Попов Борис Иванович : другие произведения.

В ожидании воскрешения

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ...все люди, которые вошли в Новый Завет в стране Дамаска и отвернулись и изменили и отступили от колодца живой воды - не будут более считаться в собрании народа и в его запись не будут вписаны от дня кончины единственного учителя, до того как встанет Христос из (дома) Аарона и из Израиля.
  -----------------------------Дамасский документ
  
   После регистрации, торжественного открытия и быстрого завершения первого дня международного симпозиума, на котором присутствовали не только светские учёные, но и учёные-богословы из католического Ватикана и некоторых других христианских конфессий, Судин и Витторио вместе со многими участниками симпозиума с удовольствием приняли участие в коллективной экскурсионной поездке на автобусах в Ватикан. Через некоторое время после отъезда от гранд-отеля автобусы переехали через мост Витторио Эммануила, пересекли Тибр и въехали на территорию небольшого государства, расположенного в центре Рима. Автобусы остановились на площади Пия XII, все пассажиры вышли из них и пешком, в сопровождении экскурсовода, направились на огромную площадь Святого Петра. Экскурсанты медленно шли по камням, уложенным на этой площади, и с каждым шагом невольно всё больше и больше проникались вселенским духом католицизма.
  
  Площадь по обе стороны была окружена высокими монументальными колоннадами главного собора всех католиков. На самой вершине колоннады Витторио и Судин, высоко задрав головы, обозревали почти полторы сотни огромных статуй различных святых и среди них отдельно герб папы Александра Седьмого. Затем все экскурсанты подошли к самому центру огромной площади, где возвышался высокий обелиск, окружённый двумя фонтанами. По словам экскурсовода, на этом обелиске хранился фрагмент подлинного Святого Креста. В своё время, как рассказывал экскурсовод, настоящий обелиск был привезён в Рим из Египта императором Калигулой. Потом император Нерон установил его в цирке, где происходили бои гладиаторов, а затем и истязания самых первых христиан, в том числе и апостола Петра. По преданию, во время казни Пётр умолял палачей распять его не так, как Христа, а вниз головой, как бога Одина, потому что даже в казни он не имел никакого права сравнивать себя с Христом. Таким вот был святой Пётр!
  
  Затем участники симпозиума направились ко входу в поражающий своими размерами Собор Святого Петра. Оказывается, этот собор строился целых сто семьдесят шесть лет! В его строительстве принимали участие разные архитекторы и скульпторы, в том числе, конечно, и Микеланджело Буанаротти. Сегодня этот собор является самым большим католическим храмом в мире. Войдя в него, Витторио и Судин сразу же увидели на его полу специальную "линейку", на которой были отмечены размеры других соборов, в том числе и Собор Парижской богоматери. Все они были гораздо меньших размеров.
  
  Огромное здание предстало перед экскурсантами анфиладой великолепных просторных залов. Вскоре они узнали, что общая длина собора составляет более двухсот метров, а высота его купола - почти сто двадцать метров, то есть сорок этажей!
  
  - Витторио! - сказал Судин - Думал ли когда-нибудь апостол Пётр, бедный рыбак из Галилеи, что не в честь его учителя Иисуса Христа, а именно в честь него самого - Петра - построят такой грандиозный собор, самый грандиозный собор в мире?
  - Вряд ли!
  - Желал ли Пётр подобного?
  - Думаю, нет, никогда! Ведь он же боготворил не себя, а Иисуса!
  - Почему же Ватикан, считающий себя истинно христианским, построил такой грандиозный собор не в честь Иисуса Христа, а в честь одного из его учеников?
  - Даже не знаю, что и ответить! Я над этим вопросом до сих пор никогда не задумывался!
  
  А гигантский свод купола собора продолжал возвышаться в небе над головами Витторио и Судина и своим серо-голубым цветом, кажется, прямо таки сливался с самим небесным сводом. Вероятно, великий Микеланджело при создании купола хотел вызвать у молящихся в Соборе чувство абсолютной гармонии с небесами и бесконечности мироздания, которое с особой силой будет захватывать их при взгляде на этот купол. Кажется, что весь мир каким-то образом отражён в этом куполе, и всё, что есть прекрасного и возвышенного, сливается в нём с молитвами, с благочестивыми надеждами всего христианского мира, с почтением взирающего на такое необычное надгробие Святого Петра.
  
  Внутри портика над главным входом Витторио и Судин увидели знаменитую лодку, изваянную для старого Собора Святого Петра мастером Джотто к первому юбилею Собора. На фасаде с большим центральным портиком им показали девять балконов, один из которых называется Лоджией Благословения. Именно отсюда римский папа регулярно обращается к многочисленным верующим, собирающимся на Площади Святого Петра в праздник Пасхи, с благословением "Urbi et Orbi" - "Городу и Миру". Люди стекаются сюда со всех концов мира, чтобы, как говорят католики, увидеть "самого великого из всех живущих". На балконе в тиаре и мантии словно Багай-Папай появляется Папа. В этот момент возглас восторга разносится над площадью, и все преклоняют колена. Молчат колокола, молчат хоры, молчат серебряные трубы. Всеобщая глубокая тишина повисает над площадью. Вечный город и весь мир внимают благословение Папы.
  
  Огромные бронзовые врата Собора изготовлены по эскизу Филарета, имитировавшего бронзовые врата Гиберти во Флоренции. Их украшают стоящие по бокам скульптуры Святых Петра и Павла, которые считаются шедевром скульптурного искусства. Последняя дверь справа - это знаменитые Священные Врата, которые открываются самим Папой накануне Рождества Христова раз в двадцать пять лет, в юбилейный год, после специального ритуала и трёх символических ударов молота. В конце юбилейного года врата вновь закрываются с проведением торжественной церемонии.
  
  Главный алтарь под куполом собора установлен над могилой святого Петра. Перед ним день и ночь горит почти сотня лампад. Над алтарем парит балдахин работы Бернини. Он установлен на четырёх витых колоннах, отлитых из бронзы, снятой с Парфенона. Но венцом могилы бедного рыбака из Галилеи, конечно, же, является величественный купол, вознёсшийся к небу, украшенный хорами ангелов и святых, окруживших трон Всевышнего в сиянии божественного света.
  
  После осмотра купола и алтаря Витторио и Судин прошли по всему периметру Собора Святого Петра и увидели многочисленные капеллы, каждая из которых была по-своему прекрасна, особенно капелла Пьеты, названная по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело - Пьета. Молодой мастер изваял её ещё в 1500 году по заказу французского кардинала. Пьета представляет собой скульптурную композицию, изображающую Христа, покоящегося на коленях у Девы Марии. Скульптор изваял это "Оплакивание Христа", когда ему было всего двадцать четыре года.
  
  Далее друзья увидели капеллу Святого Себастьяна с надгробным памятником папе Пию Двенадцатому; капеллу Святого Причастия; капеллу Грегориана, выполненную в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта и богато украшенную мозаиками и ценными породами мрамора; капеллу колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, носивших имя Лев; капеллу Климентина, построенную по заказу папы Климента Седьмого архитектором Джакомо делла Порта, которая хранит останки Святого Григория Великого, а также останки самого великого архитектора. Над алтарем расположена ценнейшая фреска "Мадонна Покровительница". Далее были капелла Святого Михаила с мозаичным портретом самого святого; роскошная капелла Хоров с золоченой отделкой, и наконец, капелла представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну Двадцать Третьему, выполненным скульптором Эмилио Греко.
  
  После завершения осмотра собора состоялась экскурсия в Сикстинскую капеллу, где участники симпозиума смогли полюбоваться фресками таких великих мастеров, как Синьорелли, Боттичелли, Гирландайо до Перуджино и знаменитым "Страшным Судом" работы Микеланджело Буонаротти.
  
  Самая известная капелла Ватикана - рассказывал экскурсовод - была построена архитектором Джованнино де Дольчи по проекту Баччио Понтелли в эпоху правления папы Сикста IV.
  
  Витторио и Судин увидели, что Сикстинская капелла - это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделённый на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино де Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески её стен и свода, в особенности фрески Микеланджело, которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. Но славу, не сравнимую ни с чем, принёс этой капелле, конечно, же, Микеланджело.
  
  - По-моему, - сказал Судин - Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека. Только его сознание могло вместить, а руки исполнить невероятный замысел, сохранённый этими сводами.
  
  - Да, я тоже это чувствую!
  
  В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод храма представлял собой небесную сферу, усыпанную звёздами, и Микеланджело был специально вызван в Рим Папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного свода.
  
  Микеланджело работал над фресками капеллы четыре года. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при Папе Павле Третьем Фарнезе. Его новая огромная фреска "Страшный Суд" занимает всю алтарную стену капеллы. Для её создания, оказывается, пришлось даже отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром фрески Микеланджело сделал фигуру Христа, который выразительным драматичным жестом осуждает грешников. Он поднял правую руку и выносит свой страшный приговор: "Подите, проклятые!". Эти слова так и гремят с поверхности фрески.
  
  Особое впечатление на экскурсантов произвели фигуры, окружающие Христа. Справа внизу грешники на ладье Харона, проваливающиеся в ад; в небе ангелы, трубный глас которых призывает встать умерших. У ног Христа Святой Лаврентий и Святой Варфоломей с кинжалом в руке, в лике которого художник изобразил самого себя. Рядом с Христом изображена Мадонна. Она смиренна и безропотна.
  
  Как сказал экскурсовод, на женские образы фрески Страшный Суд оказала влияние прекрасная поэтесса Виктория из рода Колумн, к которой Микеланджело питал страстные чувства.
  
  Если верить некоторым древним литовским и русским преданиям, подумал Судин, то эта Виктория была одного рода с Прусом Цезарином из рода Колумн, являющегося предком и Рюрика и Гедимина!
  
  Говорят, что Папа Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил у Чезена его мнение о работе художника: "Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!". Микеланджело в ответ нарисовал Чезена в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к Папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: "Если бы Микеланджело поместил вас "наверху", я мог бы ещё что-то сделать, но здесь, "внизу", у меня нет никакой власти".
  
  В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнажённые фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище "Брагеттоне", то есть Исподнишник, под которым навсегда остался в истории. Но и он не смел прикоснуться к фигуре Миноса!
  
  - Микеланджело продолжает удивлять и восхищать миллионы туристов даже спустя почти пять столетий, - сказал Судин.
  
  - В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии, - сказал экскурсовод, - и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади верующие узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, чёрный - о продолжении Конклава.
  
  Один историк насчитывал в Ватикане два десятка дворцов, более двухсот лестниц и двенадцать тысяч комнат. В то же время, Ватикан походит на мост, соединяющий не только старый дворец с Сикстинской капеллой и собором Святого Петра, но и прошлое с настоящим. Здешние коллекции, бережно сохраняемые и умножаемые, стали символом величия Святого Престола. Начало было положено Папой Юлием Вторым, который в 1502 году выставил на обозрение самую знаменитую из скульптур древности - Аполлона Бельведерского - идеал мужской красоты всех времен. За ней последовали не менее знаменитый Лаокоон и Бельведерский торс, которые поразили воображение художников и скульпторов XVI века. Ватикан собирал искусство Древнего Рима подобно тому, как средневековая церковная латынь собирала всё, что осталось от латыни языческой.
  
  - Папа, - продолжал экскурсовод - будучи главой римско-католической церкви, обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Ватикан почти шесть веков является папской резиденцией. До переезда папского двора в Авиньон, резиденция находилась в Латеране. С той далекой поры не было такого Папы, который бы не внёс свой вклад в развитие и укрепление Ватикана с тем, чтобы сделать этот святой холм ещё более достойным местопребывания престола Верховного Отца всех католиков мира. Ватикан имеет собственную службу охраны, так называемых карабинеров, и с XVI века собственную жандармерию - знаменитых "швейцарских гвардейцев", являющихся личной охраной Папы. Оказывается, они до сих пор носят старинную униформу, выполненную по рисункам Микеланджело. Сегодня Ватикан поддерживает дипломатические отношения почти со ста странами мира. Колоссальное культурное достояние бережно охраняется: провозглашен вечный нейтралитет Ватикана и неприкосновенность его территории. Даже война пощадила это уникальное государственное образование: Ватикан не подвергался бомбардировкам. После войны ЮНЕСКО объявила Ватикан памятником мирового культурного наследия.
  
  - Ну, как ваше впечатление от посещения Ватикана? - спросил Витторио у Судина после окончания продолжительной экскурсии.
  
  - Я здесь впервые - ответил Судин - и теперь имею некоторое представление о благой идее создания вселенского государства всех праведных католиков, управляемого Папой из величественного Собора Святого Петра. Однако если верить Геродоту, то главный храм Вавилона, устройство которого он подробно описал, был гораздо выше этого Собора. Трудно даже представить, каково, в таком случае, было впечатление у тех людей, кто приближался к Вавилону, например, во время жизни пророка Даниила и даже издалека обозревал гигантский храм халдеев. Одно можно только сказать: в своё время этот храм был таким же вселенским, как и Собор Святого Петра.
  
  - Вполне возможно! Недаром о Вавилонской башне до сих пор ходят самые разные легенды.
  
  После того, как коллеги покинули территорию Ватикана, Судин, рассматривая сверкающие огнями витрины магазинов, спросил:
  
  - Витторио! Значит, всё-таки не все фарисеи, бежавшие из Иудеи в Дамаск, стали членами Нового Завета?
  - Да, далеко не все! - ответил Витторио - Половина из фарисеев сохранила прежние традиции и не примкнула к движению ессеев, возглавляемых Учителем праведности, и отступила от, так называемого, "колодца живой воды".
  - И только те, фарисеи, которые вступили в Новый Завет, после кончины Учителя праведности мечтали о его воскрешении?
  - Да, именно так! Свитки, найденные в Кумранских пещерах, свидетельствуют об этом не один раз.
  - Как вы думаете, Витторио? Каким же образом в представлениях ессеев должно было произойти воскрешение Учителя праведности и произошло ли оно на самом деле?
  
  - Об этом пока ничего неизвестно. Известно только, что воскресшим должен быть некий Христос из дома Аарона и из Израиля.
  - Вот видите - Христос!
  
  - Но это же был бы совсем другой Христос! Вовсе не Иисус!
  
  - Все факты говорят об обратном, Витторио! И если среди некоторых представителей движения ессеев были ученики халдеев, то, наверное, для них воскрешение этого Учителя праведности могло произойти самым простым способом.
  - Это каким же?
  - Этот способ подробно описан тем же Геродотом. Помните?
  - Что вы имеете в виду?
  
  - Речь идёт о самом главном храме Вавилона или, точнее, Бабилона. "Этот храм с большими медными вратами сохранился до наших дней. На середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в одну стадию". Надеюсь, Витторио, вы не забыли, что одна стадия равна 189 метрам?
  
  - Нет, не забыл!
  
  - "На этой башне стоит вторая, а на ней - ещё одна башня и ещё. В общем восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен к последней из них. На последней башне воздвигнут высокий храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол". Заметьте, Витторио, кроме ложа и стола в этом храме больше ничего не было.
  
  - Ну и что?
  
  - А то, что халдейский город Бабилон совсем не случайно носил своё имя - Бабье лоно, потому что самый главный его храм был предназначен для совершения ритуального зачатия. Вспомните слова Геродота: "Ни один человек никогда не проводит здесь ночь, за исключением одной непорочной девы, которую Бог-Отец с помощью жрецов выбирает себе из всех местных дев. Иногда сам Бог-Отец посещает этот храм и проводит ночь на священном ложе. Когда является бог и изрекает оракул (что бывает не всегда, а лишь по временам), то непорочную деву запирают с Богом-Отцом в храме на всю ночь".
  
  - Что вы хотите этим сказать?
  
  - После подобной священной брачной ночи любая избранная непорочная дева могла стать матерью Сына Бога, которого ессеи ожидали под именем Христа, и вот он снова появился перед ними в лице Иисуса Христа из Вифлиема!
  
  - Я с этим категорически не согласен, - возразил Витторио - Учитель праведности - это одно, а Иисус - это совсем другое. Даже церковный историк Филастрий, как вы должны знать, много веков тому назад писал: "Христа, как Господа, Сына Бога они (ессены) не ожидают и не признают, что Он уже возвещён как Бог в Законе и Пророках, но ждут Его, считая только пророком или справедливым человеком", то есть ессеи ждали в лице Христа не Бога, а пророка.
  
  - Хорошо, пусть некоторые ессеи действительно вначале ждали воскрешения своего Христа не как Бога или Сына Бога, а как обычного смертного человека и пророка, но это ведь, практически, ничего не меняет. Всё равно только таким способом было возможно воскрешение Учителя праведности в сознании тех ессеев, которые были послушными учениками и последователями древних халдейских священников! И некоторые из них через какое-то время всё-таки признали в Иисусе своего воскресшего Учителя праведности, своего Христа. Затем же, некоторые из ессеев могли признать в нём же не только пророка, но и Сына Бога, а потом даже и самого Бога!
  
  - Нет, Судин, в этом я с вами совершенно не согласен!
  
  - Дело ваше, Витторио! А я вот думаю иначе. Кстати, вы не обратили внимание на то, что величественные медные врата Собора Святого Петра в Ватикане, которые открываются почему-то один раз в двадцать пять лет, то есть через одно человеческое поколение, напоминают нам медные врата главного храма халдеев?
  
  - Нет, я об этом как-то не думал, хотя какое-то сходство в этом есть.
  
  - Для чего же эти медные врата открываются именно раз в двадцать пять лет, то есть через одно поколение? Не для того ли, чтобы в этом храме так же, как и в древнем Вавилонском храме, через каждое поколение снова и снова на священное брачное ложе входила новая непорочная Дева Мария и совешалось ритуальное зачатие?
  
  - Но я не заметил в Ватикане даже намёка на подобное брачное ложе!
  - Я тоже, но это ничего ещё не значит, может быть, оно где-нибудь и существует. В любом случае некоторая преемственность халдейских традиций в Ватикане налицо.
  
  - Мы ещё вернёмся к этому разговору, Судин, а пока давайте отдыхать.
  - Давайте!
   И они вернулись в гранд-отель. Войдя в номер, Витторио опять внимательно осмотрел все свои вещи, оставленные в гостиничном номере, но на этот раз ничего странного не заметил.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"