Попов Борис Иванович : другие произведения.

Христос Папий

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Христос Папий, царь Херсонеса, то есть Крыма.

  ВЕНЦЕНОСЕЦ
  
   Когда-то император Константин Багрянородный в одной из своих книг писал о том, что когда император Диоклетиан царствовал в Риме, а венценосцем и протевоном в стране херсонитов в Крыму был Фемист, сын Фемиста, то некто Савромат, сын Крискорона, правитель Боспорской страны, что тоже располагалась на территории Крыма, собрав сарматов, населяющих берега Меотиды, то есть Азовского моря, выступил против ромеев и, захватив на Кавказе страну лазов и победив все тамошние племена, по южному берегу Чёрного моря, пройдя весь Понт, дошёл даже до реки Галис, за которой начиналась уже Пафлагония, а за ней и Вифиния. Император Диоклетиан, узнав об этом военном походе Савромата, о том, что страна лазов и Понтика разорены, отправил к реке Галис своё войско, чтобы остановить сарматов. Экзархом этого войска он поставил трибуна Констанция Хлора. Прибыв к Галису с войском, Констанций расположился там и стал препятствовать сарматам переправляться через реку.
   Как оказалось, Констанций Хлор был не в состоянии соперничать с ними, поэтому он решил отправить на войну против сарматов и на разорение их семей кого-либо из соседей страны боспориан, чтобы, услышав об этом, Савромат отказался от продолжения войны. И Констанций Хлор известил о своих соображениях императора и просил, чтобы тот отправил посланцев к херсонитам, поднял их против сарматов, поскольку они были их соседями, и чтобы они напали войной на их семьи, дабы Савромат, узнав об этом, поскорее отказался от войны. Император Диоклетиан тотчас послал своих людей к херсонитам, побуждая их к союзу с Констанцием Хлором и к тому, чтобы, выступив в поход, они разорили страну боспориан и сарматов и пленили их семьи.
   Венценосцем и протевоном страны херсонитов был тогда уже Христос, сын Папия. Херсониты, охотно повинуясь императору, размышляли, как они могли бы захватить и город Савромата Боспор и крепости на Меотиде. Собрав мужей из соседних крепостей, приготовив военные колесницы и поместив на них метательные орудия - хироволистры, они оказались около города боспориан и, сделав засады в течение ночи, малыми силами завязали сражение с городом. Ведя битву у стен с рассвета до третьего часа дня, они прикинулись обращёнными в бегство, не обнаруживая хироволистр, установленных на приготовленных колесницах. В Боспоре посчитали, что херсониты, побеждаемые в силу их малочисленности, обратились в бегство. Поэтому боспориане приободрились и выступили, чтобы преследовать херсонитов. А херсониты, ненамного отступив, начали поражать преследователей - боспориан - из своих хироволистр. Находившиеся в засадах херсониты, поднявшись и окружив боспориан, перебили их всех и, вернувшись назад, захватили Боспор, а также крепости на Меотидском озере и все семьи савроматов и расположились в Боспоре, никого более не убивая, и, удерживая Боспор, охраняли его. Когда прошло несколько дней, Христос, сын Папия, стал говорить женщинам-савроматкам:
   - У нас не было нужды воевать с вами, но так как Савромат отправился разорять страну ромеев, того-то ради мы, побуждаемые императором ромеев, как его подданные, напали на вас войной. Поэтому, если вы хотите жить в вашем городе, давайте отправим послов к вашему господину Савромату о том, чтобы он заключил мир с ромеями в присутствии наших послов и ушёл оттуда. Тогда мы отпускаем вас и удаляемся в наш город, но так, чтобы Савромат передал сначала сюда наших послов и известил нас через своих людей об условиях мира. Затем мы отпускаем вас и удаляемся. Но если Савромат задумает пуститься на какую-либо хитрость, например - решив запереть нас здесь и воевать против нас, и мы узнаем об этом через наших соглядатаев, то мы перебьем вас всех от мала до велика и лишь тогда уйдём отсюда. Какая, однако, выгода Савромату, если погибнут вся его семья и город?
   Слушавшие это жёны Савромата постарались выполнить всё с точностью. Итак, херсониты отправляют к Савромату вместе с боспорианами пять своих послов, извещая его о случившемся и об условленном. Когда послы прибыли к Савромату в район реки Галиса, они известили его обо всём совершённом херсонитами против боспориан. Он же, оказавшись в большом затруднении и желая, чтобы послы херсонитов отдохнули с дороги, сказал им:
   - Так как вы устали, я хочу, чтобы вы отдохнули несколько дней, а затем я исполню всё, сказанное вами. Затем пойдите к людям из Рима, узнайте от них и убедитесь, что я правдив с вами и далёк от обмана.
   Когда херсониты ушли к Констанцию Хлору вместе с послами Савромата, они были расспрошены обо всём случившемся меж ними, известили также Констанция Хлора обо всём совершённом ими в стране боспориан и на Меотидском озере - о том, как захватили семьи Савромата, и что в силу этой необходимости Савромат пошёл на мир. Узнав об этом, Констанций Хлор, однако, был очень огорчён. Он сказал херсонитам:
   - Какая мне польза от союза с вами, после того, как я заключил договор при условии давать им столько золота?
   Херсониты ему отвечают:
   - Не печалься, повелитель, если хочешь, мы расстроим договор о дани.
   Констанций Хлор спрашивает их:
   - А как это возможно?
   Херсониты отвечают ему:
   - Заяви со своей стороны Савромату: 'Уже заключённые между нами соглашения обрели силу. Поскольку, впрочем, по твоей вине и я сделал затраты и большие расходы на войско на пути от Рима до этого места, возмести и ты мне это, и я отдам тебе все твои семьи и твой город'.
   Обрадованный Констанций Хлор сообщил об этом Савромату. Савромат, узнав и крепко опечалясь, извещает Констанция:
   - Не желаю ни давать чего-либо, ни получать, хочу только, чтобы ты послал ко мне херсонитов, чтобы я отправился отсюда.
   Херсониты говорят Констанцию:
   - Не отпускай нас, пока не получишь всех пленных.
   Тогда Констанций Хлор извещает Савромата, заявляя:
   - Отправь ко мне всех пленных, которых имеешь, и я отпущу херсонитов.
   Савромат, услышав об этом, против воли и желания отпустил пленных, которых имел, всех до единого. Итак, Констанций Хлор получив обратно всех пленных, задержал у себя двух послов херсонитов, а прочих отправил к Савромату. Савромат, взяв их, послал их из страны лазов с собственными людьми, чтобы им были переданы и город Боспор, и их семьи. Сам же Савромат с его народом отправился в путь в полном боевом порядке, чтобы херсониты спокойно передали семьи и удалились.
   Херсониты, приняв своих послов в Боспоре и узнав обо всём совершённом Констанцием Хлором и Савроматом, передали человеку Савромата и Боспор, и крепости на Меотиде, и все семьи без ущерба и в мире достигли страны херсонитов. Когда Савромат удалился из ромейских пределов, Констанций Хлор сам снарядился в Рим и известил императора обо всём совершённом херсонитами, доставив ему и двух их послов, увидев которых, император милостиво принял и богато одарил, сказав им:
   - Что хотите, чтобы я дал вам и вашему городу за такое благомыслие и помощь?
   И те ответили императору:
   - Мы не хотим, повелитель, ничего иного, кроме единственной просьбы - чтобы от власти вашей были предоставлены нам приличествующая свобода и освобождение от налогов.
   Император, охотно уступив их просьбе, щедро предоставил им права и свободы и полное избавление от налогов, отослав их с великими дарами в страну херсонитов, так как они оказались подлинными подданными императора ромеев. Констанций также был весьма почтён у императора Диоклетиана как мужественно отразивший войну савроматов. Став знатным и сановитым, он через недолгое время принял и царство ромеев, когда Диоклетиан снова удалился в Никомедию, бывшую столицу Вифинии, которую он сделал новой столицей великой Римской империи.
   Вот такая вот удивительная Вифиния! Она вовсе не исчезла с лица земли после исчезновения Сократа Христа. Наоборот, именно она почему-то стала ядром обновлённой Римской империи, откуда последующие императоры пытались вершить дела окружающего их мира от Кушанского царства на востоке, где тогда ещё правили потомки какого-то Гуцула, до Мавруссии на западе, где когда-то правили цари, носящие имя Бог и происходящие из рода какого-то первого Бога, может быть даже Бога Отца, то есть Багая Папая.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"