Аннотация: Приснилось. Накидал текст, ночью и за пару часов. Поймут товарищи ~30лвл. А вообще 30ти летний юбилей 23.04.12 состоялся. Но как сказал один товарищ на форуме "весь год считаем юбилейным". ;)
Первый ПС вышел на рынок в сентябре 1981.
Минимальная конфигурация PC включала в себя: процессор i8088 (16 бит) 4.77 МГц, 16 килобайт ОЗУ, 40 килобайт ПЗУ, дисковод. Стоила она 1565 долларов (около 800 фунтов стерлингов по курсу 1981 года).
Самая дорогая конфигурация стоила $3005, с памятью 64кб и двумя дисководами. С дискетами емкостью аж 160кб... Мало пока кто знает - что вырастет из этого гадкого утенка.
К моменту анонсирования ZX Spectrum (в апреле 1982 года) было продано около 50 000 IBM PC. В базовой конфигурации было увеличено ОЗУ (до 64 килобайт). Компьютер работал под управлением MS DOS 1.1 или CP/M-86.
К этому же времени было продано около 800 000 Sinclair ZX-81.
(с) 1982 Sinclair&Pupkin Research ltd
...Споры продолжались долго - не первый день, и даже не первый месяц.
-128x96 при 16 цветах на точку займет те же 6144 байта, свободной памяти остается 768 байт атрибутов. Их куда денем?
- Ну, можно оставить штатные атрибуты, например.
- Ага, и все равно треть остается неиспользуемой. К тому же будет сильно похоже по графике на старую Атари. И совместимости добиться почти не реально... Лех, ну отстань ты от экрана, наконец.
- Я тут посчитал - четыре цвета на точку при разрешении 256 аж на 108 жрут как раз все экранные 6912 байт.
- Ну а кому такое разрешение нужно будет? К тому же сто восемь на восемь нацело не делится, ULA с ума сойдет.
- Хм, а если буфер у принтера отобрать? Он все равно только во время печати нужен, а жрет аж четверть кило. Получается 7168 байт, мля, все равно не круглое число... 224х128 при четырех цветах на точку влезет.
- Если Юльку нагнуть только... Но это уже будет не Спек, а что то типа амстрада. Оно нам надо? Короче - экран оставляем родным. Хрен что тут сделаешь, без полной потери совместимости. На будущее придумаем что получше, типа Локки или Сэма. А пока при бешеной цене на память - оставляем как есть.
И так пипл сколько лет гамился и не плакал, ну почти. Короче сынку - батьке видней. Вообщем договорились же - фокусируемся на звуке, благо время пока есть, и заказ на музпроцы не выполнен.
- Васюа, не называй чип AY-3-8910 процессором, это просто программируемый шумогенератор.
- Но звучало то как гордо, тогда - у меня Спектрум с Музыкальным Сопроцессором, завидуйте все. Думаю и сейчас покатит. Главное - до дедлайна требования к Юле окончательно поправить, и разводку мамки.
- Йес, хорошо что босс согласился дату выпуска отодвинуть, после успеха последней железки для 81го.
- Ян, сколько в ромике места осталось? Ага три сотни на убивание багов ушло, килобайта должно хватить. Я тебе сейчас распечатаю кусок твоей же книжки, ок? Только постарайся в этот раз сделать лучше - поищу пока советы в старых журналах.
- Па, ты прикол с принтером забыл!
- Кстати, коллеги. Хоть он и получился у вас реал пис оф щит - и сдох на рынке, но кое что полезное от него мы использовали. Ян, Викерс - смотрите. Вот текст, цикл, отсылаем на печать - а вот тут меняем байтик, посылая по новому адресу. О, за секунду - на экране три здоровенных строки, в восемь раз больше штатного шрифта. Ну как, понравилось?
- Даммн, Васюа - как это работает?!!
- Тут все просто - мы, Русские, завсегда найдем применение даже ненужной вещи...
Большое помещение имело очень странный вид - ни одного окна, яркое освещение и трубы вентиляции. Ряд столов, нависающее над ними стеллажи с кучей электронного хлама допотопного вида. Мерцали маленькие зеленые экраны осциллографов и солидно светили электронно-лучевыми трубками здоровенные телевизоры. Большие не размером экрана, а габаритами и массой.
На этом фоне резко контрастно смотрелся ноутбук c ярко светящимся современным ЖК-экраном - и подключенные к нему через пучок проводов и плат матричный принтер, двухкассетный магнитофон, плюс еще какое-то непонятное сооружение.
Но вот собравшиеся тут люди были похожи. У них одинаково горели творческим энтузиазмом глаза.
А на экране ноута, во все окно программы-эмулятора, красовались большие и угловатые, словно составленные из кубиков буквы:
ZX
Spectrum
RULEZ!!!
На стене висел календарь, сентябрь 1981. До дедлайна осталось полгода...
Глава 1
Началась вся эта история почти двадцати лет тому вперед, как это ни странно. Ну об этом потом. Окружающие меня теперь 'сверстники' многое бы отдали за возможность использовать то множество электроники, которое окружало меня с детства. Одно из первых сознательных воспоминаний - как классно тянуть в рот, да и вообще дергать вкусные гладкие провода. Одно из вторых - следом за кошкой пытаться пробраться к их скоплению не рекомендовано. Ах, как жаль - такие интересно мигающие огоньками коробки, а еще там можно погреться в струях теплого воздуха. Но увы - кара была ужасна. Кошка с мявом улетала прочь после стартового пинка. Меня же, разворачивали ползти в другую сторону - придав хлопком по памперсу ускорение. Понемногу взрослея я усвоил многие важные вещи. Например что меня зовут 'Лешенька', ну это чаще большая теплая добрая Мама. А иногда 'Леха, ползи отсель, мал еще' - это Папа, при ускорительном хлопке. И что эти странные гудящие и мигающие, в общем такие волнующие штуки занимают важное место в окружающем мире. Но до поры до времени их стоит оставить в покое. Впрочем и в обычных игрушках хватало всяких лампочек, пищалок и прочих говорилок. По мере взросления доступность электронных фигнюшек повышалась, в школе нам аж выдавали крохотные нетбуки ASUS EееPC, тщательно отбивая линейкой любую попытку нажать кнопки. Буквально - по пальцам. И, как то очень быстро - вся эта компьютерная благодать куда-то испарилась. Отец долго смеялся, но с грустным лицом. 'Кому и зачем нужны машинки эти, но хапают по принципу. Там даже кино не посмотреть...' Но факт есть - нетбуки пропали. Как я потом посчитал - полторы тысячи только в нашей школе.
Ну а Батя, как всегда прикольнулся. Выдал мне компьютер - небольшой, размером как раз с школьный НЕТ-бук. Но без экрана, со странной резиновой клавиатурой, причем обшарпанный какой-то.
На резонный вопрос 'а что это за такое, вообще?' достал еще несколько проводов и странную штуку. Коробка размером с половинку обувной, с несколькими кнопками и крутилками. На верхней панели была прозрачная крышка - и там еще две крутилки зачем-то спрятаны. Тут я вообще ничего понять не смог - что за странный конструктор?
Но за что я люблю своего отца - он всегда учит полезным вещам, реально полезным - и без всяких школьных напрягов. Вот и в этот раз, мигом рассеял мое недоумение. Оказалось - это тоже компьютер. Древний почти как динозавр, ну а раз нас в школе даже простейших нетбуков лишили - будем учится дома. Когда я попытался возразить - резко был обломан. Да, действительно - читать сам научился, по азбуке, выпущенной еще в СССР. Никто меня специально не учил, но больно хорошая книжка была, в четыре года полностью освоил. А тут твердая заява - эта азбука не хуже, попробуй!
Пока я все это вспоминал, наш старый кухонный телевизор был перетащен в мою детскую, воткнут в розетку - и странные девайсы из прошлого тоже. Телек заработал, показав белый экран с надписью по английски - начинающейся с '1982'. Аффигеть, я на шестнадцать лет младше, чем этот комп. А странная штука оказалась магнитофоном, с которого надо программы загружать или записывать - за долгие минуты.
Но то, чему я в результате научился, в школе не преподавали.
И, к девятому классу, на уроках информатики, и даже математики я отдыхал. Ну, за исключением экстренной помощи девчонкам... сами понимаете...
А всему виной старинная железка - изощренная хитрость сработала. Она научила мыслить на языке компьютера, причем старый 'Бейсик' и новомодные языки отличались лишь названием одинаковых команд. Ну действительно - какая разница, как назвать команду вывода на экран - 'Print' или 'Write'. Объектный подход тоже лишь название давно известного принципа.
Даже когда у меня появился навороченный многоядерный комп, про старую машинку не забывал - хобби такое было. Поиграть в старинные игрушки, попугать их видом друзей и подруг.
Тут вдруг, как то вечером перед Новым годом меня Батя огорошил. Сперва потребовал разговаривать только по-аглицки. Я попытался отбиться, резонно говоря - читать умею, говорить нет. И тут он меня добил - не научишься говорить за две недели, будешь дома сидеть, как дурак!
Однако здравствуйте... подумал я. Что делать, что делать...
На следующий день окучил все торговые точки, где 'дивидишки' продавали. В результате нашел лишь шесть дисков, с аглицкой аудиодорожкой и субтитрами. Конечно для знакомых и любимых фильмов типа 5го элемента. Теперь каждый вечер заканчивался учебно-принудительным просмотром - оказалось очень полезно. В школе оценки стали почти эквивалентны пятерке, учитель удивлялся. Развивая успех напросился на репетиторские уроки для старшеклассников. Таисия Анатольевна сильно удивилась, и даже хотела от денег отказаться. Не - как говорит Батя 'любой каприз - только за деньги!'
Не буду дальше рассказывать про методы обучения - тяжело было. Сильно.
Но цель оправдывала средства - слетать в Британию и потусить там, да мне все одноклассники обзавидуются. Это вам не Турция с Ебиптом, однако.
======================
Ну что, неплохая такая выставка-ярмарка получилась. Энтузиасты со всего мира скинулись, застолбили на пару дней целый кинотеатр. Железа собрали всякого - немерянно, целый зал огромный.
Причем если считать по машинкам, наших электронных извращений было около половины - из всего зоопарка. Буржуям привычней к готовым компам что-нить добавить, например отличный контроллер IDE-жестяка. Но вот по личному составу товарищей из ех-СССР было мало, всего десяток. Включая и меня, причем из современной РФ-ии были кроме нас с Батей только пара товарищей. Дорого однако, бедным спектрумистам в гости к бриттам летать...
А на стендах жужжала доисторическая компьютерная живность - начиная от супер-раритета, ZX80 образца 1979го года с килобайтом памяти, до нашего ATM-Turbo образца 1993го с мегабайтом на борту. Или 'последний из официальных могикан', заводской 'Спектрум 3+' c дисководом на борту. Русские ZS 'Scorpion', начиненные всякой всячиной - например полмегабайта постоянной памяти, с прошитыми внутри кучами программ, и контролером винта. Кстати наш, который Батя собирал лично почти двадцать лет назад - был самым навороченным, хоть и не самым красивым... Если честно - выглядел ужасно, древний AT-корпус, серая люминевая морда советского 5.25 дисковода рядышком с пожелтевшим от времени буржуйским 3.5, куча разъемов, прикрученных где ни попадя. Зато внутри все пучком - никаких глюков, навороченная звуковая плата 'General Sound', комп в компе - со своим процессором и 128кб памяти.
Хотя наши русские маньяки-герентофилы наваяли гораздо более совершенные железки, за прошедшие годы, но свою старушку отец никому не отдаст. А вот 'новья' на продажу мы привезли, буржуи-коллекционеры уже торгуются.
Как вам например портированная с 32 битной приставки Sony 'Play Station' игруля, видеоквест? И специально обработанный напильником для нее 'спек' с подключенным CD-ROM. Правда стартовый загрузчик приходится с обычной дискеты пускать - ну роскошью во времена торжества 8-и битных компов 'сидюки' были... А машинка ушла с аукциона за хорошее такое количество фунтиков, теперь наверно аглицкие камрады ей будут своих детишек пугать...
Ну и несколько более 'мирных' машинок отец толкнул, часть ему друзья-маньяки на реализацию выдали. Так же хорошо пошли всякие новоделы - например крохотная плата, размером чуть больше картридера для флэшек (и встроенной дыркой под SD). Зато там полноценный 'Спектрум', разъемы для монитора, клавы и джойстика визуально больше собственно компа.
В ответ, по заказам товарищей, закупали антиквариат. Взяли три самых первых 'Спектрумов', еще с резиновой клавиатурой. И добыли целых два блока расширения 'Интерфейс 1', с тремя эрзац-дисководами 'Микродрайв' - во раритет, я такие только на картинках видел! Еще агрегат 'DISCiPLE' - тоже винтажный контроллер дисководов и прочей доисторической фигни. Набрали кучу мелочевки. Дальше просто бродили и угорали от микросхемных каракатиц - чего только там не было...
Под конец тусовки на огонек заглянул таки виновник всего этого безобразия. 'Старичок-сморчок, сэр Клайв Синклер, йопфашумат' - с чувством сказал батя, после чего нецензурно выругался...
======================
Старенький прокттный 'лендровер' имел неплохие тормоза, да и вся схема вездехода 4х4 сработала.
Жуткий скрежет и треск, с завываниями прекратился - как отрезали.
- Уффф, как будто по нам 'Хроносферу' из редалерта применили, - выдохнул Батя и добавил еще пучок непечатных слов. Придется его озадачить, подумал я, глядя на дорогу позади авто.
-Йооо... Вот же, абвгд. Тормозной след обрезан. Все в округе изменилось. Ляяяяяяяяя!!!!!
Мы выскочили из древнего 'ровера', и топтались в недоумении. Вот вроде только было тепло, +15 - а сейчас около нуля, под кустами снег лежит. Дорога из хорошей, плотной трехполоски превратилась в корявую деревенскую полуторку. Редкие деревья вроде как остались на месте - но куда делись листья?
- Нас транклюкировало! громко - в надеже сбросить морок, признал я. Не получилось. Все осталось на месте.
Достал из кармана навороченного 'китайца', сифон с клавиатурой. Сети нет, спутников GPS тоже нет. Но вид вокруг вполне индустриальный - линия высоковольтная точно есть.
Папик исполнил традиционный ритуал попавшего в непонятку автомобилиста - попинал шины. И задумчиво вопросил пространство - речью, в которой цензурной были только предлоги. Потом успокоился чуток, и полез в машину. Раздался свист настройки радиочасти магнитолы, сменившийся внятным спортивным репортажем. На английском. Значит в пространстве мы не перенеслись, ёльфов не будет, ура. Снова свист настройки, и голос диктора сообщил нам погоду на завтра, двадцать четвертое апреля. Вот только какого года? Свист продолжился, потом бодрый голос сообщил о визите премьерминистра Маргарет Тэтчер в... Тут опять басом начал матюгатся отец. Если сделать краткую выборку, отцензуренную то получится что то вроде '...да...этих...попаданцев...и...тех кто их засылает...в...'. По радио пошла какая-то программа, болтали про политику и недавнюю войну. Тут то мы окончательно определились с годом - тысяча девятьсот восемьдесят первый.
Приехали... Документы - разом стали опасными бумажками, как и деньги. Уж попали так попали - батя по третьему разу начал нецензурный монолог. Суть была - нет бы, как белые люди попасть в СССР году так в 39м, или еще куда. Но закинуло нах, в нАгличанию...
ШтЫрлиц в тылу врага, однако!
======================
- Итак, джентльмены. Я осознал свои ошибки - но что дальше. Какая сила послала сюда вас, и для чего? Что и как мы можем изменить. Я полагаю это вселенский разум решил направить и изменить...
- Зря ты ему его речь в конгрессе не распечатал - шепнул я бате, - та ж муйня.
- Не, пусть выговорится - хер Геббельс компьютерный, вроде благодушно ответил папа. Тут Клайв споткнулся.
-Ват ю сэй?
- Сей, сей, херов сенсей.
Упс! Батю понесло.
- Вот так же ты все годы слова как песок сыпал - и чудо, что незначительное по твоим меркам начинание изменило историю. И ты же, очкастый гик сказал двадцать лет вперед 'Спектрум? а, это мелочи'. А теперь как фюрер компьютерного мира втираешь о своей грядущей роли в истории! Да все успехи были в основном вопреки твоим 'мудрым руководящим направлениям', Мао хренов. В 70х калькуляторы пролюбил - факт. В начале 80х в чушь бабло вложил - факт. К середине 80х трусливо свалил. И людей кидал, постоянно!!!
Папик с багровым лицом навис над тщедушным Синклером, громогласно оглашая факты, при этом обильно перемежая их русскими вставками и загибая пальцы. Тут, внезапно, пальцы кончились. Клайв углядел перед собой два здоровенных кулака и сомлел.
Вот это шоу - даже не думал, что у моего отца такие старые счеты. То то ТАМ он сопел невнятно при взгляде на дедушку, вещавшего с трибуны. Старших надо уважать - а тут уже вроде как сверстник, вот он и оторвался. Надо будет подробней расспросить... Попозже, во избежание.
Уже потом, общаясь тесно с сотрудниками фирмы понял - почему никто не удивился многолосому шуму и ругани в кабинете шефа. Привыкли все к ежедневному авралу и угрозам жестокого покарания. Вот так вот, но что любимого директора там песочит злой дядько из будущего - пока никто не знал. Синклер, прочухавшись - набулькал в три бокала какую-то самогонку из бара. Я пригубил...Гадость. Реальная, деревенский Сэм вкусней, знаю - пробовал. Тока тссс...
Вот что у бизнесмена не отнять - всегда нос по ветру. У нас в багаже - невероятная машинка по текущим меркам, ну и еще кучка антикварного железа. Ага, для 21го века. Хард на двадцать гигов тут миф, можно 'рейд' из местного хлама замутить - но обойдется в миллионы баксов и будет размером с холодильник, минимум! А самая главная военная тайна - есть волшебный переходник. Который соорудили люди, Которые любят старое железо, Которые мечтали когда были молоды - что будет волшебное железо, Которое будет хранить мегабайты... а может гигабайты? Короче цепь замкнулась. Гигабайты всякой фигни попали в мир, где дисковод на 360кб дискетах стоит 400 фунтов, больше девяти штук зелени в 21м веке. И наглая эта морда в толстенных очках прекрасно понимала важность события.
Ну а мы с отцом все уже обсудили. Вариант оптимальный. Документов нет, предъявлять железки властям - растянут на запчасти, нас в Бедлам - знаменитую тюрягу для психов, пока црушники не подтянутся. Бежать в Советское Посольство - три раза ха-ха. С чемоданами электроники, без документов. Вообщем надо мирится.
Так что Батя хлопнул с Клайвом по первой, потом по второй. Шел уже не спор - разговор, серьезный. Нам нужно место под Солнцем, и возможность сперва просто выжить. Ну а дальше не будем загадывать. Синклер прекрасно понял, что гости знают его главную педаль - жажду СЛАВЫ.
Но и мы попадаем под зависимость. Нам просто некуда идти. Те фунты стерлингов, что в кошельках - увы, лишь фантастическая бумага. Не примут - испугаются голограмм защитных и сдадут нас 'бобби', в любом магазине. Надо легализоваться, утвердится в этом времени. А дальше будем посмотреть, как говорится.
хз, увы
=====================
81
ZX 81. Так зовут крохотного монстра, на который сейчас надо ориентироваться. Даже не знаю какими эпитетами или матами его обкладывать. Самый дешевый, открывший эру домашних компьютеров, продано больше 2500000 штук - считая только лицензионные у нас и в штатах. Немерянное количество пиратских в Тайване, Бразилии, Аргентине, Португалии, Испании... Да почти по всему миру, никто не считал. Принесший славу и успех - но какой же это ужас. Нет, не ужас а УЖОС НАХ!!! Единственное достижение по сравнению с предыдущим образцом, ZX80 - упрощение схемы, и цена. Фактически он состоит из четырех больших микросхем: процессора Z80 - на текущий момент весьма шустрого, ПЗУ- постоянная память размером 8кб, и специальной ПЛИС, она же ULA или 'Юлька' как батя зовет по старой памяти. Потому что когда-то эмуляция ее на советских микрухах требовала титанических усилий и десятков микросхем. В этой микрушке, производства фирмы "Ферранти", прячется вся логика - контроль клавиатуры, экрана...
Но самое забавное в этом компьютере - основная память. В базовой комплектации целый килобайт! Офигеть и не встать, как приходится извращаться программистам. Туда шахматы впихнули, на описание логики ушло меньше 300 байт. Попробуйте в триста букв, не слов - правила описать.
Ну а графика... Ее просто нет. Текстовый экран 32х24 символа, и 'графическое' разрешение 64х48, просто печать кубиками псевдографики. Звука нет, цвет - великолепный выбор, как у Форда. Черный и черный, тьфу - белый.
Но что поделать - сейчас память на вес золота. Блок расширения уже в продаже, еще для предыдущей модели делали - целых 16 килобайт... По цене 50 фунтов. Это при том, что сам компьютер стоит готовый 70, а в виде набора 'сделай сам' те же 50.
И как раз в этом заключался успех - весь комплект стоит в несколько раз дешевле чем самый дешевый дисковод от 'больших' собратьев. И впервые в истории любая домохозяйка может позволить заиметь дома НАСТОЯЩИЙ КОМПЬЮТЕР. Ага, с черно-белой графикой.
Но тут как раз решающая роль капитализма в действии. Большая часть населения бедней чем несколько процентов богачей. Рынок б/у черно-белых телевизоров растет, цветной стоит неподъемных для многих денег. А чувствовать себя крутым компьютерщиком всем хочется, тут же как грибы полезли фирмочки, производящие игры и аппаратные примочки. Например модули расширения памяти, более дешевые чем жлобский и неудобный Синклеровский. На очереди разнообразнейшая куча периферии, о которой легко можно прочитать в сканах неизданных еще журналов. Десятки типов джойстиков, все мыслимые разъемы, несколько вариантов расширения графики. И модемы, для подключения к Интернету. Тьфу - MicroNet. Еще раз напоминаю - сейчас осень 1981года. Инета нет. А вот британская сеть, немного похожая на принудительный гибрид F`I`D`O` и ТЕЛЕТЕКСТа есть. Про ф`и`д`о` напоминать лучше не нужно - дорогой тащ президент может приказать расстрелять. (НЕ шутка, увы - отдельная история.) Телетекст и сейчас жив - найдите кнопку на пульте телевизора. Попадете в 'сеть' образца начала 80х.
И теперь надо определятся - включатся в эту гонку, или нет. Синклер тогда бабло в маленький телевизор с плоским экраном вкладывал, пролетев в итоге и зря потратив ресурсы.
Сейчас этот вопрос мы рассматривали плотно. Что либо менять в уже вышедшем и, вроде как, исправленным от багов ZX 81 поздно. Но дополнительные сливки снять охота. Это и без нас делали - готовя к выпуску в ближайшие месяцы вундердевайс под названием ZX-Printer.
Вундер - потому что стоить будет сорок девять фунтиков, а цена на любой другой принтер в мире минимум в 4 раза больше. Ну а пользователям эта машинка доставляет немерянно - цена бумаги, кстати шириной примерно как туалетная, очень высока. Потому что она специальная люминиевая, и стоит 65ти футовый рулон примерно 2,5 фунта. Принтер то хитрый, пробойной искрой печатает. Но все равно дешево. Опять путаю времена. Ну да ладно, другое забавней. Когда мы предложили сделать принтер пусть и простейшим, но матричным - с печатью на обычной бумаге нас резво одернули. Оказывается традиция продать дешевый принтер и нажиться на расходниках не нова. Но поспорив немного согласились - принтер действительно чуть ли не в убыток делать будут, ради поддержания статуса 'дешевле некуда'.
Так, и что там решают делать дальше? Я тихой мышкой сижу на совещании, слушаю вежливую перебранку. Клайв как всегда хочет скакать дальше, ага на белом коне. Как и в реале бросить ZX81й как пройденный этап и немедленно сосредоточится на 82м, он же Спектрум. Не проблема, мы и так этим заняты - одну из трех рабочих машинок, образца 84го разобрали по винтикам и медитируем вместе с инженерами на тему 'чего бы добавить, не потеряв совместимости'. Рик Диккенс, главный дизайнер, непременно хочет еще улучшить внешний вид - хотя сам его и разработал. Но тут консервативное крыло во главе с батей и Клайвом возобладало. Первая модель будет выглядеть как оригинал, весить те же полкило и стоить те же деньги. Нельзя спугнуть удачу.
А теперь снова раскол, спорят и спорят. Тут я не выдержал и встрял.
- Вы спорите, нужен ли 81му параллельный порт или последовательный, а про главное забыли.
-???, была общая реакция. Как же, малой заговорил, да еще по аглицки.
- Комп этот никогда профессиональным не будет, как ни старайся. Хотя к концу его жизни сторонние конторы выпустят расширения памяти аж до 256кб и все мыслимые порты, бизнесприложения напишут, дисководы подключат. Пусть стараются, но нам нужно главное не забыть - это самый дешевый в мире компьютер. Домашний компьютер. А дома в основном ИГРАЮТ. Ну а играть на этом убожестве, с черно-белым экраном, да в полной тишине я сам себя заставить не смогу.
Нужен блок раширения, наш - фирменный. Обеспечивающий подключение двух джойстиков и добавляющий звук.
А самое главное - расширенную графику! Или хотя бы возможность редактировать символьный набор, иначе с этим убожеством я работать не согласен.
- Какая графика, какой звук, примерная цена будет как сам компьютер - возмутился Синклер. Зашуршал бумагами отец.
- Да, Леш - вот прайсы весны следующего года. Самое дешевое расширение графики - 40 фунтов. Самое навороченное - 70. Слишком дорого, слишком мало покупателей - стандарт сдохнет, не родившись. Слишком поздно
Но я подготовился с запасом.
- Так, а в 83ем? Я смотрел, там за десяток фунтов варианты были, на излете ZX81го. И вот, я примерно схему набросал - хотя признаюсь, часть спионерил.
- 'Скаутнул', хохотнул Альтвассер, - дай-ка бумажку. Развернул и зачитал.
-Два стандартных атаривских ДИН-разъема, микросхема дешифратора. Простейший динамик. Двухкилобайтное ПЗУ с четырьмя новыми командами. BEEP для звука, загрузка-выгрузка CODE блока памяти, задание блочной графики. Все в расчете на обычный блок расширения памяти. Хм...
Тут он произнес какую-то непонятную считалку по аглицки, все заржали - и батя в том числе. Рррр!!! Ладно, не буду обращать внимание.
-Э.... Это самый дешевый вариант, мы сами джойстики производить не будем.
Цена... Ну не знаю, мистер Синклер - вам видней. Но, думаю - красиво будет 19,99 фунтиков - с последующим снижением, как припрет. Что? А, это обязательно - через годик и так цену снижать будете постоянно, последние продажи ZX81 в UK будут по цене 29 фунтов.
Тут народ немного осунулся, пришлось подбодрить.
- Так это ж будет только в конце 1983го, когда 'Спектрум' будет рулить! Клайв встрепенулся, ух у него и очки - телескопы.
- Мистер Алекс, вы говорите что ZX81 будет в продаже еще три года?
- Да сэр, даже дольше. Конечно к началу 84го по остаточному принципу. Но зато в южной Америке клоны попрут, и б/у машинки из Британии будут на рынках Европы продаваться во всю.
-Так, это уже интересней. И сколько всего продано было компьютеров? Минибизнесмен, мля. Задолбал.
- Да уж в тысячи раз больше, чем телевизоров с плоским экраном, гордо заявил я. Батя тихо ругнулся, по русски. Сурово так на меня посмотрел. Синклер, в ответ - глянул на него. Потом снова на меня. Шумно выдохнул, и вытянул длинные свои руки-грабли по столу. Щелкнул зажигалкой, отмахнувшись от Рика.
- Да знаю я, что бросать пора. Но тут такие новости. Что вы еще умалчиваете? Батя пока, багровея от злости, думает что мне сказать.
Ну а я буду продолжать недозволенные речи.
- Ничего касающегося Вас. А ZX81, без всякого вмешательства будет продаваться долго. Он обеспечит грядущий взлет ZX82, накопив пользователей.
Ну а бизнес-софт и без нас напишут. ZX-Text, ZX-Calc, ZX-Calendar. - с превеликим мучением впихнут в девайс. А ведь крохотное дополнение - возможность сохранять и загружать выборочный блок памяти... Будет революцией! Не говоря уж о ZX82, он же 'Spectrum'. На британском рынке будет жить больше десяти лет, во всем мире - до следующего тысячелетия. Но - без вас. Совсем.
А вы, в той истории - будете кидать миллионы фунтов сперва в карманный телевизор. И сделаете, увы - потому что убытки будут колоссальны. Потом в электромобили, с еще большим провалом. И ваш любимый враг - Алан Шугар, купит SRL за копейки. 'Амстрад' будет продавать 'Синклеры'.
Nahhhhhhhhhhhhhhhhhh
Разговор продолжить.
Вот вариант посерьезней, и его можно и нужно сделать совместимым с будущим Спектрумом. Разъемы джоев те же самые, но в Атари-стандарте не все контакты задействованы. А вот и дизайн, схема примерная нового геймпада.
Каюсь, слизано с приставок будущего. В текущем варианте крестовина и четыре кнопки. Батя поржал и показал джойстик от Денди. Хм, до того же самого додумался, только без двух турбо-кнопок.
Долго боссы ругались - чуть не зарезали идею... Собственные Геймпады зарубили, не совсем - но надолго.
Но все таки решили выпускать Sinclair ZX 81 Expansion Pack - несовместимый с будущим Спектрумом. Разъемы для принтеров и прочего забросили, на радость конкурентам. А так же их успешного взращивания. Пусть шишки набивают и мастерят железки - полезно для всех.
Как потом было посчитано - устройство продлило активную жизнь ZX81 в Британии почти на полтора года, а в остальном мире на много лет, точно уже не сказать. Всего несколько функций - загрузка и выгрузка машинного кода или массивов данных, задание своего символьного набора, и плюс 'бипер' для звука обеспечили долгую жизнь нашему уродцу, особенно в странах 'третьего мира'.
Успевшим купить фирменный 16кб RamPack новый модуль предлагался с небольшой скидкой - они и рады были. Потому что держался тот в гнезде хреново... В комплект специальные клипсы крепежные включили, для более устойчивого соединения девайсов.
В упаковке шла фирменная кассета, на которой был целый десяток программ. Примеры использования джойстиков, описание стандарта для программистов. Общий принцип прост - ваяй железку как хочешь, но совместимость со стандартом SRL обеспечь. Кроме этого впервые был применен злостный и намеренный плагиат. Грубо обработанный напильником биперный музыкальный редактор WHAM образца 1985го года. Чудом успели Ян Логан и Батя - потому что написан был он для Спектрума, с совсем другой адресацией памяти. Без ноута с мощнейшим дизассеблером не справились бы никогда. Журналисты и, особенно разработчики игр были в восторге. Но 16килобайт для его работы хватало в обрез. Минута скомпиленой музыки - а потом совет на экране, купить еще блок памяти. Никакой рекламы - производителей расширений для ZX 81 немерянно развелось.
Как и игр - в числе разработчиков которых учебно-принудительно оказался и я. С простейшим заданием - адаптировать игру с черно-белого компьютера на бело-черный. Шутка конечно - бейсик игру с советского Радио-86 для британского ZX 81. Чем больше меня нагружал батя - тем интересней было. И эту задачку не зря подкинул, а с подколкой. В первую очередь сравнил ТТХ машин. Боевая ничья. 81й имеет базово всего 1кб ОЗУ, 86й - 32кб. Зато по ПЗУ наоборот. 81й хранит полноценный (почти) бейсик в 8кб ПЗУ, 86й - 1кб Монитор, который почти ничего не может, бейсик надо сперва загрузить с магнитофона, заняв солидный кусок памяти. Графика одинакова - фиксированный набор, символьный экран 32х24. В расширенном (при втыкании модулей памяти и нового девайса) - 81й имеет возможность редактировать символы, 86й остается с символьным набором, но зато может его в принципе раскрасить. И толку от такого сравнения - Радио86 пока лишь в теории. А игру прямо сейчас надо делать. Естественно еще не существующий компьютер был лишь в виде эмулятора. Долго ковырялся, пока смог выдрать поэкранно листинг. Тут пришел батя и добил - сказав, что практически такой же комп под названием 'Микро-80' в СССР уже год как есть. Но 'благодаря' отсталости элементной базы требует около ста микросхем на плате, не считая других деталей. На тему нас из будущего и возможности помочь Союзу у него зацеплены все действия. А эту лекцию, как я понял - прочитал для укрепление моей веры. Ну, я и так себя русским считаю. А вот кто там сейчас генсек? Так и ответил. Папик ругнулся на 'современное образование', дал пару подсказок и ушел.
Тупое копирование строк, с адаптацией соответствующих команд не помогло - не лезла программа целиком в 16 килобайт. Можно конечно выкинуть текстовое описание - кстати довольно интересное. Игра, называвшаяся 'СТРАНА МОНСТРОВ', как оказалось была целой легендой. Неплохая такая смесь бродилки, ролевухи и даже стратегии с эпизодическими постреляшками. В редкую возможность получить доступ к нашему суперкомпу, старому ноуту - поиграл в эмуле РК86. И меня поразил азарт. До этого на батю и спевшихся с ним спецов SRL смотрел с опаской - работали как проклятые. Матричный принтер выдавал ленты бумаги, дым сигаретный стоял столбом, перемешиваясь с канифольным, от паяльников.
А сейчас почувствовал - могу! За неимением личного суперкомпа обложился листами специальной бумаги - расчерченной по точкам и знакоместам, фирма 'Print`n`Plotter' постаралась, для удобства игроделов. И чертил. Разбил игру неизвестного русского программиста на блоки - и офигел. Игровое поле в двух массивах хранится - параллельно данные и псевдографика, память явно не жалели. Вгрызся в мешанину подпрограмм - и понял, что проще будет с нуля написать. Через месяц 'MONSTRLAND' для 16к ZX 81 был почти готов. И, в процессе дошло, пошаговую многопользовательскую игру сделать тоже можно, но памяти уже не хватит. Зато какой рулез будет! Вышел на руководство с требованием - припрячь программиста на Ассемблере, мне машинные коды процессора еще учить и учить. А бейсик-программа медленная, и места много жрет. В результате еще месяца работ черно-белая игруля поддерживала до четырех игроков, возможность игрового общения, обмена предметами и совместного прохождения, или войны. И музыку впихнули. Тут я офигел.
Оказывается пока мы программу шкурили - гадский Синклер успел ее разрекламировать, как составную часть апгрейда. Тут то я и понял - ЧТО такое дедлайн. Это когда в очередной раз пересобираешь игру, исправляя баги типа 'уронил лодку в болоте - она пропала нах...' - с ужасом глядя не на календарь уже, на часы настенные! С рычанием выбил часы у мэйнфрейма, он же Ноут. Гонял прогу до посинения, записал мастер-кассету, отдал в тираж - и уснул на сутки. И снились мне речные монстры, играющие в карты с путниками. И живые, очень хищные, деревья Анчар - ставящие ставки на поединки между героями.
Уже потом, по данным из независимых журналов стало известно - именно эта программа обеспечила успех новой железки. А стартовый экран, пусть и не цветной - имел в самом низу авторские строки, и первой шла 'G&D AND BASIC PRG: ALEX PUPKIN'. Почему все капсом - элементарно. В штатном знакогенераторе ZX81 все буквы только заглавные, однако...
Потом уже, читая описания прохождений и игровых казусов в журналах ухохатывался. Даже чемпионаты устраивали, 'на самого богатого', 'замочи всех - останься один'... Забавно - всего 16 килобайт, а такие эмоции.
Так что продажи как самого компьютера, так и нашего дополнения шли успешно. Стандарт для джойстиков рынок, поскрипев - но принял. На сами девайсы мы специально не замахивались - зато стандарт отстаивали стойко. Так что проиграла лишь пара контор, успевших чуток раньше попытаться вылезти со своими стандартами. Звуковую 'пикалку' все игродеятели тоже встретили с радостью - появление звука было очевидно, а тут еще единый стандарт задан. А вот дальнейшая чехарда 'производитель-покупатель' полностью отдана на откуп свободному рынку. И чудеса там случались забавнейшие. Как вам например дисковод ценой 220 фунтов (почти как четыре компа) и емкостью диска аж 70 килобайт?!
Синклер как услышал про такое - снова загорелся немедленно впарить микродрайв. В текущем виде, неудачного образца 83го. Нафиг-нафиг, сказал батя. Это пока недозрелая корова - и доить ее рано! Так что рынок продолжал насыщаться 81ми машинками. За полтора месяца до рождественской распродажи вышла девайсина в прямую торговую сеть, с красивой упаковкой, до этого большая часть продаж была по предварительным почтовым заказам. А тут главдизайнер, Рик Диккенс, постарался. По цене 129 фунтов покупателям впаривали базовую машинку, 16к блок ОЗУ и наш звукоигровой девайс. Плюс пара кассет - где была и Моя игра.
За неделю рождественских продаж ушли три сотни тысяч 'ZX 81 Сristmas Pack' - оставив пустые прилавки и кучу оплаченных заказов. Которые надо спешно обработать, за обещанные 28 дней... Синклер рвал на голове остатки волос и носился по фабрикам, обещая сверхурочные и премиальные. Наконец-то до него дошло, что подводить уже заплатившего покупателя нельзя!
===================
Но наступал новый, 1982й год. Год - который должен решить многие вопросы. Год, когда количество вышедших микрокомпьютеров и приставок породит 'игровой кризис`83'. Исторический выход Z82 был в апреле, реальные поставки начались в конце июля - до этого Синклер, как обычно, кормил всех 'завтраками'. У нас все более-менее готово. Делят последние байты в ПЗУ, драйвер Микродрайва туда так и не влез. На днях пойдет Бета-заказ микросхем ULA на фабрику фирмы 'Ферранти'. Альфа-заказ это жесть, пятьдесят чипов стоят пять штук фунтов - да за эти деньги дом купить можно. Бета заказ - тоже жесть, но с 5000 микрух, по 3 фунта за каждую будет прибыль, правда в основном не денежная. Долго пинали Синклера - пока он официально не признал, в любом новом железе и ПЗУ могут быть ошибки. Клайв, как его не ругать - не пытался контролировать прессу. Опыт, наверно - сам много в прессе работал. Множество журналов и газет самовозникли, и продолжали развиваться. Основной денежной подпиткой была реклама производителей софта и железа для ZX 81.
И в стартовом январском номере журнала 'Sinclair User', появилась статья. Отец, как про этот журнал услышал - долго удивлялся. И на ноуте в архиве первый номер апрелем 1982го датировался. А хитрый Клайв потом сказал - за эксклюзивную статью, вложившиеся в журнал бизнесмены еще и приплатили.
Хорошо хоть в интервью он завиральную отсебятину не стал нести. Честно объявил, что рабочие экземпляры ZX 82 подвергаются полному альфа-тестированию. Когда журналисты стали уточнять - толкнул целую речь.
'- Мы все знаем и понимаем, чем сложней любое устройство - тем больше в нем может быть скрытых ошибок. И выпускать на рынок недоделанное, сырое железо мне не позволить моя совесть!'
Ага, как же - постоянно так делал, ТОГДА.
'- Так что в SRL принята ступенчатая градация. Альфа-уровень это готовое устройство, выпущенное малым тиражом, и используемое во всех возможных задачах. Конкретно сейчас это около ста компьютеров, любая ошибка документируется и исправляется...'
Опять врет, полсотни было - тридцать осталось, и то с допайками на плате! 'Дохлые тараканы', так их все называют. И как еще сказать, когда посреди стройной линейки впаянных в 'маму' микрух лежит кверху лапками еще одна. И тонкие проводки от неё разбегаются на многие сантиметры.
'- В апреле, к моменту проведения выставки Earls Court Computer Fair будет готова бета-версия, в количестве пяти тысяч экземпляров, готовых к продаже в рамках второго этапа, Бета-тестирования.
В первую очередь производителям программного обеспечения и добровольцам. Гибкая система премий за обнаруженную недоработку будет использоваться. Замена Бета-версии на исправленную будет производится быстро.
Летом в розничную продажу пойдет свободный от ошибок, совершенный персональный компьютер!'
======================
zzzzzzzzz
Стенд привлекал внимание. И не потому, что занимал большую площадь, и, что на этой выставке компании Sinclair Research придавалась большая важность. Просто он выглядел странно. Три секции полукольцом, укутанные пленкой - за которой угадывалось оборудование. Внутри сидел одмин, то есть я. И ждал, пока не начнется работа - попутно отгоняя любопытных.
. Тем более такая секретность подогревала азарт журналистов и раздувала ожидания. Ох, не облажаемся ли мы. Там ZX82 выиграл как раз за счет простоты...
Что у Клайва не отнять - так это умение произносить речи. Не отрываясь от темы, говорить по существу, не забывая общекомандную, написанную 'спичрайтером', речь - которую весь наш коллектив и шеф тоже согласовывали месяц... И в то же время постоянно ляпать что то новое, держать народ в напряжении. Хм, Джобс моложе Синклера на 10?? лет - и пока не додумался до такой манеры.
Ну чисто клоун - принял подброшенную со стороны машинку, еще раз подбросил - да, со зрением у Клайва плохо, очки как телескопы. А вообще дядька нормальный, когда не хвастается. Но тут реклама шла по плану, показывая маленького Спекки, хвалебная речь Клайва лилась не переставая.
'Мощный процессор Z-80, на частоте 3,5мгц.... Постоянная память целых 16 килобайт...
Оперативная память от 16 до 48 килобайт... Цветная графика высокого разрешения!'
Ога, 256 на 192 точки... И 'цветная' графика тоже хитрый выверт - цвет задается по знакоместам, то есть экран делится на квадратики 32х24 - в которых одновременно может быть лишь два цвета. Правда есть и плюсы - быстрота обработки картинки заметно выше, чем у конкурентов.
'...Восемь базовых цветов, а с использованием опции повышенной яркости - целых 15!
А также качественный, профессиональный звуковой сопроцессор позволяет использовать великолепную музыку и звуковые эффекты!'
Ню-ню. Этот шумогенераторный чип AY-8910 к спеку прикрутили официально только в 1985м, хотя, действительно способен хорошую музыку играть.
'...Высокая скорость загрузки с ленты ускоряет работу с большим объемом информации. Но это еще не все - в ближайшем будущем будет выпущен модуль расширения и высокоскоростное устройство хранения данных - Микродрайв!!! Рабочие прототипы уже имеются - и вы сегодня в этом убедитесь!'
Синклер продолжал грузить народ. Ага, рабочие - как же, из будущего все, как и звук... но мы воткнем пораньше. Эрзац дисководы-Микродрайвы вышли лишь к августу 1983го, и то фигово. Слишком долго кормили 'завтраками' покупателей'.
Но у нас сейчас время есть, напильником полгода шкурить будем минимум, в попытке из убожества сделать более-менее надежные девайсы. Но пока дисковод стоит как три спека - придется с ними возится. На самом деле спек в реале почти во всем проигрывал конкурентам - кроме цены. А тут мы его чуток получше сделали, и дальше будем стараться!
На расчехленном стенде красовались три самых больших из производимых в Британии телевизоров. В штатах есть и покруче - но в целях пиара упор был на патриотизм. А то глядишь и амерские 'Коммодоры' активней покупать будут. Хотя главный конкурент, 'Commodore 64' еще не вышел, но его предтечи уже в продаже.
Мы так и не решились внести серьезные изменения в базовую модель - хотя очень хотелось. Но зато у нас есть бесценный багаж - тысячи готовых игр, с офигительными по текущим меркам графикой и звуком. Чего только за много лет не написали, даже 'Варкрафт' и 'Вольфенштейн' есть! И 'Дюна', правда недописанная... Подобие 'Героев', рабочий 'Цезарь'. Так что, если все пойдет нормально - пустим их в дело. Потихонечку... А сейчас народ 'Пакману' глупому молится готов - как же, дома теперь с цветом и звуком можно за точками по экрану гонятся. Ничего, вы еще наш первый сборник игр не видели...
Было принято твердое решение - в отличии от той истории вся продукция SRL должна быть высшего качества. И будет создан игровой отдел , в котором мне (мне!!!) будет дана должность директора. Причем с официальным объяснением - в игры в основном играю подростки - кому еще проще понять желания потенциальных клиентов. В принципе он и так давно существует - только скоро признают официально.
Но вот речи закончились, и началась объявленная демонстрация. Под вспышки фотоаппаратов и в прицеле аж двух телекамер Клайв сошел с трибуны. Поднял повыше крохотный, но серьезно повлиявший на жизнь многих миллионов людей комп, и продолжил толкать речь.
'- А теперь я продемонстрирую всю мощь Спектрума!'
У двух из трех телеков уже стояли компы, с загруженными демками - кнопку только нажать. К третьему подошел Синклер и лично подключил кабели - от блока питания, к телевизору - и плоский шлейф к разъему расширения. Другой конец уходил в небольшой ящик, украшенный фирменной спековской радугой и надписью 'ZX Spectrum Expansion System. Prototype'.
Экран включился, моргнул тестом и показал привычную, для нас картинку. Клайв продолжил речь.
'- высокоскоростное устройство хранения данных еще в разработке - и здесь лишь прототип. Но он работает. Вот эта крохотная штучка содержит сто килобайт информации, с потрясающе высокой скоростью загрузки!'
И начал всем показывать действительно маленький картридж, или кассету... Короче фитюльку размером примерно как обычная SD-карта, только толще. Ну а в ней пять метров тоненькой пленки закольцовано. Насчет емкости тоже врет - 85кб там всего. Да и сделана штучка аж три года тому вперед! Самый рабочий из имеющихся экземпляров... Но босс эффектно воткнул ее в спрятанный в коробке микродрайв из будущего, ввел команду RUN. А дальше все просто офигевали, кроме нас.
Мы отмучались раньше - собирая компиляцию из кусочков разных демок, музыки и картинок, нашедшихся в батином архиве, на ноутбуке. Получилось скверно - большая часть была рассчитана на 128ю модель, да к тому же раскомпилировать и убрать анахронизмы не всегда получалось.
Но народ сильно впечатлило, особенно в смеси с музыкой из здоровенных колонок. Ага, тут даже Тетрис будет мировым прорывом. Вот с ним то как раз и затык - ну ни в какую батя не хочет отдавать звание разработчика самой массовой игры в истории британцам.
И что, ждать пока товарищ Пажитнов, злостно используя рабочее время, ее изобретет? Договорились - после окончательной легализации игруля выйдет таки в Британии, но от лица русского разработчика, сотрудника SRL.
Дема давно пошла на повтор - а люди все шли и смотрели. Я, прикованный к своему 'одминскому' месту, насмотрелся надолго.
Как со 'стальным' звуком собиралась на экране строгая строка 'SINCLAIR'. Под набирающий силу перепев сдвигается вверх, а снизу собираются в буквы крутящиеся кусочки - образуя строку 'Research Ltd'. Весь текст на экране несколько раз проходит радужная волна. Экран плавно, под музыкальный перелив, гаснет. Потом, под гром и молнии (нарисованные на экране, а колонки бахают так, что надоело!) по капле формируется надпись 'present now!'. Потом опять бахает гром, на весь экран 'ZX', звук утихающего дождя - солнце, радуга. И радужные символы складываются в название компа - 'Spectrum'. Ну а дальше под красивую музыку сменяются статичные и динамичные картинки, пролетают через экран истребители из SW, машут мечами всякие варвары, колыхается британский флаг, потом под затухающую амбиент-музыку идет реклама. Экран гаснет и деморолик начинает повтор. Через шесть часов я устал даже примерно считать проходящих зрителей, бросил на семнадцатой тысяче. Хорошо хоть вкусной едой и питьем меня снабжали регулярно. А насчет работы - несколько раз пришлось настучать по рукам особо отмороженным тестерам на двух остальных стендах. Там демки игрушек крутились, их можно было руками потрогать. Хоть и стояла пара 'бобби' в охранении, но дятлы находились - например выдиравшие в азарте шнур питания. Нашелся даже один клептоман-фунтофил. Во всяком случае пытался стырить экспонат и кидался во все стороны сотнями фунтов. Наверно купить хотел - но модели с внутренней надписью 'сделано в 1984м' в 1982 году не продаются! Шутка, конечно. Все наши машинки на стенде сделаны здесь и сейчас - но пока далеки от серийных.
Про характеристики 'высокоскоростного устройства для хранения данных', оно же 'Микродрайв', Клайв на презентации тактично умолчал, не став толкать речи в стиле 'будет послезавтра'. Поправка - отец потом рассказал, что договорились жестко насчет подобного. Не врать.
А о чем тут врать? Устройство из будущего хоть и появилось в железе аж осенью 83го ( больше чем на полтора года поздней обещанного), славы не сыскало.
Гибрид хомяка с бульдогом, эрзац-девайс. И не магнитофон, и не дисковод. Закольцованная и поделенная на секторы магнитная лента.
Но фишка в том, что ориентируясь на массовый, низкобюджетный сектор покупателей думать о дисководах сейчас - безумие. Самый дохлый, самый древний дисковод намного дороже самого компьютера. Конечно - благодаря послезнанию известно, что цена будет падать. И на оперативную память тоже. Но в ближайшие годы дисковод для массового потребителя - роскошь. Так что Синклеровский 'Микродрайв' достоин ошкуривания - напильником, и паяльником. Потому что загружать с кассеты программу, слушая пяток минут долгое пиликанье, жужжание и матюгаясь в случае сбоя - тот еще мазохизм.
А рабочие девайсы из будущего, сурово используемые - станут незаменимым опытом.
Джим Вествуд, главинженер, разбирает устройства на кусочки, матюгаясь по аглицки при этом. Но микродрайв, при всей своей глючности, нужен позарез. Иметь дешевое высокоскоростное устройство долговременного хранения - гигантский бонус.
Примерный срок копирования назначает на май. Ну а нам копирование не нужно - железка рабочая нужна. И придется таки делать внешний контроллер. В оригинале был целый блок, пусть и красиво подключаемый. 'ZX Interface I'.
Самое забавное в этой истории - его же создатели протестуют. Ух, построить бы тут всех... Размечтался! А выводы следующие - в историческом виде железку запускать низзя.
Порт RS232, он же 'СОМ' и сомнительная 'сеть', последовательно соединяющая аж 64 компа - правда на удалении около трех метров друг от друга за такие деньги не пойдет. Надо что то большее. И, к счастью - образец есть. Модуль расширения ДискЦипле, образца 87го. Те же функции плюс контроллер дисковода, два джойстика, параллельный порт. Что самое главное - ОЗУ компьютера не трогает, а это важно. Так как срок дедлайна сдвинут, в очередной раз с фантастического до исторического - времени с запасом. И можно добавить новые команды и функции в стандартный набор. Самое забавное - стандарт страничного переключения памяти, даст возможность использовать мегабайты ОЗУ, пусть они и стоят сейчас мегабаксы. Но, по мере удешевления станут актуальны. Повторим историю ZX81, с возможностью увеличения памяти в 256 раз по сравнению с оригиналом. И не нужен будет убогий ZX Spectrum 128, сделанный на коленке нищими испанцами. Музпроцессор и так есть, порты есть. О, надо будет MIDI, разьем для подключения музыкальной аппаратуры еще туда добавить - или не надо? Ну вот адресацию второго экрана и аппаратную возможность совмещения воткнем обязательно. Всего три деталюшки на плате нужно, и несколько процедур в теневом ПЗУ.
Решено на общем совещании. ZX Spectrum Expansion System будет иметь на борту 16кб теневого(вызываемого по необходимости) ПЗУ, 2кб теневого ОЗУ. Разъемы RS232, Centronics, MIDI, для последовательного подключения 8хMicrodrive. Таки сеть - совcем простая добавка. Фактически ее и так можно было сделать, извращенным способобом. Один комп сохраняет данные, но вместо магнитофона другой комп их принимает. Единственное отличие - специальные команды, для упорядоченья этого маразма. И маленькое совсем дополнение, пара программных триггеров. Первый для переключения блоков ОЗУ, что позволит расширять его дальше, чем штатно адресуемые 64кб - блок расширения, добавляющий еще столько же, выпустим скоро. Так же туда можно картриджи пихать, практически неограниченного размера - аж до 4х мегабайт, еще долго золото дешевле будет.
А второй - совмещение экранов Основного, и в расширенной памяти. Стоить правда это чудо будет дороговасто, 99 фунтов. Элитный девайс - но в отличии от прошлобудущей истории доступный.
А вот для обычных пользователей все эти навороты не нужны. Им что надо - быстрое устройство для загрузки программ, в большинстве просто игрушек.
Поэтому гораздо раньше и отдельно был выпущен 'урезанный осетр' - небольшая коробочка, внутри 4кб ПЗУ, два разъема для джойстиков и дырка для микродрайва, ценой 19 фунтов, ZX Spectrum DC, Data Controller.
А сами микродрайвы мы долго шкурили. Опять сплагиатили идею из будущего - контора Роботроникс сваяла когда-то свой Wafadrive, тормознутей, но надежней Синклеровского уродца. Инженеры, почесав затылок, согласились с изменениями.
Уменьшение скорости, совсем небольшое - сняло кучу проблем. Увеличение размера картриджа еще больше. Теперь фитюлька размером 5х7х1см прячет внутри завернутую в бесконечность ленту по схеме товарища Мебиуса. С разной длиной - на 64 и 128 килобайт. Скорость немного ниже - но линейные 48кб грузятся за 14 секунд. И в ноябре 1982го, почти на год раньше - микродрайвы вышли в продажу. Синклер опять радостно вещал - 'во много раз дешевле дисководов, в сотни раз быстрей магнитофона. Несколько секунд на выбор файла, считанные секунды на загрузку! Высокая надежность! Неимоверно низкая цена - 49 фунтов!'.
Ага, мы долго старались - надежность приблизилась к возможной для 'конвертированных' дискет 5,25. Цена на картриджи была установлена почти в убыток - 4 фунта за 128кб и 2,5 за 64кб. Но разлетались машинки как пирожки - в комплект поставки входил 'хакКерский' картридж с программой Копи-Копи. Это было первое открытое столкновение с игродельцами - причем мы на их стороне. Хотя они этого пока не понимают. Но я, как смог - донес до босса принцип. 'Если безобразие невозможно остановить - его надо возглавить!'
Больше всех ругался батя - ему была противна сама мысль делать защиту от свободного копирования. Но теперь он сам оказался в роли обороняющейся стороны - и решил вопрос как всегда резко. На совещании SRL и производителей игр добили народ до признания факта - любая защита рано или поздно будет поломана. Защищать новинки нужно и важно. Защищать старье - нет смысла. Так под раздачу попали старые кассетные игры, точней их производители.
А ответ был ожидаем - куча судебных исков. Наш ответ бы тверд и суров - идите в ногу с прогрессом. Сейчас все прогрессивные игродельцы выпускают свои нетленные произведения на картриджах. Вот там-то защита от копирования ого-го! А то, что ваше старье иногда туда попадает - чудо. Кому нужны всякие 'пакманы' теперь?
Мы сами ничьих прав не нарушаем. Программа копирования с кассет на микродрайв тоже. Или вы ходите предъявить обвинение в убийстве любому магазину, где продают кухонные ножи? К тому же мы предоставили спецификацию одной волшебной кнопки - не вошедшей в состав нового модуля. Хотя функция весьма проста - по нажатию сохраняется на носитель все содержимое памяти и регистров процессора, 'Magic Button'. При виде этого возможного чуда-чудовища для игровой индустрии все наши оппоненты замерли, в трудной позе... Объединенный судебный процесс мы выиграли.
И дальше старались - игропроизводители, привыкшие сидеть на старой блочной графике, простейших аркадных игрушках, офигевали от новых титлов SRL.
В комплекте к микродрайвам шла пара картриджей. Кроме всяких красот и утилит там была демка, аж два уровня хорошей такой игрушки. 'Принц Персии', когда то я меньше времени потратил на прохождение, чем сейчас на ошкуривание и доработки. А вообще - великое уважение товарищу Никодиму из далекого 1995го. Его титанический труд был тогда не оценен, ну а сейчас стал прорывом. В 1983 году за 128кб картриджами для ZX Spectrum с игрой 'Prince of Persia' реальные очереди были. За право портировать и получить лицензию прибежали все конкуренты.
А самое интересное предложение пришло с другой стороны шарика.
В далеком японском городе Нагойа давно образовалась вполне себе европейская фирма, лишь по прихоти налоговых законодательств ставшая полностью японской. SEGA.
Немного раньше попыталась выйти на рынок приставок - неудачно. И вот, готовят вторую попытку. Самое интересное, что железо почти наше, родное. Тот же процессор Z80, то же разрешение экрана. Звук правда хотели отдать микрушке Техасских производителей. А вообщем дело не в этом - предожение о сотрудничестве в деле продвижения компов и приставок на мировом рынке. Однако пипец.
При первом взгляде любая приставка по графике рвет однотипный комп в клочья - еще бы, у нее главная задача красиво смотреться. И фиг что с этим поделаешь. С другой стороны приставка это тупой ящик, практически не модернизируемый. Хотя это еще как сказать - та же 'Дендя', она же NES Entertaiment System, появившаяся всего несколько месяцев назад будет доооолго прыгать по рынку. Если ей не помешать.
Но прибивая конкурента мы и сами себе проблему растим. Приставка всегда будет намного дешевле близкого по железу компа. Пусть тогда 'Sega Master System' особо не продвинулась, ну а сейчас? Однако если уж вступили в Игру - надо работать.
Далекая япская приставка... А вдруг на наш рынок пролезет? А с другой стороны - приставки то по любому прут. Лучше уж наша, прикормленная, да еще близко-родственная по железу.... Синклер и Батя улетели в далекую страну Джапанию, оставив нас в глубокой задумчивости. Я же, воспользовавшись безграничным до их возвращения доступом, зарылся в инфу. Ага, в 86 вышла девайсина... Неудачно - опоздали на три года, по сравнению с 'дендёй'... В 88м сеговцы Мегадрайв слепят - о, вот он то нам прямой конкурент. Мы же похожую конфигурацию на 85й запланировали! Так. Я хоть и не Шерлок Холмс, вспомнилась совсем недавно вышедшая офигительная игра, с немного сплагиаченой музыкой... Но думать умею. Кажется я понял, какая программа 'максимум' будет, если 'сеговцы' согласятся.
Ну а пока есть время удивляться, популярности одного хитрого игрового жанра, текстовых адвентюр. Во времена 3д графики, полигональных монстров - про такое совсем забыли. А ведь это была целая история, множество игр с огромной популярностью. Как их описать вкратце - интерактивные книги. Игра в литературной форме описывает текущую ситуацию, а игрок текстом пишет в командной строке дальнейшие свои действия. Например начало одной отличной игры этого жанра 'Вы, злобный шпиен, выброшенный с парашютом к хитрому врагу. Но увы, теперь болтаетесь на стропах, купол зацепился за ветки. Чо делать?'. Правильное начало 'уцепится за ближайшую ветку, достать тесак, отрезать стропы'. Кажется можно идти дальше... какое-то время, пока не поймают. Потому что настоящий диверсант никогда не забудет дать команду 'забраться на дерево, снять остатки купола и заныкать их, шоб враги не нашли!' Вообщем, в таком аспекте.
Игр такого класса написано множество, весьма головоломных и просто развлекательных, иногда даже стебных. Объединяет их одно - практически полное отсутствие графики, скупые картинки локаций это уже достижение, и серьезные требования к интеллекту играющих. Ну, на текущий момент с этим проблем нет, персональный компьютер не приставка, для работы нужно немножко мозгов... Вообщем популярность велика, особенно постаралась контора 'Мельбурн Хаус', выпустив серию игр по книжкам Толкиена. А так же игрушку, с вольной интерпретацией книг Конан Дойля, 'Шерлок Холмс'. Тут вылезли мы, со своим микродрайвом. Если штатный размер памяти мог вместить лишь 41 килобайт программы, то 64 и 128 килобайтные карики отлично умещали еще кучу дополнительных картинок - и саундтрек. Разгадывать загадки под музыку и с красивыми пейзажами игрокам понравилось. Самые лучшие игры этого жанра были переизданы, превратившись в действительно красивые живые книги.
Ну, а с 'Шерлоком' вообще забавно получилось - фирма SRL впервые вступила в официальные торговые отношения с Советским Союзом, точней с одной его хитрой конторой по попилу бабла - 'СовФильмЭкспорт???? Не помню точное название!'. К тому же советский сериал был тщательно просмотрен лично премьер-министром, которая Маргарита. И одобрен к показу. А мы получили лицензию на музыку - за копейки... На радость игрокам, и наштамповали кучу серий игры, совместно с 'Melbourne House'. Оригинальная была чересчур линейная, жестко ограниченная по времени. Шаг влево-вправо карался выпадением из хронологической линейки и моментальным проигрышем. Непорядок - в таких заумных играх всегда должно быть время на размышления. Кстати, в лондонском музее Холмса на Бейкер-стрит 221B на портрете Холмса изображён непосредственно Ливанов...
Ну а насчет раздумий о возможной свадьбе ZX и сеговской консоли - так и получилось. Приставка вышла раньше на полтора года, немного измененная. Стандарт джойстиков, звук - а самое главное, игры. Многие картриджи имели строгую надпись 'SINCLAIR'. Ну а игродельцы потирали лапки - портировать игры с нашего компа им было одно удовольствие. Еще бы - процессор, звук и разрешение экрана одинаковы. А нам, несмотря на вкусные лицензионные бабосы теперь и лишний конкурент - ПРИСТАВКОооо... Хотя своя, домашняя - но все равно, часть потенциальных клиентов скушала. Но это гораздо лучше, чем чужая и не дружественная контора. Что делать? Игры новые выпускать, и готовить новую мафынку. Соревнования 'приставка vs комп' старый баян, и конца в нем не предвидится и в будущем столетии. 'Мастер Систем' отлично стартовала в Японии, забралась в Штаты - и уже продается у нас, в Европе. Да, многие игры несут наш логотип и приносят деньги. Вот только 16 цветов на точку раскрашивают их гораздо круче, чем наши старые 15 на 8х8 знакоместо. Что ж, все вовремя - Время выхода ZX84.