Попов Борис Иванович : другие произведения.

Продолжение разговора

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    восстановление биографии самого первого Христа

  ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА
  
   После возвращения из магазина, ребята-первокурсники опять собрались в общежитии, сели за стол, немного перекусили, и Владимир вновь повёл свой рассказ о Сократе Христе.
   - Хочу продолжить ваше знакомство с родителями Сократа Христа, - сказал он, дожёвывая свой бутерброд и запивая его кефиром, - Если верить историку Гранию, то его матерью была некая Хагни. Она происходила родом из города Кизика. Этот древний приморский город располагался на небольшом острове в проливе Дарданеллы рядом с легендарной Троей. Когда-то в нём было две гавани и более двухсот корабельных доков. Представляете? Двести доков! По своей величине и красоте Кизик, по словам географа Страбона, соперничал с первыми городами Азии.
   - А я хочу напомнить вам, друзья, что именно в Кизике останавливались те самые всем известные аргонавты, когда совершали своё путешествие из Греции на Кавказ за "золотым руном"!
   - Да, это так! Что касается Хагни, то, как пишет Граний, одно время она была любовницей Никомеда, то есть его любимой, желанной женщиной. Необычное для Греции и Рима имя этой женщины в настоящее время чаще всего встречается в Скандинавии, поэтому можно смело предположить, что Хагни могла происходить из того рода, представители которого вначале жили в Кизике, а потом очутились в Скандинавии.
   - А я как раз читал некоторые древние Северные саги скандинавов. Они действительно повествуют о том, что их самые главные герои, в том числе и легендарный бог Один, которого в своё время, как и Иисуса Христа, тоже распинали, только головой вниз, и от которого вели свой род многие германские, датские, шведские, норвежские и даже английские короли - так вот этот Один и его родичи жили возле Кизика в Трое. Саги называют её Асгардом, то есть Городом Асов, Городом богов. Во время войны Рима против Митридата Евпатора эта легендарная Троя в очередной раз была вновь полностью разрушена, на этот раз не Гераклом или эллинами, а ромеями, и её оставшиеся в живых жители были вынуждены покинуть свою прежнюю родину навсегда. Именно тогда, если верить сагам, великий Один оставил Трою и в конечном итоге вместе со своими родичами оказался очень далеко от Асгарда на территории нынешней Швеции. Поэтому Хагни могла иметь какое-то отношение даже к роду Одина, представители которого, если верить тем же сагам, много веков правили в Трое после всем известной Троянской войны.
   - Вот, оказывается, какие необычные предки по отцовской и материнской линиям могли быть у Сократа Христа!
   - В своей книге Граний писал и о том, что у Никомеда была не только любимая женщина или женщина для горячей чувственной любви, но и законная царственная жена, то есть женщина для осуществления холодной расчётливой политики - некая Аристоника. О её происхождении мне совершенно ничего пока не известно, но её имя полностью совпадает с именем того Аристоника, который несколько ранее жил в Пергаме, стране, расположенной к югу от Вифинии, по соседству, и приходился сыном тамошнему царю Евмену.
   - Вполне возможно предположить, что жена царя Никомеда Эвергета тоже, как и он, принадлежала к царственному роду, но только к царственному роду не Вифинии, а соседнего Пергама и даже могла быть сестрой или дочерью означенного сына царя Евмена.
   - Вполне с тобой согласен! Так вот, царица Аристоника тоже родила своему супругу сына, по счёту второго, но зато законнорожденного - Никомеда Филопатора. Очевидно, что после появления законного наследника отношения между Никомедом Эвергетом и его любовницей Хагни обострились, и Никомед, как пишет Граний, был вынужден отослать Христа вместе с матерью в её родной Кизик, дав им с собой пятьсот талантов на проживание.
   - Много это или мало?
   - Я этого пока не знаю, но, наверное, на первое время их вполне могло хватить. После смерти Никомеда Эвергета власть в Вифинии по наследству должна была достаться его законнорожденному сыну Никомеду Филопатору, то есть сыну, рождённому от царицы Аристоники. Так оно вначале и случилось. В это время, как пишет Граний, сам Христос продолжал жить на чужбине в Кизике и вовсе не стремился к смещению своего младшего брата с престола и захвату власти в стране, хотя по старшинству мог бы на это претендовать и по закону удерживать власть до тех пор, пока законный Никомед Филопатор не достигнет совершеннолетия.
   - Очевидно, такой вариант развития событий не отвечал интересам царицы Аристоники. Скорее всего, вначале после смерти Никомеда Эвергета она сама фактически являлась правительницей Вифинии, управляла страной от имени своего малолетнего сына и ни с кем не хотела делить эту власть.
   - Так же вела себя, если вы помните, и мать Ивана Грозного, когда осталась одна без мужа.
   - Потом Аристоника, как и её муж, тоже скончалась, но Никомед Филопатор, вероятно, был тогда ещё довольно молод. Поэтому он тут же оказался под опекой ещё одной женщины, а именно: своей собственной тётки, сестры отца, которая для того, чтобы самой захватить власть в стране и удержать её в своих руках, не долго думая, быстро женила племянника Никомеда Филопатора на себе, став таким способом на некоторое время царицей.
   - Вот хитрая бестия!
   - Однако молодожёны не успели насладиться семейной жизнью. Буквально через девять дней после свадьбы тётка умерла.
   - Такая скорая её смерть вряд ли была случайной.
   - Может быть, великовозрастная тётка просто слишком страстно вела себя с молодым любовником в постели и не рассчитала свои силы?
   - Думаю, что причиной её смерти послужило насилие, которое могла совершить над новобрачной одна из образовавшихся в то время в Вифинии противоборствующих группировок, крайне несогласная с возникшей нелепой ситуацией. Прошло ещё некоторое время, и Никомед Филопатор женился, наконец, равным браком на Нисе, дочери Ариарата, царя Каппадокии.
   - И каким же был этот равный, так сказать, брак?
   - Всё было бы хорошо и радостно, но получилось так, как пишет Граний, что вскоре эта самая Ниса вдруг неожиданно обратилась к Христу, который продолжал спокойно жить в Кизике. Причём она обратилась с призывом, чтобы он пошёл войной на своего брата и сместил его с престола Вифинии. Трудно сказать, почему Ниса, законная жена Никомеда Филопатора, обратилась с таким необычным для тех времён призывом, да ещё и к чужому для неё человеку, изгнаннику Христу.
   - Наверное, её супруг Никомед никак не удовлетворял Нису в царской постели, и она хотела найти более достойного партнёра для амурных игр?
   - Действительно, ромеи не единожды вспоминали о странностях Никомеда, например, о его извращённых половых связях с самим Юлием Цезарем, когда тот ещё в молодые годы был послом в Вифинии. Позднее в Риме Цезаря даже обзывали "подстилкой Никомеда".
   - Может быть, это всё и объясняет?
   - Тогда как же пылающая неудовлетворённой страстью молодая царевна всё-таки сумела отыскать Христа в Кизике?
   - Граний об этом ничего не пишет. Но очевидно, что не только Ниса была лично весьма недовольна своим молодым супругом Никомедом Филопатором. Её призыв к Христу может свидетельствовать и о том, что в своём желании она могла быть не одинока и даже могла опираться на недовольство некоторых своих приближённых и слуг, представляющих не только свои собственные интересы, но и интересы какой-то части народа Вифинии.
   - Все они, видно, очень желали видеть на престоле Вифинии не Никомеда, а именно Христа!
   - И что же Христос?
   - Христос в ответ на полученный призыв Нисы не засуетился, не бросился сломя голову в Вифинию, чтобы как можно быстрее помочь молодой царевне наставить рога Никомеду, а решил вначале сообщить о её необычной просьбе царю Понта Митридату Евпатору.
   - Наверное, он решил сделать это для того, чтобы выяснить мнение наиболее уважаемого им правителя и заручиться его поддержкой.
   - Скорее всего, так, поэтому вскоре Христос отправился из Кизика в Синопу, тогдашнюю столицу Понта, где именно ему, а не Никомеду Филопатору, как пишет Граний, по прибытию был оказан самый роскошный приём.
   - Это свидетельствует о том, что царь Митридат тоже, как и Ниса, почему-то был заинтересован в смещении Никомеда Филопатора с престола Вифинии и замене его на Христа.
   - Именно на этой встрече Митридат первым в истории назвал Сократа Христом.
   - Тем самым он признал его "Мессией" и показал всем, что именно Сократ должен сделать всё необходимое для того, чтобы выполнить особую миссию в деле освобождения Вифинии от правления дурного Никомеда!
   - Вот именно! После окончания дружественных переговоров с Митридатом Евпатором Сократ, уже как настоящий Христос-Мессия, сел на корабль и отправился морем, как пишет Граний, прямо в Рим, намереваясь и там получить поддержку со стороны сената, учитывая настойчивые пожелания Нисы и народа Вифинии. Однако в сенате Рима его приняли совсем по-иному, не так как в Понте, не так, как должно принимать Христа, то есть мессию. Алчные, хитрые и предусмотрительные ромеи все его серьёзные доводы во внимание не приняли, поддержки никакой не оказали, так как совсем не хотели видеть этого достойного человека на престоле Вифинии. Им нужен был дурной Никомед, и только он! Поэтому Сократ Христос был вынужден отправиться в обратный путь ни с чем. При этом, как утверждает Граний, Сократ, опечаленный итогами своей неудачной поездки в Рим, не осмеливаясь идти против воли Рима, стыдился вновь вернуться к тому самому Митридату Евпатору, который, вероятно, с большой надеждой ждал его и верил ему как Христу, и поэтому направился прямо в Кизик.
   - И что же было дальше?
   - Казалось, что на этом дело и закончится: названый Христос, убоявшись всесильного Рима, уже никогда не сможет осуществить предначертанную ему миссию, а молодая царевна Ниса так и останется на всю жизнь неудовлетворённой старой девой. Однако через некоторое время в Кизике неожиданно была убита сестра Христа. Имя её Граний не называет, но пишет, что её убили из-за какого-то богатства, которое, наверное, не поделили после кончины матери её родственники. Потом Христа стали преследовать подосланные люди его брата Никомеда Филопатора и некоторые жители самого Кизика.
   - Вероятно, все они узнали о цели недавней поездки Христа в Рим и теперь, как огня, боялись соперничества с его стороны в борьбе за престол Вифинии.
   - Трудно сказать, но в итоге Христу пришлось срочно покинуть родину своей матери и уже во второй раз за свою жизнь отправиться в изгнание. При этом он, как ни покажется странным, нелогичным, отправился опять же не за поддержкой к царю Митридату Евпатору в Понт, где его совсем недавно очень хорошо принимали и, наверное, продолжали нетерпеливо ждать, а в противоположную сторону: через Эгейское море в Грецию на остров Эвбею как можно дальше от престола Вифинии. Оказавшись там, Христос через некоторое время познакомился с неким Корнелием, римским всадником, своим противником по оружию и другом по несчастью. Тот после знакомства пригласил Христа к себе в дом и познакомил со своим юным сыном.
   - И что они там делали?
  - На этой встрече они, вроде бы, хотели все вместе расследовать какие-то совершённые преступления. К сожалению, в сохранившейся книге Грания в этом месте некоторые слова были так сильно повреждены, что прочесть их не представляется возможным. Может быть, здесь речь шла о тех преступлениях, которые творились тогда в Риме, и Корнелию, чтобы спасти свою жизнь и жизнь своего сына, пришлось отправиться в бега. И если он прибыл на безопасную Эвбею с запада, то Христос - с востока. Это, однако, не помешало их обоюдному дружескому общению.
  - Каким же был итог этого общения?
   - Как раз на этом все скудные сведения Грания о Христе обрываются из-за значительного повреждения последних страниц текста. Как Христос оказался потом снова у Митридата Евпатора в Понте, о чём пишут Аппиан и Мемнон, - неизвестно.
   - Вполне возможно, что, ознакомившись с помощью Корнелия со всеми, творящимися в Риме, преступлениями, Сократ Христос с этого момента круто изменил своё отношение к Риму. За его внешним блеском и помпезностью он вдруг увидел его подлинную низменную алчную суть и потому набрался необходимой решимости и вознамерился идти на непримиримую борьбу против него.
   - Возможно, также, что и Ниса, продолжая спать одна в холодной постели, опять послала письмо Сократу и вновь обратилась к нему со своей прежней горячей просьбой поскорей придти к ней в объятия, и он, наконец, собрался духом и решился во второй раз отправиться к Митридату, воспылав любовью к страдающей без него Нисе и, наверное, обещавшей ему родить от него наследника. Любое расстояние преодолеешь после такого призыва молодой женщины!
   - Путь Христу в этом случае предстоял более сложный, так как, чтобы добраться с Эвбеи в Синопу, ему нужно было проплывать Мраморное море и пролив Босфор мимо берегов Вифинии, где он мог попасть в руки ищеек своего брата. И вот уже на этот раз Христос и Митридат, если верить Аппиану и Мемнону, оба решили не терять времени даром и действовать незамедлительно. Они быстро собрали необходимое войско, и Сократ, как настоящий Христос, вместе с этим войском выступил из Синопы и вступил на землю родной Вифинии, как освободитель. Вскоре после этого он легко, без кровопролития сместил своего брата с престола и стал править самостоятельно на радость царевне Нисе и другим своим подданным.
   - По тем временам это всё же был очень мужественный поступок. Ведь он, как Сократ лично в этом ранее убедился, противоречил интересам могущественного Рима.
   - Рим во всём потакал тогда Никомеду Филопатору и готов был оказывать ему всяческую поддержку, действуя по принципу: чем хуже - тем лучше! Поэтому своими действиями Сократ Христос фактически бросал дерзкий вызов самому Риму.
   - Точно так же, как, например, нынешняя маленькая и слабая на вид Куба бросает своим независимым выбором вызов большой и сильной Америке.
   - Конечно же, Сократ Христос хорошо знал о том, чем, например, перед ним закончилось точно такое же противоборство с Римом ранее упомянутого правителя Пергама Аристоника. После того, как царь Аттал Филометор, оставшись бездетным, перед своей кончиной неожиданно для всех завещал всё царство Риму, то Аристоник, брат Аттала по отцу, словно наш князь Пожарский вместе с Мининым, начал собирать народное ополчение из бедняков и рабов, призывая их выступить против ромеев и защитить независимость Пергама. Причём, восставшие, создавая войско, в конечном итоге, решили после победы построить на территории Пергама не обычное по тем временам государство, а идеальное, "Солнечное государство".
   - Чем же оно должно было отличаться от обычных государств?
   - Все люди в нём должны были стать равными. В нём совсем не должно быть рабов и угнетённых, а между людьми должно царить полное согласие и мир.
   - Прямо как по Марксу и Энгельсу у коммунистов!
   - Как я недавно узнал, идейным вдохновителем Аристоника и главным идеологом необычного для тех времён "Солнечного государства" был философ из школы греческих стоиков совсем незнакомый нам Гай Блоссий, бывший родом из италийского Кума, ученик другого философа - Антипатера из Тарса. До прибытия в Пергам Гай Блоссий жил в Риме, где пытался провести свои идеи в жизнь на практике, где действовал заодно с хорошо известными многим ещё со школьной скамьи Тиберием Гракхом и его братом, пробуя с их помощью провести в Риме реформы, направленные на построение более справедливого общества. Однако римские сенаторы, возмущённые притязаниями на свои частные патрицианские владения, устроили расправу над Тиберием Гракхом, и убили его обломками скамеек прямо у стен сената. Поэтому Гай Блоссий был вынужден тотчас же бежать из Рима. Так он через некоторое время очутился в Пергаме, где очень быстро нашёл себе новых единомышленников.
   - Мы никогда не слышали об этом в школе, даже на уроках истории!
   - Это, конечно, странно!
   - Вскоре поспешно собранное народное ополчение во главе с Аристоником всё-таки сумело нанести сокрушительное поражение ромеям, поспешившим в Пергам вслед за Гаем Блоссием. При этом полководец ромеев - консул Публий Лициний Красс - был даже захвачен в плен и убит. Однако затем ромеям в борьбе против Аристоника и его преступной, по мнению богатеев, идеи равенства людей стали помогать богатеи окружающих городов, в том числе и города Кизика, где жила мать Христа. Против Аристоника выступили также царь Вифинии Никомед Эвергет и цари Понта и Каппадокии. В неравной борьбе плохо вооружённое войско ополченцев, в конце концов, потерпело поражение. В одном из городов Малой Азии Аристоник был окружён и после длительной осады попал к ромеям в плен. Они его тут же заковали в цепи, посадили на корабль и, как главного нарушителя их спокойствия, отправили в Рим, где он вскоре был казнён.
   - Очень удивительная история!
   - Согласен!
   - До сих пор нам был особо интересен гладиатор Спартак. Он всегда являлся нашим кумиром. Мы много знаем о нём, может быть, даже больше, чем он сам знал о себе: читали захватывающий роман итальянца Раффаэлло Джованьоли, смотрели красочный американский фильм Стэнли Кубрика. Имя Спартака носили и носят разные общественные организации и даже футбольные команды. Чего стоит, например, один наш любимый московский "Спартак"! А вот Аристоник, который почти за шестьдесят лет до Спартака первым поднял восстание рабов и других угнетённых против Рима, до сих пор нам был неинтересен. Более того, мы до сих пор даже ничего не знали о нём. Почему же вокруг Аристоника образовался такой глубокий многовековой вакуум? Он что, не поднимал, как и Спартак, на восстание тех же рабов, не совершал вместе с ними успешных боевых походов, не наносил тяжёлых поражений ромеям, не боролся за правое дело не только своего собственного народа, но и соседних?
   - Всё как раз наоборот!
   - К тому же Аристоник опережал Спартака по времени и даже мог быть его собственным кумиром.
   - Вот именно!
   - Тогда почему же такой вакуум?
   - А не потому ли, что коммунистам ХХ века не нравилось царское происхождение Аристоника, а демократам Запада - его стремление построить две тысячи лет тому назад справедливое общество, настоящий коммунизм?
   - Но ведь с историей бороться бесполезно, как левым, так и правым.
   - Её истина всё равно рано или поздно, но восторжествует. Ведь истина, как я уже говорил, превыше самого Бога! После гибели Аристоника Пергам, как независимая страна, навсегда прекратил своё существование. На территории этой страны через некоторое время решением римского сената была образована подневольная римская провинция под названием "Азия". Так Рим, подавая заразительный пример нынешним неуёмным ястребам из Северо-Атлантического блока, впервые в мире увеличил свои собственные владения за счёт подтасовок документов о наследстве и приватизации части отдалённой Малой Азии, объявив её зоной своих жизненно важных интересов, и вплотную подступил к границам лакомой Вифинии с юга.
   - Точь-в-точь как удав НАТО незаметно подполз к дому доверчивого российского кролика!
   - Или хищный орёл с их же авианосца подлетел на нужное расстояние к зазевавшемуся суслику!
   - И вот теперь, когда Христос поступил вопреки Риму, ему и его родной Вифинии грозило то же самое, что Аристонику и Пергаму. В конце концов, в 89 году до нашей эры всё так и произошло. Ведь сценарий для ослушников воли Рима был разработан заранее.
   - Словно в античном ЦРУ или КГБ!
   - Да! Рим - есть Рим! Его уроки не прошли даром для нынешних политиков даже через минувшие тысячелетия!
   - А наша Вифиния в результате неравной борьбы с Римом тоже, как и соседний Пергам, перестала существовать, а сам Христос вслед за Аристоником тоже ушёл в небытие.
   - Почему же он, не смотря ни на что, всё-таки решился бросить вызов Риму? Он что, не знал, чем это, скорее всего, может для него кончиться?
   - Знал!
   - Тогда почему? Влюбился, что ли, без ума в молодую царевну Нису и никак не мог от неё оторваться?
   - Основным толчком для его непростого решения, конечно, послужило обращение к нему этой царевны. Если бы не было её обращения, то, наверное, вопрос о борьбе за престол Вифинии перед Христом даже бы не возникал, он так бы и продолжал мирно жить в Кизике. Но вряд ли это было обыкновенное любовное обращение. Думаю, Ниса обращалась к Христу не только от своего имени, но и от имени народа Вифинии. Только в этом случае осторожный Христос мог, в конце концов, решиться на радикальные действия.
   - Такой вариант вполне возможен!
   - Во всех иных случаях Христос просто продолжал бы жить в изгнании на острове Эвбея и не рисковать безрассудно своей жизнью. Хотя можно было бы придумать захватывающую любовную историю отношений Христа и Нисы, похожую на предыдущую любовную историю прекрасной спартанки Елены и троянца Париса. Ведь чего не сделаешь ради любви!
   - А была ли у них любовь?
   - Об этом история умалчивает. Возможно, и была.
   - Но без поддержки царя Митридата Евпатора поход Христа в Вифинию всё равно был бы невозможен!
   - Поддержка царя сыграла свою положительную роль при принятии Христом решения о борьбе за престол, но только второстепенную. Главной причиной было всё же желание Нисы и народа Вифинии видеть его на престоле вместо Никомеда.
   - Наверное, Владимир, ты прав!
   - Вот что мне в итоге удалось выяснить и понять, собирая материал о Сократе Христе с помощью Аппиана, Мемнона и Грания Лициниана. Хотя загадка дальнейшей судьбы Христа продолжает оставаться для меня неразгаданной, но в целом, на основании собранных материалов можно уже нарисовать его психологический портрет.
   - И что ты видишь в нём в первую очередь?
   - Во-первых, можно обратить внимание на то, что после получения вышеупомянутого призыва от Нисы Сократа Христа мучили сомнения. Он не знал, как ему действовать, колебался, хотя он и был царским сыном. Потом он стыдился из-за своей неудачной поездки в Рим. Всё это говорит о том, что он был мятущимся совестливым человеком.
   - Да, с этим можно согласиться!
   - Во-вторых, сам Сократ Христос не стремился к захвату власти, и уж тем более любой ценой. А после вступления на престол он не был кровожаден, так как не погубил того же Никомеда Филопатора, и тому удалось после бескровного переворота сохранить свою жизнь и удалиться в Рим.
   - Всё это свидетельствует о том, что у Христа были свои жизненные принципы, которым он не изменял и старался соблюдать при любых условиях.
   - В-третьих, Сократ Христос был не только осторожным, но и мужественным, отважным человеком и не побоялся бросить вызов самому Риму, борясь за свободу и процветание своей страны, своего народа, следуя заразительному примеру Аристоника и Гая Блоссия.
   - Как много, оказывается, мы ещё не знаем!
   - Вот именно!
   - Таким был самый первый Христос. Не по имени он был Христом, а по народному прозванию. Должен ли был народ Вифинии сохранить память о таком своём правителе?
   - Безусловно!
   - И он помнил его не только как Сократа, но и как Христа, как своего самого первого Христа!
   - Мне, Владимир, тоже понравился этот человек. И даже не как правитель, а просто как мужчина, как настоящий мужчина. По-моему, мы с ним могли бы быть единомышленниками и друзьями, когда бы жили в одно и то же время. Если бы я отыскал его портрет, то повесил бы его у себя дома на стене и вспоминал то непростое далёкое время, в котором Сократ Христос проявил себя вполне достойно.
   - Такого Христа, наверное, должны любить и все женщины, ведь он, как герой-любовник, не побоялся даже могучего, но обидчивого и мстительного Рима для того, чтобы всё-таки соединить свою судьбу с судьбой желанной Нисы и подарить ей свою любовь!
   - Спросим завтра об этом мнение наших девчат!
   - Конечно, спросим!
   - Но самое главное, ребята, я вам ещё не сказал. Оказывается, появление, а также гибель Сократа Христа именно в 88 году до нашей эры предсказано в Библии!
  - Этого не может быть!
  - Ты, вообще, понимаешь, что ты говоришь?
  - Конечно, понимаю! А вы сами почитайте Библию, тогда и увидите.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"