Римские историки считали сабинов потомками Сабуса, бога солнца. Согласно преданиям самих сабинов, их предки перед появлением в Италии жили в Лакедемоне (Спарте). "Сабины были многочисленным и воинственным народом, но жили по деревням, не укреплённым стенами, полагая, что им, переселенцам из Лакедемона, подобает гордость и бесстрашие". Их предки - бывшие спартанцы - недовольные строгостью законов Ликурга, оставили свою прежнюю родину и переселились в Италию. Произойти это могло в X веке до н.э. или чуть позже.
Упомянутый Ликург после смерти своего старшего брата Полидекта правил в Спарте восемь месяцев, потом передал власть новорожденному племяннику, а сам отправился на остров Крит. Там он изучал государственное устройство, усвоил местные законы и сблизился с Фалетом, лирическим поэтом. Этот поэт добивался постепенных изменений общественной жизни острова лишь с помощью своих стихотворных произведений. Ликург уговорил его переехать в Спарту и осуществлять ту же деятельность там. Затем Ликург побывал в Азии, Египте, Африке, Испании, Индии и через несколько лет вернулся на родину. После этого он вместе с Фалетом принялся за реформирование государственного устройства страны.
Первым делом он организовал Совет старейшин, который обладал равным голосом с царём. В результате в стране надолго установилось политическое равновесие. Затем он объединил все земли Спарты и заново их поделил между рядовыми гражданами, устраняя таким способом имущественное неравенство. Потом он вывел из обращения золотые и серебряные монеты, оставив только железные. Причём этим монетам он установил ничтожную стоимость. Поэтому для совершения даже самых простых торговых сделок требовалось значительное число монет большого веса, которое нельзя было перенести в руках. Вследствие этого, в Спарте неожиданно для всех исчезли стяжательство, воровство, взяточничество и грабёж. Он же учредил обязательные общие трапезы, в которых каждый день были обязаны принимать участие и богатые, и бедные. Этим способом Ликург ещё раз устранял имущественное неравенство спартанцев.
Своей властью он установил позорное наказание для холостяков, вынуждая их создавать семьи. Он же урегулировал половые отношения между мужчинами и женщинами в браке и вне брака. В результате этого в Спарте повысилась рождаемость, исчезло прелюбодеяние. Ликург первым решил, что дети спартанцев принадлежат не родителям, а государству. Поэтому с семи лет их стали забирать у родителей и определять в специальные отряды, где они жили, трудились и учились. С тех пор не только дети, но и все граждане Спарты стали считать себя принадлежащими отечеству.
После того, как введённые законы укоренились среди спартанцев, Ликург добровольно отказался от власти, оставил страну и уморил себя голодом, "твёрдо веря, что даже смерть государственного мужа не должна быть бесполезна для государства, что самой кончине его надлежит быть не безвольным подчинением, но нравственным деянием". После смерти Ликурга Спарта блюла его "коммунистические" законы не семьдесят лет, как Россия, а в течении пятисот лет, то есть с Х по V век до н.э. Причём без партии коммунистов. И ни один из четырнадцати царей, который властвовал в эти века вплоть до Агида, сына Архидама, ничего не изменил в общественном устройстве Спарты. Так подробно писал известный Плутарх о реформах Ликурга.
Сам Ликург принадлежал к Гераклидам, поэтому вряд ли среди покинувших Лакедемон были его сородичи. К сожалению, в Греции никаких упоминаний непосредственно о сабинах и Сабусе, боге солнца, до сих пор не обнаружено. Возможно, они жили там под другим именем. Следует отметить что греки, в отличие от римлян, солнечным богом называли Гелиоса, поэтому в Лакедемоне сабины, скорее всего, могли считаться потомками Гелиоса.
Известно, что вместе с Гераклидами в Спарте жили и потомки аргонавтов. Они вернулись на свою родину во времена Прокла (ок.1125 до н.э.), предка Ликурга в шестом колене. Вскоре после прибытия они основали города: Лепрей, Макист, Фриксы, Пирг, Эпий и Нудий, где и жили долгое время. Из вышеназваных городов город Фриксы носил имя Фрикса, сына Афаманта, правителя Беотии. Согласно преданиям, он на златорунном баране Гермеса перелетел из Греции на Кавказ. Среди его детей был известен Арг, аргонавт. Поэтому в городе Фриксы могли жить потомки Арга. Город Лепрей носил имя правителя кавконов, поэтому в этом городе могли жить кавконы. Город Эпий носил название племени эпеев, соседей кавконов, поэтому здесь могли жить эпеи. Город Макист повторял название реки в Малой Азии, поэтому в нём могли жить выходцы оттуда. И, наконец, город Пирг имел своего двойника в Тиррении (Этрурии), где жили этруски, бывшие родом из Малой Азии. Поэтому в этом городе тоже могли жить выходцы из Малой Азии, родичи этрусков.
Если исходить из имени Аппия Клавдия, то его предки могли жить в городе Эпий (Апий, Эпей). Основателями этого города были минийцы, выходцы с острова Лемнос, потомки аргонавтов. Причём эти потомки говорили лакедемонянам, что они вернулись на землю своих отцов. Своё имя минийцы могли носить в честь Миноса, правителя острова Крит. Он был дедом Тоанта, правителя острова Лемнос. После Тоанта правительницей острова стала его дочь Гипсипила. Во время посещения острова аргонавтами она сошлась с Иасоном и родила от него двух сыновей: Эвнея и Неброфона. Они могли править на острове после матери. Другие аргонавты за время пребывания на Лемносе тоже могли сойтись с женщинами острова и иметь от них детей. В то же время из всех аргонавтов сыном Гелиоса-Солнца в преданиях назван только один персонаж - Авгий. Он был вождём племени эпеев и царём Элиды. Поэтому сабины, скорее всего, были потомками именно этого аргонавта.
111. Сабин (ок.1000 до н.э.), по Вергилию, насадитель лоз винограда в Италии, предок сабинов, современник Ликурга.
...
116. Эпий(?) (ок.1125 до н.э.), потомок аргонавта (Авгия?), основатель города Эпий, вождь эпеев. Перед прибытием в Лакедемон жил на острове Лемнос.
117. Дий (ок.1150 до н.э.), последний царь Элиды из династии Авгия. Уступил власть Алксиону из Писы.
118. Элей II (ок.1175 до н.э.), потомок Авгия, царь Элиды.
119. Амфимах (ок.1200 до н.э.), потомок Авгия, царь Элиды, его сын Элей.
120. Поликсен (ок.1225 до н.э.), внук Авгия, царь Элиды, его сын Амфимах.
Родня: Мегет, внук Авгия, царь острова Дулихия в Ионическом море вблизи Итаки, ездил в Спарту, где добивался руки Елены вместе с остальными женихами Греции. После похищения Елены участвовал в Троянской войне на стороне Менелая, выставлял сорок кораблей. По окончании войны потерпел кораблекрушение и погиб на Эвбее у горы Каферея.
121. Агасфен (ок.1250 до н.э.), сын Авгия, царь Элиды. Его сын Поликсен.
Братья и сёстры:
Филей, вступался за Геракла при споре о плате за расчистку Авгиевых конюшен за что был изгнан из Элиды на остров Дулихий. После гибели отца и братьев Геракл вернул его в Элиду и передал ему царскую власть. Его сын Мегет.
Эпикаста, её сын Тестал родился от Геракла.
Агамеда, родилась на острове Лемнос, после того, как её отец Авгий во время похода аргонавтов сошёлся там с прислужницей Инсипилы, верховной жрицы Афродиты. Через несколько лет отец забрал её в Элиду, где она служила потом жрицей Гекаты.
Родня(?): Эпей, назывался строителем, перед Троянской войной жил в Пилосе. В то время этим городом правил знаменитый Нестор. Его отцом был Нелей, который и построил Пилос. Эпей принимал участие в Троянской войне на стороне спартанцев и их союзников. У стен Трои он стал победителем кулачных боев. По предложению Одиссея именно Эпей построил всем известного Троянского коня, который решил исход войны в пользу спартанцев. После того, как победители покинули Трою, судно Эпея попало в жестокий шторм, и он "отторгнутый бурей от своего предводителя Нестора, основал Метапонт", город на юге Италии. Здесь какое-то время могли жить его потомки. Впоследствии этот город был разрушен самнитянами.
122. Авгий-Сияющий (ок.1275 до н.э.), сын Гелиоса (или Эпея, Форбанта, Посейдона), царь Элиды, вождь племени эпеев, владел огромными стадами; как аргонавт, участвовал в походе на Кавказ за золотым руном, потом вернулся домой. Вместе с некоторыми сыновьями, рождёнными в Элиде, был убит Гераклом.
Братья:
Актор, сын Гелиоса и Гирмины. Его жена Мелиона, их дети: Еврит, Ктеат - полководцы в войске Авгия, убиты Гераклом.
Ээт, сын Гелиоса и Персы, царь страны Эа (Колхиды). Именно к нему приезжали аргонавты за золотым руном. Его дочь Медея.
Перс, сын Гелиоса и Персы, жил в стране Эа.
Родня(?): Панопей, отец Эпея, строителя.
123. Элей I или Гелиос (ок.1300 до н.э.), вождь племени эпеев, царь Элиды, владел огромными стадами, оставил их в наследство Авгию. Его жена Гирмина, дочь Нелея из Пилоса.
Родня(?): Фок, царь Фокиды. Его жена Астерия, дочь Деиона, царя Фокиды, их сын Панопей.
124. Форбант (ок.1325 до н.э.), царь Оленоса, его сын Элей.
Или Эпей(?), царь Элиды, его сын Элей.
125. Лапиф (ок.1350 до н.э.), первопредок племени лапифов. Его жена Орсинома, дочь Эвринома. Их сын Форбант.
Родня(?): Эак, царь мирмидонян, жил на острове Эгина. Слыл самым справедливым и благочестивым. Вместе с Аполлоном и Посейдоном строил стены Трои для Лаомедонта. Считался судьёй подземного царства вместе с Миносом и Радамантом. Его жена Эндеида, их сын Фок.
126. Аполлон (ок.1375 до н.э.), его жена Стильба, дочь Пенея, речного бога. Их сын Лапиф.
127. Апис (ок.1400 до н.э.), сын Форонея. Жил в Элиде, где был убит Этолом, сыном Эндимиона. Потом Этол бежал в Куретиду, а потомки Аписа могли остаться в Элиде. Имя Аписа совпадает с именем более древнего Аписа, правителя Пелопоннеса. Он тоже был убит, но в результате заговора Телксиона и Телхина.
128. Фороней (ок.1425 до н.э.), отец Аписа. Жил в Элиде рядом с эолийцами. Их из Фессалии привёл Эндимион, сын Аэтлия и внук Зевса. Имя Форонея совпадает с именем более древнего Форонея, сына Инаха. Он тоже был отцом Аписа, но жил в Аргосе.
Элида располагалась на территории более древнего государства Пуро, которое существовало перед Девкалионовым бедствием. Среди его правителей были известны:
131. Отавео (ок.1500 до н.э.), последний басилей, то есть правитель страны Пуро перед Девкалионовым бедствием.
132. Акеро (ок.1525 до н.э.)
133. Пако (ок.1550 до н.э.)
134. Апикаразоро (ок.1575 до н.э.)
135. Атано (ок.1600 до н.э.)
136. Кеко (ок.1625 до н.э.)
137. Акито (ок.1650 до н.э.)
138. Отово (ок.1675 до н.э.)
139. Тавесий (ок.1700 до н.э.)
140. Апикота (ок.1725 до н.э.)
141. Апий (ок.1750 до н.э.), основатель страны Пуро и, скорее всего, первопредок племени эпеев. Среди разных богов, которым они поклонялись, был известен и некто Сапарей (Сабарей). Возможно, от него и пошло прозвание сабинов.
Или Апий, Апис(?), пророк, врачеватель, деятель цивилизации, сын Аполлона.
142. Пайон или Аполлон (ок.1775 до н.э.), верховный бог в Пуро, историки отождествляют его с Аполлоном.
143. Апис или Упис (ок.1800 до н.э.), отец Аполлона.
Или Пайапис Кахья, Папайос Химерогенес(?), титанид, правитель страны между Понтом и Океаном (Атлантическим), в 1772 до н.э. воевал в Каппадокии с Арамом, правителем армян, потерпел поражение и бежал на остров в Азийском море.
Или Папей, Папай(?), верховный бог скифов. Его жена Апи или Опис. Фамилии Папий, Поппей у сабинов практически совпадают с именем Папея.
Среди других носителей имени сабинов в то время упоминался Сабиум, правитель Вавилона в 1844-1831 до н.э.
Ликург, прежде, чем стать правителем Спарты, посещал Крит, а потом Азию, Египет, Африку, Испанию и Индию. В этих землях он мог встретить, по крайней мере, три страны, носящие имя Саба. Одна располагалась на территории Йемена, другая - в Индии, а третья - в Африке на территории Мозамбика. Не исключено, что некоторые жители этих стран по призыву Ликурга могли уехать вместе с ним в Лакедемон и превратиться в искомых сабинов.
Что касается йеменской Сабы, то она возникла около 1500 до н.э., скорее всего, после Девкалионова бедствия в Эгейском море, и подчинялась Ассирии. Соседями сабеев были минеи. Их имя похоже на имя миниев, прибывших в Спарту с острова Лемнос. Индийская Саба, возможно, возникла одновременно с йеменской. По свидетельству археологов, действительно, тогда же в устье Инда возникла археологическая культура Джхукара, некоторые элементы которой связывают её с Критом и тем же Девкалионовым бедствием. Поэтому мы можем прийти к выводу о том, что предки жителей первой и второй, а также третьей Сабы перед катастрофой могли жить на острове Крит, входящем вместе с частью полуострова Пелопоннес в состав ещё более древнего государства Пуро (Пилос).