Попов Борис Иванович : другие произведения.

Глава 5 Клиенты Клавдия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О предках Поповых, которые перед 992 годом проживали в Византии и Риме


КЛИЕНТЫ КЛАВДИЯ

  
   Попробуем теперь в Византии, на земле которой жил и Христос, найти хоть какие-нибудь следы предков Леонтия, митрополита Киевского и Всея Руси, а также его сына Александра, с которыми мы познакомились в самой первой главе. К сожалению, материалов об этом периоде жизни сохранилось очень мало. Практически нет сведений даже о патриархах Константинополя, что уже говорить о тех, кто был рядом с ними. Кроме того, мы очень мало знаем о самом Леонтии и его сыне. У нас практически есть только их имена. Поэтому попробуем воспользоваться именно ими в наших дальнейших поисках. О предках Леонтия по крови до сих пор ничего неизвестно. Предками его по духу были Константинопольские патриархи:
   Николай III Хризоверг (979-991), восставал против Римских злоупотреблений, 'был украшением святительского престола, высокопросвещённый';
   Антоний III Студит (974-979);
   Василий I Скамандрин (970-974), его прозвище совпадает с именем древнего Скамандра, выходца с острова Крит, предка царей Трои по материнской линии;
   Полиевкт (956-970), учёный аскет;
   Феофилакт (933-956), сын императора Романа I Лакапина;
   Трифон (928-933);
   Стефан II (925-928);
   Николай Мистик (895-906 и 911-925);
   Евфимий I (906-911);
   Антоний II Кавлеа (893-901);
   Стефан I (886-893), сын императора Василия Македонянина;
   Фотий (858-867 и 877-886), в 867 приглашал всех восточных патриархов судить Папу Римского за ересь;
   Игнатий (847-858 и 867-877);
   Мефодий I (843-847), при императоре Михаиле был брошен в тюрьму, потом выведен из темницы императором Феофилом, приближен к нему, участвовал с ним в военных походах, при императрице Феодоре поставлен патриархом;
   Иоанн VII Грамматик (837-843), придворный протопсалт при императоре Льве VI Философе, произвёл на него впечатление чтением слов Исайи XL;
   Антоний I Кассимат (821-837), вначале юрисконсульт, потом монах, епископ силлэйский;
   Федот Мелиссин Касситера (815-821), протоспафарий, без научного образования, сочувствовал иконоборцам;
   Никифор I (806-815), историк, секретарь при сановниках во время Седьмого собора, асикрит, мирянин;
   Тарасий (784-806), секретарь, бывший солдат, возведён в патриархи прямо из мирян;
   Павел IV (780-784), 'Честный чтец, родом кипрянин, блистающий словом и делом';
   Никита I (766-780), из 'варваров', 'евнух из славян';
   Константин II (754-766), монах, епископ силлейский, суффраган митрополит пергский, затем патриарх, был обезглавлен;
   Анастасий (730-754), синкел, затем патриарх;
   Герман I (715-730);
   Иоанн VI (712-715);
   Кир (706-712), фасистский митрополит;
   Каллинин I (694-706);
   Павел III (688-694);
   Фёдор I (686-688 и 677-679);
   Георгий I (679-686);
   Константин I (675-677);
   Иоанн V (669-675);
   Фома II (667-669);
   Пётр (654-666), пресвитер;
   Пирр (638-641 и 654), пресвитер, игумен;
   Павел II (641-653);
   Сергий (610-638), родом из Сирии;
   Фома I (607-610);
   Кириак (595-606);
   Иоан IV (582-595);
   Евтихий (552-565 и 577-582), апокрисарий амаксийского митрополита (дипломат);
   Иоанн III Схоластик (565-577);
   Мина (536-552), из Александрии (Египет);
   Анфим (535-536), трапезундский епископ;
   Епифаний (520-535);
   Иоанн II Каппадокийский (518-520);
   Тимофей I (511-518), скевофилакс;
   Македоний II (496-511);
   Евфимий (490-496);
   Фравита (489-490);
   Ананий (472-489);
   Геннадий I (458-471);
   Анатолий (449-458);
   Флавиан (446-449);
   Прокл (434-446);
   Максимилиан (431-434);
   Несторий (428-431), сенатор из Киликии;
   Сисиний I (426-427);
   Аттик (406-425);
   Арсакий (404-406), врач;
   Иоанн I Хрисостом (398-404), пресвитер Антиохский;
   Нектарий (381-397);
   Григорий I Назпанзин (379-381);
   Демофил (370-380);
   Евагрий (370);
   Евдоксий Антиохский (360-370);
   Павел I (337-341, 341-342 и 346-352);
   Македоний (342-346);
   Евсевий Никомедийский (339-341);
   Александр (314-337);
   Митрофан (306-314)
   Перед Митрофаном в Константинополе священствовали епископы: Пров (294-306), брат Митрофана и сын Дометия; Дометий (263-294), брат императора Прова, и Тит (233-263). Ещё ранее, чем в Константинополе, патриархи появились на востоке Византии в Александрии (Египте) и Антиохии (Сирии). Среди них известны:
   в Александрии в Антиохии
   Дмитрий (188-230) Филет (223-230)
   Юлиан (178-188) Асклепий (214-222)
   Агриппа (166-178) Серапион (192-213)
   Келадион (152-166) Максимин (179-191)
   Марк (142-152) Феофил (170-178)
   Евмений (129-142) Ерас (144-169)
   Иуст (106-118) Корнилий (130-143)
   Прим (106-118) Ерон (110-129)
   Кердон (96-106) Игннатий Богоносец (71-109)
   Авилий (83-95) Еводий (46-70)
   Аниан (61-82) Пётр (38-43), святой апостол.
   Марк (40-62), святой апостол.
   И апостол Марк, и апостол Пётр являлись учениками Иисуса Христа.
   Что можно сказать, глядя на длинный перечень перечисленных патриархов? Во-первых, уже только их имена могут произвести большое впечатление на читателей из России. Мы видим, что многие имена, которые до сих пор казались нам исконно русскими, даже древнерусскими, имеют не славянское, а византийское, то есть греческое, латинское и древнееврейское происхождение. До крещения Руси народ использовал в основном имена, понятные всем без словаря: Богдан, Владимир, Владислав, Всеволод, Добромил, Добрыня, Мстислав, Ростислав, Светозар, Святогор, Тихомир, Ярослав и так далее. Распространены были также имена Игорь и Олег скандинавского происхождения. А вот после крещения на Руси появились такие имена, как: Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Афанасий, Василий, Геннадий, Георгий, Григорий, Дмитрий, Евгений, Емельян, Илларион, Кирилл, Леонтий, Никита, Николай, Пётр, Степан, Тарас, Тимофей, Трофим, Фёдор, Федот, Филипп и другие. Все они греческого происхождения и смысл их русскому человеку без перевода с греческого языка непонятен. Это получилось потому, что после крещения Киевской Руси её народ не только принял христианство, но и начал перенимать Византийскую (Греческую) культуру, в том числе даже широко использовать греческие имена, поэтому сегодня очень трудно отделить русское от византийского.
   Выше приведённый перечень патриархов также показывает нам, что происхождение Леонтия Киевского может быть самым различным. Прежде всего, мы знаем, что перед 992 он жил в Византии. Из его сочинения следует, что в Киеве он непосредственно продолжал дело патриарха Николая Хрисоверга, так как активно выступал против злоупотреблений церковников Рима, писал им из Киева не через Константинополь, а напрямую. В то же время в самом Константинополе преемника Николая Хрисоверга не было в течение четырёх лет. Такое случилось впервые за всю историю Константинопольских патриархов. Этот факт может свидетельствовать о том, что Леонтий вовсе не случайно стал главой православной церкви в Киевской Руси и несколько лет пользовался независимостью от Константинополя. Последнее свидетельствует о том, что именно он, находясь в Киеве, фактически исполнял обязанности патриарха не только Киевской Руси, но и Византии.
   Следующее. Леонтий не мог попасть в Киев по собственной инициативе. Направить его туда мог лишь Василий II Булгароктон, император Византии, который ещё в 987 просил Владимира Святославича, князя Киевского, о военной помощи против мятежников и отдал ему в жёны свою сестру Анну. Это дает нам основание предположить, что Леонтий был не только преемником Николая Хрисоверга, но и приближённым императора. Он должен был помогать принцессе Анне в Киеве. Поэтому предков Леонтия надо искать среди священнослужителей самого высокого ранга, имевших самые близкие отношения с императорами. Таковые непременно должны были упоминаться древними историками. Кто из таких священнослужителей конкретно был его отцом или дедом, мы пока не знаем. Возможно, что не узнаем никогда. В то же время мы можем обратить внимание, прежде всего, на те персонажи, кто в окружении императора тоже носил имя Леонтий или Александр. Может быть, в честь кого-то из них и были названы их потомки Леонтий Киевский и Александр Попович. Среди упоминаемых ранее в Восточной Римской империи были известны:
   Александр, митрополит Никеи, учитель риторики императоров Романа II и Константина VII.
   Леон, сын Варды и внук доместика Никифора, стратиг во Фракии.
   Леон, сын доместика Никифора.
   Леон Аргир, патрикий, воевал против болгар.
   Леонтий Антиохский, хронограф, автор жизнеописания императора Леона VI.
   Леонтий Каталак, доместик отборов, глава правительства при Леоне VI.
   Леон Хаджилак, стратиг в Фессалониках.
   Леонтий Хиросфант, посол императора Леона VI к Симеону, царю Болгарии.
   Леон Фока, доместик, воевал во Фракии против болгар.
   Леонтий, патриарх Болгарии при царе Симеоне, упоминался в 907.
   Леонтий, епископ в Болгарии.
   Леон Апостип, стратиг Фракии и Македонии.
   Леонтий, протовистиарий императора Феофила, сингел императрицы Феодоры.
   По времени жизни ближе всех к Леонтию Киевскому в этом списке стоит митрополит Александр. Что связывает его с Леонтием Киевским и Александром Поповичем? Во-первых, он тоже был священнослужителем высокого ранга, как и Леонтий Киевский, и жил там же, где ранее жил и Леонтий. Во-вторых, имя этого персонажа совпадает с именем Александра Поповича, который теоретически мог быть его внуком. В истории нередко встречается повторение внуком имени деда. В-третьих, если Александр был учителем самих императоров, то это свидетельствует о том, что он был одним из самых приближённых ко двору священнослужителей Византии. Если императоры позднее послали в Киев митрополитом также наиболее приближённого к себе священнослужителя, кто мог бы проводить там нужную им политику по умиротворению агрессивных почитателей иной веры, то это мог быть и сын этого Александра. В-четвёртых, если Леонтий на высоком профессиональном уровне написал сочинение 'О присноках', отрывки из которого мы приводили ранее, то это могло произойти под влиянием такого высококлассного специалиста по риторике, каковым и был этот Александр. Каждого, из приведённых в отдельности оснований, конечно же, не хватает для безусловного доказательства родства названного Александра и Леонтия Киевского, но, собранные все вместе, они позволяют хотя бы предположить это родство.
   39. Александр(?) (ок.900), митрополит Никеи, расположенной неподалёку от Константинополя, затем учитель риторики Романа II и Константина VII, императоров Византии. Александр, ритор, жил в то время, когда патриархом в Константинополе долгие годы был Феофилакт, сын императора Романа I Лакапина. Этот факт также свидетельствует о самых тесных отношениях между императорским домом и патриархами церкви.
   Или Леон(?), сын Варды и внук доместика Никифора, стратиг во Фракии.
   Или Леон(?), сын доместика Никифора.
   Как оказалось, большая часть лиц из того же списка не только включает в себя священнослужителей высокого ранга и полководцев, весьма приближённых к императорам, но мы видим, что они же имели отношение к Болгарии. Значит, они могли так или иначе знать славянский язык, на котором говорили местные славяне, а их потомки раньше других могли оказаться в Киевской Руси. По высказываниям некоторых историков, Леонтий Киевский до своего появления в Киеве якобы тоже был священнослужителем в одном из городов Болгарии, поэтому мы можем предположить, что его предки в IX-X веках действительно могли иметь отношение к Болгарии, жить в ней или рядом с ней. Отсюда следует, что предками Леонтия Киевского могли также быть:
   40. Леонтий Каталак(?) (ок.875), доместик отборов, то есть управляющий монастырями, глава правительства при Леоне VI, приводил полки из Болгарии от царя Симеона. Его потомком мог быть Михаил Каталак, император в 1034-1041.
   Или Леонтий Антиохский(?), упоминался в 920 как Византийский хронограф и известный автор жизнеописания самого Леона VI, то есть он тоже был очень приближённым человеком императора.
   Или Леон Хаджилак(?), царский протоспафарий, стратиг в Фессалониках, в 904 был схвачен Леоном, мятежником, стратигом из Триполи.
   Или Леонтий Хиросфант(?), посол императора Леона VI к Симеону, царю Болгарии, сообщник Константина Дуки против императора Константина VII, ослеплён и заточён в монастырь.
   Или Леон Фока(?), доместик, воевал во Фракии против болгар, потерпел поражение, возглавлял мятеж против Константина VII, был схвачен и ослеплён.
   41. Леонтий(?) (ок.850), патриарх Болгарии при царе Симеоне, упоминался в 907.
   42. Леонтий(?) (ок.825), епископ в Болгарии, убит там вместе с другими епископами. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 4 февраля.
   Или Леон Апостип(?), стратиг Фракии и Македонии, командовал конниками в походе в Италию против агарян. После убийства там протовистиария Прокопия вместе с сыновьями бежал в Сирию и Каппадокию, но был схвачен, лишён глаза, руки и сослан в Месемврию. Его дети (Варда, Давид) были убиты по указу императора.
   43. Леонтий(?) (ок.800), протовистиарий Феофила (829-842), императора Византии, одного из образованнейших людей того времени, поэта, автора церковных гимнов, мецената и полководца, знатока юриспруденции и богословия. Затем сингел (священнослужитель) Феодоры (842-856), императрицы.
   Родня(?): Леонт Философ и Математик(?), племянник Иоанна VII Грамматика, патриарха Константинополя. Он изучал грамматику и поэтику в Константинополе, а риторику, философию и арифметику - на острове Андрос у Михаила Псёлла Старшего. Леонт 'достиг самых вершин познания в науках и овладел философией и родственными ей арифметикой, геометрией и астрономией, также, как и высокопрославленной музыкой'. Император Феофил взял его во дворец Магнавру и передал ему учеников для обучения и средства для работы. Так он стал профессором в церкви Сорока мучеников. Леонт активно участвовал в изготовлении украшений дворца Феофила, в котором статуи львов рычали, искусственные птицы на траве и золотом дереве пели разными голосами, звери на троне вставали. Сам трон поднимался до потолка. Эти чудеса видела княгиня Ольга, когда приезжала из Киева в Константинополь. Леонт также устроил световой телеграф, который передавал сообщения по маякам от Константинополя до Карии. В 840-843 Леонт был митрополитом в Фессалониках. Рукополагал его дядя Иоанн Грамматик. С помощью астрологических познаний Леонт якобы предотвратил голод в Фессалониках. После смещения с епископства императрицей Феодорой он руководил школой, где 'продолжал изгонять и отвращать невежество'. В 863 стал руководителем Университета в Константинополе. Среди его учеников были известны Фёдор, преподаватель геометрии, Феодегий, преподаватель астрономии, и Коместас, преподаватель грамматики. Леонт был также учителем Константина Философа (Кирилла), просветителя славян, писал стихи об античных философах и математиках. Известно его астрологическое сочинение 'О затмении солнца и луны'. Леонт жил ещё во время землетрясения, произошедшего 9 января 869.
   Среди более ранних Леонтиев и Александров в Восточной Римской империи упоминались:
   Леонт, военачальник в Фессалониках.
   Леон, патриций и сакелларий Синопский, упоминался в 795.
   Леон V Армянин, патриций и квестор, военачальник Фракии и Македонии, в 805 стал императором.
   Леон Кулука, побочный сын Михаила Лаханодракона упоминался в 763.
   Леон Куцолапый, игумен, расстрига, упоминался в 763.
   Леон, постельничий Леона IV перед 772.
   Леон IV Хазар, император в 775-780.
   Леон, патриций и военачальник Фракии, в 751 воевал против болгар.
   Леон, счётчик гипподромов, в 751 воевал против болгар.
   Леонтий, жил в Константинополе, изготовил глобус звёздного неба.
   Леонут, в 733 его сын Сисиний был полководцем во Фракии.
   Леонтий, священнослужитель в Константинополе.
   Леон Исавр, происходил из Германикии, переехал во Фракию, в 716 объявил себя императором.
   Александр, епископ Антиохии в 695-702.
   Леонтий, патриций, родом из Исаврийской области, в 687 провозглашён императором.
   Леонтий Кипрский (590-668), епископ города Неаполь на острове Кипр.
   Александр, таксиарх у Приска, приближённый императора Фоки.
   Леонтий, полководец, воевал с персами, в 596 потерпел от них поражение.
   Леонтий, хранитель казны императора Фоки.
   Леонтий, церковный историк, родился в Византии, жил в Иерусалиме.
   Александр из Тралл (525-605), автор медицинского трактата.
   Леонтий, сенатор, затем посол к Теобальду, королю франков, приближённый Марцелла.
   Леонтий, в 526 отличился в войне против мавританцев.
   Александр Псамедий, логофет, сенатор, начальник конницы.
   Леонтий Византийский, писатель, схоластик.
   Леонтий Константинопольский, епископ.
   Леонтий Сириец, патриций, начальник войска во Фракии, в 480 провозглашён императором в Тарсе.
   Леон I Макелл, фракиец, трибун, в 450 стал императором.
   Леонтий, эпарх Фессалоники, префект Иллирика.
   Леонтий, учитель риторики в Афинском университете.
   Александр, патриарх Антиохии (Сирии) в 414-418.
   Александр, жил в Илии Сирийской, проповедовал в Вифинии.
   Леонтий, в 404 епископ Анкиры (Анкары) в Малой Галатии.
   Леонтий, епископ Македонский, упоминался в 365.
   Александр, епископ Македонский, упоминался в 365.
   Леонтий, епископ химанский, упоминался в 363.
   Леонтий, консул в Египте в 344 вместе с Саллюстием.
   Леонтий, епископ, патриарх Антиохии в 349-356.
   Леонтий, епископ в Лидии перед 359.
   Александр, воин при императоре Юлиане.
   Александр, в 314-337 был патриархом в Константинополе.
   Леонтий, патриарх в Кесарии, рукополагал святого Георгия.
   Александр, родственник Диоклетиана.
   Александр, жил в Палестине при императоре Диоклетиане.
   Александр, подданный правителя Фиста в 313.
   Александр, кузнец в Антиохии Писидийской.
   Александр, епископ, патриарх в Александрии (Египет) в 299-326.
   Александр, селунянин при императоре Максимиане.
   Александр, епископ в Комани близ Неокесарии при Диоклетиане.
   Леонтий и Александр, проповедовали христианство в Армении во времена императора Лициния.
   Леонтий, свидетель страданий святого Георгия в 303.
   Леонтий и Александр, земледельцы из Пергии Памфилийской.
   Леонтий, правитель в Кампании в 293.
   Александр, священник в Сиде Памфилийском (Малая Азия).
   Леонтий, однажды был в городе Феремоне (Киликия), где проповедовал христианство.
   Александр, проповедовал в Каппадокии, затем сорок лет был епископом в Иерусалиме.
   Александр, епископ во времена Декия.
   Александр, семнадцатилетний юноша, при императоре Максимиане служил в войске у Тибериана.
   Александр, служил в Африке у правителя Фортуната.
   Леонтий, жил в Александрии (Египте), проповедовал христианство.
   Александр Афродиз, родился и жил в Карии (Малая Азия), а в 198-211 жил в Афинах.
   Александр, сын Фелицаты, упоминался в Риме в 164.
   Леонтий, грек, при императоре Веспасиане служил военачальником в Сирии в городе Триполи.
   Всего 65 человек, в том числе сорок носили имя Леона или Леонтия, а двадцать пять - имя Александра. Первенство за Леонтием. Причём первые тринадцать человек из списка носили имя только Леонтия. Если все эти Леонтии и Александры принадлежали к одному и тому же роду, то надо отметить, что в этом роду восемнадцать человек были священнослужителями, а шестнадцать - военачальниками (примерно такое же соотношение наблюдалось и у Поповых на Руси). Из них тринадцать человек служили на границе с Болгарией в Македонии или во Фракии. Шесть человек так или иначе объявлялись императорами. И это были только полководцы, носящие имя Леон или Леонтий.
   Кто мог быть первопредком всех этих Леонтиев и Александров? Если исходить из вышеприведённого списка, то им мог быть Леонтий, военачальник в Сирии. Происхождение его неизвестно, но назывался он греком.
   С другой стороны, следует заметить, что фамилия Попов получила распространение не только на Руси, но и в той же Болгарии. Причём в Болгарии епископы появились на сто с лишним лет раньше. Этот факт, во-первых, может свидетельствовать о родственной связи Поповых Болгарии и России, а, во-вторых, о том, что в Болгарии Поповы могли появиться даже раньше, чем в Киеве. То есть не исключено, что Леонтий Киевский мог быть Поповым ещё до своего отъезда в Киев!
   Как мы уже знаем, фамилия Попов произошла от греческого слова паппас, то есть дед, дедушка. Поэтому непосредственно в самой Восточной Римской империи фамилия Попов могла звучать несколько иначе. Среди различных граждан этой империи действительно встречались персонажи, носящие имя и даже фамилию, имеющие то же самое значение. Речь идёт о персонажах Папий, Папила, Папа и Поппей. Перечислим тех из них, кто проживал на территории Восточной Римской империи:
   Гай Поппей Сабин, наместник Мезии (будущей Болгарии), Ахайи (Греции) и Македонии, умер в 36.
   Папий, жил в Македонии, убит в начале II века за приверженность христианству.
   Папий, епископ в Гиераполе, умер приблизительно в 130.
   Папий Хрестус, знатный гражданин Херсонеса (Крым), принимал участие в прославлении императора Марка Аврелия примерно в 165.
   Папий, жил в Коринфе (Греции), убит в 250 за приверженность христианству.
   Папий, жил в Памфилии (Малой Азии), убит в 250 за приверженность христианству.
   Папий, жил в Диосполе (Египет), убит в 251 за приверженность христианству.
   Папила, диакон, жил в Пергаме (Малой Азии), убит в 251 за приверженность христианству.
   Папий Ант, упоминался в Боспоре (Крым) в 270.
   Папий Хрестус, венценосец и протевон страны херсонитов (Крым) в 294.
   Папа, жил в Лиранде (Малой Азии), убит в 305 за приверженность христианству.
   Папий, воин, жил в Риме, убит в 305 за приверженность христианству.
   Папа, епископ в Малой Азии в 360.
   Папий, стратиг в Константинополе, репрессирован в 772 за приверженность иконам.
   Как мы видим, самым первым из перечисленных персонажей был Гай Поппей Сабин. Только после него на территории Восточной Римской империи появились иные лица, носящие похожие имена. Поэтому не исключено, что все они могли являться потомками Гая Поппея Сабина. К его вероятным потомкам могли также относиться такие персонажи, как:
   Сабин, начальник области во Фракии (будущей Болгарии) при императоре Антонине Пие (138-161).
   Сабин, префект Александрии (Египет) при Декии.
   Сабина, жила в Смирне (ныне Измир, Турция), убита в 250 за приверженность христианству.
   Сабин, жил в Риме, убит в 269 за приверженность христианству.
   Сабин, жил в Пидне (Македонии), убит в 305 за приверженность христианству.
   Сабин, правитель Гермополя (Египет), убит в 305 за приверженность христианству.
   Сабин, префект Палестины в 311 при Максимине.
   Сабин, епископ в Малой Азии в 360.
   Сабин, диакон в Медиолане (Милане) в 372.
   Сабин, архиепископ, жил на Кипре в V веке.
   Сабин, епископ Катанский (Сицилия). Умер в 760 году.
   Сабин, правитель Болгарии, в 767 бежал в Византию.
   Можно заметить, что часть перечисленных персонажей тоже, как и многие Леонтии и Александры, действительно проживала на территории, расположенной или в самой Болгарии, или рядом с ней в Македонии в городе Салоники (Салунь, Фессалоники). Поэтому мы можем предположить, что непосредственные предки болгарских и киевских Поповых, скорее всего, принадлежали к роду Папиев или Поппеев и могли жить в Македонии. Не исключено, что они проживали здесь много веков, начиная с Гая Поппея Сабина, консула Рима. Этот консул теоретически мог быть их первопредком. Некоторые его потомки, породнившись с местными знатными родами, могли затем носить имя Леонтий или Александр - династийные имена древних правителей Македонии. Поэтому первый Леонтий (военачальник в Сирии), упоминаемый после Гая Поппея Сабина, теоретически мог быть его сыном или внуком. Тем более, что годы жизни и места проживания у них пересекаются.
   Утопающий, как известно, хватается и за соломинку. Если воспользоваться такой же 'соломинкой', то есть нумерологией древних жрецов, то, согласно её таблицам, собранным Говардом Картером, профессиональным исследователем Египта, Индии, Китая и Тибета, получается, что, автор настоящей книги в 'прошлой' жизни якобы был рождён в 375 году в Египте, то есть на территории Восточной Римской империи, а потом занимался строительством зданий, дворцов и храмов. Эти факты из жизни предполагаемого предка соответствуют только одному персонажу из перечисленных Леонтиев, Александров, Папиев и Сабинов. Речь идет о Леонтии, префекте Иллирика (Македонии и Греции), который действительно родился примерно в 375 году и действительно построил храм в Фессалониках. Удивительное совпадение! Поэтому можно допустить, что этот Леонтий мог быть одним из прямых предков автора и, соответственно, Леонтия, митрополита Киевского. Потомки Леонтия, префекта, тоже могли занимать высокие посты в Фессалониках, Иллирике и даже в Константинополе. На основании этих и выше указанных допущений можно получить следующий возможный перечень лиц, относящихся к роду Леонтия, митрополита Киевского:
   44. Леонт(?) (ок.775), военачальник в Фессалониках, был хорошо знаком с логофетом дрома (главой правительства) императора Михаила. Его жена Мария. У них было семь сыновей. Среди них широко известны Мефодий и Константин (Кирилл), христианские просветители славян. При этом Мефодий вначале десять лет служил воеводой в Славинии, а Константин учился разным наукам в Константинополе вместе с императором. Его учителями там были Леонт Философ и Фотий. Известно, что после учебы Константин посещал Крым, где нашёл человека, говорившего на русском языке, а также 'Евангелие и псалтырь, русскими письмены писана'. Фактически Леонтий Киевский продолжал дело святителей славян Мефодия и Константина. Получается, что он вовсе не случайно мог быть их духовным наследником, он мог находиться с ними в очень близком кровном родстве.
   45. Папий(?) (ок.750), служил во дворце у императоров Леона V (813-820) и Михаила II Травла (820-829).
   Родня(?):
   Леон, патриций и сакелларий Синопский, в 795 поддерживал Аэция в заговоре против Ирины, матери императора Леона IV.
   Аэций, патриций, евнух, оруженосец Ирины, матери Леона IV, в 784 был изгнан Леоном IV, правил в пограничных районах и Опсике, добивался престола Византии для своего брата Леона. В 803 погиб в войне против болгар.
   Леон V Армянин, патриций и квестор, военачальник Фракии и Македонии, поставлен туда своим братом Аэцием, в 795 принимал участие в заговоре против Ирины, матери Леона IV, в 803-811 военачальник в Армении и Восточных странах. 11 июля 805 стал императором Восточной Римской империи, заключил мир с Болгарией на тридцать лет, выступал против почитания икон. 25 декабря 812 (или 820) убит сторонниками Михаила Травла. Его сыновья были оскоплены.
   Леон Кулука, побочный сын Михаила Лаханодракона, в 763 был послан отцом продавать монастыри и их утварь.
   Леон Куцолапый, игумен, расстрига, в 763 сопровождал Леона Кулуку грабить монастыри.
   46. Папий(?) (ок.725), стратиг в Константинополе, в 772 за приверженность иконам был высечен и пострижен в монахи.
   Или Леон(?), постельничий Леона IV, в 772 был арестован за почитание икон вместе с Папием.
   Родня(?):
   Леон IV Хазар (741-8.09.780), император в 775-780, 'обратил на добрые дела деньги, оставленные отцом, оказал милости войску и городским жителям и на короткое время оказался благочестивым и любителем Богородицы и монахов'. В 776 подавил мятеж своих братьев и отправил их в ссылку. В 777 принял бежавшего из Болгарии хана Телерига. В 778 воевал в Сирии против арабов. Его жена Ирина, афинянка. Их дети: Константин и ещё четыре сына.
   Михаил Лаханодракон, военачальник Фракии, преследовал и убивал монахов. В 770 ходил в поход в Сирию. В 783 служил Константину VI. Его побочный сын Леон.
   47. Леон(?) (ок.700), патриций и военачальник Фракии, в 751 воевал против болгар, потерпел поражение.
   Или Леон(?), счётчик гипподромов, в 751 воевал против болгар вместе с Леоном, патрицием.
   Или Леонтий(?), жил в Константинополе, известен тем, что изготовил глобус звёздного неба и написал руководство к нему под заглавием 'Об изготовлении Аратова глобуса'. За несколько веков до этого Леонтия, подобный глобус был изготовлен в Пафлагонии, где, если верить Нестору, летописцу, жили предки славян или русов.
   Брат(?): Сисиний, патриций, военачальник Фракии, в 733-735 помогал Никифору, сына Артавазда, захватить престол, в 735 ослеплён Константином V.
   Родня Сисиния:
   Константин V Копроним (711-775), император в 732-775. Его жена Ирина, хазарянка, их дети: Леон IV, Никифор, Христофор.
   Анна, её муж Артавазд, император в 742-743. Их дети: Никифор, Никита.
   48. Леонтий(?)(ок.675), священнослужитель в Константинополе, во время иконоборчества был умерщвлён мечом. Его тело бросили в море вместе с остальными мучениками. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 22 августа.
   Или Леонут(?), в 733 после переворота посылал своего сына Сисиния, полководца Фракии, к Никифору, сыну Артавазда, в Константинополь.
   Брат Леонута: Леон Исавр (ум.18.06.732), грек или ромей, происходил из сирийского города Германикии, с родителями переехал во Фракию, оказывал помощь Юстиниану II в захвате власти, служил спафарием, послом в Лазике на Кавказе, полководцем на востоке, заслужил титул патриция, был назначен стратигом фемы Анатолик. Защищал Артемия, сосланного в Салоники, выдал свою дочь замуж за Артавазда Армянина, начальника армянских войск. 13 апреля 716 объявил себя императором. 25 марта 717 года был венчан на царство в Константинополе патриархом Германом, стал основателем Исаврийской династии (717-802). Был добровиден, красив лицом, высок ростом. Около 726 издал 'Эклогу' - новую кодификацию византийского права. Некоторые положения этой 'Эклоги' вошли в судебники славян Восточной Европы и Киевской Руси. Леон увлекался изучением арабской культуры, хорошо знал арабский язык, пытался насильно крестить иудеев и монтанистов, осуждал почитание икон, спорил с Григорием II, Папой Римским. Его дети: Константин, Анна.
   49. Леонтий(?) (ок.650-705), патриций, родом из Исаврийской области, в 678 император Юстиниан послал его воевать на восток, где он освободил от арабов Армению, покорил Иврию, Албанию, Вулкакию и Мидию. В 684-687 находился в заточении. При содействии партии венетов был освобождён и провозглашён императором. После этого он арестовал бывшего императора Юстиниана II Ринотмета, 'правившего зверски', отрезал ему нос, язык и сослал в Херсонес (Крым). В 698 Леонтий потерпел неудачу в войне с арабами, был свергнут, а потом по указу нового императора Тиберия заточён в Долматов монастырь. При этом ему тоже, как и Юстиниану, отрезали нос. В 705, вернувшийся на престол Юстиниан, обезглавил Леонтия, а вместе с ним и Тиберия.
   Брат(?): NN (ок.650), жил в сирийском городе Германикии, потом с семьёй переехал во Фракию. Его сыновья: Леон, Леонут.
   50. NN (ок.625), отец Леонтия, патриция, мог жить в Исаврийской области.
   51. NN (ок.600), дед Леонтия, патриция.
   Или Леонтий Кипрский(?) (590-668), епископ города Неаполь на острове Кипр.
   52. Александр(?) (ок.570-602), таксиарх (офицер) у Приска во время войны с аварами на Дунае, поднимал мятеж против императора Маврикия (582-602), стал приближённым императора Фоки (602-610), однако после 602 был им казнён. Его семья могла быть сослана на Кипр или в Исавр. Сестра Александра носила имя Леонтия и являлась женой императора Фоки. В данном случае мы имеем совпадение двух имён сразу, причём они, как и в Киеве, тоже связаны родством.
   53. Леонтий(?) (ок.550-610), полководец, воевал с персами, в 596 потерпел от них поражение, за что император Фока привёл его в Константинополь в цепях.
   Или Леонтий(?), хранитель казны императора Фоки. Казнён вместе с императором в 610.
   54. Леонтий(?) (ок.525-590), церковный историк, родился в Византии, жил в Иерусалиме.
   Родня(?): Александр из Тралл(?) (525-605), автор медицинского трактата.
   55. Леонтий(?) (ок.500), сенатор, затем посол к Теобальду, королю франков, приближённый Марцелла. Его тестем был Афанасий, которого император Юстиниан I Великий (527-565) направлял послом к Теодату, королю остроготов, потом назначал начальником преторианской гвардии в Италии (539) и префектом претория Велизария.
   56. Леонтий Константинопольский(?) (ок.475), епископ.
   Или Александр Псамедий(?), логофет, сенатор, начальник конницы, участник войны с готами в Неаполитанском заливе и у Вероны, посол Византии к Амалазунте и Аталарику, королям готов. Тогда готы бросили его в тюрьму, но через некоторое время освободили. Его братом был выше названный Афанасий, тесть Леонтия. Здесь тоже наблюдается близкая родственная связь между Леонтием и Александром.
   Или Леонтий(?), в 526 отличился в войне против мавританцев.
   Или Леонтий Византийский(?), писатель, схоластик, в юности был несторианином, потом стал монахом в Иерусалиме. Автор книг: 'Против несториан и евтихиан', 'Против обманов аполлинаристов', 'Трактак против несториан', 'О сектах'.
   57. NN (ок.450), отец Александра Псамедия или дед Леонтия, сенатора.
   58. Леонтий Сириец(?) (ок.425-488), патриций, начальник войска во Фракии, 'муж отлично просвещённый и опытный в военном искусстве'. В 480 провозглашён императором в Тарсе (Каппадокия). В 488 после четырёхлетней осады крепости Папирс был схвачен Иоаном Скифом и передан в руки императора Зинона Исаврийского, который казнил Леонтия.
   59. NN (ок.400), его сын Леонтий Сириец.
   Брат(?): Леон I Макелл (ум.18.01.474), родом фракиец, трибун, 7 февраля 450 венчан на царство патриархом Анатолием. Воевал против вандалов в Африке. Его жена Верина. Их дочь Ариадна стала женой Зинона Исаврийского, будущего императора Византии (их сын Леон умер в молодости), а дочь Леонтия - женой Маркиана, сына Прокопия Анфимия, императора Рима.
   60. Леонтий(?) (ок.375), если верить таблицам Говарда Картера, мог родиться в Египте. Был эпархом, то есть высшим чиновником Фессалоники, ведающий судом, ремёслами и торговлей, а потом префектом всего Иллирика, в состав которого входили Македония и Греция. В 415 построил церковь Святого Димитрия Солунского. Его потомками могли быть высшие должностные лица Иллирика, Македонии или Фессалоник от патриция Леонтия до стратига Леона Хаджилака. Мозаичный портрет Леонтия, эпарха, имеет некоторое сходство с ликом Леонтия Святого, епископа в Ростове.
   ***
   Необычная встреча
   Моя жизнь давно уже пересекла экватор и начала свой бег к завершению. За прошедшие годы мне посчастливилось побывать во многих уголках необъятной России, посетить разные страны на разных континентах и даже совершить кругосветное путешествие, но лишь однажды довелось ступить на землю легендарной Эллады. Волею случая это был морской порт Салоники. Ранее он носил название Салунь, а в самые древние времена - Фессалоника. Так звали жену одного из царей Македонии, непосредственного преемника знаменитого Александра.
   Я несколько дней ходил по улицам этого очень старого и многоголосого города, но ни разу не направился в сторону Храма. Тогда мне ещё ничего не было известно ни о нём, ни об эпархе, который его построил. Прошло тридцать лет, большая часть активной творческой жизни, прежде, чем, наконец, встретились: я, Храм и эпарх, но встреча эта была весьма необычной, хотя и заочной.
   Уже шестнадцать веков храм в Салониках носит имя святого Димитрия, того самого, который ещё в начале IV века служил префектом этого города, а потом был казнён гонцами из Рима за свою верность заветам Христа. На Руси этого святого издревле считали покровителем славян, хотя жил он не на Руси, а далеко от неё в Византии. Некоторые славяне, пришедшие на север этой страны из-за Дуная, поселились рядом с Салунью и назвали свою землю Славенией. Позднее Славения и Салунь объединились, поэтому славяне получили возможность свободно приходить в храм святого Димитрия. Для них это был самый первый византийский храм, который они видели своими глазами, к стенам которого они могли притрагиваться своими руками. Он невольно превратился в их главное святилище. Сведения об этом Храме и житии святого Димитрия со временем донеслись до всех окраин славянского мира, простиравшегося тогда от Салуни далеко на север вплоть до Ладоги, на запад - до Лабы-Эльбы и на восток - до Волги. Поэтому не удивительно, что Храм и святой Димитрий навсегда вошли в религиозную жизнь этого нового в Европе мира.
   Мало кто помнит его имя, но главным виновником знаменательного события, произошедшего в славянском обществе, невольно стал тот, кто был вдохновителем создания и организатором строительства Храма в Салуни. Звали его Леонтием. На свет этот человек появился примерно на сто лет позже святого Димитрия, а умер - за пятьдесят лет до прихода славян к границам Византии. В зрелом возрасте Леонтий стал эпархом Салуни, а затем - префектом всего Иллирика. В состав этой провинции Византии входили тогда и Македония, и Греция. Как же всё-таки произошла моя встреча с Храмом и с эпархом из Салуни? Что было в ней удивительного? Мы встретились все вместе совсем в другом городе. Не в Салониках и даже не в Греции, а далеко от неё - в столице России. Однажды я с недоверием листал непонятные таблицы с голыми цифрами, якобы составленные древними мудрецами. Кроме цифр в них не было ничего. По ним выходило, что ранее, много веков назад, я уже прожил свою жизнь, а в ХХ веке родился вновь. По ним также выходило, что в прошлой жизни я появился на свет в Византии, причём через сто лет после святого Димитрия, и занимался строительством зданий и храмов.
   К этим выводам таблиц можно отнестись по-разному. Первая моя реакция была естественной, то есть скептической. Но потом вспомнилось, что и в ХХ веке мне почему-то пришлось стать строителем, как таблицы и предрекали. Впервые о своём желании быть им я заявил ещё в школе на уроке литературы, когда мне было лишь девять лет. Откуда возникло это желание, неизвестно. Как мне думалось до сих пор, по той простой причине, что первые годы моей жизни прошли среди многочисленных развалин Второй Мировой, и мне подсознательно хотелось их восстановить. Из моих ближайших предков никто и никогда не был профессиональным строителем, поэтому не было и семейной традиции. По окончании школы в возрасте четырнадцати лет я самостоятельно поступил в строительный техникум. Когда меня спрашивали о том, почему я это сделал, то отвечал просто:
   - Мне нравится профессия строителя!
   Потом были институт, научная работа, сложная техническая система строительства объектов на морском побережье и шельфе, должность генерального конструктора...
   Я решил проверить правильность выводов таблиц на своём брате. Тот, в отличие от меня, профессиональный музыкант, получил специальное образование, сочиняет стихи, музыку, поёт, играет на различных инструментах. И что же? Таблицы подтвердили, что и в прошлой жизни брат тоже был развлекателем, музыкантом. Выходит, что в отношении профессий выводы таблиц могут соответствовать истине?! Всё дело лишь в звёздах, в их расположении над головой в момент рождения?! А если вселенная, это лик Всевышнего, то - в повороте его головы к новорожденному?!
   Затем я решил проверить правильность тех же таблиц в определении места рождения. Для этого пришлось подвергнуть проверке бывшую супругу. Согласно таблицам, выходило, что она в прошлой жизни родилась на севере Китая. Вроде бы этого никак не могло быть, но тут я вспомнил о том, что её предки по отцовской линии, действительно, жили на Амуре, то есть на границе с Северным Китаем. Получается, что таблицы и тут говорили правду. Потом я вспомнил о том, что мой старший внук родился на Дальнем Востоке, но таблицы показывали, что и в прошлой жизни он родился там же. Значит, и в отношении места рождения выводы таблиц также могут соответствовать истине?! Непостижимо!
   Подсчеты и рассуждения позволяли сделать вывод о том, что в таблицах что-то есть, но что именно и в какой их части? Мысль об этом занимала меня некоторое время. Мне даже удалось расшифровать некоторые их закономерности, но лишь самые начальные. Потом я стал разбирать свои черновики, посвящённые тем предшественникам, которые жили в Византии и могли быть моими предками. Среди них оказался лишь один, чей год рождения совпадал с годом моего рождения в прошлой жизни. Возможно, это просто случайность, но это был Леонтий, эпарх Салуни. С другой стороны, он был единственным среди всех моих вероятных предшественников, кто занимался строительством, в том числе храма. Возможно, это тоже случайность, но две случайности подряд... Неужели Леонтий - это я в прошлом? Однако мне не хотелось спешить с выводами. Прежде всего, я подумал о том, что Леонтий - это, скорее, один из моих прямых предков по отцовской линии, таких ведь много было до меня. И никак он не может быть моим вторым или, вернее, первым Я. Но самое удивительное в моём знакомстве с Леонтием было ещё впереди.
   Однажды я опять ездил в столицу, и мне удалось зайти в одну из главных библиотек страны, заказать в ней книги по истории Византии. Их было много. Я листал одну за одной, переписывал интересующие меня факты. Вдруг на одной из страниц неожиданно для себя увидел фотографию. Это была копия мозаики храма святого Димитрия, расположенной на южном столбе при входе в алтарь. На ней древний мастер изобразил троих мужчин. Один из них, судя по надписи под фотографией, - святой Димитрий, другой - епископ Иоанн, а третий... Да, это был тот самый Леонтий, эпарх! Мозаика сохранила для потомков их лики. Но кто из них кто? Я смотрел на них, изучая фигуры и черты лица. И лишь один из них притягивал меня к себе. Может это и был Леонтий? Однако убедиться в правильности вывода было нельзя, так как описания к снимку не было. В то же время, мой избранник имел похожие черты. Такие же низкий лоб, морщины на нём, залысины на голове, а ведь это была не фотография, а мозаика, которая не может достаточно точно воспроизвести изображение. В противном случае, вероятно, удалось бы найти больше сходства.
   Тем не менее, выражение серьёзных глаз Леонтия было видно хорошо. Они - это очень сложный мир. Это зеркало его души. Прежде всего, его глаза выражали и сдержанность, и решимость одновременно. В них не было такого сострадания, как, например, у соседнего епископа Иоанна, или такой искренности и чистоты, как, например, у святого Димитрия, но не было даже и тени жестокосердия, чванливости, высокомерия и пренебрежения. Главное, в них можно было увидеть стремление к истине, какой бы она ни была, даже суровой и беспощадной. Мне тоже не раз приходилось слышать обвинения в свой адрес о суровости или даже жестокости некоторых моих мыслей и слов, но каждый раз то была не суровость или жестокость по отношению к собеседнику или к самому себе, а правда жизни. Жестокость человека и жестокость жизни - это разные вещи. Говоря неприятную истину, мне всегда хотелось заставить собеседника или себя самого посмотреть правде в глаза и собраться силами для принятия мужественного решения. Ведь это самый короткий путь к успеху в жизни, даже если он ведёт прямо на эшафот, как однажды привёл к нему святого Димитрия.
   Я продолжал смотреть в глаза своего избранника и отметил для себя, что этот человек - реалист. Он готов к разным испытаниям, и в его силах преодолеть их, не ожидая поблажек. Именно такой человек может добиться своей цели, именно он мог довести строительство Храма до завершения. Во всех этих перечисленных качествах он очень близок мне, понятен и является моим единомышленником. В правой руке он держит чертежи, а в левой - металлический жезл, знак государственной власти. В правой - цель, в левой - средство. Как оказалось, чувства не обманули меня, это действительно было изображение Леонтия. Так неужели Леонтий - это я, а я - это Леонтий?
   Если Леонтий - это я в прошлом, то почему до сих пор я ничего не помнил о нём? Если я - это Леонтий в будущем, то почему до сих пор сам Леонтий ничем не напоминал мне о себе, о своём прошлом? В том числе, о Храме, Салуни, Византии? Но тут я подумал о том, что неправ. Ведь каким-то образом он всё же давал мне знать о себе, как о строителе, когда я был ещё ребёнком, затем, когда был подростком и взрослым мужем. В моих многочисленных путешествиях дух Леонтия хотя и однажды, но всё же привёл меня именно в Салоники, где когда-то он жил. И даже в моём литературном творчестве с трудом, но он вынудил таки меня неосознанно описать в своей самой первой книге путь к некоему Храму предков, а в многолетних поисках найти и самого Леонтия. Значит, незримая связь между нами всё-таки существовала всегда? Всё дело лишь в том, насколько чувствительны мы к тому неосязаемому миру предков, созданному ими в ноосфере, окружающей нас и нашу Землю?
   Как же теперь относиться мне к самому себе: как к себе или как к Леонтию? Я - это я или Леонтий? Я один или нас двое? Нас двое или ещё больше? Что же в действительности представляет из себя моя жизнь, жизнь окружающих меня людей? Как увидеть её настоящее лицо? Может следует заняться разгадкой тайны попавших мне в руки таблиц? А может ответ надо искать в биографиях наших далёких предков? Ведь познакомившись с ними заочно, мы сможем понять их дела, чаяния, стремления. И если их дух сегодня витает вокруг нас и возможно тонкое общение с ними, то знание истории, наверное, сможет помочь нам образовать вместе с ними некую гармоничную целостность и добиться преемственности наших совместных деяний. Не в этом ли смысл нашей жизни? Если это так, то не поступить ли нам ещё проще: хотя бы иногда попытаться прислушаться к их голосам, звучащих в нас самих среди сегодняшнего шума дневной суеты?
   ***
   Родня(?): Леонтий, философ-софист и учитель риторики в Афинском университете. Во время наступления готов бежал в Константинополь, а потом вернулся обратно в Афины. Таким же учителем риторики, как мы уже знаем, был и Александр, митрополит Никеи, возможный отец Леонтия Киевского. Причём и Леонтий Афинский, и Александр Никейский связывают между собой философию и императорский трон, как это наблюдалось и в случае с Леонтием Киевским. Дело в том, что Леонтий был богатым гражданином. У него имелось два сына Валерий и Гезий и дочь Афинаида. О судьбе Валерия и Гезия почти ничего не известно, а вот дочь в 421 стала женой Феодосия, императора Византии. Леонтий, софист, не мог быть отцом Леонтия, префекта, но мог, например, быть его дядей.
   61. Александр(?) (ок.350-418), патриарх Антиохии (Сирии) в 408-418.
   Или Леонтий(?), в 404 епископ Анкиры (Анкары) в Малой Галатии. Принимал участие в Константинопольском соборе после которого отнял церковь у новациан и проживал в Константинополе.
   Или Александр(?), преподобный, жил в Илии Сирийской, потом проповедовал в Вифинии. Умер в 430. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 7 марта.
   62. Леонтий(?) (ок.325), епископ в городе Химане (Комане) на севере Малой Азии, упоминался в 363, когда от имени последователей епископа Македония передавал вместе с Василием анкирским, Сильваном тарсийским, Софронием помпеопольским, Пасиником зельским, Калликратом клавдиопольским и Феофилом катавальским просительный список царю Иовиану.
   Или Леонтий(?), епископ Македонский, упоминался в 365.
   Или Александр(?), епископ Македонский, упоминался в 365.
   Родня(?):
   Папа, епископ в Малой Азии, погиб в плену у персов примерно в 360.
   Сабин, епископ в Малой Азии, погиб в плену у персов примерно в 360.
   63. Леонтий(?) (ок.300), консул в Египте в 344 вместе с Саллюстием.
   Родня(?):
   Леонтий, епископ в Лидии, в 359 низложен на Селевкийском соборе арианцев за присоединение к акакианам.
   Леонтий, епископ, патриарх Антиохии в 349-356.
   Александр, служил воином при императоре Юлиане, за приверженность христианству был обезглавлен. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 22 июля.
   Филипп, префект Македонии в Фессалонике. Спас патриарха Павла I от смерти в 342 во время его первой ссылки.
   Павел I, родился в Фессалониках, где жили его предки. В 337-350 с перерывами был патриархом в Константинополе. Император Констанций трижды низлагал его и отправлял в ссылку. В 342 Павел попал на родину, а в 350 оказался в Каппадокии, где был задушен во время богослужения.
   64. Савин(?) (ок.275), правитель Гермополя (Египет). За приверженность христианству в 305 был утоплен в Ниле. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 29 марта.
   Или Сабин(?), префект Палестины в 311 при Максимине, отпустил христиан на свободу согласно эдикта императора Галерия.
   Или Леонтий(?), патриарх в Кесарии, построил церковь, где хранились мощи Иоанна Предтечи, рукополагал святого Георгия, отнесён к лику святых.
   Или Александр(?), хорепископ у патриарха Митрофана (306-314) в Константинополе. Присутствовал на Никейском соборе, святительствовал во Фракии и Иллирии, в 314-337 был патриархом в Константинополе. Его память отмечается 15 июля.
   Родня(?):
   Сабин, епископ в Македонии в 325, арианский писатель.
   Александр, родственник Диоклетиана, за приверженность христианству сожжён вместе с отцом Клавдием и матерью Препедигной. Отнесены к лику святых. Их память отмечается 24 августа.
   Александр, юноша, жил в Палестине, за приверженность христианству обезглавлен при императоре Диоклетиане. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 28 марта.
   Александр, был подданным правителя Фиста, в 313, во время заключения в темницу мученицы Антонины, хотел её спасти, приходил к ней в камеру и менялся с ней одеждами. В итоге их обоих схватили, потом пытали, отсекли руки, облили смолой, бросили в яму с огнём и засыпали землей. Отнесены к лику святых. Их память отмечается 23 июня.
   Александр, кузнец в Антиохии Писидийской, выступил в защиту мученика Марка, за что был казнён. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 11 октября.
   Винданий Анатолий, родился в Бейруте (Ливане), потом стал префектом Иллирика в Фессалониках, упоминался в 346. Известен как автор сборника 'Собрание земледельческих наставлений'.
   65. Александр(?) (ок.250-17.04.326), патриарх в Александрии (Египет) в 313-326, активный участник богословских споров о времени празднования Пасхи, действия Мелетия Ликопольского и борьбы с арианством. Был вождём оппозиции в отношении последнего на Первом Вселенском Соборе в 325 году, на котором председательствовал. Был наставником своего преемника на кафедре Афанасия. Почитается в лике святых в Православной, Римско-Католической и Коптской Церквах.
   Родня(?):
   Димитрий Солунский, проконсул Фессалоники при императоре Максимиане Геркулии. Был назначен на этот пост после смерти своего отца. Проповедовал христианство. Император приказал бросить его в темницу. На рассвете 26 октября 306 года семь воинов пронзили его копьями. Отнесён к лику святых.
   Папа, родом был из города Ларанды в Ликаонии, где начал свои страдания, которые продолжал потом в Диокесарии и кончил в Селевкии Исаврийской. Пострадал в царствование Максимиана при игемоне Магне. Его долго мучили: сокрушили ему челюсти и ланиты, повесили и строгали когтями; обули в железные сапоги с гвоздями и заставили идти в них пешком. Его память отмечается 29 марта.
   Папий, воин, жил в Риме, под влиянием Сисиния и Сатурнина уверовал во Христа. В 305 слуги императора Максимиана забили его палками за приверженность христианству. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 20 июня.
   Хрестус Папий, венценосец и протевон страны херсонитов (Крым), в 294 воевал против сарматов.
   Савин, жил в Пидне (Македонии). За приверженность христианству в 305 был убит слугами Максимиана. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 26 марта.
   Александр, селунянин, за приверженность христианству казнён при императоре Максимиане. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 22 ноября.
   Александр, епископ в Комани близ Неокесарии, сожжён при Диоклетиане. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 30 августа.
   Леонтий и Александр, оба служили в войске у Агриколая во времена императора Лицинина, проповедовали христианство в городе Севастии (Армения), за что были сожжены в 320. Отнесены к лику святых. Их память отмечается 22 марта.
   Леонтий и Александр, оба происходили из знатного рода, проповедовали христианство в Никополе (Армения) во времена императора Лициния, за что были сожжены. Отнесены к лику святых. Их память отмечается 23 июля.
   Леонтий, был свидетелем страданий святого Георгия, уверовал во Христа, за что был обезглавлен мечом в 303. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 7 мая.
   Леонтий и Александр, земледельцы из Пергии Памфилийской, во времена Диоклетиана были обезглавлены за приверженность христианству. Их память отмечается 14 августа.
   Леонтий, правитель в Кампании в 293. По его приказу были казнены христианки Архелая, Фёкла и Сосанна.
   66. NN (ок.225), проконсул в Салуни, отец проконсула Димитрия, в честь которого Леонтий-префект построил храм.
   Родня:
   Сабина, жила в Смирне, убита в 250 за приверженность христианству. Отнесена к лику святых. Её память отмечается 24 марта.
   Савин, жил в Риме. За приверженность христианству в 269 был повешен. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 12 февраля.
   Ант Папий, упоминался в надписи 270 года рядом с Херсонесом в Боспоре (Крым). Хрестус мог быть его сыном.
   67. Папий(?) (ок.200), жил в Диосполе (Египет). В 251 во время гонений Декия за приверженность христианству был утоплен. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 13 февраля.
   Или Папий(?)ученик Кодрата, апостола, епископа Афинского и Магнезийского, жил в Коринфе, столице Ахайи (Греции), расположенном рядом с Афинами. В 250 по приказу Ясона, чиновника императора Декия, за приверженность христианству был утоплен в реке. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 23 марта.
   Родня(?):
   Сабин, жил в Смирне, его дочь Сабина.
   Папий, жил в Херсонесе, его сын Ант.
   Папий, жил в Памфилии (Малой Азии). За приверженность христианству был убит в 250. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 16 февраля.
   Александр, священник в Сиде Памфилийском (Малая Азия). По указу Антонина был обезглавлен. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 28 марта.
   Папила, диакон, жил в Пергаме (Малой Азии). За приверженность христианству в 251 был обезглавлен. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 26 октября.
   Леонтий, однажды был в городе Феремоне (Киликия), где проповедовал христианство, за это вместе с братьями Космой и Дамианом, врачами, был замучен до смерти. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 30 октября.
   Александр, вначале проповедовал в Каппадокии, затем сорок лет был епископом в Иерусалиме. Во время гонений христиан, устроенных Декием, был брошен в темницу, где умер в 250. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 25 декабря.
   Александр, епископ, обезглавлен во времена гонений христиан, устроенных Декием. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 4 ноября.
   Александр, семнадцатилетний юноша, при императоре Максимиане служил в войске у Тибериана, за приверженность христианству был обезглавлен. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 26 мая.
   Их современником был Приск, наместник Македонии в Фессалониках, воевал с готами, в 238 объявлял себя императором Римской империи.
   68. Леонтий(?) (ок.175), жил в Александрии (Египте), проповедовал христианство, за что был утоплен в море. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 26 сентября.
   Или Александр(?), служил в Африке у правителя Фортуната. За приверженность христианству был казнён. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 23 апреля.
   69. NN (ок.150), его сын Леонтий.
   Родня(?): Александр, родился и жил вначале в Афродисии (Карии), а потом перебрался в Афины, где жил в 198-211. Известен как философ-перипатетик, назывался 'вторым Аристотелем', в Афинах создал школу александрийцев-философов, которая затем могла стать базой того Афинского университета, где впоследствии преподавал софист Леонтий.
   70. NN (ок.125), его внук Леонтий.
   Родня(?):
   Хрестус Папий, знатный житель Херсонеса, член городского совета, принимал участие в прославлении императора Марка Аврелия примерно в 165 году.
   Александр, сын Фелицаты. Казнён в Риме вместе с матерью в 164 за христианскую веру. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 7 февраля.
   71. Папий(?) (ок.100), прибыл в Херсонес из Гераклеи (Вифинии), в 130 получил проксению (гражданство). Его сын Хрестус.
   Родня(?): Сабин, начальник области во Фракии при императоре Антонине Пие. По его приказу были казнены христиане Гликерия и Лаодикий.
   72. Папий(?) (ок.75), епископ в Иераполе (Священном городе) во Фригии, ныне Памбук-Калеси. В этом же городе ранее жил и был распят апостол Филипп. Папий общался с его дочерями, свою жизнь посвятил собиранию воспоминаний об Иисусе, написал сочинение в пяти книгах 'Истолкование Господних изречений', замучен в Смирне, в православной и католической церквях почитается в качестве святого, относится к числу апостолов, память отмечается 22 февраля. Лицо Папия очень похоже на лицо И.А.Попова, с которого мы начали своё путешествие.
   Родня: Сисюрос Гераклеот или Гераклеон, жил в Гераклее (Вифиния), умер в Херсонесе в середине II века. Его имя свидетельствует о том, что он по своему происхождению был эллинизированным фрако-малоазийцем или вифинцем. Его сын Папий перебрался из Гераклеи в Херсонес.
   73. Папий(?), родился в Италии, возможно, в Помпеях, пострадал за Христа при императоре Траяне в Иллирии (то есть в Ахайе, где вплоть до 36 года наместником был Гай Поппей Сабин) в городе Диррахии, расположенном на берегу Адриатического моря. Присутствуя при мучениях епископа Астия, распятого ромеями на кресте, открыто прославил мужество и твёрдость святого исповедника, за что был схвачен и, как исповедник веры во Христа, утоплен в море. Отнесён к лику святых. Его память отмечается 20 июля.
   Родня(?): Менофонт, вероятно, жил в Гераклее. Его сын Сисюрос.
   74. Леонтий(?) (ок.25-73), грек, то есть бывший житель Ахайи, при императоре Веспасиане служил военачальником в Сирии в городе Триполи близ горы Ливан. В 73 проповедовал христианство, за что его повесили вниз головой и забили палками насмерть. Отнесён к лику святых. В Триполи ему была посвящена церковь. В его честь император Юстиниан построил церковь в Дамаске. В Константинополе существовал храм, посвящённый ему. Память Леонтия праздновали также вблизи Камаридия. Его память отмечается 1 июля.
   Или Гней Поппей Абит(?), перед извержением Везувия в 79 н.э. жил в Помпеях в Доме Золотых Купидонов.
   Или Квинт Поппей(?), жил в Помпеях в Доме Менандра со множеством комнат и мозаичными изображениями некоторых эпизодов Троянской войны и жизни древних греков, находился в близком родстве с Поппеей Сабиной, женой императора Нерона, которая считалась иудейской (христианской?) прозелиткой.
   Родня(?): Оппий Сабин, наместник Мезии, воевал против даков, погиб в 84.
   Как видит читатель, среди всех вышеупомянутых Леонтиев, Александров, Папиев и Сабинов, тридцать девять человек отнесены к лику святых. Они, безусловно, заслуживают того, чтобы в нашем историческом путешествии сделать ещё одну паузу, преклонить колени, склонить голову и молчанием почтить память убиенных, защищавших уже не родину, а дело Иисуса, который в своей главной проповеди говорил:
   'Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
   ...всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему: 'пустой человек', подлежит Верховному судилищу, а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной.
   ...всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
   ...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним на одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
   ...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
   ...не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас.
   ...когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят... молиться, чтобы показаться перед людьми.
   ...молясь, не говорите лишнего.
   ...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш Небесный.
   ...Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
   ...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
   ...не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
   ...Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
   ...Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями.
   ...Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.
   ...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
   ...Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
   ...Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде'.
   (Евангелие от Матфея 5, 6, 7)
   75. Поппей (ок.0 н.э.), имел дом в Помпеях, его сын Гней Поппей или Квинт Поппей.
   Сестра(?): Поппея Сабина, известна своей красотой, была женой Публия Сципиона, легата в Африке, а потом Тита Оллия. От последнего имела дочь Поппею Сабину, которая была женой Руфрия Криспина, префекта преторианцев в Риме, потом женой Сильвия Отона Тициана, будущего императора Рима, потом Нерона, ещё одного императора Рима. Итальянский композитор Клаудио Монтаверди написал в её честь оперу 'Коронация Поппеи'.
   Родня: Квинт Поппей, консул-суффект Рима в 9 н.э. Его сыном мог быть Квинт Поппей.
   76. Гай Поппей Сабин (ок.25 до н.э.-36 н.э.), консул Рима в 9 н.э., наместник Мезии в 26, Ахайи (Греции) и Македонии - в 31. В 26 воевал с фракийцами и заслужил триумф в Риме. Он, 'не отличавшийся знатностью происхождения, ...добившийся консульства и триумфальных отличий, на протяжении двадцати четырех лет стоявший во главе важнейших провинций не за выдающиеся дарования, а потому, что, справляясь с возложенными на него поручениями, не возвышался над ними'. Его дочь Поппея Сабина.
   Брат: Квинт Поппей Секунд, то есть Второй, консул-суффект Рима в 9 н.э. Автор закона против безбрачия 'lex Iulia et Papia Poppaea' вместе с Марком Папием Мутилом.
   Родня(?): Марк Папий Мутил, консул в 9 н.э., затем сенатор.
   77. Квинт Поппей (ок.50 до н.э.), его дети Гай и Квинт.
   78. Гай(?) Поппей (ок.75 до н.э.)
   79. Гай Папий (ок.100 до н.э.), народный трибун в 65 до н.э., автор закона о праве римского гражданина.
   Или Папий(?), соратник Помпея, помогал ему воевать против Цезаря, участвовал в битве при Милах против Агриппы.
   Родня: Луций Папий Цельз, известны монеты с его именем от 45 до н.э.
   80. Гай Папий Мутил (ок.125 до н.э.), самнит, в 90-88 консул в Кампании, знаменитый полководец италиков (сабинов, самнитов, сабеллов и других племён) во время их Союзнической войны 90-88 до н.э. за права римского гражданства. Другими полководцами в той войне были: Квинт Силон Попедий (или Помпедий) и Гай Понтидий из племени марсов, Инстей Катон (или Скатон) из племени пелигнов, а также Герий Азиний, Телезин Понтий и Марий Эгнаций. Их справедливая борьба в конечном итоге привела к успеху.
   Или Мутил(?), при Сулле подвергался гонению, в 79 до н.э. покончил жизнь самоубийством. Его жена Бастия.
   Или Луций Папий, известны монеты с его именем от 79 до н.э.
   Родня:
   Гай Папий Цельз, родился в Ланувии, умер рано, его жена Анния Милон. Их сын Тит Анний Милон Папиан был усыновлён дедом по линии матери и стал народным трибуном вместе с Публием Клодием (Клавдием). В 55 до н.э. женился на Фавсте, дочери Суллы. В 52 до н.э. за убийство Клодия был отправлен в ссылку в Массилию. После возвращения оттуда погиб в Апулии.
   Марк Папий Кан, брат Гая Папия Цельза.
   Марк Пупий Пизон Кальпурниан, консуляр. Для того, чтобы угодить Сулле, развёлся с Аннией, которая прежде была женой Цинны.
   81. Никерат Папий (ок.150 до н.э.), знатный житель Ольвии, в честь него был издан декрет, сооружена конная статуя. Погиб во время нападения варваров на Ольвию.
   82. Папий (ок.175 до н.э.), его сын Никерат.
   ...
   84. Луций Пупий (ок.225 до н.э.), курульный эдил в 185 до н.э., претор в 183 до н.э., получил в управление Апулию, начинал там расследование о вакханалиях.
   85. Гай Пупий (ок.250 до н.э.), дуумвир (член комиссии из двух человек) вместе с Кезоном Квинкцием Фламинином. В 217 до н.э. они занимались строительством храма Согласия в крепости на одной из вершин Капитолийского холма и сдали его с подряда. Получается, что этот храм в Риме, благодаря последующему участию Леонтия, эпарха Салуни, и Симона-Сергия, московского митрополита, - прямых потомков Гая, невидимыми, но крепкими узами связан с храмом Дмитрия Солунского в Салониках и Архангельского собора в Москве. И если это же подтвердили бы карты-таблицы прошлых жизней старшего сына И.А.Попова, призванного построить новый храм XXI века, то мы бы теперь нисколько не удивились, так как случайность на наших глазах нежданно, негаданно превращается в закономерность.
   ...
   90. Брутул Папий (ок.375-322 до н.э.), самнитянин, знатный и могущественный человек, во время войны против Рима нарушил перемирие, но потерпел поражение. Самнитяне намеревались выдать его римлянам, но он сам, не дожидаясь ареста, лишил себя жизни.
   ...
   93. Марк Пупий (ок.450 до н.э.), плебей, избран квестором в Риме в 409 до н.э.
   ...
   96. Папий (ок.525 до н.э.), предок Брутула. При нём в 480 до н.э. возник Самнитский союз, который существовал до 290 до н.э. Столицей самнитов был город Бовианум, расположенный в Кампании. Союзом управляли два консула, которые ежегодно переизбирались.
   Слово Сабин в фамилии некоторых Поппеев означает, что они могли происходить из племени сабинов, которое жило в Италии с древнейших времен. В VIII веке до н.э. оно объединилось с латинами и образовало царство Рима. Первым царем в 713 до н.э. был избран Нума Помпилий, тоже сабин. Он 'был величайшим, насколько тогда это было возможным, знатоком всего божественного и человеческого права,... справедливый и благочестивый... взращён... древним сабинским воспитанием, суровым и строгим: недаром в чистоте нравов этот народ не знал себе равных. ...решил город, основанный силой оружия, основать заново на праве, законах, обычиях. ...счел необходимым смягчить нравы народа, отучая его от оружия. Связал союзными договорами всех соседей'. Царствовал Нума сорок три года. Римский историк Фабий говорил о сабинах: 'римляне только тогда впервые ясно осознали своё богатство, когда стали владыками этого племени'.
   Среди тех ромеев, кто носил имя Сабин, были не только Поппеи, но также Опии, Домиции, Калавии, Кальвизии, Нимфидии, Обультронии, Остории, Публилии, Секстии, Титии, Титурии, Флавии, Целии и даже некоторые Юлии. Как можно заметить выше, первое упоминание тех персонажей, кто носил в Риме фамилию Пупий появляется в 409 до н.э. Почти за сто лет до этого в 504 до н.э. сабины, которые воевали с Римом, разделились на два лагеря. Одни из них были за установление мира с Римом, другие - против. Тогда же Аппий Клавдий (Аттий Клавз), знатный сабин, 'будучи тесним как поборник мира подстрекателями войны и не умея их осилить, со множеством клиентов (ближайшим окружением) перебрался из Инрегилла в Рим'. Судя по этому факту, Пупии, скорее всего, относились к тем клиентам Аппия Клавдия, своего патрона, которые вместе с ним ушли из Инрегилла и стали жить в Клавдиевой трибе. Папии же, скорее всего, относились к тем сабинам, которые не поддержали Аппия Клавдия и остались жить в Инрегилле, а потом ушли в Кампанию, где превратились в самнитов и в 480 до н.э. образовали Самнитский союз.
   (продолжение поисков предков Леонтия Киевского и Александра Поповича можно осуществить в главе 52 "Субареи и Папеи" второго тома "Кто мы?")

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"