Роман "Князь Сокол" ни в коей мере не является научным исследованием. Он всего лишь художественный вымысел, хотя и основан в значительной мере на исторических фактах. Однако в основу его легли легенды, подкрепленные моими собственными доводами. И если предание о призвании варягов живо до сих пор, значит, в нем есть хоть какое-то рациональное зерно, и полностью сбрасывать его со счетов не стоит.
Но, прежде всего, считаю необходимым предупредить всех читателей, увлекающихся историей Северной Руси и темой Рюрика - в романе я абсолютно не участвую в спорах ни норманистов, ни антинорманистов. Мой роман - попытка реконструкции тех древних событий на базе скандинавских источников и русских летописей именно так, как я их вижу.
В основу романа "Князь Сокол" легла скандинавская сага "О конунге Рорике и его потомках" в переводе Д. А. Михайловича. По его мнению, текст саги вполне мог быть использован в качестве источника составителем Киевского летописного свода XI века.
И в этой связи мой Рюрик не является тем самым Рориком - "Язвой христианства", а также он не сын вендского князя Годлава-Годлейба, убитого в 808 году датским конунгом Готфридом.
В моем романе употреблены скандинавские географические названия, когда действия происходят в Швеции, и соответственно, русские, когда герои перемещаются на Русь. Более того, мной отождествляется Хольмгард с Новгородом, поскольку по скандинавским сагам, Хольмгард означает "островной город", который находится на "Восточном Пути". Но, как известно, Новгород - не остров. Хотя сам Новгород и начинался с Рюрикова городища, а название нового города он получил позднее. Поселение занимало мысовую часть возвышенности, расположенную на низинном острове среди заливаемой поймы. И вполне вероятно, что варяжские купцы окрестили именно его островным городом.
В. Л. Янин и М. Х. Алешковский утверждают, что протоНовгород носил славянское название Холмград. Он состоял из трех древних соседствующих друг с другом поселков: мери-чуди, кривичей и словен. Славянский поселок Холм (Славно) располагался на возвышенности, так как славяне всегда выбирали правые высокие берега рек с естественными защитами. К тому же, в названии поселка присутствует еще один славянский термин "город". Следовательно, мы имеем скандинавский Хольмгард и славянский Холмград.
Хотя принято считать, что расселение славян пошло из Среднего Поднепровья, сам же этнос славян был выбран западно-балтийский в моем романе не случайно. Ю. В. Павленко в своей книге "Передiсторiя давнiх русiв у свiтовому контекстi" пишет, что "... как доказано, славянское заселение будущей Новгородской земли происходило в большей степени с территории полабо-поморских славян, смешавшихся с балтами, и вероятно, скандинавами". Н. М. Петровский заметил, что только в языке новгородцев присутствуют лингвистические особенности, свойственные западно-балтийским славянам. Они же в своем движении с запада на восток должны были пройти через неславянские земли, и попасть под влияние местного населения. В этом случае, также и кривичей следует признать славянами и считать их одними из первых поселенцев города.
Что же касается старейшины Гостомысла, то в данном романе он стал князем, поскольку, на мой взгляд, так реальнее выглядело бы "призвание". Я посадила его на княжении намеренно в Ладоге, так как в ту пору Новгорода в современном понимании еще не существовало. По этой же причине я отправила Вадима "наводить порядок" в Холмграде-Новгороде. В качестве резиденции Гостомысла мною была выбрана сознательно Любшанская крепость, потому что именно таким образом проще всего было вплести в нить повествования ее западнославянское происхождение. В 1997 году профессором Е. Рябининым в двух километрах от Старой Ладоги на реке Любше была обнаружена древнейшая на территории Северной Руси каменная крепость. В одном из раскопов Е Рябинин и открыл фрагмент сухой каменной кладки, густо усеянной стрелами. Характер кладки указывал на то, что стены строились выходцами из Великой Моравии и Подунавья (нынешняя южная Чехия) на манер римских защитных сооружений. В крепости располагалась княжеская усадьба, помещения для дружины и мастерские. Данные радиоуглеродного анализа предполагают, что Любша была построена в первой половине VIII века и уничтожена как раз во время прихода Рюрика.
Информация о предках и сыновьях Гостомысла взята из "Сказания о Словене и Русе и городе Словенске". Насколько они реальны - судить не мне. О женах Рюрика истории также ничего не известно, кроме одной - Ефанды. Поэтому приходиться довольствоваться свидетельством "Иоакимовой летописи", которая считается утерянной. Судя по известиям, извлеченным В.Н. Татищевым из "Иоакимовой летописи", у Рюрика было много жен, но более всех любил он Ефанду, которой после рождения Игоря отдал в вено град с Ижарою. Так что все остальные женщины в его жизни - чистый вымысел.
Мне хотелось бы принести извинения за свои пробелы в этой обширной теме. В любом случае, всего знать невозможно, и если бы я начала изучать тему Рюрика как специалист, то вряд ли мой роман когда-нибудь воплотился бы в жизнь.
В заключении, я хочу выразить особую благодарность всем тем, кто верил в меня, и оказывал свою посильную помощь. Более всего я признательна Юрию Рудницкому, Евгению Боровику ......