Чернышков Александр : другие произведения.

Бог есть Троица

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Исповедание Христианской веры. Материал взят с данного сайта: http://www.ierei.net/bog--troica/

  БОГЪ = ТРОИЦА
  
  Есть верующие, которые непраґвильно понимают смысл христианского учения о Боге как Троице. Поэтому в данном подразделе мы постараемся последовательно изложить этот вопрос.
  
  Бог, в Которого веруют и Которому поклоняются христиане, есть Един по существу и Троичен в Лицах. Только христиане поклоняются Пресвятой Троице. Иудеи и мусульмане поклоняются Богу в едином Лице. Как понимать, что Бог Троичен в Лицах? Известно, что слово "Лиґцо" в переводе с церковно-славянского языка означает "Личность". Поэтому смысл выражения "Бог Троичен в Лицах" следует понимать как Единство Трех Божественных Личностей: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Это не три Бога, а один Бог. Здесь очень важный момент, и его надо усвоить отчетливо.
  
  Каждое из трех Лиц Божества называют по-гречески Ипостасью.
  
  Человеческий разум не вмещает в себя, как могут Три Божественные Личности образовывать Единое Божество. Некоторые говорят, что три единицы не могут равняться одной единице. И действительно, 1+1+1 не равняется единице. Но не надо забывать, что на сложении математиґка не кончается. На ступеньку выше в математике стоит действие умножение. 1x1x1 дает в результате единицу. Этот простой пример убеждает, что если хоть чуть-чуть стать выше нашего примиґтивного мышления, то уже не должно быть сомнения, что Три Божественные Личности составляют Единое Божество.
  
  Люди, которые считают, что Бог в едином Лиґце, представляют Его нередко грозным, жестоґким, немилосердным. И если бы в действительґности Бог был только в одном Лице, т. е. одиноґким, то откуда бы Ему быть добрым, любящим? Но "Бог есть любовь" (I Иоан. 4,8), а уже из этого следует, что там, где есть любовь, там есть, кому любить и кого любить. Уже поэтому Истинный Бог не может быть в одном Лице.
  
  Когда Господь явился Аврааму в виде трех Ангелов, то этим самым Он впервые открыл люґдям, что Бог есть Троица. Господь Исус Христос в дни Своей земной жизни открыл человечеству еще яснее, что Пресвятая Троица есть Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
  
  Три Божественные Ипостаси нераздельны. Они являют Собою Бога Единого, Троицу Единоґсущную и Нераздельную. Единство Лиц Преґсвятой Троицы следует понимать в полном знаґчении этого слова. Тот факт, что Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой нераздельны между Собою, находит убедительную аналогию в следующих словах святителя Григория Богослова: "Как дуґша наша, принадлежа к роду существ духовных, рождает из себя бесчисленное множество мысґлей, и, однако же, чрез действие мышления не деґлится в существе своем, и не только не терпит оскудения от множества произведенных мысґлей, но еще более обогащается ими; и как произґносимое и свойственное всем нам слово, не отдеґляясь от производящей его души, в то же время всецело сообщается, однако ж, душам слушаюґщих, так что, будучи присуще и произведшей его душе, и приемлющим его слушателям, способґствует более к взаимному их соединению, нежеґли разделению: подобным же образом представґляй себе, что и Сын неразделен от Отца, и Дух Святой от Сына, равно, как нераздельна мысль от ума. Как невозможно какое-либо деление и разъединение между умом, мыслию и душою: так никакого же нельзя представить себе делеґния и разъединения между Святым Духом и Спасителем, и Отцем".
  
  Святой Кирилл-философ, который вместе со своим братом Мефодием является первоучитеґлем славян, отвечал однажды языческим мудреґцам, которые говорили, что христиане якобы разґделяют единого Бога на три Бога, привел такой поучительный пример: "Отец и Сын, и Дух Свяґтой суть три Лица, существо же едино. Воззриґте на солнце, от Бога в образ Св. Троицы на небеси поставленное: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; так же и в Пресвятой Троице: Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Еванґгелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. И так рассмотґрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнґце состоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но не разделяется на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство. Одно есть круг, другое - сияние, третье - теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца и Сына, и Св. Духа, однако, Божество не раздеґляется на три Бога, но один есть Бог".
  
  Наряду с этими примерами двух святых угодґников Божиих приведем еще и такой пример, коґторый позволяет хотя бы как-то приблизить человека к пониманию тайны Пресвятой Троиґцы. Один и тот же христианин по отношению к своим детям является отцом, по отношению к своим родителям - сыном, по отношению к члеґнам Церкви - духовным братом.
  
  Три Лица Троицы неслитны между Собою. На первый взгляд такие понятия, как нераздеґльность и неслитность Ипостасей Пресвятой Троицы, могут казаться противоречием. Однако никакого противоречия тут нет и быть не может. Все дело в том, что нашему ограниченному разуґму не понять того, как Три Лица Троицы могут быть и нераздельны и не слитны. Каждая из Трех Божественных Личностей самостоятельна и отґлична от других, имеет равное Божественное достоинство и обладает всеми Божескими соґвершенствами. Как Отец есть Истинный Бог, так и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог. Но, имея равное Божественґное достоинство, Три Лица Божества имеют межґду собою и различия.
  
  Бог Отец безначален в абсолютном смысле Он не рождается и не исходит от другого лица. Его Личность, жизнь никем не обусловлены. Бог Отец ни из какого другого начала, кроме Самого Себя не происходит, а Сам является началом (но не во времени, а от вечности, т. е. всегда) всего Божества. Бог Отец предвечно родил и вечно рождает Бога Сына и предвечно произвел и вечно производит из Себя Бога Духа Святого.
  
  О рождении Бога Сына от Бога Отца и исхождении Бога Духа Святого от Бога Отца ведают только Ипостаси Пресвятой Троицы, а из тварей постигнуть этого никто не может.
  
  Рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца происходит исключительно духовґным образом, без всякого чувственного отделеґния, без всякого страдания, ибо естество Божие невещественно, Его нельзя разделить на какие-либо составные части, как делится вещество на составляющие его части.
  
  Бог Сын предвечно рожден от Бога Отца. Начаґло Сына, - подчеркнем еще раз, - это начало от Отца, а отнюдь не начало во времени. В физиґческом мире невозможно найти пример, позволяґющий представить предвечное рождение Бога Сына от Бога Отца, и не подобает представлять эту тайну Божественной жизни наподобие челоґвеческого родства. Ни в коем случае нельзя дуґмать так, что когда-либо Бога Сына не было. Бог Отец является всегда Отцом, потому что у него всегда есть Сын - Бог Сын.
  
  Бог Сын рождается не из ничего, а из сущґности Бога Отца, но при этом от естества Отца ничего не отделяется. Бог Сын вечно рождается от Бога Отца. Чтобы вечное рождение Сына выґразить на языке более понятном человеку, горазґдо удобнее говорить, что Сын родился от Отца вечно, нежели, - что Сын вечно рождается: ибо в человеческом понимании все то, что рождается, означает, что еще не родилось, а Бог Сын рожден.
  
  Сын родился от Отца, но не отделился от Него - родился неразлучно, поэтому и называется "сущим в недре Отчем" (Иоан. 1, 18).
  
  Бога Сына называют также Сыном Божиим. Около двух тысяч лет тому назад Сын Божий воґплотился в человеческое тело и родился на земґле от Пресвятой Богородицы - Девы Марии в образе Богочеловека Господа нашего Исуса Хриґста. В Исусе Христе две природы - Божеская и человеческая. Исус (по-еврейски Иешуа), что в переводе означает Спаситель. "Наречешь Ему имя Исус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Матф. 1, 21). Слово Христос - греческий перевод еврейского слова Мессия, что значит помазанник. Богочеловек Исус был помазан (поґсвящен) Духом Святым на Свое служение для избавления рода человеческого от власти греґха и диавола, подобно тому как в древности цари, первосвященники, а иногда и пророки, помазываґлись при посвящении на служение священным елеем.
  
  Сын Божий называется Единородным, ибо только Он рожден от Бога Отца. Он рожден "прежде всех век" - до начала всякого времени.
  
  В IV веке появилось лжеучение александрийґского пресвитера Ария, который стал учить, что Сын Божий не совечен Отцу, что было время, когґда Сын Божий не существовал, что Он не Бог, но особое высшее творение. Первый Вселенский Собор в 325 году осудил все заблуждения еретиґка Ария, который произвел немалую церковную смуту.
  
  Арий впал в ересь из-за того, что неправильно понимал вечность как бесконечное время. Он дуґмал, что поскольку Сын Божий рожден от Отца, значит было время, когда Его не было. В действительности же вечность - это отсутствие времени вообще. Время появилось вместе с наґчалом мироздания. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего времени. Бог всегда пребывает в вечном настоящем. Поэтому Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда суґществующим рождением.
  
  Всегда пребывая с Отцом, Сын Божий имеет с Ним одну волю, одну жизнь, одну силу.
  
  В символе .веры мы каждый день читаем: "...нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес". Слова "сшедшего с небес", конечно, не следует понимать в таком смысле, будто бы Сын Божий сначала находился где-то в небесґной выси, а затем опустился на Землю. Воплощеґние Сына Божия - это Его пришествие в мир из совершенно иного, недоступного нам, Божестґвенного бытия.
  
  Придя в этот мир, Христос сделался таким же человеком, как и все люди. Но в отличие от всех людей Сын Божий проводил безгрешную жизнь. Он подвергался искушениям от бесов, претерпевал страдания, ощущал голод, жажду, усталость. Хотя Господь Исус Христос не согреґшил и поэтому не должен был бы страдать и умереть, но Он добровольно принял на Себя греґхи мира и добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человеческого рода. Хрисґтос был распят на Кресте, перенес ни с чем не сравнимую Крестную муку, умер, был погребен, воскрес, вознесся на Небо и придет во Второй раз на Землю, чтобы судить живых и мертвых.
  
  Бог Отец не только предвечно рождает Сына, но также предвечно изводит Святого Духа. Дух Святой есть Третье Лицо Пресвятой Троицы, и поэтому Он есть Истинный Бог. К глубокому сожалению, не все христиане понимают Духа Святого как самостоятельное Живое Существо, как Божественную Личность. В том, что Бог Отец является Личностью, не может быть сомнения ни у кого из верующих хотя бы по той причине, что Творец вселенной должен обладать разуґмом, волей, чувствами.
  
  Воплотившийся Единородный Сын Божий Госґподь Исус Христос, совершив дело нашего спаґсения, вполне понятно, является Божественной Личностью. Но Духа Святого нередко люди предґставляют безличным, думают о Нем как о проявлении Божественной безличной силы или энерґгии, а не как о Личности. Такое величайшее заґблуждение оборачивается трагедией для духовґной жизни человека, которая без водительства Божественной Личности Духа Святого обрекает человека на духовное бесплодие.
  
  В священном Писании содержатся, многие места, убедительно доказывающие то, что Дух Святой является Личностью и имеет свойства Личности. Дух Святой - Утешитель (Иоан.14,16; 16,7), Ходатай за нас перед Богом Отцом (Рим. 8,26), чувствителен к оскорблениям (Ефес. 4,30). Как и Христос, Дух Святой назван Богом и Господом (Деян. 5,3-4; 2 Кор. 3,18). Дух Святой имеет все свойства, присущие Богу Отцу и Богу Сыну. Он вездесущ (Псал. 138,7-10; Иоан. 14,17; 1 Кор. 3,16), всеведущ (1 Кор. 2,10-11; 1 Тим. 4,1) и т. п.
  
  Дух Святой участвовал в творении вселенной и человека: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32,6). "И сказал Бог: сотворим человека по образу Наґшему" (т. е. по образу Трех Лиц Божества, вклюґчая и Духа Святого) (Быт. 1,26).
  
  Дух Святой в Ветхом Завете вдохновлял проґроков на их деятельность, давал им Свои откровеґния, оказывал Свое Божественное воздействие на другие личности для осуществления опредеґленных Божиих планов и целей.
  
  Господь Исус Христос был рожден от Духа Святого (Лук. 1,35), был водим Духом (Матф. 4,1), побеждал искушения диавола силой Духа Святого (Лук. 4,13-14).
  
  Совершая искупительный подвиг нашего спаґсения, Сын Божий взошел на Голгофский Крест силою Духа Святого (Евр. 9,14). Победитель смерти и ада Христос Жизнодавец воскрес из мертвых силой Духа Святого (Рим. 1,4; 8,11).
  
  Итак, нами приведено достаточно доказаґтельств, что Дух Святой является Божественной Личностью, имеющей равное достоинство с Богом Отцом и Богом Сыном.
  
  Бог Отец есть вечное начало и источник Духа Святого. Дух Святой исходит от Отца вечно. Римо-католическая церковь учит, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сыґна. Учение об исхождении Духа Святого от Сыґна Божия получило название "Филиокве". Это учение не имеет подтверждения в Священном Писании и в творениях Святых Отцов Церкви.
  
  Вопрос об исхождении Духа Святого был главґной догматической причиной религиозного разґделения в 1054 году между Востоком и Западом (между православием и католицизмом).
  
  Укажем на еще одно заблуждение в учении о Духе Святом, заблуждение более древнее, чем "Филиокве", - ересь Македония, епископа Конґстантинопольского, жившего в IV веке. Макеґдонии учил, что Дух Святой есть творение Сыґна, служебное существо, которое намного выше Ангелов, но несравнимо ниже Отца и Сына, а поґэтому не имеет с Ними одной славы и чести, и Ему нельзя поклоняться как Богу.
  
  Церковь решительно выступила против этой ереси. В 381 году был созван Второй Вселенский Собор, который и утвердил учение Церкви о Свяґтом Духе. Оно нашло свое отражение во второй части Символа веры ("Верую во Единого Бога..."), известного под названием Никео-Цареградского символа веры.
  
  Учение Второго Вселенского Собора о Духе Святом было настолько точно и правильно обосґновано богословски, что Третий Вселенский Соґбор своим седьмым правилом запретил составґлять новый Символ веры.
  
  В Священном Писании и в творениях Святых Отцов Бог Дух Святой имеет много удивительґных названий. Само же именование Третьей Ипостаси Божества Духом Святым выражает тот факт, что Дух Святой предвечно исходит от Отґца, и поэтому есть дыхание Отца (слово "дух" в переводе с греческого означает "дыхание", "веґтер").
  
  Дух Святой имеет к жизни вселенной, человеґка, Церкви гораздо большее и близкое отношеґние, чем мы себе представляем.
  
  Уже на первой странице Библии мы видим соґзидательную силу Духа Святого в жизни вселенґной. "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1,2). Св. Библия многократно свидетельґствует, что Дух Святой творит жизнь. "Дух Боґжий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33,4), "Словом Господа сотвоґрены небеса, и Духом уст Его - все воинство их" (Псал. 32,6). "Пошлешь Дух Твой - созиґдаются, и Ты обновляешь лице земли" (Псал. 103,30).
  
  Дух Святой одушевляет наши разумные души, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, водворяет мир Христов. Только Дух Свяґтой может вполне очистить человека от страстей и сделать его душу жилищем Божиим. Без поґсредства Духа Святого нет истинного познания Господа Исуса Христа.
  
  Дух Святой открывает тайны Божии и дела Господа Исуса "Дух все проницает, и глубины Божий. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 10-11), "Когда же приидет Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан. 15, 26).
  
  Дух Святой открывает будущее. "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят неґкоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4,1).
  
  Многообразное благодатное действие Духа Божия выражается так же в том, что Он облиґчает человека во грехах, производит раскаяние, очищает и освящает, совершает новое рождение. "Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде" (Иоан. 16, 8), "и такими (блудниками, идолослужителями, прелюбодеями и т. п.) были неґкоторые из вас; но омылись, но освятились... Духом Бога нашего" (1 Кор. 6, 11), "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан. 3, 6).
  
  Дух Святой обитает в душах истинных посґледователей Христовых, свидетельствуют их дуґху о том, что они усыновлены Богом, запечатлеґвает их для искупления. "Дух Истины... с вами пребывает и в вас будет" (Иоан. 14, 17), "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий жиґвет в вас?"(1 Кор. 3, 16), "Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!". Сей самый Дух свидетельствует духу наґшему, что мы - дети Божий" (Рим. 8,15-16). Уверовавшие во Христа "запечатлены обетованґным Святым Духом, Который есть залог наслеґдия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его" (Ефес. 1, 13-14).
  
  Третье Лицо Пресвятой Троицы дает христиаґнину мудрость, правду, мир, радость, произвоґдит надежду, сообщает любовь Божию. "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом" (1 Кор. 12, 8), "Ибо Царґствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17), "Плод же духа:, любовь, радость, мир, долготерґпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23), "Бог же надежґды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились наґдеждою" (Рим. 15, 13), "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5, 5).
  
  Церковь Христова живет Духом Святым. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апоґстолов и, пребывая с того времени в Церкви, Он сообщает верующим все потребное для спасения, прививает их ко Христу и через Христа приводит к Богу Отцу. Дух Святой управляет всеми движеґниями в Церкви, подобно как душа управляет движением тела.
  
  Каждое из семи церковных Таинств (Креґщение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия (Причащение) и другие) священник совершает силою Святого Духа. В церковных Таинствах ' верующие получают дары Святого Духа. По исґчислению св. пророка Исайи (11, 2-3), даров Духа Святого семь: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочеґстия и Дух страха Божия.
  
  Св. апостол Павел пишет о дарах Духа Святого; "Одному дается Духом слово мудрости, другоґму слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Дуґхом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие произвоґдит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12, 8-11).
  
  Итак, нами обстоятельно разобран вопрос о различии Божественных Ипостасей по их Личґным свойствам. В заключении подраздела о Боґге как Троице следует еще раз подчеркнуть, что каждой из Трех Божественных Личностей: Отґцу и Сыну, и Святому Духу - приличествует равное поклонение и прославление.
  
  Каждое из Лиц Пресвятой Троицы участвоґвало в творении мира и человека, а также в деле спасения человеческого рода, участвует в деле промышления.
  
  Мы знаем, что Бог - Троица. Но, когда начиґнаем задумываться о Боге, обычно первым деґлом в нашем сознании появляется образ Госпоґда Исуса Христа - Второй Ипостаси Пресвяґтой Троицы. Здесь схожая аналогия с тем, что вода бывает в трех агрегатных состояний: тверґдом (лед), жидком и газообразном (пар), но когда мы представляем в своем сознании воду, обычно имеем в виду ее жидкое состояние.
   Образ Божественной Троицы отражается в человеке (это его дух, душа, тело), а также в мироздании (пространство имеет три измереґния - длину, ширину, высоту; время бывает проґшлое, настоящее, будущее и т. п. Из всех геометґрических фигур особо выделяется треугольник, как по своим многим удивительным свойґствам, так и тем, что это самая устойчивая фиґгура, или, как говорят математики, треугольник - фигура жесткая).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"