Аннотация: Потомок Христа - Ант Папий, первопредок антов, дедов русов.
АНТ ПАПИЙ И ЕГО АНТЫ
Ведь племена эти, склавины и
анты,
не управляются одним человеком,
но издревле живут в народовластии...
Прокопий Кесарийский
Однажды вечером Владимир, вернувшийся в общежитие усталым, но счастливым, как обычно, обнял и поцеловал свою молодую жену и маленького Богдана. Саша спросила Владимира:
- Ну, как там наш Христос?
В ответ Владимир начал рассказывать Саше о результатах своих последних поисков возможных потомков Сократа Христа. Для пущей убедительности он даже прибегал в своём рассказе к помощи самого лучшего в мире Шерлока Холмса в образе артиста Василия Ливанова и мистера Ватсона в образе Виталия Соломина.
- Милый Ватсон! - сказал бы как раз сейчас Шерлок Холмс, - Когда вы в последний раз читали упоминания об антах?
- А какое отношение они имеют к Сократу Христу? - ответил бы ему Ватсон.
- Да, именно, какое? - вторила Саша.
- Самое прямое!
- Неужели?
- Да уж поверьте, Ватсон! Но не будем забегать вперёд. Всё по порядку. В самых древних русских летописях, которые сохранились до нашего времени, упоминались разные племена, в том числе русы, боруссы, венды, разные славянские племена, а вот анты никогда не упоминались. Однако в более древних книгах, например, в 'Велесовой книге' и, особенно, в книгах более древних историков и летописцев всё было иначе. Вот некоторые строки из этих книг.
Историк Иордан в VI веке писал: '...начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами...
Эти... происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов'.
- То есть, анты - это не какое-то маленькое племя, которое когда-то якобы кануло в вечность, а крупный союз племён, родственный склавенам, то есть славянам, и венетам?
- Да, милый Ватсон!
- Где же, в каком месте жили эти анты?
- А тот же Иордан пишет об этом следующее: 'Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север - до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину...'
- Получается, что славяне жили в лесах и болотах, а анты где-то в другом месте и отличались от них в лучшую сторону. Это был не просто крупный союз племён, родственный славянам, но даже ещё более мощный, чем славянский?
- Да, милый Ватсон! Но, если племена славян располагались между Вислой и Днестром, то родственные им племена антов - между Днестром и Днепром, то есть на территории нынешней Правобережной Украины.
- Теперь понятно.
- А вот что писал о месте проживания антов другой древний историк, Прокопий Кесарийский: 'Страна, что оттуда, называется Эвлисия, и варварские люди занимают как её приморье, так и внутренние области, вплоть до озера, называемого Меотида, и реки Танаис, которая впадает в озеро. А само озеро несёт свои воды к берегу Понта Эвксинского. Люди же, которые там живут, в древности именовались киммерийцами, а теперь называются утигурами. А за ними, ещё выше к северу, сидят бессчётные племена антов...'
- Надо же! Не просто анты, а бессчётные племена антов! И где же они все располагались?
- Они жили не только на правом, но и на левом берегу Днепра, Ватсон, до самого Дона, к северу от Азовского моря.
- Почему же поздние русские летописцы ничего не писали о них?
- Это вопрос, Ватсон. Зато Иордан продолжает приоткрывать завесу небытия над историей тогдашних антов. Вот его непосредственные строки: '...Амал Винитарий (вождь готов) удержал все знаки своего господства. Подражая доблести деда своего Вультульфа, он, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побеждён, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых'.
- То есть в то время правителем антов был некий Бож?
- Да, именно так его называл Иордан!
- И Винитарий распял этого Божа, то есть совершил Божье распятие?
- Да, Ватсон!
- Удивительно, мистер Холмс! Совпадают две вещи: во-первых, имя Божа полностью совпадает с прозыванием Иисуса Христа Сыном Божьим. А во-вторых, тот и другой были распяты! Что это - случайное совпадение или кое-что ещё?
- Надо разбираться, Ватсон. Поэтому послушай, что писал Иордан далее: 'Но с такой свободой повелевал он (то есть Винитарий) едва в течение одного года: не потерпел Баламбер, король гуннов; он призвал к себе Гезимунда, сына великого Гуннимунда, который, помня о своей клятве и верности, подчинялся гуннам со значительной частью готов, и, возобновив с ним союз, повёл войско на Винитария. Долго они бились; в первом и втором сражениях победил Винитарий. Едва ли кто в силах припомнить побоище, подобное тому, которое устроил Винитарий в войске гуннов! Но в третьем сражении, когда оба приблизились один к другому, Баламбер, подкравшись к реке Эрак, пустил стрелу и, ранив Винитария в голову, убил его...' Происходили эти страшные события, Ватсон, уже после появления гуннов у берегов Днепра, то есть примерно в 400 году.
- Может быть, именно тогда во время войны с готами все анты и погибли?
- Нет, Ватсон! Прошло ещё более ста лет, но никто из древних историков не хочет их забывать. Наоборот, вспоминают их в первую очередь, например, тот же Прокопий Кесарийский: '...гунны, и склавины, и анты, совершая набеги почти что каждый год с тех пор, как Юстиниан воспринял власть над ромеями (то есть в 527 году), и творили ужасное зло тамошним людям. Ибо думаю, что при каждом вторжении оказывалось более чем по 200000 погубленных и порабощённых там ромеев... Хилвудия император, в то время, когда четвёртый год (то есть в 531 году) владел самодержавной властью, провозгласив военачальником над Фракией, поставил для охраны реки Истр (то есть Дунай), приказав следить, чтобы для тамошних варваров река была более непроходима, потому что уже часто, совершив там переправу, гунны и анты и склавины творили ромеям ужасное зло... А примерно в это время анты, обрушившись на области Фракии, многих ограбили и поработили из тамошних ромеев...'
Вот такими живучими были эти анты. Потом у берегов Днепра примерно в 560 году появились многочисленные племена аваров. Вот что писал об их столкновении с антами историк Менандр Протектор:
'...когда правители антов были поставлены в бедственное положение и против своих надежд впали в несчастье, авары сразу же стали опустошать землю и грабить страну. И вот, теснимые набегами врагов, анты отправили к ним посольство, избрав для посольства Мезамера, сына Идаризия, брата Келагаста, и просили выкупить некоторую часть пленных из их племени. Но посол Мезамер, пустослов и хвастун, прибыв к аварам, изрёк слова высокомерные и в чём-то даже наглые. Поэтому-то тот кутригур, который был предан аварам, который замыслил против антов весьма враждебное, после того как Мезамер говорил надменнее, нежели подобает послу, послал хагану следующее: 'Этот человек приобрёл величайшую силу у антов и может противостоять любым своим врагам. Следует поэтому убить его и затем безбоязненно напасть на вражескую [землю]'. Послушавшись его, авары, презрев почтение к послам и ни во что не поставив справедливость, убивают Мезамера. С того времени более, чем раньше, стали они разорять землю антов и не переставали порабощать жителей, грабя и опустошая'.
- Ну, так, может быть, именно на этот раз аварам удалось разделаться с антами окончательно?
- И опять вы не правы, Ватсон! Позднее, то есть в 587 году их упоминал Иоанн Эфесский: 'Ромеи подкупили народ антов, и те напали на землю славян. Они подчинили её, разграбили её, вывезли добро её и выжгли её. А это ведь область их на запад от реки, именуемой Данубис'.
- То есть анты не только выжили после войны с аварами, но и сами стали нападать на своих соседей? Жалко, что это были родственные им славяне.
- Однако анты продолжали воевать и с аварами. Вот что писал о событиях уже 602 года историк Феофилакт Симокатта: '...хаган, узнав о ромейском нападении, отправил Апсиха с войсками, чтобы уничтожить племя антов, которое было союзником ромеев. Когда это происходило, полчища аваров отложились и поспешно перешли на сторону автократора. Хаган пришёл в смятение от этого известия'.
- Все эти примеры, милый Ватсон, свидетельствуют о том, что анты не могли исчезнуть лица земли даже после стольких нашествий кочевников.
- Куда же они подевались после 602 года?
- А они никуда не девались, они стали носить другое имя?
- Какое же?
- Учёные до сих пор спорят об этом и никак не могут прийти к одному решению. Хотя в той же 'Велесовой книге' есть такие строки: 'А то бедехщемо кравенце: а скуфе, анты бе, русои, борусень, а суренжецои. Тако сме стахом дедь русове...'
- То есть анты в конечном итоге превратились в дедов русов?
- Точно так, Ватсон!
- А что ещё древние историки писали про антов? Что ещё известно о них?
- Прокопий Кесарийский писал о них следующее: 'Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща'.
- То есть у антов уже в те далёкие времена была демократия? - перебила Саша Владимира.
- Нет, Саша! - ответил Владимир. - У антов была не демократия, а народовластие!
- А разве это не одно и то же?
- Конечно, нет! Демократия - это власть демоса.
- Но демос - это и есть народ!
- Ошибаешься! Народ - это не демос, а космос. Поэтому народовластие - это власть самого народа, по-гречески космократия.
- А что означает слово демос?
- Демос - это не всё население, а его чиновничья часть. Ведь свободный народ в Греции всегда делился на три категории: на первых граждан, на демос и на всё остальное население. Поэтому при космократии последнее слово остаётся всегда за народом, за народным собранием или за собранием народных представителей. А вот при демократии власть всегда остаётся у чиновника. Потому чиновник при демократии и изголяется перед рядовыми гражданами, чувствуя свою безнаказанность. Когда в новой России после августа 1991 ещё собирался Съезд народных представителей со всех уголков страны, то народовластие имело место быть. Однако нашим чиновникам такая власть очень не нравилась, она сковывала их самоуправство, их огромное желание поскорее приватизировать всю страну и набить свои карманы долларами. И вот во время переворота, устроенного Борисом Ельциным осенью 1993 года для этой цели, наше только что рождённое в муках народовластие было безжалостно обстреляно танками и задушено. На смену народовластию опять пришла другая форма власти, а именно: чиновничья, то есть так называемая демократия, причём демократия именно на американский лад в усечённом виде, где последнее слово остаётся не за правительством или парламентом, а за президентом.
- А я об этом и не знала! Я думала, что демократия это и есть народовластие.
- Нет, Саша, нет! Демократия была, например, одно время в Риме, и там народ никогда ничего не решал. Всё решал сенат, куда входили только знатные богатеи, и консулы. А вот в Новгороде несколько веков была настоящая космократия, то есть народовластие, и там последнее слово всегда было за народом, то есть за народным вече. Если, например, главный представитель исполнительной власти - посадник - грубо нарушал решения вечевого собрания, то тут же созывалось новое вече, оно принимало решение о наказании посадника, его связывали, выводили на мост, били палкой по голове и с моста сбрасывали в реку.
- Дико, но по закону народовластия!
- Теперь тебе понятно, почему сегодня некоторые страны и народы очень сопротивляются навязыванию им американской, то есть чиновничьей демократии?
- Да, Володечка! Ведь народы хотят 'народа властия', а не всевластия чиновников!
- Прокопий Кесарийский писал об антах и славянах вот ещё что: '...они считают, что один из богов - создатель молнии - именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных...' Надеюсь, Саша, ты теперь понимаешь, что анты вовсе не были язычниками. У них было единобожие!
- Да, я понимаю. Язычество - это когда много всяких богов. А у антов и славян этого, выходит, не было.
- Причём своим единым верховным Богом анты называли не Перуна, а Багая Папая - то есть Бога Отца. Именно с Багаем Папаем связано появление в Крыму культа единого Бога Высочайшего, а греческий политеизм, то есть греческое многобожие после этого отступило на задний план. И это притом, что в те времена ещё не было в Северном Причерноморье традиционных христиан.
- То, что ты рассказываешь, очень интересно. Я об этом никогда не слышала. Получается, что анты и славяне были православными христианами ещё до принятия христианства?
- Почти что так! Только их христианство имело в виду совсем другого Христа, а их православие не имело тех внешних атрибутов, которые появились вначале в Византии, а потом и на Руси.
- Ты имеешь в виду богатые храмы, одежды, утварь?
- Конечно!
- А что ещё тебе известно про антов?
- Вот что писал о них византийский полководец Маврикий: 'Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно на собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочерёдно с места на место, куда бы тем ни было нужно; так что если гостю по беспечности причинён вред, против него начинает вражду тот, кто привёл гостя, почитая отмщение за него священным долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределённое время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы. Жёны их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве. Живут они среди лесов, рек, болот и труднопроходимых озёр, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ из-за обычно настигающих их опасностей; всё ценное из своих вещей они зарывают в тайнике, не держа открыто ничего лишнего'. И всё это писал об антах не кто-нибудь, а их противник.
- Теперь у меня есть некоторое представление об антах, - сказала Саша.
- Как ты думаешь, Саша, кто мог быть первопредком этих удивительных антов?
- Наверное, какой-нибудь Ант.
- Правильно. А когда он мог жить?
- Наверное, незадолго до первого упоминания антов древними историками.
- То есть когда?
- Ну, если первым упоминанием антов считать войну Божа против Винитария, которая происходила примерно в 400 году, то первый Ант мог жить в четвёртом или даже в конце третьего веков нашей эры.
- Так вот, Саша! - сказал бы мистер Холмс - В доказательство твоих слов совсем недавно в Крыму возле нынешней Керчи или бывшего Пантикапея, столицы Боспорского царства, которая располагается не так уж далеко от Херсонеса, была обнаружена маленькая надпись на каменной плите, датированная 270 годом нашей эры.
- И что было выбито на этой плите?
- На ней были выбиты только два слова: Ант Папий!
- Ну и что?
- Ты действительно не понимаешь?
- Пока нет. Хотя имя Ант, наверное, как-то связано с антами.
- Вот именно, Саша! На сегодняшний день это самый первый исторический персонаж, носящий имя Ант, то есть наиболее вероятный первопредок антов. Других кандидатов мы пока не имеем.
- С другой стороны, он же был Папием, то есть он мог быть родом из Папиев!
- Милый Ватсон! - ответил бы сейчас мистер Холмс - Он не только был родом из Папиев, но именно он, скорее всего, и был отцом того самого Христа Папия, который через несколько лет, а именно, через двадцать лет был избран носителем венца, то есть царём страны херсонитов! Возможно, сам Ант Папий тоже был носителем венца херсонитов, но только за несколько лет до своего сына.
- Получается, что Христос Папий был родом из племени антов и мог быть прямым потомком Багая Папая, то есть Бога Отца?
- Вот именно! Он мог называть себя его сыном, то есть Божьим Сыном, точно так же, как это делал, если верить евангелиям, Иисус Христос!
- Мистер Холмс, вы гений! - сказала Саша, обращаясь к Владимиру, - Ну, а Сократ Христос тоже был потомком Багая Папая?
- Этого я пока сказать не могу, но его потомки, а значит, и он сам могли быть антами.
- Не поняла!
- Попробуй напрячь своё внимание, Саша, ещё раз. После того, как Сократ Христос потерпел поражение от ромеев и был вынужден уступить престол, а город и страна, где он жил, были отданы на разграбление ромеям, куда могли деться его семья, все его родичи?
- Они могли бежать из Вифинии к Митридату Евпатору в соседний Понт, в его столицу Синопу.
- А потом, когда уже самому Митридату Евпатору под давлением ромеев пришлось покинуть Синопу?
- Потом они могли вместе с ним бежать в Крым, где правил его сын Фарнак, а ещё раньше - предки Спартака.
- Значит, их путь мог пролегать из Вифинии и Пафлагонии в Крым и Северное Причерноморье?
- Конечно, мог!
- А какой путь в это же время совершили предки антов?
- Это, наверное, пока никому не известно. Хотя, возможно, это был тот же путь, какой проделали в Крым Папии.
- Так вот, Саша! Откроем летописи святого Нестора и прочитаем ещё раз то, что он пишет о происхождении славян.
- Давай прочитаем!
- Вот его слова: '...бысть язык славенеск, от племени Афетова, нарицаеми норцы, яже суть славяне, иже живяху близь Сирии и в Пафлагонии'.
- Прямо так и написано?
- Прямо так, Саша! Наш Нестор-летописец, не рус, не славянин, но нейтральный грек, святой, кстати, христианин, причисленный к лику святых именно на Руси, писал о том, что наши русские предки до появления в Европе жили близ Сирии и в Пафлагонии. Насчёт Сирии пока ничего говорить не буду, а вот Пафлагония - это же первая соседка Вифинии по Чёрному морю. Часть Пафлагонии даже входила в состав Вифинии. Поэтому факты, упомянутые самим Нестором, могут только увеличивать число доказательств родства Сократа Христа и антов - дедов русов!
- Значит, путь антов из Сирии и Пафлагонии в Крым и Северное Причерноморье совпадает с путём, проделанным возможными потомками и родичами Сократа Христа?
- Так получается, Саша, даже, если бы мы не хотели сделать такой вывод. Поэтому вначале антов могли называть просто херсонитами, то есть жителями Херсонеса или Крыма. А вот когда через триста лет после бегства в Крым их вождём стал Ант Папий, прямой потомок Багая Папая, то тогда и стали называть их антами. Одним из предков этого Анта был Христос, сын Папия, который жил в Херсонесе во времена императора Марка Аврелия. Сыном Анта был ещё один Христос, тоже сын Папия. Так у антов появился ещё один свой собственный Христос - уже третий. И все они были чтимы своими современниками и могли происходить из рода Багая Папая. Об этом даже ромеи писали. Через некоторое время после смерти Анта этот третий Христос сам стал вождём антов и принимал участие в войне против сарматов, которые жили тогда к северу от Крыма. Его союзниками в войне с сарматами были Констанций Хлор и его сын Константин Великий, будущий император Рима, тот самый, который впервые сделал Рим христианским и построил Новый Рим на востоке. Причём этот новый христианский Рим был построен именно на той земле, чьим последним независимым правителем был Сократ Христос.
- Думаю, что это далеко не случайное совпадение. Интересно, а кто был носителем венца страны херсонитов после Христа Папия?
- После Христа, сына Папия, носителем венца, то есть царём херсонитов на очередной срок, если верить императору Константину Багрянородному, вначале был избран Диоген, сын Диогена, а потом Виск, сын Суполиха. Если судить по имени, то Виск мог бы быть славянином, причём самым первым славянином, упоминаемый в мировой истории. Но я думаю, что это был представитель того племени, которое, если исходить из его родства со славянами, носило название антов.
- По-моему, вы правы, мистер Холмс! - сказала Саша
- А вот что написано, Саша, о происхождении антов в 'Велесовой книге': 'И диаходе тиверсеи до соиние море а суренже до вои, и рекох вамо:
- Иакоже виедиехомь само, ото изе, стариа реме нашиа споленства антиева. И також е иесте за многои а крве лите, а по ние Руса будешеть, яко руду лиахомь, а таков ж оиженыу до конце и будеть. Ото земе наша славенои племенои и родои. Се бо славихомь Бозе, николиже просиаще, леже славища соилу иех. И такоже величахомь пращура нашиего Сврга...'
То есть дошли славянские племена тиверцев до синего моря, где когда-то жили анты, и рекли: 'В старые времена анты объединились против изе (наверное, против язов), проливали кровь, а после них Руса будет. От земли нашей славянские племена и роды. И славили Боза...'
- То есть славили того, кого распял Винитарий?
- Вполне вероятно. Бож и все его родные и близкие были схвачены и распяты на крестах. Понимаешь, Саша, рас-пя-ты! Произошло ужасное Божье распятие! Именно таковой была настоящая история Христианства, - реального русского Христианства! - где был у антов и собственный первый Христос, погибший за сто двадцать пять лет до распятия Иисуса, и реальное Божье распятие вместе с распятием родных и близких Божа. Конечно, это было совсем другое христианство. Ведь тогда мало кто из антов знал Иисуса Христа. Но, тем не менее, как ты считаешь, Саша, - вышеупомянутые знатные лица антов достойны были памяти людской?
- Конечно, же, все они достойны! Чего тут говорить!
- Наверное, древние анты тоже так считали и, безусловно, хранили память о своём Христе и о своём Боже на протяжении многих веков. Потом, когда у антов появились новые вожди и среди них Рус, их стали называть уже не антами, а русами. Когда же в их страну на Русь пришли греческие попы проповедовать веру в Иисуса Христа, то русский народ принял эту веру без особого колебания, смешав в своём воображении своё собственное далёкое прошлое и близкое настоящее, называя распятого Иисуса именем своего погибшего Сократа Христа и сыном распятого Божа. Посмотри, в Библии на русском языке везде упомянуто имя именно этого Божа! Случайно ли?
- Каким же должно быть истинное лицо православия и христианства?
- Это не нам с тобой решать, Саша. Пусть это решает сам народ России и его представители, служащие в церквях и монастырях. Всё надо хорошо осмыслить. В любом случае Иисус Христос остаётся вне сомнений. Но мы должны помнить и иных духовных пастырей, которые были на Руси до принятия христианства и даже до Иисуса Христа. А они были!
- Конечно, были!
- Вот такой разговор, Саша, мог бы произойти на Бейкер-стрит между Шерлоком Холмсом и мистером Ватсоном, если бы они затеяли разгадать тайну происхождения антов и их исчезновения с поля зрения древних историков. Их размышления, конечно, сильно задевают нынешнюю Русскую Православную Церковь, но что делать? Мы ведь хотим постичь истину, а она превыше всего!
- Какой ты у меня умный, Володечка! Вот таким я тебя и люблю! По-моему, ты будешь известным в мире историком, а я твоей музой и верной половинкой.
Так говорила Саша, радуясь успехам Владимира. А может, наоборот, ей вовсе не надо было радоваться, не надо ей и Владимиру искать никакой истины? Мало ли что может случиться во время её поисков с новыми Шерлоками Холмсами и их молодыми друзьями! Ведь они замахнулись на самого Христа, а это опасно во многих смыслах! Может всё-таки им нужно последовать не за истиной, а за тем же Достоевским, который, наоборот, как это же делают сегодня другие большевики от Христианства, отказывался от поиска истины в пользу Христа?