократию, без ругательств никто о немецких чиновниках не говорит. Страх и ненависть (внутренняя) ходят рука об руку. Приходилось видеть, как папа и мама вздрагивали от замечания какого-то совершенно мелкого клерка. Здесь вроде и взятки не берут так свободно, как в России (по крайней мере, на уровне возможностей бедных переселенцев из России, точнее СНГ). Чего стоит уже 8-летняя эпопея с переездом в Германию племянника Олега из Тюмени, мать, сестра и брат которого живут в Германии с 1992 г., родной отец Женя Шипицын умер. Сколько клерков местных, земельных, федеральных пройдено, сколько адвокатов (естественно, не самых дорогостоящих) нанималось, сколько слёз пролито - дело стоит. И это в то время, когда на постоянное место жительства в Германию переезжают из СНГ люди, не имеющие никакого отношения к Германии (ни родственников, ни титульной национальности).
   Страх * проявление инстинкта самосохранения. Согласитесь, читатель, в этом что-то есть.
   Много рассуждал о страхе, пытаясь осмысливать поведение папы в разных ситуациях. Конкретный пример. Талды-Курган, автобус, мама с сёстрами громко о чём-то по-немецки говорят, папа отодвигается от них и делает вид, что не имеет к ним отношения. Папенбург, идём по улице с мамой, папой. Папа: тише, тише говори по-русски. Старался не обижать родителей, одновременно отстаивая своё право говорить на родном русском языке так громко, чтобы родители хорошо могли меня слышать. А как разговаривали громко во всех общественных местах Казахстана на своём языке чеченцы...
   Запуганность и немецкий порядок - вещи разные. Мама в Талды-Кургане: Эрвин, ты только то не делай, другое не делай. Мама в Папенбурге: ой - нельзя громко разговаривать на балконе; ой - нельзя пользоваться ванной после 10 часов вечера, люди отдыхают; ой - нельзя громко в магазинах по-русски говорить. А турки и вьетнамцы на своих языках везде свободно и громко разговаривают.
   В первое появление за границей поражает раскованность местного населения и многочисленных туристов западных стран. Немцев, выходцев из СНГ, в Германии видно "за версту", и не только по одежде (женщины в платочках, мужчины в фуражках-восьмиклинках, которые давно уже и в России не шьют). Они даже ходят как-то по-другому. "Зажатость" чувствуется в каждом движении. И особенно это касается переселенцев среднего и старшего возраста из омских, алтайских, кустанайских... деревень, молодёжь адаптируется в течение 2-3 лет.
   Впервые я столкнулся с раскованностью и самоуважением жителей "свободного мира" в начале 80-х, когда на площадке ТНХК появились англичане. С одним из англичан, курировавшим монтаж лаборатории метанола произошло забавное столкновение. Мужичок ростом до моего плеча (этнический румын). Я сделал какое-то замечание, причём чуть-чуть повысил голос, меньше, чем обычно принято в России при выяснении отношений заказчика с подрядчиком. Вдруг с куратором произошла метаморфоза, он как-то нахохлился и начал быстро-быстро что-то (по-английски) говорить, причём я испытывал ощущение, что со мной говорят сверху вниз. Со временем я уважительно оценил способность англичанина отстаивать собственное достоинство. Итальянцы такого впечатления не производили, какие-то суетливые, возможно потому, что бедные (по европейским стандартам!).
   Возвращаюсь к нашей семье. Выходец из потрясающей бедноты, папа хорошо впитывал коммунистическую пропаганду, сам верил верховным правителям и меня также воспитывал. Ведь не случайно до самого отъезда в Германию у него на полке стоял "Краткий курс ВКП (б)" под редакцией Сталина. Даже в трудармии папа был активным комсомольцем и просто выбыл по возрасту в 1946 г. из ВЛКСМ, немцев в партию не принимали.
   Я никогда в молодые годы не замечал у папы гордости за свою национальность (не в пример малограмотному дяде Отто Полле, который пытался разобраться в фамильных корнях).
   Не могу забыть реакцию папы на открытку, полученную из Канады в 1957 г. от тёти Вельды, оставшейся после войны в Германии. Папа категорически возражал против переписки, взялась за это тётя Марта (ей всё равно нечего терять, живёт в нищете с двумя детьми, муж имеет другую семью). Что это? Страх за благополучие семьи или отчуждение от национальной принадлежности?
   Вспоминаю, как гордились (и продолжают гордиться, хотя большинство уже живёт в Германии) доктором Полле немцы из деревень Талды-Курганской области, с большинством из мужчин которых среднего и старшего возраста папа был вместе в трудармии. Хорошо помню, как 2 мая 1957 г. приехала целая грузовая машина немцев с гармошкой, скрипками из колхоза имени Тельмана поздравлять папу с праздником, как открыто радовалась бабушка. Папина реакция была скромнее (или мне так показалось).
   Папа внешне находился "под каблуком" мамы, пытался уходить от её давления, боялся домашних скандалов. Вспоминаю, при первых предвестниках семейной грозы папа, что-то ворча себе под нос, удаляется в курятник или начинает перекладывать дрова с места на место. В то же время мне приходилось наблюдать его решительность и резкость при работе главврачом областной больницы, да и профессия хирурга (тем более такого высокого класса) предполагает наличие в характере смелости. Трус и не умеющий рисковать врач не задержится в хирургии, уйдёт как минимум в терапию.
   Каждый человек аккумулирует в себе страх разных уровней влияния на психику и поведение индивидуума (совершенно не касаюсь страха, управляющего толпой).
   Если в себе покопаться, то страх всегда присутствует. Причём серьёзно отличается страх к физической боли и страх интеллектуального удара. Боишься собаки, боишься ходить один в тёмном переулке, даже в гараж в темноте... Иной раз страх чувствуется "под лопатками", но это страх "животный" (боязнь физической боли? только ли?).
   Помню ситуацию в 9-м классе. Танцевальный вечер в школе, появляется незнакомый "крутой" парень (немец, выпускник детдома и ремесленного училища в Магнитогорске, приехал в Текели к тётке). Крепенький, но ростом пониже меня. Демонстрирует свирепость. Через малолетку-шестёрку подзывает меня к себе. Через пару минут разговора вдруг он говорит: "Да ты заяц!". Это была та самая ситуация, когда страх чувствуешь лопатками, хотя внешне стараешься страх не показывать. Очевидно, глаза подвели. Получил сильнейший удар по самолюбию. Похоже, это был единственный раз в жизни, когда мне прямо дали понять, что я трус.
   Будем считать вышеприведённые примеры как проявления внутреннего страха, вызванные текущими житейскими обстоятельствами. Тогда что же такое генетический страх перед властью? И как его можно подавлять?
   Ребёнок растёт в среде (семье), которая властью унижена, растоптана (достаточно внимательно почитать папину книгу "Так было!", да и мои описания семейных пертурбаций).
   Далёкий колымский интернат в 11-летнем возрасте поспособствовал развитию самостоятельности; вынужденные перемены школ также дали положительный эффект (среди многих отрицательных), связанный с выработкой самостоятельности; уход с 17 лет "в люди" в полном одиночестве * всё это вместе взятое являлось внешним фактором, определяющим поведение в окружающей среде, стимулирующее подавление страха.
   Становится понятным удивительное для окружающих бесстрашие в производственных конфликтах (Барнаул, Тюмень, Томск), так разнообразящих мою жизнь. "Мозги быстрей вертятся", когда появляется откровенный противник.
   Как можно расценить походы с Аникеевым в горы под ледники (разве нормальные люди пойдут в кедах там, где альпинисты ходят в специальных ботинках с альпенштоками), выход ночью в полной темноте с мелкокалиберной винтовкой на медведя, задравшего корову? А поездка в Талды-Курган на машине, когда и водить-то ещё, как следует, не научился, а Юра Слижов ("штурман") вообще управлять автомобилем не умеет? Объективно, это безрассудность, а может быть и подкорковый поиск внешнего противника.
   Как-то стыкуется с приведёнными фактами и * иной раз * поведение за рулём, когда начинаешь ехать с запредельной скоростью в 130-140 км с пассажирами и думаешь про себя, а если руль чуть вправо... И всё! Эти мысли пытаешься подавить сам в себе, не то, что рассказать кому-нибудь.
   Страх внутри человека проявляется в самых разных ипостасях. В настоящее время неожиданно "выскочил чёрт из табакерки" - страх остаться без работы. Впечатление, я ничего не умею делать, в 57 лет мне не найти интеллектуальной работы с более-менее приличной зарплатой. От полной депрессии спасает только компьютер и "литературный" труд, в т.ч. и эти заметки. Надеюсь, кому-нибудь цикл моих рассказов будет полезен.
   Особый вопрос о национальности. Наверно, хорошо, что все послевоенные годы мы жили в Азии, здесь много униженных своей национальной принадлежностью, много сосланных, сидевших и т.д. Я не помню, чтобы кто-то открыто третировал меня как немца (первая жена не в счёт, только в состоянии повышенной озлобленности), но я никогда не стеснялся своей национальности, всегда гордился своей фамилией, именем, отчеством. Однако сработал ведь инстинкт самосохранения, когда Иссык-кульская подруга звала переселиться в Минск. Давно выработалось внутреннее убеждение, немцам жить западнее Урала в России (СНГ) нельзя, постоянно в критических ситуациях будут напоминать, кто ты есть. А сейчас даже в Томске можно услышать, что фашисты к власти пришли (губернатор и несколько высокопоставленных областных чиновников - немцы).
   В России исторически во всех трудностях винили "инородцев". В конце 20-го (!!!) века политики в очередной раз "погнали национальную волну". Как всегда начали с антисемитизма ("бей жидов, спасай Россию!"), притеснения "лиц кавказской национальности", на очереди - немцы.
   Совершенно не случайно похоронили проблему воссоздания республики немцев Поволжья. Власти натолкнулись на повышенную злобность людей, заселённых в те места в военные и послевоенные годы и препятствующих возвращению немцев даже в опустелые запущенные сёла. Теперь внимание российских немцев отвлекается на создание некоей национально-культурной автономии - очередная глупость, вызывающая только озлобление нищего коренного населения (в связи с подачками Германии, распределяемыми по национальному признаку).
   С другой стороны помню, как армяне, уговаривая поселиться в Ереване, уверяли, что они любят немцев. Кстати, подобное мне приходилось слышать в 80-е от чеченцев в Грозном.
   Сегодня я убеждён, из Сибири и Алтая немцам (при желании и возможности поменять место жительства) одна дорога - в Германию. При всех негативных моментах переселения остаётся главное - второе, третье поколения переселенцев станут коренной нацией Германии. Постепенно уйдёт тот страх в душах бывших российских немцев, который почти 200 лет давит на национальное самосознание (мне уже приходилось писать, что гонения на немцев в России начались буквально через 30 лет после указа Екатерины Второй об их привлечении на свободные земли России). Вместе со страхом уйдёт ощущение полного бесправия в отношениях с государством, а тогда уже появится свободная походка, так характерная для населения развитых демократических стран.
   Заканчиваю и надеюсь, не запутал читателя своими рассуждениями. Я не изучал специальную литературу, касающуюся страха, и возможно многое написанное является элементарным для узких специалистов. Но, видит Бог, старался разобраться сам и донести до читателя влияние одного из факторов, определяющих состояние души. Прав поэт - " покой в душе нам только снится!". Я уверен, без понимания природы страха внутри человека, без сознательной адекватной реакции на его проявления невозможно даже приблизиться к состоянию, которое принято называть душевным покоем.
  

Томск, 19.01.98 г. - 28.01.99 г.

   P.S. Выписка из энциклопедического словаря (Москва, 1980 г.): страх, отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С.Къеркегором, различившим эмпирический страх - боязнь перед конкретной опасностью и безотчётный метафизический страх - тоску, специфическую для человека. Ряд философских теорий видели в страхе причину возникновения религиозных верований (Лукреций, Д.Юм, П.Гольбах, Л.Фейербах и др.)
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"